Распространение педагогического опыта

Ситникова Светлана Витальевна

выступление

год

результат

  1.  

«Точка роста» - центр образования цифрового и гуманитарного профилей

 

2020

Доклад на августовской конференции педагогических работников

  1.  

«Из опыта подготовки учащихся к выполнению заданий ВПР по английскому языку в 7классе»

2021

Доклад на августовской конференции

  1.  

Мастер-класс на республиканском уровне в БРИОП в рамках прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию «Интерактивные формы обучения. Лэпбук на уроках английского языка как форма организации образовательной деятельности».

2020-2021

Мастер-класс для слушателей курсов

  1.  

«Особенности идеологического воспитания в современных условиях»

2022

Доклад на августовской конференции

  1.  

Методический окружной семинар «Современный урок как условие выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации стандартов II поколения»

2021

Доклад «Современные образовательные технологии на уроках английского языка».

  1.  

Создание буклета по обобщению педагогического опыта от методического объединения учителей английского и бурятского языков

2021

Буклет

  1.  

Выступала н районной августовской конференции «Точка роста-центр образования цифрового и гуманитарного профилей»

2021

Доклад

  1.  

Являлась экспертом муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в ОО Хоринского района в 2020-21 гг.

2020-2021

эксперт

  1.  

Экспертом ВПР по английскому языку в 7х классах

2020-2021

эксперт

  1.  

На августовской конференции 2021 «Содержание изменений и требований нового ФГОС»   выступала с докладом на секции учителей английского языка «Из опыта работы по подготовке к ВПР в 7 классе». Презентовала авторское пособие по подготовке к ВПР по английскому языку в 7х классах

2020-2021

доклад

  1.  

Открытое внеклассное мероприятие «Рождество в Британии» в параллели 7х классов

 

2021-2022

Открытое внеклассное мероприятие

  1.  

Открытое внеклассное мероприятие «Масленица» в параллели 5х классов

2021-2022

Открытое внеклассное мероприятие

  1.  

Открытое внеклассное мероприятие по финансовой грамотности «Мы, ребята, деловые!» в параллели 5х классов.

2021-2022

Открытое внеклассное мероприятие

  1.  

Принимала участие в работе творческой группы по подготовке конкурсантки на республиканский конкурс «Лучший учитель бурятского языка -2022».

2021-2022

Конкурсантка заняла 3 место

  1.  

Изготовила дидактический материал по теме лэпбук «Настоящее продолженное время», лэпбук «Прошедшее время».

2021-2022

лэпбук

  1.  

Окружной конкурс профессионального мастерства «Лучший сайт (блог, страница) педагога»

 

2022-2023

2 место

  1.  

Являлась экспертом муниципального этапа V республиканской олимпиады по английскому языку среди обучающихся 3 – 8 классов.

2022-2023

эксперт

  1.  

Выступала на районной августовской конференции с докладом «Особенности идеологической работы с детьми в современных условиях».

 

2022-2023

доклад

  1.  

Участвовала в работе творческой группы по подготовке конкурсанта на районный конкурс «Учитель года 2023»

2022-2023

Участие в работе творческой группы

  1.  

Участвовала в работе творческой группы по подготовке конкурсантки на районный конкурс «Самый классный классный 2023»

2022-2023

Участие в работе творческой группы

  1.  

Участвовала в работе творческой группы по подготовке конкурсанта на 1 республиканский конкурс «Директор года 2023».

2022-2023

Участие в работе творческой группы

  1.  

Принимала участие в разработке «Программы развития бурятского языка в МАОУ «Хоринская СОШ №1 им.Д.Ж.Жанаева»»

2022-2023

Программа развития бурятского языка

  1.  

Участие в разработке проекта по патриотическому воспитанию

 

2023-2024

проект

  1.  

Участие в работе творческой группы по подготовке конкурсанта республиканского конкурса «Учитель года Бурятии - 2024»

2023-2024

Участие в работе творческой группы

  1.  

Участвовала в работе творческой группы по подготовке конкурсантки на республиканский конкурс «Педагогический дебют - 2025».

