Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях

Иванова Татьяна Ивановна

Педагогический опыт в широком смысле – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного педагога, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетенции педагогических работников образовательных учреждений.

Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогические условия сохранения психофизического здоровья педагога».

                                         

Практический   инструментарий:

  1. Анкеты «Выявление признаков эмоционального выгорания педагогов», « Определение уровня стрессоустойчивости педагога»;
  2. Упражнения: «Герб моей души», «Колесо жизни»; тест «Путешествие»; игра «Заморочки из бочки»;
  3. Рекомендации по преодолению стресса и сохранению психофизического здоровья.

          Ключевые слова и выражения.

Стресс – защитная реакция организма, направленная на преодоление жизненных ситуаций.

Информационный стресс – вызван слишком большим объемом информации.

Эмоциональный стресс – связан с ощущением угрозы, чувством незащищенности.

Эмоционально положительный стресс – способствует «активизации вкуса к жизни» (игра в шахматы).

Эмоционально отрицательный стресс – дистресс – связан с выраженными негативными эмоциями и оказывает отрицательное влияние на здоровье.

                   

Причины возникновения стресса:

                              (внешние факторы)

  • Повышенная ответственность, связанная с профессиональными обязанностями;
  • Постоянный контроль ситуации;
  • Необходимость постоянно поддерживать свою компетентность;
  • Недостаточно быстрая адаптация к новому в образовательном процессе;
  • Неуверенность в своих силах;
  • Неожиданно возникающие конфликтные ситуации;
  • Социально – экономическая незащищенность педагога, вынужденная подработка.

                   (внутренние факторы):

  • Склонность к эмоциональной ригидности (повышенная впечатлительность и чувствительность); формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее  у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами;
  • Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности); повышенная ответственность за порученное дело;
  • Слабая мотивация  эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности (личность без альтруистических ценностей);
  • Нравственные дефекты и дезориентация личности (изначальное отсутствие таких моральных категорий как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности).

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие  воздействия.

          Стадии эмоционального «выгорания» по Дж.Гринбергу:

  • 1 стадия - «Медовый месяц» - работник обычно доволен работой и заданиями,относится к ним с энтузиазмом; однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным;
  • 2 стадия – «Недостаток топлива» -появляется усталость, апатия, проблемы со сном, теряется интерес к своему труду в данной организации, отстраненность от профессиональных обязанностей;
  • 3 стадия - «Хронические симптомы» - измождение и подверженность заболеваниям, хроническая раздражительность, чувство подавленности, «загнанности в угол», постоянное переживание нехватки времени – «синдром менеджера»;
  • 4 стадия – «Кризис» - как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни;
  • 5 стадия – «Пробивание стены» - физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека; у работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

                       

Практический инструментарий.

Способы преодоления стресса. Приемы психопрофилактики.

  • Позитивные аффирмации (положительные утверждения, установки);
  • Соблюдение режима;
  • Сбалансированное питание;
  • Посильные физические нагрузки;
  • Общение с природой;
  • Музыкотерапия, хромотерапия (лечение с помощью цвета), аромотерапия;
  • Массаж;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Юмор и смех;
  • Хобби, домашний уют.

Приложение.

            Упражнение «Герб моей души».

Цель: развитие позитивного самовосприятия, уверенности в себе, повышение самооценки.

Участникам группы предлагается заполнить таблицу:

  • Три вещи, которые я делаю хорошо;
  • Три слова, которые бы я хотел услышать о себе;
  • Три человека, которые больше всего влияют на меня;
  • Моя мечта;
  • Место отдыха для моей души;
  • Место, где бы я хотел отдохнуть (жить).

Анкета «Выявление признаков эмоционального выгорания педагога».

Цель. Выявить наличие или отсутствие у участников семинара   признаков синдрома эмоционального выгорания. Определить уровень стрессоустойчивости. Развивать навыки самоанализа, рефлексии.

Инструкция. Дайте ответ «да» или «нет» на следующие вопросы.

