План внеурочной деятельности

Бурашева Марина Хамибулловна

План внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vneurochnoy_deyatelnosti.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании Педагогического совета                            Протокол № 1

Утверждаю:  ___________                                  Директор школы                                    Приказ №                                                  от

План внеурочной деятельности

на 2021 – 2022 учебный год

Нормативно-правовая база ведения внеурочной деятельности

Учебный план внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год разработан на основе:

1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);

3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (для 5 - 9 классов);

4. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;

5. Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;  Рекомендаций по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (Приложение № 1 к письму Минпросвещения России от 7 мая 2020 года № ВБ-976/04);

6. Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 (образовательная недельная нагрузка, требования к организации обучения в 1 классе);

7. Санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2;

8. Образовательных программ НОО и ООО МБОУ « Александровская СОШ»;

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к плану внеурочной деятельности

на 2021/2022 учебный год

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от  урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы.

План внеурочной деятельности МБОУ «Александровская СОШ» обеспечивает  реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования и определяет общий и максимальный объём нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам.

Целевая направленность, стратегические и тактические

цели содержания образования

План подготовлен с учётом требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования, санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.3648-20, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся. План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

Основные принципы плана:

- учёт познавательных потребностей, обучающихся и социального заказа родителей (законных представителей);

- учёт кадрового потенциала образовательной организации;

- построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

- соблюдение преемственности и перспективности обучения.

План отражает основные цели и задачи, стоящие перед образовательной организацией.

Целью внеурочной деятельности является

- создание условий для развития творческого потенциала обучающихся и последующего усвоения образовательных программ;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

        Внеурочная деятельность решает следующие специфические задачи:

-создание комфортных условий для позитивного восприятия ценностей начального общего и основного общего образования, и более успешного освоения его содержания;

 -способствование осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно- значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения;

- компенсация отсутствия или дополнения, углубления тех или иных учебных направлений, которые нужны обучающимся для определения индивидуального образовательного маршрута, конкретизация жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств;

- ориентация обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей по более сложным программам.

Программы внеурочной деятельности направлены:

- на расширение содержания программ начального и основного общего образования;

- на реализацию основных направлений образовательной политики;

- на формирование личности ребёнка средствами искусства, творчества, спорта.

Внеурочная деятельность на базе образовательного учреждения реализуется через системы неаудиторной занятости, дополнительного образования и работу классных руководителей по следующим направлениям развития личности:

спортивно-оздоровительное,

духовно-нравственное,

социальное,

общеинтеллектуальное,

общекультурное.

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся начального и основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной программы начального  и основного общего образования.

Основные задачи:

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей;

- развитие потребности в занятиях физической культуры и спортом.

Задачи:

- приобщение обучающихся к здоровому образу жизни;

-- приобщение обучающихся к спорту;

- подготовка к сдаче норм ГТО.

Данное направление реализуется по программам: «Уроки здоровья», «Общефизическая подготовка». По итогам работы в данном направлении проводятся, соревнования, дни здоровья, эстафеты, беседы, весёлые старты, викторины.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно- нравственного развития обучающихся в единой урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Основные задачи:

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной композиции - «становиться лучше»;

- укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам:

- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей - формирование основ российской гражданской идентичности;

- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- формирование патриотизма и гражданской солидарности;

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

Данное направление реализуется программами «Мое Оренбуржье», «Географическое краеведение».

По итогам работы в данном направлении проводятся защиты проектов, экскурсии, выставки-путешествия, лекции, беседы, видеозанятия, игры-путешествия, викторины,  конкурсы, утренники, праздники,  классные часы, статьи.

СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

Основные задачи:

- формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

- формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование основы культуры межэтнического общения;

-формирование отношения к семье как к основе российского общества;

- воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.

Данное направление реализуется через программы «ЮИД», «Финансовая грамотность», «Общество и мы».

По итогам работы в данном направлении проводятся защиты проектов, конкурсы, презентации портфеля достижений, презентация творческих работ, беседы, акции, проведение коллективных творческих дел, сюжетно - ролевые игры, видеоуроки.

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования.

Основные задачи:

- формирование навыков научно- интеллектуального труда;

- развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

- формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

- овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего и основного общего образования.

        Данное направление реализуется метапредметными программами: «Умники и умницы», «Занимательная математика», «Шахматы», «Английский с удовольствием».

 По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, защита проектов, викторины, выставки, математические бои, участие в предметных неделях, олимпиады.

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие общей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.

Основные задачи:

- формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

- становление активной жизненной позиции;

- воспитание основ правовой, эстетической и экологической культуры.

Данное направление реализуется через программу кружка «Увлекательная история».

Программа реализуется через участие в школьных, муниципальных и региональных конкурсах, предметных декадах, олимпиадах, проектной деятельности. По итогам работы в данном направлении проводятся защиты проектов, практические занятия, игры, экскурсии, выставки и конкурсы, акции, беседы.

Педагогическое обеспечение:

Деятельность

Функции

 Ответственные

Административно-координационная

Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, обеспечивает своевременную отчетность о результатах, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов, вырабатывает рекомендации на основании результатов деятельности.

Директор школы,

Заместитель директора по УВР,

Заместитель директора по ВР

Консультативно-методическая

Обеспечивает предоставление всех необходимых  содержательных материалов, проведение семинаров и совещаний,  оказание консультативной и методической помощи учителям, работающим по ФГОС

Заместитель директора по УВР,

Заместитель директора по ВР

Информационно-аналитическая  

Выносят решения по результатам внеурочной деятельности, информируют об ее эффективности  

Педагогический совет, школьное методическое объединение

Организационная

Изучают документы ФГОС, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты, обозначенные в стандарте, организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями

Задействованные педагоги школы.

