Опытно-экспериментальная деятельность

Исаенко Валерия Казимировна

Дети, по своей натуре,- это любознательные исследователи, шаг за шагом открывающие для себя разные стороны окружающего мира. Поддержать этот здоровый интерес, направить его в нужное русло познания и обучения помогает опытно- экспериментальная деятельность.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Опыты со снегом

(2 младшая группа)

Цель: Ознакомление детей со свойствами снега.

Задачи:

- Образовательные

Способствовать расширению знаний о свойствах предмета (подвести детей к тому, что снег тает и превращается в воду, имеет определенные свойства (белый, холодный, впитывает краску и окрашивается).

- Развивающие

Развивать умения наблюдать за объектами и их изменениями

Поддерживать стремления детей активно вступать в познавательное

общение, высказывать своё мнение.

Развивать логическое мышление, речь, расширять кругозор.

Развивать мелкую моторику и координацию движений; визуальное, слуховое и сенсорное восприятие.

- Воспитательные

Формировать у детей эмоциональную заинтересованность.

Закреплять культурно-гигиенические навыки (снег нельзя кушать, он грязный).

Средства: емкость с секциями для снега. Краски синего, красного, желтого и зеленого цвета, пипетки, снег.

Способы: игровая мотивация, простейшие причинно-следственные связи, наблюдения.

Ход эксперимента:

Игровая мотивация: В гости к детям пришёл Снеговик.

Воспитатель: По сугробам напрямик к нам пришёл….кто? (снеговик).

Воспитатель: Снеговик-снеговик,

Ты откуда здесь возник?

Мы вчера гуляли,

А тебя мы не видали…

Снеговик : Я пришел из зимней сказки,

Для тебя принёс салазки (показывает игрушечные санки).

В них, снег-снежок, мой дружок.

Вам я его дарю, чтоб с ним поиграли.

А мне пора убегать, а то могу я и растаять.

Описание действий педагога с детьми.

Сначала мы с детьми определили цвет снега. Затем каждый ребенок брал снег и смотрел на то, как он тает на ладошке и превращается в воду. Таким образом, подвели детей к тому, что снег холодный, а ладошка теплая - поэтому снег тает, снег белый, а вода прозрачная.

Итог, подведённый совместно с детьми:

* Снег рыхлый и поэтому впитывает краску.

* Снег тает и превращается в воду.

Дети остались довольны таким экспериментом.

Учитывая, что детям понравилось данное исследование, опытническая деятельность со снегом с детьми 2-4 лет продолжилась и в группе появилась

«Картотека игр-опытов со снегом»

Опыты со снегом.

Задачи: помочь детям выявить основные свойства снега (белый, холодный, тает от тепла рук, учить передавать результаты экспериментирования, используя в речи качественные прилагательные. Развивать любознательность, воображение.

Опыты со снегом.

Задачи: продолжать знакомить детей со свойствами снега, предложить определить, лепится ли снег сегодня, научить лепить из снега шары, складывать из них различные фигуры: снеговика, крепость, животных.

Опыт «Свойство снега»

Задачи : организовать экспериментирование со снегом : предложить детям подержать на ладони немного снега (снег растаял, слепить из снега несколько предметов, подбросить снег на лопатке (снег-рыхлый). Дать названия выявленным свойствам снега.

Экспериментирование со снегом

Задачи: продолжать знакомить детей со свойствами снега, выявлять их при помощи несложных действий (в мороз снег не лепится, скрипит под ногами, становится пушистым).

Экспериментирование со снегом

Задачи: познакомить детей с таким свойством снега как легкость (предложить детям сдуть снег с веточек, со скамейки, с варежки). Развивать любознательность, интерес к явлениям и объектам природы.



Предварительный просмотр:

Эксперименты для детей 3-4 лет

Что притягивает магнит. На поднос кладут большой магнит и ставят корзину с металлическими и неметаллическими предметами.                                                                                                                                   Взрослый берёт магнит и проверяет, что он притянет. Начинают с металлического предмета: его подносят к магниту, он притягивается, его откладывают в сторону. Берут неметаллическую вещь: она не притягивается, её откладывают в другую сторону. Затем малышу предлагают сортировать самостоятельно.                                                                                                                                                                    Дети постарше могут сделать вывод, что магнит притягивает металл.

