ИИП
Индивидуальный итоговый проект — это учебный проект, который ученик выполняет в рамках одного или нескольких учебных предметов. Его цель — продемонстрировать достижения в самостоятельном освоении материала и методов в избранных областях знаний и видов деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ
ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Вербальные и невербальные средства общения как средство психологической характеристики литературных героев в произведениях 19-20 вв.
Тип проекта: информационный
Выполнила: Синицына Екатерина Романовна,
обучающаяся 10А класса
Куратор: Дигаева Ольга Владимировна,
учитель русскогоязыка и литературы
г.Зея 2024
Оглавление
1.2 Как работает язык тела, или невербальные средства общения 6
3. Вербальные средства общения 10
Список используемых источников 14
Введение
Основной способ передачи информации от одного человека к другому- это речь, но он единственный. Важное значение отдаётся невербальному общению, куда входит поза, мимика, жесты, взгляд. Именно оно многое рассказывает о природе человека, о его отношении к собеседнику. Впервые о невербальном общении заговорили американский ученый Рэй Бердвистел. По его мнению, язык жестов поможет выразить мысль не хуже, а порой и лучше, чем слово. Согласно исследованию, которое проводилось учеными разных стран, 7% информации передаётся за счёт вербальных средств общения, 38%- звуковых средств, включая тон голоса, интонацию звука, на бессловесную коммуникацию приходится 55%. Научиться понимать людей – задача не из простых. Человеку свойственно выдавать за действительное желаемое, приукрашать события. Обладая необходимыми знаниями, проявляя наблюдательность, можно научиться читать между строк. Ведь большая часть информации идёт не через слова, а посредством жестов, тембра голоса, мимики, телодвижений. Читая художественные произведения, мы не всегда обращаем внимание на такие детали, а ведь именно герои литературных произведений передают весь спектр чувств, используя вербальные и невербальные средства общения для передачи настроения, отношения друг к другу.
Актуальность: актуальность работы заключается в том, что она будет полезна для тех, кто стремится лучше понимать окружающих, правильно оценивать душевное состояние собеседника, а также поможет взглянуть по-новому на героев литературных произведений.
Цель: получив представление о невербальных и вербальных средствах общения, создать альбом «Вербальные и невербальные средства общения героев литературных произведений».
Задачи:
- Изучить литературу по теме «Вербальные и невербальные средства общения».
- Классифицировать вербальные и невербальные средства общения.
- Подтвердить примерами из литературных произведений.
- Проанализировать значение этого способа в раскрытии характера и поступков героев.
- Создать продукт.
- Защитить проект.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный
2. Исследовательский
3. Технологический
4. Заключительный
5.Защита проекта
1. Теоретическая часть
1.1Что такое Кинесика?
Кинесика- наука, направленная на изучение совокупности мимики, жестов, которые неотъемлемы от процессов человеческого общения. Психология язык тела выделяет в отдельную дисциплину. Кинесика является своего рода молчаливым языком, с помощью которого можно сказать и понять даже больше, чем словами, при условии умения видеть и понимать его. Вербальным каналом люди пользуются для передачи информации, невербальным выражают отношение к говорящему. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.). К основным невербальным средствам общения относятся:
мимика, жесты, пантомимика.
1.2 Как работает язык тела, или невербальные средства общения
Прежде чем произнести фразу вслух, человек «проговаривает» её мимикой, жестами. Внимательный собеседник способен выяснить позицию оппонента до того, как он начинает свою речь. Академик Бехтерев говорил, что нет ни единого мыслительного процесса, лишенного физического выражения. Во время общения сливается в единое жестикуляция и речь. Эта взаимосвязь и помогает воспринимать человека единым целостным образом. Проявляетсякинесика благодаря подсознательным импульсам, которые подделать нельзя. Это даёт возможность доверять языку жестов более, чем словесному. Например, если сидеть продолжительное время на лекции или на уроке, то бессознательно проявится усталость. Усугубит её угрюмое выражение лица, положение тела практически лежа за столом. Но, стоит сделать несколько энергичных вдохов, выпрямиться, и почувствуется прилив сил, желание работать.
1.3 Мимика
Мимика- это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы. Визуальный контакт также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего - означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. ( Приложение 1,таблица 1)
1.4 Жесты
Жесты-это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы – 180.Жестикуляция говорит о многом. Обладая определёнными знаниями, можно достичь полного взаимопонимания, определить по жестам настроение и степень открытости. (Приложение 1, таблица 2). Оценивая людей, следует обращать внимание и на микродвижения головы. (Приложение 1, таблица 3) Таким образом, в процессе общения необходимо обращать внимание на соответствие жестов и высказываний, они должны совпадать. Любое противоречие является признаком лжи.