1.После завершения запланированной работы вы перестаете о ней думать?

2.Вы часто недовольны собой?

3.Возникает ли у вас чувство повышенной ответственности?

4.Вы постоянно пребываете в тревожном состоянии?

5.Вы часто чувствуете усиленное сердцебиение?

6.Вы жалуетесь на плохой сон?

7.Чувствуете ли вы нехватку времени?

8.Вы часто жалуетесь на упадок жизненных сил?

9.У вас возникает ощущение, что вы «загнаны в клетку»?

10.У вас возникает ощущение, что все предопределено?

Интерпретация результатов. Если  ответов «да» 1 – 5 – низкий уровень эмоционального выгорания; 6 – 7 – средний уровень, 8 – 10 – высокий уровень.

Анкета «Определение уровня стрессоустойчивости педагога».

Инструкция. Дайте ответ «да» или «нет» на следующие вопросы.

1.Вы часто чувствуете усталость?

2.Раздражаетесь ли вы по мелочам?

3.Вы чувствуете, что устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?

4.Вы ощущаете,что после рабочего дня у вас немеет шея, ноют плечи, а в спине тупая боль?

5.У вас болит голова из – за конфликтов в семье?

6.Приводят ли конфликты в семье к нарушению пищеварения?

7.Вам иногда хочется плакать?

8.У вас бывают аллергические проявления? Они случаются при сильном эмоциональном возбуждении?

9.Приходилось ли вам ощущать внезапные приступы болезни именно тогда, когда нужно собрать все силы для решительных действий?

10.Вам часто кажется, что вы затрачиваете больше времени на решение чужих проблем, чем на решение своих?

Интерпретация результатов. Если ответов «да» 1 – 5 – высокий уровень стрессоустойчивости, 6 – 7 – средний уровень, 8 – 10 – низкий уровень.

                    Упражнение « Колесо жизни».

Цель. Выявить проблемные зоны различных сфер жизни педагога.

Каждый участник семинара получает схему – круг, разделенный на сегменты, обозначающие жизненные сферы человека. Оси сегментов сходятся в центре – это точка отсчета, конец оси – 100% идеальный результат, отметка на оси – 10%.  Если педагог оценивает свое здоровье на 50%, то ставит точку посередине оси сектора «Здоровье», и так – на каждой оси. Затем все отметки соединяются линией, и педагог видит, с какими сферами ему надо работать.

                                Тест «Путешествие».

Участникам семинара предлагается представить , как они путешествуют по определенному маршруту. Ответы записываются на листе  бумаги или в рабочей тетради.

1.Ты идешь по лесу. Какой это лес? Какая погода? Кто рядом с тобой?

2.Ты выходишь на поляну и видишь источник воды. Какой он? Ты к нему подойдешь? Будешь из него пить?

3.Вдруг на поляну выскакивает зверь. Какой он? Что он делает? А что делаешь ты?

4.Ты идешь дальше. Попадаешь на берег реки. Какая она? Ты будешь перебираться на другой берег или останешься на этом берегу? Каким образом?

5.Ты оказался на другой стороне реки (или остался на этой) и наткнулся на дом. Какой это дом?

6.Ты заходишь в дом. Посмотри вокруг, расскажи о нем. В какую комнату ты зашел сначала? Какие комнаты еще есть в доме? Ты пойдешь в подвал или на чердак? Расскажи, что или кого ты там видишь?

7.Ты выходишь из дома с другой стороны и идешь по тропинке. Впереди – забор. Ты попытаешься оказаться за забором? Если да, то каким образом?

8.Ты долго шел и наконец оказался на берегу моря. Над морем летают чайки. Далеко они или близко? Как они себя ведут?

9.В море ты видишь корабль. Какой он? Как далеко он находится от берега? Ты будешь стремиться попасть на него?

Расшифровка символов.

Лес – символизирует, как человек воспринимает жизнь и свое место в ней. Обратите внимание на сам лес. Насколько вам комфортно в нем?