2024-2025

Участие в работе творческой группы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на августовскую конференцию педагогических работников

«Точка роста» - центр образования цифрового и гуманитарного профилей

Составила: зам.директора по НМР

МБОУ «Хоринская средняя школа №1

им.Д.Ж.Жанаева» Ситникова С.В.

Система Российского образования на современном этапе претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, педагог является основной фигурой при реализации на практике нововведений. И для успешного введения различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, профессионализма и мастерства. 

Современная школа – это особое образовательное пространство, которое способствует развитию личной успешности и ученика, и учителя. Создать такое пространство не возможно без инфраструктурных изменений школьного здания.

Особую роль в развитии личности играет система дополнительного образования. У детей появляется больше возможности для занятий внеурочной деятельностью. Наша задача – им такую возможность предоставить.

В рамках реализации регионального проекта «Современная школа»  в состав школ для формирования  центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» были включены 3 школы нашего района Хоринская средняя школа №1 им.Д.Ж.Жанаева, ХСОШ №2 и Булумская СОШ. 

Сегодня равноправными участниками образовательного процесса являются и учителя, и родители, и обучающиеся.

Одной из центральных фигур образовательного процесса в современной школе был и остаётся учитель. Именно на него возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Он является организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности учащихся.

Традиционный преподаватель (монополист в передаче и интерпретации необходимых знаний) уходит со сцены. Складывается новый образ педагога-воспитателя: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов. В связи с этим особую значимость приобретает педагогическое мастерство.

 Штатные сотрудники будущего Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» прошли обучение по курсу «Гибкие компетенции проектной деятельности». По итогам шести модулей первого блока обучения сотрудники выполнили контрольные задания и получили оценку приобретенной компетентности. Каждый педагог получил сертификат об успешном завершении обучения по курсу. 

С 18 по 21 августа прошла образовательная сессия для учителей технологии Центра "Точка роста" на базе технопарка «Кванториум». 

Весной была подготовлена правовая документация на создание центра и составлена смета на ремонт помещений. В августе проводились ремонтные работы.

Одновременно с этим мы занимались  дизайном и подбирали мебель для помещений с учётом методических рекомендаций Министерства просвещения Российской Федерации.  

  Задачами Центра являются охват своей деятельностью на обновленной материально-технической базе не менее 100% обучающихся школы, осваивающих основную общеобразовательную программу по предметным областям «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также обеспечение не менее 70% охвата от общего контингента обучающихся в школе дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей во внеурочное время.

  Инфраструктура Центра будет использоваться и во внеурочное время как общественное пространство для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности.

  Такой Центр образования «Точка роста» будет создан как структурное подразделение школы, в деятельности которого будут применяться ещё более современные информационные технологии, средства обучения, учебное оборудование, которые послужат повышению качества и доступности образования.

  Центр расположен в двух помещениях школы площадью не менее 40 квадратных метров каждое и включать следующие функциональные зоны:

 - кабинет формирования цифровых и гуманитарных компетенций, в том числе по предметным областям «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности»;

 - помещение для проектной деятельности – пространство, выполняющее роль центра общественной жизни школы. Помещение для проектной деятельности будет зонироваться по принципу коворкинга, включающего шахматную гостиную, медиазону.

Для модернизации школьного пространства интересной является идеи организации коворкинг-центров. Термин «коворкинг» пришел к нам из английского языка и означает «совместно работающие».  В образовательной организации коворкинг – это зона обучения в сотрудничестве, зона взаимодействия и развития способностей обучающихся. Помимо комфортного места для учебы, здесь  созданы возможности для общения, обмена опытом и даже отдыха. Это может быть одним из ресурсов повышения качества образования.

   Важно, что в коворкинге нет жестких границ: можно легко перемещаться, передвигать мебель, расширять и сужать зоны, за считанные минуты видоизменяя пространство.

 Коворкинг создает возможность для поиска и получения знаний и умений через знакомство с новыми людьми.  