«Все увидим, все узнаем»

Цель: познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

Материалы и оборудование: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

Ход опыта\ эксперимента: Предлагаем рассмотреть маленькую пуговицу, бусинку. Как лучше видно — глазами или с помощью этого стёклышка? В чем секрет стёклышка? (Увеличивает предметы, их лучше видно.) Этот прибор-помощник называется «лупа». Для чего человеку нужна лупа?

Детям предлагается самостоятельно рассмотреть предметы

по их желанию, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через лупу.

Выводы: Через стекло лупы можно лучше разглядеть мелкие детали предметов. Стекло лупы увеличивает предметы.

«Пускаем солнечные зайчики»

Цель: воспитание интереса к изучению окружающего мира.

Материалы и оборудование: зеркала.

Ход опыта\ эксперимента:

Показать детям, как пускают солнечных «зайчиков».

- Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении.

Дети пробуют пускать солнечных «зайчиков». Затем воспитатель показывает, как спрятать «зайчика» (прикрыть зеркало ладошкой). Дети пробуют спрятать «зайчика». Далее воспитатель предлагает детям поиграть с «зайчиком» в прятки и догонялки, пустить «зайчиков» в помещении, где нет яркого солнечного света.

Выводы: управлять «зайчиком», играть с ним трудно (даже от небольшого движения зеркала солнечный «зайчик» перемещается на стене на большое расстояние). Без яркого света зайчики не появляются

«Игра с тенью»

Цель: дать детям представление о тени.

Материалы и оборудование: фонарик.

Ход опыта\ эксперимента:

Свет выключен, из коробки светит луч, воспитатель преграждает луч рукой. Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.). Воспитатель закрывает свет от прожектора.

-Ребята, а сейчас есть тень? (нет)

-А почему не стало тени? (нет света)

-Значит, бывает тень без света? (нет)

Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют, делают свои фигурки. Поиграем с тенью. (дети показывают различные фигуры)

Ребята, на основе игры света и тени, люди придумали Теневой театр.

Выводы: рука не даёт пройти свету до стены, отсюда образуется тень.



Предварительный просмотр:

Конспект опытно- экспериментальной деятельности

Тема: «Деревянный брусочек»

Образовательная область: Ознакомление с предметным и социальным окружением

Вид деятельности: Познавательное развитие

Возрастная группа: 2 младшая группа

Время: 15 минут.

Цель: Создать условия для знакомства с некоторыми свойствами дерева (твердое, не ломается, не тонет); учить выделять признаки дерева.

Задачи:

Образовательная: Формирование навыка соблюдения правил безопасности.

Учить детей узнавать предметы из дерева, на основе опытов определять качества и свойства дерева. Обогащение активного словаря детей словами: качество, свойство.

Развивающая: Развитие исследовательских умений, умения делать несложные выводы; речи детей; мыслительной активности.

Воспитательная: Воспитание умения слушать взрослого и сверстников.

Оборудование: Письмо домовёнка Кузи, сундучок; деревянные брусочки на каждого ребенка, емкости с водой, мяч; картинки со свойствами деревянных предметов.

Предварительная работа:

 1.Рассматривание с детьми предметы из дерева.

 2.Игры с деревянными игрушками.

 3.Игра «Назови деревянные предметы».

1этап: Организационный момент.

  -Доброе утро, ребята! Посмотрите, какой сегодня хороший день! Давайте с вами порадуемся и подарим  друг другу улыбки.

Собрались мы дружно в круг!

Я – твой друг и ты – мой друг!

Мы сначала будем хлопать,

А затем мы будем топать,

А потом мы повернемся

И друг другу улыбнемся

-Присаживайтесь на стульчики.

Ребята, сегодня к нам в гости заходил домовёнок Кузя. Он не мог долго вас ждать и оставил нам письмо и  сундук с сюрпризом.

-Давайте прочитаю вам письмо.

Он пишет: «Я нашел в своем сундуке странные предметы, но что это такое, из чего они сделаны, я не знаю. Для чего они нужны, и что с ними делать? Помогите мне, пожалуйста, разобраться».

-Поможем Кузе? 

Я раздам Вам эти интересные предметы, а вы внимательно рассмотрите их и скажите:

- Что же это такое?