Источник – восприятие всего нового, что дает нам жизнь. Если человек видит грязный источник, то он не привык ждать от жизни радости и милости.

Зверь – символизирует, как человек видит других людей. Кто первым идет на контакт – человек или животное? Или они игнорируют друг друга? Так вы сможете проанализировать  отношения между собой и социумом.

Речка и забор – символы препятствий. Как человек их воспринимает? Будет ли он преодолевать их или остановится?

Дом – символ семьи. Какой это дом: чистый, уютный или грязный, загроможденный? Важно, на какую деталь человек обратил внимание: крыша с дырками, открыты или закрыты входные двери. Если описываются не все названные комнаты, значит какая – то сфера жизни или какой – то член семьи подсознательно игнорируется.

Чердак – это знания, умения и навыки. Хорошо, когда он представлен аккуратным, где все разложено по полочкам. Если там живут веселые коты или добрые птицы, это свидетельствует о развитии воображения и фантазии человека. Если чердак загроможден и завален всяким хламом – это значит, что в голове «мусор».

Подвал – символ подсознания. Если человек охотно «лезет» в подвал  и с удовольствием там находится, то, скорее всего, подсознательные страхи его не очень тревожат.

Чайки на море – это родственники. Посмотрите, как они себя ведут, что делают.

Корабль – заветная мечта. Если вы видите корабль ясно и четко, то вы знаете, чего хотите. Корабль, потрепанный в штормах, - явный признак разочарования. Еще хуже, если человек говорит о корабле с грустью или сразу описывает препятствия: нет лодки, чтобы добраться до берега, нет желания к нему плыть и т.д. Это говорит о том, что человек не верит в свои силы.

     Игра «Заморочки из бочки» (позитивные аффирмации).

Участники семинара достают из бочонка (коробки, банки) по одной карточке с позитивной установкой. Такие установки подбадривают, придают уверенность в себе и своих силах.

  • Сегодня тебе особенно повезет!
  • Жизнь приготовила для тебя приятный сюрприз!
  • Сделай себе подарок, ты его заслужила!
  • Все складывается для тебя самым лучшим образом!
  • У тебя есть все, чтобы наслаждаться жизнью!
  • Помни: ты родилась, чтобы быть счастливой!
  • Сегодня твой день, удачи тебе!
  • Тебе все легко удается!
  • Сегодня фортуна с тобой!
  • Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
  • Ты готова сделать самый важный шаг в своей жизни!
  • Все лучшее еще впереди!
  • Твой стакан еще наполовину полон!
  • Сегодня с тобой радость и спокойствие!
  • Таких как вы – на свете мало!
  • Бог улыбался, вас творя…!
  • В этом теле живет не человечек, а гигант!
  • Сегодня счастливый день!
  • Самое время устроить шопинг!
  • Люби себя такой, как ты есть – неповторимой!
  • Поверь – ты чудо!
  • Помни, что ты любима!
  • На вашей улице уже перевернулся камаз с пряниками!
  • Ты уже выбрал свой путь – значит ты победил!
  • Господи, сделай так, чтобы моя боль не пересилила твою боль!

Рекомендации по преодолению стресса и сохранению психофизического здоровья.

