6. Внеурочная деятельность

Бурашева Марина Хамибулловна

Работа кружка "Юный кореспондент"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Грачевского района

Муниципальное автономное учреждение

 дополнительного образования «Центр развития детей и юношества»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая (модифицированная) программа

социально-педагогической  направленности

«Юный корреспондент»

Возраст обучающихся: 12 – 17 лет

Срок реализации: 1 год.

                                                                                                      Автор – составитель:

                                                                                                      Бурашева Марина Хамибулловна,

                                                                                                     педагог дополнительного образования

Александровка, 2019.

1.1 Пояснительная записка

      Журналистика по определению В.И. Даля – журнальная, срочная словесность. Программа кружка «Юный корреспондент» является программой интеллектуального творчества (направленность программы – социально-педагогическая).  На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём.  Поэтому назрела острая необходимость разработки образовательной программы, знакомящей учащихся с современным издательским бизнесом, который сегодня немыслим без компьютерных технологий, раздвигающих горизонты творчества, позволяющих реализовать все наши замыслы. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Всё это делает процесс обучения увлекательным, эту часть жизни и увлечений ребёнка значимыми, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться.

        Мощность средств, включенных в настольные издательские системы настолько велики, что практически весь процесс подготовки газеты к изданию может выполнять один человек. При этом издательские программы легко поддаются освоению даже непрофессионалам в издательской работе. А графические возможности компьютера позволяют сделать газету красочной.

       Ребята сами подбирают иллюстрации, используют множество фотографий, создают коллажи. Однако недостаточно всего лишь овладеть инструментами, которые они предлагают. Нужно обладать, помимо прочего, базовыми понятиями издательского дела, иметь представление об издательском процессе, азами журналистики. Без этих знаний немыслимо создание полноценной полиграфической продукции. Поэтому на занятиях кружка учащиеся знакомятся с компьютерными настольными издательскими системами.

Актуальность программы.

      Данная программа  дает общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид. В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о предмете и создания печатной продукции. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета. Разделы программы непосредственно посвящены настольной издательской системе. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым учащиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих.

Новизна программы.

       Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности. Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся, поэтому в “Программу” включен раздел “Культура речи”. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету.

       Кроме того, программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями. В каждой теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение теории и выполнения работ компьютерного практикума и решение задач. Распределение часов на изучение теории и компьютерный практикум примерное, т.к. зависит от обеспеченности учебного процесса аппаратными и программными ресурсами (конфигурация компьютеров, наличие программного обеспечения, локальной сети и выхода в Интернет.

        Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.

        При организации кружка основной упор делается на работу учащихся на уроках русского языка и литературы (определенные типы игровых разминок: свобода речи, пополнение словарного запаса, дикция: скорость реагирования на происходящее, согласованность действий при коллективных формах работы, ориентация в пространстве). На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на жизненный опыт и прочитанные произведения. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка «Юный корреспондент» составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами детской редколлегии. Редколлегия может быть разновозрастная: от пятиклассников до выпускников. За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор-консультант из числа старших юнкоров. Одним из наиболее интересных аспектов деятельности юнкоровцев является работа с медиа (создание газет и журналов, видеоматериалов, радиопередач и др.).

 Программа рассчитана на 1 уч. год.

Общее количество часов—53.

Кружок «Юный журналист» объединяет учащихся 6-11 классов.

Занятия проходят 1  раз в неделю:четверг – 2 часа.

Форма реализации программы –очная.

1.2 Цель программы:

 развитие творческих способностей детей  через занятие журналистским делом.

Задачи:

Личностные:

 приобрести первичный опыт по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты;
 получить возможности проявлять инициативу в принятии решений;
 понять причины успеха/неуспеха практической журналистской деятельности.

Метапредметные:

сформируются умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;
наладится продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
выработается умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.

Предметные:

 познакомить с основными терминами журналистики;
дать первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно- познавательных текстов, инструкций;
научить самостоятельно организовывать поиск информации;
выработать умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
 приобрести опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
 научить давать самооценку результатам своего труда;
 приобрести первый опыт проведения презентаций своих достижений;
 приобрести первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;
 научить  работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров - научатся распределять работу между участниками проекта;
 научитьсовместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях кружка и следовать им;
 понять, на доступном младшему школьнику уровне, сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
 приобрести  первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

1.3 Содержание программы

Учебный план

п/п

Раздел

Тема

Кол-во часов

Формы аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Введение в
программу

Кружок «Юный
корреспондент»

1

1

беседа

2

История журналистики в России

1

1

3

4

Газета в моих
руках

Современные газеты

2

1

Беседа

опрос

презентация

Газета в моей семье

1

5

6

Журналистика как профессия

Юнкор школьной газеты

2

1

Презентация «своей» газеты

1

7

Функции журналистики

1

1

8

9

Способы сбора информации

2

1

1

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Мастерская
информационных
газетных жанров

Заметка

11

1

2

Беседа,

творческая работа

Интервью

1

2

Репортаж

1

2

Отчёт

1

1

21

22

23

24

Культура речи

Газетный язык

4

1

Самостоятельная работа

Речевые ошибки в тексте
сообщения

1

Упражнения по формированию выразительной
письменной речи

1

Функционально-смысловые типы текстов

1

25

26

27

28

29

30

31

Знакомство с
оформительским
делом

Структура газеты

7

1

Редакторская работа

Заголовок

2

Шрифт

2

Иллюстрация в газете

2

32

33

34

35

36

37

38

Специальные
технические
устройства на
вооружении
корреспондента
газеты

Устройство фотоаппарата
и диктофона. Основные
технические термины.

7

1

Творческая работа (фото)

Работа с фотоаппаратом

4

Работа с диктофоном

2

39

40

41

42

43

44

45

46

Подготовка статей для районной газеты и участие в конкурсах

8

8

Статьи

47

48

49

50

51

Компьютерное редактирование.
Вѐрстка газеты.

5

5

Групповая работа( создание материалов для газеты)

52

Подведение итогов работы кружка

1

1

Содержание

1.Введение в программу.

Теория: Ознакомление с направлениями деятельности кружка «Юный журналист», цель и задачи. Правила работы и поведения в коллективе. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов.

2.История журналистики в России.

Теория: Выпуск первой газеты в России. Разнообразие способов печати в процессе развития книгопечатания. Разновидности газет. Начало книгопечатания на Руси.

3.Газета в моих руках.

Теория: Современные газеты
Практика: рассматривание разных видов газет, их оформление, назначение,
ориентированность на определенный круг читателей, тираж, рубрики, привлекательность.
Составление плана для рассказа о печатном издании.
Презентация «Газета в моей семье».
Практика:
 презентация выбранной газеты (публичное выступление, построенное по составленному на предыдущем занятии плану).

4.Журналистика как профессия.

Работа редакции.
Теория: формирование представлений о профессии журналиста. Ознакомительная презентация функциональных обязанностей членов редакции газеты.
Практика: выбор приоритетных направлений работы для каждого кружковца в
редакции школьной газеты.

Юнкор школьной газеты.


Теория:
 компетентность, объективность, соблюдение профессиональных этических норм,
владение литературным языком, знания в области русского языка и литературы.
Практика: ролевая игра «Журналист берет интервью» (положительные и
отрицательные стороны личности журналиста с анализом ситуации).
Презентация газеты.

Практика – подготовка кружковцев к ответственной миссии – презентация школьной газеты для всех учащихся школьного звена с целью привлечения к чтению школьной газеты большого круга читателей и проведение презентации газеты (выступление агитбригады кружковцев).
Посвящение в юные журналисты.

