Педагогическая копилка

Это я, Жанна Сергеевна Дементьева, приветствую Вас!

- Развитие связной речи.

- Спортивный досуг.

- Художественно - эстетическое развитие. Конспект "Подарки на День рождения."

- Консультация для педагогов "Использование технологии Синквейн в развитии речи дошкольников"

- Чем полезны игры с песком?

- Логоритмика как средство речевого развития дошкольников.

https://www.maam.ru/detskijsad/-logoritmika-kak-sr...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно - речевого развития детей» города Ишима

Дементьева Жанна Сергеевна

Конспект НОД «Путешествие в лес»

Цель: Развитие связной речи с помощью технологии «Синквейн» и «Мнемотехника»

Задачи:

Развивать умение составлять короткие рассказы по сюжетным картинкам.

Формировать навык соблюдения последовательности изложения.

Развивать умение описывать предмет, не называя его.

Активизировать в речи детей глаголы, прилагательные.

 Развивать умение считать в пределах пяти.

Развивать логическое мышление, воображение, память.

Закреплять понятие «узкий - широкий»

     Воспитывать у каждого ребёнка умение слушать рассказы других детей.  

Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

 

Ход непосредственной образовательной деятельности

Приветствие:

Дети в кругу берутся за руки

«Здравствуй дружок!

Скорей становитесь со мною в кружок!

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуйте гости!»

     Игровая мотивация:

(Слышен, чей - то плач в домике)

Дети подходят к домику и прислушиваются…

Воспитатель:

- Как вы думаете, кто это плачет?

(ответы детей)

- Сейчас Маша посмотрит, кто там плачет и нам загадает загадку, а мы угадаем, с кем произошла беда.

Маша по схеме Синквейна загадывает детям загадку:

Колючий, серый

Бегает, фыркает, пыхтит

Он живёт в лесу

   Дети: (ёжик)

- Дети, вынесем ёжика из домика.

(Дети выносят, рассматривают ежа)

Воспитатель:

- Какой он?  - колючий, хороший, маленький

-А вы не хотите спросить у ёжика, почему он плачет?

Дети:

     - Почему ты, ёжик плачешь?

Ёж:

Я хочу домой, в лес

Воспитатель говорит за ёжика:

Послушайте мой рассказ:

Дети пришли в лес. (демонстрация сюж. картинки);

Увидели под кустом ежа.(картинка);

Положили его в шапку.(картинка);

Принесли домой.(картинка);

Напоили ежа молоком и оставили.(картинка)

Воспитатель:

- Куда пошли дети?

- Где они нашли ежа?

- Почему они положили ежа в шапку?

- Куда дети принесли ежа?

- Чем они его угощали?

(дети повторяют рассказ ежа с помощью воспитателя, обращаясь к картинкам)

Ёж:

Да, всё так и было!

Воспитатель:

- Как вы думаете, хорошо ежу у детей дома?

Дети:

Нет

Воспитатель:

- Почему?

- Почему он хочет к себе домой?

- Где у ёжика дом?

- Мы можем помочь ёжику? (да)

- Как?

Дети:

- Унесём его в лес.

Воспитатель:

-Дети, а прежде, чем идти в лес, какие правила поведения в лесу вы знаете?

Дети:

- не ломать ветки деревьев;

- не разорять гнезда птиц;

- не кричать;

- не разорять муравейники;

- не уходить далеко отвзрослых…

Воспитатель:

Правила поведения в лесу мы знаем, тогда в путь!

-Дорогу к лесу нам преградил ручеёк.

-Как нам перебраться через него? (перепрыгнуть, перешагнуть….)

-А здесь на пути у нас река!

-Что будем делать, чтобы оказаться на другом берегу?

(построим плот, мост, лодку…..)

Ребята, а почему мы так быстро перебрались через ручей, а перебраться через речку, у нас возникли затруднения?

Дети:

-Ручей узкий, а река широкая.

Воспитатель:

Вот мы и оказались на лесной полянке!

Здесь много грибов, которые любят не только люди, но и наш ёжик.

Хотите порадовать ёжика и собрать для него грибы?

- При сборке грибов есть определённые правила. Вспомним и назовём их.

