Распространение опыта. Публикации.

Представлены материалы выступлений на семинарах, конференциях, программы, справки, сертификаты, благодарности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Переслегина Ю.Г.

МБОУ «Гимназия №1

им.Н.М. Пржевальского»

города Смоленска

Формирование познавательных универсальных учебных действий

у младших школьников на уроках литературного чтения

Введение

Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее знать и быть в курсе. Для этого есть телевизор, компьютер, интернет.(СЛАЙД 2) Белинский писал: «Книги есть жизнь нашего времени, в них нуждаются и старые, и малые». Это высказывание, к сожалению, потеряло свою актуальность. Проблема чтения на данном этапе развития общества становится государственной. На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011г. В Москве В.В.Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы (по данным социального опроса), растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной!

А современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, и поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.

Стандарты второго поколения задают новый вектор развития начального общего образования. Перед начальной школой встаёт задача формирования у младших школьников умения учить себя самостоятельно.

(СЛАЙД3) Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

Большим потенциалом для формирования универсальных учебных действий обладают уроки литературного чтения. Сформированность УУД как обобщенных действий служит той базой, на основе которой учащимся открывается возможности широкой ориентации, как в различных художественных произведениях, так и в строении самой учебной деятельности. Реализация этих возможностей достигается благодаря специфике литературного чтения, как учебного предмета, который формирует способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, обеспечивает становление умений и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться.

Опыт работы по системе развивающего обучения Л.В. Занкова показывает, что стимулом для формирования мотивов учебной деятельности является вовлечение обучающегося в учебно-исследовательскую деятельность, создание учебных ситуаций, когда перед ребенком возникает познавательная трудность, неожиданное задание или учебная ситуация.

Этому способствует работа по технологии творческого чтения, другие методы и приемы, на которых я остановлюсь.

(СЛАЙД 4) Творческое чтение – это воспроизведение чужого творения собственной душой; жизнь произведения в сознании читающего человека; свобода мыслить своей собственной мыслью; это способность реагировать на читаемый текст, активизировать по ходу чтения собственные мысли и чувства, оставлять след в душе от прочитанного, развивать сознание.

При организации работы над художественным литературным произведением опираюсь на технологию творческого чтения, предложенную И. А. Якимовым. Она предполагает обязательное включение в структуру уроков чтения следующих компонентов: (СЛАЙД 5)

  1. знакомство с текстом литературного произведения;
  2. выражение детьми впечатлений от прочитанного в процессе создания вторичных образов;
  3. обсуждение вторичных художественных образов.

Далее представим те методические приёмы, использование которых целесообразно на каждом из названных выше компонентов урока с применением технологии творческого чтения.

(СЛАЙД 6) Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть  ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения).

(СЛАЙД 7) Приём «антиципации», предвосхищения, интуитивного предвидения возможных будущих событий.  Учащимся предлагается прочитать название рассказа и предположить, о чём пойдёт речь в тексте? После чтения выясняют, совпали ли предположения с содержанием?  

- «Корзина идей» (по заглавию, автору, иллюстрации определить, о чем (о ком) данный текст;

- «Прогноз» (что будет дальше с героем, что произойдет);

Знакомство с текстом литературного произведения: (СЛАЙД 8)

1. С первой же встречи с текстом школьники приучаются работать, что называется, «с карандашом в руке». При этом, как показывает моя практика, эффективными оказываются следующие приёмы работы:

– «Здравствуйте, незнакомцы!» (выделение, подчеркивание в тексте незнакомых слов, словосочетаний, фразеологических оборотов и последующее объяснение их значения), поиск в словарях, опора на знания обучающихся.

– «Мой друг – вопрос» («вычерпывание» информации из каждого слова, словосочетания, предложения; постановка вопросов).

– Вопрос, ответ на который ученик получает сразу же по ходу чтения текста (знак вопроса на полях зачеркивается).

– Вопрос, ответ на который ученик получает не сразу, но может вычитать непосредственно в тексте (в следующем абзаце, части, главе). В таком случае знак вопроса обводится в круг, а справа от него записывается номер страницы (строки), на которой был найден ответ.

– Вопрос, ответ на который не был напрямую предъявлен автором в тексте, но ученику удалось вывести его из содержания (знак вопроса обводится в треугольник, такой же треугольник ставится на полях справа от места в тексте, где содержится необходимая для ответа информация).

– Вопрос, ответ на который ученик не смог получить, даже дочитав текст до конца (знак вопроса обводится красным карандашом).

2. После прочтения текста произведения начинается этап работы, который даёт возможность ученикам поделиться своими впечатлениями.

