Кружковая работа

Исаенко Валерия Казимировна

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 47 «Ёлочка»

Г. Улан- Удэ

ПРОГРАММА  КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ                                                                                                               В  РАМКАХ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

для детей  старшего дошкольного возраста

Руководители:

Исаенко В.К.

Мясникова А.М.

 

2020-2022 уч. гг.

Пояснительная записка

В условиях нашего города не так много музеев, и ориентированы они в основном на школьников. Наше дошкольное учреждение находится далеко от центра города, и существует проблема с организацией посещения музеев.  Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.

Решению данной проблемы способствовало создание мини-музеев,  являющихся наиболее оптимальным средством передачи информации, позволяющих  внедрить в воспитательно-образовательный процесс ДОУ средств музееведения и музейной педагогики.

Цель создания мини-музеев - воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ;  закладывание  основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Цель кружковой деятельности в рамках музейной педагогики  – развитие личности путём  включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи:

  • ознакомить детей с основами музейного дела;
  • учить основам исследовательской работы;
  • формировать чувство дружбы и коллективизма среди детей;
  • воспитывать активную жизненную позицию.

Работа в музее строится на общепринятых принципах:

Наглядность

Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал.

Принцип  деятельности и интерактивности

При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини-музее.

Принцип  природосообразности

При организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

Принцип   культуросообразности
Мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к другим людям и к себе) через освоение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.

Принцип  гуманизации
Мини-музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности и индивидуально-ориентированный подход в образовании. Реализация принципа гуманизации требует создания условий для новых отношений в системе «ребенок — педагог»
и   перехода  на  диалоговую  форму  обучения.

Принципы  динамичности  и  вариативности
Эти принципы тесно связаны с принципами интерактивности и деятельности. Мини-музей детского сада периодически меняется: по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т.д. Если мини-музей расположен в группе, его содержание обновляется каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников. Одни экспонаты можно убирать, другие — добавлять в  экспозицию.

Принцип  разнообразия
Независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и т.п. Экспонаты мини-музеев отображают историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.

Принцип   экологичности
Важно, чтобы в экспозиции преобладали экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения. В оформлении экспозиций и при создании некоторых экспонатов может использоваться бросовый, но чистый материал. Все природные материалы необходимо собирать в экологически чистых  местах.

Принцип   безопасности
Оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка мини-музея. Если экспонаты всё же стоят на верхних полках, дошкольники должны знать, что заниматься самостоятельно в мини-музее они могут только с доступными
для них предметами. Сами экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т.п. Необходимо помнить, что сухие травы и некоторые другие образцы могут вызывать у некоторых детей аллергические заболевания.

Принципы  глобализма  и  регионализма
Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой. Например, в музее камня могут быть собраны разнообразные образцы из самых разных регионов земного шара и местные образцы горных пород и минералов, в музее
кукол — куклы разных народов и тех народов, которые проживают в данной местности, в фольклорном музее — предметы быта из разных уголков земного шара и из своего региона. Такой подход, с одной стороны, помогает детям усвоить идеи устойчивого развития, формирует основы толерантности, с другой — способствует реализации регионального компонента, формированию чувства патриотизма.

Принцип   креативности
Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини-музея, в поддержке творчества  детей  и  взрослых.

Принцип непрерывности
Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нём отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников и т.п.

Принцип    партнерства

Мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей. Этот принцип связан, в частности, с реализацией прав ребенка. Кроме того, мини-музей дает возможность детскому саду наладить контакты с социумом.  

Содержанием кружковой  работы в рамках музейной педагогики   является:

- проведение тематических занятий для дошкольников;                                                                                 - знакомство с предметами и экспонатами мини - музеев;                                                                                                                              - тематические досуги                                                                                                                                                                                - демонстрация музейных экспонатов из вспомогательного фонда (слайды,  репродукции, фотографии, музыкальное сопровождение);                                                                                                            - продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация),  создание экспонатов своими руками.

Кружковая работа полностью соответствует тематике создаваемого мини- музея.

Планируемая работа по созданию мини - музеев и кружковая работа, соответствующая темам мини- музеев на 2020\2021 уч.г.; 2021\2022 уч.г

Тема мини - музея

Планируемые сроки создания

Цель и задачи

Кружковая деятельность

"Русская матрёшка"

Сентябрь-октябрь 2020

Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки - Матрёшки.
Задачи:
- Познакомить детей с историей матрёшки как видом народного промысла;
- Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
- Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей;
- Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка;
- Воспитывать любовь и уважение к народному искусству своей Родины.

Раскраски «Наряд для Матрёшки"
Чтение художественной литературы: Л. Некрасова «Мы веселые  матрешки»;                             В. Приходько «Матрёшка на окошке»; С. Маршак «О матрёшках», В. Берестов «Матрёшкины потешки».
Видео фильмы и видео презентации «Русская Матрёшка», «Удивительные наряды матрешек».
Изготовление пазлов "Собери Матрёшку", лэпбука «Русские матрешки»

Разработка и создание  тематических альбомов об истории возникновения и видах Матрёшек. Сбор демонстрационного материала и картотеки стихов о Матрёшках.                      Использование: игра на развитие мелкой моторики и внимания "Собери - разбери", пальчиковых игр, подвижных игр.

