Для Вас, родители

Это я, Жанна Сергеевна Дементьева, приветствую Вас!

Предварительный просмотр:

Особенности развития речи детей в разном возрасте

Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1, 5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от 3-х до 5-ти тысяч слов.

Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трём годам часто и правильно произносят слова, а другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова, третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замены звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов - тамва, вместо трамвай, неправильное ударение) .

Речь трёхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещё ограничено. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привлекают звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно.

Ребёнок ещё не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установит их последовательность, разложить слово на части (слоги звуки).

Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Больше всего в ребёнке четырёх-пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь. Ребёнок хочет осмыслить значение слов, объяснить их происхождение. Его интересует все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и музыкальность. Ребёнок как бы играет словами, как раньше он тщательно и долго обследовал различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана с содержанием с содержанием, а лишь по-особому звучит.

В речи ребёнка, кроме простых предложений, начинают появляться и сложноподчинённые. Малыш меняет части речи местами, часто использует союзы и предлоги.

В этом возрасте в какой-то момент ребёнок начинает говорить только вопросительными предложениями – столько, зачем и почему обрушивается на родителей! Этот возраст называют иногда возрастом «почемучек». Ребёнок даже способен задавать вопрос-предвидение: что будет?

Вся его вербальная (словесная) активность направлена на решение глобальных проблем. Как ребёнок 2-3 лет использует свои двигательные способности для тщательного и мгновенного исследования пространства, так 4-5-й ребёнок, освоив язык, использует его для изучения этого неизвестного внешнего мира. Ребёнок стремиться понять: что хорошо, что плохо и почему?

К 5-ти годам он уже способен понимать пассивные конструкции, легко использует и применяет прошедшее и будущее время глагола. Малыш в этом возрасте как никогда лёгко усваивает правила грамматики и запоминает буквы. При правильной организации обучения ребёнка грамоте он способен легко и быстро научиться читать.

В этом возрасте у ребёнка проявляется сильнейшая тяга к изучению слова. Он пытается читать и писать буквы. Было бы большим упущением не дать малышу знания, которых он так жаждет.

В возрасте 4-х 5-ти лет ребёнок может пересказать услышанную сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антонимии-синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребёнок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, сонорные) .

Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребёнок встречается с историческими чередованиями (например: косил – кошу, гость- гощу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу, представляющимися сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо - произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих - шипящих и сонорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.

В фонематической системе каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твёрдость и мягкость, звонкость и глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.

В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчинённые предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и в конце). Некоторые дети, этого возраста идут в школу.

Особенности развития речи детей 6-7 лет (подготовительная группа)

У старших дошкольников6-7 года жизни формируется фонематическое восприятие и слухо - произносительные дифференцировки следующих оппозиционных фонем: С-З, Ш-З (отличаются работой голосовых связок); С-Ш,

Сь-Щ, З-Ж (отличатся местом образования), Т-Ц, С-Ц, Ть-Ч, Щ-Ч, Р-Л (отличаются способом образования).

Ребёнок уже понимает, что изменение одной фонемы в слове («дар-дал», «сор-бор-хор») или их последовательности («соль-лось, «замок-мазок») меняют смысл или разрушает слово.

Умение выделить из множества звуков, воспринять, отделить от других и запомнить определённые смыслоразличительные признаки фонем – плод совокупной работы нескольких систем мозга: речеслухового и рече - двигательного анализаторов преимущественно первого, слухового и зрительного, сохранной пространственно-временной и двигательной систем.

Однако в период обучения чтению, счёту и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно-пространственных восприятия и представлений у детей. Многие дети путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются писать, читать и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, означающие пространственные отношения.

Подобные недостатки чаще всего встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой (пальчиковой) и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.

Язык при артикуляции перемещается во рту с большой скоростью. А точность его движения исключительно важна для членораздельной речи.

Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют. И. Кант отмечал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Подобные высказывания встречаются и в работах отечественных педагогов: «Есть основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция есть ещё одна речевая зона» (М. М. Кольцова) «Представление, что при любом двигательном тренинге…. Укрепляются не руки, а мозг, вначале казались парадоксальным, и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» (Н. А. Берштейн).