Чтобы придать работе непринуждённый характер, использую такие приемы: (СЛАЙД 9)

- «От простого к сложному» (вопросы по тексту простые: Кто является автором? Что понравилось? Какой эпизод и герой больше запомнились? Какое настроение возникает при чтении произведения?; оценивающие героев, события; творческие: Как бы сложилась жизнь героя? Чтобы было, если бы..?);

- «Сто тысяч почему?» (в 1 классе учитель, а следующих классах сами ученики (сильные, а затем и более слабые) выступают в роли иностранца или жителя другой планеты, которые на каждую фразу задают вопрос Почему? Это народная сказка.  Почему? – ученик утверждающий должен доказать, привести аргументы). Этот прием используется на русском языке, окружающем мире при работе с текстом.

- «Доверяй, но проверяй» (обучающиеся задают друг другу вопросы по тексту)

(СЛАЙД 10) 3.– «А я сомневаюсь!» (проверка имеющейся в тексте фактуальной информации: описания событий, героев, места и времени действия и т.п.).

        – Составление плана произведения для определения его важных моментов и пересказ прочитанного.

– Пересказ от имени какого-либо персонажа в измененной форме, например, письма, статьи в газету, радиорепортажа с места событий и т.д.

– Дополнение произведения.

– Придумывание вопроса к произведению.

– Представление книги.

– Составление загадки о произведении или его персонажах.

(СЛАЙД 11) –  Приём «синквейн» позволяет делать краткие выводы по результатам обработки представленной информации.  Этот прием используется на этапе обобщения знаний,  для составления характеристики героя.  

Илья Муромец

Могучий, храбрый

Ехал, сражался, победил

Всем людям радость дарил.

Герой

С помощью данного метода учимся выделять части речи, обогащать словарный запас, работать над синонимами.

(СЛАЙД 12)  –  Развитию умений различать авторские оценки изображенного и давать собственную интерпретацию предмета способствует приём «присвоения понятий». На уроке литературного чтения в 1 классе в ходе изучения темы «Мир глазами поэта» предлагается придумать свой художественный образ. «О чем думает уютное кресло», «Что чувствует цветок в вазе». Были предложены разные варианты начала текстов, которые потребовали разных подходов к продолжениям. Конечно, в такой работе с малышами ошибок при письме не избежать, в данном случае важно содержание.

        (СЛАЙД 13)  – Рисование эпизода, который больше всего понравился – позволяет определить более интересные для детей эпизоды.

– Рисование конкретного (заданного) эпизода или предмета – позволяет провести обсуждение рисунков одного эпизода с целым классом.

– Серия рисунков (комикс) – позволяет привнести в рисунок элемент динамизма, изобразить важные с точки зрения детей события произведения. В серии может быть всего несколько «кадров», отражающих содержание одного эпизода.

– Рисование персонажа, предмета или образного понятия обращает внимание детей на детали, те подробности, которые иногда остаются за рамками беседы.

– Изображение настроения эпизода или персонажей с помощью красок.

– Аппликация, лепка, изготовление макета книги.

– Рассматривание и обсуждение иллюстраций профессионального художника к произведению позволяет установить соответствие изображения персонажей, настроения эпизода с возникшими у детей образами.

        - Просмотр мультфильмов по произведению, сопоставление, установление сходства и различия. Переозвучка фрагментов мультфильма.

На этапе рефлексии:

- Кроссворд;

- «Сам себе режиссер» (вопрос, задание одноклассникам по тексту);

- «Дерево желаний» (обучающимся предлагается продолжить фразу: Мне бы хотелось, чтобы герой…, автор…).

Таким образом, какие бы виды творческих работ не применялись на уроках литературного чтения, все они ведут к главному продукту – творчеству самой жизни. Способность к самовыражению, дивергентное мышление, активность ассоциаций, приобретенные в процессе реализации творческого чтения, важны в любой ситуации. Они актуальны и в принятии решений, требующих мобилизации опыта, комбинации его в новые структуры, нахождения новых связей. В творчестве лежит ключ к гармонизации личности с самим собой и с окружающим миром.

А для учителя творческие работы в итоге являются не финалом знакомства с литературным произведением, а материальной фиксацией его художественного мира и стимулом для более глубокого обсуждения с детьми.

Применение методики творческого чтения на уроках литературного чтения при формировании познавательных УУД позволяет ученикам достигать определенных результатов. Так, в ходе наблюдений и бесед с детьми, мною отмечено, что у многих учащихся появляется положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Обучающиеся постепенно начинают проявлять более высокую степень самостоятельности; активно стремятся задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста. Применение технологии творческого чтения даёт учащимся возможность научиться понимать чужие мысли, заключенные в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.

У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.

Данная технология, методы и приемы, которые я использую в своей работе, способствуют повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.