2. Пантомимика
2.1.Пантомимика, или совокупность движений человеческого тела
Пантомимика–это искусство говорить жестами, выражая с их помощью внутреннее душевное состояние. Пантомимика широко используется в театральной среде, особенно на этапе обучения актерскому мастерству. Молодые актеры через пантомимику изучают способы выражения мыслей и чувств без использования слов. Они тренируются в установлении невербального контакта с партнером, опираясь исключительно на внутренние ощущения, а также пытаются вжиться в роль другого человека. Во втором контексте пантомимика связана с выразительными движениями человека, которые передают его психическое состояние и переживания. Этот вид пантомимики обычно непроизвольный и мало контролируется сознанием. Особенно информативной является жестикуляция, которая дополняет вербальную коммуникацию.Пантомимику можно рассматривать как «телесную мимику», которая также индивидуальна, как и мимика лица. Люди обычно замечают выражение пантомимики, особенно если речь идет о близких людях. Например, мы можем узнать человека по его походке или манере совершения определенных действий, которые мы привыкли наблюдать. Пантомимика включает походку, позы, осанку, общую моторику всего тела.
2.2 Походка
Походка- это стиль передвижения человека. Её составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет. (Приложение 1, таблица 4)
2.3 Поза
Поза- это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованияхбыло выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это – поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником – это скопировать не только его жесты, но и позу (положение ног, рук, туловища).
2.4 Ноги
Ноги даны человеку для двух целей: бежать от опасности и стремиться к желаемому. Человеческий мозг запрограммирован на эти два действия. Положение ног помогает выяснить, готов ли человек к разговору. ( Приложение 1, таблица 5)
2.5 Сигналы рук
Сигналы рук также демонстрируют окружающим психологическое состояние. Положив руки друг на друга на бессознательном уровне человек прячется от нежелательных обстоятельств. (Приложение 1,таблица 6)
3. Вербальные средства общения
К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.Итак, язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.
3.1 Голос
Голос- это основное звуковое средство устного общения. Он передаёт информацию о физическом и эмоциональном состоянии человека, степени его отношения к собеседнику и предмету речи, обладает огромной силой воздействия на адресата. Человеческий голос может иметь огромное количество оттенков. Голос передаёт интонацию, которая считается обязательной характеристикой звучащей речи. Интонация представляет собой единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, ритма, тембра, паузы, логического ударения.
Голос в художественном произведении воплощает определенный взгляд на мир, жизненную позицию, является своеобразным портретом персонажа, повествователя, героя, характеризует их отношение к событиям, описанным в произведении. Читатель, в зависимости от того, какой голос он слышит, проникается определёнными чувствами к изображаемому. (Приложение 1, таблица 7)
Таким образом, анализ вербальных и невербальных средств общения помогает лучше понять характер и поведения персонажа.
4. Практическая часть
Этапы создания продукта:
- Нашла материал по вербальным и невербальным средствам общения.
- Познакомилась с теоретическим материалом.
- Пересмотрела фильмы по произведениям и выбрала кадры с героями, на которых видны эмоции.
- Подписала, кадра проиллюстрировав текстом.
- Собрала альбом.
Посмотрев фильмы, я выбрала кадры, на которых просматривается эмоциональное состояние героя. По выбранным фрагментам я нашла текст из произведения. Обработала и расположила фотографии в нужном порядке. Распечатала, заламинировала и собрала альбом.
Заключение
Выводы:
Анализ художественного текста – сложный и интересный процесс.
2.Размышляя над прочитанным, обучающиеся демонстрируют свой читательский опыт, начитанность и умение толковать произведение и анализировать поступки героев в той или иной ситуации.
3. «Пропуская текст через себя», читатель понимает поступки, совершаемые героями.
4. Умение обращать внимание на невербальную коммуникацию обеспечивает более глубокое восприятие текста художественного произведения.
