Для родителей

Рахимова Диана Идрисовна

Предварительный просмотр:

Инновационные подходы во взаимодействии с семьями по вопросам развития музыкальных способностей у дошкольников

Подготовила:

музыкальный руководитель Рахимова Д. И.

 

 «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».

В.А.Сухомлинский

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением в условиях реализации ФГОС, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.

Семья. Общество. Государство – вызовы времени. И чтобы принять эти вызовы хорошо мотивированный и компетентный педагог, который совершенствует своё педагогическое мастерство в использовании интерактивных форм в своей работе - обязательно должен повышать уровень психолого-педагогических компетенций у родителей своих воспитанников по вопросам музыкального развития детей в рамках ФГОС. Поэтому взаимодействие музыкального руководителя и семьи является актуальной темой в настоящее время.

Целью данной работы является поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями. Акцентирование внимания на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах  к  решению задач музыкального образования детей.

Задачи:

-Развивать музыкально-художественную деятельность родителей и приобщать их к музыкальному искусству.

-Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

-Разнообразить формы дифференцированной работы с родителями, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении.

-Учить родителей совместной музыкальной, творческой и игровой деятельности со своими детьми.

Основные принципы новой системы инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьей по музыкальному развитию:

- открытость детского сада для семьи (каждый родитель имеет возможность знать и видеть, как развивается его ребенок, его успехи в музыкальном развитии);

- сотрудничество педагогов и родителей в музыкальном воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых в образовательном процессе по музыкальному воспитанию, на досуговых мероприятиях, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

- диагностика общих и частных проблем в музыкальном  развитии ребенка.

Система сопровождения и консультирования семьи должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды. Модель взаимодействия родителей, музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения и дошкольников осуществляется в реализации плана по взаимодействию музыкального руководителя с родителями и их детьми для достижения поставленной цели. Я перечислю различные формы взаимодействия с родителями, которые использую в своей педагогической деятельности. Какие-то из них можно назвать традиционными, но это по форме проведения. Каждый раз я ищу новые подходы во взаимодействии. Во-первых – это мероприятия утренники. В этих мероприятиях всегда заняты дети, родители и воспитатели, т.е. все участники образовательного процесса. Во-вторых, родители не пассивные участники, а  активные участники, которые вовлекаются в деятельность на мероприятии, как в группах с родителями, так и в группах с детьми, делятся семейным опытом. При проведении мероприятий используются интерактивные методы.

Формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями:

1. Информационно-аналитическое направление: анкетирование, тестирование

Чтобы глубже понять проблемы в вопросах музыкального развития детей, мы в начале года проводим анкетирование родителей для того, чтобы выявить:

  • уровень компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания,
  • определить запросы на музыкальное воспитание,
  • готовность родителей к сотрудничеству,
  • провести анализ особенностей музыкальных приоритетов в семье.

Получив реальную картину, на основе собранных данных, анализирую специфику семьи, музыкальные общесемейные и детские предпочтения, особенности семейного досуга, обдумываю тактику общения с родителями.

   Я определила для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Этот критерий отражает не только количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, но и участие родителей в подготовке и проведении совместных мероприятий, помощь родителей в оснащении педагогического процесса (создании музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ и группы).

   Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной музыкально-досуговой деятельности детей и взрослых.

   Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы музыкального руководителя и воспитателей, направленной на развитие музыкальных способностей детей.

Родители – исполнители, которые принимают участие в совместной деятельности при условии значимой мотивации, личной заинтересованности;

Родители – наблюдатели. Это родители, которые являются сторонними наблюдателями педпроцесса, не желающие участвовать в каких-либо мероприятиях.

2. Информационно-познавательное направление:

Главной целью в этом направлении стала цель обогащения родителей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

         Задачи:

1. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

2. Способствовать изменению взглядов родителей на музыкальное воспитание ребенка в условиях ДОУ и семьи.

Для повышения педагогической компетентности родителей я использую активные формы:

- Выступления на родительских собраниях;

- Индивидуальные беседы с  родителями;

- Использование сети Интернет, сотовой связи для обсуждения острых вопросов и распространения информации.

      - Мастер-классы, занятия-практикумы.

Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье проводится с целью музыкального просвещения родителей, по темам:

  • «Музыкальное воспитание в семье»,
  • «Родителям о музыкальном воспитании»,
  • «Советы: музыкальное воспитание»,
  • «Как слушать музыку с ребёнком».

На консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываю родителям о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей. Такие темы как: «Правильный подбор репертуара для дошкольника», «Музыкотерапия на все случаи», «Музыка – модель человеческих эмоций», «Играем в музыку» представлены и доступны родителям в буклетах.

Папки – передвижки (у нас это стенд «Гармония») более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении музыкальных занятий в детском саду. Там были представлены темы:

  • «Музыкальные игры в детском саду»,
  • «Ваш ребёнок любит петь?»,
  • «Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми»,
  • «10 причин, по которым ребёнок должен заниматься музыкой!»,
  • «Как в жизнь приходит музыка…»,
  • «Музыка и её влияние на развитие детей» и др.

В процессе данной работы  я  знакомлю родителей:

  • с динамикой развития музыкальных способностей их детей,
  • с достижениями детей в области музыкального развития,
  • с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении .
  • основами знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра).
  • Помогаю родителям приобрести практические навыки музыкального развития детей (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика);
  • обучаю совместному музицированию с детьми.

Также мы обсуждаем организационные  и технические моменты предстоящих мероприятий.

Опыт показывает, что использование инновационных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт  положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.



Предварительный просмотр:

Основные направления деятельности

музыкального руководителя

Подготовила

Музыкальный руководитель Рахимова Д. И.

 

В деятельности музыкального руководителя ДОУ можно выделить три основных направления:

 1. Музыкальный руководитель отвечает за правильную постановку и выполнение задач музыкального образования детей;

 2. В перечень обязанностей музыкального руководителя входит оказание методической помощи педагогическому коллективу по организации музыкального образования дошкольников;

 3. Важным направлением деятельности музыкального руководителя является его взаимодействие с родителями детей.

Работа с детьми

 В перечень непосредственных обязанностей музыкального руководителя в работе с детьми входит: формирование основ музыкальной культуры ребёнка, развитие его музыкальных способностей; осуществление диагностики уровня музыкального развития детей; подбор высокохудожественного музыкального репертуара, доступного детям по эмоционально-образному содержанию; проведение групповых и индивидуальных музыкальных занятий с детьми; подготовка и проведение праздников, развлечений (в том числе тематических музыкальных вечеров, театральных постановок, музыкально-дидактических игр, сказок-драматизаций, постановок детских опер и т. д.); участие в подготовке учебно-наглядного материала, пособий по музыке, дидактических игр и т. д.; сопровождение музыкой утренней гимнастики и занятий физической культурой.

 Одна из главных задач музыкального руководителя – сформировать у детей потребность в музыке и отношение к ней как к важнейшей духовной ценности.

Взаимодействие музыкального руководителя

с педагогами

 Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения включает: ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей; разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе; обсуждение сценариев праздников и развлечений; участие в изготовлении праздничных декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам; участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды; оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей; участие в педагогических советах дошкольного образовательного учреждения.