(СЛАЙД 17) Таким образом, применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует формированию познавательных УУД, развитию творческого потенциала младших школьников, который играет решающую роль в достижении развивающего аспекта обучения. Благодаря развитию творческого мышления и речи на основе системы работы по технологии творческого чтения у учеников формируются познавательные УУД, у них развиваются творческие возможности; проявляется умение общаться друг с другом и с учителем, слушать и слышать; появляется самостоятельность и своя точка зрения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения Учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №1 имени Н.М. Пржевальского» города Смоленска Переслегина Юлия Геннадьевна

Слайд 2

«Книги есть жизнь нашего времени, в них нуждаются и старые, и малые» В.Г. Белинский

Слайд 3

В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре блока: личностные регулятивные познавательные коммуникативные

Слайд 4

Творческое чтение это воспроизведение чужого творения собственной душой; жизнь произведения в сознании читающего человека; свобода мыслить своей собственной мыслью; это способность реагировать на читаемый текст, активизировать по ходу чтения собственные мысли и чувства, оставлять след в душе от прочитанного, развивать сознание.

Слайд 5

Технология творческого чтения предполагает обязательное включение в структуру уроков чтения следующих компонентов: знакомство с текстом литературного произведения; выражение детьми впечатлений от прочитанного в процессе создания вторичных образов; обсуждение вторичных художественных образов.

Слайд 6

Приём «прогнозирования» Ученикам предлагаются ориентировочные действия: рассмотри заглавие, иллюстрации; обрати внимание на жанр; структуру произведения.

Слайд 7

Приём «антиципации» Обучающимся предлагается прочитать название рассказа и предположить, о чём пойдёт речь в тексте? После чтения обучающиеся выясняют, совпали ли предположения с содержанием? «Корзина идей» (по заглавию, автору, иллюстрации определить, о чем (о ком) данный текст; «Прогноз» (что будет дальше с героем, что произойдет);

Слайд 8

Методические приёмы, используемые на этапе знакомства с текстом литературного произведения «Здравствуйте, незнакомцы!» (выделение, подчеркивание в тексте незнакомых слов, словосочетаний, фразеологических оборотов и последующее объяснение их значения); «Мой друг – вопрос» («вычерпывание» информации из каждого слова, словосочетания, предложения; постановка вопросов).

Слайд 9

Методические приёмы, используемые при анализе первичного восприятия литературного произведения учащимися Обмен мнениями о прочитанном по вопросам учителя и детей: «От простого к сложному» -Что понравилось? -Какой эпизод и герой больше запомнились? -Какое настроение возникает при чтении произведения?

Слайд 10

Методические приёмы, используемые при анализе первичного восприятия литературного произведения учащимися «Сто тысяч почему?» в 1 классе учитель, а следующих классах сами ученики (сильные, а затем и более слабые) выступают в роли иностранца или жителя другой планеты, которые на каждую фразу задают вопрос Почему? Это народная сказка. Почему? – ученик утверждающий должен доказать, привести аргументы. «Доверяй, но проверяй» (обучающиеся задают друг другу вопросы по тексту)

Слайд 11

Методические приёмы, используемые на этапе обсуждения вторичных художественных образов «А я сомневаюсь!» (проверка имеющейся в тексте фактуальной информации: описания событий, героев, места и времени действия и т.п.); Составление плана произведения для определения его важных моментов и пересказ прочитанного; Пересказ от имени какого-либо персонажа в измененной форме, например, письма, статьи в газету, радиорепортажа с места событий и т.д.; Дополнение произведения; Придумывание вопроса к произведению; Представление книги;

Слайд 12

Приём «синквейн» Позволяет делать краткие выводы по результатам обработки представленной информации. Используется на этапе обобщения знаний, для составления характеристики героя .

Слайд 13

Приём «присвоения понятий» В ходе изучения темы, произведения предлагается придумать свой художественный образ.

Слайд 14

Методические приёмы, используемые на этапе обсуждения вторичных художественных образов Составление загадки о произведении или его персонажах; Рисование эпизода, который больше всего понравился – позволяет определить более интересные для детей эпизоды; Рисование конкретного (заданного) эпизода или предмета – позволяет провести обсуждение рисунков одного эпизода с целым классом; Серия рисунков (комикс); Рисование персонажа, предмета или образного понятия; Изображение настроения эпизода или персонажей с помощью красок; Аппликация, лепка, изготовление макета книги; Рассматривание и обсуждение иллюстраций профессионального художника к произведению.

Слайд 15

Применение технологии творческого чтения даёт учащимся возможность научиться понимать чужие мысли, заключенные в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию; проявлять способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера.

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

                                                                                     Переслегина Ю.Г.

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского»

                                                       г.Смоленска

Формирование мыслительной деятельности младших школьников на уроках гуманитарного цикла по системе Л.В. Занкова

В своей работе «Дидактика и жизнь» Л.В. Занков писал:  «По окончании школы молодой человек неизбежно столкнется с неизвестными ему научными открытиями, с новой техникою, быстро ориентироваться и успешно овладеть незнакомыми данными сумеет тот, кто обладает соответствующими качествами ума, воли, чувств» [1]. Это высказывание приобретает особую актуальность в наши дни, поскольку высокий темп обновления современных научных знаний, технологий заставляет человек постоянно учиться, совершенствовать умения и навыки, определяющие эффективность когнитивных процессов личности.

