Методические рекомендации по работе с детьми в условиях дистанционного обучения

Хабирова Ольга Федоровна

Конскльтация для воспитателей на тему: "Реализация образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Методические рекомендации

По реализации образовательной программы

Дошкольного образования

С применением электронного обучения и

Дистанционных образовательных технологий

В соответствии с п. 2.1. Приказа Министерства образования Республики Мордовия от 03 апреля 2020 года №346 «Об организации образовательной деятельности в образовательных организациях Республики Мордовия с 4 по 30 апреля 2020 года» руководители государственных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, с 04 апреля 2020г. по 30 апреля 2020 г. должны организовать режим образовательной деятельности с использованием форм электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в условиях домашней самоизоляции детей и педагогических работников.

Настоящие методические рекомендации разработаны в рамках  методической поддержки воспитателей, педагогов, специалистов дошкольных образовательных организаций в процессе реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и родителей, организующих процесс обучения детей в условиях домашней самоизоляции. 

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования – Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155.

В методических рекомендациях приведена модель реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, даны практические рекомендации для руководителей, педагогов и родителей как субъектов образовательного процесса.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Электронное обучение – это обучение в режиме онлайн (здесь и сейчас).

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

  1. Модель реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в дошкольной образовательной организации с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

  1. Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
  • разрабатывает и утверждает приказ о временном переходе на реализацию образовательной программы дошкольного образования с применением форм электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в связи с особыми обстоятельствами;
  • определяет порядок реализации образовательной программы дошкольного образования с применением форм электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
  • актуализирует имеющиеся в электронном виде дидактические и методические материалы для воспитанников, родителей (законных представителей), педагогических работников, формирует перечень дистанционных форм и методов работы с семьями воспитанников в соответствии с рабочими программами воспитателей и специалистов;
  • уведомляет в электронном виде родителей (законных представителей) воспитанников о переводе при реализации образовательной программы дошкольного образования на обучениес использованием форм электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (дистанционное обучение);
  • обеспечивает ведение учета проведенной работы и ее результатов в электронной форме.
  1. При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий образовательной организации рекомендуется обеспечить внесение соответствующих корректировок в рабочие программы воспитателей и специалистов в части форм обучения, технических средств обучения.
  1. В соответствии с техническими возможностями дошкольная образовательная организация организует проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов.
  1. Для организации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий родители должны иметь любой гаджет с функцией подключения к интернету (телефон, планшет, ноутбук, ПК).
  1. Для того чтобы педагоги учитывали свою нагрузку, а родители имели возможность участвовать в образовательной деятельности детей, администрацией дошкольной образовательной организации составляется и утверждается режим занятий в дистанционном режиме, периодичность предоставления консультаций для родителей на сайте, ежедневный график дистанционной работы педагогов. Воспитателям и специалистам рекомендуется планировать свою педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создавать и использовать простейшие, доступные для дошкольников, ресурсы и задания; предоставлять родителям (законным представителям) воспитанников текстовые, видео или аудио консультации, организовывать обратную связь. (Приложение 1. Примерная форма графика).
  1. При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий руководителю дошкольной образовательной организации рекомендуется проводить ежедневный мониторинг фактически организованных форм работы с детьми и их родителями (законными представителями) с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Допускается интеграция форм обучения.

  1. Рекомендации по применению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для реализации образовательной программы дошкольного образования