В коворкинг-зоне   можно проводить различные  тематические мероприятия, лекции, встречи с успешными людьми, круглые столы,  семинары и тренинги личностного роста.

На базе   Центра планируется реализация не только общеобразовательных программ по предметным областям «Технология», «Информатика», «ОБЖ» с обновленным содержанием и материально-технической базой, но и программ дополнительного образования по IT-технологиям, медиатворчеству, шахматному образованию, проектной и внеурочной деятельности, а также социокультурные мероприятия.

  Работа школы будет выстроена следующим образом: в первую половину дня  предполагаются уроки по трем обозначенным предметам, а после ребят ждут занятия в рамках внеурочной деятельности, деловые игры, тренинги. Помимо овладения новыми знаниями и компетенциями, работа в таких условиях позволит детям и подросткам совершенствовать коммуникативные навыки, креативность, стратегическое и пространственное мышление, психологическую устойчивость в стрессовых ситуациях.

   Оборудование, которое поступило в школу в рамках проекта, призвано работать во исполнение главной задачи - современного образования школьников. К примеру, по предметной области «Информатика» школа получила 12 ноутбуков и шлем виртуальной реальности, 3D принтер, МФУ,  смартфон, кадракоптеры , фотоаппарат и др.

 Навыки оказания первой медпомощи будут отрабатываться в зоне «Основы безопасности жизнедеятельности» при помощи современных тренажеров-манекенов.

Благодаря получению 3D-принтеров, квадрокоптеров и прочего оснащения обновится содержание предметной области «Технология» с формированием таких новых компетенций, как 3D-моделирование, прототипирование, компьютерное черчение, технологии цифрового пространства.

Планируем к реализации следующие программы дополнительного образования:

1.   «Медиа-центр «Журналистика в школе»

2. «Шахматы»

         3 . Программа дополнительного образования «3D-моделирование»

 4. «Беспилотные летательные аппараты».

 5. «Робототехника»

Наша школа с 1 сентября 2020 года станет центром цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

   

  Думаем, что у нас всё получится!!! Вперёд к ТОЧКЕ РОСТА!!!



Предварительный просмотр:

Слайд 1                                     Мастер-класс

Тема: " Интерактивные формы обучения.
Лэпбук на уроках английского языка– как форма организации образовательной деятельности для развития познавательной

активности детей "

Разработала: Ситникова Светлана Витальевна, учитель английского языка МБОУ «Хоринская средняя школа №1 им.Д.Ж.Жанаева»

Слайд 2

Цель:

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы и развития познавательных способностей на основе использования лэпбука.

Задачи:

1. Проанализировать форму работы «ЛЭПБУК» с точки зрения педагогической ценности

2. Повысить уровень мастерства педагогов.

3. Познакомить педагогов с этапами изготовления лэпбука и последовательностью работы с ним на примере игр и игровых заданий.

Оборудование: мультимедийное оборудование, макет лэпбука, карточки, игровые задания, ножницы, цветная бумага, образцы кармашков.

Слайд 3

План проведения мастер-класса

1. Вступительное слово: представление лэпбука как средства обучения в условиях ФГОС.

2. Представление мульмедийной презентации.

3. Совместная деятельность по наполнению лэпбука.

4. Рефлексия.

Ход мастер-класса

I. Приветствие.

Добрый день! Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе.

Реализация большого личностно-развивающего потенциала современного лингвистического образования возможна лишь при условии интенсивной познавательной деятельности школьника, его максимальной творческой активности и самостоятельности.                                                                                                                

II Теоретическая часть

Слайд 4

Что же такое лэпбук?

Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

«Лэпбук»– в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга», или тематическая интерактивная папка, коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог совместно с детьми и родителями собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.

Слайд 5

Новизна данной методики заключается в том, что для учеников лэпбук, это своего рода игрушка, в которой много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии.

Цель использования лэпбука - получение,   расширение и закрепление знаний по определенной теме в игровой форме.

Слайд 6

Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта. 

Создание лэпбука содержит все этапы проект:

1) целеполагание (выбор темы)

 2) разработка лэпбука (составление плана)

 3) выполнение (практическая часть)

 4) подведение итогов.

Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности. Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

Слайд 7

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде. 

Лэпбук :

-информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступны детям;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Чем привлекательна данная форма работы?

1.  Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.

  2.  Это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

 3. Ребенок может самостоятельно собирать и организовывать  информацию.

 4.  При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.)

5.  Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:

- умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со сверстниками;

- распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

Родители обеспечивают поддержку:

  • организационную
  • техническую
  • информационную
  • мотивационную

Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.

Цель данных мероприятий: создать условия для совместной детско – родительской информационно- поисковой деятельности на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Слайд 8

Зачем нужен лэпбук?

    1. Лэпбук – активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;
2.Появляется возможность проявить себя каждому ребёнку!
3.  Помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно, если ребёнок визуал)
4.  Лэпбук – позволяет сохранить собранный материал;
5. Это просто интересное и творческое занятие!

Слайд 9

Результат

  • Улучшение качества развития детей, повышение устойчивого интереса к знаниям;
  • Приобщение родителей к воспитательно – образовательному процессу и совместному творчеству.

Слайд 10

Виды лэпбуков

  • учебные;
  • -игровые;
  • -поздравительные, праздничные;
  • -автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка

Слайд 11

Формы лепбуков

  • стандартная книжка с двумя разворотами;
  • папка с 3-5 разворотами;
  • книжка-гармошка;
  • фигурная папка.

Слайд 12

Организация материала

-стандартные кармашки;

- обычные и фигурные конверты;

- кармашки-гармошки;

- кармашки-книжки;

- окошки и дверцы;

- вращающиеся детали;

-высовывающиеся детали;

- карточки;

- теги;

- стрелки;

- пазлы;

- чистые листы для заметок и т.д.

Материалы:

  • картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3);
  • бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);
  • принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;
  • обычные и фигурные ножницы;
  • клей и/или скотч;
  • степлер;
  • декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)

Слайд 13

Вашему вниманию представляю свой лэпбук «I like English». Однажды летом, в отпуске, занимаясь самообразованием, я общалась в интернете с учителями английского языка и наткнулась на тему «Лэпбук в деятельности учителя». Нужно отметить, что данная новинка меня очень заинтересовала и я принялась за работу. Подготовила все необходимые материалы, составила план работы, спроектировала свой лэпбук, а осенью с детьми  претворила свою  идею. 

Мой лэпбук включает 8 тем:

  • английский   алфавит;
  • счет до 20;
  • лексика по теме «Времена года»;
  •  «Спорт», зимние и летние виды спорта;
  • «Дикие и домашние животные»;
  • «Цвета»;
  • монологическое высказывание «Мое любимое время года»

Предлагаю вам, уважаемые коллеги, ролик, который я сняла по работе с лэпбуком со своим учеником 4го класса. Посмотрите, как это работает.

 (Просмотр видеоролика) (прилагаю в материалах)

На столах у вас все необходимые материалы, давайте попробуем сделаем свой лэпбук, на ваш вкус и фантазию.Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. Наполняем. Презентуем. Затем выполняем все задания, фиксируем достигнутые знания, наблюдения и т.д.

Этапы создания

  1. Определение темы и сбор материала
  2. Макетирование
  3. Сборка лэпбука

Определитесь с темой будущего лэпбука. Тема может быть любая  - времена года, грамматические времена, цвета, животные и т.д.

После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лэпбука, т.е. какие под темы вы хотите раскрыть – это и будет содержание наших мини-книжечек. Советую начать с 5-7 пунктов (книжек), но вообще здесь нет ограничений. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.

Следующий этап самый интересный - МАКЕТ. Теперь надо придумать, как в ЛЭПБУКЕ будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать (начертить) на листе, сложенном в виде ЛЭПБУКА. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д.  Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Оформление  ЛЭПБУКА.

При организации работы в этом направлении я придерживаюсь следующих принципов

  • Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
  • Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
  • Креативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

III Практическая часть – Изготовление макета ЛЭПБУКА

IV Рефлексия. Игра «Ключевое слово» - участникам педагогического взаимодействия предлагается по цепочке называть вслух свое ключевое слово (ценность, впечатления, отношение, рекомендации и т.д.)   по прошедшему мастер-классу.

