Открытый урок «Тексты смешанного формата как один из инструментов формирования орфографической и пунктуационной грамотности»
Практические материалы. Тексты смешанного формата.
Основной особенностью текстов, служащих для формирования читательской грамотности, является постановка проблем, с которыми подросток может столкнуться в своей повседневной жизни: по дороге в школу, на уроке, в общении с друзьями, родителями и т.д. Специфика ситуационной задач заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Решение многих ситуационных задач связано с анализом конкретных ситуаций. Сформированная читательская грамотность в школе помогает подросткам быстрее и эффективнее решать задачи, которые ставит перед ними сама жизнь, а по читательской грамотности моделирует реальную ситуацию. В таких текстах есть вопросы, направленные на формирование всех групп читательских умений, которые необходимы при решении широкого круга вопросов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.45 КБ | |
| 21.77 КБ | |
| 92.35 КБ | |
| 92.35 КБ | |
| 49.18 КБ | |
| 49.17 КБ | |
| 106.96 КБ | |
| 191.67 КБ | |
| 166.9 КБ | |
| 252.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
Центр образования
Урок русского языка в 9 классе
в рамках методической недели «Методические приёмы формирования функциональной грамотности на уроках, во внеурочной деятельности и ДОП».
Цель: повышение уровня функциональной грамотности учащихся через активизацию профессионального роста педагогов и внедрение инновационных методик обучения, способствующих развитию ключевых навыков у детей.
Разработала: Дигаева О.В.,
учитель русского языка и
литературы
г. Зея, 2024
Тема урока: «Тексты смешанного формата как один из инструментов формирования орфографической и пунктуационной грамотности ».
Цель: формирование орфографической и пунктуационной грамотности в процессе работы с тексами разных типов
Задачи:
- вспомнить изученные орфографические и пунктуационные правила, применить их на практике;
- создать свои тексты, используя тексты смешанного формата;
- представить свою работу;
- проанализировать выполненные работы.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Личностные –выражать положительное отношение к процессу познания; оценивать собственную учебную деятельность; применять правила делового сотрудничества.
Познавательные –воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; структурировать знания.
Регулятивные –принимать и выполнять учебную задачу; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; анализировать собственную работу; оценивать уровень владения учебным действием одноклассников.
Коммуникативные–координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формулировать собственное мнение и позицию.
Ресурсы:
1.Скриншоты объявлений из соцсетей.
2. Афиша районного фестиваля «Брусничка»
3. Афиша «Творческий вечер Сергея Лагуненко»
3.Афиша спектакля «Свадьба в Малиновке»
4.Афиша концерта музыкальной группы «9 район»
Ход урока:
Мотивация
Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Поделю с Вами наболевшим. Просматривая информацию в соцсетях, обратила внимание на то, что очень неуважительно стали относится к русскому языку, в частности, к орфографии и пунктуации.
Актуализация
Учитель: Предлагаю начать наш урок с реальных скриншотов объявлений, сделанных в различных мессенджерах. Давайте посмотри и подумаем: «А что же в них не так?»
СЛАЙД 1,2, 3,4,5,6,7, 8,9,10.
Дискуссия по материалам, представленным на слайдах.
-А какие знаки препинания Вы обязательно ставите в переписке?
- Какими знаками можно пренебречь в быстрой переписке? Почему?
-Есть ли правила орфографии и пунктуации, которые вы вспоминаете, когда пишите?
-Возьмем, например, точку в конце предложения. В электронных коммуникациях ее мало кто использует. Зачем, когда можно просто нажать «Еnter» для отправки очередной реплики.
Целеполагание
Работа с плакатом «Неграмотный тот-же слепой: Всюду его ждут неудачи и несчастья». Учитель: Рассмотрите данный плакат, что вы можете сказать по поводу данного изображения? Запишите это предложение в исправленном виде.
Учитель: Этот плакат был создан в начале 20 века, В 1919 году был принят декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Согласно этому декрету всё население от 8до 50 лет, не умевшее читать и писать, обязано было учиться . И уже в 1939 году всероссийская перепись населения показала , что грамотность среди населения в возрасте от 8 лет и старше в масштабах всей страны повысилась на 90 процентов. Вот такой экскурс в историю.
Учитель: Скажите, объявления, плакаты- это тексты? Какие форматы текстов вы знаете? (Сплошной- это текст , который состоит из законченных предложений, организованных в абзацы. Типы сплошных текстов- описание, повествование, рассуждение. Несплошной – иногда называют документами, не имеют законченных предложений. Это тексты в графической форме -графики, диаграммы, рекламные листовки, меню, билеты. Смешанный соединяют черты сплошных и несплошных текстов(реклама, афиша, плакат). Составные совмещают в себе несколько текстов, каждый из которых создан независимо от другого, является связным и законченным)
Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня на уроке говорить?