Практика: подготовка клятвы юного корреспондента, организация мероприятия, проведение мероприятия перед школьниками всех классов. Вручение юнкорам рабочих инструментов: рабочего блокнота журналиста и профессиональной ручки.


Функции журналистики

Теория: Функции журналистики - информационная, коммуникативная, выражение мнений
определенных групп, формирование общественного мнения. Факт как объект интереса журналиста и основа для его работы.

Практика: на примере выпусков центральных печатных изданий провести анализ некоторых статей для определения направленности каждой из них, учить определять какую функцию выполнял журналист при работе над статьѐй, заметкой .


Способы сбора информации

Теория: Основные методы - это наблюдение (два вида наблюдения: открытое и скрытое), работа с документами, интервьирование, опрос, анкетирование.

Практика: составление анкет, подготовка и проведение опросов по разным темам, подготовка к интервью. Деловые игры с выбором наиболее доступных и подходящих к обстановке способов сбора информации (применительно к выбранной теме). Переписка. Обработка корреспонденции.

Мастерская информационных газетных жанров.


Заметка.
Теория:
Заметка как один из газетных жанров, передающих информацию. Виды заметок: заметка – информация, заметка-благодарность, заметка-критика, заметка на обсуждение.

Практика: разбор видов заметок - работа с газетной продукцией в кружке. Работа со справочным материалом буклета «Заметка. Как еѐ написать?» Оформление заметки на выбранную тему.

Интервью.
Теория :
 Особенности жанра, его виды: интервью – монолог, интервью –диалог, интервью - зарисовка, коллективное интервью, анкета.

Практика: обучение кружковцев проведению интервью-диалога (условия, от которых зависит успех интервью, приемы установления доверительных отношений с интервьюируемым, постановка вопросов и их предъявление). Цитирование. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Работа со справочным материалом буклета «Золотые правила для проведения интервью» . Подготовка для публикации интервью на выбранную тему.

Репортаж.
Теория:
 отличие репортажа от других информационных жанров. Характерные особенности жанра — оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия», позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие.

Практика: упражнение кружковцев в написании репортажа на определенную тему, разбор речевых и орфографических ошибок в процессе организации проверки готовых статей, дидактические игры для расширения словарного запаса юного журналиста. Работа со справочным материалом буклета «Я пишу репортаж».

Отчёт

Теория: Отчёзжбт — это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности. Главное требование к автору отчета — точность передачи сути высказываний говорящих. Виды отчета.

Практика: учить кружковцев составлять прямой информационный отчет о каком-то общешкольном мероприятии (например, интеллектуальной олимпиаде). Самостоятельная работа с документами.

Культура речи.

Теория :Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Газетные штампы. Выразительные средства газетного языка.

Практика: Формы речи: устная и письменная (особенности). Речевые ошибки в тексте. Упражнения по формированию выразительной письменной речи. Функционально-смысловые типы текстов: определение основных отличительных особенностей.

Знакомство с оформительским делом.
Структура газеты. Макет.

Теория: Ознакомление с понятиями «страница», «колонка», «рубрика», «заголовок», «тираж», «шрифт», «иллюстрации», «макетирование».

Практика: создание макета номера газеты (на бумажном носителе).

Заголовок.
Теория:
 Понятие и основные функции заголовка.
Практика: Придумывание заголовков к заметкам, статьям с ориентировкой на
содержание (творческая работа кружковцев).

Шрифт.
Теория:
 Знакомство с видами шрифта различных изданий периодической печати. Изучение особенностей некоторых видов шрифта, соответствие его содержанию информации в газете.

Практика: Упражнение в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформление заголовков, плакатов. Работа в программе Word.

Иллюстрация в газете.
Теория:
 Роль и функция фотоиллюстраций в школьной газете. Фотокорреспондент. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Понятие «компьютерная обработка фотографий и рисунков».

Практика: Формирование и закрепление умений и навыков работы с газетной
иллюстрацией. Фотографирование объектов, просмотр работ, выбор более удачных.
Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.

Специальные технические устройства на вооружении корреспондента газеты .
Теория:
 Устройство фотоаппарата и диктофона. Основные технические термины.
Правила работы с аппаратурой.

Практика: Обучение основным приемам работы с фотоаппаратом и
диктофоном (работа в подгруппах).

Подготовка статей для школьной газеты.


Практика:
Определение рубрик, выбор темы для освещения в газете, написание статьи, обсуждение и проверка на наличие речевых ошибок. Подбор иллюстративного материала.

Компьютерное редактирование. Верстка газеты.
Теория:
 «компьютерная вѐрстка газеты».

Практика: Печатание материала , подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер. Обработка фотографий и рисунков в программе Word. Размещение печатных статей и фотоматериалов на страницах макета газеты. Подпись под фотографией(рисунком). Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение. Оформление названия газеты и обработка фотографий с помощью программы Photoshop.

Подведение итогов работы кружка
Теория:
 Подведение итогов занятий за год.
Практика: Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Обработка анкет. Участие в
презентации «Портфель творческих успехов». Награждение самых активных кружковцев
.

1.4 Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

  1. о профессии журналиста в целом,
  2. об основных специальностях журналиста: корреспонденте, репортере, комментаторе, фотокорреспонденте,
  3. о том, что такое газета и ее основных рубриках,
  4. о том, как выпускается газета (сбор материала, написание статьи, редактирование, оформление).
  5.  понятия, определения, термины по журналистике,
  6. особенности, связанные с выпуском газеты (выбор тем, расположение рубрик, написание статьи, подборка иллюстративного материала, редактирование),
  7. что такое газетная статья, основные жанры статьи (заметка, репортаж, публицистическая статья, интервью),
  8. особенности профессии журналиста (профессиональные качества, умения, возможности),
  9. основные специальности журналистской деятельности: репортер, корреспондент, комментатор, фотожурналист.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять основные специальности журналистской деятельности,
  2. определять основные качества журналиста,
  3. написать газетную статью в основных жанрах:

- заметка о каком-либо культурном событии,

- статья на нравственно-моральную тему,

- репортаж о спортивном мероприятии,

- интервью с интересным человеком,

  1. посетить различные внутришкольные мероприятия, провести встречу с интересным человеком в качестве журналиста с целью написания газетной статьи в жанрах заметки, интервью, репортаже,
  2. смоделировать и выпустить номер газеты творческой группой с распределением обязанностей на журналистов, иллюстраторов, фотокорреспондентов, редактора).
  3. умение работать со справочной литературой (словарями, энциклопедиями),
  4. - написания сочинений разных жанров,
    - грамотности (орфографии и пунктуации)
    - редактирования сочинения.

В результате изучения курса «Юный корреспондент» (при условии регулярного посещения занятий) должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты освоения курса предполагают:

 приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты;
 получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
 понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:

 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
 продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
 умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.

Предметные результаты изучения курса «Юный корреспондент» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности, и в результате прохождения программы кружка «Юный корреспондент» школьники:

 познакомятся с основными терминами журналистики;
 приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно- познавательных текстов, инструкций;
 получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
 приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
 приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
 научатся давать самооценку результатам своего труда;
 приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
 приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;
 научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров - научатся распределять работу между участниками проекта;
научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях кружка и следовать им;
 поймут, на доступном младшему школьнику уровне, сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
 приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Реализация программы кружка «Юный корреспондент» позволит:

Повысить мотивацию учащихся к изучению русского языка и русской литературы;
Заинтересовать учащихся творческим процессом;

Повысить и регулировать личностную оценку учащихся;
Повысить освоение учащимися орфографической, пунктуационной, речевой грамотности в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;


Подготовить к выпуску очередной номер школьной газеты;
 Осуществлять пропаганду педагогической деятельности;

 Формировать необходимые качества, присущие социально-активной личности (научить кружковцев активно реагировать на события школьной жизни, давать им собственную оценку и уметь передать содержание события в письменной форме для размещения на страницах школьной прессы).


Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

октябрь

17.00-19.00

Лекция

1

Кружок «Юный
корреспондент»

класс

2

октябрь

Лекция

1

История журналистики в России

класс

беседа

3

октябрь

Лекция

1

Современные газеты

библиотека

беседа

4

октябрь

Практикум

1

Газета в моей семье

класс

диспут

5

октябрь

Беседа

1

Юнкор школьной газеты

класс

ролевая игра

6

октябрь

Творческая мастерская

1

Презентация «своей» газеты

класс

защита презентации

7

октябрь

Лекция

1

Функции журналистики

класс

Анализ статей

8

9

октябрь

ноябрь

Лекция, практикум

2

Способы сбора информации

класс

деловая игра

10

11

12

ноябрь

Практическая работа

3

Заметка

класс

творческая работа – оформление заметки

13

14

15

ноябрь

Встреча с интересными людьми

3

Интервью

квартира интервьюр.

беседа

16

17

18

ноябрь

декабрь

Практикум

3

Репортаж

класс

написание мини-репортажей

19

20

декабрь

Практикум

2

Отчёт

Класс

творческая работа – составление отчета

21

декабрь

Лекция

1

Газетный язык

Класс

беседа

22

декабрь

Практикум

1

Речевые ошибки в тексте
сообщения

Класс

работа с текстом газеты

23

декабрь

Практикум

1

Упражнения по формированию выразительной
письменной речи

класс

выполнение упражнений

24

декабрь

Практикум

1

Функционально-смысловые типы текстов

класс

самостоятельная работа

25

декабрь

Лекция

1

Структура газеты

класс

создание макета газеты

26

27

декабрь

январь

Практикум

2

Заголовок

класс

самостоятельная работа в группах – придумывание заголовка

28

29

январь

Практикум

2

Шрифт

класс

упражнение – написание современным шрифтом

30

31

январь

Творческая мастерская

2

Иллюстрация в газете

класс

редакторская работа

32

январь

Лекция

1

Устройство фотоаппарата
и диктофона. Основные
технические термины.

класс

устный опрос

33-

36

февраль

Практикум

4

Работа с фотоаппаратом

класс,

улица

калейдоскоп фотоснимков

37

38

февраль

Занятие по звеньям

2

Работа с диктофоном

класс

творческая работа (фото)

39-

46

Февраль

март

март

март

Практикум

8

Подготовка статей для районной газеты и участие в конкурсах

класс

анализ статей

47

48

49

50

51

52

Апрель

Апрель

апрель

Практикум

6

Компьютерное редактирование.

Вёрстка газеты

компьютерный класс

групповая работа

53

апрель

«Круглый стол»

2

Подведение итогов работы кружка

класс

анкетирование


2.2 Условия реализации программы

      Реализация программы «Юный корреспондент» предусматривает следующие формы работы с обучающимися: занятия теоретического плана и практические занятия. Практическая работа предполагают выход в классы, встречи с педагогами, анализ литературных источников, практическую работу по сбору и обработке информации, работу по макетированию и верстке выпуска газеты.

      Материально-техническое обеспечение:

 -помещение (класс) соответствует всем нормам СанПина,
-дидактический материал:
подборка материалов из СМИ в разных жанрах, иллюстративный материал (газетные и журнальные издания),справочная литература. Компьютер, проектор, принтер, фотоаппарат, диктофон.

        Информационное обеспечение:

http://imho-online.ru/ - сайт для начинающих журналистов. Сайт создан по инициативе филологического факультета и Управления телекоммуникаций и вычислительной техники Астраханского государственного университета. Цель проекта — не только позволить молодёжи принять участие в журналистике, но и помочь приобрести профессиональные навыки в этой области.

Юный журналист - сообщество в Живом интернете.

http://www.znaikak.ru(Как стать хорошим журналистом).

2.4 Оценочные материалы.

       В конце каждого большого раздела программы педагог оценивает знания и умения занимающихся по пятибалльной шкале. Изучаются литературные работы, фотоработы. Оценивается, насколько занимающиеся усваивает материал с точки зрения педагога.

1 –неудовлетворительно

2 –удовлетворительно

3 –хорошо

4 –очень хорошо

5 - отлично

Знания и умения:

Шкала оценки

Ориентироваться в большом объеме

информации, выделять наиболее важное.

От 1 до 5 баллов

Уметь

разбираться в литературе, определять

композицию произведения; роды, жанры.

От 1 до 5 баллов

Умение «видеть» кадр, понимать его

художественную ценность

От 1 до 10 баллов

Умение грамотно работать с текстом,

владение навыка корректора и редактора

От 1 до 10 баллов

Умение правильно обращаться с

фототехникой, разбираться в разных

режимах съемки.

От 1 до 5 баллов

Умение редактировать , ретушировать фото

в соответствии со своим художественным

замыслом. (кадрирование, цветокоррекция)

От 1 до 10 баллов

Знание

графических программ для

обработки фотографий

От 1 до 5 баллов

Работать в различных программах для

обработки фотографий, верстки и.т.д.

От 1 до 10 баллов

Сочинять короткие рассказы, сказки, стихи;

От 1 до 10 баллов

Собирать, анализировать и

обобщать

информацию.

От 1 до 5 баллов

Общие требования к презентации:

  • Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
  • Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора; МБОУ СОШ, где работает автор проекта и его статус.
  • Дизайн-требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов:

Стиль

Соблюдайте единый стиль оформления.

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

Для фона и текста используйте контрастные цвета.

Анимационные эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации:

Содержание информации

 

Используйте короткие слова и предложения.

Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

Для заголовков – не менее 24.

Для информации не менее 18.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

Следует использовать:

рамки; границы, заливку;

штриховку, стрелки;

рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

с текстом;

с таблицами;

с диаграммами.


Критерии оценивания презентаций складываются из требований к их созданию.

Название критерия

Оцениваемые параметры

Тема презентации

Соответствие темы программе учебного предмета, раздела

 

Дидактические и методические цели и задачи презентации

Соответствие целей поставленной теме

Достижение поставленных целей и задач

Выделение основных идей презентации

 

Соответствие целям и задачам

Содержание умозаключений

Вызывают ли интерес у аудитории

Количество (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5)

Содержание

Достоверная информация об исторических справках и текущих событиях  

Все заключения подтверждены достоверными источниками

Язык изложения материала понятен аудитории

Актуальность, точность и полезность содержания

Подбор информации для создания проекта – презентации

 

Графические иллюстрации для презентации

Ресурсы Интернет

Примеры

Сравнения

Цитаты и т.д.

Логика и переходы во время проекта – презентации

 

От вступления к основной части

От одной основной идеи (части) к другой

От одного слайда к другому

Заключение

 

Яркое высказывание - переход к заключению

Повторение основных целей и задач выступления

Выводы

Подведение итогов

Короткое и запоминающееся высказывание в конце

Дизайн презентации

 

Шрифт (читаемость)

Корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков)

Элементы анимации

Техническая часть

Грамматика

Подходящий словарь

Наличие ошибок правописания и опечаток

Критерии оценивания презентаций (баллы)

Параметры оценивания презентации

Выставляемая оценка (балл) за представленный проект (от 1 до 3)

Соответствует ли презентация теме?

 

Содержание презентации.