 «Чудеса из дерева»

Декабрь 2020- январь 2021

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами дерева, расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении.
Задачи:
- обратить внимание на разнообразие деревянных изделий их значение в нашей жизни.
- познакомить со свойства ми, особенностями, возможностями использования дерева в быту, его ценность в жизни людей.
- формировать правильное отношение к природе.

Видео презентации:  «Строение дерева» (Знакомит детей с различными частями дерева);    «Как человек использует  кору» (Рассказывает об использовании коры);  «Дерево в жизни  человека» (знакомит детей с тем, как человек использует деревья);                                                                   Подбор экспонатов  для музея                                              ( разнообразные деревянные предметы) : игрушки (матрешки, кубики, звери, предметы быта, поделки из бересты, деревянные фигурки, деревянный домик, ложки, кухонные доски, скалки и другая утварь).                                                                              Альбомы с иллюстрациями.                                                    Для настольных игр использование разнообразных карточек с заданиями; раскраски о деревьях, пазлы, лото, дидактические игры: «Найди дерево по описанию», «Загадай, я отгадаю», «Найди лист как на дереве».                                                                                  Изготовление в кружке (рисунки, рисунки на бересте, поделки). Экспонаты могут использоваться в процессе организованной образовательной деятельности в образовательных областях.

«Цветочная поляна»

Февраль - март  21

Созданием мини -музея «Цветочная поляна» мы хотели бы обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к по знанию при роды, расти тельного мира, повышения экологи ческой грамотности.

• Демонстрационный материал: «Цветы»;                                                                                                   • Картотека предметных картинок с дидактическими играми: «Первоцветы, полевые, луговые, садовые цветы»;                                                                                                                            • Раскраски «Цветы»;                                                                                                                                    • Цикл дидактических игр «Цветы на клумбе»;                                                                                         • презентация для детей «Стихи – загадки о цветах»                                                                  Экспонаты изготовляются родителями и детьми, в том числе,  на занятиях кружка.

«Планета кошек»        

Апрель- май 2021

Цель: формирование представлений о роли кошек в жизни человека                                                                      Задачи:                                                                                                                                   • Расширять и систематизировать знания детей о кошках, их роли в жизни человека,  о жизненных проявлениях, повадках и условиях содержания домашних животных.                                                                                                         •  Познакомить с породами кошек.                                                                             •  Закреплять знания о безопасном поведении с животными                                                                    •  Воспитание заботливого отношения к животному миру                                                

На занятиях кружка  просмотр видео презентаций  о  кошках,  породах кошек;   чтение художественной литературы;  изготовление экспонатов с детьми (лепка, рисунок,  аппликации, оригами).

«Русские обрядовые куклы»

Октябрь  - ноябрь 2021

Цель: приобщение детей к русской народной культуре.                              Задачи:  -        Обобщить представление детей о русской народной кукле, о декоративно-прикладном искусстве России.                                                        -   Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание. Воспитывать чувство гордости за свою страну.                                                                      - Воспитывать нравственно - эмоциональные качества (воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности).

Беседы и видео презентации «Обрядовая кукла», «Куклы- обереги»                                                                          Создание альбома «Куклы- обереги»                     Методические разработки для использования на  занятиях                                                                         Изготовление кукол- пеленашек, кукол- оберегов.                                                    Рисование, лепка, аппликация

«Народные промыслы России»

Декабрь2021 - март 2022

Цель:  Знакомить с народными традициями и обычаями.  Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.

Знакомство с народными промыслами: гжель, хохлома, дымковская игрушка.  (Беседы, видео презентации)                                                                            Методические пособия и разработки                                                   Подбор и изготовление экспонатов для мини - музея  «Народные промыслы России»                                                               Раскраски, рисование, лепка                                              Изготовление альбомов с видами росписей

«Хранители времени»

Апрель - май 2022

Цель: Закреплять знание детей о разных видах часов, их строении. Научить устанавливать причинно – следственные связи между  назначением (узнавать время) и строением (песочные, карманные  и т.д.); подвести к пониманию, что часы человек создал для облегчения своей жизни.

Видео презентации «История возникновения часов», «Путешествие в мир часов»                                                              Опыты и  экспериментирование: «Часы и время», «Изготовление солнечных часов»                                                                                Чтение литературных произведений: «Часы с боем», «Часы с кукушкой», «Петушок», «Сказка о потерянном времени», загадки, потешки, считалки.

Изготовление экспонатов для мини- музея своими руками.

Список литературы:

1. А.Н. Морозова, О.В. Мельникова «Музейная педагогика: из опыта работы»
/М.: ТЦ «Сфера», 2006г.
2. Е. Свешникова «Музей в детском саду: организация и планирование работы»
/Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» (No6, 2007).
3. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания»
/Справочник старшего воспитателя. – 2013. - No 2.
4. Гогиберидзе  Г. М. Формирование музейной педагогики - 2007.
5. Интернет- ресурсы.



Предварительный просмотр:

Программа кружковой работы

по развитию сенсорных эталонов

у детей младшей группы

"Занимательная  сенсорика".

2022-2023 уч.год

                                                                                                   Воспитатель Исаенко В.К.

ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ

Пояснительная  записка

     Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях.

        В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Теоретические обоснования,   актуальность программы

        Ранний возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».

        В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.

      Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

          Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

          Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

             Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.  Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.

         Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

       Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов  теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого – педагогических исследований.

Основные  принципы  программы

  • Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Принцип системности коррекционных  и развивающих задач.
  • Принцип единства диагностики и коррекции.
  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
  • Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации

Направления   программы

Оздоровительное  направление  предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.

Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития,  воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость  мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание  умения выражать свои эмоции. Развитие  и корректирование  зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании  сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов,  формирование представлений об окружающем мире.

Организационно-методическая деятельность по реализации программы

Систематический анализ  сенсорного развития  детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.

Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.

Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию  сенсорной культуры,  сенсорному  образованию детей.

Создание условий для  кружковой деятельности.

Объекты программы

  • Дети 2-3 лет.
  • Семьи детей  посещающих детский сад.
  • Педагогический персонал детского сада.

Методы:

  • Игровой метод (дидактические игры).
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная.

Принципы комплектования группы и организации работы

  • Учет интересов и способностей детей.
  • Желание родителей.
  • Добровольное участие.
  • Учет психофизических особенностей детей.

Продолжительность реализации программы:

Данный курс состоит из 27 занятий по 10 – 12 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев для  первого года обучения.

Методики для диагностики результативности реализации программы

  • Диагностика нервно- психического развития детей первых трех лет жизни Волосовой Е.Б..
  • Методика Г.В.Бурменской,

Цель программы

Формировать у детей восприятие отдельных свойств  предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.

Задачи программы

  • Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
  • Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.

Задачи обучения

  • Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
  • Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
  • Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
  • Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
  • Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
  • Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
  • Дать представления о чередовании предметов по форме.

Предполагаемый результат

  • Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
  • Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
  • Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
  • Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
  • Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ

Месяц

Занятие

Цель

Оборудование, материалы

СЕНТЯБРЬ

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Игрушки  и игры с уголка сенсорики.

ОКТЯБРЬ

1.«Назови геометрическую фигуру».

Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры.

Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

2.«Пересыпание ложкой».

Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность.

Горох, ложки, глубокие емкости.

3. «Прыг – скок по дорожке».

Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски зелёного, красного, синего и жёлтого цветов шириной 4 см, игрушки.

4.«Сортировка».

Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с визуальными представлениями.

Шары разного цвета.

НОЯБРЬ

1.«Найди предмет такой же формы».

Учить детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры

Дидактическая игра «Геометрическое лото»

2. «Угости маленького и большого зайца морковкой».

Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.

Игрушечные зайцы и морковка разных размеров.

3.«Шумящие коробочки».

Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов.

Парные шумящие коробочки.

4.«Огоньки ночью».

Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания.

Бумага черного цвета, гуашь желтого цвета, кисти, баночки с водой.

ДЕКАБРЬ

1.«Волшебный поднос».

Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук.

Поднос с однотонным цветным дном, крупа.

2.«Шарики»

Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета.

Шарики основных цветов.

3.«Подбери по форме».

Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

Блоки-вкладыши на каждого ребёнка.

4. Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Бельевые прищепки.

Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.

ЯНВАРЬ

1. «Кто скорее соберет игрушки».

Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет.

Дидактическая игра «Игрушки».

2. «Счетные палочки».

Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки.

Счетные палочки.

3. «Золушка».

Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук.

Фасоль, тарелочки.

ФЕВРАЛЬ

1. «Воздушные шары».

Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Дидактическая игра «Воздушные шары».

2. Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны.

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Грецкие орехи.

3. Окрашивание воды.

Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный) .

Вода в прозрачных емкостях, краски

светлых и темных оттенков.

4. «Поможем зайке разложить игрушки».

Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.

Игрушки: зайцы, сенсорный куб с

геометрическими  фигурами: круг, квадрат, треугольник, овал.

МАРТ

1. «Ткани».

Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей.

Пары одинаковых на ощупь тканей.

2. «Строим башню».

Обучение соотнесению по величине четырех предметов.

Строительный материал: кубики.

3. «Что лежит в мешочке? ».

Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

4.  «Подбери петушку перышко»

Учить различать и называть основные цвета; повторять простые и относительно сложные фразы.

Дидактическая игра  «Подбери петушку перышко».

АПРЕЛЬ

1. «Сделаем куклам бусы».

Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы макароны на нитку.

Шнурки или веревочки, разноцветные бусины, макароны по количеству детей.

2. «Спрячь мышку».

Закреплять у детей представления о шести цветах.

Дидактическая игра  «Спрячь мышку».

3. Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу.

Развивать у детей мелкую моторику рук.

Счетные палочки основных цветов, образцы предметов.

4. «Башня из кубов».

Учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине.

Деревянные кубики.

МАЙ

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Игрушки  и игры с уголка сенсорики.

Работа с коллегами

  • С воспитателями первых младших групп запланирован  круглый стол на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях детского сада», опыт работы по изготовлению дидактических игр по сенсорному развитию детей, анкетирование.

Запланированы консультации с воспитателями по следующим темам:

  • «Зарождение игровой деятельности» (история развития, возникновение ролевой игры),
  • «Сензитивный период сенсорного развития и восприятия предметов», «Ведущий вид деятельности в раннем детстве»,  «Гуманистическая педагогика М.Монтессори».

Работа с родителями

В зону сенсорного развития запланировано  совместно с родителями   изготовить дидактические  игры:

  • «Разложи орешки по цветам»
  • «Разноцветная коробочка»
  • «Украсим бабочек»
  • «Застегни пуговицы»
  • «Веселые карандаши»
  • « Собери хвост петушку»

Совместно с родителями  оформить :

  • «Центр активности »,
  • «Центр спокойных игр»,

Провести  консультации с родителями на темы:

  • «Игры, развивающие движения кисти – пальчиковая гимнастика»,
  • «Я учусь действовать с предметами»,
  • «Массаж рук»,
  • «Игра – спутник детства».

