Открытые просмотры

Крогульская Елена Алексеевна

Конспекты открытых занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по формированию

фонематических представлений

и обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

для детей с ОНР

                                                                        Подготовила и провела

                                                                учитель-логопед Крогульская Е.А.

МДОУ – детский сад №23

г.о. Жуковский

                                                 

Тема: Звук ч. Буква Ч.

Цель: закрепить навык произношения звука ч, обучать чтению и звуко-буквенному анализу.

Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепление навыка произношения звука ч в слогах, словах, фразах;

- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- образование притяжательных прилагательных;

- совершенствование слоговой структуры слова;

- составление слов из слогов;

- формирование навыка чтения и звуко-буквенного анализа слов;

- подбор слов к звуковым схемам;

- составление предложений.

Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического слуха, зрительного внимания и восприятия;

- развитие памяти, логического мышления;

- развитие координации речи с движением;

- развитие навыков координации движений, ориентировки в пространстве;

- активизация полноценного функционирования мозга и распространение активности на передние доли, активизация нервов мозолистого тела, моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга;

- совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- формирование активности, самостоятельности, произвольности поведения: сосредоточенности, переключаемости;

- воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Здоровьесберегающие:

- создание гигиенических условий, способствующих формированию у детей здорового образа жизни.

Оборудование: фланелеграф, предметные картинки, слова по слогам в конвертах, пеналы со звуковыми схемами, буквы на кругах.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Дети и учитель-логопед стоят в кругу.

- Доброе утро! Давайте назовем друг друга ласково: погладьте своего дружочка по правому плечу и назовите ласково (Леончик, Ульяночка, Олечка, Салманчик, Юлечка, Варечка, Ксюшечка).

2. Посадка детей за столы.

- Какой одинаковый звук в ваших именах позволил назвать ласково? – Звук ч.

- Артикуляция и характеристика звук ч – согласный, глухой, всегда мягкий, обозначаем О.

3.Дид/упр-е «Поймай звук ч в слогах».

– Самомассаж ушек.

- Учитель-логопед произносит разные слоги, дети слушают и хлопают в ладони на слог со звуком ч (рот логопеда прикрыт экраном).

4. Дид/упр-е «Чья голова? Чей хвост?»

По картинкам назвать:         Это кошка. У кошки – кошачья голова, кошачий хвост.

                                Это собака. У собаки – собачья голова, собачий хвост.

                                Это бык. У быка – бычья голова, бычий хвост.

                                Это волк. У волка – волчья голова, волчий хвост.

                                Это белка. У белки – беличья голова, беличий хвост.

                                Это заяц. У зайца – заячья голова, заячий хвост.

- Слышим и произносим звук ч, а видим и читаем слова с буквой Ч.

Юлечка, подойди и найди букву Ч в нашей кассе букв.

5. Дид/игра «День – ночь» («Слово рассыпалось»)

- Учитель-логопед выставляет на доску буквы на кругах, дети составляют слово и читают: чудо, чайка, чашка.

6. Физминутка.

Координация речи с движением «Каблучок»

Чок-чок-чок-чок,                - покачивание с пятки на мысок;

Отломился каблучок.        - топотание ногами;

Молоточком я стучу,        - стучать правым кулачком по левому;

Каблучок приколочу!        - стучать левым кулачком по правому.

Упражнения кинезиологии

«Перекрестные шаги», «Крюки».

Упражнение «Перекрестные шаги»

Цель:

Активизирует полноценное функционирование мозга и распространение активности на передние доли, сбалансированная активизация нервов мозолистого тела.

Выполнение:

Выполнять перекрестные шаги - касаться правым локтем левого колена, а затем левым локтем – правого колена. Выполнять перекрестные шаги очень медленно, тогда вовлекается тонкая моторная организация и происходит сознательная активизация вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. Это перекрестно-латеральная ходьба на месте. При этом активизируются одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга. Выполнять упражнение регулярно. Тогда в мозолистом теле образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих оба полушария быстрее и более интегрированно, делая возможным причинно - обусловленный уровень мышления.

Упражнение «Крюки»

Цель:

Приводит к сознательной и сбалансированной активизации моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга. Способствует сознательному переключению внимания, активизации моторной коры больших полушарий за счет снижения возбуждения и выработки адреналина, что помогает наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее. Можно использовать для снятия стресса.

Выполнение:

Скрестить лодыжки; вытянуть руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз; перенести одну рук через другую, соединить ладони и взять пальцы в «замок»; затем опустить руки вниз и вывернуть их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Прижать язык к твердому небу за верхними зубами. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо над твердым нёбом, а также помогает избавиться от напряжения в языке, вызванного несбалансированной позой.

Стоять в таком положении 2 минуты (для детей - на счет до 10).

7. Дид/игра «Собери слово из слогов»

- У вас в прозрачных конвертах слоги. Составьте слово, а я пройду и послушаю каждого на ушко.

- Самостоятельно составьте звуковую схему слова. Кому нужна помощь – поднимите руку, и я подойду помогу.

 

8. Дид/упр-е «Подбери слово к звуковой схеме».

- У кого получилась такая схема?

9. Упр-е «Придумай предложение»

- Дети придумывают предложения с получившимися у них словами.

10. Итог занятия.