 Формы взаимодействия музыкального руководителя и педагогического коллектива включают:

 1. Индивидуальные и групповые (по 2–4 человека) консультации, в ходе которых обсуждаются вопросы индивидуальной работы с детьми, музыкально-воспитательной работы в группах, используемого на занятиях музыкального репертуара, вопросы организации музыкальной среды дошкольного образовательного учреждения; осуществляется работа по освоению и развитию музыкально-исполнительских умений воспитателей;

 2. Практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара для детей;

 3. Семинары, в ходе которых осуществляется знакомство с новой музыкально-методической литературой;

 4. Практикумы, включающие наряду с теоретическим освоением материала практическое выполнение различных заданий в группах;

 5. Выступления на педагогических советах с докладами, тематическими сообщениями по проблемам музыкального образования детей;

 6. Проведение открытых музыкальных занятий, вечеров досуга с последующим их анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями

 Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Музыкальный руководитель должен акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей. С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).

 Формы взаимодействия музыкального руководителя с семьёй ребёнка:

 1. Индивидуальные беседы с родителями;

 2. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье;

 3. Выступления на родительских собраниях дошкольного образовательного учреждения с докладами о музыкальном образовании детей;

 4. Открытые музыкальные занятия с детьми для родителей (с последующем обсуждением);

 5. Конференции по вопросам взаимосвязи семьи и детского сада для решения задачи музыкального образования детей;

 6. Анкетирование, опросы родителей с целью выявления условий музыкального развития ребёнка в семье;

 7. Занятия-практикумы для родителей с целью их знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместномумузицированию с детьми.

 Помощь музыкального руководителя в организации совместной музыкальной деятельности детей и родителей в рамках «музыкальных гостиных», «семейных музыкальных клубов» способствует развитию традиций домашнего музицирования, оказывает положительное влияние на мотивационную сферу музыкально-образовательной деятельности.

Методика разучивания песен.

 1. Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог, например «ля» (в таком случае все внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотной линии).

 2. Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы ребенок успевал хорошо, правильно проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.

 3. Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Чтобы ребенок наглядно понял, куда движется мелодия и куда направить голос, пользуйтесь жестом ( рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии). Такты с трудным ритмическим рисунком нужно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой - либо слог.

 4. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами ребенка. Он всегда должен иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот.

 5. Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в легких желательно до окончания фразы, экономно расходуя его. Научиться этому можно, поиграв, например, со свечей (дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблюдая, как оно при этом отклоняется в сторону) или с белыми пушинками - парашютиками знакомого всем одуванчика.

 6. Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого используются небольшие, на трех - пяти звуках, распевки. Это может быть «Музыкальная лесенка», которую желательно пропевать от разных ступенек, постепенно повышая голос или какие-нибудь другие короткие пропевки, например «Две трети», «Птица и птенчики» и др.

 7. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив плечики, руки спокойно положить на колени ближе к корпусу, голову вниз опускать не следует. Если песня исполняется стоя, то спина при этом должна быть также прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения.

Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям.

 I этап – начальное обучение новым музыкальным движениям;

 II этап – углубленное разучивание;

 III этап – закрепление и совершенствование музыкально-ритмических движений.

Обучение на первом этапе направлено на создание у детей общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Дети получают первичные сведения о характере музыки, о форме движений, соответствующих данной музыке, прослушивают музыку.

 Основные действия педагога на первом этапе обучения включают в себя:

 ▫ Объяснение;

 ▫ Выразительное исполнение;

 ▫ Показ нового танцевального движения воспитателем, соответствующего содержанию музыки.

На втором этапе обучения дети овладевают умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности. Педагог должен постоянно наблюдать за выполнением детьми движений в соответствии с темпом, ритмом, динамическими оттенками музыки, исправлять ошибки. В результате активной работы педагога и детей на втором этапе обучения происходит овладение основными движениями во взаимосвязи с музыкой. Главными признаками сформированного музыкально-двигательного навыка является сознательное выполнение движений в соответствии с характером музыки, качества выполнения (точность, ритмичность, выразительность).

Третий этап обучения направлен на стабилизацию и совершенствование движений во взаимосвязи с музыкой. Это достигается путем самостоятельного выполнения движений, проведения движений под различную музыку. Степень овладения движением под музыку должна быть доведена до прочного навыка.

Этапы разучивания упражнений:

 1. Словесное объяснение педагога, затем показ упражнения воспитателем под музыкальное сопровождение.

 2. Разучивание сложных движений («переменный шаг», «шаг польки»…) по частям сначала под счет, затем под музыку.

 3. Показ ребенка, освоившего это упражнение.

 4. Закрепление упражнения всеми детьми на последующих занятиях.

 5. Оценка выполнения упражнения детьми.

 Этапы разучивания музыкальных игр:

 1. Прослушивание музыки к игре;

 2. Знакомство с содержанием, сюжетом и правилами игры.

 2.1. Чередовать образный рассказ и слушание музыки к игре (в развернутой сюжетной игре).

 В старших группах в играх с пением текст песен разучивается заранее.

 3. Непосредственное разучивание игры:

 3.1. Знакомство с основными движениями игры по показу воспитателя или, заранее подготовленного, ребенка (в старших группах);

 3.2. Акцентировать внимание детей на соответствие движения средствам музыкальной выразительности.

 4. Закрепление навыка самостоятельного исполнения движений на последующих занятиях.

 5. Оценка выполнения движений детьми.

Этапы разучивания упражнений-композиций:

 1. Слушание и анализ музыки к композиции.

 2. Разучивание по частям в ходе подготовительных упражнений.

 3. Соединение частей в единое целое.

 4. Закрепление упражнений на последующих занятиях.

 5. Самостоятельное исполнение детьми.

 В процессе разучивания всех упражнений педагог неоднократно показывает движение сам (иногда это делают дети, освоившие это упражнение); дает указание, пояснения, делает замечания.

Этапы разучивания плясок, танцев:

 1. Слушание и анализ музыки к пляске, танцу.

 1.1. При разучивании народных плясок необходима беседа об истории создания пляски, знакомство с костюмом данного народа на иллюстративном материале.

 2. Разучивание подготовительных упражнений (движений) к танцу по показу воспитателя.

 3. Показ пляски целиком воспитателем или заранее подготовленными детьми.

 4. Разучивание рисунка танца всей группой.

 5. Закрепление движений на последующих занятиях.

 6. Самостоятельное исполнение танца детьми.

Схема анализа занятия

 1. Характеристика программных задач:

     a. соответствие программе группы;

     b. Соответствие уровню развития детей данной группы;

     c. Объём программного содержания.

 2. Характеристика деятельности воспитателя:

     a. выделение приёмов, используемых для решения поставленных задач;

     b. соответствие приёмов возрасту детей, требованиям методики данной программы, учёт индивидуальных особенностей детей;

     c. правильность, точность применения данных приёмов. Постановка цели занятия.

 3. Характеристика деятельности детей:

     a. освоение детьми программного содержания по задачам;

     b. особенности поведения детей (активность, внимание, реагирует ли на приёмы активизации, принятие детьми цели занятия, достигнута ли детьми дидактическая цель, эмоции детей).