Литература:

  1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Интернет ресурсы.
  4. Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
  5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
  7. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
  8. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
  9. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
  10. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
  11. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
  12. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера,  2008. – 96 с.
  13. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
  14. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М.:

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста. (консультация для родителей)

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности.

Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша.

В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.

Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.

Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие:

1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;

2) игры с прятанием и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);

3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;
4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы "Лего").

Несомненно, при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако нередко наблюдается перевес словесных способов ознакомления детей с явлениями действительности и недооценка организованного процесса восприятия предметов и явлений. Неверное представление о том, что ребенок сам все увидит, так как он зрячий, и услышит, так как он не глухой, приводит к тому, что родители не развивают целенаправленного восприятия своего малыша.

Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, не ясны, не отчетливы и не прочны. Без обогащения чувственного опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления.

Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т. п.). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета.

Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими составить о нем правильное представление. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное.

Давайте рассмотрим на конкретных примерах реакцию и процесс познания ребенка в игре. Например, складывание двухместной матрешки. В этой игре основной задачей является научить ребенка сопоставлять предметы по величине, развить понимание слов "большой" и "маленький". Для этих целей родителю потребуется большая двухместная матрешка и неразъемная маленькая.

Вы должны показать ребенку большую матрешку, отметить, что она яркая, нарядная. Встряхиваете: внутри что-то гремит, ребенок при этом радостно реагирует. Затем, закрыв большую матрешку, поставьте игрушки рядом. Обратите внимание ребенка на их величину, согласуя слова с жестом: одна матрешка - маленькая - прячется в ладони, а другая - большая, ее в ладони не спрячешь. Затем предложите ребенку показать маленькую матрешку.

Далее откройте большую матрешку и поставьте в нее маленькую, предложите своему ребенку спрятать маленькую матрешку - закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив части большой матрешки, поворачивайте верхнюю часть и нижнюю до совмещения рисунка. Затем предложите вашему ребенку проделать те же самые действия самостоятельно.
  Повторив такое занятие несколько раз, обратите внимание на то, как быстро ребенок справляется с поставленной задачей. Если выполнить такую работу не составляет для него никаких трудностей, можете усложнить задачу, добавив еще несколько матрешек.

Такого рода игры становятся дидактическим пособием на различные цвета, величины и формы и т. д. В подобных играх задача выделения того или иного свойства облегчена. Более того, все внимание малыша направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие им. Детям важна также сенсорная гимнастика. Без нее просто не возможны первоначальные упражнения интеллекта. Иначе говоря, нельзя ребенка научить правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях родители должны создать как бы небольшую систему сенсорной гимнастики. Что это значит? Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - это умение группировать.

Таким образом, сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах - всему этому необходимо научить ребенка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается ребенком только через сенсорную гимнастику.
  Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно. Шарик можно протолкнуть в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует в данный момент исчезновение предмета, и он многократно повторяет эти действия.

Также было выяснено, что двухлетние дети в основном испытывают большие трудности в усвоении и названии цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета как явлением реальной действительности и его словесным обозначением.

Например, двухлетний ребенок, самостоятельно произнося прилагательное "красный", может указать на зеленый или какой-либо другой цвет. Нередко дети словом "красный" подменяют слово "цвет". Устойчивой связи между словами, обозначающими понятия цвета вообще и конкретных цветов, еще не образовалось.

Возможно, и в вашей родительской практике наблюдались случаи: на вопрос "Зачем ты берешь сумку?" вы получали ответ: "На всякий случай". Дальнейшие расспросы взрослого: "На какой случай?" - приводят к разъяснению ребенка: "На голубой".

Для того чтобы накопить и закрепить цветовые впечатления у малыша, с ним необходимо проводить различного рода игры-занятия. Для этого понадобится: ведерко с крышкой, комплект овощей: помидор, апельсин, лимон, слива, огурец - и какой-нибудь черный предмет. В ходе игры вы сначала показываете ребенку ведро с предметами, предлагаете посмотреть, что там находится. Затем вместе с ребенком раскладываете фрукты на столе, при этом четко проговариваете название цвета и предмета.
  Лучше всего размещать предметы в соответствии с цветовой гаммой: слева перед ребенком красный помидор, затем оранжевый апельсин, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива и последним - темный фрукт или овощ.
  Предоставив возможность малышу полюбоваться на предметы, попросите сложить их. Придвинув ему ведерко, положите первый предмет сами, а затем, следуя примеру, ребенок должен сам собрать оставшиеся предметы, при этом повторив их названия. Затем закройте ведерко крышкой. Если ребенок проявил интерес к такому занятию, вы можете повторить его еще несколько раз.

Важно поддерживать интерес и радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение к его действиям: "Молодец!", "Правильно", "Красивая у тебя игрушка" и т. п.

Цель занятия считается достигнутой, если ребенок охотно вынимает и кладет предмет в ведерко, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к предметам разного цвета.

Также занятия по сенсорному развитию ребенка можно проводить и на прогулке. Возьмите с собой на улицу несколько мячей разных цветов. И, когда будете бросать малышу мяч, спросите его, какого цвета игрушка, какой формы. Если при этом ребенок испытывает затруднения с ответом, помогите ему.

Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) ребенком раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их "опредмеченные" наименования (например, лимонный, апельсиновый, розовый, морковный).

Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику: малышу понятно и доступно название прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы - крышей и т. д.

Также с детьми второго года жизни можно уже проводить занятия рисования и лепки. Когда ребенок начинает знакомиться со свойствами глины или пластилина, он прежде всего ощущает влажность и пластичность. Нажимая пальцами на комок глины, малыш видит, что остается след, вмятина. Когда же он берет в руки комок, то ощущает его вес - тяжесть, ощущает его вязкость.

Пластичность глины вызывает у ребенка желание изменить форму комка, сжимать его в руках, придавливать. Ощущения, которые испытывает малыш от соприкосновения с глиной или пластилином, сперва настораживают и даже иногда отпугивают его: известны случаи, когда некоторые дети отказывались брать в руки холодную глину. Но, по мере того как дети знакомятся со свойствами пластичности, действия с глиной доставляют им все большее удовольствие. В процессе этого у многих детей возникают ассоциации с впечатлениями, имеющимися в жизненном опыте ребенка: одни вспоминают, как месят тесто, другие - как стирают мылом, гладят утюгом или разламывают булку.

Но в нашей практике известны и такие случаи, когда ребенок обладает большей устойчивостью зрительного восприятия и зрительных представлений. Случайно полученная вмятина придает комку глины форму, которая напоминает ребенку знакомый предмет или часть предмета. Он радостно встречает неожиданное появление изображения.
  Теперь уже, действуя руками, он зорко всматривается в изменяющуюся форму и готов увидеть в ней изображение предмета при проявлении малейшего сходства, хотя бы по одному признаку. Воображение дополняет то, чего нельзя увидеть. Действия руками начинают приобретать созидательный характер: ребенок прилепляет один комок к другому, складывает несколько комков в одну кучу, получая более сложную форму. Слепленные вместе два куска напоминают живое существо - голову и туловище. Таким путем образное восприятие постепенно обогащается.

Предметно-изобразительный смысл детские рисунки и лепка приобретают благодаря оживлению имеющихся у детей представлений, накопленного сенсорного опыта; преднамеренного изображения того или иного предмета еще не возникает.

Важную роль в процессе занятия, направленного на развитие сенсорики, играет движение руки по предмету. Если вы показываете ребенку какую-либо фигуру, старайтесь как можно чаще указывать на те или иные ее части.

Кроме того, в этом возрасте ребенок только начинает овладевать способами изображения предмета, движениями при выполнении различного рода занятий. Важно, чтобы малыш не только видел движение вашей руки, но и сам его производил. Проследите за тем, как ребенок это делает, и, если он с трудом справляется с заданием, помогите ему.

Вершиной достижения ребенка второго года жизни является выполнение заданий на соотношение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или формам. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнить задание правильно.
  Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы вашего ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.

Анкета    "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников первой младшей группы

по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Уважаемые родители!

В рамках подготовки к родительскому собранию  нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:

•        да;

•        нет;

•        не знаю.

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:

•        считаю нужным;

•        не считаю нужным;

•        затрудняюсь ответить.

3. Созданы ли в вашей группе условия для сенсорного воспитания ребенка:

•        да;

•        нет;

•        не знаю.

4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:

•        информация отсутствует;

•        есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

•        я не обращаю внимание на информацию;

•        информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

•        наглядная информация интересна и полезна для меня.

5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия: цвет, форма, величина.

•        высокий;

•        средний;

•        низкий.

6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:

•        да;

•        нет;

•        не знаю.

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?___________________________________________________________

8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?

Сентябрь.

1. Тема: «Диагностика»

Цель: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

2. Тема: «Какой мяч больше».

Цель: Формировать умение сравнивать однородные предметы по величине.

3. Тема: «Круг, квадрат».

Цель: Закреплять умение группировать предметы по форме.

4. Тема: «Три медведя».

Цель: Знакомить с параметрами трех величин.

Октябрь.

1. Тема: «Цветные палочки».

Цель: Развивать умение обращать внимание детей на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

2. Тема: «Большой, маленький».

Цель: Развивать умение обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине. Развивать умение понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький».

3. Тема: «Такие же».

Цель: Развивать умение детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различения объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».

4. Тема: «Разные».

Цель: Продолжать фиксировать внимание на форме предметов. Знакомить с простейшими приемами установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».

5. Тема: «Разноцветная пирамидка».

Цель: Развивать умение выполнять простые действия (снимать и нанизывать кольца). Формировать умение правильно ориентироваться на словах «большое колечко», «маленькое колечко».

Ноябрь.

1. Тема: «Цветные палочки».

Цель: Развивать умение выбирать предметы двух заданных цветов из 4 возможных,

закреплять умение группировать по цвету, знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов спектре.

2. Тема: «Фигурки».

Цель: Развивать умение сравнивать объекты с учетом 2 свойств величины и формы.

3. Тема: «Бусинки».

Цель: Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

4. Тема: «Курочка и цыплята».

Цель: Развивать умение фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Декабрь.

1. Тема: «Ежики».

Цель: Закреплять знания основных цветов. Развивать мелкую моторику рук.

2. Тема: «Снеговик».

Цель: Развивать умение правильно выкладывать снеговика из трёх разных по величине кругов.

3. Тема: «Новогодняя ёлочка».