V Заключение

        Таким образом, данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной тематической папки, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

        Слайд 14

Свой мастер-класс я хотела бы закончить словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Особенности идеологического воспитания

в современных условиях»,

подготовила Ситникова С.В. зам.директора по ВР,

МАОУ «Хоринская сош №1 им.Д.Ж.Жанаева»

В настоящее время в нашей стране признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Об этом нам говорит статья 13 Конституции Российской Федерации.  

Хочется обратиться к советскому опыту организации воспитательной деятельности на основе идеологии: «октябренок – пионер – комсомолец – коммунист». Именно пионерская и комсомольская организации активно способствовали формированию личности ребенка. Советская система воспитания положительно влияла на процесс социализации ребенка в обществе. Главной задачей ставилось воспитание молодежи в духе коммунистической идейности, преданности Советской Родине, в духе интернационализма, активная пропаганда норм и духовных ценностей советского общества – все это накладывало огромный положительный отпечаток на личностный рост, культуру, поведение и моральный облик ребенка.

Под идеологическим воспитанием понимается целенаправленный, научно обоснованный социально-педагогический процесс создания оптимальных условий для освоения основополагающих национальных ценностей, идей, убеждений, формирования национального самосознания и становления активной гражданской позиции учащегося.

   Целью идеологического воспитания является формирование социально зрелой личности, субъекта своей жизнедеятельности, имеющего качества патриота, гражданина, семьянина, труженика, способной к реализации базовых компетенций: социально-политических, коммуникационных, допрофессиональных, профессиональных, личностных. Идеология призвана мобилизовать и объединить общество, способствовать гражданскому согласию, если в ее основе лежат общечеловеческие ценности и национальные интересы.

Идеологическое воспитание подрастающего поколения должно быть ориентировано на познание и принятие личностью основ государственной идеологии, осознание основных идей и принципов, на которых строится идеология государства, принятие национальной идеи.

«Патриотическое воспитание на сегодняшний день является одной из актуальнейших проблем государственной политики. Патриотизм должен стать объединяющей идеологией России»   В.В.Путин.      

  Давайте рассмотрим ценности, устои общества, нравственные ориентиры, которые делают нас единым народом, Россией и от чего мы не откажемся ни при каких обстоятельствах. Перечислим их:

  • Справедливость.
  • Это свобода – личная, индивидуальная свобода. Свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий. И свобода общая, национальная. Самостоятельность и независимость Российского государства.
  • Жизнь человека, его благосостояние и достоинство.
  • Межнациональный мир. Единство разнообразных культур. Защита малых народов.
  • Семейные традиции. Любовь и верность. Забота о младших и старших.
  • Патриотизм. Вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре.

Именно эти ценности – основа развития нашей воспитательной среды. На них следует ориентироваться в поведении и поступках, взаимодействии друг с другом. При выборе способов решения той или иной проблемы.

Социально-экономические, научно-технические и социально-культурные изменения, происходящие в нашей стране, вызвали к жизни образовательные стандарты второго поколения, которые нацеливают учащихся на

  • развитие готовности и способности к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
  • формирование российской и  гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей;
  • формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора;
  • развитие толерантности жизни в  поликультурном обществе,  воспитания патриотических убеждений;
  • развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, а так же готовности к самостоятельным поступкам и действиям;
  • освоение основных социальных ролей, норм и правил.

В основе стандарта второго поколения лежит новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством, который в строится на принципе взаимного согласия личности, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования.

Воспитание всегда ориентировалось, прежде всего, на подрастающее поколение, молодежь. В сложившейся ситуации в стране образовался вакуум в целенаправленном воздействии со стороны государства и его общественных институтов на молодое поколение.  Данный вакуум заполнила стихия – спонтанное влияние среды, новых ценностей социального бытия, а также хлынувший на молодежь поток неконтролируемой информации, как со стороны запада, так и собственных СМИ.

