Открытые просмотры

Крогульская Елена Алексеевна

Конспекты открытых занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект встречи

в рамках совместного проекта педагогов, детей и родителей

Вечерний клуб

«Секреты волшебного сундучка»

в подготовительной группе № 2 для детей с ОНР

на тему:

«Перелетные птицы»

                                                                        Подготовили и провели:

                                                                        учитель-логопед гр. № 2

Крогульская Е.А.

                                                                        воспитатели гр. № 2

Ноздрина И.А.

Зоткина О.А.

Тема:        «Перелётные птицы»

Цель: развивать взаимопонимание взрослых и детей, используя вербальные и невербальные средства общения (речь, мимику, жесты, тактильные ощущения); формировать позитивные формы общения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление понятия «Перелетные птицы»;

- совершенствование представлений о внешнем виде и образе жизни перелетных птиц;

- закрепление словаря по теме;

- совершенствование грамматического строя речи:

- закрепление образования сложных прилагательных;

- согласование прилагательных с существительными;

- употребление предлогов у, в, на, около.

- закрепление умений обводить по шаблону части скворечника, вырезать их по контуру и наклеивать в определенной последовательности.

Коррекционно-развивающие:

- совершенствование умения устанавливать связи между изменениями природных условий и прилетом птиц;

- развитие навыков овладения операциями обобщения, классификации;

- развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения;

- развитие и совершенствование тонкой и общей моторики, навыков координации движений, ориентировки в пространстве и на плоскости;

- развитие координации речи с движением;

- развитие памяти, логического мышления;

- совершенствование умения и навыки свободного ориентирования с материалами;

- совершенствование умения правильно держать ножницы и пользоваться ими;

- развитие цветового восприятия.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание любви и бережного отношения к природе;

- воспитание коммуникативных навыков, чуткого и внимательного отношения друг к другу, умения согласовывать свои действия с работой коллектива;

- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

- воспитание трудолюбия, опрятности и аккуратности в работе;

- воспитание доброго, заботливого отношения к птицам.

- формирование заинтересованности и вовлечение детей и родителей в совместное изготовление аппликации «скворечник».

Здоровьесберегающие:

- создание гигиенических условий, способствующих формированию у детей здорового образа жизни.

Словарь:

Существительные: птица, стая, гнездо, грач, скворец, аист, журавль, цапля, лебедь, ласточка, кукушка, соловей, иволга, жаворонок; грачей, лебедей, журавлей, ласточек, кукушек, скворцов, соловьев, аистов, цапель; насекомые, рыбы, лягушки.

Глаголы: наступать, пригревать, таять, просыпаться, прилетать, улетать, перелетать, питаться.

Прилагательные: водоплавающие, насекомоядные, длинноногий, красноклювый, желтогрудая.

Оборудование: Волшебный сундучок, глиняная фигурка-свистулька, экран, проектор, ноутбук, презентация «Перелетные птицы» с записью голосов птиц, с произведением «Апрель» П.И. Чайковского, письмо, образец, клеёнки, подносы, ножницы, салфетки, клей-карандаш, 1/2 альбомного листа, шаблоны, силуэты скворцов (по количеству детей), цветная бумага, иллюстрация с изображением скворечника.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений и беседы о перелетных птицах;

- наблюдения на прогулке за перелетными птицами.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

(Дети и родители садятся за столы).

Учитель-логопед:

- Мы рады встрече с вами в нашем семейном клубе «Секреты Волшебного сундучка». Вот наш волшебный сундучок. Что-то в нем лежит?

(Достает глиняную игрушку: птичку- свистульку и свистит).

- Наступила весна, пригревает солнышко, растаял снег, появляется трава, просыпаются насекомые, рыбы и лягушки. Кто возвращается из теплых стран?

Ответы детей (Перелетные птицы).

- Почему они так называются?

Ответы детей

- Совершенно верно! Да, эти птицы совершают перелеты – осенью улетают на юг, а весной к нам обратно прилетают.

- Давайте все вместе покличем перелетных птиц.

(Дети, родители и логопед встают в круг и все вместе проговаривают закличку).

        Гори, гори ясно,                        взявшись за руки, идти по кругу;

Чтобы не погасло,

Глянь на небо –                        поднять руки вверх;

Птички летят,                        махать руками, как птицы;

Колокольчики звенят!                изобразить пальцами «колокольчики».

- Присаживайтесь на свои места.

- Давайте вспомним перелетных птиц – показ слайдов с голосами птиц и беседа.

(Дети постепенно называют птиц и слушают голоса птиц).

– Какие птицы прилетают весной самыми первыми?

Ответы детей (Первыми прилетают грачи).

- Когда на реках и озерах растает лед, прилетают лебеди, журавли, цапли и аисты.

