Конспект занятия по ФЦКМ

Хабирова Ольга Федоровна

"Носы нужны не только для красы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nosy_nuzhny_ne_tolko_dlya_krasy.docx149.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: «В здоровом теле здоровый дух»

Ознакомление с окружающим.

Тема: «Носы нужны не только для красы»

Цель: Познакомить детей с устройством органа обоняния, дать представление о большой его значимости в жизни человека. Закреплять культурно-гигиенические навыки.

Рекомендации для родителей: Прочитать детям стихотворение «Наш нос…» по ссылке http://900igr.net/prezentacija/literatura/kem-rabotaet-nash-nos-75050/nash-nos-20.html

1.  Конспект занятия на тему: "Носы нужны не только для красы"

Программные задачи: Познакомить детей с устройством органа обоняния, дать представление о большой его значимости в жизни человека. Закреплять культурно-гигиенические навыки.

Способствовать воспитанию внимания и милосердия к людям, умение и желание помочь. Обогащать, активизировать, расширять словарь детей по теме нос.

                                              Ход занятия.

Воспитатель: Дети послушайте   загадку:

Щиплет Дедушка Мороз

Ребятишек всех за ...

(нос)

Кто что вкусное принёс -

Всё учует детский ...

(нос)

У всех людей у всех зверей имеются носы.

Носы важны, носы нужны не только для красы.

Дидактическая игра «Где чей нос». Воспитатель показывает картинки с носами различных животных. Дети их угадывают. (Последним показать нос человека).

Воспитатель: А это чей нос? Правильно, человека. Посмотрите все друг на друга - одинаковые ли у вас носы? Похожие, но все-таки у всех разные.  Носы бывают длинные, курносые, широкие, узкие, плоские, прямые.

Как вы думаете, для чего нужен нам нос? (Ответы детей) Конечно, в первую очередь - для дыхания. Можно дышать и ртом, но это неудобно и не полезно. Давайте попробуем подышать ртом удобно или нет? А вот нос замечательно для этого приспособлен.

Воспитатель показывает схему носа (в разрезе). — Воздух, который мы вдыхаем, прежде чем попасть в наш организм, путешествует по длинным коридорам в носу. Все стенки этих коридоров покрыты очень маленькими ресничками, которые все время колышутся, как трава на ветру. К ним прилипают пылинки, попавшие в нос вместе с воздухом. А при выдохе пылинки вылетают наружу. Если же в нос попадает что-то стишком тяжелое - мы чихаем. Пройдя нос, очищенный и увлажненный воздух, плавно опускается «готовеньким» в легкие.

Какой бы трескучий мороз не стоял на улице, прежде чем попасть в легкие, воздух всего за секунду непременно согреется до температуры тела. А если человек находится в сауне или в знойной Африке, какой воздух поступает внутрь? Горячий и сухой? Нет! Нос умеет не только нагревать, но и охлаждать воздух.

Вы, наверное, удивитесь, но от носа зависит также и ваш голос. Нос вместе с носоглоткой позволяет сделать ваш голос неповторимым (мягким и тихим, или громким, звонким). Зажмите свой нос рукой и скажите что-нибудь. Видите, как сразу изменился ваш голос. Он стал низким и неприятным.

Проводится игра «Узнай по голосу».

Несколько детей по очереди зовут по имени водящего. Водящий с закрытыми глазами по голосу угадывает, кто его позвал.

Воспитатель: Послушайте стихотворение про нос:

Я ничего не знал и вдруг

Мой нос мне говорит,

Что где-то и у кого-то

Что-то сейчас подгорит.

Я ничего не знаю,

Это нос доложил:

Кто-то купил апельсин

И во-о-он туда положил!

- Как мы узнаем, что чем-то пахнет? Часть воздуха, которая проходит через нос, передают информацию в головной мозг. А там память хранит все известные нам запахи. Сейчас мы узнаем, много ли запахов хранится в вашей памяти.

Дидактическая игра: «Узнай по запаху».

Детям предлагается с закрытыми глазами определить, что им дали понюхать (можно предложить мыло, духи, апельсин, хлеб, яблоко, лук, чеснок, лекарство и т.п.)

Воспитатель: Что еще вы можете узнать по запаху? (елка, мандарины, еда — суп, компот,..).

А что нам может мешать чувствовать запахи и дышать носом? Насморк! Кто лечит нам больной нос? ЛОР! Что еще лечит ЛОР? Уши и горло.

Видите, какой чудесный орган есть у человека. Он нужен нам, чтобы мы могли дышать чистым воздухом, чтобы могли ощущать разные запахи, он помогает нам говорить.

Мы растем, и он растет вместе с нами. Как же мы можем беречь наш носик? Очень просто:(ответы детей)

Дышать надо носом, а не ртом.

Делать дыхательную гимнастику: 5-6 медленных вдохов и выдохов через нос (Дети встают и делают).

Регулярно проветривать комнату, вытирать пыль, мыть пол (чтобы меньше пыли попадало в нос)

Нос нужно чаще мыть и не ковырять в носу пальцем. Поэтому если кто-то из носа кладет себе в рот, знайте, что он кладет в свой нос пыль, микробы которые наш нос не пропускает в легкие, а мы складываем его в рот. Как вы думаете, что получиться из этого? (…)

Также существует массаж для носа, он тоже очень полезен (показываю детям, делаем вместе)

Посмотрите какие у меня есть для вас картинки, на них нарисован наш нос и то, что для него полезно, а что вредно. (раздаю каждому ребенку по карточке). Подчеркните карандашом, что полезно для вашего носа, а что вредно и плохо зачеркните карандашом. Что у нас зачеркнула Катя, Таня, Лена, Ярослав, Саша. и т.д. объясните свой выбор.

 А сейчас давайте поиграем с вами в больницу, я буду доктором-лором, а вы мои посетители.  Сейчас мы вы выберем медсестру, она будет мне помогать.

Первый посетитель, что у вас?

Вы знаете, что нужно делать, если пойдет кровь из носа?

Предложить детям помочь «больному»; вспомнить, что делали взрослые:

а) промыть лицо;

б) не сморкаться!

в) вставить ватные тампончики  в ноздри;

г) на лоб и на переносицу положить холодное мокрое полотенце;

д) подбородок приподнять;

е) усадить или уложить человека;

ж) успокоить его и поговорить с ним.

Если у вашего друга пошла из носа кровь, и вы не можете ему помочь, не бойтесь и быстро позовите кого-нибудь из взрослых. Запомнили?

Следующий пациент

-А слышали ли вы выражение: «Не суй нос не е свое дело»? («Любопытной Варваре нос на базаре оторвали»)

Можно ли по- настоящему оторвать нос? Да. А сломать? Очень просто — при ударе, в драке, при падении. Берегите свои носы.

Следующий пациент

 Есть еще поговорка: «Берегите нос в большой мороз». Почему так говорят? Что делать, если нос замерз? (Ответы детей) Молодцы!

Итак, нос нам нужен для красоты? А зачем? Что он для нас делает? (Ответы детей) Как мы должны ухаживать за ним? Молодцы!