Открытые просмотры

Крогульская Елена Алексеевна

Конспекты открытых занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ВСТРЕЧИ

в рамках совместного проекта педагогов, детей и родителей

вечерний клуб «Секреты волшебного сундучка»

на тему:

«Бабушка Федора в гостях у ребят»

в подготовительной к школе группе № 12 (ТНР)

                                                        Подготовили и провели:

учитель-логопед

                      Крогульская Е.А.,

                                                    воспитатели:

                                                         Зоткина О.А.,

Ноздрина И.А.

                         

Цель: развивать взаимопонимание взрослых и детей, используя вербальные и невербальные средства общения (речь, мимику, жесты, тактильные ощущения); формировать позитивные формы общения.

Задачи:

Обучающие:

  • активизировать словарный запас детей и взрослых, используя лексические темы «Посуда», «Продукты питания»;
  • уточнить и расширить представление детей о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана;
  • закрепить понятия: столовая, чайная, кухонная посуда;
  • совершенствовать грамматический строй речи детей;
  • познакомить детей с аппликацией в технике «декупаж», показать особенности работы в этой технике;
  • формировать умение отделять используемый в работе красочный слой салфетки;
  • упражнять детей в ориентировке на ограниченной площади;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление;
  • развивать и совершенствовать у детей тонкую и общую моторику, навыки координации движений, ориентировки в пространстве и на плоскости;
  • развивать координацию речи с движением;
  • развивать творческие способности, фантазию, художественный вкус и воображение у детей и взрослых в процессе игрового общения;
  • развивать интерес родителей к занятиям и играм детей и получать положительные эмоции от совместно выполненной деятельности;
  • развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

  • воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, ответственность, инициативность;
  • воспитывать трудолюбие, взаимопонимание, доброжелательность;
  • воспитывать бережное отношение к посуде;
  • вызывать положительный, эмоциональный настрой от результатов своего труда.

Словарная работа: 

Существительные: посуда, ведро, поднос, сервиз, кастрюля, сковорода, самовар, дуршлаг, сито, бокал, фужер, блюдо, ваза, бидон, кувшин, супница, салатница, хлебница, сахарница, сухарница, селедочница, перечница, конфетница, овощерезка, мясорубка, картофелечистка, кофемолка, кофеварка, соковыжималка, скороварка, солонка, салфетница, фарфор, стекло, хрусталь, чугун, сталь, алюминий, металл, серебро, дерево, пластмасса, Гжель, Хохлома, Жостово.

Глаголы: варить, жарить, печь, греть, готовить, тушить, солить, кипятить, приносить, уносить, покупать, хранить, наливать, мыть, чистить, полоскать, расставлять, разбивать, беречь, угощать, сервировать.

Прилагательные: стеклянный, фарфоровый, фаянсовый, хрустальный, металлический, стальной, чугунный, алюминиевый, эмалированный, пластмассовый, керамический, деревянный, прозрачный, столовый, кухонный, кофейный, чайный, блестящий, серебряный, хрупкий, глубокий, мелки; мясной, молочный, мучной, кондитерский.

Наречия: аккуратно, осторожно, горячо, вкусно, опасно, чисто, грязно.

Предварительная работа с детьми: Чтение произведения К.И. Чуковского «Федорино горе», просмотр мультфильма «Федорино горе», рассматривание предметов посуды, иллюстраций посуды и продуктов питания.

Материалы и оборудование: «Волшебный сундучок», бублики на красивой ленте, письмо от бабушки Федоры, мяч, портрет писателя К.И. Чуковского, магнитная доска, телевизор, презентация «Посуда», «пластиковые тарелочки 3х видов (образцы), магнитофон, запись спокойной музыки, аудиозапись песни «Самовар».

Раздаточный материал: разрезные картинки по теме «Посуда» в конвертах, квадратные подносы, файлы А5, ножницы, 3-х-слойные бумажные салфетки с рисунком, пластиковые тарелки, тряпочки, баночки с клеем ПВА, флакончики с распылителем с водой, кисточки плоские и круглые, подставки под кисти (на каждого ребёнка); стаканчики, круглые подносы (на каждый стол по одному).

Методы и приёмы: беседа, игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям по теме, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, рассматривание иллюстраций, объяснение, анализ работ.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально -коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Форма организации детей: групповая

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика «Машина каша», физкультминутка «Самовар».

Ход занятия: 

I. Вводная часть – 3 минуты.

Дети и родители стоят на ковре в кругу с учителем-логопедом, стулья стоят полукругом позади.

Учитель-логопед: 

  • Давайте встанем дружно в круг, возьмёмся за руки и передадим друг другу хорошее настроение:

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руки,

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать!