Список используемых источников
1.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/05/21/verbalnye-i-neverbalnye-sredstva-obshcheniya
2.https://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/vidy-obschenija
3.https://partacademy.ru/journal/tpost/gk01t0ai11-uznai-lzhetsa-i-vozdihatelya-svoego-tozh
4.Словарь жестов
Приложение
Таблица 1
Трактовка мимики
Части лица | Гнев | Презрение | Страх | Радость |
Рот | Открыт | Закрыт | Открыт | Закрыт |
Губы | Опущены | Опущены | Приподняты | Приподняты |
Глаза | Сужены Блестят | Сужены Тусклые | Раскрыты Без блеска | Прищурены Блестят |
Брови | Сдвинуты | Сдвинуты | Подняты вверх | Подняты вверх |
Лоб | Вертикальные складки | Вертикальные складки | Горизонтальные складки | Горизонтальные складки |
Подвижность | Динамичное | Динамичное | Застывшее | Динамичное |
Таблица 2
Трактовка жестов
Состояние | Жесты тела |
Открытость | Раскрытые руки, ладони вверх, расстегивание пиджака |
Скрытость | Потирание висков, лба, подбородка, желание прикрыть части лица руками |
Защита | Скрещенные руки и ноги, сжимание в кулак пальцев |
Размышление | Рука у щеки, движение у переносицы |
Неуверенность | Прикосновение к носу, почесывание указательным пальцем мочки уха или боковой части шеи |
Нежелание слушать | Почесывание уха, опущенные веки |
Уверенность | Закладывание рук за спину, за голову |
Готовность | Подача корпуса вперёд, руки на коленях или на боковых краях стула |
Таблица 3
Трактовка жестов
Психологическое состояние | Жесты головой |
Заинтересованность | Наклон к собеседнику |
Несогласие | Резкое движение |
Высокомерие | Откидывание назад |
Желание понравится | Кивание |
Неуверенность | Низко опущенная голова |
Нейтральное отношение | Поднятая вверх |
Скука | Подпирание головы руками |
Заинтересованность | Ладонь прикасается к щеке |
Негативный настрой | Ладонь прикасается к подбородку и щеке |
Принятие решений | Поглаживание подбородка |
Смущение | Почесывание |
Таблица 4
Характеристика героя по походке
Произведение | Характеристика героя через походку |
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» | Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками — верный признак некоторой скрытности характера. |
И.С Тургенев «Отцы и дети» | Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась. |
И.С. Тургенев «Ася» | Я их узнавал даже издали по их походке, покрою платья, а главное, по выражению их лица. |
Л.Н. Толстой «Война и мир» | Анатоль шел за ним обычною, молодцеватою походкой. Но на лице его было заметно беспокойство. |
В. Арсеньев «По Уссурийскому краю» | Он шел уверенной грациозной походкой, покачивая головой и поправляя рога, задевающие за сучья деревьев. |
Д. Григорович «Рыбаки» | В походке и движениях молодого парня не было заметно ни малейшей торопливости. |
А.П. Чехов «Три года» | Она утомилась в церкви, и это было заметно по ее бледному, томному лицу, по вялой походке. |
В.Г. Короленко «В дурном обществе» | Туда своею сонною походкой ковылял «профессор», шагал решительно и быстро пан Тыбурций; туда же Туркевич, пошатываясь, провожал свирепого и беспомощного Лавровского; туда уходили под вечер, утопая в сумерках, другие темные личности, и не было храброго человека, который бы решился следовать за ними по глинистым обрывам. |
А. Грин «Бегущая по волнам» | Частые шаги женщин и тяжелая походка мужчин проследовали мимо моей двери, причем на слова, сказанные кем-то вполголоса, раздался взрыв смеха. |
Л.Н. Толстой «Война и мир» | Когда Кутузов вышел из кабинета и своею тяжелою, ныряющею походкой, опустив голову, пошел по зале, чей-то голос остановил его. |
Л.Н. Толстой «Анна Каренина» | Как всегда держась чрезвычайно прямо, своим быстрым, твердым и легким шагом, отличавшим ее от походки других светских женщин, и не изменяя направления взгляда, она сделала те несколько шагов, которые отделяли ее от хозяйки, пожала ей руку, улыбнулась и с этою улыбкой оглянулась на Вронского. |
Таблица 5
Трактовка положения ног
Положение ног | Интерпретация |
Ноги направлены в сторону собеседника | Готовность к общению, заинтересованность |
Ноги скрещены | Оборонительная поза, несогласие, защита |
Расставленные ноги | Признак доминирования |
Одна нога выставлена вперёд | Желание прекратить беседу |
Обхватывание ноги в положении сидя | Упрямство, намерение стоять на своём |
Скрещивание щиколоток | Сдерживание эмоций |
Колени сомкнуты | Демонстрация готовности слушать собеседника |
Ступни развёрнуты в сторону собеседника | Симпатия |
Ступни смотрят внутрь | Неуверенность, застенчивость |
Таблица 6
Трактовка положения рук
Положение рук | Интерпретация |
Скрещенные на груди | Барьер между собой и собеседников |
Скрещенные руки и сжатые в кулаки пальцы | Враждебность |
Обхватывание предплечий | Нервозность, усиление защиты |
Большие пальцы рук направлены вверх | Стремление подчеркнуть независимость |
Сцепленные кисти | Тревога, негатив |
Самообъятия | Неуверенность |
Потирание ладоней | Удовлетворённость |
Скрещивание опущенных рук | Готовность произнести речь |
Поднимание плеч | Желание сказать неправду |
Размахивание руками | Чрезмерное возбуждение |
Желание скрыть пальцы | Сокрытие информации |
Руки в положении «домика» | Уверенность |
Стучание пальцами | Необходимость в быстром решении вопроса |
Таблица 7
Произведение | Интерпретация |
Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы» | В речах его и в интонации довольно пронзительного голоса слышался какой-то уродливый юмор, то злой, то робеющий, не выдерживающий тона и срывающийся. |
И услышала она, ровно кто вздохнул, за беседкою, и раздался голос страшный, дикой и зычный, хриплый и сиплый, да и то говорил он еще вполголоса; | |
Левин не верил своему слуху, но нельзя было сомневаться: крик затих, и слышалась тихая суетня, шелест и торопливые дыхания, и ее прерывающийся, живой и нежный, счастливый голос тихо произнес: «кончено». | |
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» | Он услышал шепот и тихий голос, от которого все потряслось у него. |
Л.Н. Толстой «Война и мир» | Другой раз она позвала Дуняшу и голос ее задребезжал. Она еще раз кликнула ее, несмотря на то, что она слышала ее шаги, — кликнула тем грудным голосом, которым она певала, и прислушалась к нему. |
Ф. М. Достоевский «Униженные и оскорбленные» | — Нет, нет! Ни за что, никогда! — восклицал он хриплым, задушаемым голосом. — Никогда! Никогда! |
В.Г. Короленко «Слепой музыкант» | По ее лицу действительно пробежала судорога, но девушка овладела собой, и, когда она заговорила, голос ее звучал беспечно и шутливо. |
И.С. Тургенев «Вешние воды» | И голос у него оказался такой, какого следовало ожидать: густой и самоуверенно-сочный, но не слишком громкий, с некоторой даже ласковостью в тембре. |
Л.Н. Толстой «После бала» | Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова: «Братцы, помилосердуйте», то я слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? |
А. Грин «Алые паруса» | Звук дрожал, как голос, скрывающий горе; усилился, улыбнулся грустным переливом и оборвался. Далекое эхо смутно напевало ту же мелодию. |
Н.С. Лесков «Некуда» | — Ну что, каково вам, Райнер? — громким и веселым голосом крикнул Котырло. |
Таблица 8
Характеристика литературных персонажей
Психологическое состояния | Жест | Примеры | Автор, произведение, герой |
Безнадёжность | 1)Жесты: закрыть лицо руками 2)жесты: жестом отчаяния сдвинуть на затылок кепку 3)телодвижения: дико и затравленно озираться 4)комплекс жестов, мимики, телодвижений: в отчаянии закрыть обеими руками лицо, покачать головой | -да когда это всё закончиться! - вскликнул он в отчаянии и, закрыв лицо руками, вышел из избы -Давидов жестом отчаяния сдвинул на затылок кепку. -ах, так?!- дико и затравленно озираясь, произнёс Иван Коростелев в отчаянии закрыл обеими руками лицо, покачал головой | М.Булгаков «Мастер и Маргарита» М. Шолохов «Поднятая целена» М.Булгаков «Мастер и Маргарита» А.Чехов «на дне» |
Беспокойство | 1)мимика глаз: тревожно забегать глазами от глаз одного человека к глазам другого и обратно 2)жесты: судорожно и крепко потереть руками лицо 3) комплекс жестов, мимики, телодвижений: лицо задрожало, стал ломать пальцы | -Господин Желтков дома? – спросил Николай Николаевич Женщина тревожно забегала глазами от глаз одного мужчины к глазам другого и обратно Ромашов судорожно и крепко потёр ладонью грудь: волновался -это человек, который убил её, - Николай Антонович. У него задрожало лицо, и он стал ломать пальцы | А.Куприн «гранатовый браслет» А.Куприн «поединок» В.Каверин «два капитана» |
Благодарность | 1) жесты: приложить руку к гуди 2) комплекс жестов, мимики, телодвижений: схватить руку кого-нибудь, быстро поцеловать, прижать к груди | Маргарита крикнула ему: «Приветствую вас, король вальсов!,» Человек от счастья вздрогнул и левую руку прижал к груди, правой продолжая махать оркестру белым жулом. -спаситель мой! - сказал Чичиков и схватил вдруг его руку, быстро поцеловал и прижал к груди | М.Булгаков «мастер и Маргарита» Н.Гоголь «Мёртвые души» |
Восхищение | 1) жесты: показывать вид, что бьёт в ладоши 2) комплекс жестов, мимики, телодвижений: прищурить глаза поднять палец | -Браво! Прекрасно сказано, прекрасно! – воскликнул он, показывая вид, что бьёт в ладоши -о как звучен как прекрасен греческий язык! говорил он со сладким ворожением и как бы в доказательство своих слов прищуривал глаза и, подняв палец произносил: Антропос! | И.Тургенев«отцы и дети» А.П.Кирсанов А.Чехов «человек в футляре» |
Высокомерие | 1)комплекс жестов, мимики, телодвижений: коротким повелительным движением указать на дверь, вытянув перед собой руку, с ворожением высокомерного презрения крепко стиснуть зубы | коротким повелительным движением, вытянув перед собой руку, она указать на дверь и с удивительным ворожением высокомерного презрения крепко стиснуть зубы | А.Куприн«поединок» |