  • Определите главные цели в своей жизни и сосредоточьте усилия на их достижении.
  • Планируйте свой день. Ученые заметили, что для человека, состояние которого приближается к стрессовому,  жизненное время  ускоряется. Именно поэтому он ощущает чрезмерное напряжение, нагрузку и недостаток времени.
  • Спите не менее 7 – 8 часов. Перед сном можно принять успокаивающую ванну с аромамаслами. При стрессе и переутомлении полезно на ночь выпить стакан воды с 1 – 2 ложками меда.
  • Питание должно быть сбалансированным. Особое внимание уделите витамину Е (картофель, кукуруза, соя, морковь).  Очень  полезными свойствами обладает травяной чай. С помощью соответствующих продуктов питания стимулируйте выработку организмом «позитивных» гармонов.( шоколад – гормон счастья; молоко, курага, бананы – пополняют в организме запасы калия, которые первыми исчерпываются во время стресса).
  • Общайтесь с близкими. Расскажите о своих переживаниях родному человеку. Это хороший психологический прием. Озвучивая проблему, вы анализируете ее, что помогает найти выход из сложной ситуации.
  • Общение с домашними животными также создает мощный терапевтический эффект. Если у вас плохое настроение, пообщайтесь с домашним любимцем – это поможет снять нервное напряжение.
  • Научитесь управлять эмоциями. Делайте короткие паузы во время работы – для расслабления. Выполните простое упражнение: закройте глаза и представьте, что вы оказались на берегу океана. Поднимите руки вверх и разведите в стороны, представляя, как через них в ваше тело входит положительная энергия.
  • Обратите внимание на цветовую гамму окружающей вас обстановки.
  • Относитесь с юмором к некоторым ситуациям в вашей жизни. Улыбайтесь, смейтесь. В ответ на улыбку организм начинает вырабатывать гормоны радости.
  • Отдыхайте вместе с семьей.
  • Музыка – тоже психотерапия. Слушайте релакс, классику, звуки природы.
  • Читайте интересные книги. Снимайте нервное напряжение с помощью физических нагрузок.
  • Научитесь делать точечный массаж.
  • Учитесь слушать…
  • Концентрируйтесь на позитивных вещах.
  • Прогулки на свежем воздухе.
  • Путешествуйте…Найдите свое дерево…
  • Хобби.
  • Танцуйте, пойте, смотрите любимые передачи, фильмы, посещайте театры, музеи – живите в кайф.



Предварительный просмотр:

Профессиональная компетентность педагога

В стремительно меняющемся мире профессий, профессия Учителя остаётся неизменной, хотя её содержание, условия труда, количественный и качественный состав постоянно меняются. Сегодня, говоря о степени владения педагогом своей профессией, употребляют множество терминов: профессионализм, профессиональная компетентность, педагогическое мастерство, педагогическое искусство, квалификация, причём зачастую происходит смешение данных понятий. В свете активного обсуждения проблемы компетентностного подхода как приоритетной образовательной стратегии в условиях модернизации российского образования особый интерес представляет профессиональная компетентность, которая является ведущим компонентом профессионального потенциала личности. Содержание профессиональной компетенции педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетенции педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта. Понимание сущности педагогических умений позволяет понять их внутреннюю структуру, т.е. взаимообусловленную связь действий (компонентов умений) как относительно самостоятельно частных умений. Высшим компонентом личности преподавателя является профессиональная компетентность.


Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений. Профессиональную компетентность преподавателя следует рассматривать как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.). Компетентность может быть объективно наблюдаема, с определённой точностью измеряема, целенаправленно сформирована.

Основными компонентами профессиональной компетентности являются:

  1. социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
  2. персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
  3. специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
  4. аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций;
  5. экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов, на учебных занятиях.

Рассматривать профессиональную компетентность преподавателя имеет смысл, как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.). Представить компетентность педагога можно как совокупность ее компонентов: готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект), где готовность рассматривается как мобилизация субъектных сил; владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. операционально-технологический аспект); отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект, выступающий и как мотивационный); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности. При этом компетентность всегда личностно окрашена качествами конкретного человека, то есть, компетентность – это некая личностная характеристика, уже состоявшееся личностное качество и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере. Компетентность является следствием обучения, поскольку относится к личности, и формируется в процессе выполнения определенного комплекса действий. Если профессиональную педагогическую деятельность рассматривать как решение определенных задач, то такой подход предполагает развитие следующих ключевых компетенций: распознавание практических проблем; их формулировка; перевод проблемы в форму задачи; соотношение с контекстом полученной системы знаний; анализ и оценка результата.
Таким образом, содержание профессиональной компетентности многопланово, а ее структура представляется в виде совокупности различных компонентов, которые можно объединить в три блока:

  • научно-теоретический блок (или когнитивный, информационно-знаниевый), характеризующий круг знаний, необходимых для реализации данной компетентности;
  • операционально-деятельностный блок (или деятельностный, операционально-технологический, предметно-практический), описывающий уровень владения субъектом алгоритмами, способами, умениями, опытом реализации деятельностных компонентов компетентности;
  • личностно-психологический блок, отражающий интеллектуальные, мотивационные, ценностно-смысловые и эмоционально-волевые структуры психики субъекта профессиональной деятельности, которые они выступают в качестве предпосылок индивидуальной успешной деятельности и развиваются в ходе ее осуществления.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетенции педагога выражает единство его теоретической и практической готовности целостной структуре личности и характеризует его профессионализм. Содержание профессиональной компетенции педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетенции педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта. Условно отделяя профессиональную компетентность от других личностных преобразований, мы имеем в виду, что усвоение знаний - не самоцель, а необходимое условие для выработки «знаний в действии», т.е. умений и навыков - главного критерия профессиональной готовности. Понимание сущности педагогических умений позволяет понять их внутреннюю структуру, т.е. взаимообусловленную связь действий (компонентов умений) как относительно самостоятельно частных умений. Например, умение «провести беседу» может быть разложено на частные умения: определить тему, наиболее адекватно отражающую интересы и потребности студентов в то же время учитывающую ведущие воспитательные задачи, стоящие перед классом; отобрать содержанием, выбрать формы, методы средства воспитания с учетом возраста воспитанников и конкретных условий, составить план. Точно так же можно разложить умение «составить план». Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный смысл ее решения сводится к триаде «Мыслить - Действовать- Мыслить». В результате профессиональной компетенции педагога может быть представлена как единство его теоретической и практической готовности.

Педагогические умения объединены в четыре группы:

  • Умение ставить педагогические задачи;
  • Умение программировать способы педагогических взаимодействий;
  • Умение выполнять педагогические действия;
  • Умение изучать процесс и результаты решения педагогической задачи.

Профессиональное становление молодого педагога сегодня протекает гораздо труднее, чем несколько лет назад. Это связано с тем, что изменились требования общества к педагогу. Одной из основных задач методической службы школы является формирование профессионально грамотного, креативного педагога, способного не только давать учащимся глубокие теоретические знания, но и уметь связывать их с практическим обучением, педагога, владеющего различными методиками преподавания и способного применять их в своей профессиональной деятельности.
Но не только работа с молодыми преподавателями является приоритетной для становления профессиональной компетентности педагогов школы. Современный педагог должен быть не только компетентным в преподавании своего предмета, но и обладать знаниями новейших педагогических методик и технологий, умением их применять на своих занятиях. Организация качественного повышения квалификации педагогических работников школы стала неотъемлемой частью этой работы.


Не смотря на то, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание самих понятий «
компетенция» и «компетентность», профессиональная компетентность педагога - сложный  и многогранный процесс, основанный не только на общепедагогических принципах, но на современных требованиях к подготовке молодого специалиста. Конечно, невозможно сделать так, чтобы педагогический коллектив полностью обладал высоким уровнем педагогических компетенции, однако в этом и состоит одна из основных задач учебно-методической работы детского сада.



Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование в ДОУ с учетом ФГОС ДО

С введением ФГОС в сфере образования особый интерес представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в связи с этим предназначения дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

Но неблагоприятные экологические, политические и социальные факторы негативно сказываются на физическом, духовном, психологическом и эмоциональном здоровье наших детей. Известный врач-педагог Лесгафт писал: «Спасайте детей от физического, морального и умственного вырождения!». С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ. Но ни для кого не секрет, что многие родители скрывают от педагогов "настоящий" диагноз своих детей... и в группах ДОУ воспитываются в дети с ММД, ППНС, СВГД, гиперактивностью и пр., поэтому одной из важных проблем образования сегодня становится развитие новых подходов к образованию для детей с ОВЗ.

Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive-означает "включенность. Инклюзивное образование обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу, это нужно таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум. Основой инклюзивного образования является исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. А сама проблема личностно-ориентированного подхода к развитию детей с ОВЗ является одной из важнейших в теории и практике дошкольной педагогики.