  1. При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обязательно непосредственное участие родителей в образовательном процессе. Целевая аудитория дистанционного обучения дошкольников – это дети совместно с родителями. Дистанционное образование детей дошкольного возраста больше вовлекает в учебный процесс родителей (законных представителей), которые затем учат детей.
  2. При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях применяются разные модели обучения:
  • обучение в режиме онлайн (электронное обучение);
  • дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы; 
  • самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.
  1. Онлайн-обучение – это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме «здесь и сейчас». Во время онлайн-обучения ребенок вместе с родителями «общается» с педагогом в прямой трансляции, слушает его, выполняет задания, обменивается файлами, родители пишут в чате. Педагог отвечает на вопросы детей и родителей, сам задает вопросы. Онлайн-обучение организуется посредством вебинаров.
  1. Организовывать вебинары бесплатно можно на портале YouTube. Существуют и другие сервисы, с помощью которых педагог может организовать обучение в режиме реального времени: Zoom zoom.us, Facebook Live, Skype, Teachbase, MyOwnConference, AnyMeeting или Livestorm. Трансляции есть в Инстаграм – педагог проводит встречу в своем аккаунте (родители должны быть подписаны на педагога).
  1. Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы организуется двумя путями: 1) использование имеющиеся в образовательной организации электронных дидактических игр и материалов; 2) использование интернет-ресурсов.
  1. При помощи интерактивных учебных материалов ребенок вместе с родителями осваивает учебный материал самостоятельно. Для родителей воспитатели и специалисты предлагают инструкции и рекомендации, организуют консультирование на чате или по электронной почте. Можно использовать готовые учебные материалы, а можно создавать самостоятельно. Самый простой вариант – это использование для этого программы Microsoft Power Point из пакета Microsoft Office, с помощью которого можно создавать интерактивные игры, викторины, кроссворды. Удобным и простым приложением для создания мультимедийных интерактивных учебных материалов является приложение Web 2.0 LearningApps.org – http://learningapps.org/. Этот конструктор может использоваться для разработки интерактивных заданий по разным образовательным областям и для применения в дистанционном обучении.
  1. При реализации образовательной программы дошкольного образования воспитатели и специалисты детских садов могут использовать дистанционные образовательные технологии образовательных платформ, интернет-ресурсов и сервисов. Представляем некоторые из них:
  • «Образованиум» https://obr.nd.ru – проект группы компаний «Новый диск». Курс «Стань школьником с Робобориком!» предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Ребёнок проходит темы, которые должен освоить выпускник детского сада, чтобы быть готовым к обучению в первом классе. 
  • «Учи.ру» – интерактивная образовательная платформа. Раздел «Математика для дошкольников» https://uchi.ru/matematika/doshkolniki предлагает математические игры для детей дошкольного возраста. Авторы учли закономерности усвоения знаний и навыков на каждом возрастном уровне психического и личностного развития.
  • «Сказбука»  https://skazbuka.com – обучающее приложение для детей 2-6 лет с играми, сказками и мультфильмами. Буквы, цифры, размеры, цвета, формы! Учим читать и считать! Развиваем эмоциональный интеллект, логику и мышление. 766 уровней развивающих игр, 332 часа обучающих курсов, 228 познавательных мультфильмов, 12 аудио-сказок. 
  • «Тилли» https://tillionline.ru  – платформа для детей от 3 до 8 лет, которую можно использовать при подготовке ребенка к поступлению в школу. Удобно и систематично развивать его навыки и учить чему-то совершенно новому. Упражнения по разнообразным тематикам сопровождает зайчонок Тилли. Он хвалит ребенка за успехи и приободряет, если что-то вдруг пошло не так. За прохождение упражнения ребенок получает кубок.
  • «Умназия»  https://umnazia.ru  – интерактивные онлайн-курсы и тренажеры для развития мышления детей 6 – 13 лет. Развивает логику, внимание, эрудицию, обучаемость и память. Платформа направлена на  индивидуальную траекторию детей. Умные алгоритмы составляют для ребенка персональный план развития необходимых навыков.
  • «Легко сказать» https://yandex.ru/alice/legko-skazat – детский тренажёр для развития речи. Осваивать речь детям помогают герои мультфильма фиксики, а также звукли – звезды в образах фантастических героев. Тренажер бесплатный и работает на любом устройстве: смартфоне, умной колонке или компьютере. Для работы необходимо установить браузер Яндекс или приложение Яндекс. Для активации тренажера необходимо, включив браузер, сказать: Алиса, включи навык «Легко сказать».
  • «eSchool.pro» https://eschool.pro/welcome – платформа, помогающая освоить детям математику и русский язык. Занятия учат ребенка думать и действовать самостоятельно, работать с большим количеством информации и правильно планировать свой день. Родители видят детальную статистику по результатам обучения ребенка.