Учитель-логопед: 

  • Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас в «Вечернем клубе» «Секреты волшебного сундучка».
  • У нас есть «Волшебный сундучок», хотите увидеть, что в нем лежит? (Ответы детей)

Учитель-логопед достает письмо от бабушки Федоры.

  • Но оно с ошибками!!! Поможете их исправить? (Ответы детей)
  • Тогда садитесь на стульчики и слушайте внимательно.

Дети и родители садятся в полукруг на стулья рядом друг с другом.

II. Основная часть – 20 – 25 минут

Учитель-логопед читает письмо, дети исправляют ошибки. Педагог в процессе хвалит детей.

Учитель-логопед: 

  • Однажды я пошла в мебельный магазин покупать посуду, долго ходила, выбирала и купила:
  • пластмассовую кастрюлю, чтобы варить в ней суп;
  • бумажный чайник, чтобы кипятить в нём воду;
  • деревянную сковороду, чтобы жарить на ней котлеты;
  • матерчатую чашку, чтобы пить из неё чай.
  • Как вы думаете, ребята, бабушка Федора всё правильно написала в этом письме? Бывает такая посуда? (Ответы детей).

Учитель-логопед: 

  • Давайте поиграем; встаньте все в круг. Я буду называть предметы посуды, а вы назовите как можно больше признаков этого предмета: из чего изготовлен, какой или какая по форме, качеству и т.д. и передавайте друг другу мяч.

Игра «Передай мяч и назови»

  • стакан (стеклянный, бумажный, пластмассовый, металлический, деревянный, хрустальный, прозрачный, матовый, хрупкий);
  • чашка (фарфоровая, стеклянная, красивая, китайская, хрупкая, нежная, разноцветная, белая и т.д.);
  • ведро (пластмассовое, деревянное, металлическое, твёрдое, прочное, бронзовое и т.д.)

Сюрпризный момент (Слышен стук в дверь).

Учитель-логопед: 

  • Кто это там стучит? (Появляется Федора с самоваром в руках).
  • Здравствуйте! А кто вы такая?

Бабушка Федора: 

  • Бедная баба я, Федора, и плачу, и плачу я.
  • Ко мне воротилась вся посуда, я пообещала её помыть и тараканов прогнать, но случилась беда!
  • Мыла, мыла я посуду, но всё разбила и сломала.
  • Остался один самовар.
  • Ой, горе мне! Горе!

Учитель-логопед:

  • Ребята, кто это к нам пришёл? Да это же сама Федора Егоровна!
  • Давайте поздороваемся с Федорой Егоровной. (Дети здороваются).

Бабушка Федора: 

  • Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые!

Учитель-логопед:

  • Дети, а как называется сказка, в которой вся посуда убежала от хозяйки? (Федорино горе).
  • Кто написал эту сказку? К.И.Чуковский (Показать портрет писателя).
  • Правильно, это Корней Иванович Чуковский.

Бабушка Федора: 

  • Когда мыла я посуду, она разбилась и сломалась.
  • Вы, друзья мне помогите, и посуду соберите!

Бабушка Федора раздает конверты с разрезными картинками по теме «Посуда»

Учитель-логопед:

  • Ребята, давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. Проходите все за столы.
  • И ты, Федора, тоже проходи и присаживайся.

Игра «Собери посуду»

Учитель-логопед:

  • Достаньте из конвертов части разбитой посуды. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нем расскажете.

Звучит спокойная музыка, дети собирают части картинки, родители помогают.

Учитель-логопед:

  • Что же вы собрали? Расскажите нам.

Дети называют свою собранную картинку. Пример: «Я собрал белую фарфоровую чашку и т.д.»

  •  Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

Бабушка Федора: 

  • Вот спасибо вам, ребята! Так мне помогли, собрали разбитую посуду!

Учитель-логопед:

  • Бабушка Федора, а хочешь вместе с ребятами и их родителями поиграть в игру «Сложные слова»? (ответ Федоры)
  • Я буду называть по два слова, а вы составьте из них одно; родители вам помогут.

На экране постепенно появляются иллюстрации предметов.

Д/игра «Сложные слова»

- кофе варит – кофеварка

- сок варит – соковарка

- скоро варит – скороварка

- сам варит - самовар

- мясо рубит – мясорубка

- овощи чистит - овощечистка

- овощи режет – овощерезка

- тесто мешает – тестомешалка

  • Федора Егоровна! Видишь, какие наш дети молодцы, как много знают!

Бабушка Федора: 

  • Давайте все встанем и пальчики разомнём, что-то вы засиделись.

Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила,                указательным пальцем правой руки

Маша кашей всех кормила.        мешать в левой ладошке;

Положила Маша кашу        

Кошке – в чашку,                        загибать по одному пальцу на левой руке;

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,                разжать кулачок;

Всё до крошки раздала.                сдуть «крошки» с ладошки.