Предварительный просмотр:

Скороговорки для развития речи дошкольника

Еще в старину придумали скороговорки с их особенностью повторений букв и слогов и трудностью в произношении. Разучивая и повторяя с малышом скороговорки, вы ускорите развитие речи ребенка, умерите торопливость в произношении. И детям очень нравятся эти веселые четверостишия, которые так трудно произнести.

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы две недели
Карамель на мели ели.

Говорит попугай попугаю:
— Я тебя, попугай, попугаю!
— Попугай ты меня, попугай, —
Говорит попугай попугаю.

Леня лез по лесенке,
Срывал Леня персики.
С песенками, с персиками
Скатился Леня с лесенки!

У маленькой машины цвет мышиный.
И шины шуршат, как мыши.

Встретил в чаще еж ежа:
— Как погода, еж?
— Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа.

Ткет ткач ткани на юбку Тане.

У Потапки на лапках по тапку.
Купил в лавке по тапку Потапка.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем.

 

Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испек спозаранку.

 

У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Хороши кармашки
На рубашке Ивашки.

 

Моль пальто себе купила,
Чтобы, чем питаться было.

 

У Кондрата куртка коротковата.

Бредут бобры в сыры боры.
Бобры храбры. Для бобрят добры.

 

Маланья болтушка
Молоко болтала – болтала,
Да не выболтала.

Была у Наталки каталка на палке.
Сломала каталку на палке Наталка.
Чинили-чинили Наталке каталку,
Но так и осталась каталка без палки.

На горе да на пригорке,

Жили-были три Егорки.

Из-за леса, из-за гор

Едет к нам ещё Егор.

На болоте, на лугу

Стоит миска творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали – улетели.

Арина грибы мариновала,

Марина малину перебирала.

Алёна – плакса,

В тетрадке – клякса.

Белые бараны били в барабаны.

Купила бабуся бусы Марусе.

Боря Ире дал ириску,

Ира Боре – барбариску.

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу.

Да работы не нашёл,

Сам заплакал и пошёл.

Гуси на лугу прячутся в стогу.

Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела,

По - гусиному шипела.

Дождик, дождик, дождик лей,

Нам с тобою веселей.

Не боимся сырости,

Только больше вырастим.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Слишком много ножек у сороконожек.

Змея шипит, а жук жужжит.

У Ивашки рубашка,

У рубашки – кармашки.

В лес дремучий я пойду,

Зайца серого найду.

Принесу его домой.

Будет этот зайка мой.

Кошка Крошка сидела на окошке.

Котик ниток клубок

Укатил в уголок.



Предварительный просмотр:

«Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ –технологией для старшего дошкольного возраста»

Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена-дразнилки.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др. — … глаза

Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка — … лошадка.

Забивалка, ударялка, стучалка — … молоток.

Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.

Игра «По кругу»

Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

Игра «Шкатулка со сказками»

Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.

Содержание: Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

Игра «Превращения»

Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).

Игра «Исправь ошибку»

Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».



Предварительный просмотр:

Смешные считалки для детей

Манжеты у жилета

Жили-были у жилета

Три петли и два манжета.

Если вместе их считать,

Три да два, конечно, пять!

Только знаешь, в чём секрет?

У жилета нет манжет!

Считалка мышонка

Считалка мышонка

Раз, два, три, четыре.

Сосчитаем дыры в сыре.

Если в сыре много дыр,

Значит, вкусным будет сыр.

Если в нем одна дыра,

Значит, вкусным был вчера.

Сороконожка

Сороконожка

У сороконожки заболели ножки:

Десять ноют и гудят,

Пять хромают и болят.

Помоги сороконожке

Посчитать больные ножки.

Маленькая девочка

Маленькая девочка

Я маленькая девочка

Я в школу не хожу.

Купите мне сандалики —

Я замуж выхожу!



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Как развивать интерес к чтению»

1. С раннего детства читайте ребенку книги.

2. Для чтения выбирайте книги с яркими иллюстрациями и интересным содержанием.

  1. Старайтесь читать ребенку ежедневно. Это сформирует привычку общения с книгой и потребность в чтении.

  1. Прочитанную книгу обязательно обсуждайте, давая ребенку возможность высказывать своё мнение о прочитанном произведении.

  1. Если во время чтения вам нужно прерваться, сделайте это на самом интересном месте, чтобы у ребенка появилось желание узнать продолжение. Начните читать продолжение, спросив, на каком месте прервали чтение.

  1. Никогда не наказывайте за проступки чтением.

  1. Читайте сами, дети должны видеть родителей читающими.