  • Проект «Планета сказок» http://www.planetaskazok.ru/ – коллекция художественной литературы, в которую входят сказки, рассказы, стихи и иллюстрации к ним. Для повышения интереса со стороны юных читателей использована преимущественно иллюстрированная детская литература, можно читать сказки в режиме онлайн. Красочные, красивые иллюстрации, предпочтение работам известных художников как отечественных, так и зарубежных.
  • «Мир природы» https://worldofnature.ru/– это иллюстрированная энциклопедия для детей и полезные материалы для родителей. В энциклопедии представлена исчерпывающая информация о существующих, вымерших и мифических животных, странах и народах мира, выдающихся учёных и многом другом. Активные игры для детей, интересные статьи и факты.
  • Портал детской безопасности МЧС России «Спас-экстрим». http://www.spas-extreme.ru/ – информация по безопасности для детей и их родителей, игры, конкурсы, детская мультимедийная энциклопедия, памятки «Это должен знать каждый!» и многое другое.
  • «Kids Smart» https://kids-smart.ru/ – игровая платформа интеллектуального развития детей. Занятия и упражнения распределены по предметам и темам занятий, возрастным группам и уровням сложности. Все упражнения озвучены. Достижения, награды и дипломы помогают родителю следить за успехами малыша.
  • Сайт «Развитие ребенка» http://www.razvitierebenka.com/ – многоплановое интернет-пространство для раннего развития детей. Рекомендации дидактических пособий, описания упражнений, которые доступны для выполнения в домашних условиях, много развивающих карточек и раскрасок для распечатывания, идеи для сотворчества детей и взрослых и многое другое.
  • «По складам» http://poskladam.ru/ – Android приложение по обучению чтению. Слоги – слова – фразы, тренировка звуков русской речи, буквенная мозаика, словарный запас в 1000 слов. Уникальные игры на обучение детей чтению. Соединяя буквы, склады и слоги, дети постепенно начинают усваивать принципы составления и чтения слов.
  • «IQша» https://iqsha.ru/ – платный сайт для детей от двух до одиннадцати лет. Задания и упражнения для детей разных возрастных групп: для детей от 2 до 4 лет разработаны развивающие и обучающие игры, для детей от 5 до 7 лет разработана программа легкой и увлекательной подготовки к школе. Айкьюша награждает детей медалями, кубками и дипломами.
  • «Детские электронные презентации и клипы» https://viki.rdf.ru/ – многообразие тем презентаций: еда, улица, история, музыкальные инструменты, животные и многое другое. На их основе родители могут вести беседы и рассказы.
  • «Развивающие игры для вашего голопуза» http://golopuz.org/ – развивающие онлайн-игры для детей школьного и дошкольного возраста на развитие логики, творческого мышления, познание мира. Подача материала в понятных и интересных ребёнку картинках. Разделы: «Пазлы», «Учимся читать», «Математические игры», «Раскраски» и др.
  • «Приключения Чевостика» https://chevostik.ru/lessons – образовательный сайт, предназначенный для детей 3 – 8 лет. Это большая интерактивная энциклопедия в аудио-формате, увлекательные приключения, тесты и игры.
  • Сервис дистанционного образования детей «Alimok» https://alimok.com – «Вселенная» интерактивных и современных заданий для успешного развития ребенка. Курс дошкольного образования, более 10 тысяч заданий с озвучкой, содействует обучению детей, развитию восприятия и внимания детей.
  • «Играемся» https://www.igraemsa.ru/ – сайт с обучающими бесплатными играми для детей. Игры разбиты на категории: на внимание и память, на логику и мышление, загадки и ребусы, пазлы, для малышей и другие. 
  • «Чудо-юдо» https://chudo-udo.info/ – разнообразные развивающие материалы: кроссворды и ребусы, лабиринты и прописи, скороговорки и аудиосказки, поделки и пазлы. Сайт наполнен материалами для распечатывания и описаниями различных оффлайн активностей.
  1. Педагоги дошкольного образования для организации работы с детьми и семьями воспитанниками могут использовать материалы виртуального методического кабинета http://www.pedkabinet.ru/.
  1. Для организации самостоятельной работы родителей с детьми педагоги организуют консультирование и обучение родителей (законных представителей) воспитанников через официальный сайт, персональный сайт педагога, электронную почту. Рекомендуется создание групп в социальных сетях, ютуб-канала.
  1. На сайтах размещаются: игры по образовательным областям, познавательный материал по теме недели, произведения художественной литературы, презентации и ссылки на сайты, где родители выбирают игровой материал для занятий с ребенком.
  1. Ютуб-канал – это база для размещения видео-консультаций по актуальным вопросам работы с детьми, видео-занятий, мастер-классов.
  1.  Группа в социальной сети – закрытое сообщество, которое администрируют педагоги. Там размещаются альбомы с фото, обучающие видео, карточки с упражнениями, игры. Это наиболее удобный способ взаимодействия с родителями.
  1. Электронная почта используется педагогами для отправки родителям (законным представителям) индивидуальных заданий для ребенка, находящегося дома, рекомендации, ссылки на  видеозаписи, виртуальные экскурсии, олимпиады и конкурсы.
  1. Мессенджеры Viber или WhatsApp используются для непосредственного общения педагогов и родителей, обсуждение вопросов обучения детей индивидуально или в открытом пространстве.

