Консультирование и координация деятельности педагогических работников по вопросам физического воспитания воспитанников

Иванова Татьяна Ивановна

Модель взаимодействия инструктора по физической культуре с педагогическим коллективом ДОУ

 

  • С руководителем – участвует в создании условий для физкультурно-оздоровительной работы, координируют работу педагогов. 

  • С медицинской сестрой – участвует в проведении лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, проводит санитарно-просветительскую работу среди педагогов и родителей. 

  • С воспитателем – способствует обеспечению гибкого оздоровительного режима, формированию привычки здорового образа жизни, развитию двигательной культуры, профилактики заболеваний. 

  • С музыкальным руководителем – участвует в двигательном развитии детей, способствует развитию чувства ритма, темпа, речевого дыхания, координации движений. 

  • С учителем-логопедом – способствует обогащению словарного запаса, постановке правильного дыхания, общей и мелкой моторики, координации движений. 

  • С педагогом-психологом – способствует развитию эмоционально – волевой сферы дошкольников, познавательных процессов.

Положительные результаты в процессе реализации задач образовательной области «Физическое развитие» возможны при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых к детям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Организация двигательного режима в течение дня

Инструктор по физкультуре

Иванова Т.И.

МБДОУ №56, город Солнечногорск

Двигательная активность — это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка.

Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. А так же способствует:

• повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

• росту физической работоспособности;

• нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

• появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Из чего состоит режим двигательной активности в течение дня:

Подвижные игры во время утреннего приёма

Утренняя гимнастика

Динамическая пауза во время обучающих занятий и между ними (физкультминутки, релаксация)

Физкультурные занятия

Музыкально-ритмические движения на музыкальных занятиях

Двигательная деятельность на прогулке

Корригирующая гимнастика после дневного сна

Динамический час во второй половине дня

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, в течение 8-10 мин на воздухе или в помещении Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они разучиваются на физкультурном занятии и хорошо знакомы детям.

Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия.

Цель её - повысить или удержать умственную и физическую работоспособность детей, обеспечить кратковременный активный отдых во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно мышцы спины, которые находятся в статическом состоянии, мышцы кисти руки.

Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутка в процессе самого занятия может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 1-2 минут.

Физкультминутка между двумя занятиями может проводиться в виде подвижной игры и упражнений. Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги). Физкультминутка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Узнай по голосу», «Удочка», «Бой петухов», а также из произвольных движений детей с физкультурными пособиями. Игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительными по времени (10-12 мин., доступны детям с разным уровнем ДА. Детям можно в любой момент войти и выйти из игры. В конце двигательной разминки нужно детям предложить дыхательные упражнения. Продолжительность физкультминутки не более 10минут.

По окончании упражнения, непродолжительной ходьбы, воспитатель напоминает детям, чем они ещё будут заниматься, и предлагает спокойно занять свои места.

Физкультурные занятия – основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Проводятся 3 раза в неделю первой половине дня (одно на воздухе). Продолжительность занятий в детском саду для детей 2-3 лет – 15мин., 3-4 лет – 15-20мин., 4-5 лет 20-25мин. ,5-6 лет- 25-30мин., 6-7 лет – 30-35 мин.

Основные типы физкультурных занятий:

• традиционное

• тренировочное

• игровое

• сюжетное

• по интересам

• тематическое

• контрольное

Прогулка. Прогулка - благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Необходимо учитывать, какие занятия предшествовали прогулке: если они носили подвижный характер (физкультурное, музыкальное, то лучше прогулку начать с наблюдения, игры и упражнения желательно организовывать в середине или в конце прогулки, продолжительностью 10-15 минут. а если на занятиях дети были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных, спортивных игр продолжительностью 25-30 минут. На прогулке желательно планировать 1 подвижную игру, общую для всех детей, и 1-2 игры с подгруппами детей. Объединение детей в небольшие группы целесообразно при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения и усвоения этих правил. Кроме того, воспитатель должен наметить движения и игровые упражнения для индивидуальной работы. Этот материал желательно подбирать в соответствии с основными движениями, включенными в занятия.

Кроме п/игр на прогулке необходимо использовать разнообразные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метании, равновесии. Зимой планируется ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам с использованием заданий (присесть, повернуться и т. д.). В программное содержание зимней прогулки могут быть включены игры-эстафеты на санках и лыжах, игры с элементами хоккея. Наличие разнообразных построек способствует развитию основных движений (ходьба и бег, метание снежков, прыжков-спрыгиваний и т. п.).

Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке зимой.

1. П/и с бегом «Быстро возьми, быстро положи».

2. Катание на санках. Игра-эстафета «Гонки санок».

3. Спрыгивание со снежных валов.

Оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе является важнейшим средством воспитания как двигательной активности, так и формирования общей выносливости у дошкольников. Оздоровительные пробежки с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проводить 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, в начале утренней прогулки. При проведении оздоровительного бега должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к детям. Детям 5-6 лет с высоким и средним уровнем ДА предлагают пробежать два круга (300м, а детям с низким уровнем ДА – один круг. Дети 6-7 лет с высоким и средним уровнем ДА пробегают 3-4 круга, а малоподвижные – 2 круга. Вначале проводиться небольшая разминка для всех групп мышц. Затем, дети бегут «стайкой». Первые один-два круга воспитатель бежит с ними, следя за их самочувствием. Уставшим детям предлагают сойти с дистанции, а других, наоборот, подбадривают и дают проявить свою выносливость. Воспитатель находиться то впереди, то сзади, то сбоку. Постепенно дети вытягиваются в колонну и бегут в равномерном темпе. Выносливым детям предлагают самостоятельно пробежать еще один-два круга. При этом воспитатель контролирует самочувствие детей. Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с выполнением упражнений на дыхание и упражнений на расслабление.

Корригирующая гимнастика после сна. Гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7-15 минут. В течение года желательно использовать различные комплексы гимнастики.

Варианты гимнастики после дневного сна

- разминка в постели и самомассаж;

- гимнастика игрового характера;

- ходьба по массажным дорожкам.

Динамический час во второй половине дня. Каждая группа имеет закреплённое за ней время посещения физкультурного зала, где можно поиграть с детьми, отработать движения, посоревноваться.