  1. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка.

  1. Никогда не надо переутомлять ребенка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что внимание детей при длительном чтении рассеивается.

  1. Читайте с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа.

  1. Уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают ребенка.

  1. Читайте то, что интересно.

  1. Инсценируйте прочитанное.

  1. Рисуйте с ребенком иллюстрации к прочитанным книгам.

  1. Сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним мультфильмами, фильмами.

  1. Ритуал вечернего чтения.

  1. Важно подбирать книги для чтения в соответствии с возрастом.



Предварительный просмотр:

Как научить ребенка выговаривать звук [Л]

Наряду с трудным звуком [Р], многие дети не умеют произносить звук [Л].

Этот дефект речи называется в логопедии физиологической дислалией и довольно распространен среди детей от четырех до шести лет.

Родителям, прежде чем обращаться к логопеду, полезно познакомиться с правилами произношения звука Л и научить им своего ребенка. Возможно, уже после домашних занятий он станет говорить этот звук правильно.

Правильная артикуляция звука [Л]

Губы надо растянуть в улыбку и показать сжатые зубки: это необходимо, чтобы твердый звук [Л] не превращался в [В] или не смягчался.

     Кончик языка может занимать такие положения: он давит на верхние зубы;      

его можно прижать к верхним альвеолам; он может упираться в щель между зубами.

     Воздух под напором выталкивается через отверстия по бокам языка.

     Важно, чтобы язык не упирался в зубы по бокам, давая проход воздуху.

Перед тем, как приступить к занятиям, надо перед зеркалом потренироваться выговаривать этот звук по всем правилам. Вполне вероятно, что дефект речи ребенок получил в результате неправильного произношения звука [Л] кем-нибудь в семье.

Или другая причина: детский лепет кажется сочнее и богаче, чем классическая взрослая речь.  И сами родители не прочь посюсюкать со своим ребенком на его причудливом языке, вольно или невольно создавая ситуации для неправильного формирования речевых и произносительных навыков.

Постановка произношения твердого звука [Л]

     1. Начинаем с широкой улыбки, которую демонстрирует ребенок, обнажая  

         сжатые зубы, как будто нажимая на кнопку звонка, кончиком языка он    

         сильно давит на передние зубы или на альвеолы, и начинает гудеть,

         как паровоз. Должен получиться твердый звук [Л] — очень

         редко  удается сразу этому научить ребенка. Чаще всего звук  

         получается мягкий.

  1. Пробуем произношение, когда язык зажат между зубов. Малыш широко улыбается, показывает все зубы. Потом «ловит мышку» — зубами прикусывает кончик языка. Начинает дышать, как собачка, которой очень жарко. Воздух должен проходить по бокам языка, не через нос! Чтобы проконтролировать это, надо зажать нос и посмотреть, как проходит воздух. С зажатым языком он гудит басом, как большой пароход: «ы-ы-ы» или «а-а-а». После этого можно отдохнуть и положить язык на нижнюю губу, продолжая говорить «а-а-а». После того, как удалось научить малыша произносить звук [Л] таким упрощенным способом, закрепляем полученный слог [Ла]  напевая  любую мелодию: «ла-ла-ла».
  2. Многократно тренируем полученный звук в слогах: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛУ
  3. Межзубное произношение твердого «Л» ребенок закрепляет повторением серии слов, содержащих этот звук. ЛАМПА – ЛОПАТА- ЛОЖКА – ЛОСЬ – ЛОШАДЬ – АЛОЭ – КОЛОДЕЦ – САЛО – СОЛОМА — ЮЛА – ПИЛА – БЕЛКА – ВОЛК – СТОЛ – СТУЛ – ВЕЛОСИПЕД.
  4. Когда межзубное произношение будет освоено, можно предложить выговаривать звук [Л], держа язык за зубами.

Упражнения на произношение звука [Л]

После закрепления твердого [Л] серией слов, продолжаем следить, чтобы ребенок четко произносил все звуки, поправлять и напоминать о том, как правильно произносить именно этот звук

Артикуляционная гимнастика

Упражнения, которые увеличивают подвижность языка, губ помогут быстрее научится правильно произносить различные звуки, и это касается не только одной буквы «Л».

1.Улыбка. Важно помнить, выговаривать звук «Л» надо с широкой улыбкой. Стараемся научить  малыша улыбаться до ушей с закрытым ртом и держать полученную гримасу, считая до 10.