Сформулированная учёным ещё в 60-х гг. прошлого века мысль получила своё воплощение и в стандартах второго поколения, которые задают новый вектор развития начального общего образования. Он предусматривает, в частности, «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности», что конкретизируется как «умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе»[2].

Считаем, что ключевым условием эффективного осуществления детьми перечисленных универсальных учебных действий должны выступать прочно сформированные мыслительные операции. Необходимо также подчеркнуть, что они должны стать объектом специального методического внимания, поскольку не складываются автоматически в ходе усвоения программного материала. Следовательно, отдельного рассмотрения требует ключевое для дальнейшего изложения понятие мыслительная деятельность.

Именно она была выделена Л.В. Занковым в качестве одной из линий исследования хода общего развития школьников, имея в виду, возможность проследить проявление более сложных, чем при наблюдении, мыслительных операций: «Мы выделили в качестве второй линии развития, которую следует изучить, отвлеченное мышление, поскольку именно в отвлеченном мышлении ближе всего и глубже всего познается сущность явлений объективной действительности»[1]. Эта мысль учёного стала следствием осмысления определения понятия мышление, сформулированного С.Л. Рубинштейном: «Мышление – это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Мышление – это опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований – и обобщенное познание объективной реальности» [3].

Проблема мышления и путей его развития является объектом изучения не только психологии, но и дидактики. Наиболее распространённым является следующее определение: «Мышление – опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности и дает возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои планы и программы поведения» [4].

В силу своей фундаментальности проблема развития мыслительной деятельности активно разрабатывается отечественными и зарубежными учёными на протяжении многих десятилетий. Так, в разное время их изыскания были представлены в наиболее значимых трудах: «Мышление и речь» (Л.С. Выготского, 1956), «Психология интеллекта» (Ж. Пиаже, 1969), «Развитие исследований по формированию умственных действий» (П.Я. Гальперин, 1969), «Виды обобщения в обучении» (В.В. Давыдов 1972), «Структура мыслительной деятельности человека» (О.К. Тихомиров, 1969), «Мышление в контексте сознания» (В.Ф. Юлов, 2004) и др.

Рационально осуществляемая мыслительная деятельность человека предусматривает решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо и непременно включает в себя анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Традиционно принято считать, что самым значительным потенциалом для формирования перечисленных операций обладает учебный предмет «Математика». Однако такое представления характеризуется некоторой однобокостью. По нашему глубокому убеждению, не меньшими возможностями обладают и предметы гуманитарного цикла. Так, центральным видом деятельности на уроках чтения является одноимённый процесс. С точки зрения психолингвистики, чтение понимается как аналитико-синтетическая деятельность. Кроме того, операции анализа и синтеза являются ведущими в процессе работы с художественным произведением.

В своей практике мы уделяем серьезное внимание работе с текстом. Приведем некоторые приемы работы.

На этапе ознакомления с текстом:

- «Корзина идей» (по заглавию, автору, иллюстрации определить, о чем (о ком) данный текст;

- «Прогноз» (что будет дальше с героем, что произойдет);

- «Здравствуйте, незнакомцы!» (выделение, подчеркивание в тексте незнакомых слов, словосочетаний, фразеологических оборотов и последующее объяснение их значения).

- «Мой друг – вопрос» («вычерпывание» информации из каждого слова, словосочетания, предложения; постановка вопросов).

На  этапе осмысления прочитанного:

- «От простого к сложному» (вопросы по тексту простые: Кто является автором? Что понравилось? Какой эпизод и герой больше запомнились? Какое настроение возникает при чтении произведения?; оценивающие героев, события; творческие: Как бы сложилась жизнь героя? Чтобы было, если бы..?);

- «Сто тысяч почему?» (в 1 классе учитель, а следующих классах сами ученики (сильные, а затем и более слабые) выступают в роли иностранца или жителя другой планеты, которые на каждую фразу задают вопрос Почему? Это народная сказка.  Почему? – ученик утверждающий должен доказать, привести аргументы). Этот прием используется на русском языке, окружающем мире при работе с текстом.

- «Доверяй, но проверяй» (обучающиеся задают друг другу вопросы по тексту)

- Составление плана произведения для определения его важных моментов и пересказ прочитанного;

- Пересказ от имени какого-либо персонажа в измененной форме, пересказ в новых временных условиях (задается новый временной отрезок, а герои и события остаются);

- Выбор загадки, пословицы к тексту;

- Найди слово, словосочетание, предложение по заданным признакам.

На этапе рефлексии:

- Кроссворд;

- «Сам себе режиссер» (вопрос, задание одноклассникам по тексту);

- «Дерево желаний» (обучающимся предлагается продолжить фразу: Мне бы хотелось, чтобы герой…, автор…).