 4. Психологическая оценка занятия:

     a. психологический настрой на занятие.использование игровых организационных моментов;

     b. соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем;

     c. учитывает ли воспитатель индивидуальные и психические особенности детей при проведениизанятий;

     d. психологическая дистанция между воспитателем и детьми (над, под, рядом, вместе);

     e. внешний облик воспитателя (поза, мимика и т.д.).

 5. Характеристика условий проведения занятия:

     a. соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий;

     b. соответствие требованиям сохранения здоровья (осанка).

Варианты анализа занятий в детском саду

 1. Структурный анализ:

     1) выявите структуру занятия;

     2) установите взаимосвязь между этапами;

     3) определите направленность основных этапов занятия на конечный результат, на решение программных задач;

     4) организация перехода воспитателем от одного вида деятельности к другому в рамках одного этапа или от этапа к этапу;

     5) целесообразность запланированного времени на каждый из этапов занятия.

 2. Психологический анализ:

    1) воспитатель на занятии:

− четко ставит цели;

− излагает материал ясно, доступно;

− соблюдает логическую последовательность в изложении, выделяет главное;

 − знает и учитывает психологические особенности детей;

 − знает и учитывает индивидуальные особенности детей;

 − умеет вызвать и поддержать интерес у детей в течение всего занятия;

 − следит за реакцией детей, умеет снять напряжение, усталость;

 − проявляет доброжелательность и такт по отношению к детям;

− обладает культурой речи (четкость дикции, экспрессия интонации, нормальный темп изложения);

 − выражает заинтересованность в успехе.

     2) дети на занятии:    

 − уровень знаний;

 − сочетание теоретических знаний с практическим применением;

 − доверие к воспитателю;

 − желание заниматься;  

 − внимание, организованность, дисциплинированность, самостоятельность мышления;

 − работа в индивидуальном темпе умственной деятельности;

 −  степень утомляемости;  

 − речь и суждения детей;  

 − взаимоконтроль, взаимооценка, самоконтроль, самооценка.



Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий

НРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Родничок»

_____________Н.В.Никитина

Приказ № ______

«_____» ________ 20_____г.

               

                    План  работы

по художественно – эстетическому     развитию

направление «Музыка»

       на 2021 – 2022 учебный год

                                

Музыкальный руководитель:

                                Рахимова Диана Идрисовна

г. п. Пойковский

                 2021 г.

Годовые задачи:


1. Содействовать развитию музыкальных способностей детей в разных видах музыкальной деятельности: певческой, музыкально-ритмической, театрально-игровой деятельности, игре на музыкальных инструментах.
2. Пополнить предметно-развивающую среду в группах для самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности по теме «Творчество» музыкальными игрушками, наглядными пособиями, музыкально-дидактическими играми, схемами и моделями,
направленными на развитие музыкальных способностей в таких видах деятельности, как: слушание музыки, певческая деятельность, музыкально - ритмическая деятельность и музыкально-инструментальная деятельность.
3. Пополнение  информации для консультаций  родителей по вопросам семейного музыкального воспитания детей НРМ ДОБУ ЦРР д/с «Родничок».
4. Использовать  в профилактической  и просветительской работе с родителями и педагогами инновационные формы работы: дни открытых дверей, конкурсы, «круглые столы», брифинги.
5. Взаимодействие с социумом: НР БОУ ДОД «Детская музыкальная
школа №1», Пойковская  библиотека, ПМУ ЦКиД Родники.
6. Участие в районных методических объединениях, посещение открытых занятий и семинаров по плану.
7. Пополнение информации персонального сайта музыкального руководителя.
8. Участие в работе педагогических интернет-сообществ.
9. Пополнение библиотеки методической литературы, изучение периодических изданий по музыкальному  воспитанию, изучение новых нормативных документов.

10. Пополнение файловых папок по музыкальному образованию в группах для большей эффективности образовательного процесса во взаимодействии с педагогами.

Название раздела

Срок реализации

I

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1-й блок «Организационный»

Подготовка музыкального зала к новому учебному году:
Подготовка программно-методического обеспечения:
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.- СПБ.:ООО издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС,2014.
- Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А.Детство с музыкой.
Современные педагогические технологии муз. воспитания и
развития детей раннего и дошкольного возраста: Уч.-мет.пособие.- ООО издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС,2013.
- Акулова О.В., Вербенец А.М, Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Методический комплект программы «Детство»: учебно-методическое пособие/науч.ред. А.Г.Гогоберидзе. -СПБ.:ООО
издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016.

Изучение диагностического материала:
Диагностика          педагогического       процесса       в       группах дошкольной образовательной организации./Сост.Верещагина Н.В.- СПБ.:ООО
издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС,2014.

Подготовка материалов для диагностики развития
музыкальности детей:
- подготовка   бланков  диагностических   карт;
- приобретение, изготовление диагностических пособий;
- подготовка, обновление карт-заданий, материалов для
обследования детей

Систематизация и изучение методических пособий:
- Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец. Учебное пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2014
- Нацвина О.Н. Музыкальное образование дошкольника:
Путешествие паровозика Тимошки. Метод. Пособие.- Спб.: OOO Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013

Изготовление пособий, их приобретение:
Лэпбуки «Музыкальная жизнь детского сада» и др.
Картотека «Музыкальные сюжетно-ролевые игры»
Подбор иллюстраций к слушанию (восприятию) музыки
Создание     банка       мультимедийных      игр      и       пособий по восприятию музыки
Пополнение банка печатных дидактических игр и пособий по музыкальному развитию детей.

Оформление музыкального уголка для родителей:
¬ Накопление,  систематизация  информационно
просветительской  базы.
 Подбор информационных материалов на интересующие
родителей темы (рекомендации по развитию музыкальных
способностей в домашних условиях, организации праздников).
¬ Подбор музыкального материала к праздникам
¬ Обновление и систематизация демонстрационных материалов для родителей по итогам НОД, праздников и развлечений .
¬ Создание семейных музыкальных фонотек

Оформление документации музыкального     руководителя
¬ Оформление материалов по итогам диагностики
¬ Составление   сетки   занятий.
¬ Составление циклограммы рабочего времени.
¬      Оформление и сдача необходимой документации

¬ Разработка  годового  плана работы
¬  Разработка    перспективного и календарного планирования по всем возрастным группам детского сада
¬      Разработка      рабочих      программ      на     учебный   год   на  все    возрастные   группы
¬ Пополнение папок системного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя

Сентябрь

Сентябрь

Август-сентябрь

В течение года

В течение года

Сентябрь, май

Август  - сентябрь

II

1

2

2-й блок «Диагностический»

Проведение диагностики по изучению особенностей музыкального развития, педагогического процесса
Диагностика по освоению дополнительных программ

 

Сентябрь, май

Май

III

1

1.1

1.2

1.3

3-й блок «Коррекционный»

Планирование индивидуальной коррекционной работы
(по результатам обследования)

Диагностика развития музыкальности детей:

Проведение диагностики.
Выявление детей с низким уровнем развития

музыкальности.
Заполнение индивидуальных диагностических карт.
Подбор игр и пособий по развития музыкальных способностей(эмоционального восприятия, звуковысотного слуха, музыкального мышления, музыкальной памяти, чувства ритма, тембрового и
динамического слуха.)
Проведение индивидуальной работы

Сентябрь,май
По итогам
обследования

В течение года

В течение года

IV

1

2.