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность: физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи, обручи, мешочки, шнуры, ленты, платочки, ребристая доска и т. д., шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья, дидактические игры, шашки и др. Для групповых участков подобрать выносное оборудование (cкакалки, футбольные и баскетбольные мячи, самокаты, мешочки для метания на дальность). Размещение его и подбор должны соответствовать возрасту и поддерживать у детей интерес к разным видам движений. В повседневной жизни следует предоставлять детям больше самостоятельности, не стеснять инициативу, стремление к двигательному творчеству. Желательно участие воспитателя в играх: личный пример взрослого повышает у детей интерес к двигательной деятельности, позволяет педагогу ненавязчиво следить за всей группой детей и направлять деятельность каждого ребёнка. Самостоятельная двигательная деятельность детей дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей и саморазвития.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Задачи физического развития ребёнка раннего возраста»

Инструктор по физкультуре

Иванова Т.И.

В нашей стране забота о детях – дело поистине всенародное.

Государство заинтересовано в том, чтобы маленькие граждане имели радостное детство, чтобы они росли здоровыми, сильными, трудолюбивыми. Забота о здоровье детей, сохранение и укрепление которого составляет физическое воспитание. Нет большей радости для родителей, чем видеть своих детей крепкими, здоровыми, закаленными.

Чтобы ребенок рос здоровым, уравновешенным, физически крепким, имел хороший аппетит, полноценный сон надо строго придерживаться режима. Режим – это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течении суток. Сон, еда, прогулка, занятия проводятся в определенной последовательности. Ритмический распорядок жизни способствует нормальному развитию детского организма. «Правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключения, кроме тех случаев, когда исключения действительно необходимы и вызываются важными обстоятельствами» А.С. Макаренко.

Существенную роль в воспитании здорового ребенка играет правильная организация питания. Во время приема пищи в каждой возрастной группе создана благоприятная обстановка (правильная сервировка, спокойное общение детей и взрослых).

Одним из условий успешного решения задач физического воспитания является активная физическая деятельность детей в течение дня, которая обеспечивается комплексным использованием всех форм работы:

  • утренняя гимнастика
  • физкультурные занятия
  • физкультминутки
  • спортивные и подвижные игры
  • индивидуальная работа
  • самостоятельная двигательная деятельности детей
  • физкультурные досуги и праздники
  • закаливание

Первоочередная задача дошкольного образовательного учреждения – создание оздоровительного режима, оптимальных условий для роста и развития ребенка, к которым относятся:

  • доброжелательное отношение к детям
  • соблюдение санитарно-эпидемиологических требований (температурный режим и рациональная одежда в помещении и на улице)
  • рациональное питание
  • оздоровительные мероприятия
  • мероприятия, направленные на укрепление иммунитета, повышение защитных сил организма

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Детям необходимо обеспечить потребность в движениях. С момента рождения ребенок стремиться к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающего организма.

Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, повышают деятельность лейкоцитов. Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.

Во время выполнения движений с детьми воспитатель активно формирует у них нравственно-волевые качества, целеустремленность. При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения.

Детям свойственны многократные повторения движений как во время овладения ими, так и после уже появившегося двигательного умения. Заниматься с детьми следует постоянно, систематически. Большое разнообразие движений доступных ребенку создает условие для развития и совершенствования двигательных качеств – быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Бег, прыжки, метание, лазание, умение уверенно и ловко действовать – все это необходимое в игровых и жизненных ситуациях приносит успех в спортивных играх.

Как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию является подвижная игра. Игры проводятся со всеми детьми или подгруппой. Индивидуальная работа направлена на активизацию малоподвижных детей. Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи. Она является одним из основных компонентов двигательно-пространственных упражнений.

Ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая и двигательная память.

Рекомендации родителям:

  • Продолжать укреплять и сохранять здоровье детей.
  • Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
  • Развивать движения в ходьбе.
  • Обучение разнообразным формам двигательной активности.
  • Предупреждать утомление детей.
  • Использовать в играх стихи, потешки, песенки.

 

Литература для родителей:

  1. Редактор Л.Ф. Островская. Пусть ребенок растет здоровым! М. «Просвещение», 1975г..
  2. Е.Н. Вавилова. Укрепляйте здоровье детей. Пособие для воспитателя детского сада. М. «Просвещение», 1986г. – 128 с.
  3. Журнал «Дошкольная педагогика» № 7, № 8, 2008г.

 

Литература:

  1. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: Младший возраст. Пособие для педагогов дошкольных учреждений – М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 – 272 с.
  2. Лайзаж С.Л. Физическая культура для малышей: Книга для воспитателя детского сада. 2-е издание, исправленное. «Просвещение», 1984г.
  3. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. Пособие для воспитателей детского сада, М: «Просвещение», 1986 – 128 с.
  4. Лямина Г.М. Воспитание и развитие детей раненого возраста. М: «Просвещение», 1981 – 224 с.
  5. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3-х лет, «Просвещение», 2003 – 253 с.

 



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Летние забавы на прогулках

Старший дошкольный возраст

Инструктор по физкультуре

Иванова Т.И.

В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной форме решить серьезные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи.

Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести двигательные навыки и умения.

Как интересно провести летние прогулки?

Чтобы общефизическая подготовка носила системный характер, составили план на 4 месяца (май, июнь, июль, август, ориентируясь по дням недели:

понедельник — различные виды метания, прыжки, ползание, лазание, упражнения на равновесие;

вторник — задания на развитие двигательных физических качеств;

среда — игры с мячами, «Школа мяча», элементы спортивных игр;

четверг — летние забавы (игры со скакалками, игра в «классики»);

пятница — развлечения, походы.

Этот план можно совершенствовать, развивать, изменять, учитывая двигательный опыт детей, их интересы, материальную базу и пр. ; включать спортивные упражнения на велосипедах, народные игры И т. д.

Игры-забавы — это по существу физические упражнения, облеченные в игровую форму с музыкальным сопровождением или без (классики, резинки и т. д.). Дети успешно овладевают ими. Мы включают в планы также различные прогулки типа игр, сюрпризов, развлечений, например «Веселые старты», походы и т. д.

Составляя план, использовали книги и статьи наших известных ученых: Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, JI. С. Фруминой, Е. Н. Вавиловой, 3. И. Адашкявичене, М. Ф. Литвиновой и др.

Предлагаем перечень некоторых летних игр- забав, проводимых нами в детском саду.