Гнев | 1)Мимика бровей: сдвинуть брови 2)Мимика лба: на лбу обозначалась складка нетерпеливого гнева 3) телодвижения: Швырнуть саблю на пол | -а ты почему знаешь про его дочь? -я всё вчера слышала, - отвечала она потупившись Лицо её нахмурилось брови сдвинулись над глазами Старик подобострастно кланялся и что-то говорил, а отец стоял с угрюмым видом и на лбу его резко обозначалась складка нетерпеливого гнева Чичиков сделался совершенно не в духе и швырнул на пол саблю, которая ездила с ним в дороге для внушения надлежащего страху кому следует | Ф.Достоевский «преступление и наказание» В.Короленко «дети подземелья» Н.Гоголь «мёртвые души» |
Гордость | Мимика бровей: приподнять брови с достоинством | Он сказал это, по привычке с достоинством приподнял брови, и тотчас же подумал, что, какие бы ни были слова, достоинства не могло быть в его положении. И это он увидел по сдержанной, злой и насмешливой улыбке, с которой Бетси взглянула на него после его фразы | Л.Толстой «Анна » |
Довольство | 1)Мимика зубов: причмокнуть, как будто беспокоит больной зуб 2)жесты: потирать руки | -ну, то, что я говорил,- причмокнув, как, будто его беспокоил больной зуб, ответил администратор,- нашли его в трактире в Пушкине -эх, весело! – говорил он, потирая руки, - вот- сказа пир как пир! | М.Булгаков «мастер и Маргарита» А.Толстой «война и мир» |
Зависть | Телодвижение: покачать головой | -да, батюшка,- сказал Степан Аркадьин, покачивая головой, – вот счастливец! Три тысячи десятин в Каразинском уезде, все впереди и свежести столько! не то, что наш брат. | Л.Толстой «Анна Каренина» |
Интерес | Мимика глаз: долго не спускать глаз с кого-нибудь | Елена долго не спускала глаз с Берсенева. -вы очень заинтересовали меня своим рассказом,- промолвила она | И.Тургенев «накануне» |
Искренность | 1)Жесты: положить руку на сердце 2)жесты: приложить руку к груди | -сударыня! здесь,- сказал Чичиков,- здесь, вот где,- тут он положил руку на сердце, - да, здесь пребудет приятность времени, проведённого с вами -ей-богу!- Генка приложил руку к груди.- Чтоб мне не встать с этого места! Чтоб! | Н.Гоголь «мёртвые души» А. и Б.Стругацкие «Дети Арбата» |
Колебание | 1)Мимика глаз: на некоторое время закрыть газа в нерешимости 2)жесты: почёсывать затылок 3)комплекс жестов, мимики, телодвижений: семенить ногами на одном месте, то взглядывать на кого-нибудь, то опускать глаза | В нерешимости я даже закрыл глаза на некоторое время, прежде чем толкнуть дверь -есть ещё одна фатера, - отвечал десятник, почёсывая затылок,- только вашему благородию не понравиться; там не чисто! Порфирий Владимирович остановился и замолчал, некоторое время он семенился ногами на одном месте и то взглядывал на Анниньку, то опускал глаза, он решался и не решался что-то высказать | А.Куприн «поединок» М.Лермонтов «Герой нашего времени» М.С.- Щедрин «господа Головлёвы» |
Насмешливость | комплекс жестов, мимики, телодвижений: сделать гримасу, выдвинув нижнюю губу, присесть очень насмешливо | Она (Мери) сделала гримасу, выдвинув нижнюю губу, присесть очень насмешливо | М.Лермонтов «герой нашего времени» |
Похвала | Жесты: хлопнуть по руке кого-нибудь | -Браво!- сказал Чичиков, хлопнув по руке его.- Едем! | Н.Гоголь «мёртвые души» |
привязанность | Жесты: брать кого-нибудь под руку | -плюньте, Юрий Алексеевич, сказал он Ромашову, беря его под руку.- Стоит ли? | А.Куприн «поединок» |
Просьба | Жесты: простирать к кому-нибудь руки | -замучаешь, замучаешь,- повторяла она, в отчаянной мольбе простирала к нему руки | Ф.Достоевский «преступление и наказание» |
Радость | 1)Жесты: всплеснуть от радости в ладони 2)телодвижения: прыгать от радости | -э, да тут лежит целый кабан! – вскрикнула она, всплеснув от радости в ладони -а, позволила! останемся? - заговорила Сонечка, прыгая от радости | Н.Гоголь «мёртвые души» Л.Толстой «война и мир» |
Раскаяние | Телодвижение: понурить немного голову | -нет, ты, поди!- перебил Обломов,- ты, понимаешь ли, что ты сделал? На вот, поставь стакан на стол и отвечай! Захар ничего не отвечал и решительно не понимал, что он сделал, но это не помешало ему с благоговеньем посмотреть на барина; он даже понурил немного голову, сознавая свою вину | А.Куприн «Обломов» |
Сострадание | Мимика глаз: робко заглянуть в глаза кому-нибудь | - ах, эта болезнь! Что-то будет, что-то будет! И как он говорил с тобой Дуня! – сказала мать, робко заглядывая в глаза дочери | Ф.Достоевский «преступление и наказание» |
Удивление | Мимика глаз: пожирать кого-нибудь изумлёнными глазами | - я же-нюсь? На ком? С ужасом спросил Обломав, пожирая Захара изумлёнными глазами | И.Гончаров «Обломов» |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
Центр образования
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
Создание скетчбука по комедии
А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Тип проекта: творческий
Выполнила:
Сажнева Элона Алексеевна,
обучающаяся 9А класса.