Цель: Развивать умение правильно выкладывать ёлочку из трёх разных по величине треугольников.

4. Тема: «Снежинки».

Цель: Продолжать подводить детей к самостоятельному выбору заданного цвета (из 4-х предложенных). Закреплять технику нанесения мазка способом примакивания, акцентируя момент прикладывания и отрыва кисти.

5. Тема: «Бусинки».

Цель: Развивать умение чередовать предметы по цвету.

Январь.

1. Тема: «Игрушка – матрёшка».

Цель: Формировать умение действовать с разборными игрушками, состоящими из одинаковых и взаимосвязанных частей.

2. Тема: «Какой формы».

Цель: Знакомить с формой предметов: шар, кубик. Формировать способность обследовать предметы, группировать по форме. Упражнять в правильном назывании форм: «шар», «кубик».

3. Тема: «Вкладыши».

Цель: Закреплять умение сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из 3 заданных форм.

Февраль.

1. Тема: «Домики и флажки».

Цель: Развивать умение обращать внимание на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

2. Тема: «Огоньки ночью».

Цель: Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Развивать технику нанесения мазка способом примакивания.

3. Тема: «Апельсин».

Цель: Развивать способность самостоятельно выбирать цвет для изображения знакомого предмета. Учить выбирать краску из 3 возможных цвета, рисовать одним быстрым круговым движением, закрашивать внутри круговым движением.

4. Тема: «Бусинки большие и маленькие».

Цель: Развивать умение чередовать предметы по величине.

Март.

1. Тема: «Бусинки».

Цель: Развивать умение чередовать предметы по форме.

2. Тема: «Помоги куклам найти свои игрушки».

Цель: Закреплять у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

3. Тема: «Ёлочки и грибочки».

Цель: Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов. Развивать умение чередовать объекты по цвету.

4. Тема: «Двухцветная игра».

Цель: Развивать умение чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства.

Апрель.

1. Тема: «Гуси с гусятами».

Цель: Развивать умение фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов. Развивать умение чередовать объекты по цвету, осуществляя выбор элементов 3 заданных цветов из пяти предложенных.

2. Тема: «Шарики».

Цель: Развивать умение подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета.

3. Тема: «Большой», «маленький».

Цель: Закреплять умение подбирать предметы по величине, используя в обиходе слова «такой», «не такой», «большой», «маленький». Формировать умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине.

4. Тема: «Форма».

Цель: Учить детей различать и называть знакомые геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик.

Май.

1. Тема: «Подбери по цвету».

Цель: Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету.

2. Тема: «Умелые ручки».

Цель: Формировать навык соотношения качеств предметов с их образом. Развивать умение делать умозаключения, сравнивать предметы,

классифицировать. Развивать тактильные ощущения, умение действовать согласно речевой инструкции воспитателя.

3. Тема: «Маленькие волшебники».

Цель: Закреплять знания детей о цвете, форме, величине предметов, их количестве. Упражнять в названии геометрических фигур, названии предметов по признаку одинаковой формы. Помочь детям называть свойства воды. Упражнять в названии предметов трёх размеров (большой, поменьше, маленький).

4. Тема: «Диагностика».

Цель: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец учебного года.

Самомассаж пальчиков «Мы
погладим наши ручки» (поглаживание пальчиков в
разных направлениях)                                            Самомассаж пальчиков
с камушком)

Самомассаж пальчиков
с грецким орехом(катание между ладонями
грецкого ореха)

Самомассаж пальчиков
с шишками(катание между ладонями
шишку)

Самомассаж пальчиков
с карандашомСамомассаж пальчиков
с колючим мячиком

Дидактическая игра
«Угадай что звучит». Учить различать инструменты на
слух по их звучанию, развивать
устойчивое слуховое внимание,
память. Ширма ,
музыкальные
инструменты
(барабан,
колокольчик,
дудка, бубен)

Окрашивание воды. Формирование представлений об
оттенках цветов (светлый,
темный) Вода в прозрачных
емкостях, краски
светлых и темных
оттенков

Баночки с запахами» Развивать умения познавать
признак запаха и
классифицировать объекты  баночки,
наполненные остро
пахнущими
фруктами и
овощами лимон,
апельсин, яблоко,
огурец, лук, чеснок

«Пирамидка» Учить детей собирать пирамидку
по возрастанию

«такие же» (1)

Учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различения объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», « не такая», «разные», «одинаковые».

Круги и квадраты, треугольники разной величины

4

«разные» (1)

Продолжать фиксировать внимание на форме предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», « не такая», «разные», «одинаковые».

Круги и овалы одинаковые по цвету, величине, фактуре   

«вкладыши» (1)

Закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из 3 заданных форм

«апельсин» (1)

Проводить детей  к самостоятельному выбору цвета для изображения знакомого предмета. Учить выбирать краску из 3 возможных цвета, рисовать одним быстрым круговым движением, закрашивать внутри круговым движением.

Гуашь красная, оранжевая, желтая, кисть №4, синяя  бумага 1/2

Дидактическое упражнение «Накорми мишек». Три медведя три тарелки 3 кружки



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                          детский сад №47 «Ёлочка»

Принят на заседании                                                                               Утверждаю                                                  педагогического совета                                                                           Заведующий МБДОУ                                      протокол № ____                                                                                     детский сад № 47 «Ёлочка»                      от «___»____________20 __ г.                                                               __________В.Л. Орлова                          

«Юные патриоты»

Рабочая программа                                                                                                   образовательной студии                                                                                                                по нравственно- патриотическому воспитанию                                                                детей старшей и подготовительной групп                                                                                   на 2023-2024 учебный год

                                                                                                                                                                         

                                                         Составили:    

                                                                                    Воспитатель Исаенко В.К.                    