Летние игры

Кросс с мячом.

Соревнования-поединки.

Игры с вертушкой.

Игры на асфальте.

Игры с песком и водой (с колокольчиками, с бумажным змеем, с мыльными пузырями и т. д.).

Игры с музыкальным сопровождением (хороводы, пение, танцы).

Русские народные игры (палочка- выручалочка, лапта, ловушки/ бабки, жмурки и т. д.).

Меткие стрелки (Попади в кольцо, метание дисков, набрасывание колец, кто дальше, летающие тарелки и т. д.).

«Школа мяча» (игра с малым мячом, футбол у стены, целься вернее и т. д.).

Занятная веревочка (прыгалки скакалки, неуловимый шнур, прыжки со шнуром и т. д.).

Прыгалки (прыгалки-резинки, попрыгунчики, чехарда, прыжки в длину, с разбега, с высоты, из обруча в обруч и т. д.).

Игры и упражнения на равновесие (упрямый козлик, ходьба по скамейке, бревну, ножная качалка, кто дольше простоит на одной ноге).

Спортивные упражнения (катание на велосипеде, на самокате, купание, плавание).

Дети очень любят летние прогулки- экскурсии. Поэтому мы обязательно проводим мини- экскурсии с детьми к муравейнику, в лес, поле и т. д.

Можно устроить и специальные летние тематические дни типа:

1) День цветов;

2) День Нептуна;

3) День спорта;

4) День веселого карандаша;

5) Занятная веревочка.

Или устроить праздники-развлечения по типу соревнования:

1) Веселые старты;

2) Малые Олимпийские игры;

3) Светофорчик;

4) Парад игрушек;

5) Городок веселых затей;

6) Комический футбол;

7) Шире круг.

И, конечно же, желательно привлечь детей к полезному труду в цветнике, на веранде, с комнатными растениями, на территории детского сада и т. д. Важно, чтобы все эти мероприятия не только способствовали физическому развитию детей, но и поднимали жизненный тонус, создавали бодрое

настроение. Тогда воспоминания о летних забавах на прогулке будут связаны с чем-то радостным, светлым. Да и не только у детей.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Основы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»


Инструктор по физкультуре

Иванова Т.И.

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»

Здоровье человека, зависит на 20 % от наследственных факторов, 20 % – от внешне средовых условий, от экологии, 10 % – от деятельности системы здравоохранения, 50 % – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной проблемой не только потому, что определяется качество жизни ребёнка, но и в силу того, что фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в детском возрасте. Сухомлинский отмечал, что нездоровый ребёнок впоследствии становится нездоровым родителем.

Отмечаемые в последние годы неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков, если не принимать определённые меры, в дальнейшем могут нанести огромный социальный и экономический ущерб, отрицательно сказывается на продолжительности жизни в стране.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения чётко сформулировано определение понятия «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального здоровья и благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней». При этом под физическим здоровьем понимается совершенство саморегуляции организма, оптимальное протекание физических процессов и максимальную адаптацию к различным фактором внешней среды. Психическое здоровье предполагает гармонию психических процессов и функций, а также отрицание и преодоление болезней. Социальное здоровье отражает меру социальной активности, деятельного отношения человека к миру, его социальной востребованности.

Здоровье детей – это общая проблема педагогов, медицинских работников, родителей. И только в последнее время наше общество повернулось лицом к глобальной проблеме человечества – проблеме здоровья, и мы всё чаще и чаще стали задумываться над тем, что такое здоровый образ жизни, и стали ориентироваться на «здоровье без лекарств».

Здоровьесбережение детей стало одной из приоритетных направлений государственной политики. Более того, сохранение и укрепление здоровья ребёнка является первоосновой его полноценного развития.

Огромная ответственность за здоровье малышей ложится на дошкольные образовательные учреждения. Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. За сохранение и укрепление здоровья детей, за создание условий призвана ответить вся физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Если спросить всех родителей детей дошкольного возраста, какими бы они хотели видеть своих детей в будущем, ответы мы получим разные. Но преобладать будет желание видеть своих детей здоровыми, а затем уже умными, счастливыми, обеспеченными и т. д. К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов и пренебрегают закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни.

Поэтому всё чаще стали говорить о формировании здорового образа жизни у детей уже в дошкольном возрасте.

Такие великие педагоги, как Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. Н. Толстой, Т. А. Маркова и др., высказывались о необходимости воспитание полезных гигиенических привычек у детей еще до пятилетнего возраста.

Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей. Известно, что предоставить детям разнообразные материалы и создать интерьер недостаточно. Важно насколько эмоционально комфортно будет чувствовать себя в этом предметном мире ребёнок, чем и как его здесь научат. В понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

- отказ от вредных пристрастий;

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- закаливание;

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

Традиционные составляющие ЗОЖ дошкольников:

- личная гигиена;

- рациональное питание;

- закаливание;

- оптимальный двигательный режим.

В дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для приобщения к этим составляющим культурного опыта. Формируются культурно-гигиенические навыки (чистка зубов, уход за носом, кожей и т. д., знания об элементарных умениях оказания первой помощи при царапинах, кровотечениях и др. Воспитанники знакомятся со строением и функциями органов тела. Предполагается, что приобретённые знания станут основой для воспитания бережного отношения к своему организму.

Образ жизни – категория, которая характеризует человека: его трудовая деятельность, быт, форма удовлетворения материальных и духовных потребностей, правила индивидуального и общественного поведения.

Взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни», который объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях.

Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Организация двигательно-оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях дошкольников в группе.

Инструктор по физкультуре

Иванова Т.И.

Цель: Помочь педагогам в организации и проведении двигательно-оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях дошкольников в группе. Коллективно определить пути совершенствования работы в данном направлении.

В каждом маленьком ребенке,

И в мальчишке, и в девчонке,

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило,

Должен он скакать и прыгать,

Все хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвется

Неизвестно от чего.

Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает интенсивную двигательную активность, свойственную детям дошкольного возраста.