Руководитель проекта:
Дигаева Ольга Владиировна,
учитель русского языка
и литературы.
г. Зея, 2023
Содержание
- Введение ……..........................................................................................3-4
- Основная часть………………………………………………………….5-7
2.1. Биография А. С. Грибоедова…………………………………………..5
2.2. История создания комедии …………………………………………..5-6
2.3. Герои комедии………………………………………………………….6
2.4. Крылатые выражения………………………………………………….6
2.5. Что такое скетчбук?……………………………………………………6
2.6. История возникновения скетчбука…………………………………...7
3. Практическая часть……………………………………………………....8
4.Техника безопасности………………………………………………….....9
5. Заключение……………………………………………………………….10
6. Список используемых источников……………………………………..11
7. Приложение…………………………………………………………….....12
- Введение
Тема проекта: создание скетчбука по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Проблема: как создать скетчбук собственными руками и наполнить содержанием, используя текст комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
Актуальность проекта: в настоящее время скетчбук - актуальный вид творчества, пользующийся всё большей популярностью. 21 век - это век ускоренного темпа развития общества, информационных технологий. Большой поток информации требует осмысления, переработки и восприятия. Скетбук помогает запоминать информацию, обобщать и систематизировать. Поэтому я решила создать скетчбук собственными руками и оформить страницы блокнота зарисовками и цитатами из комедии «Горе от ума».
Цель проекта: создать скетчбук собственными руками и оформить его, используя текст комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Задачи исследования:
- изучить информационные источники о жизни и творчестве А.С.
Грибоедова;
2) проанализировать текст комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»;
3) изучить приёмы и методы создания скетбука;
4) сконструировать скетчбук;
5) создать сценарий скетчбука по комедии.
Продукт– скетчбук, изготовленный собственными руками.
Глоссарий
Скетч - слово «скетч» пришло в Россию из английского языка, в котором
означает «набросок», «эскиз», «зарисовка». Оно сравнительно недавно
вошло в русскую речь и стало синонимом этих понятий.
Скетчбук - специальный небольшой альбом или блокнот для набросков,
близкий по формату к тетради.
Крылатые выражения - меткие слова, образные выражения, устойчивые
обороты, которые стали известны всем носителям языка.
Этапы работы над проектом
Этапы | Вид деятельности | Планируемая дата исполнения | Дата фактическая | Подпись руководителя |
Подготовительный | Выбор темы учебного проекта | Сентябрь 2022 | Октябрь 2022
| |
Основной | Формулировка задач, которые следует решить Определение последовательности и сроков работ Самостоятельная работа над проектом | Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Декабрь 2022-февраль 2023 | Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Декабрь 2022-февраль 2023 | |
Получение продукта | Март 2023 | Март 2023 | ||
Заключительный | Подготовка презентации о продукте | Март 2023 | Март 2023 | |
Защита | Апрель 2023 | Апрель 2023 |
2. Основная часть
2.1. Биография А.С. Грибоедова
Александр Сергеевич Грибоедов (15 января 1795 — 11 февраля 1829) — русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин. Статский советник (1828).
Грибоедов известен благодаря блестяще рифмованной пьесе «Горе от ума» (1824), которую до сих пор весьма часто ставят в театрах России. Она послужила источником многочисленных крылатых фраз.
Происхождение и ранние годы.
Грибоедов родился в Москве, в обеспеченной родовитой семье. Его предок, Ян Гржибовский (польск. Jan Grzybowski), в начале XVII века переселился из Польши в Россию. Фамилия Грибоедов представляет собой не что иное, как своеобразный перевод фамилии Гржибовский. При царе Алексее Михайловиче был разрядным дьяком и одним из пяти составителей Соборного уложения 1649 года Фёдор Акимович Грибоедов.
Отец — Сергей Иванович Грибоедов (1761—1814), отставной секунд-майор;
Мать — Анастасия Фёдоровна (1768—1839), в девичестве также Грибоедова — из смоленской ветви этого рода, причём её семейство было богаче и считалось более знатным;
Сестра — Мария Сергеевна Грибоедова (Дурново);
Брат — Павел (умер во младенчестве);
Жена — Нина Александровна Чавчавадзе (4 ноября 1812 — 28 июня 1857).