1. Собираем только съедобные грибы

2. Не выдёргиваем грибы с корешком

(Дети собирают грибы и кладут их в корзинку для ежа)

Воспитатель:

- А теперь сосчитаем, сколько грибов мы собрали для ёжика? (пять)

- А сколько несъедобных грибов осталось на полянке? (четыре)

- Каких грибов больше? (съедобных)

- А каких грибов меньше? (несъедобных)

- Кто из вас умеет посчитать наоборот? (обратный счёт съедобных грибов)

Молодцы!

- Вот и дом ёжика!

- Кто его здесь ждёт? (мама и папа)

- Как называют маму у ёжика? (ежиха)

- А папу? (ёж)

Дети, вы поможете ежонку рассказать маме и папе историю, которая с ним случилась? А в этом нам помогут карточки с рисунками

.

(дети рассказывают историю ежонка, пользуясь карточками)

- Молодцы!

- Дети, какое время года сейчас царствует в лесу?

(осень)

- Как вы узнали, что наступила осень? (пожелтели листочки, стало холоднее)

- Вот и семейству ежей тоже холодно.

- А мы можем их согреть?

- Как? (укроем их листочками)

- Дети, вы  хотите рассказать стихотворение для наших ёжиков?

- Вспомнить стихотворение вам помогут рисунки.

- Кто вспомнил и хочет рассказать? (желающие рассказывают стихотворение, используя мнемо таблицы).

- Молодцы!

- Ежам уютно у себя дома, в лесу.

- Дети, а какое еще правило поведения вспомним, чтобы не потеряться?

Дети:

- Нельзя уходить от родителей!.

Воспитатель:

- Ёжики нас благодарят, что мы вернули им ежонка.

- Попрощайтесь с ними. (дети прощаются)

Воспитатель:

- Ой, ребята, посмотрите, какой необычный, красивый листочек здесь лежит. Наверное, он волшебный. Он нам поможет найти короткий путь из леса в детский сад.

Заклинание для  листочка:

Лети, лети лепесток.

Через север на восток.

Через запад, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли.

В группу всех нас унеси!

Рефлексия:

Дети подходят к схеме по технологии Синквейн.

Путешествие

Интересное, приключенческое

Рассказывали, строили, считали

Мы унесли Ежонка в лес.

Воспитатель:

-Дети, с какими трудностями нам пришлось столкнуться?

- Что было для вас интересным в нашем путешествии в лес? (ответы детей)

Воспитатель:

- Я предлагаю вам взять лепестки настроений и цветом изобразить ваше настроение после путешествия в лес.

Дети раскрашивают лепестки цветка и рассказывают о своём настроении.



Предварительный просмотр:

Спортивные игры с Дедом Морозом

Д.М.: Добрый день дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Я рад вас видеть на спортивной площадке детского сада!

Поздравляю вас с наступившим Новым годом!

Желаю здоровья, веселья, ловкости и бодрости духа!

Сегодня мы будем соревноваться и узнаем, кто самый быстрый, смелый и ловкий.

Перед началом соревнований я хочу вам напомнить правила поведения на снегу и льду.

- не толкать друг друга;

-не ставить подножки;

-уважать соперника.

Неважно, кто станет победителем, пусть эта встреча будет по - настоящему товарищеской и победит дружба.

 

- На спортивную площадку, приглашаем дети и взрослые мы вас.

Праздник спорта и здоровья начинаем мы сейчас!

Всем спортсменам мой привет и такое слово:

Спорт любите с детских лет, будете здоровы!

Ну-ка, дружно, детвора, крикнем все физкультура!

Снегурочка и снеговик организуют две команды из взрослых и детей.

- Пусть жюри весь ход сражения

Без промашки проследит.

Кто окажется дружнее,

Тот в бою и победит!

Д.М.: Представляю членов жюри…….

Передаю слово членам жюри…..

Д.М.: Итак, спортсмены вы готовы?

Объявляю «Спортивные игры с Дедом Морозом»  открытыми!!!

1эстафета «Саночки» (один другого везёт, на санках змейкой, не сбивая кегли);

2 эстафета «Обручи» (бежать до финиша продевая через себя обручи);

3 эстафета «Лыжные гонки» (одев одну лыжу, обежать ориентир и передать лыжу другому участнику своей команды);

4 эстафета «На помеле»: Видели мы все немало,

                                            Но такого не бывало –

                                            Эстафета на метелке

                                             Из сосны или из ёлки.