Двигательные действия, совершаемые ребенком, достаточно разнообразны. Способствуя удовлетворению потребности ребенка в движении, они одновременно и развивают его. Рекомендации признаны оказать педагогу посильную помощь в организации двигательно-оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях дошкольников в группе. Это могут быть занятия по изобразительной деятельности, развитию речи, формированию элементарных математических представлений и др. Некоторые из предлагаемых ниже упражнений, заданий и игр допустимо использовать на разных видах занятий, так как по своим целям они носят многофункциональный характер

Предлагаемые нетрадиционные формы работы наряду с решением этих задач служат достижению и более широких воспитательно-оздоровительных целей. Среди последних следует особо выделить:

  • развитие осмысленности, эмоциональной регуляции и произвольности тех движений и действий ребёнка, формирование которых осуществляется на данном занятии;
  • обогащение творческого потенциала детей, прежде всего – возможностей их воображения;
  • создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;
  • культивирование у детей ценностного отношения к своим и чужим психическим и физическим возможностям, формирование осознания их значимости и уникальности.

Таким образом, в рекомендациях реализуются ключевые установки. К таким формам относятся: физкультминутки; упражнения по развитию мелких мышц руки; мимики; элементы психогимнастики. В них раскрывается содержание двигательно-оздоровительных моментов, имеющих место в перерывах между занятиями. На занятиях в дошкольных учреждениях традиционно применяются так называемые физкультминутки. Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (развитие речи, математике, ознакомлению с окружающим и т.п.), обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей спины.

2.Упражнения и задания на развитие мелких мышц руки.

Среди разнообразных двигательно-оздоровительных моментов, организуемых на дошкольных занятиях, особое место принадлежит тем из них, которые связаны с развитием мелкой моторики руки. Оно имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Это неоднократно подчёркивалось психологами, педагогами, физиологами, медиками. В частности, уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения изобразительных, музыкально-исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и т.п. Однако этот развивающий потенциал может быть реализован лишь в том случае, если движения рук дошкольника будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразными орудиями детского воображения. Исходя из этого, предлагаются следующие упражнения и задачи. Добавляем лишь одно. Желательно, чтобы ребенок не только создавал и воплощал посредством движений собственных рук те или иные образы, но и еще и эмоционально вживался в них. Эти упражнения можно использовать практически на всех занятиях и в разных дошкольных группах. При этом будут достигаться цели активизации и развития творческого потенциала дошкольника, обогащения его эмоциональной сферы, психофизической релаксации.

Средняя группа: «Мытье рук», Радужные брызги», «Лепим умелую и уверенную руку», «Пальчики здороваются» и т.п.. Старшая и подготовительная к школе группы: «Встреча друзей», «Угадай, что нарисовано», «Цветы», и т.п..

3. Задание на развитие мимики и артикуляции. К сожалению, в традиционной практике занятий в дошкольных учреждениях им уделяется более чем скромное место. В итоге даже при выполнении тех видов деятельности, где мимическому компоненту отводится существенная роль (пение, театрализация и т.п.), дети затрудняются управлять своими экспрессивными проявлениями; их лица эмоционально невыразительные, зачастую словно застывшие. Ниже приводятся задания, направленные на развитие детской мимики на занятиях музыкаль-театрального цикла, а также при ознакомлении дошкольников с художественной литературой. Также эти задания можно использовать вне занятий - в условиях свободной деятельности, на прогулках, при подготовке к утренникам, праздникам. «Курочка и цыплята», «Облака», «Спать хочется», «Вкусное варенье», «Слоники».

4. Элементы психогимнастики.

Предлагаемые психогимнастические упражнения и игры призваны решать целый комплекс задач. Среди них необходимо выделить следующие:

  • развитие воображения, которое обеспечивает не только создание новых образов, но и специфическое вхождение ребёнка в эти образы, а через них – и в целостное психосоматическое состояние, способствующее успешному решению на занятиях тех или иных задач;
  • психофизическая релаксация, снятие интеллектуальной и эмоциональной напряженности;
  • гармонизация отношений с другими людьми (детьми и взрослыми)
  • воспитание способности к самопознанию и самосозиданию; выработка ценностного отношения к своему внутреннему миру, собственным возможностям, уверенности в себе и т. д.

«Преодоление трудностей», «Я – доктор 2000 года», «Кто знает больше добрых слов» и т.п. Таким образом, есть различные формы организации двигательной активности детей. Перечисленные выше можно использовать на всех видах занятий, вне занятий, включать в программу занятий. Данные формы имеют большой спектр задач воспитания, обучения и развития в сравнении с традиционными физкультминутками.

Приложение

Задание на развитие мимики и артикуляции.

«Курочка и цыплята» (мимическая гимнастика)

Цель: развитие воображения, способности к сопереживанию (эмпатии), выразительности движений всего тела.

Пошла курочка гулять,

Сочной травки пощипать.

(Изображение степенной походки мамы-курочки: и. п.— руки слегка раздвинуты в стороны и отведены назад. Наклоны вперед всем телом, ноги прямые, сосредоточенный взгляд— имитация пощипывания травки клювом.)

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

(Легкий бег на носочках, руки-крылья слегка-раздвинуты в стороны и назад, выражение любопытства на лице, шея вытянута, глаза и рот широко раскрыты.)

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите».

(Сосредоточенное выражение на лице мамы-курочки: брови сдвинуты, губы округлые, глаза прищурены; указующий жест пальцем. Курочка показывает, как искать зернышки: имитация разгребания почвы движениями ноги, наклоны головы вперед.)

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

Туловище наклонено вперед, шея вытянута, внимательный взгляд, движения головой вниз-вверх — цыплята клюют насекомых и набирают в клюв воду. Изображение глотания воды: голова опрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, плечи опущены, выражение удовольствия на расслабленном лице.)

«Облака» (мимическая гимнастика )

Цель: развитие воображения, выразительных движений.

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался в высь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас.

(Наблюдение за воображаемыми облаками с выражением внимания и интереса на лице: лицевые мышцы слегка напряжены, глаза прищурены.)

Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку Махал я вслед рукой.

(Мышцы лица расслабляются, на нем появляется улыбка.)

А вот другое облачко

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно...

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

(Выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты.)

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

(Выражение страха: глаза широко раскрыты, брови сдвинуты, рот открыт в виде буквы «о», лицо напряжено.)

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

«Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой?

Такой мохнатый, мягонький,

Летим, летим со мной!»

(Выражение удивления: глаза и рот широко открыты.)