По свидетельству родственников, в детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит. Существуют сведения, что он приходился внучатым племянником Александру Радищеву (это тщательно скрывал сам драматург). В 6-летнем возрасте свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в частности в совершенстве английским, французским, немецким и итальянским. Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык.
В 1803 году его отдали в Московский университетский благородный пансион; через три года Грибоедов поступил на словесное отделение Московского университета. В 1808 году (в возрасте 13 лет) окончил словесное отделение университета со степенью кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на нравственно-политическое отделение, а потом на физико-математическое отделение.
2.2.История создания комедии
Историю создания комедии «Горе от ума» можно назвать интересной. Грибоедов задумал написать пьесу в 1816 году, у него появились замысел и тема, он коротко набросал отрывки произведения. Александр Сергеевич долгое время находился за границей. Вернувшись в Москву и придя на светский бал, он был удивлён преклонением перед всем иностранным. Известный литератор произнес пламенную речь, обличающую возвеличивание всего западного, после чего многие заподозрили его в безумии. Писатель решил отомстить аристократическому обществу: он написал «Горе от ума» — произведение, которое обличало общество столицы. В последующем он часто бывал на светских вечерах и балах, собирая материал для комедии.
2.3.Герои комедии
Чацкий - положительный герой комедии. Воспитывался в семье Фамусова, достигнув совершеннолетия, стал жить отдельно. Молодой дворянин, обладающий острым умом и проницательностью, у него благородная душа и высокие помыслы. Осуждает взгляды Фамусова, а значит, всего дворянского общества. Горячо любит свою Родину и свой народ, его гордость задевает насмешливое отношение иностранцев ко всему русскому. Влюблён в Софью, узнав о её любви к ничтожному Молчалину, разочарован и в ней, и в обществе. Покидает Москву.
Фамусов - столичный аристократ, богатый помещик, вдовец, отец Софьи.
Сторонник старинного уклада жизни. Основные черты его характера — раболепство и чинопочитание. Щепетильно относится к общественному мнению о своей особе и о своей семье. Является противником Чацкого в спорах о жизненных принципах. Мечтает выдать дочь замуж за Скалозуба. Заигрывает со служанкой.
Софья - единственная дочь Фамусова, 17 лет. Умная и самостоятельная девушка, получившая воспитание и образование в лучших традициях дворянского общества Москвы. Не поняла настоящего чувства Чацкого, влюблена в Молчалина. Играет на фортепиано, читает французские романы. Софья — это образ решительной девушки, у неё сильный характер, способна манипулировать своим отцом.
Лиза - служанка Софьи, молодая девушка. Ветреная девушка, прислуга в доме Фамусова, смешливая, весёлая. Ей нравится буфетчик Петруша. К ней благосклонно относится Фамусов. Покрывает ночные похождения своей госпожи Софьи.
Молчалин - личный секретарь Фамусова, молодой человек из бедной семьи.Служит секретарем Фамусова, человек с мелкой, подлой душонкой. Лицемер, беспринципный и глупый лизоблюд. Расчётливый и трусоватый. Родился в бедной семье, мечтает попасть в «высшее» общество. Волочится за служанкой Лизой. Боготворит Татьяну Юрьевну, законодательницу мнений.
- .Крылатые выражения
Крылатые выражения - меткие слова, образные выражения, устойчивые обороты, которые стали известны всем носителям языка. Данный термин появился благодаря Гомеру, который в своих произведениях употреблял слово «крылатые», объясняя свою мысль тем, что слова будто на крыльях летят к собеседнику (см. приложение 1)
2.5.Что такое скетчбук?
Скетчбук - это блокнот для создания эскизов и зарисовок с применением акварельных красок, спиртовых маркеров, простых или цветных карандашей, туши, угля и т.д. Он представляет собой компактную пачку бумаги, упакованную в твёрдую обложку. Сегодня производители предлагают массу вариантов скетчбуков: с белой и тонированной бумагой, листами различной плотности, формы и формата, с классическим и пружинным переплетом. Некоторые варианты помещаются не просто в карман — их легко можно уместить на детской ладони.
2.6. История появления скетчбука
Рисование в альбоме – не только приятное время препровождение. Прежде всего – это серьёзная работа. Книжечка с чистыми листами с эпохи Возрождения становится постоянным спутником художника, его профессиональным атрибутом. Именно в это время, в отличие от Средних веков, реалистичное изображение стало одним из главных достоинств картины. Рисование с натуры заставляло художников пристальней всматриваться в окружающий мир, замечать и запечатлевать его детали на страницах своих скетчбуков. В альбомах для зарисовок, как в записных книжках Леонардо да Винчи, можно найти интересные идеи, которые приходили в голову художнику.
Во все времена скетчбуки служили и как путевые дневники. Художники делали в них записи и рисунки наиболее достопримечательных вещей и мест. До появления фотоаппарата это было насущной необходимостью, в наши дни – это одно из удовольствий.