- Как понять, что значит деревянные?

- А кто их сделал? (Человек).

Посмотрите, чтоб вы запомнили, о чём мы говорили, я вывешиваю картинки (бруски, сделаны из дерева – человеком)

2 этап: Основная часть

Ребята давайте вместе с вами  определим свойства деревянных предметов.

- Потрогайте брусочки ещё раз и определите, какие на ощупь деревянные предметы?

1.- Попробуйте сломать брусок.

- Получилось?

- Значит они какие?.

2.- А если бросить на пол, можно сломать

брусок?

- Если сильно бросить, что может случиться?

 - Сломается брусок?

3.- Если опустить деревянные бруски в воду, что с ними произойдет?

(Утонет, не утонет)  Как вы думаете?

- Скажите, можно сильно бросать предметы в воду в группе?

- Почему?

Надо аккуратно.

Давайте опустим деревянные бруски в воду.   Что происходит с брусками?  Да древесина не тонет , она легкая.

4.-Как вы думаете, можно распилить деревянный брусочек.

Деревянный брусок можно разрезать, но надо приложить усилие, применяются для этого строительные инструменты.

-Вот и наши брусочки были сделаны из дерева человеком.

-Ребята давайте немножко отдохнем.  

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА №3 "ВЕТЕР"

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище
то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают,
на «выше, выше» — выпрямляют

-А сейчас, я предлагаю вам вспомнить, какие свойства дерева (деревянного брусочка) мы узнали?

Нам помогут картинки на доске.

-Какой он?(Ответы детей)

Вот мы с вами и узнали, какими свойствами обладает дерево (на примере деревянного брусочка). Такими свойствами обладают и другие предметы, сделанные из дерева.

- Давайте поиграем в игру с мячом «Назови деревянный предмет».

Рефлексия:

- Кому мы сегодня помогали? 

- Что рассматривали?

- Понравилось вам занятие?

- Что понравилось?

- Что нового вы узнали? Молодцы! Все наши картинки мы соберём и отправим письмом Кузе. Он теперь сможет самостоятельно рассказать своим друзьям про деревянные предметы и их свойства.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ

1.       Игры с вертушками.

Вертушки ветерок приведет в движение, если с ней бежать или стоя «поймать» ветер. Раздать детям эти игрушки и понаблюдать, как вертушки закрутились. Со старшими детьми можно изготовить вертушки своими руками, из бумаги.

2.       Игры с султанчиками.

В ветреную погоду дать детям поиграть с султанчиками, а можно помахать ими, и появится ветерок.

3.       Игры с мыльными пузырями.

Можно пронаблюдать, как высоко поднимаются пузыри, в какую сторону ветер их относит.

 4. «Летающий осьминог» из целлофановых пакетов – изготавливается из разрезанных и привязанных на нитку целлофановых пакетов. Дети бегают, «осьминог» летит.

5. Запускание воздушного змея

6. «Ветер-музыкант».

«Мелодию» ветра можно услышать, если соорудить небольшую конструкцию из металлических предметов (ложечки, шурупы, металл. банки, трубочки) подвешенных на нитки так, чтобы при дуновении ветра предметы сталкивались

7. Простейший флюгер из пластиковых бутылок. Наблюдать за направлением ветра. Дать детям самим раскрутить флюгер.

 8. Опыт «Движение воздуха»

Цель: Показать, что, хотя воздух невидим, его можно почувствовать. Ход опыта: Предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение? Подуть на руки. Что почувствуют? Все эти ощущения вызваны движением воздуха. Вывод: Воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать , обмахивая лицо.

Экспериментирование:

Опыт с воздухом №1.

 Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться (предлагает детям поиграть с шарами).

Опыт с воздухом №2.

 После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

 Опыт с воздухом № 3.

Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет? Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Опыт с воздухом № 4.

Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

 Опыт с воздухом № 5.

 Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут? Вывод: Воздух легче воды.

Опыт с воздухом № 6.

Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске - своё море - Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны. Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны.

Опыт с воздухом № 7.

 Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).

Опыт с воздухом № 8. 

Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).

Опыт с воздухом № 9.

Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта). несильно, но довольно долго дуем ан песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

 Опыт с воздухом № 10.

А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).

 Опыт с воздухом № 11.

 

Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт. Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений. Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.