                                                                                          Воспитатель Мясникова А.М.                

                                                                                    Воспитатель Петрова А.В.

Г. Улан – Удэ

2023 г.

Расписание работы

Образовательная студия работает в течение учебного года (сентябрь- май включительно), один раз в неделю. План образовательной студии рассчитан на год. Количество детей, посещающих образовательную студию «Юные патриоты» - 30 человек. Возраст детей: от 5 до 7 лет.

Пояснительная записка

Дошкольная образовательная организация, являющаяся первым уровнем общего образования, играет важную и очень значимую роль в нравственно-патриотическом воспитании детей. Как социальный институт детства, дошкольная образовательная организация ориентирована на возрождение и культивирование национальных ценностей, призвана помогать семье и вместе с семьёй приобщать ребенка к богатствам языка, культуры и духовным ценностям народа. Начала патриотических чувств, заложенные в дошкольном детстве, получают своё развитие в начальном звене образования. Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой, и воспитывается она у детей с раннего возраста. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Высокое чувство любви к Родине конкретизируется у ребенка дошкольного возраста, прежде всего в чувстве любви к матери, отцу, к родным и близким. «Патриотизм начинается с колыбели, - отмечал В. А. Сухомлинский. – Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца».

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Программа образовательной студии – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.

Занятия образовательной студии направлены на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Цель кружковой работы:

Создание системы работы по формированию нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание историко- национальных и природных особенностей родного края.

Задачи:

* Побуждать интерес к историческому прошлому своего народа; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в названиях улиц и памятных мест).

* Формирование чувства любви и привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким, городу;

* Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

* Развитие интереса к народным традициям и промыслам;

* Расширение представлений детей о России, ее столице.

* Знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);

* Побуждать детей к выполнению общественно- значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

* Воспитывать уважение к защитникам Родины, их подвигам во имя России.

* Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

*Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Ожидаемые результаты:

* Дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьёй, домом.

* Расширятся знания и представления о труде разных профессий; дети имеют посильные трудовые обязанности дома и в детском саду, несут ответственность за их выполнение.

* Проводимые мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки;

* Сформируется интерес к народным традициям и промыслам;

* Расширятся представления о России, о месте проживания. Дети знают символику России и Бурятии, достопримечательности, испытывают чувство гордости за свой город.

* Дети знают кто такие семейские и казаки, знакомы с их бытом.

* Дети знают традиции, старинные забавы, игры, песни, частушки, колядки, пословицы и поговорки и др.

* Сформируются чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям;

* Дети будут проявлять чувство уважения и заботу к Защитникам Отечества, ветеранам Победы;

* Дети полюбят природу родного края, научатся любоваться природой и будут бережно относиться к ней.

Учебный план на 2023-2024 учебный год.

I БЛОК: «Человек и общество»

Сентябрь    

1. Определение первичного уровня знаний детей. Беседы с детьми, игры. Наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.

2. Беседа с детьми на тему «Моя семья» (создание родословного древа)

Цель: формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей, о заботе и поддержке.

3. Беседы на тему «Страна вежливости»

Цель: воспитывать культуру общения, правила хорошего тона, таких как вежливость и приветливость. Просмотр презентаций, мультфильмов.

4. «Что такое дружба?» Беседы, разбор ситуаций. Продуктивная деятельность.

Цель: воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них

II БЛОК: «Моя страна – Россия»

Октябрь

1. Беседа о России. Просмотр презентации «Москва - столица России»

Цель: развивать чувства патриотизма, формировать представления о Родине, о главном городе нашей страны, в которой мы живём. Рассматривание альбома «Достопримечательности Москвы» Цель: познакомить детей с достопримечательностями Москвы, историей возникновения города. Государственные символы.  Цель: закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – гербе, флаге, гимне. Нетрадиционное изготовление «Флаг России».

Цель: сформировать уважительное отношение к государственным символам, помочь запомнить флаг России.

    2. Рассматривание презентации «Народы России»

Цель: познакомить детей с народами, проживающими в нашей стране, их культурой и народными особенностями.

  1.  Народы, проживающие в Бурятии. Цель: познакомить детей с народами, проживающими в нашей республике, их культурой. Познакомить с понятием «малая Родина», символикой Бурятии, города Улан- Удэ. Цель: закрепить и обобщить знания детей о государственных символах Бурятии – гербе, флаге, гимне.
  2.  «Моя улица». Беседа.  Цель: формировать интерес к малой Родине, улицам, жилым домам.  Воображаемая прогулка по поселку Забайкальский, по достопримечательностям г. Улан – Удэ.  Цель: закрепить название посёлка, знание домашнего адреса, формировать у детей чувство любви к своему посёлку, городу.

 

III БЛОК: «Народная культура и традиции»

Ноябрь

1. Беседа на тему «Как жили люди в старину»

Цель: познакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа. Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе.  Прививать чувство любви к родной деревне. Воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий, но благородный труд.

