Система оценивания образовательных достижений

Шожоева Маргарита Дугар-Сыреновна

Структура системы оценки:

Система оценки освоения образовательных программ создается с целью получения объективной информации об уровне и качестве освоения образовательных программ.

Технология оценивания учебных действий, применяемая мной, строится на основе следующих общих принципах:

 Оценивание является постоянным процессом

 Оценивание может быть только критериальным

 Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.

Оценивать можно только то, чему учат.

 Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольнооценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

Модели оценочной деятельности:

 Внутренняя оценка: учитель, ученик, ОУ и родители;

 Внешняя оценка: государственные службы (аттестация выпускников, мониторинг системы образования).

В системе оценивания в моей практике по предмету бурятский язык используется как внутренняя оценка, выставляемая родителями, педагогом или школой так и внешняя.

Применяю в образовательном процессе три вида оценивания предметных результатов - стартовую диагностику, текущее оценивание (тесно связано с процессом обучения), итоговое оценивание.

Методы и формы оценивания (перечислить):

В текущем оценивании используются субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся: аудирование, устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктант, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, доклад, изложение, творческая работа, проект.

Итоговая аттестация осуществляется такими формами как: тест, контрольная работа, сочинение, диктант, изложение, техника чтения, говорение. Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения в школе.

Считаю, наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки Портфолио. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за годы обучения информации об учебных достижениях школьника. Так же учитывается и внеурочная деятельность ученика - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, активность в проектах и программах, творческий отчет.

Какие же появились новые формы и методы оценки? Приоритетным в диагностике становятся теперь, вместо репродуктивных заданий (воспроизведение информации), продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки. Новые методы и формы оценки: метапредметные диагностические работы и диагностика результатов развития личности.

В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:

– предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

– метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

– личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).

Помимо привычных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, требующие от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и др.). В любом случае такая диагностика предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Всё это достаточно интимная сфера, поэтому работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.