(учащиеся формулируют тему урока, учитель корректирует)
Цель: формирование орфографической и пунктуационной грамотности в процессе работы с тексами разных типов. Задачи….
Повторение
Задание. Работа с деформированным текстом. Исправьте ошибки. Графически объясните знаки препинания.
Тапор низом звучал глуше и глуше. Сочьные щепки летели на расистую траву и лёгкий треск паслышался изза ударов. Дерево всдрогнула всем телом погнулась и быстра выпремилось, исспугано колеблясь на своём корне. На мгновение всё зотихло но сново погнулось дерево. С нова послышался треск в его стволе, и ломая сучья зпустив ветви, оно рухнуло мокушкой на сырую землю. Малиновка свиснула и взпархнула выше. (16 ошибок).
Применение знаний и умений в новой ситуации
-Вам знакомо такие понятия как «копирайтер», «корректор», «пост-релиз», «пресс-релиз»?
Закрепление учебного материала. Работа в группах.
1.Используя тексты афиши, создайте пост для социальных сетей о предстоящем мероприятии.
2.Используя план дома и земельного участка, напишите объявление для Авито о продаже.
3. Заметку для сайта.
Обобщение изученного материала. Представление работ, работа корректоров после представления (обучающиеся обмениваются выполненными работами)
ДЗ: работа с афишей.
Рефлексия
Саморефлексия работы в группе
Над чем работали?
Как спланировали работу?
Уложились во времени или нет?
Что нового узнали?
Чему научились?
Что получилось? Что не получилось?
Над чем нужно работать?
Учитель: работа по созданию постов предполагает лайки.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык | ||
УМК | УМК Бархударов | ||
Тип урока | Урок комплексного применения знаний (практикум) | ||
Тема | «Тексты смешанного формата как один из инструментов формирования орфографической и пунктуационной грамотности» | ||
Цель урока | Формирование орфографической и пунктуационной грамотности в процессе работы с тексами разных типов | ||
Задачи | Обучающие | Развивающие | Воспитательные |
Развитие функциональной грамотности. Выработка навыков каллиграфического письма. Использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка. | Развивать память, речь (в т.ч. обогащать и активизировать словарный запас), мышление, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы; развивать познавательный интерес, творческие способности, уверенность в своих силах, настойчивость. | Воспитывать активность, самостоятельность, культуру общения. Формировать систему нравственных межличностных отношений. | |
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения | Воспринимают русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяют роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения основного общего образования; осозают эстетическую ценность русского языка; проявляют уважительное отношение к родному языку | ||
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения | Владеют всеми видами речевой деятельности. Аудирование и чтение: умеют вести самостоятельный поиск информации; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения, визуализации. Говорение и письмо: проявляют способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме. | ||
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения | Проводят орфографический и пунктуационный анализ текста, многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка. | ||
Основные понятия темы | Текст сплошной, несплошной, смешанный. Пресс-релиз, пост-релиз, копирайтер. | ||
Формы работы | Групповая, фронтальная, индивидуальная. | ||
Ресурсы | Культурно-просветительские ресурсы: афиши культурно-развлекательных мероприятий, проходивших в городе. Интернет-ресурсы: сообщества. | ||
Оборудование | Компьютер, мультимедиа, рабочие листы. | ||
Методы | Практический, словесный, наглядный, метод самостоятельной работы и управления (под руководством учителя) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. | ||
Исходный уровень знаний | Распознают формат представленных текстов, корректируют, составляют собственные композиции, рецензируют. | ||
Организационная структура урока
Этапы урока | Взаимодействие в образовательном процессе | Формирование УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
Организационный момент | Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку. | Приветствие учителя. Подготовка к уроку. | Волевая саморегуляция. |
Мотивация к учебной деятельности | Организация мотивирования к учебной деятельности на уроке: постановка проблемного вопроса | Включение в учебную деятельность: анализ предложенного материала (плакат) | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Организует работу с материалом, представленным на слайдах, комментирует ответы обучающихся. | Работают с материалом, представленным на слайде, слушают комментарий учителя; вступают в беседу. Отвечают на вопросы, делают выводы. | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного текста. |
Постановка учебной задачи | Организация деятельности для определения темы урока и формулирования цели: определение форматов текста, обобщение о допущенных орфографических и пунктуационных ошибках. | В сотрудничестве с учителем находят проблему и определяют тему урока и цель. | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества. |
Повторение учебного материала | Обсуждение задания и алгоритм выполнения: работа с упражнением на рабочем листе | Участвуют в разработке алгоритма: работают самостоятельно с последующим объяснением | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения Познавательные: аргументация ответа на основе полученных ранее знаний. |