  1. Дать представления о русской избе. Презентация «Русская изба». Знакомство с бытом, кухонной утварью и др.  Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, литературы о жизни в деревне. Экскурсия в мини- музей.
  2. Русская печь. (место русской печи в избе, поговорки, пословицы, частушки)
  3. Продуктивная деятельность: шаньги (соленое тесто).

Декабрь 

  1. Знакомство с обрядовыми праздниками на Руси (Святки, Крещение, Масленица, Пасха, Иван Купала). Вековые традиции и обычаи.
  2. «Святки на Руси». Просмотр мультфильма, презентации. Разучивание колядок.

3.-4. Подготовка к развлечению «Зимние святки». Разучивание русских народных игр, народных песен, колядок. Театрализация.

Январь

  1. Проведение развлечения «Зимние святки».
  2.  Русский фольклор. Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре.

3.- 4. «Мастера – золотые руки».   Цель: воспитывать уважение и любовь к труду, толерантное отношение к традициям русского народа. Знакомство с русскими народными промыслами. Экскурсии в мини- музеи ДОУ.

Февраль

1.-3.  «Семейские в гостях у ребят». Тематические занятия и беседы по темам: «Одежда и украшения старообрядцев», «Кухня семейских», «Праздники старообрядцев». Презентации, видеофрагменты выступлений семейских Тарбагатайского района.

4. Развлечение

   

Март

1. Досуг «Госпожа честная Масленица…»

Цель: познакомить с традициями русского народа – обрядовым праздником Масленицы. Просмотр презентации, мультфильма., разучивание масленичных игр.

2. «Народная игрушка: кукла – самоделка»

Цель: познакомить с народной куклой – самоделкой, способами изготовления этой куклы. Продуктивная деятельность: изготовление куклы – оберега.

3.-4. «Путешествие в прошлое одежды»

Цель: познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека. Рассматривание альбома «Эх лапти мои, лапти липовые…».  Формировать потребность в познании рукотворного мира; совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, материале, назначении).

Апрель

IV БЛОК «Великая Победа»

1-4. Беседа «Добро и зло. Мир и война»

Цель: познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны; раскрыть сущность полярных понятий «Добро и зло. Мир и война». Показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют. Формировать основы патриотизма.

Прослушивание музыки: «Прощание славянки» (муз. В. Агапкина, сл. В. Лазарева), «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева- Кумача). Тренинг эмоций. Просмотр мультфильма «Мальчиш- Кибальчиш». «Дети войны» Цель: воспитывать уважение к подвигам тех лет, к детям – героям, которые сражались во имя победы

Лепка барельефов «Звезда», «Самолёт», «Танк» (Цель: продолжать развивать навыки лепки барельефа – изображение пластилина на плоский поверхности).

Май

1. Беседа «Праздник – День Победы»

Цель: дать детям представление о предстоящем празднике; знакомить с прошлым нашей страны, формировать чувства патриотизма, гордости за свой народ.

2. Возложение цветов к памятнику (совместно с родителями)

Цель: воспитывать чувство благодарности ветеранам и защитникам нашей Родины за Победу!

3. Великая Отечественная война в изобразительном искусстве и фотографии. Цель: подвести детей к восприятию Великой Отечественной войны, героев войны через картины и фотографии.

4. Конкурс чтецов «Мы чтим и помним…»

Цель: воспитывать уважение к героям ВОВ, чувство гордости за свой народ, победивший врага.

План взаимодействия с родителями

мероприятия

срок

1

Групповые родительские собрания. Анкетирование и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей.

сентябрь

2

Оформление семейного древа, герба семьи.

сентябрь

3

Консультация для родителей «Воспитание маленького патриота»

октябрь

4

Изготовление макета «Моя улица»

октябрь

5

Оформление памяток для родителей на тему патриотического воспитания

ноябрь

6

Изготовление атрибутов, масок, костюмов к «Зимним святкам»

декабрь

7

Природоохранная акция «Покормите птиц зимой»

Декабрь, январь, февраль

8

Пополнение мини- музея «Народные промыслы»

февраль

9

Посещение музея в городе.

март

10

Акция «Посади растение»

Апрель-май

11

Рисунки «Дети - ветеранам».

май

12

Родительская помощь в оформлении и пополнении патриотических центров в детском саду.

В течение года

Список использованной литературы

1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ /Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н. А, Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2005.

3. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Т. И. Оверчук. – М.: Мозаика Синтез, 2005.

4. Города России. – М.: «Ридерз Дайджест», 2006.

5. Как научить детей любить Родину: пособие по реализации государственной программы «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.» / авт. сост. Ю. Е. Антонов, Л. В, Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.

6. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции. Занятия детей 5-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014.

7. Липская, Н. М. Познаю мир: родная страна (в двух частях) / Н. М, Липская. – М.: Эксмо, 2016.

8. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. Д. Маханева. М.: 2009.

9. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Под общ. Ред. Т. И. Оверчук – М.: Мозаика Синтез, 2004

10. Пантелеева, Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной / Н. Г. Пантелеева. – М.: ТЦ «Сфера», 2016.

11. Подрезова, Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание». – М.: «Айрис Пресс», 2008.

12. Демонстрационный материал: «Моя семья», «Мой дом», Расскажи про детский сад», «Мой город», «Защитники Отечества. Беседы с ребёнком», «Хлеб – всему голова», «Российская армия», «Российская геральдика и государственные праздники», «Истоки патриотизма. Беседы с ребёнком».

13. Журнал «Дошкольное воспитание»

14. Интернет-ресурсы.