Главные вкладки

    Педагогическая находка

    Это я, Жанна Сергеевна Дементьева, приветствую Вас!

    Педагогическая находка

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 общеразвивающего вида
    с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей» города Ишима

    Педагогическая находка

    Методическая разработка образовательной деятельности
    с детьми подготовительной группы

    Тема: «Сказочная история посредством Речевого куба»

    Дементьева Жанна Сергеевна, воспитатель

    Образовательная область: Речевое развитие

    Возраст детей: 6-7 лет

    Цель: Развитие творческого рассказывания детей через сочинение сказки с использованием Речевого куба.

    Задачи:

    - познакомить детей со способами придумывания сказочной истории с помощью Речевого куба;

    - развивать умение связно, последовательно излагать содержание сказки, используя распространенные предложения; способствовать развитию речевой активности.

      

    Оборудование: комплект речевых кубов, картинки сказочных героев, карточки для изображения схем, маркеры, видеокамера.

     

    Образовательные задачи

    занятия

    Содержание этапов занятия

    Методы и приёмы

    1.Организационный этап

    Подготовить детей к деятельности.    

     Создать комфортную психологическую атмосферу для детей к общению.

    Дети играют в группе, некоторые обращают внимание на новый разноцветный куб, начинают его рассматривать и играть с ним.

    Воспитатель обращает внимание других детей.

    - Ребята, посмотрите, в нашей группе появился новый куб. Какой он? (ответы детей: мягкий, маленький, разноцветный)

    Круг приветствия (дети садятся на ковре в круг)

    - Предлагаю вам, передавать его, найти цвет, глядя на который, вы вспоминаете, что-то приятное и расскажите нам об этом.

    - Например, я, когда смотрю на желтый цвет, то сразу думаю о солнышке. И мне становится радостно!

    (Дети передают друг другу кубик и вспоминают о том, что связано с выбранным цветом).

    Возможные ответы детей:

    - Фиолетовый  цвет мне напоминает цветущую фиалку.

    - Глядя на голубой цвет, сразу представляешь небо в ясную погоду.

    - Синий цвет – это цвет глубокого океана.

    - Смотришь на оранжевый цвет и хочется апельсин.

    - А зеленый цвет это мягкая трава.

    В: Кубик нам помог больше узнать друг о друге. Когда вы вспоминали что-то приятное, я заметила, что у вас была улыбка на лице, вы говорили с нежностью в голосе. И мне показалось, что у вас замечательное настроение! Хочу вам пожелать, чтобы вы сохранили его на протяжении всего дня!

    Ритуал приветствия.

    Подготовка детей к общению (круг настроения)

    2. Этап подготовки детей к работе на основном этапе

    Обеспечить игровую мотивацию.

    Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, желание прийти на помощь.

    Мотивация:

     В: Вы ничего необычного не заметили, когда передавали друг другу кубик? Что-то внутри шуршит! (Расстёгиваем замок на кубике и достаём записку – письмо)  

    «Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики!

    Обращаются к вам дети из театральной студии.

    Мы готовим детские спектакли по мотивам разных сказок.

    Все известные сказки мы уже обыграли.

    А нам хочется новую сказку, никому не известную.

    И вот нам посоветовали обратиться к вам за помощью, чтобы вы придумали для нас сказочную историю».

    В: Ребята, что произошло? О чем нас просят дети из театральной студии? Как мы можем помочь?

    Д: Помочь детям из театральной студии и придумать для них новую сказку.

    Проблемная ситуация

    Принятие детьми игровой задачи

    Выдвижение идей

    3. Этап усвоения новых способов действий и первичной проверки понимания изученного

    Развивать у детей умение связно, последовательно излагать содержание сказки, используя распространенные предложения с выбранным словом.

    Способствовать развитию речевой активности детей.

    Воспитывать стремление достичь результата.

     Пока дети рассуждают, воспитатель прячет маленький куб и открывает большой куб.

    В: Может быть, разноцветный куб поможет нам придумать сказку? Где же он? Посмотрите, он стал другим! Какой он? (большой, красивый, яркий). А еще наш куб полон подсказок.