Сегодня идейно-воспитательная работа осуществляется не с чистого листа, она имеет фундамент в виде сохранения позитивного воспитательного опыта, накопленного ранее. Обеспечивается государственной властью, приоритетом национальных интересов, инвестициями в здоровье человека, в его профессиональное, культурное и личностное развитие.

Структура управления процессом идеологической и воспитательной работы предполагает скоординированное взаимодействие Министерства образования, управлений и учреждений образования с заинтересованными ведомствами, государственными и общественными организациями, а также органами ученического самоуправления, родительской общественностью.

Выделим основные цели нашей работы в школе по идеологическому воспитанию:

  • Создать систему целенаправленной деятельности педагогического коллектива и школьного самоуправления по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского и патриотического долга перед Родиной;
  • Развить гуманные чувства милосердия и уважения к ветеранам войны и труда;
  • Активизировать интернациональное воспитание учащихся;
  • Скоординировать взаимодействие участников педагогического процесса, государственных и общественных организаций, семьи самих учащихся по обеспечению условий для эффективной идеологической и идейно-воспитательной работы в школе.

Основными направлениями работы для осуществления выбранных целей являются:

  • Информационное (обзорные и тематические информационные часы, проводимые в школе с использованием возможностей социума);
  • Воспитание осознанного отношения к информации представляемой СМИ (умение анализировать, делать позитивные выводы);
  • Идеологическое воспитание (ориентировано на познание и принятие личностью основ государственной идеологии, осознание основных идей и принципов, стремление к качественным преобразованиям в обществе);
  • Идейно-политическое воспитание (ориентировано на осмысление политики государства, учет интересов независимости и безопасности государства; ознакомление и аргументированная оценка деятельности партий и движений на внешнем и внутреннем уровне, формирование политических взглядов и убеждений);
  • Гражданско-патриотическое воспитание (ориентировано на формирование чувства любви и уважения к своей Родине, приумножение авторитета страны через собственные достижения в обучении, труде, спорте, общественной жизни, осознание роли государства и общества, понимание того, что основная цель государства – обеспечить успешное развитие человеческого потенциала);
  • Идейно-нравственное воспитание (призвано сформировать у подрастающего поколения моральные качества, нравственность, коллективизм, трудолюбие, уважение к традициям и общественным нормам; направлено на освоение личностью базовых компонентов культуры, творческого и инициативного отношения к труду и общественной жизни, на развитие навыков межличностного общения и приоритет общечеловеческих ценностей, развитие у подрастающего поколения  навыков здорового образа жизни, способности противостоять алкоголю, курению, наркотикам и сквернословию, насилию, негативному влиянию средств массовой информации и рекламы).
  • Национальное и интернациональное воспитание (способствует ознакомлению с традициями, идеями и культурой народов нашей страны, приобщению к их национальному наследию, уважение интересов других наций, терпимое отношение к другой позиции и другому мнению, умение вести диалог и отстаивать собственные интересы).

Используемые принципы идеологической и идейно-воспитательной работы в школе:

  • Принцип профессионализма и компетентности предполагает подготовку и понимание педагогическим коллективом сущности, содержания и основных направлений идеологической и идейно-воспитательной работы в зависимости от возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
  • Принцип преемственности предполагает постепенное и поэтапное ознакомление учащихся с основами научных знаний и последовательное формирование на их основе научного мировоззрения. Постепенное увеличение объема знаний и формирование на их основе идеалов, ценностей, убеждений учащихся. Реализация идей, норм, позиций личности в конкретной деятельности, в поведении, в поступках.
  • Принцип целостности и системности предполагает активное включение в идеологическую и идейно-воспитательную работу всех субъектов педагогического процесса. Необходимо активное привлечение к работе и сотрудничество с государственными, общественными организациями и объединениями, другими учреждениями и социальными институтами, где учащиеся могут получить навыки проявления социальной активности, общения, убеждения, развития лидерских качеств, выражения социально-приемлемых форм поведения.
  • Деятельностный принцип. Максимально приблизить идейно-воспитательную работу к конкретным делам, поступкам, акциям, действиям. Результаты этих форм активности должны быть осязаемы для учащихся и других людей, они должны иметь реальную пользу для конкретного человека, общности людей. Деятельностный подход предполагает максимум активности в планировании, проектировании, организации дел со стороны учащихся и минимум со стороны взрослых.