 

Заключение презентации

 

Подача материала проекта – презентации

 

Графическая информация (иллюстрации, графики, таблицы, диаграммы и т.д.)

 

Наличие импортированных объектов из существующих цифровых образовательных ресурсов и приложений MicrosoftOffice

 

Графический дизайн

 

Техническая часть

 

Эффективность применения презентации в учебном процессе

 

Итоговое количество баллов:

 

      На каждую представленную презентацию заполняется данная таблица, где по каждому из критериев присваиваются баллы от 1 до 3, что соответствует определённым уровням развития ИКТ-компетентности: 1 балл – это низкий уровень владения ИКТ-компетентностью, 2 балла – это средний уровень и, наконец, 3 балла – высокий уровень владения ИКТ-компетентностью. Для определения уровней владения ИКТ-компетентностью воспользуемся таблицей 4.

Определение уровня владения ИКТ-компетентностью

Количество набранных баллов за представленный проект

Уровни владения ИКТ-компетентностью

От 27 баллов
до 18 балла

Высокий уровень

От 17 баллов
до 9 баллов

Средний уровень

От 7 баллов

Низкий уровень

Творческая работа по теме «Газетные жанры»

Создать репортаж об интересном человеке.

Члены кружка должны:

знать: группы газетных жанров: информационные и аналитические, заметки любой разновидности, являющиеся информационным жанром;

уметь: находить злободневные редкие факты, яркие детали, замечать самые волнующие, еще никем не примеченные жизненные явления для написания заметки любой разновидности.

 Критерии оценки творческой работы:        

1.  Владение материалом. Разнообразие источников информации. Характер используемых фактов (социальные, биографические, научные и т. д.). Фиксируются ли в творческой работе реальные факты вообще. Возможные недостатки: отсутствие реальных фактов, преобладание вторичной информации, узость источников, фактические ошибки.

2.  Осмысление фактов. Вписаны ли отраженные факты в общую картину жизни в обществе. Насколько самобытно осмысление и авторский комментарий. Возможные недостатки – стандартность и банальность оценок, противоречивость интерпретации, непродуманность комментария, нарушение логики, однобокость характеристик, несоответствие заявленной теме и проблеме или частичный уход от темы.

3.  Владение избранным жанром. Присутствует ли умение поставить и заострить проблему, предложить пути ее решения. Есть ли яркие, выраженные в деталях картинки жизни.

4.  Стиль. Наличие или отсутствие у автора вкуса в использовании языковых средств – тропов, иронии и иных риторических фигур. Индивидуальность стилистического рисунка речи. Лексическое разнообразие. Наличие или отсутствие языковых штампов.

5.  Грамотность. Устанавливаются следующие предельные нормы ошибок:

Для оценки «отлично» - не более трёх негрубых ошибок в совокупности (не более 1 орфографической, не более 2 пунктуационных или грамматических, не более 3 стилистических).

Самостоятельная работа по теме «Газетный язык»

      Частным проявлением культуры речи СМИ является культура речи газеты. Если телевидение и радиовещание - это основные пропагандисты культуры устной речи, то газете как письменной речи в сознании большинства читателей отдаются приоритеты.

      Цель самостоятельной работы выяснить, какова же речь наших современных СМИ, насколько она правильная и может ли служить примером. Объект  исследования - культура речи региональных газет: «Оренбуржье», «Южный Урал».         

Задание: найти нарушения общелитературных норм языка: лексические, грамматические, словообразовательные, фразеологические ошибки, а также отклонения от стилистических норм, т.е. стилистические ошибки, речевые ошибки.

        Примерные ошибки, которые могут быть выявлены при анализе газет: употребление слова в несвойственном ему значении:  Но мое ощущение после довольно детального изучения данного вопроса  состоит в том, что такие случаи не являются массовыми ( вместо слова «ощущение» нужно использовать слово «мнение»)

  • ошибки в употреблении омонимов: В подвале продается пленка для огородников и садистов (в данном случае слово «садист» образовано от существительного сад; в результате индивидуально-авторской омонимии возникает непреднамеренный каламбур; нужно: садовод);
  • неправильное использование  местоименных форм: Мы такие, как есть… (нужно: какие);
  • ошибки в употреблении предлогов: Никак не могу забыть объявления, приклеенное на столбы Советского района (нужно: к столбам);
  • ошибки в управлении (неправильное образование и использование различных грамматических форм слов): Недавно мы побывали на солевом цехе (надо: ... в  ... цехе);
  • отсутствие знака препинания в том месте, где он должен стоять: и конечно же наши волгоградские болельщики своим отношением к футболу заслужили…( вводное слово не выделено запятыми)
  • немотивированное использование нелитературной лексики (просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов) в речи: Магазинный лохотрон.

Редакторская работа по теме «Структура газеты»

Задание: создать одну страницу газеты (заголовок, шрифт, иллюстрации). Работа в группах.

Творческая работа (фото)

           Создать художественную или творческую фотографию (любой тематики).

Необходимо  подписать название, описать фото. Разные фото должны иметь разное описание.

           Фото должны быть хорошего качества и не однотипные.

Интересные фото с одного мероприятия, праздника, урока разместить в виде фоторепортажа.

Работы оцениваются членами кружка путем голосования.

2.5 Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса.

Обучение очное.

Основные формы организации образовательного процесса.

• Групповая.

Ориентирует учащихся на создание «творческих пар», которые выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы.

• Фронтальная.

Предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу или лекцию. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников, способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.

• Индивидуальная.

Предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание помощи и консультации

каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори».Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества учащегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить учащихся к участию в выставках и конкурсах.

Используемые методы и технологии

Основными путями решения поставленных в программе задач являются интегрированные занятия комплексного характера, в которых репродуктивная деятельность переходит в частичную поисковую, самостоятельную творческую работу с помощью педагога. Особенностью методики проведения занятий является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. Основной упор делается на активную деятельность обучающихся (определенные типы игровых разминок: свобода речи, пополнение словарного запаса, дикция: скорость реагирования на происходящее, согласованность действий при коллективных формах работы, ориентация в пространстве). На данных занятиях ребята учатся излагать свои мысли в форме сочинений, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на жизненный опыт и прочитанные произведения. Учащиеся получают знания, умения и навыки работы с текстом и фотографией, с разными по сложности исполнения заданиями по принципу последовательности. Освоение обработки и осмысления информации, как и темы занятий, находятся в определённой последовательности-«от простых к сложным».

   Применяются:

  словесные методы(рассказ, беседа, диалоги, объяснения, разъяснения, лекция, дискуссия, диспут);

наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдения);

работа с информационными источниками (чтение, изучение, реферирование, цитирование, составление плана, конспектирование).

 Результатом применения эвристического метода всегда является создаваемая юнкорами продукция.

      Креативный метод позволяет школьникам творчески подходить к заданию,  использовать традиционные приемы журналистики и нетрадиционные методы подачи материалов.

В конце занятий, для того, чтобы дети более ярко видели результат своего труда, применяются различные приёмы (например, декламация учащимся написанного перед остальными, демонстрация выполненной фотографии, разбор ошибок).

В работе с детьми происходит непрерывное, открытое, свободное общение. Применяются игровые технологии, беседы, экскурсии, викторины, конкурсы, занятия-опыты, занятия-путешествия, практические занятия, занятия-инструктажи, итоговые занятия, коллективные формы занятий и выставки.

     Методы воспитания:

методы формирования познания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;

методы организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитательная ситуация;

методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание;

методы создания положительной мотивации:

эмоциональные:

ситуация  спеха, поощрение, удовлетворение быть значимой личностью;

волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения  к получению знаний;

социальные: желание быть полезным обществу, создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы;

познавательные: опора на субъективный опыт ребёнка, решение творческих задач, создание проблемных ситуаций.

