Читательская грамотность

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

    Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. «Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая мастерская Формирование читательской грамотности Зея, 2021 Дигаева О.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «ЦО»

Слайд 3

искать, добывать извлекать , находить присваивать, интерпретировать оценивать, применять

Слайд 4

« Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». А. А. Леонтьев

Слайд 7

Читательская грамотность - это способность понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слайд 8

Письмо с пробелами

Слайд 9

Письмо с пробелами- приём, направленный формирование читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний, а также для «работы над ошибками».

Слайд 10

Тематический алфавит

Слайд 11

Тематический алфавит- это приём способствует систематизации знаний. Заранее подготовленная таблица раздаётся каждому ученику. В каждой клетке таблицы поставлена буква алфавита, на которую ученик напишет слова - термины, понятия, словосочетания. Например, заполнение таблицы по теме «Средства художественной выразительности».

Слайд 12

Денотатный граф Лови ошибку

Слайд 13

Лови ошибку- универсальный приём, который активизирует внимание учащихся и формирует умение анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации и критически оценивать полученную информацию. Учащимся предлагается текст, содержащий неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибки группой или индивидуально. Придя к определённому мнению, группа выбирает спикера. Спикер передаёт результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Слайд 14

Интелект-карта

Слайд 15

Интеллект-карта- это инструмент для структурирования информации и составления планов. Она выглядит как древовидное изображение, которое показывает взаимосвязи между объектами: идеями, тезисами или действиями В центре всех интеллект-карт располагается главная идея. От неё отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока не будет структурирована вся информации.

Слайд 16

Яркое пятно- приём, который заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки.



Предварительный просмотр:

Методическая мастерская по теме

«Формирование читательской грамотности»

Ни для кого не секрет, что жизненные условия меняются постоянно. С раннего детства каждый знает сказку о Буратино, которого обманули.

Слайд 2.  Буратино

Почему лиса Алиса и кот Базилио. обманули Буратино? ….. Потому что он вовремя не получил образование — не воспользовался своей «Азбукой».

Точно так же угрозы подстерегают и современного человека, не получившего необходимые знания, — например, в интернете, когда мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор, не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия. Все это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет. Необходимо учиться  работать с этой информацией, сортировать, и выбирать ту, которая нужна.

В современном быстро меняющемся мире одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни становится функциональная грамотность

Слайд 3,4. «Функциональная грамотность …

Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность не «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить в качестве  рабочего  инструмента, делает его сильнее.

Слайд 5. Разновидности функциональной грамотности—

Среди разновидностей функциональной грамотности читательская грамотность занимает самое особое место, потому что это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

Слайд 6. Информационная паутина

В целом наш мир – это текст, а получаемая информация – организованный текст.

Слайд 7. Читательская грамотность...

Читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Точно так же русский язык — не только предмет, но и средство обучения. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил. Не зная русского языка, невозможно общаться с друзьями или качественно проводить переговоры, убеждать в чем-то собеседника, слышать его аргументы, взаимодействовать с государственными структурами.

В рамках реализации Государственной программе «Развитие образования» на 2018-2025 гг. планируется улучшение результатов российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA), в том числе повышение позиций Российской Федерации в 2021 году по читательской грамотности не ниже 25 места.

Поэтому на своих уроках я формирую читательскую грамотность, используя следующие приёмы.

Слайд 8,9 . Приём «Письмо с пробелами»

Приём «Письмо с пробелами» или «Реконструкция текста» использую на этапе закрепления полученных знаний или при проверке домашнего задания. Использую сплошные тексты (отрывки из рассказов, стихотворений, басен)

Слайд 10,11.  «Тематический алфавит»  

«Тематический алфавит» использую на этапе систематизации знаний. Заранее подготовленная таблица раздаётся каждому ученику. В каждой клетке поставлены буквы алфавита, на которую  ученик пишет  слова- понятия, термины, словосочетания по определенной теме.

Слайд 12,13. Приём «Лови ошибку»

Приём «Лови ошибку» универсален. Его применение возможно на всех этапах урока по  всем школьным дисциплинам. Например,  включая в урок орфоэпическую страничку, вывешиваю на доску         слова с выделенной ударной гласной. Обучающимся предлагаю найти слова  ошибками, оговаривая  количество слов с ошибками. Также это приём использую при работе с   текстами разных стилей: укажите количество орфографических и пунктуационных ошибок

Слайд14,15. Приём «Интеллект - карта»

Интеллект-карта — это особый вид записи материала в виде структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы.

Запись в виде интеллект- карт удобнее и информативнее, потому что она отражает особенности мышления человека. Наше мышление имеют ветвящуюся структуру, каждое  понятие в нашей голове  связано с другим понятием, эти понятия связаны с другими , и так до бесконечности.

Создание интеллект-карт способствует развитию потока ассоциаций, мыслей, идей. В виде интеллект - карты можно  записать  конспект, структурировать любой материал. Для составления интеллект-карты рекомендовано четыре  основных правила:  формат листа А3, горизонтальное расположение, основная идея, четыре под-идеи, оформленные в определенный цвет. Над каждой под-идеей по одному ключевому слову, от которых расходятся лучи-нейроны.

Я использую интеллект-карты  на этапе систематизации материала как на уроках русского языка, так и литературы.

Слайд 16. «Яркое пятно»

«Яркое пятно» -  этот приём использую на этапе мотивации. Например, для включения обучающихся в учебную деятельность  для знакомства с творчеством А.Н. Островского начинаю с пьесы-сказки «Снегурочка».

Читательскую грамотность можно сравнить с мышцами, которые необходимо накачивать, а успех зависит от вложенного времени и усилий.