Условия, способствующие эффективности идеологической и идейно - воспитательной работы в школе:

  • Достаточный уровень информированности педагогических работников по основным вопросам государственной политики и идеологии.
  • Высокий уровень убежденности и пропагандистского мастерства, знания жизни, искренность лиц, осуществляющих или привлекаемых к идеологической и воспитательной работе.
  • Поддержка кружков и клубов школы.
  • Использование и дальнейшая разработка современных активных и интерактивных форм работы, где учащиеся становятся основными субъектами разработки проекта или мероприятия, а затем вовлекают в него как можно большее количество сверстников (рейтинговые соревнования между классами, создание общешкольных проектов).
  • Создание в школе соответствующей среды, оформление стендов школы и уголков классов, развитие СМИ (школьная газета, сайт школы), формирование норм и традиций школы, отражающих основные принципы и содержание государственной идеологии («День знаний», «Последний звонок», «День рождения школы», «День учителя», «9 Мая», выборы президента школы, тематические классные часы и др.).
  • Создание условий для проявления и поддержки инициатив учащихся школы, привлечение родителей и других заинтересованных лиц к участию в них.
  • Организация деятельности школьного самоуправления (ШДР под управлением президента школы и кабинета министров).
  • Активное использование атрибутики и символики школы и государства в идейно-воспитательной работе, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования.
  • Формирование здорового образа жизни.
  • Проявление заботы о каждом учащемся школы как неотъемлемой частицы коллектива.
  1. Учебно-методическая работа:
  • В содержании учебных дисциплин обществоведческого цикла предусмотрено рассмотрение вопросов развития государственной политики и идеологии;
  • Внедряются современные активные формы идеологического просвещения и воспитания учащихся и их родителей;
  • Организована работа школьных кружков и клубов по интересам;
  • Организована работа школьного музея;
  • Организована работа в рамках взаимодействия с учреждениями дополнительного образования и других учебных заведений, направленная на формирование социальной активности школьников (социальные проекты, участие в конкурсах и общественно-значимых акциях).
  • Разрабатываются и популяризируются совместные мероприятия с участием родителей учащихся, проводится привлечение детей к изучению семьи и ее роли в истории государства

Педагог, говорящий ребенку о Родине, о долге, о патриотизме – сам должен быть примером в этом: принимать участие в выборах (не по принуждению администрации за конкретного кандидата, а по причине гражданской ответственности), быть активным участником общественных отношений, понимать всю суть происходящих событий вокруг, быть непримиримым сторонником патриотизма и любви к своей Родине. А для этого у нас должна быть одна объединяющая идея.

Таким образом, считаю, что идеология социальной справедливости, равенства, патриотизма и интернационализма должна быть в нашей стране. Именно тогда подрастающее поколение молодых граждан Российской Федерации начнет заботиться о своей стране и с уверенностью смотреть в свое будущее.

Какие нововведения в образовании нас ждут в этом учебном году?

В этом учебном году каждое общеобразовательное учреждение будет начинать рабочую неделю с церемонии поднятия флага и исполнения гимна. Практически у всех заместителей директора по ВР болит теперь голова, как же все это осуществить.

В середине лета появилось Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 N АБ-1611/06 «О направлении Стандарта церемониала».

Рассмотрим шаги, как все организовать правильно

«Подъем Государственного флага Российской Федерации осуществляется в первый учебный день каждой учебной недели перед первым учебным занятием в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях».

Понятно, что если в письме указано «перед первым уроком», значит, дети будут собираться в школе по понедельникам практически к нулевому уроку. Это влечет за собой определенные трудности.

«Место проведения церемонии - площадка перед образовательной организацией, актовый зал, спортивный зал, холл и др. - определяется климатическими условиями».