      На занятиях предусматривается создание среды, оптимальной для решения образовательных задач на основе сотрудничества преподавателя с учащимися, постоянной поддержке детей, взаимоуважении и доверии.

Формы организации учебного занятия

      Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы кружка:

         индивидуальные занятия;

         занятия по звеньям;

семинары;

         лекции;

         выездные занятия;

         встречи с интересными людьми;

         практическая работа (участие в конкурсах, выпуск газеты, публикации в  специализированных СМИ и др.)

Структура учебного занятия

П/№

Вид учебно-творческой деятельности        

Время

(минут)

1

Формулирование целей  и задач занятия

2

2

Основное содержание

5

3

Задания для самостоятельной и творческой работы учащихся во время проведения кружкового занятия        

20

4

Отдых, подвижные игры

18

5

Консультация        

10

6

Отработка практической  части  по теме занятия

25

7

Контроль знаний по теме занятия        

10

8

Подведение итогов занятия        

5

9

Релаксация

5

Дидактические материалы

Организация деловой игры.

Деловые игры в последнее время широко применяются в учебном процессе. Они помогают эффективно решать практические задачи овладения профессией, воздействуют на другие элементы всей системы преподавания той или иной дисциплины. Организуя деловую игру на занятиях, следует рассматривать следующие узловые моменты:

1.      Журналистское произведение как тип текста.

2.      Журналистский текст как результат особого рода творчества.

3.     Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь общества и компетентность журналиста.

4.      Процесс воздействия на читателя и социальная позиция журналиста.

5.      Оперативное отражение действительности в журналистике.

6.      Журналистское творчество и культура.

7.      Закономерности журналистского творчества.

8.      Право и этика журналиста.

СТАТЬЯ.

   Роли сотрудников городской газеты играют:

   Корреспондент-учащийся.

   Редактор отдела - учащийся.

   Ответственный секретарь- учащийся

   Главный редактор- учащийся.

Действие первое. Журналист работает над статьей. Учащийся приносит на занятие написанный дома материал.

Задание учащемуся: Докажите, что представленный Вами материал - статья. Убедите редакцию в актуальности Вашей статьи, правильности ее композиции. Покажите, как "работают" в вашей статье факты, логические и эмоциональные средства, тезис, антитезис, индукция и дедукция, система аргументации.

Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание учащемуся, играющему роль редактора отдела:

1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру статьи.

2. Убедительны ли выводы автора статьи, вытекающие из анализа проблем, критической ситуации или положительного опыта? Обоснованы ли его рекомендации?

3. Определите рубрику материала. Дайте оценку заголовка.

4. Сделайте необходимую правку материала или верните его на доработку автору.

Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание учащемуся, играющему роль ответственного секретаря.

1. Примите решение по представленному материалу.

2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.

3. Согласны ли вы с рубрикой и заголовком?

4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание учащемуся, играющему роль главного редактора.

1. Дайте оценку материала.

2. Определите, точно ли названы адреса критики или положительного опыта.

3. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.

4. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.

Действие пятое. Материал опубликован (условно): задание учащимся, играющим роли сотрудников редакции

Оценить достоинство и недостатки материала.

Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, дает оценку материала, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.

ОЧЕРК.

Роли сотрудников редакции городской газеты играют:

Очеркист - учащийся. Редактор отдела - учащийся.

Ответственный секретарь - учащийся. Главный редактор - учащийся.

Действие первое. Журналист пишет очерк.

 Учащийся приносит на занятие написанный дома материал.

Задание учащемуся. Докажите, что представленный вами материал - очерк.

Убедите редакцию в целесообразности выбора героя темы, проблемы.

Обоснуйте выбор вида очерка, его сюжета. Удачно ли показан Вами конфликт, раскрывающий личность человека, о котором вы пишете?

Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание учащемуся, играющему роль редактора отдела:

1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру очерка?

2. Убедительны ли в материале личность героя, его характер, поступки?

3. Дайте оценку заголовка.

5. Сделайте необходимую правку материала или верните его автору на доработку.

Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание учащемуся, играющему роль ответственного секретаря:

1. Примите решение по представленному материалу.

2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.

3. Согласны ли Вы с заголовком?

4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание учащемуся, играющему роль главного редактора:

1. Дайте оценку материала.

2. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.

3. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.

Действие пятое. Материал опубликован (условно).

Задание учащимся, играющим роль сотрудников редакции:

Оценить достоинство и недостатки материала.

Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, оценивает материал, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.

1. "Живая речь". Учащимся предлагается записать без помощи технических средств 15-минутный кусочек "живой" речи (в автобусе, на улице, в столовой...), желательно без журналистской правки, с сохранением особенностей авторской лексики, без пробелов в тексте.

Цель упражнения - овладеть техникой записи в непредвиденной ситуации.

2. "Время". Учащиеся самостоятельно контролируют свое чувство времени, проверяя себя через определенные промежутки времени и записывая результаты. Погрешность +,- 5 минут считается нормой.

3. "Фраза-картинка". В журналистских материалах важно не только рассказывать о чем-то, но и показывать. В некоторых жанрах, например, репортаже, журналист просто обязан создать "эффект присутствия". Можно написать "Он рассердился", и тогда читателю ничего не остается, как поверить этому сообщению-рассказу. А можно написать иначе: "Он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул". Читатель сразу представит себе эту сцену и сделает вывод, что человек рассердился, разозлился. Задание: "показать" фразы: ОН ГОЛОДЕН, ДЕВОЧКА БОИТСЯ, МАШИНА ПОПАЛА В АВАРИЮ, ЕМУ СТАЛО СТРАШНО.

4. "Реплики".Попробуйте написать как можно больше реплик, которые человек произносит, когда он РАЗДРАЖЕН, УДИВЛЕН, НЕГОДУЕТ, НЕДОУМЕВАЕТ, НЕ ВЕРИТ, ВОСТОРГАЕТСЯ, ЗЛИТСЯ.

5. "Жесты и мимика". Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; школьница и школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который недоволен тем, как его обслужили.

6. "Вкусные слова..." Что значит "хороший запах"? Попробуйте объяснить, что это такое. Если выбрать точные эпитеты, то у читателя возникнут вполне ощутимые ассоциации. Например, жасминный, ландышевый, хвойный, смолистый, сладко-приторный, чесночный, яблоневый. Попробуйте подобрать эпитеты к словам ПЕСНЯ, ПОХОДКА, ШОССЕ, ЖЕРЕБЕНОК, МИТИНГ, ОРАТОР, АВТОМОБИЛЬ.

7. "Ассоциации". Напишите осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова. Например: УКАЗКА-МЫШЬ-АДМИРАЛ, ШЕЯ-ГИРЯ-АУКЦИОН, ФЕРЗЬ-БАЯН-КОНСЕНСУС, СЕССИЯ-ЗИГЗАГ-ТЕЛЕФОН.

Цель - научить делать "мостики"-связки в будущих журналистских материалах, когда одно предложение цепляется за другое, один абзац логично переходит в другой.

8. "Первая фраза". Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Пробуйте написать 56 первых фраз к еще не написанным материалам. Главное требование - фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Цель - определить роль первых фраз в журналистском тексте.

9. "Сказка". Учащиеся выбирают какую-либо сказку и трансформируют содержащуюся в ней информацию в журналистскую, оформляя сказку как заметку, хронику, интервью, репортаж, корреспонденцию и пр.

Цель упражнения - уточнение смысла понятия "журналистская информация".