Д.М.: Побегали, поиграли?

           Нагуляли аппетит.

           Вот теперь и подкрепиться,

           Вам совсем не повредит.

(Спортсмены проходят в спортивный зал, где их ждёт чаепитие, игры с Дедом Морозом и награждение участников грамотами  и призами)

 Игры с Дедом Морозом:

«Мороз Красный нос»,

«Заморожу»

«Не выпущу»

«Танцуют все!»



Предварительный просмотр:

Художественно – эстетическое развитие

Тема: Подарки на День рождения

Возраст детей: 5-6 лет

Цель: Обобщить умения детей изготовлять подарки различными способами и приёмами

Задачи:

- развивать интерес к художественному творчеству;

- развивать художественно – эстетический вкус;

- продолжать развивать умение самостоятельно выбирать способы и приёмы при изготовлении подарков;

- воспитывать аккуратность при работе с красками, с пластилином;

- воспитывать нравственные качества по отношению друг к другу.

Ход НОД:

Дети замечают в групповой комнате игрушку Ослик. Подходят к нему и видят, что он плачет.

Воспитатель сообщает, что у Ослика сегодня День рождения.

Проблемный вопрос воспитателя:

- «Что случилось с Осликом, что он так расстроился?»

Ответы детей:

- У него плохое настроение (Маша), воспитатель: «Да, это возможно!»

- Его кто – то обидел. (Катя), воспитатель: «конечно, когда обижают, то можно и заплакать»

- Плохая погода. (Оля), воспитатель: «Может быть и такой вариант»

- К нему на День рождения не пришли гости. (Миша), воспитатель: «Конечно, такое тоже случается»

- Ослику не подарили подарки, (Ваня), воспитатель: «Да, когда такое случается, то становится грустно»

Вопрос воспитателя:

- Ребята, а с помощью чего можно развеселить Ослика?

Ответы детей:

- Спеть ему Каравай. (Ангелина) – Замечательно!

- Потанцевать с ним. (Катя) – Молодец, что предложила!

- Покатать его на машине. (Костя)- Умница, что придумал это!

- Поиграть с ним в машинки. (Дима) – Хорошо!

- Сделать ему красивую открытку. (Оля) – Замечательно!

Воспитатель: Огромное спасибо за ваши идеи. Мы сегодня их все воплотим.

Мы с вами будем гостями на Дне рождения Ослика. А ведь гости, когда приходят на День рождения, сначала желают имениннику много хорошего и дарят подарки.

Одной из ваших идей была – Сделать для Ослика красивую открытку.

Я предлагаю вам подумать из каких материалов её можно изготовить, выбрать для себя наиболее интересную зону и заняться изготовлением открытки для Ослика

Дети расходятся по художественным зонам и занимаются изготовлением открыток.

Готовые открытки дарят Ослику и произносят в его адрес  пожелания.

Воспитатель незаметно от детей убирает у Ослика слезинки. И все рады, что Ослик перестал грустить.

В течение дня дети поют ему Каравай, танцуют с ним, катают его на разных видах транспорта.

 



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: Технология Синквейн – эффективный метод речевого развития дошкольников.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования выделена, как самостоятельная образовательная область «Речевое развитие», включающая в себя обогащение активного словаря, развития связной грамматически правильной диалогической и монологической речи дошкольников.

Синквейн— пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Форму Синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами Хоку и Танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.

В дальнейшем Синквейн стал использоваться ( а с 1997 года и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Сравнительно недавно педагоги стали применять Синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи. Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление Синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять Синквейны в форме игры.

Составление Синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, Синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления Синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Чтобы составить СИНКВЕЙН, нужно:

     - иметь достаточный словарный запас в рамках темы.

     - научиться находить в тексте, в материале главные элементы;

     - научиться правильно, понимать и задавать вопросы;

     - анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

     - правильно оформлять свою мысль в виде предложения, согласовывать слова    

в предложении;

     - делать выводы и заключения, высказывать своё мнение.

Синквейн, как и Хоку, несёт определенную эмоциональную окраску. Если Синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным. Составляя Синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Дидактический Синквейн развился в практике американской школы.