Систематическое применение приведенных приемов работы с текстом обеспечивает развитие мыслительных действий формированию познавательных универсальных учебных действиях.

   Данная работа при формировании познавательных УУД, позволяет обучающимся достигать определенных результатов.

Приведем результаты независимого мониторинга формирования познавательных УУД полиатлон-мониторинг:

«Политоринг-2015» (1 класс)                              «Политоринг- 2016» (2 класс)

Данные мониторинга показывают, что в 1 классе высокий уровень сформированности  познавательных УУД имели 16% обучающихся,  во 2 классе  - 40%, на достаточном уровне сформированности в 1 классе находилось 84% обучающихся,  во 2 классе  -  60%. Мы видим, что число обучающихся с высоким уровнем сформированности познавательных УУД увеличилось.

Развитие мыслительных действий младших школьников на уроках гуманитарного цикла способствует формированию познавательных УУД, развитию творческого потенциала младших школьников, который играет решающую роль в достижении развивающего аспекта обучения.

Литература

1.Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968.

2. Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.

3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург.: Питер, 2001.

4.Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. Научное издательство «Большая российская энциклопедия». М.: 2002.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мыслительной деятельности у младших школьников на уроках гуманитарного цикла по системе Л.В. Занкова Переслегина Юлия Геннадьевна учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского» города Смоленска 2017

Слайд 2

Леонид Владимирович Занков (1901-1977) «По окончании школы молодой человек неизбежно столкнется с неизвестными ему научными открытиями, с новой техникою, быстро ориентироваться и успешно овладеть незнакомыми данными сумеет тот, кто обладает соответствующими качествами ума, воли, чувств» («Дидактика и жизнь», 1968)

Слайд 3

Цели и задачи современного образования «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе»

Слайд 4

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) «Мышление – это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Мышление – это опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований – и обобщенное познание объективной реальности» («Основы общей психологии» 2001)

Слайд 5

Мышление в педагогике «Мышление – опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности и дает возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои планы и программы поведения» (Педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бад, 2002)

Слайд 6

Ученые изучавшие мышление и мыслительную деятельность Ж. Пиаже Л.С. Выготский П. Я. Гальперин В.В. Давыдов О.К. Тихомиров В.Ф. Юлов

Слайд 7

Приемы работы на этапе ознакомления с текстом - «Корзина идей» (по заглавию, автору, иллюстрации определить, о чем (о ком) данный текст) ; - «Прогноз» (что будет дальше с героем, что произойдет) ; - «Здравствуйте, незнакомцы!» (выделение, подчеркивание в тексте незнакомых слов, словосочетаний и последующее объяснение их значения) ; - «Мой друг – вопрос» («вычерпывание» информации из каждого слова, словосочетания, предложения; постановка вопросов) .

Слайд 8

Приемы работы на этапе осмысления прочитанного - «От простого к сложному» (вопросы по тексту простые, оценивающие, творческие) ; - «Сто тысяч почему ? » (на каждое утверждение задается вопрос: Почему?) ; - «Доверяй, но проверяй» (обучающиеся задают друг другу вопросы по тексту) ; - Составление плана произведения; - Пересказ от имени персонажа, в новых временных условиях; - Выбор загадки, пословицы к тексту; - Найди слово, словосочетание, предложение по заданным признакам.

Слайд 9

Приемы работы на этапа рефлексии - Кроссворд; - «Сам себе режиссер» (вопрос, задание одноклассникам по тексту) ; - «Дерево желаний» (обучающимся предлагается продолжить фразу: Мне бы хотелось, чтобы герой…, автор…) .

Слайд 10

Независимый мониторинг формирования познавательных УУД полиатлон-мониторинг Из результатов мониторинга мы видим, что развитие мыслительных действий младших школьников способствует формированию познавательных УУД, развитию творческого потенциала младших школьников, который играет решающую роль в достижении развивающего аспекта обучения. «Политоринг – 2015» «Политоринг – 2016» Уровень 1 класс 2класс Высокий 16% 40% Достаточный 84% 60% Низкий 0% 0%

Слайд 11

Литература 1.Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург.: Питер, 2001. 4.Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. Научное издательство «Большая российская энциклопедия». М.: 2002.



Предварительный просмотр:

Ю.Г. Переслегина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1 имени Н.М. Пржевальского город Смоленск, Смоленская область, Российская Федерация

ПАРИТЕТ ИННОВАЦИЙ И ТРАДИЦИЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

В статье раскрываются понятия традиция и инновация, их влияние друг на друга и воспитательный процесс в целом в рамках ФГОС общего образования.