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

МИМИЧЕСКИЕ РАЗМИНКИ

«Спать хочется» (средняя и старшая группы)

В положении сидя на стуле — дети зевают, глаза постепенно закрываются (веки тяжелые), брови приподняты, голова медленно падает на грудь, туловище расслабляется.

«Вкусное варенье» (средняя и старшая группы)

Движения языком по верхней губе. Губы и нижняя челюсть неподвижны.

«Почистим зубы» (средняя и старшая группы) Движения языком по внутренней стороне верхних зубов. Рот открыт, нижняя челюсть и губы (в улыбке) неподвижны.

«Дудочка играет» (средняя группа)

Имитация играющей дудочки — губы вытянуты вперед.

Элементы психогимнастики.

«Я — доктор 2000 года»

Эта игра способствует повышению общего психофизиологического тонуса, возникновению положительного эмоционального настроя, формированию элементарных умений самокоррекции работы функциональных систем организма. Она может проводиться в подготовительной группе на любых занятиях и вне их.

Каждый ребенок входит в образ доктора — целителя будущего, которому все подвластно. Доктор лечит пассами над головой, поглаживанием, сочувствием. Он приказывает органам:

  • Сердечко, милое, работай хорошо, ритмично, будь добрым.
  • Кровь, будь чистая, здоровая, промой все сосуды организма.
  • Животик, будь мягкий, кишечник мой, работай точно и в нужное время.

Далее дети садятся в позу факира, расслабляются; перед ними бокалы с теплой кипяченой водой. Они делают пассы над стаканом (вдох свободный, на выдохе ребята медленно и протяжно произносят: «а-у-м»).

Продолжая делать пассы, они говорят:

— Водичка чистая, здоровая — я никогда не буду болеть, Я всегда буду веселым, милым, красивым.

Этой «заряженной» водой дети затем полощут горло. Страдающие аллергическими заболеваниями могут салфеткой, смоченной в этой воде, протирать участки проявления аллергических реакций (отеки, воспаления, кожные высыпания и др.). Постепенно температуру воды можно понижать, что будет способствовать эффективному закаливанию.

«Кто знает больше добрых слов?»

Данное задание может быть предложено ребятам на занятиях по развитию речи (начиная со средней группы). На фоне обогащения словарного запаса в игре формируется доброжелательное отношение сверстников друг к другу.

Выбирается ребенок, пользующийся авторитетом в группе. Другим детям предлагается перечислить все его положительные качества (милый, добрый, нежный, чудесный, прекрасный, очаровательный, замечательный, ненаглядный и др.). В ходе игры выбирается и ребенок, не пользующийся авторитетом у детей. Воспитатель предлагает им помечтать, каким хорошим вырастет этот малыш. Под влиянием положительных эмоций, возникающих при оценке качеств первого ребенка, дети позитивно оценивают будущее второго. В результате у второго ребенка возникает стремление соответствовать этим оценкам.



Предварительный просмотр:

Консультация

на тему:

«Формы оздоровительно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста»

Здоровье человека - это актуальная тема для нашего разговора сегодня, да и во все времена. Поддержать его можно различными средствами, и одно из них – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в наш быт, если мы хотим сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этом возрасте идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. В последние годы наметилась устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличилось количество детей с нарушениями психического и речевого развития. Для решения этих проблем необходимо искать механизмы, позволяющие изменить эту ситуацию.  

Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дать ему необходимые умения, навыки, воспитать определенные привычки. Это и стало причиной использования здоровье сберегающих образовательных технологий педагогами нашего образовательного учреждения.

Здоровье сберегающие образовательные технологии – организованная часть программ, приемов, методов образовательного процесса, которая не наносит ущерба здоровью детей.

Цель здоровье сберегающей технологий:

Обеспечение дошкольников высокому уровню реального здоровья, обучение их необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитание у них культуры здоровья.

Задачи  здоровье сберегающей технологий:

- объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы,  в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.

- обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.

-осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.

Все здоровье сберегающие технологии делятся на 4 группы.

-Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

  • динамические паузы
  • подвижные и спортивные игры
  • контрастная дорожка, тренажеры.

-Технологии обучения здоровому образу жизни.

  • утренняя гимнастика
  • физкультурные занятия
  • точечный массаж
  • спортивные развлечения, праздники
  • День здоровья
  • СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)

-Технологии музыкального воздействия.

  • музыкотерапия
  • сказкотерапия
  • библиотерапия

-Технология коррекции поведения.

Для осуществления обогащенного физического развития и оздоравливания детей в детском саду можно использовать как традиционные, так и нетрадиционные приемы работы. В каждой группе можно оборудовать «Уголок здоровья» и оснастить их традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т.д.), а также и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов, родителей:

1.«Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса

2.Ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног

3.Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки)

4.Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого используем различные массажеры, в том числе и самодельные.

5.Для массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики, веревки с узелками.

6.Ходьба по дорожкам из металлических пробок босиком.

7.Ежедневно после сна проводить оздоровительную гимнастику босиком под музыку.

В структуре оздоровительных режимов каждой группы можно использовать медико-восстановительные методики и приемы:

-  мимические разминки

- гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения)

- пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции)

- дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки)

- точечный массаж

-игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.

Здоровье сберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Поставленные цели успешно реализуются на практике.

- Динамические паузы, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей, могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной и пальчиковой гимнастики и в зависимости от вида занятия.

При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично; стараться максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при  появлении малейшего дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой прекратить.

Заниматься дыхательной гимнастикой нужно в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. Освоение комплекса проводить постепенно, прибавляя по одному упражнению через каждую неделю.

  • Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к  изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физ. минутки кому-нибудь из детей.
  • Подвижные и спортивные игры проводят как часть физкультурного занятия на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
  • Релаксацию проводят в любом подходящем помещении для всех возрастных групп. Для этого можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
  • Пальчиковая гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно, рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами, в любое удобное время, а так же во время занятий.
  • Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
  • Гимнастика дыхательная проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна, во время гимнастики.  
  • Гимнастика бодрящая проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.
  • Гимнастика корригирующая и ортопедическая. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
  • Физкультурные занятия проводятся в хорошо проветренном помещение 2-3 раза в неделю, в спортивном зале. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.
  • Проблемно-игровые ситуации.  Проводится в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано,  в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки.

-Коммуникативные игры проводят 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, которые помогают адаптироваться детям в коллективе. Проводит психолог.