10. "Три газеты". Учащиеся делятся на три произвольные группы, представляющие три издания: демократическое, крайне левых (или коммунистических) взглядов и т.н. "желтое". Предлагается один факт, который каждая группа интерпретирует и подает в соответствии с информационной политикой (а также - лексикой) своего издания. Цель упражнения - определение границ влияния на журналиста информационной политики издания.

11. "Стоп-кадр". К любой иллюстрации из журнала, газеты, просто фотографии сделать несколько подписей. Из одного - трех слов или словосочетания (как заголовок). Из одного предложения - не более 18 слов, включая союзы и предлоги. Из нескольких предложений общим объемом 40-50 слов. Из нескольких абзацев общим объемом до 300 слов.

12. "Одно...". Учащимся выбираются несколько человек, сходных в чем-то (имя, фамилия, дата рождения и т.п.) и описывается какой-либо результат или курьез этого сходства. Цель упражнения - поиск социального смысла в частном случае.

13. "Главная улица". Выбирается социально значимый факт (ряд фактов), связанный с главной улицей города (села) и подается последовательно в жанре хроники, заметки, информации, интервью, репортажа и отчета.

Цель упражнения - уточнение методики работы в разных жанрах.

14. "Письмо в редакцию". Учащиеся пробуют себя в качестве рядового читателя, обратившегося с какой-то просьбой или вопросом в редакцию центрального издания. Цель упражнения - преодоление психологического барьера, связанного со сменой ролей.

15. "Приметы времени". По телевидению, дома, на улице можно слышать такие фразы: "Бедственное положение образования", "Подрастающее поколение сегодня быстро взрослеет", "В стране царит милицейский произвол" и т. п. Это все приметы времени. К любому подобному утверждению напишите десять примет. Например, десять примет РАСКРЕПОЩЕНИЯ СОЗНАНИЯ, десять примет ДЕПОЛИТИЗАЦИИ ЮНОШЕСТВА, десять примет МИЛИЦЕЙСКОГО ПРОИЗВОЛА... Цель - умение формулировать общественно значимые проблемы.

16. "Два взгляда". Сформулировать два взгляда на ПРОПИСКУ. Два взгляда на СМЕРТНУЮ КАЗНЬ. Два взгляда на НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ. Два взгляда на ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Два взгляда на ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АРМИЮ... Упражнение способствует формированию навыков анализа общественно-значимых проблем.

17. "Впрок". Учащиеся методом интервью собирают данные о потребительских свойствах какого-либо товара или услуги, затем в форме информации излагают результаты. Цель упражнения - овладение навыками сбора информации и определение границ рекламного / нерекламного материала.

2.6 Список литературы

Основная литература

1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.

2. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.

3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.

Дополнительная литература

1. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

2. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996.

3. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993. 303 с.

4. Методы журналистского творчества; под ред.Горохова В.М. М., 1982.

5. Мастерство журналиста; Под ред. В.М.Горохова и В.Д.Пельта. М., 1977. 263 с.

Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Галерия, 2002.– 472 с.

Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект пресс, 2001. – 159 с.

Елена Вовк. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в “БШ” №13, 15, 16. 2004 год

Педагогическая лоция. Издательство в учебном заведении / Специальное приложение к журналу “Лицейское и гимназическое образование” 2004/2005 уч. год

А.И. Сенокосов г. Екатеринбург. Методическая газета для учителей информатики “Информатика” № 5 (510) 2006 г.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.

Телевизионная журналистика: Учебник/Ред. коллегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.: Изд-во МГУ, 1994

Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие

Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения. М., 1997.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.

Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации”.

Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М.

Ресурсы Интернета

Сагман С. MicrosoftOffice 2000. – М.:ДМК Пресс, 2002. – 672 с.: ил. (Серия “Самоучитель).

Тайц А.М., Тайц А.А. Самоучитель AdobePhotoshop 7. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 688 с.: ил.

Гурский Ю., Гурская И., Жвалевский А. Компьютерная графика: PhotoshopCS, CorelDraw 12, IllustratorCS. Трюки и эффекты (+СВ). – СПб.: Питер, 2004. – 812 с.: ил. – (Серия “Трюки и эффекты”.

Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:http://www.1september.ru





Предварительный просмотр:

Областная олимпиада по культуре речи (2012 г.)

В марте 2012 г. ученик 10 класса Бараков Талгат участвовал в отборочном туре 3 областной олимпиады по культуре речи для школьников, проводимой Оренбургским педагогическим университетом. Задания показались нам интересными. Это были лингвистические загадки, вопросы, связанные с историей лингвистики и другие. Ответив на все вопросы, мы отправили их в институт и стали ждать ответа. Через три недели мы узнали, что прошли во второй тур – заочный. Нас пригласили 10 апреля в Оренбург.      2 тур – ораторский конкурс «Заговори, чтобы я тебя увидел » - представлял собой выступление (свободное говорение) на две предложенные темы.

Мы тщательно готовились. За неделю подготовки сколько  раз мы меняли тексты выступлений. Трудность состояла в том, что продолжительность выступления не должна была превышать 1 минуты. Кроме этого, нужно было подготовить презентации или другой иллюстративный материал.

И вот 10 апреля! Оренбург встретил нас дождем. Но в стенах университета нам сразу стало тепло. Нас встретили как самых дорогих гостей. Когда все прибывшие участники прошли регистрацию, олимпиада началась.

В начале мероприятия приветственное слово было сказано преподавателем университета Шевяковой И.А. Она и представила жюри.

D:\МАМА\культура речи\school_olimpiad2012_9b.jpg

Затем были разобраны ошибки 1 тура. Так мы узнали, что неправильно ответили на вопрос « Какая связь между Наполеоном и лингвистикой».

Наглядно и интересно был дан ответ на этот вопрос профессором кафедры Дюсуповой Л.В.

D:\МАМА\культура речи\school_olimpiad2012_12b.jpg

И вот наконец конкурс выступлений. При выступлении оценивается не только текст, но и внешний вид, невербальные средства общения, применение наглядных средств, умение привлечь внимание аудитории. Самым трудным было ,конечно, же ответить на вопросы жюри. Соперники один лучше другого. Нам очень понравились выступления учащихся из Бузулука, из Пономаревского, из Оренбургского районов (ст. Сырт). Когда были прослушаны все участники жюри удалилось для подведения итогов.

        Бараков Талгат занял 2 место.

D:\МАМА\культура речи\school_olimpiad2012_3b.jpg

D:\МАМА\культура речи\school_olimpiad2012_4b.jpg

D:\МАМА\культура речи\school_olimpiad2012_1b.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Третья областная Олимпиада по культуре речи для школьников Оренбург 2012 г. Заговори, чтоб я тебя увидел. Сократ

Слайд 2

Святая наука- расслышать друг друга…

Слайд 3

Бараков Талгат Абылхадырович , учащийся 10 класса МБОУ «Александровская СОШ» Грачевского района Оренбургской области

Слайд 4

Еще он не сшит, твой наряд подвенечный, И хор в нашу честь не споет... Но время торопит - возница беспечный, - И просятся кони в полет. И просятся кони в полет. Мы сами раскрыли ворота, мы сами Счастливую тройку впрягли, И вот уже что-то сияет пред нами, Но что-то погасло вдали. Святая наука - расслышать друг друга Сквозь ветер, на все времена! Две странницы вечных - любовь и разлука - Поделятся с нами сполна. Чем дольше живем мы, тем годы короче, Тем слаще друзей голоса. Ах, только б не смолк под дугой колокольчик, Глаза бы глядели в глаза! То берег, то море, то солнце, то вьюга, То ласточки, то воронье... Две вечных дороги - любовь и разлука - Проходят сквозь сердце мое... Любовь и разлука Булат Окуджава

Слайд 5

По словарю Ожегова С.И. РАССЛЫШАТЬ – ЯСНО ВОСПРИНИМАТЬ СЛУХОМ. РАССЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА – ВЗАИМНОЕ ПОНИМАНИЕ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ.