Ключевые слова: воспитание и социализация обучающихся, традиция, инновация,  

Современный мир – это быстро изменяющаяся динамичная система. Каждый элемент этой системы представляет собой важное звено, от состояния которого зависит состояние системы в целом. И одним из таких важных звеньев является современная школа, которая включает  в себя множество разных основополагающих компонентов.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества является формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Программа  воспитания и социализации обучающихся является актуальной и отвечает требованиям ФГОС второго поколения, поскольку личность выпускника трактуется во ФГОС «как активная, социализированная,   умеющая адаптироваться к изменяющимся общественным условиям».(3,11) Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования в рамках ФГОС  классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает особенности развития личности гражданина России.

Каждое из этих направлений основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования в контексте ФГОС является «социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».(5,29)

Сегодня связь между современным, качественным образованием, духовно-нравственным, патриотическим воспитанием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на динамичный и устойчивый путь развития, жизненно важно создать и сохранить баланс традиции и инновации в образовании и воспитании.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. (4, 176)

В последние годы, в связи с реформой системы образования в нашей стране, активно обсуждаются вопросы о соотношении инноваций и традиций в образовании и воспитании.

Прежде всего, определим, что представляют собой понятия «традиция» и «инновация».

Термин «традиция» в научной литературе достаточно разнопланов. Зачастую под традицией (от лат. traditio - передача) понимается лишь косное, отжившее, мешающее развитию наследие прошлого, бессмысленно воспроизводящееся в современности.

Согласно, другой точки зрения, традиции представляют из себя элементы социокультурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени. Традиции, формирующие образ цивилизации, наиболее ярко проявляются в культуре.

Под традицией можно понимать веками и тысячелетиями выверенный и доказавший свою жизнеспособность согласованный образ сосуществования всего со всем, сложившийся оптимальный для данной географической, природно-климатической, культурно-исторической среды информационно-логический и чувственно-интуитивный способ адаптации, проявляемый в образе жизни или стиле жизни. Таким образом, возникшие в глубокой древности традиции играют определяющую роль в воспитании и образовании новых поколений. Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. (2,160)

Традиция – это опыт, накопленный поколениями, неоднократно опробованный на практике и сам превратившийся в практику. Вся наша жизнь окутана традициями: к примеру, именины, церковные обряды, праздники, различные семейные традиции и т.д. И процесс получения образования, по сути, является традицией, а затем уже объективной потребностью, заданной жизненными реалиями. И в этой связи, очевидно, что традиция – неотъемлемый элемент любой структуры.

Слово «инновация» – имеет латинское происхождение. В переводе оно означает – обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны. Понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления. Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Существенной характеристикой инновационных процессов являются идеи, выведенные из богатого традициями прошлого. Как писал русский историк и философ П.Н. Савицкий, «медленно, веками усилий, создаётся традиция. Сияющих вершин самостоятельного, основополагающего творчества народ достигает нелегко. К ним ведёт долгий и трудный путь постепенного восхождения. Каждый шаг вперёд становится возможным только потому, что сделан предыдущий. Утрачивающий традиции скатывается вниз. Но горе тому, кто ограничивается только охранением традиции. Если поступать так, это означает, что и традиции, которую охраняют, недолго осталось жить. Нет традиции вне непрестанного творчества, вне утверждения её в наиболее совершенных, наиболее отвечающих характеру именно данного времени формах...».(2,161) Следовательно, традиции и инновации можно и необходимо рассматривать как особо значимый культурный и историко-педагогический феномен, т.к. именно благодаря их взаимодействию не только образование, но и все институты общественной жизни в эпоху социальных потрясений и реформ остаются способными к устойчивому саморазвитию.

Сегодня связь между современным, качественным образованием, духовно-нравственным, патриотическим воспитанием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на динамичный и устойчивый путь развития, жизненно важно создать и сохранить баланс традиции и инновации в образовании.

Результатом воспитательной деятельности инновационной школы является воспитание человека, готового к постоянному изменению, развитию человеческой культуры, способного на основе усвоения современной культуры продолжить эстафету поколений.

Большое значение в гимназии придается поиску, созданию и сохранению традиций и ритуалов: праздничных, спортивных, связанных с началом и окончанием учебного года и т.д. Реализуя в гимназии на начальной ступени образования воспитательную программу «Мир вокруг меня» мы опираемся на традиции, которые неразрывно связаны с историей учебного заведения. Они  естественны, просты, не навязаны детям, а понятны учащимся и приняты ими, значимы по смыслу и воспитательному эффекту.  Одни традиции имеют полувековую историю, такие как: «День путешественника», «День рождения гимназии», «Фестиваль искусств». Другие появились недавно: «День науки», спортивные праздники: «Мама, папа, я – спортивная семья»,  «Богатыри гимназии».

Все традиции отвечают целям и задачам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Современные инновационные технологии, методы и приемы позволяют сделать традиционные мероприятия интересными, познавательными и востребованными современными детьми.  