-Занятия из серии «Здоровье» по ОБЖ для детей и родителей в качестве познавательного развития. 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста во второй половине дня.

-Самомассаж в различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физ.минуток, в целях профилактики простудных заболеваний.

-Психогимнастика. 1 раз в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Проводит психолог.

Технология воздействия через сказки

Сказка – зеркало, которое отражает реальный мир через личное восприятие. В ней, возможно, все чего не бывает в жизни. На занятиях по сказкотерапии можно научить ребят составлять словесные образы, вспомнить старые и придумать новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.

Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих занятий - преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен.

Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.

Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.

Технологии музыкального воздействия используют в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя .

Дополнительно можно  использовать методы закаливания:    

- полоскание горла и полости рта растворами трав (эвкалипта, шалфея, ромашки, календулы и т.д.), обладающих антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, или раствором морской соли проводится ежедневно после обеда в течение 2 недель поочередно.

- умывание холодной водой после дневного сна.

- босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна.

Здоровый образ жизни включает в себя адекватную физическую активность, рациональное питание, личную гигиену, здоровый психологический климат в семье, в школе, в детском саду отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью.

Здоровье сберегающие образовательные технологии в работе с родителями.

- консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, осветить эти вопросы так же и на родительских собраниях; папки-передвижки; личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы); анкетирование; совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?», дни открытых дверей; обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы); выпуск газеты   ДОУ и др. формы работы.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта.

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – бесценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.

Важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.

Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми.

Загадки и пословицы по теме «Здоровье и гигиена»

Лёг в карман и караулю –                            

Рёву, плаксу и грязнулю    

Им утру потоки слез,

Не забуду и про нос. (носовой платок)

                            Вафельное, полосатое,

Гладкое, лохматое,

Всегда под рукою,

Что это такое? (полотенце)

Эти растения с резким запахом являются хорошим средством в профилактике простуды (лук, чеснок) 

Вещества в таблетках, помощники нашему здоровью. (витамины)

ПОСЛОВИЦЫ

Чистота – залог …… (здоровья)

Здоровье в порядке – спасибо - ……(зарядке)

Если хочешь быть здоров - ……..(закаляйся)

В здоровом теле – здоровый … (дух)

Кто аккуратен, тот людям ………..(ПРИЯТЕН)

Чистота – лучшая ……..(красота)

СЕМЬ  ЗАБЛУЖДЕНИЙ  О МОРОЗНОЙ  ПОГОДЕ

1. Многие считают, что ребенка надо одевать теплее. Дети, которых кутают, увы, чаще болеют. Движения сами по себе согревают организм, и помощь «ста одежек» излишняя. В организме нарушается теплообмен, и в результате он перегревается. Тогда достаточно даже легкого сквозняка, чтобы простыть.

2. Многие считают: чтобы удерживать тепло, одежда должна плотно прилегать к телу. Парадоксально, но самое надежное средство от холода – воздух. Оказывается, чтобы лучше защищаться от низкой температуры, надо создать вокруг тела воздушную прослойку. Для этого подойдет теплая, но достаточно просторная одежда. А обувь такая, в которой большой палец может легко двигаться внутри.

3. Многие считают: если малышу холодно, он обязательно об этом сообщит. Жировая прослойка под кожей ребенка очень мала, система терморегуляции сформировалась не до конца. Ребенок может не сразу заметить свои ощущения.

4. Многие считают, что зимой вполне достаточно погулять часок. На этот счет нет строгих правил. Все зависит от закаленности ребенка и уличной температуры. Опасные спутники зимнего воздуха – высокая влажность и ветер. Дети лучше переносят холод, если их покормить перед прогулкой – особенное тепло дает пища, богатая углеводами и жирами. Поэтому лучше выйти погулять сразу после еды.

5. Многие считают: раз ребенок замерз, нужно как можно быстрее согреть его. Согреть нужно, но не в «пожарном порядке». Например, если прижать замерзшие пальчики ребенка к батарее или подставить их под струю горячей воды – беды не миновать. Резкий контраст температур может вызвать сильную боль в переохлажденном участке тела, или, хуже того, нарушение работы сердца. Просто переоденьте ребенка в теплое, сухое белье, укройте одеялом, сделайте ему негорячую ванну – пусть поплавает.

6. Многие считают, что простуженный ребенок не должен гулять. Если температура у малыша не повышена, прогулки нужны обязательно! Держать больного ребенка неделями в квартире – не лучший выход. Наверное, вы замечали, что на свежем воздухе даже насморк как будто отступает, нос прочищается, начинает дышать. Ничего, если будет и морозец. Следите, чтобы ребенок не дышал ртом и не вспотел, чтобы его не продуло ветром, не позволяйте ему много двигаться.

7. Многие считают: беда, если у ребенка замерзли уши. Анатомическое строение детского уха таково, что просвет евстахиевых труб гораздо шире, чем у взрослого. Даже при легком насморке жидкие выделения из носа через носоглотку легко туда затекают, неся с собой инфекцию. Чаще всего именно из-за этого возникают отиты, а не из-за того, что «застудили» уши. Позаботьтесь, поплотней закрыть шею и затылок ребенка – именно здесь происходит наибольшая потеря тепла.




















Комплекс кинезиологических и дыхательных упражнений

для детей.

1.Упражнение «Ладошки» Исходное положение: встать прямо, согнуть руки в локтях, локти при этом опущены вниз. Ладони направлены к «зрителю». Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки, совершая хватательные движения.

2.Упражнение «Насос» Исходное положение: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклониться вниз к полу, округлив спину, голову опустить, шею не тянуть и не напрягать, руки опустить вниз.

Сделать короткий шумный вдох в конечной точке наклона.

3.Упражнение «Обхвати плечи»

Исходное положение: встать прямо, руки согнуть в локтях и поднять на уровень плеч кистями друг к другу. В момент активного шумного вдоха носом выбросить руки навстречу друг к другу, как бы обнимая себя за плечи. Необходимо, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест.

4. «Снеговик»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

5.«Дерево»

Сидя на корточках, спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

6. «Сорви яблоки»

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем поднимите как можно выше левую руку, и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед собой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вам нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

7.Взгляд влево – вверх

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

8.Фокус с карандашом. Прокручивать большим пальцем карандаш вокруг другого большого пальца.