2. Ветерок. Это упражнение может научить ребенка правильно выдыхать воздух, произнося звук [Л]. Язычок прикусываем и дуем изо всех сил через боковые отверстия между зубами, имитируя ураган. Щеки не надуваем.

3.Вкусняшка. Облизываем языком губы круговыми движениями; этим упражнением ребенок тренирует свой язычок для правильного произношения различных звуков.

4. Лошадка. Широко улыбаясь и показывая зубы, имитировать цоканье лошадки сначала громко, потом все тише, оставляя нижнюю челюсть неподвижной.

5. Пароход. Гудим басом, как пароход, при этом кончик языка остается за зубами, а спинка поднята к небу: «ы-ы-ы»

6. Расческа: сомкнуть зубы и проталкивать между ними язык, как бы расчесывая его. Это упражнение способно научить быстро принимать языком нужное положение при произнесении трудного звука [Л]

7. Качать язык во рту, упирая его, то в правую щеку, то в левую.

Если после многих усилий ребенок все-таки не может правильно произносить звук [Л], необходимо обратиться к логопеду.

Важно помнить, что возраст от 4-х до 6 лет самый благоприятный для того, чтобы научиться правильной речи, позже надо будет устранять закрепившийся навык, а это сделать уже труднее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учим стихи с удовольствием! Консультация для родителей Составила: Дементьева Ж.С.

Слайд 2

Для чего учить стихи? Заучивание стихотворений напрямую связано с эстетическим воспитанием детей. Умение детей воспринимать поэтическое слово, и воспроизводить его это тоже часть культурно-эстетического роста каждого ребенка. Очень важно учить дошкольников слушать и воспринимать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус ребенка. Если ребенок умеет воспринимать поэтические образы, он получает удовольствие, слушая такие произведения. Маленькие дети довольно быстро запоминают короткие стихотворения, особенно те стихи, в которых используется много глаголов и существительных. Они с удовольствием воспроизводят действия, описанные в таких стихотворениях. Старшие дети запоминают уже большие по объему стихотворения, в которых используются не только глаголы и существительные, но и метафоры и эпитеты.

Слайд 3

Мотивация Не все дети сразу проявляют интерес к заучиванию стихов. Но очень важно понять, что на быстрое запоминания стиха важное влияние имеет установка на заучивание- мотивация(для чего тебе это нужно) Мотивация может быть самая разная: утренник в детском саду, чтение маме или бабушке, что бы их порадовать, чтение папе или дедушке, что бы они гордились ребёнком, выступление перед другими детьми, участие в конкурсе (победа, приз, подарок). Мотивация активизирует детскую память, восприятие, внимание; он сразу старается быстрее и лучше запомнить текст.

Слайд 4

Хитрости и методы запоминания стихов Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное -принцип. Затем, по вашему«картинному плану»чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.

Слайд 5

Мнемотаблицы Мнемотаблицы – это схемы, в которые заложена определенная информация.

Слайд 6

Наборное полотно с картинным материалом Солнце греет уже еле-еле, Птицы на юг улетели, Голы деревья, пустынны поля, Первым снежком принакрылась земля. Река покрывается льдом в ноябре. Поздняя осень стоит на дворе.

Слайд 7

Двигательный метод Суть этого метода состоит в том, что запоминание стихотворения сопровождается выполнением определенных движений.

Слайд 8

Взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ребёнком, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Ребенок - кинестетикподкрепляет запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.

Слайд 9

Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: Вы говорите строчку и бросаете мячик крохе. Он повторяет строчку и бросает мяч вам назад. Вы говорите другую строчку и снова бросаете мяч и так далее. Когда малыш познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в тот момент, когда мяч оказывается у него в руках.

Слайд 10

Практические советы: Сначала со стихотворением знакомится взрослый (он может прочитать стихотворение про себя). Затем надо прочитать стихотворение ребёнку несколько раз (от 2-х до 3-х раз ) . Необходимо следить за правильностью речи, чёткостью, правильно ставить ударение в словах. Читать медленно . Взрослый–образец для ребёнка. Можно провести беседу с ребёнком, а понял ли он о чём стихотворение. Можно задать наводящие вопросы по тексту.