В век высокоразвитых информационных технологий, глобализационных процессов, новых экологических проблем, происходят качественные изменения во всех общественных и государственных институтах, которые ставят новые задачи перед образовательной сферой. Одной из главных задач современной школы является воспитание способного к кардинальным и нестандартным решениям поколения, которое и обеспечит переход на качественно иные уровни существования общества и государства.  И обеспечить это возможно при грамотном посредничестве традиций и инноваций в современном образовательном и воспитательном пространстве. А современная школа должна стать той территорией, где это посредничество должно осуществляться, способствуя переходу общества на качественно новый уровень развития.

Литература

  1. Интернет-журнал «Эйдос» . –   №№ от 2005/0910-01 до 2005/0910-25.
  2. Мациевский Г.О. Инновации и традиции в образовании / Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9 – с. 160-162 
  3. Стандарт общего образования. Концепция государственного стандарта общего образования / Стандарты и мониторинг в образовании.-2008.-№2.-С.2-13.
  4. Смирнов И.П. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. / И.П. Смирнов – Екатеринбург: ИД Сократ, 2005  184с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

*https://www.smoladmin.ru/files/design/logo.png

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

https://smolmetod2017.admin-smolensk.ru/files/78/slider/emblema.png

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГОРОДА СМОЛЕНСКА (МБУ ДО «ЦДО»)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 17 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Б. БУХАНОВА» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Педагогическая мастерская

«Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

C:\Users\Учитель\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\img10.jpg

ПРОГРАММА

Г. СМОЛЕНСК

8 декабря 2021 г.


ПРОГРАММА

 ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ


«Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

Дата проведения: 8 декабря 2021 года

Форма проведения: видеоконференция

Начало мероприятия: 10.00

Место проведения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 17 имени Героя Российской Федерации А.Б. Буханова» города Смоленска

Цель:

обсуждение теоретических аспектов, методических особенностей и практических решений формирования читательской самостоятельности у младших школьников.

 Задачи:

  • показать на практике педагогические технологии формирования читательской самостоятельности младших школьников;
  • распространить опыт работы педагогов с целью повышения профессиональной компетенции;
  • расширить пространство профессионального общения педагогов с помощью цифровых технологий.

Проблемное поле:

Организация образовательной деятельности по формированию читательской самостоятельности обучающихся, реализующих ООП НОО, АООП НОО.

Участники: педагогические работники общеобразовательных организаций  г. Смоленска

Модераторы:

  • Догаева Галина Николаевна, методист методического отдела МБУ ДО «ЦДО» г. Смоленска;
  • Спесивцева Ольга Анатольевна, заместитель директора  МБОУ «СШ № 17 им. Героя Российской Федерации А.Б. Буханова» г. Смоленска;
  • Северинова Ольга Александровна, заместитель директора  МБОУ «СШ № 17 им. Героя Российской Федерации А.Б. Буханова» г. Смоленска;
  • Студенцова Елена Александровна, методист МБОУ «СШ № 17 им. Героя Российской Федерации А.Б. Буханова» г. Смоленска;
  • Легарева Татьяна Викторовна, учитель информатики МБОУ «СШ № 17 им. Героя Российской Федерации А.Б. Буханова» г. Смоленска

Ссылка на мероприятие: платформа  ZOOM


https://us02web.zoom.us/j/85321587379?pwd=KzZ1RndSOXU4akZtWHZ1K2p1UmlLQT09 

Идентификатор конференции: 853 2158 7379
Код доступа: 020157

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

Время

Тема выступления

Ф.И.О. выступающего, должность

Класс

Площадка

09.45-10.00

Подключение участников

10.00- 10.10

Приветственное слово

к участникам семинара

Заместитель директора МБОУ «СШ № 17 им. Героя Российской Федерации А.Б. Буханова» Спесивцева Ольга Анатольевна

Методист методического отдела МБУ ДО «ЦДО»                      г. Смоленска Догаева Галина Николаевна

10.10- 10.30

Мастер- класс «Приёмы работы по формированию читательской компетенции младших школьников»

Савина Ольга Эдуардовна, учитель начальных  классов первой квалификационной категории

№1

10.10-

10.30

Мастер-класс «В гостях у Льва Толстого»

Ковалёва Ольга Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории,

Склянная Татьяна Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории  

3Д класс, реализующий АООП НОО

№2

Площадка № 1

Модератор: Спесивцева Ольга Анатольевна

Место работы

Ф.И.О. выступающего

Должность

Тема выступления

10.35- 10.40

МБОУ «Лицей № 1 им.академика Б.Н.Петрова»

Макаренкова Светлана Анатольевна, Моисеенкова Лариса Владимировна

Учитель начальных классов

Учитель начальных классов

«Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения»

10.40-

10.45

МБОУ «Гимназия     № 4»

Короткова Елена Геннадьевна

Учитель начальных классов

«Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой»

10.45-10.50

МБОУ «СШ № 1»

Филяева Ольга Анатольевна

Учитель начальных классов

Формирование читательской самостоятельности обучающихся уровня НОО на внеурочной деятельности

10.50-10.55

МБОУ «СШ № 2»