9.«Зайчик-козочка-киска-птичка»

10.«Ухо-нос»

Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой – за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»

11. «Стул-стол»

12. Упражнение “Перекрестные шаги и прыжки” (можно под музыку или пение). Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь — левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад. Глазами двигайте во всех направлениях. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена.

13. «Кулак-ребро-ладонь»

14.«Отдохни» Сам себя ты успокой,

Тихо песенку пропой.

Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатого кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно.

Презентация: «Оздоровление дошкольников через кинезиологическую гимнастику – нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками (теория и практика);

Мастер-класс с педагогами «Кинезиологические упражнения для хорошего настроения»;

Наш мозг нельзя растянуть, он не сокращается подобно мышцам ног при ходьбе. Однако чем больше человек упражняет свой мозг, тем больше нервных связей создается в нем. Чем выше активность мозга, тем больше попадает туда крови, обогащенной кислородом.

Если человек мало привлекает свой мозг к работе, существующие связи слабеют, мозг получает меньше кислорода, начинает хуже работать. Интеллектуальное здоровье человека непосредственно зависит от того, в каком состоянии находится информационная нейронная сеть мозга. Именно она отвечает за объединение нервных клеток. Ее можно упражнять. Каждое свежее раздражение оказывает содействие появлению новых связей — этот процесс не имеет возрастной зависимости.

Жизнь идет. Количество прожитых лет умножается. Теперь необходимо специально активизировать мыслительные процессы коры головного мозга свежими впечатлениями. В период детского и подросткового возраста, а также в период юношества процесс обучения в школе, институте и еще свое личное любопытство стабильно поставляли мозгу свежие впечатления. С годами в поле деятельности восприятия начинает господствовать рутина. Поэтому очень важно приобрести навыки нестандартного мышления, учиться решать проблемы новыми методами.

Мыслительные процессы принесут больший эффект, если привлечь к работе и правое, и левое полушария. Этому поможет комплекс упражнений на координацию и целенаправленное расслабление.

Комплекс упражнений

Упражнение «Сведение пальцев рук и ног»

Сесть на высокий стул или стол, спину держать прямо, ноги должны качаться свободно.

Растопырить пальцы рук и приложить кончики пальцев друг к другу, держа руки перед собой.

Выполнять руками быстрые маховые движения в стороны — назад и вперед. Помните, что кончики пальцев должны снова встретиться друг с другом.

Чтобы усложнить себе задание, соедините пальцы ног. Совершая мах руками вперед и сведя ладони, нужно широко развести ноги. А когда расходятся руки, сводите ноги вместе.

Упражнение «Скрещивание рук и ног»

Выполняйте перекрестные маховые движения руками перед туловищем на высоте плеч в горизонтальной плоскости. При этом сначала правая рука проходит над левой, потом наоборот. Ладони обращены к полу. После того как вы некоторое время помашете руками перед корпусом, начните перекрещивать руки позади корпуса примерно на уровне ягодиц. Продолжите выполнение упражнения, присоединив к движению рук перекрещивание ног. Ведите левую ногу перед правой при движении вправо и соответственно правую ногу перед левой при движении влево.

Теперь двигайтесь вправо и выполняйте перекрестные движения ногами. Сделайте шаг в сторону, заведите левую ногу за правую, сделайте еще один шаг правой и приставьте левую ногу. Затем повторите движения в обратную сторону. Чем больше будет тренировок, тем увереннее будете себя чувствовать.

Упражнение «Марионетка наоборот»

Встаньте прямо, ноги поставьте вместе, руки сложите над головой. В прыжке сделать мах руками в стороны назад, одновременно расставляя ноги. Так же прыжком вернуться в исходное положение.

Ногами выполнять те же движения, что и раньше, а руки вытянуть перед туловищем и по очереди двигать вверх-вниз.

Теперь выполнять руками уже привычное движение в стороны, а ногами — прыжки вперед-назад, переступая с ноги на ногу, как при ходьбе.

Упражнение «Великий дирижер»

Представьте себе, что вы дирижируете оркестром. Включите свою любимую музыку, подайте знак оркестрантам и не выпускайте из рук дирижерскую палочку.

Поднимите обе руки приблизительно на высоту плеч. При этом одну руку расположите несколько выше другой.

Рисуйте обеими руками в воздухе лежащие восьмерки. От середины восьмерок левая рука должна выписывать круги влево вверх, правая — вправо вверх.

После того как руки описали внешнюю дугу восьмерок и снова встретились, рисуйте перекрещенными руками внутреннюю дугу. Повторите движения в противоположном направлении.

Упражнение «Путаница»

Возможно, эта детская забава еще осталась в вашей памяти. Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем слегка похлопывайте по голове, а живот поглаживайте круговыми движениями.

Нужно поглаживать левой рукой область вокруг пупка движениями по часовой стрелке, а правой рукой — область под левой ключицей против часовой стрелки.

Упражнение «Рисование носом»

Нужно представить себе, что на кончике вашего носа прикреплен карандаш или шариковая ручка. «Нарисуйте» этим воображаемым инструментом несколько восьмерок в воздухе.

Когда эта техника будет освоена, попробуйте «написать» в воздухе несложные слова или имена.

Упражнение «Перекат с лимоном»

Для выполнения этого упражнения необходимы лимон и стул.

Нужно лечь на спину на пол, а стул поставить за головой. Теперь зажмите лимон ступнями. Затем нужно медленно поднять ноги и отвести их за голову так, чтобы положить лимон на стул. Затем снова возьмите ногами лимон и вернитесь в исходное положение. Дыхание должно быть равномерным.

Если вы находитесь в хорошей физической форме, можно положить лимон не на стул, а на пол за головой. Нужно заметить, что такие позы, как березка и стойка на голове, также стимулируют мозговое кровообращение.

Упражнение «Дыхание йогов»

Нужно сесть, расслабиться и выпрямить спину. Потом положить указательный и средний пальцы правой руки на переносицу.

Безымянным пальцем слегка закрыть левый носовой ход и медленно вдохнуть на 8 счетов через правую ноздрю. Теперь задержите дыхание на 4 счета, а затем, слегка надавив большим пальцем, закройте правый носовой ход и сделайте выдох на 8 счетов через левую ноздрю. Задержите дыхание на 4 счета, затем снова сделайте вдох на 8 счетов, но на этот раз через левую ноздрю. Напомним, что дыхательные упражнения взбодрят мозг.