Во время пальчиковой гимнастики учитель-логопед и младший воспитатель убирают обратно в конверты разрезные картинки посуды.

Воспитатель:

  • Какие все молодцы! Федоре помогли, пальчики размяли. А я предлагаю посмотреть в волшебный сундучок, может там еще что-нибудь есть!

Воспитатель достаёт из волшебного сундучка образцы тарелочек с рисунком, выполненным в технике «Декупаж».

  • Какие красивые тарелочки!  Они расписаны в технике «декупаж».
  • А кто-нибудь из вас знает, что такое декупаж? Или что-то слышали о нем?
  • Вам хочется попробовать самим украсить изделия? (Ответы детей).
  • Сегодня я буду для вас Мастером Декупажа и приглашаю вас в свою мастерскую. Проходите за столы.

Дети, родители и Федора проходят и садятся за столы.

Воспитатель:

  • Слово «декупаж» французского происхождения, обозначает «вырезать». Техника декупажа – это техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов. Такая техника украшения была изобретена китайскими крестьянами в XII веке. Именно они сделали тонкую красочную бумагу и стали украшать с ее помощью различные предметы. А мы с вами будем использовать в работе 3-х-слойные салфетки.
  • Внимательно посмотрите и послушайте как буду делать это я.
  • Первый этап работы – это выбор композиции (рисунка).
  • Затем я его вырежу. Более опытные мастера рисунок обрывают.
  • Разделяю салфетку на слои (их 3), далее буду работать только с самым верхним, красочным слоем. Ненужные слои я положу на круглый поднос.
  • Ещё для украшения тарелочки понадобятся маленькие детали, я их тоже вырежу.
  • У меня на квадратном подносе лежит файлик, я сейчас положу на него, вырезанную деталь рисунком вниз.
  • Затем аккуратно буду распылять воду на салфетку. Воды должно быть много, чтобы при работе плоской кисточкой не порвать салфетку, а расправить её. Поднимаю файлик и даю стечь лишней воде.
  • Теперь переворачиваю файлик и прикладываю его к тарелочке, распределяя рисунок в нужное место.
  • Далее я аккуратно от середины в стороны проглаживаю по файлику, выпуская пузырьки воздуха.
  • Когда пузырьков не осталось, я снимаю файлик параллельно тарелочке, помогая кисточкой.
  • А что делать дальше, я скажу позже.
  • Задание понятно? Тогда приступайте к работе.

Дети и родители под спокойную музыку вырезают рисунок, разделяют салфетку на 3 слоя. Переносят рисунок с файлика на тарелочку. В случае затруднения педагог оказывает индивидуальную помощь.

Воспитатель:

  • Молодцы! Все справились!

Воспитатель предлагает детям, родителям и Федоре пройти на ковер и проводит физкультминутку под песню «Самовар».

Физкультминутка «Самовар»

После физкультминутки дети и родители проходят за столы и слушают дальнейшее объяснение воспитателя.

Воспитатель:

  • Теперь нам надо закрепить рисунок. Для этого нам понадобится клей ПВА. Он находится в баночках, которые стоят у вас на столах.
  • Я набираю плоской кистью достаточное количество клея и наношу на середину рисунка, затем аккуратно распределяю клей от середины в стороны.
  • Очень важно нанести клей на контур рисунка, чтобы, когда клей высох, концы рисунка не поднялись вверх и не отклеились.
  • Маленькими деталями украшу ободок тарелочки.
  • Приступайте к выполнению.

Во время выполнения работы звучит спокойная музыка. В случае затруднения педагог оказывает индивидуальную помощь.

III. Заключительная часть – 3- 4 минуты.

Итог занятия:

Воспитатель:

  • Очень красивые получились у вас тарелочки! Вы большие молодцы!
  • Ребята, а кто запомнил, как называется техника, в которой мы разукрасили тарелочки? (Ответы детей)

Учитель-логопед: 

  • Скажите, пожалуйста, вам сегодня было интересно?
  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Какие трудности вы испытали? Что вам помогло преодолеть трудности? (Заслушивание ответов воспитанников).

Бабушка Федора: 

  • И мне очень понравились ваши тарелочки. А я обещаю вам:

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать.

Учитель-логопед: 

  • Давайте еще раз заглянем в наш волшебный сундучок.
  • Ой, да там бублики!

Бабушка Федора: 

  • Давайте мы все вместе сделаем общее фото и угостимся бубликами.

Коллективное фото.

Учитель-логопед: 

  • На этом заседание нашего вечернего клуба «Секреты волшебного сундучка»

считаем закрытым, и мы рады будем видеть вас в следующий раз. Очень надеемся на долгосрочное сотрудничество.