4-й блок «Взаимодействие музыкального руководителя с родителями и педагогами»

Взаимодействие с педагогами

  • Консультации на тему «Интересные сведения о музыке»
  • Консультации на тему «Фоновая музыка в ДОУ»
  • Индивидуальные консультации по подготовке и проведению  праздников
  • Индивидуальная работа с ведущими утренников и
    развлечений. Изготовление атрибутов, декораций. Разучивание ролей.
  • Консультации для воспитателей и узких специалистов по запросу
  • Подготовка детей к районному конкурсу «Содружество»
  • Подготовка детей к районному конкурсу «Звездные дети»
  • Заполнение карт индивидуального учёта результатов освоения обучающимися образовательной программы
  • Индивидуальные консультации с узким специалистом инструктором по физо по проведению дней здоровья

Взаимодействие с родителями

  • Анкетирование по вопросам музыкального развития детей
    дошкольного возраста
  • Посещение родительских собраний
  • Индивидуальные консультации по запросу
  • Создание папок-передвижек по музыкальному воспитанию для
    родительских уголков в группах
  • Создание фонотек для родителей
  • Оказание помощи в изготовлении атрибутов к новогодним праздникам
  • Мастер-класс «Работа над вокально-техническими навыками»

Январь

В течение года

В течение года

В течение года

Октябрь

Февраль

В течение года

Сентябрь

В течение года

Март

V

1.

2.

3.

4.

5-й блок «Методическое обеспечение»

Методическая помощь работникам НРМ ДОБУ по вопросам музыкального развития дошкольников

Активное участие в работе районных методических объединений музыкальных руководителей ДОУ, в работе интернет сообществ музыкальных руководителей

Работа над темой саморазвития «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»

Участие в работе семинаров и педсоветах, проводимых по
намеченным планам

В течение года


План – график

музыкальных  мероприятий с детьми

Название

Дата

Группа

1

«День знаний!»

музыкально-спортивное развлечение

01.09.2021

Старший дошкольный

(дети от 5 до 7 лет)

2

«Осень в гости к нам пришла»

Осенний праздник

11.10. 2021 -15.10. 2021

Все возрастные группы

(дети от 2 до 7 лет)

3

«Разноцветная планета» мероприятие посвященное к дню толерантности

10.11.2021

Старший дошкольный

(дети от 5 до 7 лет)

4

«Подарю улыбку маме»

мероприятие ко дню матери

26.11 2021

Средний и старший дошкольный

(дети от 4 до 7 лет)

5

«Моя родина – Югра»

музыкально-спортивный квест к дню ХМАО ЮГРЫ

10.12.2021

Старший дошкольный

(дети от 5 до 7 лет)

6

Развлечение «День русских игр и забав»

14.12.2021

Старший дошкольный

(дети от 5 до 7 лет)

7

«Новогодние чудеса»

новогодние праздники

21.12.2021 – 29.12.2021

Все возрастные группы

(дети от 2 до 7 лет)

8

Развлечение «Прощание с елочкой»

10.01.2022- 14.01.2022

Все возрастные группы

(дети от 2 до 7 лет)

9

Смотр  строя и песни  «Аты-баты»

ко дню защитника Отечества

14.02.2022 – 18.02.2022

Старший дошкольный

(дети от 5 до 7 лет)

10

Праздник- развлечение

С Днем рождения «Родничок»!

21.02.2022 – 25.02.2022

Старший дошкольный

(дети от 5 до 7 лет)

11

«Мама как солнышко»

весенние праздники

01.03.2022-04.03.2022

Все возрастные группы

(дети от 2 до 7 лет)

12

«До свиданья, детский сад» выпускной праздник

24.05.2022 –

27.05.2022

Подготовительная группа

(дети от 6 до 7 лет)

      План работы с родителями

Месяц

Мероприятия

Форма проведения

Возраст

сентябрь

Консультация на тему «Интересные сведения о музыке»

Коллективная и индивидуальная консультация

Старший дошкольный

(дети от 5 до 7 лет)

октябрь

Осенние мероприятия «Осень в гости к нам пришла»

Праздничный утренник

Все возраста, кроме  1 младшей группы  

ноябрь

«Подарю улыбку маме»

мероприятие ко дню матери

Утренники с участием родителей

Старший дошкольный

(дети от 5 до 7 лет)

декабрь

«Новогодние чудеса»

новогодние праздники

Утренники с участием родителей

Все возраста

январь

Консультация

по запросам родителей

Коллективная  и индивидуальная консультация

Все возраста

февраль

«Аты-баты» смотр строя и песни  

Смотр  строя и песни  с участием родителей

Старший дошкольный

(дети от 5 до 7 лет)

март

Мастер – класс «Работа над вокально-техническими навыками»

Мастер – класс

Старший дошкольный

(дети от 5 до 7 лет)

май

«Папа, мама, я»

Музыкально – спортивное развлечение с участием родителей

Старший дошкольный

(дети от 5 до 7 лет)

май

«До свиданья, детский сад» выпускной праздник

Выпускной утренник с участием родителей

Подготовительная группа

(дети от 6 до 7 лет)

План работы с педагогами

Месяц

Мероприятия

Форма проведения

Участники

Сентябрь

«День знаний»

Музыкально – спортивный досуг

Педагоги

Старший дошкольный

(дети от 5 до 7 лет)

Октябрь

Консультация по оформлению и оснащению музыкального уголка в группах ДОУ

Коллективная  и индивидуальная консультация

Педагоги

Средний и старший дошкольный

(дети от 5 до 7 лет)

Декабрь

Консультации по подготовке  музыкально- спортивного квеста «Моя родина Югра»

Коллективная  и индивидуальная консультация

Педагоги

Старший дошкольный

(дети от 5 до 7 лет)

Декабрь

Консультации по подготовке к новогодним мероприятиям

Коллективная  и индивидуальная консультация

Педагоги

Все дети дошкольного

возраста

Январь

Консультации на тему «Фоновая музыка в жизни детского сада»

Коллективная и индивидуальная  консультация

Педагоги

Средний и старший дошкольный

(дети от 5 до 7 лет)

Февраль

Консультации по подготовке к смотру строя и песни

Коллективная  и индивидуальная консультация

Педагоги

Старший дошкольный

(дети от 5 до 7 лет)

Март

Консультации по подготовке к весенним мероприятиям

Коллективная  и индивидуальная консультация

Педагоги

Все дети дошкольного

возраста

Ежемесячно

Подготовка к смотрам художественной самодеятельности, конкурсам, выступлениям.

Коллективная  и индивидуальная работа

Педагоги

Все дети дошкольного

возраста



Предварительный просмотр:

Возрастные особенности музыкального развития ребёнка

Музыкальный руководитель НРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Родничок» Рахимова Диана Идрисовна

Дети 3-4 лет

Дети четвёртого года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку и с большой радостью откликаются на весёлые и подвижные музыкальные произведения. В этом возрасте у детей наблюдаются индивидуальные различия в темпе психофизиологического развития, что проявляется в овладении ими речью, движениями, а также в поведении.

Педагогу важно на занятиях с детьми этого возраста начинать использовать интегративный подход, поскольку у детей четвёртого года жизни начинают формироваться необходимые предпосылки для активного творческого музицирования. Если в раннем детстве малыши еще не могли самостоятельно петь и только подпевали взрослому, а движения их носили подражательный и спонтанный характер, то в период с 3х до 4х лет дети постепенно начинают осваивать самостоятельное пение и уже более осознанно исполнять несложные пляски и игровые упражнения.

Педагогу необходимо учитывать следующие возрастные особенности детей 3-4 лет для правильной организации интегративного подхода на музыкальных занятиях:

- преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении (необходимо поддерживать внимание игровыми предметами, подбирать музыку непродолжительного звучания) ;

- чаще всего у современных детей преобладают процессы возбуждения над торможением (важно правильно чередовать виды и формы активности, их продолжительность) ;

- наглядно-действенное, наглядно-образное мышление (необходимо использовать яркий иллюстративный материал, небольшие музыкальные произведения изобразительного характера) ;

- ограниченный словарный запас, возрастное косноязычие, ограниченный жизненный опыт (уделять внимание развитию дикции и расширению словаря в процессе пения, подбирать музыку, понятную детям по настроению и содержанию) ;

- ярко выраженная способность к подражанию (педагог должен быть артистичным, эмоциональным, способным точно и выразительно показать детям способ исполнения движения или песни, должен уметь вовлекать детей в совместную музыкально-творческую деятельность) ;

Перечисленные выше и другие возрастные особенности детей четвёртого года жизни необходимо учитывать как в организации работы по музыкальному развитию, так и при отборе музыкальных произведений для слушания, исполнения и других видов музыкальной деятельности.

Дети 4-5 лет

Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные предпочтения: кто-то любит больше петь, кто-то – танцевать, играть на инструментах. Именно поэтому педагогу необходимо шире использовать интегративный подход на занятиях.

В этом возрасте дети очень подвижны, энергичны, эмоциональны. Однако внимание, память ещё отличаются непроизвольностью. Детям ещё крайне важен показ, поддержка взрослых.

Диапазон голоса у четырёхлеток также невелик – в основном от «ре» до «ля» («си») первой октавы. У большинства детей этого возраста всё ещё есть проблемы в звукопроизношении.

На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки и качества. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью, они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны, у них ещё не сформирована координация движений, что проявляется в ходьбе, а также при исполнении многих видов движений.

Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении требует от педагога необходимости поддерживать интерес детей игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания.

Дети 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления, что является важной предпосылкой для более углубленного и расширенного использования интегративного подхода.

Ребёнок 5-6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками, что требует от педагога обязательного введения в учебный процесс музыкально-коммуникативных игр и упражнений. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности. Эти особенности педагогу необходимо учитывать при инсценировках, театрализации песенок, при обучении детей игре на музыкальных инструментах детского оркестра.

У детей данного возраста более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети 5-6 лет ещё требует очень бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Дети шестого года жизни:

- начинают контролировать слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности;

- могут участвовать в музыкальных играх с пением, движением, следить за развитием сюжета;

- могут вспомнить знакомые песенки по вступлении или мелодии;

- могут сочетать пение с игрой на детских музыкальных инструментах, группами исполняя при этом разные партии;

- начинают осваивать элементарные вокально-хоровые навыки: поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании небольшую фразу (до 5-6 секунд), передают интонации несложных мелодий, поют слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение произведения;

- выполняют движения с различными атрибутами (цветами, платочками, игрушками, лентами, зонтами, обручами) ;

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте главными показателями по всем формам деятельности являются желание детей музицировать, петь, танцевать, общаться с музыкой, радость и удовольствие, которое они получают от совместной исполнительской деятельности. Именно поэтому интегративность должна быть основным принципом организации музыкальных занятий с детьми данного возраста.

Дети 6-7 лет

Возраст 6-7 лет – это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. Интегративный подход становится ведущим способом организации музыкального занятия.

В этот период у детей качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор.

Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Использование интегративного подхода на музыкальных занятиях с детьми данного возраста позволяют достигнуть следующих результатов. Дети 6-7 лет:

- могут принимать участие в музицировании экспромтом, подстроиться к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте;

- могут самостоятельно организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и партии инструментов;

- у детей сформированы вокально-хоровые навыки: дети поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании фразу 6-8 секунд, чисто интонируют несложные мелодии в пределах «до» первой – «ре» («ми») второй октавы, поют слаженно и выразительно, передавая смысл исполняемых произведений;

- могут использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов и сказок, интерпретировать и варьировать исполнение;

- способны согласовывать движения с метроритмом и формой музыкального произведения, исполнять более сложные по координации (ассиметричные, разнонаправленные) музыкально-ритмические движения. Педагогу необходимо использовать данную способность для включения двигательных движений в исполнение музыкального произведения, при инсценировке песенок;

В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосылками учебной деятельности, успешной социализации ребёнка, формирования нравственно-коммуникативных навыков.



Предварительный просмотр:

Взаимосвязь детского сада с семьей

Музыкальный руководитель

 НРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Родничок» Рахимова Диана Идрисовна

      Музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Формы организации музыкальной деятельности различны. Ведущим оказывается тот музыкальный опыт, который дети приобретают в детском саду. Он позволяет им успешно участвовать в праздниках, развлечениях и, конечно, заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.

      Положительный результат в формировании эмоциональной сферы ребенка через музыкальное воспитание, его образного мышления трудно получить без непосредственного участия родителей. На всем протяжении дошкольного периода важно тесное сотрудничество, взаимодействие между педагогами и родителями. Задача педагогов – организовать среду, стимулирующую любознательность ребенка к видам и жанрам музыкального искусства, к общению с ним, стремление видеть родителей участниками этого общения, что требует музыкального просвещения родителей. И родителям совсем не обязательно обучаться игре на музыкальных инструментах или уметь хорошо танцевать, а достаточно грамотно подойти к выбору музыкального произведения для слушания.

      Одним из главных критериев в подборе музыкального материала является то, что музыка должна успокаивать, создавать положительный эмоциональный фон вокруг ребенка.

      И, конечно, первое место в выборе занимают произведения классической музыки. Для прослушивания важно подбирать программные произведения (имеющие название), а не абстрактные. Большую пользу принесет и разговор ребенка о характере этой музыки, об образах, возникающих во время прослушивания. 

     Музыкальный руководитель должен акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьёй и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей.

С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).

     Семья с устойчивыми культурными традициями может более полноценно, учитывая индивидуальные особенности своего малыша, развивать у него те или иные музыкальные способности.

      Полезно будет и посещение родителями открытых музыкальных занятий.   Это дает взрослым возможность увидеть своих детей в процессе обучения всем видам музыкальной деятельности. Родители убеждаются в том, насколько серьезно проводится работа по развитию музыкальных знаний детей, формированию их художественного вкуса, творческих способностей.

    На родительских собраниях разъясняются самые разные вопросы музыкального воспитания: какую фонотеку подобрать, как научить ребенка самостоятельно слушать музыку, какие песни рекомендовать для исполнения.

      Важно проводить с родителями и индивидуальные беседы, на которых обсуждаются как общевоспитательные вопросы, так и индивидуальные успехи и неудачи ребенка. Как форму работы  с родителями можно использовать анкетирование. Это позволяет выявить личные предпочтения ребенка, найти индивидуальный подход к каждому. Вопросы могут быть следующие:

     Важной задачей, стоящей перед дошкольным образовательным учреждением и семьей является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, изобразительным искусством. Для этого музыкальный руководитель может провести консультации для родителей, познакомить их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства.

     Не менее важно в семье поощрять певческие проявления дошкольников. Направлять интересы детей на исполнение песен, доступных по содержанию и музыкальному языку: небольшие по объему, яркие мелодии в удобном для детского голоса диапазоне. Как можно чаще устраивать совместные дуэты (с мамой, папой, бабушкой), что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению и песням.

    Интерес представляет и взаимодействие с семьей по вопросам музыкально-ритмической деятельности. Семья должна поддерживать интерес к ритмике, создавать ситуации для танцевальных импровизаций. Можно использовать музыку при выполнении физических упражнений (утренняя гимнастика, физкультура). 

     Незабываемые радостные переживания, настроение создают у детей праздничные действия – театральные представления с участием родителей, концертные выступления детей для родителей, совместные выступления детей и родителей.

    Получая положительный эмоциональный заряд, ребенок открывается навстречу добру и красоте. Этому способствуют совместные со взрослыми переживания, исполнительская деятельность, общее веселье, доброжелательность отношений. Совместные участия дарят детям теплоту дружественного общения, уважения друг к другу, сплочение в успешном достижении цели.

    Подобные мероприятия, объединяющие детей и родителей, воспитывают у детей уважение к старшим. Взрослые же  видят детей с неожиданной для них стороны и  стремятся к развитию их творческих способностей. В их отношениях возникает содружество и взаимопомощь. Таким образом, успешность музыкально-эстетического воспитания дошкольников в большой степени зависит от тесного взаимодействия семьи и детского сада. С одной стороны, знание  педагогами  ДОУ особенностей и традиций семьи, стилей общения, позволяет им дифференцированно подходить к воспитанию ребенка  в детском саду, с другой стороны – родители имеют возможность  наблюдать в условиях дошкольного учреждения, как ведет себя их ребенок, чем он занимается, как общается со сверстниками, как  осуществляется его музыкально – эстетическое развитие.

    Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни, ведь каков человек – таков и мир, который он создает вокруг  себя.



Предварительный просмотр:

«Как проводятся развлечения для детей в ДОУ»

Музыкальный руководитель НРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Родничок» Рахимова Диана Идрисовна

                                

В детских садах ведется большая подготовка ребят к празднику – в доступной форме рассказывается о предстоящем торжестве, проводятся экскурсии. Дети учат стихи, разучивают песни, танцы к праздничному утреннику, принимают активное участие в подготовке деталей костюмов, декораций, участвуют в оформлении зала. Однако остается широкое поле деятельности и для воспитательной роли родителей, особенно если принять во внимание то обстоятельство, что праздничные дни проводят всегда дома, а не в детском саду. Поинтересуйтесь у воспитателя, музыкального руководителя, как именно идет подготовка к празднику, о чем они беседовали с детьми, какой репертуар готовят к утреннику, какие экскурсии совершали. И в зависимости от того, какая работа была проведена в детском саду, продумайте, чем вы можете дополнить знания ребенка о празднике.

В предпраздничные дни детям интересно видеть, как украшают улицы, площади, дома. Во время прогулок ребята живо интересуются предстоящим праздником, задают многочисленные вопросы. Это очень подходящий момент для того, чтобы рассказать ребенку в доступной форме о предстоящем торжестве. Удачно подобранные рассказы, стихи, иллюстрации в связи с основной темой праздника дадут ребятам более полное представление о предстоящем торжестве. Праздничные дни представляют собой интересное зрелище – украшенные флагами, транспарантами и разноцветными огнями улицы, парад трудящихся. Отдельные фрагменты дети могут  посмотреть по телевидению, а вечером увидеть салют.

Дома дети, и взрослые тоже, готовятся к встрече праздника – прибирают и украшают комнаты, готовят разные яства в ожидании гостей. Но иногда праздничный день приносит ребенку разочарование и огорчения. Его укладывают пораньше спать, чтобы не мешал, а взрослые празднуют.

Но ведь можно так продумать проведение праздников, что будет интересно и взрослым, и детям. Дома можно устроить театрализованное представление или небольшой самодеятельный концерт.

Когда речь идет о концерте, то имеется в виду ряд отдельных номеров, выступлений, часто связанных общей темой.

Для дома наиболее интересным является музыкально-литературный концерт, где чтение стихов, рассказов чередуется с музыкальными номерами – пение песен, игра на музыкальных инструментах, танцы.

В детском саду с малышами готовят праздничный репертуар. Зная его, родители могут помочь ребенку вспомнить знакомую песню, стихотворение.

Пожалуй, самую большую радость доставляет ребенку новогодний праздник. Нарядная душистая елка уже создает праздничное настроение. Ожидание подарков, приход Деда Мороза, игры и развлечения у елки – все это радует ребенка, приводит в восторг.

Содержание развлечений и организация праздника для детей трех лет будет отличаться от развлечений, устраиваемых для детей четырех – семи лет. Детей младшего возраста утомляет присутствие большого количества гостей, шум, яркое освещение. Поэтому, если готовится кукольное представление, то ребенку надо заранее показать персонажи спектакля. Детям этого возраста можно показать инсценировки небольших сказок, например «Репку», «Курочку Рябу»; стихотворений «Усатый полосатый» С. Маршака и др.

Детям всех возрастов доставляет  большую радость ряжение, но дети в возрасте до двух лет обычно отказываются сами рядиться. Им достаточно каких-либо элементов костюма. Вот воротник – жабо и колпачок на голову – и готов костюм клоуна; лента с заячьими ушками – и перед вами зайчик; крылья, сделанные из бумаги и натянутые на проволочный каркас, - уже бабочка. Иногда неожиданное появление взрослого, наряженного в костюм какого-либо персонажа или животного, может напугать детей. Поэтому надо, заранее за несколько дней, показать детям костюм или вовсе отказаться от ряжения. Испуг у детей может вызвать и появление живого Деда Мороза. Лучше его заменить театральной куклой.

Развлечения могут проводиться не только в помещении. Гораздо больше возможностей представляется для фантазии организаторов праздников, если они устраиваются на свежем воздухе.

Каждая семья совершает прогулки, экскурсии за город, в лес, к реке или морю, где есть возможность устроить веселый пикник для ребят. Когда вы отдыхаете в деревне или на даче, то отмечая день рождения ребенка или какой-либо другой праздник, можно провести день в лесу, устроить там представление – пригласить зайчика, ежика, белочку, которых будут изображать дети, или бабушку-сказочницу – переодетого взрослого. Они расскажут детям сказки, поиграют с ними, поводят хоровод, споют песни. Очень хороши для хороводных игр народные песни («Во поле береза стояла», «Земелюшка - чернозем», «Со вьюном я хожу», «Ворон» и др.). Если предполагается дарить подарки, то для детей будет занимательно находить их в самых необычных местах – на пне, на дереве, под кустом. Вечером взрослые разводят костер и устраивают угощение для гостей. Домой все возвращаются с цветами (можно устроить конкурс на лучший букет, воротник из листьев, венок …). Квартира украшается гирляндами из цветов и листьев, собранных в лесу.

Не стоит надоедать ребенку задуманными вами развлечениями, особенно когда ему хочется заняться чем-нибудь другим. Главное, не забывать, что основное назначение развлечений - доставить ребенку удовольствие, повеселить его.                                            



Предварительный просмотр:

«Рисуем музыку вместе»

Музыкальный руководитель

НРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Родничок»

Рахимова Диана Идрисовна

С рождения дети открыты миру и очень любознательны, они готовы поделиться своими впечатлениями и переживаниями с взрослыми. Подрастая,  это особенно ярко проявляется в рисовании, так как не все дети могут выразить словами то, что они чувствуют, а рисование дает им эту уникальную возможность. Используйте это стремление вашего ребенка и предложите ему «нарисовать» музыку. Для начала включите веселую, задорную музыку. Это может быть «Вальс - шутка» Д. Шостаковича, или «Шутка» И. Баха. В первую очередь ребенок должен просто внимательно прослушать звучащее произведение. Если во время слушания он будет бурно выражать свои эмоции, не останавливайте его. Это значит, что малыш правильно определил характер исполняемого произведения.

   Перед началом рисования поинтересуйтесь у ребенка, какого цвета карандаши он хочет взять для рисунка. Логично предположить, что малыш выберет карандаши ярких, красочных тонов. Естественно, во время всего процесса снова должна звучать та же музыка. Попросите малыша рассказать вам, почему именно эта картинка подходит для данной музыки. Помогите наводящими вопросами: веселая или грустная музыка звучала во время рисования, какое настроение было у него в это время, что он представлял себе, слушая звучащую музыку?

   Выберите несколько песен с шутливым, жизнерадостным текстом, а также песни печального содержания. К примеру, подойдут песенки «Антошка», «Вместе весело шагать», «Пропала собака» и т.п. Дайте малышу внимательно прослушать песню, а затем предложите ему определить характер музыки. С уверенностью можно утверждать, что ребенок правильно охарактеризует мелодию, ведь в этом ему помогут слова песни. Стремясь научить ребенка правильно определять характер и настроение музыки, вы развиваете у ребенка и другие немаловажные качества, такие, как память, мышление, разговорная речь.

   Если малыш самостоятельно не сможет выбрать сюжет для своего рисунка, помогите ему ненавязчивыми советами. К примеру, под веселую, радостную музыку предложите ему нарисовать голубое небо с ярким солнышком, а под звучание произведения грустного характера ‒ серое небо с темными тучами.

   Возможно, малыш будет просто беспорядочно закрашивать лист бумаги одним каким-нибудь цветом. Ни в коем случае нельзя критиковать его рисунок. Это ‒ тоже выражение чувства и настроения.

  При помощи музыки можно прекрасно изобразить любые погодные явления. Подойдут пьесы Чайковского «Подснежник» и «Осенняя песня» из альбома «Времена года», «Вальс цветов» и «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».

Помните, для ребенка важно, чтобы его положительно оценивали, чтобы он видел, что его труд не напрасен. 

В заключение хочется сказать: конечно, нет точных советов, к каждому ребенку необходимо применять индивидуальный подход. Но уверена, от процесса рисования каждый ребёнок получит новые впечатления, знания, умения и массу  удовольствия!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Влияние музыки на развитие ребенка.

Подготовила

Музыкальный руководитель

Рахимова Д. И.

Музыка - одно из древнейших видов искусств. Она имеет огромное влияние на развитие человека, на формирование его эмоциональности, духовного развития, речи и интеллекта.

Музыка-это голос жизни, она выражает тенденции времени, окуная в прошлое или будущее при желании. Музыка - это искусство, а любое искусство развивает, воспитывает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку. Специалистами уже доказано, что музыка стимулирует развитие ребенка, развитие его интеллекта, его повышение. Интересно, что, по мнению ученых, стимулирующее действие музыки длится около пяти лет! Это вам не сиюминутное воздействие лекарств, с их побочными эффектами. Музыка является еще и лечебной. Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом, но сильное воздействие, конечно, оказывает музыка. Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете начинал и заканчивал день пением: утром - чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером - успокоиться и настроиться на отдых. А современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие музыкальным нотам. Отсюда вытекает, что музыка - это древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, чтобы снять накопленное психологическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:

• Чтобы уменьшить чувство тревоги и неуверенности – Шопен, вальсы Штрауса, Рубинштейн.

• Чтобы успокоиться — Бетховен, Шуберт, Брамс.

• От напряжения в отношениях – Бах.

• Для поднятия жизненного тонуса, активности – Моцарт, Лист, Хачатурян.

• Поднимает настроение – Чайковский, Бетховен.

• Уменьшает злобность - Бах, Гайдн.

• Концентрация внимания - это Чайковский, Дебюсси, Мендельсон.

Появляется термин «музыкотерапия», как дополнительный стимул развития детей. Сегодня существует практика музыкотерапии проблемных детей, с целью коррекции и т. п. Выбор музыки огромен. И можно встать в тупик, выбирая какую музыку ставить ребенку. Так ли необходимо слушать только классическую музыку?

Нет, конечно. Но подходить к этому вопросу нужно со всей серьезностью. Выбор огромен – классическая, инструментальная, различные мюзиклы… Ставя ребенку музыку, необходимо учитывать некоторые моменты. Ведь вы можете влиять посредством музыки на развитие ребенка. Те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее. Определенная музыка воспитывает вкус, и круг общения. Так, когда же можно знакомить ребенка с миром музыки? Это никогда не поздно, но лучше ставить музыку до рождения ребенка. Музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребенка, помогает справиться с проблемами. При музыкальном воспитании, ребенок будет с легкостью находить общий язык с другими детьми. Развивая личность ребенка, мы подталкиваем к зарождению, развитию и становлению его творчества.

Музыка для сна детям, успокаивающая и негромкая, нужна не меньше, чем, к примеру, чистый воздух, поскольку она способна расслабить малыша, успокоить его, отвлечь от дискомфорта в животике или во время прорезывания первых зубов.

Благодаря правильным музыкальным произведениям дети быстро засыпают, а их сон крепкий и качественный. Причем совсем не обязательно включать музыку непосредственно перед сном: даже за 1-1,5 часа до отдыха прослушивание специальных релаксирующих мелодий пойдет крохе на пользу, подготовит и расположит его ко сну. Но какую музыку включать детям перед сном и как это делать правильно?

Колыбельные, классика и современная музыка – что лучше?

Предпочтение лучше отдавать колыбельным и классическим произведениям. В колыбельных песнях вкладывается душа матери, ведь именно она зачастую исполняет для своего чада подобные произведения. Колыбельные для детей позволяют крохе расслабиться, познать окружающую среду, сблизиться с матерью, почувствовать ее любовь и ласку. Колыбельные песни – это некий ритуал, даже, скорее, молитва матери к окружающей природе с просьбой о здоровье, счастье и благополучии своего ребенка. Возможно, поэтому они оказывают такое волшебное воздействие на младенцев. Исследователи доказали, что ритмика колыбельных песен уникальна, поскольку она является профилактикой нервных расстройств и некоторых общефизических заболеваний.

Очень важно, напевая колыбельную песню, вспоминать имя ребенка – так он познает себя, свое имя, отождествляет себя с окружающим миром, чувствует себя его неотъемлемой частью. Благодаря использованию ласковых слов в колыбельных, закладывается речевой фундамент малыша, накапливается словарный запас и развивается фонетический слух. И неважно, умеет мама петь или нет – песня самого родного человека гораздо лучше, чем запись на диске.

Что касается классической музыки, то, как утверждают исследователи, ее влияние на развитие ребенка колоссальное. Классика способна не только успокоить малыша, но и развить его внимание, память, творческие способности, коммуникабельность, внутренний потенциал. Для спокойного сна ребенка рекомендуют выбирать произведения Моцарта. Педиатры утверждают, что в его произведениях переходы уровней громкости совпадают с биоритмами головного мозга детей, а тональность звукового ряда очень схожа с тональностью человеческого голоса. Музыкальные произведения в миноре (грустные) малышам лучше не ставить, а вот звуки природы или классика на их фоне – отличный вариант для маленьких меломанов. Следует пробовать включать разные мелодии и замечать реакцию малыша, и вскоре будет понятно, какая музыка ему нравится больше всего.

Как правильно выбрать музыку для сна?

1. Мелодия для детского отдыха должна быть тихой и спокойной, без резких звучаний. Предпочтение лучше отдать произведениям, в которых участвует не больше трех музыкальных инструментов.

2. Откажитесь от мелодий, в которых используются частые перепады громкости или ритма. Чрезмерная оживленность мелодии способствует эмоциональному перевозбуждению.

3. Выбирая колыбельные песни в качестве успокаивающей музыки, доверьтесь знакомым и проверенным текстам.

4. Прослушивание колыбельных и инструментальных композиций можно разнообразить звуками природы (шум дождя или деревьев, журчание ручья, шелест листьев, пением птиц.

5. Музыку в записи лучше заменить живым пением или игрой на акустических инструментах. Так что, если вы когда-то умели музицировать, пришло время воспользоваться своими навыками.

6. Прежде чем включить музыкальное произведение ребенку, его необходимо прослушать самому.

7. Поскольку дети гораздо чувствительней к громкости звука, музыку следует делать немного тише, чем вам, может быть, хотелось.

8. Отдавайте предпочтение качественным музыкальным записям без посторонних шумов, скрипов и прочих звуковых помех.

Как слушать успокаивающую музыку для детей правильно?

1. Нельзя надевать ребенку наушники – навредить малышу таким прослушиванием проще простого, к тому же младенцы способны воспринимать исключительно рассеянный звук.

2. Включайте музыку только в период засыпания крохи. Как только малыш заснул, отключите проигрыватель. Оставлять музыку на ночь категорически запрещено.

3. Нельзя маленьким детям в качестве успокаивающей музыки включать тяжелый металл, оперу, гранж, рок или рэп.

4. Проигрыватель должен располагаться от малыша на расстоянии не менее 1 метра.

5. Не забывайте контролировать громкость звучания.

6. Прослушивание музыки не должно продолжаться более 30 минут.

7. Колыбельные рекомендуется напевать (или включать запись) 2-3 раза после кормления младенца и за 10 минут до него.

8. Классическую музыку не рекомендуется слушать дольше получаса и более 2 раз в день.

9. Если ребенку нездоровится, особенно когда причиной болезненного состояния являются заболевания ЛОР-органов, прослушивание любой музыки запрещено.

Если релаксирующая музыка для детского сна подобрана правильно, ребенок будет спать крепко и спокойно. А это очень важно не только для самого малыша, но и для родителей, которые смогут полноценно отдохнуть или заняться домашними делами.

Вместе с тем, классическая музыка является одним из источников внутренней гармонии человека, и правильно подобранные музыкальные произведения способны оказывать на ребенка не только положительное эмоциональное воздействие, но и излечивать от различных заболеваний.

Долгое время музыка воспринималась как атрибут культуры и воспитательного процесса детей, которым взрослые стремились привить понятия о красоте и гармонии мира, пытаясь обогатить эмоциями их жизнь и научить чуткости, отзывчивости, благородству. Однако в век компьютерных технологий, когда человечество шагнуло далеко вперед в познании процессов, которые происходят в организме людей под воздействием внешних факторов, многие исследователи задались целью выяснить, как же влияет классическая музыка на создание, подсознание и здоровье детей.

В частности, узбекский ученый Мизакарим Норбеков, известный во всем мире как разработчик нетрадиционные методов лечения различных заболеваний, провел комплексное исследование влияния классической музыки на самочувствие детей, страдающих различными недугами, и пришел к выводу, что звукотерапия во многих случаях может давать гораздо более эффективные результаты, нежели медикаментозное лечение.

Свою теорию ученый основывает на исследованиях психики и физиологических особенностей детей, утверждая, что большинство болезней связано с эмоциональным состоянием ребенка. Постоянно испытываемое чувство неудовлетворенности, страх и стрессы, невозможность реализовать свой творческий потенциал приводят к тому, что малыши дошкольного возраста обзаводятся целым букетом «взрослых» болезней, среди которых – сердечная недостаточность, сахарный диабет, онкология и т. д.

Опытным путем удалось установить, что человеческий организм в большинстве случаев «откликается» на музыку, подстраиваясь под ее темп, что сказывается на частоте пульса, дыхании, кровообращении, работе внутренних органов и желез секреции. Поэтому спокойное классическое произведение способно погрузить ребенка в состояние, близкое к медитации, во время которого его организм начинает работать в замедленном режиме, что позволяет улучшить зрение и память, купировать приступы головной боли, тошноты и астмы, нормализовать работу сердца и головного мозга.

После многочисленных экспериментов ученый пришел к выводу, что при нервных расстройствах, повышенной возбудимости, склонности к истерикам и капризам наиболее благоприятное воздействие на ребенка оказывает музыка Моцарта. Если проводить сеансы звукотерапии ежедневно по 20-30 минут, то уже через 7-10 дней малыш начнет вести себя более взвешенно и адекватно.

Если ребенок плохо спит по ночам, ему снятся кошмары, и часто он просыпается с плачем от испуга, то прекрасным терапевтическим средством может стать музыка Грига, Чайковского и Сибелиуса, которую следует включать непосредственно перед сном. В случае, когда речь, наоборот, идет о пассивном и замкнутом малыше, который часто страдает головными болями и не блещет умственными способностями, активировать его жизненные силы помогут произведения Листа и Бетховена.

Очень часто многие нарушения в работе различных органов малыша связаны с неправильной техникой дыхания. Объяснить ребенку, что во избежание проблем со здоровьем не стоит резко и часто втягивать воздух через носоглотку или же, наоборот, задерживать его в легких, крайне сложно.

В этой ситуации на помощь придут народные песни, прослушивание которых позволяет малышу нормализовать дыхание уже через 10-15 минут. Что касается работы сердечно -сосудистой системы, то наиболее благоприятное воздействие на нее оказывает музыка Баха, Шопена и Мендельсона.