Памятка для родителей

«Чем занять дошкольника в условиях самоизоляции»

Изменить привычный образ жизни и находиться постоянно дома – это стресс не только для взрослых, но и для детей. Как комфортно организовать пространство для ребенка, почему важно соблюдать режим дня и в какие игры играть на карантине.

  1. Как организовать жизнь дошкольника в условиях самоизоляции на дому?

Во-первых, обратите внимание на организацию пространства – доступность: как расставлена мебель, где лежат игрушки, насколько они в реальном доступе для ребенка. Если вдруг полка или какое-то оборудование оказывается для ребенка недоступным, то он к нему не обратится. Он будет ходить за взрослыми по пятам и ныть, чтобы с ним поиграли. В таком случае, он никогда сам себя не займет. Доступность – это один из критериев качества, который используют при оценке дошкольных образовательных организаций.

Во-вторых, у ребенка должна быть возможность уединиться. Сейчас в квартирах оказались внезапно и папа, и мама, и все родственники, которые раньше ходили на работу. Конечно, не все пространства позволяют каждому уйти в свою комнату. Но важно подумать о том, чтобы у ребенка был свой уголочек, в котором он может уединиться и уйти от суеты и шума. Дошкольник не всегда может чутко реагировать на собственное состояние. Повышенную усталость дошкольника можно наблюдать в плохом поведении, в плохом сне, может быть, в повышенной скандальности.

Еще ребенку важно, чтобы у него было место и время для игр, где он может спокойно разложиться: построить кукольный домик, замок, шалаш из пледа и диванных подушек. Три параметра – доступность, возможность уединения и возможность трансформации и преобразования пространства (место и время для игры) – минимальные условия, чтобы ребенок почувствовал себя дома комфортно и мог хотя бы потенциально занять себя сам.

Чем можно заняться с ребенком дома?

Главное для дошкольника – играть. Игра – это лучше, чем всякие развивашки, занимашки, любые онлайн-приложения. Родителям необходимо погрузиться в детское состояние и поиграть с ребенком. Для дошкольника это и полезно, и приятно.

Каждый родитель, подумав минутку, придумает кучу идей. Для этого необязательно сразу бежать что-то покупать. В каждом доме, где есть ребенок, есть краски, бумага, соль, мука, фасоль, плед и диванные подушки и есть время, чтобы немножко посвятить его общению, игре, придумыванию, фантазированию.