Можно выделить следующие принципы, на которых базируется инклюзивное образование.

Принцип индивидуального подхода предполагает подбор таких методов и средств обучения, в которых будут учтены индивидуальные образовательные потребности каждого ребенка. Индивидуальные программы развития дошкольника разрабатываются на основе диагностики его функционального состояния и предусматривают выработку индивидуальной стратегии развития.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Предоставление условий для самостоятельной активности ребенка является одним из важнейших условий успешности инклюзивного образования. Реализация данного принципа помогает предотвратить появление «выученной беспомощности» – феномена, когда ребенок не прикладывает собственных усилий для улучшения своего состояния, а ожидает внешней инициативы.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

Принцип междисциплинарного подхода предполагает применение комплексного подхода к определению и разработке средств и методов обучения и воспитания детей; регулярное проведение диагностических мероприятий каждого ребенка, на основе которых составляется образовательный план работы как с конкретным ребенком, так и с группой в целом.

Принцип вариативности в организации процессов воспитания и обучения предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, безбарьерной среды, вариативной методической базы воспитания и обучения и др.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. В рамках данного принципа главной задачей специалиста (педагога) является установление доверительных партнерских отношений с родителями или близкими ребенка, внимательного отношения к запросам родителей и др.

Основная цель образовательного учреждения при разворачивании инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.

Задачи инклюзивного сада:

– создание уютного, комфортного пространства для всех

– создание среды, способствующей гармоничному развитию личности

– формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения

– создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество

– формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс. Деятельность разбивается на этапы в соответствии с решаемыми задачами.

В России, в отличие от других европейских стран, в частности, Англии, идея инклюзивного образования вышла на передний план не так давно. Сложностей, с которыми сталкиваются учреждения в процессе перехода на такую модель пока много и важно учиться с ними работать:

1. Нет единой системы действий — всероссийской программы, которая бы позволила чётко и последовательно реализовать план по социальной интеграции;

2. Недостаточно распространено обучение нужных специалистов, отсюда их нехватка и низкий уровень подготовленности;

3. Разрыв между предоставляемыми возможностями ДОУ и способностями детей с особенностями, а потому наладить образовательный процесс сложно;

4. Нет соответствующего медицинского сопровождения в заведениях

5. Законодательство слабо применимо;

6. Отсутствуют специальные методики;

7.Общество не готово к принятию детей с ОВЗ

На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют следующие стартовые условия:

Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.

Детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.

Детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи, Консультативный пункт) – дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда. Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок», – дети разных категорий и специалисты.

Массовые детские сады, в которых создаются инклюзивные группы – специалисты, предусмотренные штатным расписанием общеобразовательного ДОУ – пока нет юридических документов, регламентирующих деятельность инклюзивных групп, в том числе и наличия специалистов в штатном расписании.

Каковы же условия реализации инклюзивного образования?

1. Профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход

- Укомплектованность образовательного учреждения специалистами по работе с детьми с ОВЗ

- Повышение квалификации педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии

- Взаимодействие специалистов ДОУ и специалистов коррекционных учреждений.

2. Организация предметно-развивающей среды

В соответствии с ФГОС большое внимание в образовательной программе должно быть уделено самостоятельной деятельности детей. Для стимуляции детской активности воспитатели могут использовать принципы организации предметно-развивающей среды:

• Среда должна быть безопасной.

• Среда должна быть комфортной и уютной.

• Среда организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами таким образом, чтобы у детей были оптимальные возможности проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно.

• Развивающая среда группы должна быть вариативной, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности).

• Среда должна быть информативной.

• Среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей.

Приветствуется и активное участие детей в создании развивающей среды (использование детских работ в оформлении интерьера группы, участие в изготовлении игр и игрушек).

3. Организация отношений между участниками образовательного процесса

Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители,

 Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.

 Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.

 Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело.