    - Ну что, попробуем придумать сказку с помощью куба?

    - Вы знаете, из каких частей состоит сказка?

    Д: Начало, середина, конец.

    В: Посмотрите, у куба – сказки тоже есть начало, середина и конец. (Воспитатель показывает на кубе и рассказывает, что верхняя желтая грань – это начало сказки; середина сказки это четыре боковых грани – зеленая, оранжевая, синяя и голубая; а нижняя грань – это конец сказки.)

    В:  Кто скажет нам,  какими словами обычно начинаются сказки?

    Д: Жили – были; В некотором царстве, в некотором государстве; Не на небе, на земле…

    В: Саша, замечательно, что ты вспомнил! Оля, и ты верно подметила! Дима, ты предложил  интересное начало!

     В: А какое начало мы возьмём для нашей сказки?

    (Дети предлагают  вариант начала сказки) Н-р: Жила была…..

    В: Вы все согласны с таким началом сказки?

    В: А как мы узнаем, какой герой будет жить в нашей сказочной истории?

    (варианты ответов детей: посмотреть в книге, спросить у взрослого, подумать, спросить у волшебного куба)

     В: Мне понравилась идея  обратиться за помощью к кубу.  

    (Дети достают желтый куб, на гранях которого прикреплены картинки с героями сказок.)

    В: Рассмотрите, кто изображен на гранях куба? Как, одним словом, можно назвать этих героев? Какими чертами характера они обладают?

    Д: ответы детей.

    В: Да, это положительные герои.  Вы точно подметили!

    В: А кого из героев вы  бы хотели выбрать для сказки? (Дети предлагают разные варианты.)

    В: Чтобы мы не спорили, давайте бросим желтый кубик, и какой герой окажется на верхней грани, тот и будет жить в нашей сказке.

    (Дети бросают желтый кубик. Например, верхняя грань нам показала Медвежонка. Дети открепляют картинку с медвежонком от желтого кубика и прикрепляют её на середину желтой грани Большого куба.)

    В: Вот и начинается наша сказка. Кто желает начать сказку, придумав красивые предложения с этим словом?

    (  Жил – был в лесу Медвежонок Топтыжка.)

    В: Какой по характеру мог быть Топтыжка? (Веселый, ленивый, дружелюбный….)

    В: Предлагаю объединиться в пары и подумать, каким интересными делами будет заниматься  Топтыжка? (Есть малину, гулять по лесу, кувыркаться.)

    В: Зарисуйте схематично то, что вы предложили обсудив в парах. 

     (В зарисовке схем можно использовать геометрические фигуры, цифры, буквы и т.д. Дети проходят к столу для изображения схем – действий.  Выбранное действие, прикрепляют к жёлтой грани Большого куба.)

    В: Начало нашей сказки готово. Кто желает его  нам рассказать?

    Жил – был в лесу медвежонок Топтыжка. Он был веселый. Топтыжка любил собирать малину, есть мед, играть в мяч.

    В: Саша, это интересное начало.

    В: Как можно продолжить сказку? (Ответы детей: однажды, летом, рано утром и т.д.)  

    В: А как нам узнать, какое приключение с Топтыжкой произойдёт дальше?  (Мы узнаем, обратившись к Волшебному кубу с подсказками. Дети достают из Большого куба кубик с картинками, рассматривают их )

    В: Какими словами мы назовём этих героев? Какие черты характера у этих героев?

    Д: Это герои, которые совершают плохие поступки.

     (Дети, по аналогии выбирают героя, прикрепляют к грани Большого куба, соответствующего цвета.)

    В: Придумайте предложение, начиная словами: И вот однажды…(увидел Топтыжку Бармалей.)

    В: Что могло произойти после их встречи?

    Д: Бармалей забрал малину у Медвежонка. Заманил Топтыжку в самую чащу леса. И Топтыжка заблудился.

    В: Молодцы, ребята! На мой взгляд, у нас получается интересная сказка!

    В: И что же стал делать Топтыжка? (Он стал звать на помощь.)

    В: А как он это делал?