А еще надо предусмотреть наличие переносного флагштока. Чтобы его можно было установить там, где будет проходить церемония. Для школ, не имеющих это мобильной конструкции, необходимо задуматься о ее приобретении.

«Администрация образовательной организации вправе определять категорию участников церемонии самостоятельно (например, учащиеся одной параллели классов (групп).

Классы (группы), не принимающие участие в церемонии, на первом учебном занятии (уроке) в день проведения церемонии преподаватель информирует о составе знаменной группы, оглашает календарь памятных дат общегосударственного и локального значения на неделю. Рекомендуется исполнение краткой версии (куплет и припев) Государственного гимна Российской Федерации одновременно с участниками церемонии по стойке «Смирно».

Определить, кто будет в составе знаменной группы, не трудно. Вопрос в том, как охватить все учреждение. Рекомендуют овладеть навыками организации прямой трансляции и выводить мероприятие через проектор для всех, кто участвует в церемонии, находясь в классном кабинете. Потому что невозможно представить, чтобы все обучающиеся поместились в спортивном зале школы.

«В церемониях, посвященных государственным праздникам и памятным дням истории, рекомендовано общее торжественное построение образовательной организации».

Дальнейшие действия

«2.12. В начале церемонии руководитель церемонии дает команду для построения «Внимание! Под Государственный флаг Российской Федерации - СМИРНО! Флаг внести!».

2.13. Знаменная группа выносит Государственный флаг Российской Федерации. Образовательная организация вправе сопроводить вынос Государственного флага Российской Федерации маршем. Важно выдержать «шаг в ногу» знаменной группы, что предусматривает определенные тренировки для знаменной группы перед осуществлением церемонии.

2.14. Знаменная группа останавливается у флагштока (при использовании флага на древке у места установки флага), разворачивается по команде «Направо» и встает по стойке «Смирно» лицом к участникам церемонии.

2.15. Руководитель церемонии озвучивает команду «Флаг поднять» (если флаг поднимают на флагшток) или команду «Флаг установить» (если флаг устанавливают на особую подставку).

2.16. Государственный флаг Российской Федерации прикрепляется к мачте (флагштоку) и быстро поднимается (существует традиция подъема Государственного флага Российской Федерации. Государственный флаг Российской Федерации «взлетает»). При использовании Государственного флага Российской Федерации на древке он устанавливается в особую подставку. Древко не должно касаться поверхности.

Поднятие Государственного флага Российской Федерации сопровождается исполнением Государственного гимна Российской Федерации. При этом все присутствующие на церемонии стоят по стойке «Смирно».

2.17. После поднятия флага (или установки его на особую подставку) учащиеся встают по стойке «Смирно» лицом к участникам церемонии.

2.18. По завершении процедуры поднятия Государственного флага Российской Федерации руководитель церемонии произносит команду «Вольно!».

Все шаги расписаны подробно. Но если менять знаменные группы, то нужно с каждой группой отрепетировать всю церемонию. А для этого необходимо найти время.

Для того, чтобы на высоком уровне проводить церемонию поднятия флага, нужно предусмотреть массу тонкостей: от репетиции со знаменной группой и определением участия каждого ребенка в церемонии до поиска качественного звучания гимна. И конечно, надо отработать смыслы и ценности этого действия так, чтобы необходимость происходящего была понятна каждому школьнику, надо отработать также и действия того, кто опоздал на церемонию: куда ему вставать, как ему «включиться» в церемонию.

Во многих школах уже в мае отработали все. Но в большинстве школ церемония впервые пройдет только в сентябре. Понятное дело, что замы по ВР очень переживают за то, как именно все организовать.

Несмотря на трудности и проблемы система образования школы находится в режиме развития, решает задачи, выдвигаемые гражданами и государством. Останавливаться на достигнутом – значит не успевать за изменяющейся ситуацией. На новый учебный год перед нами поставлены задачи не менее сложные, чем в предыдущие годы.

 Накануне нового учебного года желаю вам доброго здоровья, творческих удач, счастья, добра, благополучия!