Слайд 11

Практические советы: Если встретятся незнакомые слова, объяснить их значение. Попробовать рассказать стихотворение вместе с ребёнком Сразу обратить внимание на выразительность: на изменение интонации, силы голоса , соблюдение пауз, повторении строчек стиха разной силой голоса и тембром: громко и шёпотом, как коротышка-лилипут и великан, как мышка и медведь и т.п. Еще можно предложить ребёнку рассказать текст весело, а затем грустно, удивленно или с таинственным видом (как волшебное заклинание или просто «по секрету»). Если стихотворение большое, можно учить его по частям.

Слайд 12

Практические советы: Всегда надо подбадривать ребёнка и хвалить, даже если запомнил стихотворение он не достаточно хорошо. Это придаст ребёнку уверенности. Когда ребёнок запомнит стихотворение, надо стараться, чтобы он как можно чаще его рассказывал вслух. Можно рассказать и бабушке, и дедушке, и даже любимой игрушке (мишке или кукле) .

Слайд 13

Чтобы стихи запоминались легко и быстро, важно как можно раньше познакомить ребенка с рифмой, учитывать возраст и темперамент, выбирать подходящие произведения и найти оптимальную методику заучивания. Желаем успеха!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников. Выполнила воспитатель Дементьева Ж.С.

Слайд 2

Основные задачи речевого развития детей: - овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста; - развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться) .

Слайд 3

Задачи развития речи - Формирование звуковой культуры речи. - Обогащение словарного запаса. - Формирование грамматического строя речи. - Обучение рассказыванию, связной речи. - Развитие выразительности речи.

Слайд 4

Работа по развитию речи ребёнка в нашей группе осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Слайд 6

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.

Слайд 8

Хочется отдельно остановиться на роли развития мелкой моторики пальчиков в формировании речи ребенка

Слайд 9

а) застегивание и расстегивание пуговиц; б) шнурование ботинок; в) шнуровка на специальных рамках; г) нанизывание колец на тесьму; д) игры с мозаикой; е) сортировка мозаики по ячейкам; ж) игры с конструкторами; з) перебирание круп, зерен (например, фасоль и горох).

Слайд 11

Массаж. Массируя пальцы активизируем работу внутренних органов. Большой - отвечает за голову; Указательный - желудок; Средний - печень; Безымянный – почки; Мизинец – сердце.

Слайд 12

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиям.

Слайд 13

Сформировать грамотную речь у детей помогает и приобщение к книге, которая представляет богатейший материал нашей русской культуры и национальных традиций. Дети ежедневно слушают сказки, рассказы, стихи. Привлекают их и скороговорки, произносимые воспитателем, и считалки, сочетающихся с ритмом жестов. Дети с огромной радостью принимают участие в разных играх начиная с речевых, дидактических, настольных и заканчивая подвижными играми.

Слайд 14

А хорошо знакомые сказки можно и проиграть .

Слайд 15

Помимо картин, широко применяем ежедневное рассматривание книжных иллюстрации .

Слайд 16

Во 2-й младшей группе перед воспитателями стоит задача интенсивно обогащать речь детей путем восприятия речи и рассказов взрослых. Эти рассказы самые разнообразные: 1) Рассказы о предстоящих событиях. Их главная цель создать ситуацию предвкушения радости завтрашнего дня. 2) Рассказы о прошедшем дне – шаговая констатация того, что уже произошло. Эти рассказы влекут за собой отсроченное переживание событий, доставивших детям приятное или огорчивших их. 3) Рассказы о детях помогают ребенку услышать, что-то приятное в свой адрес в присутствии всех детей, так реализуется потребность ребенка почувствовать себя значимым, компетентным. 4)Рассказы о взрослых, о животных. 5) Рассказы о приключениях игрушек (мини– инсценировки), литературных героях.

Слайд 17

Другой ключевой задачей развития речи является развитие диалогической речи. Эту задачу, прежде всего, решаем в индивидуальных разговорах с ребенком, а их эффективность напрямую связана с характером наших отношений с малышом, от уровня его привязанности и доверия к нам. Ещё одгим средством диалогической речи, помогающим нам в работе, являются стихи– диалоги (такие, как «Кисонька – мурысонька»). А также ролевые диалоги, где дети слышат не только формулы речевого этикета, но и учатся высказывать свои мысли, привлекая опыт ролевых отношений, который дети осваивают в сюжетно– ролевых играх.

Слайд 18

Спасибо за внимание!