Слайд 6

Модель взаимопонимания мы наследуем от родителей. «Все мы родом из детства»

Слайд 7

Неспособность сердцем выслушать другого происходит из-за нежелания сопереживать, сочувствовать, из-за недооценки окружающих. Мы понимаем, как разобщено мы живем, одержимые гордыней собственной правоты. И никак не удается нам «расслышать друг друга» Неспособность сердцем выслушать другого происходит из-за нежелания сопереживать, сочувствовать, из-за недооценки окружающих. Мы понимаем, как разобщено мы живем, одержимые гордыней собственной правоты. И никак не удается нам расслышать друг друга.

Слайд 8

Взаимопонимание можно сравнить с хрустальной вазой. Иногда достаточно одного грубого камня – слова и останутся от вазы одни острые осколки, которые долго будут ранить душу.

Слайд 9

« СВЯТАЯ НАУКА – РАССЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА…» «Г осподи , научи правильно, просто, разумно обращаться со всеми домашними и окружающими меня младшими и старшими, чтобы мне никого не огорчить, но всем содействовать ко благу».



Предварительный просмотр:

П А С П О Р Т

детского образовательного объединения

1. Полное наименование объединения «Юный корреспондент»

Город/район Грачевский район

Полное  наименование образовательного учреждения: Муниципальное автономное учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества»

Полный почтовый адрес учреждения, телефон, E-mail, web-сайт:

 8(353)44-2-14-96

zentr_62@mail.ru

2. Сведения о руководителе объединения

Фамилия, имя, отчество руководителя Бурашева Марина Хамибулловна

Педагогический стаж на 1.09.2017 г 20 лет

 Стаж в должности руководителя объединения на 1.09.2017г. 12 лет

Квалификационная  категория на 1.09.2017 г. Высшая

Звания, награды руководителя Благодарственные письма: Почетные грамоты отдела образования Администрации Грачевского района, Благодарственное письмо Правительства Оренбургской области, Благодарность Министерства образования Оренбургской области, Благодарственные письма отдела образования Администрации Грачевского района, ОГПУ и др.

3. Сведения о детском образовательном объединении

Год создания  объединения 2005

Количество учащихся 12

Направление образовательной деятельности Художественное

Возраст учащихся  10- 16 лет

Срок обучения 2 года

            Полное наименование образовательной программы,  автор Модифицированная дополнительная

           общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный                     корреспондент» Бурашева Марина Хамибулловна

Достижения и награды объединения (с указанием полного наименования награды, конкурса, года награждения)

Награды районного уровня

Наименование награды

Название конкурса

Год награждения

1

Диплом 1 место

«Рукописная книга»

2015

2

Диплом 2 место

«Рукописная книга»

2015

3

Диплом 1 место

«Рукописная книга»

2016

4

Диплом 1 место

«Рукописная книга»

2016

5

Диплом 2 место

«Рукописная книга»

2016

6

Диплом 2 место

«Рукописная книга»

2017

7

Диплом 1 место

Конкурс сочинений «Какие мы жители России?»

2009

8

Грамота 1 место

Олимпиада юных журналистов

2013

9

Грамота

За участие в конкурсе «Рукописная книга»

2007

10

Диплом 1 степени

Конкурс эссе «Гражданин России»

2016

11

Диплом 1 место

Конкурс эссе «Я выбираю жизнь»

2015

12

Диплом 2 место

Конкурс эссе «Я выбираю жизнь»

2015

13

Диплом 1 место

Конкурс сочинений «Моя мама лучше всех

2015

14

Диплом 1 место

Конкурс сочинений «Моя мама лучше всех»

2014

15

Диплом 1 место

«Письмо потомка»

2015

16

Диплом 1 место

«Письмо потомка»

2015

Награды областного уровня

Наименование награды

Название конкурса

Год награждения

1

Диплом (Поощрение жюри)

Рукописная книга

2007

2

Благодарственное письмо

«Космос глазами детей»

2010

3

Диплом 3 степени

Рукописная книга

2012

4

Грамота 2 место

Третья областная Олимпиада по культуре речи для школьников

2012

5

Диплом 1 степени

Рукописная книга

2013

6

Диплом 1 степени

Рукописная книга

2014

7

Диплом 2 степени

Рукописная книга

2015

8

Диплом победителя

Конкурс сочинений на патриотическую тему

2014

9

Диплом 3 степени

Олимпиада юных журналистов

2014

10

Диплом 1 степени

Олимпиада юных журналистов

2015

11

Благодарственное письмо

Конкурс стихотворений и рассказов «За мир я Вас благодарю!», посвященный 70-летию Победы в ВОв

2015

12

Диплом

«Оренбургские таланты»

2015

13

Диплом 2 степени

8 конкурс детских литературных объединений «Кастальский ключ»

2015

14

Благодарственное письмо

Конкурс журналистских работ «Своё кино»

2016

15

Грамота за оригинальность и творческий подход 

Областной конкурс творческих работ обучающихся «Наше будущее без наркотиков». Номинация «Газетная статья»

2015

16

Диплом победителя

«Волшебное перо»

2017 (выпускница кружка)

Награды всероссийского уровня

Наименование награды

Название конкурса

Год награждения

1

Диплом 1 место

Олимпиада «Я-журналист» (Москва)

2015

2

Диплом 1 место

Олимпиада «Я-журналист» (Москва)

2017

3

Диплом 3 место

III Всероссийский культурно-творческий проект

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ФОРУМ»

2016



Предварительный просмотр:

«Наше литературное объединение»

Весела и голосиста
Жизнь у юных журналистов!
Мы повсюду успеваем,
Что и где творится, знаем!

Анна Белокопытова

         Это было 12 лет назад. День уже с утра не заладился. Не успев открыть двери школы, я узнала, что наш «воин» - Кирилл Войнов – опять подрался. Опять меня, как  классного руководителя, вызовут вместе с ним к директору. Этих встреч я боялась, наверное, больше самого драчуна. Подсознательно я всё равно поддерживала Кирилла – люблю я личностей, имеющих своё собственное мнение и тем более умеющих защищать свою точку зрения. Никак не научу его это делать без кулаков.

          Когда я спускалась по лестнице, ведя за собой своего подопечного, навстречу мне неслась наш организатор. В руках у нее были какие-то бумаги. Вечно неугомонная, с горящими глазами,  она крикнула:

- Не хотите ли Вы вести театральный кружок?

В тот момент это мне показалось издевательством. Вперив в нее глаза, я прорычала:

- У меня каждый день – театр. Драматический!..

           Но ОНА не унималась. Ходила за мной по пятам. Постепенно дело  дошло до кружка юных корреспондентов. Я наконец-то согласилась. Думаю – попробую: напишем с детьми несколько статей в местную газету,  и на этом все само закончится. Вот так и пишем потихоньку уже 12 лет. Только через много лет я поняла, как я ей благодарна. Кружок для меня – воздух, отдушина. Это некое пространство, ограниченное нашими интересами. Это мир, в котором нам комфортно, легко и интересно.

          Наша жизнь полна событий. Мир не стоит на месте. Каждый день дарит нам новые впечатления. Журналисту всегда есть о чем писать.