    (Дети показывают жестами, мимикой,  интонацией.  Например: Ау! Помогите!)

    В: Кто хочет продолжить сказку?  

    В: Как вы думаете, кто может помочь Медвежонку? (Ответы детей)

    В: Конечно, вы правы! Я рада, что вы такие сообразительные!

    В: Ваши ответы  может дополнить наш Волшебный куб с подсказками. (Воспитатель достаёт из Большого куба кубик с героями – помощниками.

    Дети по аналогии выбирают героя помощника. Прикрепляют его на грань Большого куба.)

    В: Как может помочь Медвежонку Конёк – Горбунок?

    В: Кто расскажет нам об этом? (ребенок, взяв маленький кубик – помощник рассказывает)

    Д: Услышал зов о помощи Конёк – Горбунок и примчался к Топтыжке.

    Сел Топтыжка на Конька – Горбунка и помчались они из леса.

    В: Вот и близок конец сказки.

    В: А какой обычно бывает конец в сказках? (добрый, счастливый)

    В: Как бы вы хотели, чтобы закончилась наша сказка?

    Д: Конек – Горбунок довез Медвежонка домой. И пообещал Топтыжке, что накажет Бармалея.

    В: Я вам предлагаю нарисовать конец сказки. (дети рисуют на одном листе и прикрепляют на Большой куб, фиолетовую грань – конец сказки)

    В: Кто знает, какими словами обычно заканчиваются сказки?

    Д: Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

    Жили они долго и счастливо!

    И я там был, мёд пил, по усам бежало, а в рот не попало!

    В: Кто расскажет конец сказки?

    В: А какое название мы придумаем к нашей сказке?

    Д: «Приключение Медвежонка Топтыжки»

    Игровая деятельность с кубом

     Вопросы развивающего характера

    Демонстрация   дидактического материала (куб с картинками)

     Мозговой штурм

    Моделирование

    Инициатива детей

    «Брошенное слово»  Дж. Родари

    Парное взаимодействие

    Инициатива детей

    Мозговой штурм

    «Салат из сказок» Дж. Родари

    Этюд «Помощь»

    «Салат из сказок» Дж. Родари

    Мозговой штурм

    Групповая работа

    Мозговой штурм

    4. Этап  применения новых знаний, способов действий

    Помочь детям обобщить полученные умения в составлении связанного рассказа с использованием дидактического пособия.

    В: Сказка готова, но как о ней узнают дети, которые к нам обратились за помощью?

    Д:  нужно снять на видеокамеру и отправить по эл. почте.

    В: Тогда предлагаю всем присесть на коврик. (Звучит мелодия «В гостях у сказки»)

    В: Я включу видеокамеру.

    - Кто желает рассказать сказку, которую мы сочинили? (2-3 ребенка рассказывают, воспитатель снимает видео)

    В: Ну что, ребята, отправляем электронное письмо?

     Использова-ние ИКТ

    «Салат из сказок» Дж. Родари

    5. Этап подведения итогов и рефлексия

    Помочь самостоятельно  проанализировать свою деятельность, чувства.

    В: Что нам помогло придумать сказку?

    В: Алеша, тебя чему научил Волшебный куб?

    В: Катя, а тебе легко или трудно было придумывать сказку? Почему? Как ты преодолевала трудности?

    В: Дима, как ты чувствовал себя, когда придумывал сказку? Почему?

    В: Оля, с каким настроением ты играла?

    Приходит от детей театральной студии ответ. Воспитатель озвучивает его детям.

    В: Ребята, вы такие молодцы! У нас все получилось! Такую замечательную сказку мы с вами придумали! А в этом нам помог Волшебный куб, хорошее настроение, ваша сплоченность, ваш талант к сочинительству сказочных историй! А главное, мы помогли тем, кто попросил нас о помощи. И сказка у нас получилась новая, не похожая на остальные!

    Ребятам мы помогли, а вам бы хотелось стать артистами, чтобы показывать придуманную нами сказку?   (Дети обыгрывают сказку, используя театральные маски)

     Вопросы

    Групповая работа