Упражнение «Расслабление и концентрация»

Необходимо сесть по-турецки и закрыть глаза.

Затем сделать несколько вдохов, тщательно контролируя дыхание и направляя воздух глубоко вниз живота. Нужно заставить работать диафрагму.

Нужно сконцентрировать внимание на дыхании. При вдохе мысленно произносите «ом», при выдохе — «ах».

Можно произносить эти звуки вслух, не сбиваясь с ритма дыхания.

Создать базу для формирования высокой умственной активности можно несколькими способами.

Энергичные движения будут являться стимулом для активного кровообращения, обеспечат приток кислорода в мозг.

Питательные вещества создадут основу для надежного информационного обмена между клетками серого вещества.

Упражнять способности мозга можно, действуя в двух направлениях.

1. Тренировка:

упражнения на координацию являются своеобразным стимулом для совместной работы левого и правого полушарий головного мозга;

упражнения на движение превратят мозг в работоспособный орган;

тренинги памяти поднимут творческие способности на новый уровень.

2. Релаксация:

для интеллектуального здоровья просто необходимо настроиться на позитивное восприятие окружающего мира;

сопротивление стрессу и напряжению приведет к повышению концентрации внимания;

процесс дыхания, контролируемый человеком, способствует усилению сосредоточенности.

Перерыв:

- Четвёртый лот:    Для укрепления общего физического состояния дошкольников целесообразно применение дыхательной гимнастики «Стрельниковой». Эта гимнастика активно включает в работу все части тела (руки, ноги, голову, плечевой пояс, брюшной пресс). Не только активизирует прилив крови к мозгу, но и улучшает питание всех внутренних органов, возвращая утраченные функции тем из них, которые больны. Координирует слаженную работу всех органов и систем, комплексно воздействуя на организм через активизацию его наиважнейшей функции-носового дыхания.

-Пятый лот: Презентация: «Парадоксальная дыхательная гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой»

- Шестой лот: Деловая игра: «Что? Где? Когда?» (основная область «Здоровье»).

Педагоги делятся на 2 команды. За каждое задание начисляются баллы.

Конкурс 1: «Приветствие»

Придумать название и девиз команды, приветствие и пожелания команде соперников. Максимальная оценка – 3 балла.

Конкурс 2: «Разминка»

Провести со своей командой пальчиковую гимнастику. Максимальная оценка – 3 балла.

Конкурс 3: Блиц – игра.

Команды по очереди дают по одному ответу на каждый вопрос:

- перечислить упражнения на формирование правильной осанки у детей;

- назвать упражнения для профилактики плоскостопия у детей;

- перечислить дыхательные упражнения для детей;

- назвать упражнения для расслабления.

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ, баллы суммируются.

Конкурс 4. Назвать пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье, высказывания философов, поэтов и др. известных людей:

ЗДОРОВЬЕ – ЭТО ПОНЯТИЕ О ЖИЗНИ

Будет здоровье – будет – все

Здоровье за деньги не купишь

В здоровом теле – здоровый дух

Здоровье – это движение

Здоровому и врач не надобен

Здоровому и горе не горе, а беда не в зарок и т. д.

Самое большое открытые современного человека – это умение омолодить себя физически и духовно Брегг.

В детях сейчас все! Жизнь бессмертного характера начнется с детей.

П. К. Иванов

Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым.

Здоровый нищий счастливее больного короля. Цицерон

Здоровье ребенка превыше всего,

Богатство земли не заменит его.

Здоровье не купишь, никто не продаст

Его берегите, как сердце, как глаз.

Ж. Жабаев

Конкурс 5. Продолжи фразу: Процесс изменения форм и функций организма человека – … (физическое развитие)

Основное специфическое средство физического воспитания – … (физические упражнения)

Детский туризм это – … (прогулки и экскурсии)

Ходьба, бег, прыжки, лазанье и метание – (основные виды движения)

3. Проблемные ситуации:

Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития? (организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в экологически чистом районе использовать как фактор закаливания) и т. п.

4. Решение кроссворда

Заключительное слово ведущего.

Применение здоровьесберегающих технологий для укрепления психического и физического здоровья дошкольников только в том случае даст положительные результаты если будет применятся системно, т. е. дыхательные и кинезиологические упражнения желательно проводить ежедневно – 60 комплексов в течении 3-х месяцев, подключая родителей в эту работу. Затем, на протяжении всего учебного года можно включать в различные виды деятельности элементы упражнений. Также педагогам и родителям необходимо приучить ребёнка к ежедневному выполнению этих упражнений, тогда эффект от упражнений будет хорошим. Детям будет намного легче адаптироваться к школе и усваивать учебный материал, т.к. все высшие психические функции будут хорошо развиты и физическое здоровье будет на высоком уровне.

Чтобы развить волевые качества у ребёнка нужно начать работу с себя. Перевоспитание самого себя – вещь нелёгкая, даже если оно сопровождается самоконтролем. И здесь главное не исправление своих недостатков, а создание новых навыков. Чтобы мысль была продуктивной, она должна немедленно сопровождаться соответствующим действием. О чём бы ни шла речь, прогресса можно добиться только путём приобретения новых навыков. А для этого недостаточно только думать. Навык приобретается лишь в результате постоянных повторений. Всё, что вы хотите сделать, даже самую мелочь, надо делать немедленно. Если вы откладываете что-то на потом, вы никогда этого не сделаете, потому что потом возникнут другие дела.

Рефлексия.

Хочется надеяться, что вы будете применять в своей практике то, что мы вам сегодня показали, во время нашего семинара. Судя по нашему опыту, такая форма является результативной и актуальной – она помогает педагогам и родителям получить определенные знания, развивает психические процессы, учит общаться со своими детьми, и быть примером во всем.

А сейчас нам бы хотелось, чтобы вы приняли активное участие, проанализировали, дали положительную или отрицательную оценку и порекомендовали нам, что-то новое и необходимое. Заполнение анкет.

В завершении нашего мероприятия по традиции мы встанем в круг и улыбнемся друг другу. Улыбка ничего не стоит, но много дает она обогащает тех, кто ее получает. Она длится мгновение, а в памяти остается навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.