Освоение нового учебного материала | Создание в ходе обсуждения с учениками инструкции для решения учебной задачи. | Участие в решении задачи: определении лексического значения слов копирайтер, пост-релиз, пресс-релиз, корректор | Регулятивные: прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества. |
Закрепление учебного материала | Организация деятельности обучающихся по выполнению заданий (групповая форма работы, каждая группа получает своё задние), проговаривание алгоритма и представление результата деятельности: на основе предложенных смешанных текстов создать самостоятельные высказывания и представить. | Выполнение заданий с проговариванием алгоритма (групповая работа). Самостоятельное выполнение задания и представление результат работы. | Коммуникативные: работа в группах, сотрудничество, опыт представления результатов деятельности. |
Обобщение учебного материала | Акцентирует внимание на конечных результата учебной деятельности на уроке. | Формируют конечный результат своей работы: обмен работами и взаимопроверка созданных текстов. | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: участие в диалоге Регулятивные: внесение необходимых дополнений и изменений в текст |
Рефлексия | Предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом, выставляет и комментирует оценки. | Оценивание эмоционального состояния в результате совместной деятельности: эмоджи лайки | Регулятивные: анализ эмоционального состояния, возникшего в результате успешной (неуспешной) деятельности. Личностные: осознание обучающимися значимости каждого этапа урока, умение оценивать свою работу. Метапредметные: умение делать выводы. |
Домашнее задание | Работа с афишей по роману «Евгений Онегин» | Применение полученного опыта на практике | Регулятивные: соотносить домашнее задание с изученным материалом; самостоятельно выполнять предложенное задание. |
Предварительный просмотр:
Администрация города Зеи
Задание: рассмотрите афишу и создайте пост о ежегодном таёжном фестивале «Брусничка»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Администрация города Зеи
Задание: рассмотрите афишу и напишите пост о выдающихся людях города Зеи
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Дом культуры «Энергетик»
Задание: изучите афишу и напишите пост о культурной жизни в городе Зее
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Дом культуры «Энергетик»
Задание: изучите афишу и напишите пост о культурной жизни в городе Зее
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Министерство культуры Амурской области
Задание: Сопоставьте условные обозначения с описанием запрещающих правил поведения в театре.
1. Выключи мобильный телефон.
2. Вход с едой запрещен.
3. Запрещена видеосъемка
4. Запрещено входить в зал с напитками.
5. Запрещена фотосъемка.
Прочитайте «вредные советы». Напишите пост о том, как надо вести себя в театре.
А. В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и музыканты, рабочие сцены и осветители. Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля. Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя.
Б. Садись на то место, которое тебе нравится.
В. Во время спектакля разговаривай, так как впечатлениями нельзя поделиться во время антракта
Г.Вставай со своего места во время спектакля — мешай другим зрителям.
Д. В антракте поторопись в буфет, расталкивая окружающих.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предварительный просмотр:
Рассмотрите план и напишите объявление о продаже приусадебного участка с домовладением и хозяйственными постройками.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Фамилия Имя______________ Класс___________Дата____
Тема урока_________________________________________
Декрет (правовой акт, закон)__________________________
Типы текстов:
Задание «Деформированный текст». Исправьте ошибки, графически объясните знаки препинания.
Тапор низом звучал глуше и глуше. Сочьные щепки летели на расистую траву и лёгкий треск паслышался изза ударов. Дерево всдрогнула всем телом
погнулась и быстра выпремилось, исспугано колеблясь на своём корне. На мгновение всё зотихло но сново погнулось дерево. Сново послышался треск в его стволе, и, ломая сучья, опустив ветви оно рухнуло мокушкой на сырую землю. Малиновка свиснула и взпархнула выше.
Глоссарий_________________________________________________
Информация о домашнем задании
Приём «Афиша». Данный прием предполагает поиск ответов на вопросы:
ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КТО?
- Рассмотрите афишу.
- Какая информация здесь размещена?
- Как вы думаете, какое это произведение по жанру?
- Что подсказало вам, что жанр произведения?
- Попробуем дать характеристику нашим героям? (по именам, работа со словарем)
- Найдите дополнительную информацию по произведению.
- Свой ответ сформулируйте в форме сплошного текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
МОАУ Центр образования
Тотальный диктант – всемирная просветительская акция в форме добровольного диктанта для всех желающих. Ее участники могут проверить свою грамотность и знание русского языка.
2011 г. – 4 785 участников.
2013 г. – 32 500 участников.
2016 г. – 145 000 участников.
2019 г. – 236 284 участника.
Всемирная акция проверки грамотности Тотальный диктант пройдет 5 апреля 2025 года
Задание: Изучите информацию. Почему с каждым годом количество участников «Тотального диктанта» растет, несмотря на «новое время – новые правила»? (См. рис 1 и текст 3) В чем важность акции «Тотальный диктант»? Свой ответ обоснуйте. Как привлечь учащихся школы к участию в «Тотальном диктанте», который состоится 5 апреля 2025 года. Напишите заметку на сайт школы. (что?, когда?, зачем?)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





