  1. Физкультминутка «Аист» - на экране слайд «Аист».

- Аист, аист длинноногий,                дети, родители и учитель-логопед идут по

                                                кругу;

Покажи домой дорогу.        

- Топай, правою ногой,                        выполняют движения по тексту;

Топай левою ногой,                        

После правою ногой,

После левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

Вот тогда придешь домой.                быстро шагают друг за другом.

- А когда появятся насекомые – прилетают ласточки, соловьи, кукушки, иволги, жаворонки.

  1. Дид/упр-е «Где кто живет? Кем питается?» - показ слайдов.

Учитель-логопед:

- Какие птицы живут в лесу? Кем они питаются?

Ответы детей:

- В лесу живут – кукушки, скворцы, иволги, соловьи;

- Они питаются насекомыми, поэтому они… насекомоядные.

Учитель-логопед:

- Какие птицы живут около реки? Кем они питаются?

Ответы детей:

- Около реки живут – лебеди, журавли, цапли, аисты.

- Они питаются рыбой, лягушками.

Учитель-логопед:

- А как называются птицы, которые хорошо плавают? – водоплавающие.

Воспитатель:

- Сейчас на календаре месяц апрель, день стал длиннее, солнце светит ярче. И птицы, и люди радуются солнечному теплу. Давайте и мы все вместе порадуемся лучистому солнышку!

(Воспитатель приглашает детей с родителями выйти на ковёр для зарядки).

  1. Весёлый танец-зарядка «Солнышко лучистое» - слайд-заставка солнце.

(После зарядки воспитатель предлагает всем присесть за столы. На экране слайд с изображением скворца и звучит его пение).

  1. Объёмная аппликация «Скворечник для скворца».

Воспитатель: 

- Ребята, смотрите, к нам прилетел скворец, он предлагает заглянуть в наш волшебный сундучок.

- Ой, а здесь письмо: «Здравствуйте, ребята, вот и наступила долгожданная весна, я скворец-удалец первый прилетел из теплых краев, уже успел заселиться в новый домик, но скоро прилетают мои друзья - скворцы, а домиков для них больше нет. А без домиков они не смогут вывести маленьких скворчат. Ребята, помогите нам, пожалуйста. Скворец-удалец».

Воспитатель:  

- Ребята, как мы можем помочь скворцам? (Ответы детей)

- Наши скворечники будут необычные, мы будем их делать из бумаги и повесим на деревья, которые помогут сделать нам ваши родители.

(Работа за столами).

- Замечательные получились у вас деревья! Давайте немного разомнём пальчики и продолжим нашу работу.

  1. Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»

Тили-тели, тили-тели –               - скрестить большие пальцы, помахать ладошками;

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка –      - поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная

Серенькое перышко.                    с мизинца левой руки;

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,        - снова, скрестив большие пальцы, помахать

                                                ладошками;

Песни звонкие запели!                  - указательным и большим пальцами изобразить, ка

поет птица.

(Воспитатель показывает образец с изображением скворечника). 

- Ребята, посмотрите и скажите из каких частей состоит скворечник, какой формы каждая часть? (Ответы детей).

(Воспитатель объясняет последовательность работы).

- Смотрите, ребята, сначала я беру прямоугольник. Затем для крыши квадрат складываю пополам, как платочек, уголок к уголку, сгиб разглаживаем, разрезаем. Крыша у меня наклеена прямо на скворечник, точно посередине. Потом вырезаю и наклеиваю круг, вход в скворечник. И в конце наклеиваю жердочку, точно под входом, вот так. Вот какой скворечник получился.

Воспитатель:  

- Приступайте к работе.

(Дети наклеивают изображение под произведение П.И. Чайковского «Апрель»).

Воспитатель:  

- Замечательные скворечники у вас получились.

- Ребята, мы смастерили много скворечников, а теперь нам нужно их разместить на деревьях.

(Дети приклеивают свои скворечники к деревьям, родители помогают).

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, а к нам прилетели скворцы. Я думаю, что им очень понравились скворечники, и они с удовольствием поселятся в них.

«Мы построили скворечник -

Дом веселого скворца.

Мы повесили скворечник,

Возле нашего крыльца»

  1. Итог занятия.

 - Дети и родители, какие вы молодцы, отлично справились с заданием, для птиц смастерили скворечники! Посмотрите, какие они получились красивые, аккуратные, птицам будет приятно жить в них!

- Сегодня мы с вами сделали для птиц скворечники, за это они нам будут благодарны, будут радовать нас своим пением, лечить деревья от вредителей.

- Давайте снова заглянем в наш волшебный сундучок?! Интересно, что там ещё лежит! (Воспитатель достаёт из сундучка угощение, угощает детей и родителей).