В наши дни скетчбук остаётся незаменимым подспорьем художнику в изучении природы. Для любителей порисовать скетчбук чаще всего выступает как дневник интересных идей, лирический и путевой. Современные художники с удовольствием превращают свои наброски в затейливые арт-объекты. Сейчас, как и сотни лет назад, простая однотонная обложка книжечки для зарисовок скрывает красочный мир впечатлений.
- Практическая часть
Этапы создания продукта:
1. Закупила материалы.
2. Сконструировала скетчбук.
3. Оформила страницы.
4. Составили бюджет проекта.
Описание работы над скетчбуком
1. Взяла простую белую бумагу формата А-4, сложила 40 листов пополам, вложила друг в друга по блокам и сшила, приклеила обложку, сделала корешок, обернула обложку цветной бумагой (см. приложение2)
2. Собрала скетчбук.
3. Прочитала текст комедии.
4. Составила таблицу «Герои комедии».
5. Выписала выражения, которые стали крылатыми.
6. Составила сценарий оформления скетчбука (продумала титульный лист и последующее оформление страниц).
7. Определилась с инструментами оформления (цветные карандаши АРТ-ФОРМАТ).
8. Приступила к оформлению скетчбука.
Экономические затраты при изготовлении скетчбука
№ | Материалы | Количество | Стоимость |
1 | Бумага А4 | 80 листов | 100 рублей |
2 | Картон | 2 листа | 160 рублей |
3 | Цветная бумаг | 2 листа | 30 рублей |
4 | Цветные карандаши | 1 пачка | 750 рублей |
5 | Нитки капроновые | 1 катушка | 50 рублей |
6 | Цветной картон А3 | 1 лист | 30 рублей |
Итог: 1т.120 рублей | |||
4. Техника безопасности
Ножницы
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным
креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы
были в стороне от лезвия.
Игла
1. Хранить иглы нужно в определенном месте (в игольнице, специальной коробке).
2. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.
3. Шить необходимо с наперстком, чтобы не поранить палец.
4. Нельзя шить ржавой иглой: она плохо входит в ткань, портит ее и может сломаться.
Клей
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
Канцелярский нож
1) Хранить макетный нож нужно со спрятанными в ручку лезвием.
2) При работе для резания бумаги и картона нужно выдвигать лезвие на 1-2 деления.
3) При работе нажимать равномерно и резать аккуратно, не торопясь. Левую руку убирать от места разреза.
4) При работе пользоваться фальцлинейкой и работать только на подкладной доске.
5) Окончив работу, лезвие надо спрятать в ручку.
6) Передавать нож соседу со спрятанным лезвием, то есть в нерабочем состоянии.
5.Заключение
Работая над созданием своего проекта, я изучила биографию А.С.
Грибоедова, ещё раз перечитала комедию «Горе от ума» и выписала
крылатые выражения. Узнала не тольуо историю появления скетчбука,
но и сама сконструировала скетчбук и оформила страницы собственными
иллюстрациями.
Работая над проектом, я поняла, что чтение классической литературы
расширяет кругозор, даёт представление о том, как люди жили раньше и
что их волновало. Также я убедилась, что читающий человек способен
грамотно и красиво излагать свои мысли.
Такая форма работы (создание скетчбука и его оформление с
использованием текста классического произведения) позволила мне не
только запомнить героев комедии и крылатые выражения, но также
помогла избавиться от страха перед чистым листом, способствовала
развитию уверенности в собственных силах и помогла набить руку в
быстром рисовании.
Выводы:
- Я поняла, что классическая литература учит нас нравственности и доброте, помогает отличить плохое от хорошего.
- Работа над проектом не вызвала у меня затруднений, все что я делала, было мне интересно.
- Оформление скетчбука доставило мне удовольствие, так как я люблю рисовать и собираюсь поступать в педагогический колледж, а в будущем планирую стать художником-иллюстратором.
- Единственная трудность, с которой я столкнулась, - это сшивание листов. Требуется приложить физические усилия.
- Закончив свой проект, я могу сказать, что цель работы достигнута. Скетчбук создан и оформлен.
- В дальнейшем планирую продолжить его оформление произведениями прочитанными или он будет служить для релаксации.
5. Список используемых источников
1.А. С. Грибоедов «Горе от ума».
2.https://filosoff.org/griboyedov/
3.https://nauka.club/literatura/gore-ot-uma-istoriya-sozdaniya.html
4.https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/glavnye-geroi-harakteristika.html
5.https://media.contented.ru/glossary/sketchbuk/#:~:text=Скетчбук%20(англ.%20sketchbook)%20—%20это,с%20классическим%20и%20пружинным%20переплетом
6. https://leluw.livejournal.com/26374.html
7.https://Yandex. ru/images/search/ texst – топографические знаки
Приложение 1
|
Приложение 2