Оптимизационная модель внеурочной деятельности основывается на оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. В ее реализации принимают участие все педагогические работники школы (учителя, зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, библиотекарь), а также привлекаются преподаватели СДК, ЦРТДЮ.  

 Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

  • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
  • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;
  • организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются необходимые условия, в том числе имеется столовая. Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем, музыкальной техникой, библиотекой, спортивной площадкой. В школе имеется 1 школьный автобус. Все кабинеты оборудованы компьютерной техникой, проекторами, экранами, выходом в Интернет.

Информационное обеспечение

Имеется видеотека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний, библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу.

Результаты внеурочной деятельности

            Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное развитие ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

        Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

        Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровнях начального общего и основного общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Планируемые метапредметные и личностные результаты

В результате реализации программы внеурочной деятельности начального  и основного общего образования ожидается повышение результатов как личностных, так и метапредметных.

Личностные результаты:

– готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества.

Личностные результаты внеурочной деятельности отражают:

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

 3. Формирование основ экологической, финансовой культуры, соответствующей современному уровню мышления, развитие опыта ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

4. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

5. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.    Метапредметные результаты – освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Метапредметные результаты внеурочной деятельности отражают:

1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

2. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

 3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;

7. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

8. Умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

    9. Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

 10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

 11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;

12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.  

Школа работает по трём уровням результатов внеурочной.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь

(1 класс)

Школьник ценит общественную жизнь

 (2-4 классы)

Школьник самостоятельно действует в  общественной  жизни

(5-9 класс)

Приобретение школьником социальных знаний

(об общественных нормах, об устройстве общества,

о социально одобряемых и неодобряемых формах  поведения в обществе и т.п.),понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества  (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Ожидаемые  результаты внеурочной деятельности

    Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому,  школе, селу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование  принимаемой обществом системы ценностей.

В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности;

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.

План внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год.

1-4 классы

Направления внеурочной деятельности

Программа

Формы внеурочной деятельности

Сроки реализации

Формы организации

Объём  внеурочной деятельности в часах

в  неделю

  в  год

Обще

интеллектуальное

«Умники и умницы»

- групповая;          - индивидуальная

по истечении 35  учебных недель,

для 1 класса - по истечении 34 учебных недель

Занятия, экскурсии, викторины, конкурсы, олимпиады

2

 

68

«Английский с удовольствием»

- работа в парах;   - индивидуальная;

- групповая

по истечении 35 учебных недель

1

34

Духовно-нравственное

«Моё Оренбуржье»

- групповая;

- индивидуальная

по истечении 35 учебных недель

2

 

68

Социальное

«Юные инспектора движения»

- работа в парах;   - индивидуальная;

- групповая

по истечении 35 учебных недель

1

 

34

Спортивно-оздоровительное

«Уроки здоровья»

- работа в парах;

 - индивидуальная;

- групповая

по истечении 35 учебных недель для 1 класса - по истечении 34 учебных недель,

1

34

План внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год.

5-9 классы

Направления внеурочной деятельности

Программа

Формы внеурочной деятельности

Сроки реализации

Формы организации

Объём  внеурочной деятельности в часах

в  неделю

в  год

Обще-

интеллектуальное

«Занимательная математика»

- работа в парах; -индивидуальная;

- групповая

по истечении 35 учебных недель

Занятия, экскурсии, викторины, конкурсы, олимпиады, соревнования.

1

35

«Шахматы»

индивидуальная

по истечении 35 учебных недель

1

35

Духовно-нравственное

«Географическое краеведение»

индивидуальная;

- групповая

по истечении 35 учебных недель

1/1

36/36

Общекультурное

«Увлекательная история»

- работа в парах;   - индивидуальная;

- групповая

по истечении 35 учебных недель

1

36

Социальное

«Финансовая грамотность»

- индивидуальная;

- групповая

по истечении 35 учебных недель

1

35

«Общество и мы»

- работа в парах;   - индивидуальная;

- групповая

по истечении 35 учебных недель

1

35

Спортивно-оздоровительное

ОФП

- индивидуальная;

- групповая

по истечении 35 учебных недель

4

136

Формы промежуточной аттестации  внеурочной деятельности

МБОУ «Александровская СОШ»

    на 2021-2022 учебный год.

Направления внеурочной деятельности

Программа

Форма промежуточной  аттестации

Сроки

1 - 4 классы

Общеинтеллектуальное

«Умники и умницы»

Интеллектуальный бой

18.04.2022

«Английский с удовольствием»

Игра

15.04.2022

Духовно-нравственное

«Моё Оренбуржье»

Индивидуальный проект

20.04.2022

Социальное

«ЮИД»

Тестовая работа

21.04.2022

Спортивно-оздоровительное

«Уроки здоровья»

Спортивный праздник

19.04.2022

5 – 9 классы

Общеинтеллектуальное

«Занимательная математика»

Турнир математиков

27.04.2022

«Шахматы»

Шахматный турнир

20.04.2022

«Географическое краеведение»

Тестовая работа

21.04.2022

Общекультурное

«Увлекательная история»

Тестовая работа

29.04.2022

Социальное

«Финансовая грамотность»

Тестовая работа

23.04.2022

«Общество и мы»

Тестовая работа

19.04.2022

Спортивно-оздоровительное

ОФП

Сдача норм ГТО

18.04.2022