 Эффективно работают как единая профессиональная команда для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного плана развития ребенка (ИОП).

 Педагоги и специалисты работают в качестве наставников с новыми педагогами, чтобы улучшить как свою собственную профессиональную компетентность, так и нового педагога. Для реализации целей инклюзии в ДОУ работают специалисты разного профиля – психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели, педагоги дополнительного образования, медицинские работники. Для эффективной работы в инклюзивной группе необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия специалистов.

Какие цифровые технологии помогут инклюзивному образованию и работе с детьми с ОВЗ?

1. Проект LINKa - это программы синтезации речи, которые помогают людям с нарушениями речи и их родственникам развернуто общаться и понимать друг друга.Приложения могут использовать люди с различными особенностями: ДЦП, нарушения речи после инсульта, аутизм. В основе 3 продукта: LINKa: напиши, LINKa: покажи, LINKa: нажми.

2. Комплексы БОС (биологической обратной связи)

Комплекс БОС логотерапевтический предназначен для совершенствования и коррекции речевой функции у здоровых и больных людей (дети с 4 лет, подростки и взрослые) методом биологической обратной связи (БОС). Используют логопеды, дефектологи, педагоги, социальные работники, психологи и др., прошедшие курс обучения БОС на данном оборудовании (бос-терапия).

Комплекс БОС опорно-двигательный предназначен для лечения пациентов с ортопедическими заболеваниями. Восстановления после травм конечностей и позвоночника, после заболеваний и травм нервной системы. Профилактики ортопедических заболеваний и совершенствования двигательных функций.

3. Специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры»

Технология «Игры для Тигры» построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. Она представляет собой единый программно-методический комплекс и содержит компьютерную программу «Игры для Тигры» и учебно-методическое пособие с подробными методическими рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе.

Специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры» адресована прежде всего специалистам – логопедам и дефектологам детских учреждений, но может использоваться для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованным в исправлении и развитии речи своих детей, при условии консультирования специалистами.

4.Программа "Я слышу мир"

Это комплект методической литературы, необходимой для ребенка с нарушениями слуха, по которому ребенок ежедневно занимается с родителями или педагогом ДОУ. Методический комплект «Занимаемся с Ушариком» разработан ведущими сотрудниками ФГУ «Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи».

Компьютерная программа для развития слухового восприятия неречевых и речевых звуков и овладения ими азбукой «Учись АЗБУКЕ в стране Смешариков» Игра направлена на развитие слухового восприятия ребенка и развитие его речи, а также на освоение азбуки. Ребенок в игровой форме познакомится с неречевыми и речевыми звуками. Вместе со Смешариками он отправится в увлекательное путешествие по Стране Смешариков и изучит все буквы русского алфавита.

5. Специальная игровая коррекционная программа «Видимая речь»,

которая является средством формирования и коррекции произношения, позволяет также работать над высотой голоса, громкостью, темпом речи, интонацией. «Видимая речь» позволяет работать как с нормально слышащими детьми, так и с лицами, имеющими нарушения слуха, слабослышащими и глухими, при этом невозможность пользоваться слуховым контролем речи заменяется зрительным контролем, о чем весьма красноречиво свидетельствует название обеспечения, построенного на принципе визуализации звучащей речи.


6. Мультимедийные презентации

На их основе возможно создание разнообразных игр, направленных на развитие различных психических процессов дошкольников с учетом возрастных, индивидуальных и речевых возможностей детей. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать. Для последовательного восприятия детьми учебного материала небольшими «порциями» существует настройка анимации. При желании и умении можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации такой презентации.

7. Дистанционное обучение и коррекционная работа, посредством специальных модулей или программы Skype

Используется в случае, если ребенок не может посетить дошкольное учреждение из-за травмы или находится на лечении или реабилитации.

Так как понятие инклюзии выделено только в последней редакции закона "Об образовании в РФ", система инклюзивного образования в нашей стране находится только на начальных стадиях своего развития и требует разработки не только полноценной нормативной, но и методологической базы.