Зайцева Екатерина Владимировна

Учитель английского языка

Использование аутентичных текстов для внеклассного чтения в процессе усвоения английского языка в младших классах

10.55-11.00

МБОУ «СШ № 5»

Подмарькова Людмила Алексеевна

Учитель начальных классов

Формы работы по развитию читательской самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности

11.05-

11.10

МБОУ «СШ № 5»

Шинкоренко Олеся Анатольевна

Учитель начальных классов

Тема  опыта « Формы работы по развитию читательской самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности»

11.10-

11.15

МБОУ «СШ № 6»

Марченкова Инна Викторовна

Учитель начальных классов

От формирования нравственных ценностей к формированию читательской самостоятельности младших школьников

11.15-

11.20

МБОУ «СШ № 6»

Климова Наталья Юрьевна

Учитель начальных классов

Содержание работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников в процессе литературного чтения

Площадка № 2

Модератор: Северинова Ольга Александровна

10.35-10.40

МБОУ «СШ № 7»

Иванова Ирина Юрьевна

Маринченко Светлана Николаевна

Учитель начальных классов

Учитель начальных классов

«Способы формирования читательских компетенций

у младших школьников»

10.40-

10.45

МБОУ «СШ № 7»

Ковалькова Наталья Николаевна

Учитель начальных классов

«Стратегии смыслового чтения как средство формирования метапредметных результатов»

10.45-10.50

МБОУ «СШ № 8»

Гопанкова Ирина Тимофеевна

Учитель начальных классов

«Роль семьи и школы в формировании у обучающегося читательской грамотности»

10.50-10.55

МБОУ «СШ № 13 им. Э.Д. Балтина»

Елисеева Светлана Анатольевна

Учитель начальных классов

«Формирование читательской самостоятельности младших школьников при работе с научными текстами на уроках по окружающему миру»

10.55-

11.00

МБОУ «СШ № 13 им. Э.Д. Балтина»

Ананенкова Анна Алексеевна

Учитель начальных классов

«Проектная деятельность как способ формирования читательской самостоятельности младших школьников»

11.00-

11.05

МБОУ «СШ № 19 им. Героя России Панова»

Ларина Елена Михайловна,

Клюско Светлана Сергеевна

Учитель начальных классов

«Система мероприятий по формированию читательской самостоятельности младших школьников в рамках социального партнерства «Школа-Библиотека»

11.05-

11.10

МБОУ «СШ № 21»

Самулеенкова Наталья Владимировна, Прокопенко Лариса Ивановна

Денисенкова Екатерина Николаевна

Заместитель директора,

Учитель начальных классов,

Учитель начальных классов

Формирование читательской компетенции младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

11.10-

11.15

МБОУ «СШ № 23»

Скворцова

Райса

Сайфудиновна

Учитель

Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения

11.15-11.20

МБОУ «Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского»

Захаренкова Елена Эдуардовна

Учитель начальных классов

«Формирование основ читательской самостоятельности младших школьников на уроках обучения грамоте средствами «Дидактического материала» Г.Г.Мисаренко»

11.20-11.25

МБОУ «Гимназия №1 им. Н.М. Пржевальского»

Переслегина Юлия Геннадьевна

Учитель начальных классов

«Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения»

Площадка № 3

Модератор: Студенцова Елена Александровна

10.35-10.40

МБОУ «СШ      № 25»

Сергеенкова

 Елена Григорьевна

Учитель начальных классов

Эффективные приемы формирования читательской самостоятельности младших школьников на уроках

10.40-

10.45

МБОУ «СШ      № 29»

Гаврилова

 Татьяна Валентиновна

Учитель начальных классов

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.

10.45-10.50

МБОУ

 "СШ № 30 им. С.А. Железнова"

Ковальчук

Наталья Александровна

Учитель-логопед

Формирование навыков смыслового чтения у обучающихся с ОВЗ

10.50-10.55

МБОУ

"СШ № 32 им. С.А. Лавочкина"

Гетманцева

Зинаида Юрьевна

Учитель начальных классов

Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения в системе Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова

10.55-11.00

МБОУ

 «СШ № 33»

Филатова

Наталья Анатольевна

Учитель начальных классов

"Формирование читательской самостоятельности у младших школьников средствами предмета «Окружающий мир»

11.05-

11.10

МБОУ

 «СШ № 33»

Кубарева

Наталья Борисовна

Учитель начальных классов

«Формирование читательской грамотности на уроках в начальной школе»

11.10-

11.15

МБОУ

 «СШ № 38»

Галушко

Ирина Федоровна

Учитель начальных классов

«Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения как одно из направлений поддержки и развития способностей»

11.15-

11.20

МБОУ

 «СШ № 39»

Корнеева

Лариса Анатольевна

Учитель начальных классов

Формирование читательской культуры у школьников начальных классов как составная часть учебно-воспитательного процесса

11.25- 11.35

Подведение итогов.

        


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: