Самообразование

Рахимова Диана Идрисовна

Педагогическая деятельность музыкального руководителя - это постоянный поиск, самообразование и самосовершенствование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz_2022_na_sayt.docx20.33 КБ
Файл master-klass_rahimova_d._i.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

Дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

Перспективный план по самообразованию

«Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»

 

Составила музыкальный руководитель

Рахимова Диана Идрисовна

                                

                                        

2021-2022 г пг Пойковский

Актуальность выбранной темы

 

Проблема постановки певческого голоса дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.

Музыкальные произведения вызывают у детей определенное отношение к социальным явлениям. Через содержание песен, дети познают жизнь и труд своего народа, знакомятся с персонажами отечественной истории, расширяют детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. В процессе общения с музыкой от ребенка требуется подчинение интересам коллектива – согласованность действий, воспитываются чувство дружбы и товарищества, такие свойства личности как самообладание, выдержка, дисциплинированность, развиваются отзывчивость и инициатива. Совместное пение охватывает детей переживаниями и требует от них единых усилий. А самое главное пение способствует умственному развитию ребенка в целом.

Учитывая выше сказанное, мне очень интересна эта тема самообразования. Работать над этой темой я буду с подготовительной к школе группой. 

Цель

Формирование певческих навыков, овладение вокалом, посредством музыкальных игр и упражнений. Формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры. Моя главная цель, научить детей петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей.

Задачи

-воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;

- развитие эмоциональной отзывчивости у детей;

- формирование певческих навыков;

- развитие исполнительского мастерства;

- расширение музыкального кругозора и представления об окружающем мире;

- усвоение навыков ансамблевого пения;

- развитие детского песенного творчества.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь- май

 

 Н.А.Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду» – М., “Просвещение”, 1989.

И. Каплунова

Программа «Ладушки»

С.И. Мерзлякова

«Учим петь детей 6-7 лет.» Песни и упражнения для развития голоса.

О.В.Замуруева

«Развиваем музыкальный и ритмический слух»2013.-93.

Л.В.Гаврючина

Т.С.Овчинникова

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

М.Анисемова

 «Музыка здоровье»

О.Н.Арсеневская

«Система музыкально-оздоровительной работы в Дестком саду»

О.Н.Арсеневская

«Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности» (Цикл позновательно-музыкальных занятий с детьми 5-7лет)

Н.А.Ветлугина 

«Музыкальный букварь» – М., 1988.

О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.А. Палавандишвтли, «Музыкальное воспитание дошкольников» – М., “Просвещение”, 1994.

Использование полученных знаний на музыкальных занятиях в работе с детьми.  

Работа с родителями и педагогами.

Работа с детьми

Сентябрь-май

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Напоминание правила певческой установки:

 (правила пения):

-сидеть (стоять) ровно;

-не сутулиться;

-корпус и шею не напрягать;

-голову держать прямо, не

 запрокидывая её и не опуская,            но без напряжения;

-дыхание брать свободно (не  брать в середине слова);

-петь естественным голосом, избегая резкого звучания;  

-рот надо открывать  вертикально, а не растягивать  в ширину во избежание крикливого,  «белого» звука;

-нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Сентябрь-май

Вокальные навыки:

-дыхание

-звукообразование

-дикция

-чистотой интонирования

-ансамбль

Работа над дыханием сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание, без участия плеч. В этом помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой («Ладошки», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д. Огороднова («Понюхать цветок»).

Задача,  учить детей  петь без крика и напряжения. Большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). В этом нам помогают различные распевания. А так же пение гласных букв под музыку: « а, я, о, у, э, и, ы».

Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата.

Улучшаем дикцию с помощью различных упражнений, артикуляционной гимнастики, скороговорок, речевых зарядок и пр.

Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Это использование различных упражнений на звукоподражание-………….               «Эхо, отзовись» Повторение выученных песен с сопровождением и a cappella, упражнение «Рисуем голосом». А так же способствует чистоте интонированию игра на диатонических колокольчиках с пропеванием.

В пении ансамблем, я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начатии и окончании певческой фразы. Единой динамикой и выразительностью.

Сентябрь-октябрь

Песня «Ах, какая осень»

«Что нам осень принесёт»

Работа над песнями.*

 Исполнение их на досугах и   праздниках.

(В течении года репертуар песен может меняться по усмотрению музыкального руководителя)

Ноябрь-

Песня «Мамочка, мамуля»

Январь

Песни «Зимушка-зима»

Февраль

Хоровод «Прощай ёлочка»

Март

Апрель-

Май

Песня «Поцелую бабушку»

Песня «Мамочка родная»

Песня «Прадедушка»

Песня «В день 9 мая»

Песня «До свидания детский сад»

Песня «Расставание»

Песня «Детства первая ступенька»

Работа с родителями

Сентябрь-май

-Составление памятки для родителей  на тему: «Охрана детского голоса»

-Составление памятки для родителей на тему «Колыбельные песни-лирика материнства»

-Составление «Списка песен» рекомендованных для слушания дома.

-Оформления информационного стенда в группах.

-Индивидуальные беседы с родителями

-Посещение праздников и развлечений.

-Посещение родителями музыкальных занятий.

-Рекомендованный список песен для слушания дома.

Работа с воспитателями и специалистами.

Сентябрь-май

-Составление памятки для воспитателей на тему: «Колыбельные песни»

-Консультация для воспитателей «Роль воспитателя на музыкальных занятиях»

-Распределение ролей.

-Консультация с учителем логопедом: обратить внимание на правильное звукопроизношение у детей при разучивании песен. Правильное формирование звука.

-Консультация с педагогом-психологом:

«Адаптация вновь пришедших детей.»

-Консультация с педагогом дополнительного образования по хореографии: «Танцуем и поём одновременно»

-Консультация с инструктором по физической культуре: «Музыка в движении»

-Оформление стенда в группах.

-Беседа о проведении  праздников и досугов.

-Обсуждение сценария.

-Посещение музыкальных занятий учителя-логопеда, для выявления детей с нарушением речи.

-Посещение музыкальных занятий психолога.

-Посещение музыкальных занятий хореографом.

-Совместные репетиции и  проведение праздников и досугов.

Использование музыкального сопровождения при проведении подвижных игр.

Самореализация

Ноябрь

Приготовление мастер- класса для работников детского сада на тему: «Работа над вокально техническими навыками»

Проведение мастер-класса по теме самообразования.

Апрель

Отчёт о проведённой работе по теме самообразования на педагогическом совете ДОУ.

Отчёт по теме самообразования.



Предварительный просмотр:

Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий"

 Музыкальный руководитель

НРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Родничок» Рахимова Д. И.

Опыт работы с детьми показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должна проходить через «волшебный мост» игры, при помощи которой можно научить его петь, играть на инструментах, красиво двигаться, танцевать и слушать музыку. Для ребенка-дошкольника преобладающими являются эмоционально-образное мышление, отличающееся яркостью восприятия, наглядная образная память, богатство воображения.

Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову.

Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа.

Цель первого, речевого этапа : легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух.

Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

1) артикуляционная гимнастика, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию.

Например:

а) «Сказка про язык»:

«Жил-был Язычок. Проснулся как-то утром рано. Постучал в зубки (стучат языком в зубы) в губки (стучат языком в губы, постучал в щёчки (стучат языком в щёки). Рассердился, да и выпрыгнул! (высовывают язык). Потянулся к солнышку (язычок наверх, посмотрел на травку (язычок вниз, на солнышко, на травку. Взял и подразнил всех (дразнят друг друга языком

б) «Цоканье»

Щёлкаем языком,формируя губы округло, как бы произнося гласную «О» (8 раз). Щёлкаем языком, формируя губы для улыбки, как бы произнося гласную «И» (8 раз).Соединяем первую и вторую позиции, активно меняя при этом форму губ. Обратить внимание на изменения щёлкающего звука.

2) игры и упражнения, развивающие певческое дыхание.

