Для воспитателей

Рахимова Диана Идрисовна

Взаимодействие с воспиатателями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Месяц

Организационно-педагогическая работа

Методическая работа и взаимодействие с педагогами

Работа с детьми

Работа с родителями

1

2

3

4

5

СЕНТЯБРЬ

  • Составление перспективного плана воспитательно-образовательной работы музыкального развития.
  • Оформить карты диагностического обследования уровня музыкального развития детей.
  • Пополнить фонотеку аудио записями

  • Выработать рекомендации по индивидуальной работе с детьми с низким уровнем музыкального развития на учебный год
  • Провести диагностику музыкального развития детей
  •  Подготовить консультацию по теме «Интересные сведения о музыке»

ОКТЯБРЬ

  • Внести изменения в перспективные планы учебно-воспитательной работы по результатам диагностики.
  • Написание сценариев и подготовка музыкального материала с детьми к осенним праздникам для всех возрастных групп.

  • Практическая работа с воспитателями младших групп.
  • Внести изменения в содержание предметно-развивающей среды групп (музыкальные уголки), пополнив их необходимым дидактическим и музыкальным материалом.

  • Провести тематические праздники во всех возрастных группах «Осень в гости  к нам пришла» 
  • Привлечение родителей к участия в шумовом оркестре и театрализованной деятельности. 

Месяц

Организационно-педагогическая работа

Методическая работа и взаимодействие с педагогами

Работа с детьми

Работа с родителями

1

2

3

4

5

НОЯБРЬ

  • Написание сценария и подготовка музыкального материала с детьми старших и подготовительных групп ко дню толерантности.
  • Написание сценария и подготовка музыкального материала с детьми старших и подготовительных групп к концерту «День матери».
  • Написание сценария и подготовка музыкального материала с детьми старших и подготовительных групп к празднику дню ХМАО ЮГРЫ.

  • Провести консультации для воспитателей по темам предстоящих праздников
  • Подготовить концерт, посвященный «Дню матери», дню толерантности, к дню ХМАО ЮГРЫ
  • Концерт, посвященный «Дню матери»

ДЕКАБРЬ

  • Пополнить фонотеку для занятий по программе «Детство».
  • Написание сценариев и музыкального материала к Новогодним праздникам для всех возрастных групп.
  • Провести консультации для воспитателей и специалистов по подготовке к Новогодним праздникам
  • Организация Новогодних утренников во всех возрастных группах
  • Приглашение родителей для участия в Новогодних утренниках

Месяц

Организационно-педагогическая работа

Методическая работа и взаимодействие с педагогами

Работа с детьми

Работа с родителями

1

2

3

4

5

ЯНВАРЬ

  • Подготовка музыкального материала и иллюстраций к разделу «Пение».
  • Подготовка сценария и подбор музыкального материала для проведения смотра строя и песни ко «Дню защитника Отечества».
  • Провести консультацию для воспитателей «Фоновая музыка в жизни детского сада»
  • Провести развлечение «Прощание с елочкой»
  • Консультации по запросам родителей

ФЕВРАЛЬ

  • Подбор материала по разделу «Музыкально ритмические движения».
  • Составление сценариев и подборка музыкального материала для всех возрастных групп к празднику 8-е Марта.
  • Подготовка ведущих и специалистов к проведению праздника 8-е Марта
  • Проведение смотра строя и песни к празднику  «Аты-Баты»
  • Приглашение пап для участия в смотре строя и песни «Аты-Баты»

МАРТ

  • Изготовить дидактические игры на развитие ритмической пульсации, динамики, высоты звуков

  • Проведение утренников, посвященных «Международному женскому дню»
  • Приглашение родителей для участия в празднике

АПРЕЛЬ

  • Написание сценариев и музыкального материала к выпускным праздникам
  • Подготовка ведущих и специалистов к проведению выпускных утренников
  • Проведение диагностики уровня музыкального развития детей

Месяц

Организационно-педагогическая работа

Методическая работа и взаимодействие с педагогами

Работа с детьми

Работа с родителями

1

2

3

4

5

МАЙ

  • Разработка сценария спортивно-музыкального развлечения «Папа, мама, я».
  • Разработка сценария ко Дню защиты детей»
  • Консультация по подготовке к проведению Дня защиты детей
  • Проведение утренников, посвященных выпускным балам
  • Приглашение родителей для участия в празднике

ИЮНЬ

  • Разработка плана музыкальных занятий и мероприятий на летний период

  • Проведение праздника, посвященного дню защиты детей

ИЮЛБ

  • Разработка сценария и подготовка муз. материала к празднику «День Нептуна»

  • Проведение праздника «День Нептуна»

АВГУСТ

  • Разработка сценария и подбор музыкального материала к празднику «До свидания, лето!».
  • Подготовить документацию на начало учебного года.
  • Подготовить рекомендации по подбору музыкальных произведений
  • Проведение праздника «До свидания, лето!»

ЕЖЕМЕСЯЧНО

  • Вносить изменения в календарные планы, учитывая результаты диагностических данных детей и их индивидуальных особенностей.
  • Составлять перспективно-календарный план.
  • Проводить индивидуальную работу с ведущими утренников и развлечений.
  • Проводить музыкальные занятия, индивидуальную работу с детьми
  • Проводить консультации «Фоновая музыка в ДОУ», «Роль дыхательной гимнастики»



Предварительный просмотр:

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя

в подготовке к утренникам и развлечениям.

Музыкальный руководитель

НРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Родничок»

Рахимова Диана Идрисовна

Праздничные утренники занимают особое место  в детском саду. В нашем детском саду проводятся осенние  праздники, День матери, праздник новогодней елки, День защитника Отечества, Масленица, 8 Марта,  выпускной бал.  В основе каждого утренника лежит главная идея, которая должна быть понята детьми, а значит, должна быть преподнесена им в простой, доступной форме.  Праздники должны доставлять детям радость и давать возможность каждому участнику проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность.

Формируя вкус детей, необходимо хорошо продумывать цельность всего оформления, выразительность деталей,   не допуская перенасыщения, чтобы внимание детей привлекали главные детали, подчеркивающие идею праздника.

Роль поэтического текста и слова заключается в том, что они наиболее полно и конкретно доносят до ребенка содержание праздника, объединяют отдельные части сценария, разъясняют их смысл и значение. Читая стихи, дети выражают свое отношение к различным событиям, проявляют способности к собственному выразительному исполнению произведений.

Большой интерес вызывают у детей игры-инсценировки. Они дают возможность по-своему передать характерные особенности образа, порученной роли.

Ведущее место на празднике занимает музыкальное искусство. Под звуки торжественного марша дети входят в зал, выполняют перестроения,  поют, играют и танцуют. Музыка сопровождает выход героев, игры-инсценировки, объединяет детей в едином переживании, создает смену настроений.

Высокие требования предъявляются и к речи ведущего на празднике. Тщательно продуманные доступные по содержанию слова, обращенные к детям, выразительная интонация - все это средства эстетического воздействия на детей.

В сценарий часто включаются зрелищные и сюрпризные номера которые должны проходить весело, непринужденно, перемежаясь играми и аттракционами. Однако они также должны быть хорошо продуманы, выразительно исполнены, со вкусом оформлены.

Деятельность детей на празднике разнообразна. Они принимают участие в торжественном шествии, праздничной перекличке, выступают с плясками, стихами, песнями определенной тематики которые могут быть представлены как концертные номера. Если говорить о деятельности детей на утренниках с точки зрения задач эстетического воспитания, то следует остановиться на выразительности их исполнения.

Выразительность достигается на основе приобретения ребенком необходимых навыков к разным видам художественной деятельности, в результате появившегося у него умения передать определенное настроение, свое отношение к содержанию песни, стихотворения, которое он исполняет. В пении выразительность достигается точным исполнением мелодии чистым, слаженным звучанием; при чтении стихов - разнообразием интонаций, хорошей дикцией; в пляске - соответствием движений характеру музыки, форме музыкального произведения. Качество детского исполнения во многом зависит от доступности музыкально-литературного репертуара и соответствия его возрастным возможностям дошкольников. Только в этом случае оно будет свободным, естественным, доставит им удовольствие. Поэтому нельзя увлекаться сложным материалом, так как разучивание его отнимет много времени, потребует от детей большой сосредоточенности внимания, а это вызовет напряженность, снизит эстетическую значимость исполнения.

В группе всегда есть дети, которые быстрее других усваивают программный материал, и дальнейшее их развитие требует использования более сложных произведений. На утреннике и предоставляется возможность поручить им самые ответственные роли, разучить с ними более трудный материал, который поможет им полнее проявить свои способности.

Желательно с каждым ребенком подготовить выступление в соответствии с его способностями, которое доставит ему удовольствие. Это может быть не только участие в массовых играх, танцах, пении, но и индивидуальные выступления в составе небольшой группы детей: поочередное чтение стихотворения, несложная роль в театрализованном представлении.

Праздничный утренник обогащает детей разнообразными художественными впечатлениями. В зависимости от возраста ребенок по-разному выражает свое отношение к ним. Малыши радуются колокольчикам, погремушкам, находящимся у них в руках, и почти не обращают внимания на окружающую обстановку. Поэтому к оформлению зала необходимо специально привлекать их внимание. Педагог рассматривает с детьми убранство комнаты, показывая наиболее яркие, понятные им детали. В зале при большом количестве гостей дети (особенно в начале праздника) сдержанны. Они с интересом смотрят вокруг, но особенно активно своих чувств не выражают. Веселая музыка, движения с цветными платочками, погремушками вызывают у ребенка улыбку, желание двигаться. Однако слишком много ярких впечатлений иногда вызывает у детей заторможенность. Педагог своим вниманием, ласковым тоном ободряет ребенка, создает радостное настроение, приглашает петь и играть на празднике.

Дети постарше сами замечают красочные детали оформления, воспринимают его в целом. Выразительность исполнения, вызывая у них чувство восхищения, отражается на их лицах. Они более самостоятельны в своих действиях, знают и помнят, как надо стать на пляску, сами занимают свои места. Большое оживление и восхищение вызвало бы у них внешнее оформление номера, световые эффекты, яркие костюмы персонажей. Здесь чувства детей выражаются бурно и непосредственно в веселом смехе, репликах, аплодисментах.

 Хорошая подготовка, продуманный сценарий, четкая организация - все это определяет поведение и настроение каждого ребенка на празднике, эффективность воздействия различных видов искусства. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей.

Главным помощником музыкального руководителя в непосредственно- образовательной деятельности и в подготовки к праздникам и развлечениям является  воспитатель.  На плечах воспитателей лежит  огромная ответственность и психологическая нагрузка, поэтому я стараюсь учитывать способности, темперамент, загруженность.  Для того чтобы результаты работы были достойными, следует  находиться в тесном контакте с воспитателями, которые тоже волнуются, готовясь к праздникам, переживают, каким будет сюжет утренника, какие будут сказочные персонажи, сюрпризы. Подбирают тематические стихи, учат их с детьми, могут придумывать аттракционы, помогают в организации праздников.

Важно обсуждать все насущные вопросы совместно, распределяя заранее ответственность за какую-либо работу на праздниках. Необходимо, чтобы воспитатель очень хорошо знал сценарий предстоящего утренника,   для этого необходимо составить подробный план утренника. Сценарий дается примерно за месяц.  Правильно распределить роли между взрослыми детьми – тоже очень важная и «тонкая» работа, и это решается в совместной беседе.  

Почти всем воспитателям обязательно читают «Основы музыкального воспитания», так что у них есть основная теоретическая база и они могут применять эти знания на практике, исполняя какую-либо роль, или помогая детям в выступлении. Для того, чтобы педагоги чувствовали себя увереннее в данной ситуации, следует  хорошо знать  необходимый музыкальный материал –  хороводы,  песни,   музыкальные игры. Для этого рекомендую записывать  в тетрадь тексты песен и движения танцев и хороводов.

Наибольшую трудность в совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей в группах  представляет определение меры и степени участия воспитателя в процессе.  Воспитатель активно участвует во всех видах музыкальной деятельности: поёт вместе с музыкальным руководителем (не заглушая детское пение), участвует в музыкально-ритмических движениях, активизируя детей. Если музыкальный материал не очень сложный и хорошо известен детям, они могут действовать самостоятельно, без помощи взрослого. Воспитатель при этом не должен оставаться безучастным наблюдателем, по мере необходимости должен включаться в деятельность, помогая детям, испытывающим затруднения. Воспитатель постоянно должен осуществлять ненавязчивую эмоциональную поддержку малышам, находиться в поле их зрения.  

То, что не требует прямого участия музыкального руководителя, можно поручить организовывать воспитателям (изготовление  атрибутов). Особый вопрос – подготовка музыкального зала к праздникам. Предлагаю составить график, в соответствии с которым каждая группа совместно с музыкальным руководителем будет подбирать материал для оформления, изготовляют панно на центральную стену, зал украшают шарами, гирляндами и т. д.

Если воспитатели принимают активное участие в празднике, играют какую-либо роль, это замечательно, т.к. воспитанники, затаив дыхание, следят за своим учителем и берут с него пример! Не перечислить, сколько и каких ролей  сыграно  нашими воспитателями.  И часто происходит перевоплощение в эти образы очень правдоподобное, и дети попадают в настоящий театр. Очень важно, чтобы ведущий, а его роль одна из самых важных на празднике, мог почувствовать себя вдохновенно, раскрепощено, сумел бы создать атмосферу общения обычными словами, обращаясь непосредственно к детям, к гостям праздника. Он должен иметь пространство для импровизации, реагировать на ситуацию, свободно общаясь с детьми.

Можно сказать, что праздники – открытое развлекательно-увлекательное занятие для родителей и это огромная нервная нагрузка для педагогов. За неделю до праздника все атрибуты – шапочки, платочки, и т. д., стихи, появление и уход действующих лиц, аттракционы – все должно быть понятно воспитателю. А непосредственно перед утренником необходимо проверить количество стульев, наличие атрибутов,   реквизита.

Надо учитывать, что ошибка – непременное условие дальнейшего развития. Важно сделать выводы из нее и идти дальше.

Как одеть ребенка на утренник

Поскольку на музыкальных занятиях 50 процентов времени отводится движениям, детям нужна удобная обувь: мягкая, гибкая, легкая – во всех отношениях комфортная. Самый распространенный вариант-  чешки, балетки. Эта же обувь подходит для праздников. Конечно, если это будет литературная викторина, драматический спектакль, обувь может быть другая. Но, в любом случае детская обувь не должна быть на каблуках или платформе.

Ни у кого – ни у воспитателей, ни у родителей не возникает вопрос, почему в хореографических кружках дети занимаются в балетках.  В театре в голову не приходит сопоставлять парадный костюм короля, изящное платье принцессы с их обувью. Мы воспринимаем действие в целостно: музыка. Танец, пластика, которая в другой обуви была бы невозможна. Так движения в танце будут изящны, легки, естественны только в подобающей обуви.

То же самое можно сказать и обо всем праздничном костюме в целом. Многие родители чересчур увлекаются выделить своего ребенка: покупают великолепные, длинные, пышные платья девочкам, фраки мальчиков. Но в них детям не всегда удобно двигаться! И «модники» будут себя чувствовать некомфортно. Очень дорогие и вычурные наряды могут смутить других детей и их родителей.

Педагоги заранее предупреждают родителей каким будет праздник и какие костюмы следует готовить.



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

Дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

Консультация для педагогов

 «Оформление и оснащение музыкального уголка в группах ДОУ»

                                

Музыкальный руководитель:

                                Рахимова Диана Идрисовна

г. п. Пойковский

                 2019 г.

                                                           

         В детском саду с целью приобщения ребенка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, картинки и наглядные пособия.

Успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, но и от правильного их применения вне занятий с учетом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада.

 «Музыкальный уголок – это…»

• Это необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников;                                                                              

 •            Это создание предметно – развивающей среды, которая

состоит из трех блоков:

1. восприятие музыки

2. воспроизведение музыки

3. музыкально – творческая деятельность , где дети могут по собственному желанию петь песни, исполнять несложные                 танцевальные движения,  водить хороводы, слушать любимые произведения или подбирать и подыгрывать простые мелодии на музыкальных инструментах;                                   

•           Это возможность самостоятельно играть в музыкально – дидактические игры;                                    

•           Это исполнительское мастерство, где дети самостоятельно устраивают «Концерты» и «Спектакли», используя при этом игрушки, куклы, плоскостные фигурки.

Цель « музыкального уголка»

Целью функционирования музыкального уголка является создание условий, которые обеспечат эмоциональное благополучие детей. Формирования положительного отношения детей к окружающему миру, семье, сверстникам и себе.

Содержание в группе музыкального уголка позволяет укреплять психическое и физическое здоровье малышей, позволяет выявить творческие способности каждого ребенка, развивать эстетический вкус.

Размещение  «музыкального уголка и музыкальных инструментов»

Следует продумать условия размещения музыкального уголка:

1. Доступность оборудования музыкального уголка для детей

2. Разнообразие оборудования  музыкального уголка

3. Учет возрастных особенностей детей при создании музыкального уголка

4. Эстетичность оформления музыкального уголка и его оборудования                                                            

 5. Возможность переноса оборудования в другие места.

Музыкальный уголок разделяется на два уровня: верхний уровень – для воспитателей; нижний уровень – для детей. На верхний уровень размещают инструменты, которые используются детьми дозировано  (металлофон) и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя по санитарным нормам (дудочки, губные гармошки). На нижний уровень – барабаны, бубны, деревянные ложки, треугольники и т. д.

В музыкальных уголках должны находиться:

• Неозвучные музыкальные инструменты;

• Озвучные музыкальные инструменты;

• Музыкальные игрушки;

• Самодельные музыкальные инструменты;

• Музыкально – дидактические игры;

• Технические средства (аудио – и видеозаписи).

Для поддержания интереса к самостоятельной музыкальной  деятельности нужно 1-2 раза в квартал обновлять пособия, вносить новые музыкально – дидактические игры, оборудование и самодельные музыкальные инструменты.

«Музыкальный уголок 21века» или «Современные тенденции»

• В группе должны быть аудио- и видео- аппаратура, CD и DVD – плееры, наушники (для старшего дошкольного возраста, для того, чтобы один ребенок прослушивая музыку, не мешал другим.

• Подборка детских современных песен и классической музыки в соответствии с возрастной категорией детей.

• Качественное  звучание музыкальных  инструментов (в том числе и электронных, т. е. хорошо настроенные и издающие  знакомые  детям звуки  (дабы не засорять слуховой опыт ребенка).

Таким образом, музыкальный уголок в детском саду должен стимулировать самостоятельную музыкальную деятельность, действенно знакомить дошкольников с музыкой, способствовать закреплению имеющихся у детей знаний, умений и навыков.

           На музыкальных занятиях дети получают основные знания и умения, а закрепляют полученные знания в самостоятельной деятельности. В группе дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Следует продумать условия размещения музыкального уголка:          

  1. Доступность оборудования музыкального уголка для детей  
  2.  Разнообразие оборудования музыкального уголка       

 3. Учет возрастных особенностей детей при создании музыкального уголка                                      

4. Эстетичность оформления музыкального уголка и его оборудования.

В музыкальном уголке могут быть не только детские музыкальные инструменты и музыкальные игрушки, которые подбираются с учетом возраста детей, но и могут быть представлены музыкально-дидактические игры и пособия, атрибуты для творческих музыкальных игр. Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку. Музыкальный уголок лучше всего размещать  около уголка театрализованной деятельности. Это позволяет детям подбирать отдельные атрибуты, элементы костюмов, необходимые в музыкально-театральной деятельности.

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО УГОЛКА  В ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

  1. Куклы – неваляшки ;                                                                                            
  2. Образные  музыкальные  «поющие»  или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.);                                                                                                         
  3.  Органчики, шарманки;    
  4.  Погремушки, колокольчики, бубен, барабан;                                                                                      
  5.  Музыкально-дидактические игры: «Матрёшка учит танцевать», «Где мои детки?», «Птицы и птенчики», «Угадай, на чём играю?», «Кого разбудило солнышко?», «Чудесный мешочек»;    
  6.  Не озвученные инструменты (гармошка, дудочка, балалайка и т. д.);                                              
  7. Атрибуты к играм: «Догони нас, мишка», «Кошка и котята», «Паровоз», «Мячи» и т. д.
  8.  Флажки, султанчики, погремушки, осенние листочки, снежинки, искусственные цветы;                
  9.  Настольная ширма;  
  10. Перчаточная игрушка (для воспитателя);                                                                                      
  11.   Магнитофон, набор аудиокассет;  
  12. Поющие и двигающиеся игрушки;    
  13.  Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде большого альбома, в виде отдельных красочных иллюстраций.

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО УГОЛКА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

  1. Образные музыкальные «поющие», «танцующие» игрушки;                                                        
  2. Органчики, шарманки;                                                                                                                      
  3. Колокольчики, погремушки, барабан, бубен;                                                                                          
  4. Не озвученные инструменты: гармошка, балалайка, дудочка и т. д. ;                                            
  5. Флажки, султанчики, платочки, погремушки, осенние листочки, снежинки, искусственные цветы;                                                                                                                              
  6. Настольная ширма, набор игрушек;                                                                                                                
  7. Перчаточная игрушка (для воспитателя);                                                                                        
  8. Магнитофон, аудиокассеты;                                                                                                                            
  9. Музыкальные картинки к песням: в виде куба или отдельные иллюстрации или альбом с картинками или книжки-малютки «Мы – поём»;    
  10.  Металлофон, шумовые инструменты;                                                                  
  11. Фланелеграф или магнитная доска;                                                                                    
  12. Музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Угадай колокольчик», «Цветик-семицветик» и т. д. ;                    
  13. Атрибуты к играм: «Гуси вы, гуси», «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и другие;                                                                              
  14. Музыкальные  лесенки  (3-ёх ступенчатая,  5-ти ступенчатая, на которых находятся маленькая и  большая  птички.                                                                                          

 Таким образом, музыкальный уголок в детском саду должен стимулировать самостоятельную музыкальную деятельность, действенно знакомить дошкольников с музыкой, способствовать закреплению имеющихся у детей знаний, умений и навыков.

             Желательно  в  каждой группе иметь магнитофон  и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром  (набор кассет или дисков с записью детских песен, народной и классической музыки, голосов птиц и животных, шумов природных явлений и воды, русских народных сказок и сказок мира, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок). Можно использовать наушники, чтобы один ребёнок, прослушивая музыку, не мешал другим. Фонотека помогает глубже развивать музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания, обеспечивает всестороннее развитие личности каждого ребенка. В этом случае педагог сможет удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, попеть или просто поиграть.

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО УГОЛКА В CТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ

• музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.) ;
• портреты композиторов;
• иллюстрации по теме «Времена года»;
• альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
• графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
• альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п. ;
• музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные) ;

• набор самодельных инструментов для шумового оркестра                                          

• музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д. ;
• атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Алый платочек»)
• атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и  атрибуты к танцевальным

импровизациям по сезону  (листики, снежинки, цветы и т. д.) ;                                              

• разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы,  разноцветные ленточки, разноцветные перышки для  музыкально-танцевальных импровизаций.

             Правильная организация и оформление музыкальных уголков в группах помогут детям дошкольного возраста приобщиться к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую деятельность, воспитают интерес и любовь к музыке, разовьют  способности к творческому самовыражению как условие его радостного бытия и дальнейшей успешной самореализации в жизни.



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

Дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

Консультация для воспитателей

               «Игры со звуками»

                                

Музыкальный руководитель:

                                Рахимова Диана Идрисовна

г. п. Пойковский

 

 «ИГРЫ ЗВУКАМИ — ЭТО МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ»

Одной их самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Удивительно, что этот вид деятельности даже не возник в отечественных музыкальных методиках. Исключение из музыкально- образовательного процесса данного этапа, подобно тому, как это существует в российской практике, закрывает музыкальное творчество для большинства детей даже в простейших формах. Автором, разработавшим идею игр звуками как первоначальной формы знакомства детей с миром музыки, является австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и коллега Карла Орфа. Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот жалобно мяукает кот, тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжит тормозами машина и поет скрипка. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Нам, взрослым, только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или симфоническом оркестре. На самом деле это не так - фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных карандашей» или «Скрипучее рондо» - такие пьесы увлекут не только малышей. Каждый знает, какого цвета небо, солнце, ночь, огонь ... А как ночь звучит? Переливается бархатно-черными звуками рояля или искрится сияющим звездным дождем колокольчиков и хрустальных стаканчиков? Может быть, она певучая и прохладная, как звуки металлофона? Можем ли мы представить и сыграть «разговор двух светлячков», «хор планет», «танец травинок», «марш муравьев»? Кажется невероятным, но можем, и легко. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как осенью грустно шуршат под ногами листья. Стоит только прислушаться и в легком постукивании карандашом по столу можно услышать незатейливую песенку дождика, в бумажном шелесте - целую сказку, рассказанную простым бумажным листком. Сам педагогический процесс «омузыкаливания» бытовых шумов (звон, шуршание, стук, шорох) основан на стремлении ребенка самостоятельно организовать звуки, превращая их тем самым в музыку. Когда детям еще недоступны динамические, ритмические, структурные или иные способы организации звуков, единственно возможным способом формообразования становится спонтанная комбинаторика, одушевленная внутренним импульсом: «Это моя музыка!». Пространственно-временная композиция является самой элементарной формой до-ритмической и до-тональной музыки. Использование в музыкальном воспитании шумов и тембровых импровизаций на шумовых инструментах никак не противоречит сути самого музыкального воспитания: «Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу» (В. Келлер). Построение подобных композиций составляет лишь одну из многих форм активного музицирования детей. Что касается часто возникающих у педагогов сомнений, можно ли называть музыкой тот, с их точки зрения, беспорядочный шум, который ребенок производит с помощью инструмента, то здесь можно только посоветовать попробовать услышать разницу между тем, когда ребенок просто шумит и когда он пытается сыграть собственную музыку. Чуткий педагог безошибочно определит как «присутствие музыки» в потоке звуков, издаваемом ребенком, так и ее отсутствие. В данном случае проблема нам видится в невосприимчивости слушающего к принципиально иным способам организации звуков, которыми пользуется ребенок, не будучи наученным делать это «окультуренно». Музыка - это процесс, целостность которого поддерживается не только структурой, но также внутренними и внешними напряжениями. О феномене присутствия в музыке организующей силы духовной энергии замечательно написал Р. Штайнер: «Не правда ли, дело заключается в том, чтобы овладеть звуками? Но звуки - не музыка! Так же как тело человека не является его душой, так и звуки - это не музыка. Музыка находится между звуками. Существенно то, что есть между ними». Практика показывает, что даже трехлетние дети интуитивно знают об организующей силе духовной энергии, и не назвать «музыкой» их творческие проявления может только абсолютно глухой к сути самой музыки человек.