Чем можно заняться? Всем, что связано с моторикой мелкой и крупной. Например, можно взять коробку, насыпать туда закупленную гречку, фасоль, крупы, кинетический песок и смешать. Дети отлично в это играют в любом возрасте и получают массу удовольствия от того, что просто там ковыряются, делают поделки, строят пещерки…

Тесто из соли. Это надолго займет ребенка, а главное – это развивающее занятие: полепить из теста, запечь в духовке, раскрасить гуашью или какими-то другими подходящими красками. Поделки, аппликации и многое другое – дайте волю фантазии и воображению, необязательно делать что-то по шаблону или какому-то видеоуроку из интернета. Позвольте ребенку просто повозиться с фасолью, с тестом, с краской.

Следующее – это воображение. Развивайте у ребенка способности действовать в воображаемой ситуации: постройте вместе домик, порисуйте от пятна, придумайте историю, сделайте коллаж из старых журналов и творческие поделки.

Чтение – это важная сторона детской жизни и это то, что находится сейчас у дошкольников в некотором дефиците. Самоизоляция – отличная возможность для того, чтобы чуть-чуть сблизить ребенка с книгой, если у вас это не происходит дома естественным образом. Для начинающего читать ребенка очень важно видеть, как читают взрослые. Если ваш ребенок еще не читает или неусидчивый, то попробуйте просто рассматривать картинки и сочинять по ним истории. Сейчас таких книжек-картинок очень много издается, они называются виммельбухи.

Очень важно, чтобы у дошкольника были кубики. Конструирование – очень важная активность в дошкольном возрасте. С кубиками можно придумать большое количество игр.

Как быть с физической активностью при малой площади квартир?

Для дошкольника движение – это принципиально значимое времяпрепровождение. Например, простой способ – это сделать звериную зарядку. Например, вообразите, что идете по зоопарку, видите зверей и повторяете их движения. Это может быть более целостный сюжет, например, вы идете в поход: маршируете, перепрыгиваете через реку, ставите палатку.   Все это сопровождается крупно моторными движениями.

Подобные активности – это возможность для ребенка подвигаться, сделать крупные размашистые движения, прыжки, имитацию бега, взмахи руками. Вы можете танцевать, вы можете играть в твистер, вы можете сделать у себя в коридоре с помощью скотча классики, построить полосу препятствий из диванных подушек.

Еще одна активность, которая совмещает в себе подвижность – квест. Дети обожают искать клад по картам и по подсказкам. Можете опять же построить полосу препятствий, придумать сюжет и отправиться в поход или в пиратское плавание.

Можно предложить реализовать с ребенком целостный проект. Например, не просто лепить из пластилина или соленого теста, а сделать зоопарк. Или построить город из кубиков: придумать из чего сделать дорогу и дорожные знаки, и кто в этом городе может жить.

Можно поставить настоящий спектакль: раздать роли, сделать билеты, соорудить сцену…. А можно пойти в поход: составить список вещей, собрать рюкзак, идти по карте – это может быть сопряжено с элементами квеста (крупномоторные/интеллектуальные задания). Такие проекты больше занимают детей, им это интереснее и полезнее, а главное – это привносит смысл в их действия.

По окончании карантина можно сделать фотоальбом или стенгазету «Как мы провели карантин». Потом ребенок может это принести с детский сад или начальную школу, чтобы всем рассказать и показать. Сама задача сделать такой альбом может увлечь ребенка.

Какой должен быть режим дня дома на самоизоляции?

Режим влияет на эмоциональное и психологическое благополучие ребенка. Если он уставший, перевозбужденный, то он будет все отрицать. Старайтесь придерживаться того режима, который у вас был до карантина. Если вы ходили в садик, то в семь часов подъем. Сделать очень трудно, особенно когда некоторые элементы режима оказываются нарушены. Например, вы не можете выйти на прогулку в привычное время, но все-таки максимальное усилие к соблюдению режима стоит приложить.

Также старайтесь, чтобы экраны у ребенка были в минимальной доступности. Регулярно работающий телевизор в фоновом режиме ребенка перевозбуждает. Конечно, можно смотреть мультфильмы, фильмы, но не больше одного часа в день. Это разрушает психику ребенка – растормаживает, ему сложнее будет сосредоточиться.