Первая строка — тема Синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в Синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора Синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только Синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки, предметы.

После того как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и действия предмета (грамматическое значение слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действия предмета, соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога.

Дается понятие о коротких словах (предлогах), их употреблении в речи и написании предложения.

Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д., а затем сокращать их до первоначального вида простого, двусоставного, нераспространенного предложения. Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится.

Детям дошкольного возраста можно предложить устное составление Синквейна с вопросительными словами:

  1. О ком, о чем?
  2. Какие, какая, какое?
  3. Что делал, что сделал?

При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Темами Синквейнов служат лексические темы, которые усваивают дети с ОНР в старшем дошкольном возрасте. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам, различным датам.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление Синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить Синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в Синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.

Вариативность использования Синквейна.

Различные вариации для составления Синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового Синквейна, возможно варианты.

Это:

- составление краткого рассказа по готовому Синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав Синквейна);

- коррекция и совершенствование готового Синквейна;

- Анализ неполного Синквейна для определения отсутствующей части (например, дан Синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Итог: Написание Синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Простота построения Синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Одна из целей при составлении Синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Составить Синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить Синквейны и оценивать их).

Использованная литература:

  1. Баннов А. Учимся думать вместе.  М, 2007
  2. Написание синквейнов и работа с ними (викепедия)
  3. Э. Азатова Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников, (интернет - ресурс)



Предварительный просмотр:

Пескотерапия  как инновационный метод в работе педагога с дошкольниками

«Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».
Д. Каллф

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать куличики, да и просто приятно сыпать его сквозь пальцы, однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.
Что же такое пескотерапия?
Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного».
По результатам диагностики, в последнее время, увеличилось количество детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, в коррекции которого используются различные методы, одним из которых является песочная терапия. Этот метод объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания и усидчивости. Признаки гиперактивности начинают проявляться в возрасте 2-3 лет.
Однако родители и воспитатели, как правило, относят отклонение в поведении ребенка на счет его индивидуальных особенностей и не обращаются к врачу или другому специалисту, надеясь справиться с проблемой самостоятельно, а время идет, и проблема становится все серьезнее. Поэтому важно, как можно раньше диагностировать синдром дефицита внимания и гиперактивности. Но предлагаемые методики расчитаны на детей постарше. Поэтому психологи в дошкольных учреждениях стали все чаще пескотерапию. Песочная терапия может помочь педагогу рассмотреть состояние трех- четырехлетних детей, ведущих себя гиперактивно, не как диагноз, требующий медикаментозного лечения, а как возможный психодиамический фактор, подлежащий корректировке. Она дает ребенку время проработать свои эмоциональные проблемы и устраняет блок в процессе обучения.
Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком, все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. В начале этапа занятия проходили индивидуально, и в основном коментировала я песочные картины детей, но постепенно ребята сами стали рассказывать о своих действиях в песочнице, и им все дольше по времени хотелось играться в ней. Затем, я стала брать подгруппу, и мы стали играть в игры, предложенные мною, а потом  в придуманные самими детьми.
Чем полезны игры с песком?
Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
Развивают мелкую моторику, глазомер
Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)
Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни. Игры с гиперактивныим детьми  спокойные, требующие большой выдержки и терпения: например, игра «Не тронь» ребенок закапывает руку так, чтобы не было понятно, где находятся его пальчики. Другой ребенок начинает медленно разгребать этот песок, стараясь не достать до пальцев. Выигрывает тот, кто больше отыскал пальчиков, при этом не дотронулся до него.

Эффект песочной терапии:
позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;
положительная динамика в развитии:
образного мышления;
тактильной чувствительности;
зрительно-моторной координации;
ориентировки в пространстве;
сенсо-моторного восприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Белоусова, Е.Д. Синдром дефицита внимания и гиперактивности / Е.Д. Белоусова, М.Ю. Никанорова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. Научно – практический рецензируемый журнал. – 2000. – № 3. – С. 39 – 42.
Брязгунов, И.П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М.: Медпрактика-М., 2002. С. 38–39, 48–53.
Зинкевич-Евстегнеева, Т.Д., Грабенко, Т.Н. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Н. Грабенко. – СПб. : Речь, 2010. – 340 с.