          Прежде чем начать работу, я познакомилась с опытом работы своих коллег и решила начать занятия с теории. Мы изучили историю журналистики, познакомились с видами журналистской работы, газетными жанрами. Нельзя начать писать, не зная основ того дела, которым занимаешься. Чтобы увлечь ребят, которым, не скрою, всё это показалось скучным, я предложила совершить экскурсию в типографию. Одна поездка изменила их – они «загорелись» своим делом. И работа закипела. Да и сама я поняла, что втянулась: это были не уроки, а дружеские встречи. Они проходили легко, в непринужденной обстановке. Это раскрепощало ребят. Прежде всего они привыкли видеть во мне строгого  учителя. А здесь я, наверное, была другом, мы действовали  наравне. Они научили меня видеть прекрасное в мелочах, которых мы, взрослые, не замечаем. Например, Катя написала миниатюру о росинке, которую она увидела ранним утром на листике одуванчика. Пока она шла в школу, росинка ожила, у неё появилось имя «Ия». В миниатюре Ия прожила всего несколько минут, но это была жизнь. Её жизнь. Уже потом, перечитав маленький рассказ несколько раз, я поняла, что дети мыслят глубоко, может, даже не понимая этого. Сколько глубокого смысла было в той росинке: наша жизнь быстротечна, каждый день нужно прожить так, чтобы оставить какой-то след в жизни людей, в жизни планеты. На следующее утро я помчалась искать росинку. И нашла. Сфотографировала. Сделав фотографию росинки, я подарила ее Катюше. Когда она окончила школу, то фотографию подарила мне. Постепенно эта росинка стала нашим талисманом.

          Может быть, благодаря нашему талисману и таланту моих воспитанников, нам есть чем гордиться. Мы выиграли много интересных конкурсов. Каждый конкурс – это прежде всего преодоление препятствий. Хорошо, когда конкурс требует физических и умственных затрат. Тем слаще вкус победы.

           В 2015 и 2017 годах  наша воспитанница является победителем Всероссийской олимпиады  «Я –журналист», проводимой газетой «Правда Москвы». Конкурентов было много. Ребята присылали свои работы из Москвы, Кирова, Красноярска, Томской области, Пермского края и др. Динара Бурашева, участница конкурса, писала о Победе, рассказывала о прадедах, обеспечивших жизнь нашим поколениям, родных и близких, тружениках и просто интересных людях, показала себя неравнодушной к окружающему миру, поделилась своими радостями и сомнениями, любовью к нашей необъятной Родины. Победительница  была приглашена в Москву на  Всероссийский фестиваль «Русский лад» на празднование Дня русского языка для награждения. Большую помощь  в правке текстов оказал нам  журналист Кононенко Евгений Иванович.

          Впервые мы участвовали в III Петербургском читательском форуме. Здесь участвовали юные авторы, представлявшие свои рассказы о школьной жизни. Как я тогда волновалась, когда читала рассказы участников форума. Как много талантливых ребят в России. И здесь нам улыбнулась удача – 3 место. Победа была трудной, но немного ожидаемой. Наша «Светка» (рассказ) – призер и победитель многих конкурсов. На сегодняшний день это самое лучшее произведение, созданное в нашем кружке за все годы. И мы очень надеемся, что оно когда-нибудь войдет в сборник произведений.

          Наши работы печатаются в областных сборниках. Это очень приятно, так как это высокое признание нашей работы известными писателями и поэтами. Это огромный стимул работать дальше и добиваться успехов.

          Очень запоминающими для нас являются встречи с известными писателями – нашими земляками. Один из них Петров Владимир Иванович  - поэт, прозаик, читал нам свои стихи, рассказывал нам о своей жизни, делился секретами своего мастерства.  Было очень интересно. Обстановка была непринужденная: мы пили чай, ели вкусные пироги, беседовали.  Это была своеобразная литературная гостиная. В конце встречи он подарил нам свой сборник стихов. Мы надеемся, что скоро у нас соберется целая коллекция таких книг. Неисчерпаема земля русская талантами!

           Стало традицией участвовать в районном, а затем и областном конкурсе детского литературного творчества «Рукописная книга». Это своеобразный «экзамен» для участников объединения. Работы ребят ежегодно отмечаются дипломами областного конкурса.

             Особенно ребятам нравится брать интервью. У нас есть настоящий микрофон. Технический прогресс не стоит на месте: у ребят сегодня имеются современные записывающие устройства. Встречи с людьми всегда оставляют след и в моей душе, и в душе детей. Ветераны войны и труженики тыла рассказывают истории, от которых на глаза наворачиваются слезы. Я считаю, если школьники переживают и сочувствуют, значит, они настоящие, «живые». И, возможно, из него вырастут достойные граждане нашей страны.

           В 2015 году мы участвовали в конкурсе детских литературных объединений «Кастальский ключ», где заняли II место. Эта награда для нас очень дорога, так как она дает оценку всей нашей работе. Мы очень надеемся, что нашу работу оценят и в этом году.

            … А сегодня опять четверг. Опять у меня кружок. Я иду по первому снегу. Он скрипит под ногами. День с уроками, контрольными, тетрадями закончился. Впереди увлекательное путешествие в большой мир. И на душе становится  так тепло, и я чувствую, что могу этим теплом «обогреть» своих любимых ребятишек. А вот и ОНИ…


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как бы ни был ты неистов, Не позволь себе забыть, Что Девизом журналистов « Только Правда » должна быть. Руководитель кружка Бурашева М.Х. КРУЖОК « ЮНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ» МБОУ « Александровская СОШ » Грачевского района

Слайд 2

с . Александровка

Слайд 5

Пишем мы статьи в газете, Освещаем все на свете. Звезды, техника и мода - Наша радость и работа. Жизнь крута, полна событий, Наблюдений и открытий. Вот история про нас, Журналисты высший класс!!!

Слайд 6

Цели программы - дать представление о системе массовой коммуникации; - познакомить с основами журналистского мастерства; - создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального развития; - расширить кругозор обучающихся, развивать владение словом.

Слайд 7

Актуальность Низкий уровень развития речи значительного числа школьников , робость, недостаточный словарный запас , боязнь самих детей публично выступать – все это не позволяет четко и логично выразить свою мысль, высказать своё мнение.

Слайд 8

Формы и методы, используемые на занятиях: групповые (лекции, беседы, практикумы, профессиональные игры); индивидуальные (консультации, редактирование материалов). Условия реализации программы: наличие оборудования, необходимого для выпуска школьной газеты (компьютеры, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера); методическое обеспечение (литература по детской журналистике); сотрудничество с редакцией районной газеты «Призыв»

Слайд 9

Третья областная Олимпиада по культуре речи для школьников Заговори, чтоб я тебя увидел. Сократ Оренбург 2012 г.

Слайд 12

«Рукописная книга» 2012 г. -3 место 2013 г. – 1 место 2014 г.– 1 место 2015 г.- 2 место

Слайд 13

Конкурс патриотических сочинений

Слайд 14

Областная Олимпиада юных журналистов - 2015

Слайд 15

«Я -журналист» ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР им. С.Н.ОЛЕХНИКА в сотрудничестве с МГУ им. М.В.Ломоносова и газетой «Правда Москвы» председатель жюри Олимпиады Кононенко Евгений Иванович, член Союза журналистов г. Москвы

Слайд 16

Интересные встречи Писатель Петров Владимир Иванович

Слайд 17

Весела и голосиста Жизнь у юных журналистов! Мы повсюду успеваем, Что и где творится, знаем! Жизнь кипит, бумага рвется — Это номер создается! Журналистский наш отряд Всех увидеть очень рад! Побеждаем, зажигаем и к себе вас приглашаем!