Например:

а) Формирование правильного дыхания. Встать прямо, держать ладонь на диафрагме, сделать вдох, задержать дыхание и выдохнуть. При вдохе рука должна ощутить движение диафрагмы вперёд. Следить, чтобы при вдохе плечи не поднимались;

б) Формирование равномерного выдоха. Так все превращаемся в “ветер” и своим дыханием рисуем разные образы ветра (теплого и ласкового или сильного и холодного) или устраиваем чей-нибудь день рождения (например, перед Новым годом, день рождения Елочки или Деда Мороза, Снегурочки) и задуваем “Свечи на торте”. Можно “раздать” всем разноцветные воздушные шарики и мы начинаем их надувать.

в) Формирование продолжительности дыхания. Удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих) .

Для этого можно использовать различные образы, например:

• играет ветер с листвой;

• звучат пчела, жук, комар;

• спустился воздух из колеса машины;

• сердится кошка (выдыхание на согласных звуках “ш”, “ж”, “з”, “с”, “ф”) .

г) Для формирования продолжительности дыхания использую осенние листочки, снежинки или бабочки (на ниточках, которые кружатся в танце, пёрышки, (которые не должны упасть, поддерживаемые выдохом - «Вальс снежных хлопьев»)

д) Также очень нравится детям исполнять скороговорки. Например, “Егорки”, которая произносится на одном выдохе, без дополнительного вдоха.

Как на горке, на пригорке,

Жили тридцать три Егорки,

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Используется прием соревнования: кто из детей насчитает больше Егорок.

3) развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира, человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты.

Например:

Педагог Дети

«Лес ночной – он полон звуков х-х-х…

Кто-то «укал» у-у-у…

Кто-то хрюкал хрю-хрю….

Кто мяукал мяу… .

Кто-то топал -топают

Кто-то крыльями захлопал -руками по телу

И кричал «Ау» А-ууууу….

И глазищами вращал - штробас

Лес не спал - наперебой говорят

всё, что хотят из вышесказанного.

Ну а кто-то тихо-тихо - говорят на высоких тонах

Тонким голосом пищал»

4) ритмодекламация – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

Например:

а) вместе с педагогом рассказывают стихотворение с выразительной жестикуляцией:

«Ванна – море - руки в сторону

Я – пароход - руки перед собой в «замок»

Полный назад - шаг назад

Полный вперёд - шаг вперёд

Права руля - руки вправо

Лево руля - руки влево

Мчусь я по морю - вращают руками перед собой

Руками бурля

Я бы доплыть да Австралии смог - плавательные движения перед собой

Жаль, что на кухне протёк потолок» - меняют высоту голоса от

«писка» до баса

Второй этап - певческий. Основные виды деятельности:

формирование и развитие певческой интонации.

1) Распевание - вокальные упражнения необходимы для того, чтобы все голосовые навыки, приобретённые с помощью речевых, дыхательных и интанационных упражнений, закрепить на несложном музыкальном материале. Материалом к таким упражнениям могут быть те же речевые игры, используемые в начале занятия и переложенные на музыку, потешки, народные песенки, фрагменты разучиваемых или исполняемых на занятии песен.

Приёмы исполнения могут быть различными: коллективное исполнение, исполнение небольшими подгруппами, разделение коллектива на две части и попеременное выполнение упражнений, пение по цепочке, индивидуальное пение. Главная задача педагога при этом - услышать каждого и если нужно, помочь, исправить и закрепить полученные певческие навыки.

Например:

Предложить исполнить музыкальное упражнение «Снежок» по цепочке, при этом контролировать:

- Точность интонации,

- Ровное звучание голоса,

- Исполнение попевки на одном дыхании,

- Индентичность голосообразующих движений поющих (пение в единой позиции).

2) песенное творчество

Использую вопросно-ответную форму, задание закончить мелодию, сочинить собственную мелодию на заданный текст.

Например:

«Что ты хочешь, кошечка?» - педагог

«Молочка немножечко» - ребёнок

3) разучивание песенного материала

- Разучивание песни

- Закрепление текста

-Работа над качеством исполнения

- Закрепление песни. Концертное исполнение.

Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно.

Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приёмов пения – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной.