Работа по выявлению и развитию способностей учащихся*:

Страница содержит материал из опыта работы по выявлению и развитию способностей учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуализация и дифференциация обучения

Самой главной ценностью образования сегодня должна стать его индивидуализация. Требования учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа индивидуального подхода. Давай немного определимся в том, что же подразумевается под индивидуализацией, дифференциацией и индивидуальным подходом.

В педагогической литературе часто встречается употребление терминов «индивидуализация» и «дифференциация» в качестве синонимов.

В США понятием «индивидуализация» обычно охватываются любые формы и методы учета индивидуальных особенностей учащихся. Во французской педагогике уже с 1930-х гг. под индивидуализацией понимается прежде всего совершенствование самостоятельной работы учащихся в соответствии с их индивидуальными способностями. Если учащиеся в классе самостоятельно работают над выполнением одних и тех же заданий, то это считается индивидуальной работой; если же задания подобраны для каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, то мы имеем дело с индивидуализацией. В немецкой педагогике понятие «дифференциация» укоренилось в том значении, в каком в педагогике США употребляется термин «индивидуализация»; индивидуализация для немцев означает частный случай дифференциации. Использование терминов «индивидуализация» и «дифференциация» в качестве синонимов российские педагоги считают нецелесообразным, поскольку это приведет к еще большей неопределенности этих понятий.

И. Э. Унт, например, считает, что «индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются».

Под дифференциацией же подразумевается учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. В контексте индивидуализации обучения понятие «дифференциация» исходит от особенностей индивида, его личностных качеств. Однако необходимо иметь в виду, что понятие «дифференциация» используется и в более широком значении: при формировании содержания образования и организации учетной работы мы сталкиваемся с дифференциацией по возрастному, регионально-экономическому или другим признакам.

Мы с тобой, мой молодой коллега, ограничимся в основном теми проблемами, которые связаны с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Во-первых, уточним понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация». В первом случае мы имеем дело с принципом обучения, во втором же – с осуществлением этого принципа, которое имеет свои формы и методы.

Как я уже сказала выше, самой главной ценностью современного образования должна стать его индивидуализация. В современном толковании «индивидуализация образования – это подход к ребенку и педагогу как индивидуальностям, создание наиболее благоприятных условий для становления и реализации потенциала каждого ребенка и педагога». Сегодня мы пока не можем говорить, что приоритеты индивидуальности учащихся реализуются в полной мере. Сегодня можно говорить о том, что мы находимся на стадии осмысления тех противоречий, которые имеются в образовании. Например, большинство образовательных учреждений проповедуют идею дифференциации, но при этом четко ли мы представляем критерии и показатели дифференцируемого обучения? Сегодня очень важно принять идею образованности как результат деятельности. При обеспечении государственных образовательных стандартов мы должны опираться на один из фундаментальных законов педагогики утверждающей единство трех сторон образовательного процесса: обучения, воспитания, развития.

Помни!

Позиция учителя: он не просто механический проводник информации, но и партнер в учебном процессе.

Позиция учащихся: они учатся активно, часто в режиме взаимообучения.

Важно предусмотреть ряд учебных условий:

– давать возможность учащимся наблюдать, анализировать, различать, классифицировать, оценивать, моделировать, словом давать учащимся размышлять;

– принимать разумные идеи и мнения, разнообразие подходов;

– способствовать активности учащихся в учебном процессе, развивать способность применять полученные знания как к стандартным, так и нестандартным ситуациям;

– стимулировать рефлексию.

Критерии и показатели дифференцированного обучения.

Критерии
эффективности дифференцированного обучения

Показатели дифференцированного обучения в начальной школе

Показатели дифференцированного обучения в подростковом возрасте

Показатели дифференцированного обучения у старшеклассников

Творческое отношение к учению

Желание хорошо учиться.

Любовь к школе, к учителю

Познавательные интересы; направленность содержание, устойчивость, умение учиться

Познавательная активность и творчество

Обучаемость

Усвоение знаний в определенном темпе: высокий, средний, замедленный

Способность к усвоению теоретических, фактических знаний. Практическое применение теоретических знаний

Познавательная
самостоятельность, способность к самообразованию

Развитие
способностей

Вербальные способности, восприимчивость к информации, развитие речи

Опережающий темп развития, мышления в сфере способностей, осознанный выбор профиля обучения

Сознательный профессиональный выбор, самовоспитание способностей



Предварительный просмотр:

Программа индивидуальной работы

со слабоуспевающими учащимися 3 класса «Д»

на 2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ- это работа со слабоуспевающими учащимися.

   Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования и особенностей личности каждого ребенка с затруднениями в обучении или связанных с состоянием здоровья, занятиями спортом, какими- либо видами художественного творчества, неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное внимание со стороны учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые включена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку приемов и навыков.

Цель:

- повышать уровень обученности и качества обучения отдельных учеников.

Задачи программы:

- формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду;

- повышать ответственность родителей за обучение детей;

- формировать комплексную систему работы со слабоуспевающими учащимися;

- создавать условия для успешного индивидуального развития ребенка;

-создавать ситуацию успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

- пробуждать природную любознательность;

- вовлекать учащихся в совместный поиск форм работы, видов деятельности;

- создавать максимально благоприятныевзаимоотношения учителя и учащихся со слабым учеником.

Программа направлена на удовлетворение потребностей:

Учащихся:

  • получение знаний за курс 4 класса;
  • выбор форм получения знаний.

Родителей:

  • в создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
  • в стабилизации отношений в семье, в смягчении конфликтных ситуаций в школе.

Школы:

  • решение социально-педагогических и психологических проблем детей.

Принципы построения - приоритет индивидуальности.

Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;

- выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

Педагогические технологии, используемые при работе:

  • индивидуализация образовательного процесса;
  • обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
  • диалоговая форма обучения;
  • игровые формы;
  • памятки, карточки, творческие задания.

Планирование различных видов дифференцированной помощи:

1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.

2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.д.)

3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц, схем.

4. Указание алгоритма решения или выполнения задания.

5. Указание аналогичной задачи, решенной ранее.

6. Объяснение хода выполнения подобного задания.

7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение основного задания.

8. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.

9. Выдача ответа или результата выполнения задания.

10. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

11. Постановка наводящих вопросов.

12. Указание правил, на основании которых выполняется задание.

13. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

14. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

При работе со слабоуспевающими учащимися необходимо учитывать следующее:

1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4.Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах.

8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок, проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

Список слабоуспевающих учащихся 3 класса «Д»

                             на 2018-2019 учебный год

Математика

  1. Ученица 1
  2. Ученица 2
  3. Ученица 3
  4. Ученик 4

Русский язык

  1. Ученица 1
  2. Ученик 5
  3. Ученица 3
  4. Ученик 4

Причины слабой успеваемости

 Класс

    Ф.И.  учащихся

Причины слабой      успеваемости

        Пути решения

    3

Ученица 1

Систематическое невыполнение домашних заданий, рассеянное внимание, слабый контроль со стороны родителей.

Контроль за выполнением домашних заданий,

индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями.

    3

Ученица 2

Слабый уровень знаний за 3 класс,

нерегулярное выполнение домашних заданий, рассеянное внимание.

Контроль за выполнением домашних заданий,

индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями.

    3

        Ученица 3

Рассеянное внимание, слабый контроль со стороны родителей.

Контроль за выполнением домашних заданий,

индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями.

3

Ученик 4

Слабый уровень знаний за 3 класс, в связи с травмой позвоночника, обучалась второе полугодие дома.

Контроль за выполнением домашних заданий,

индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями.

    3

        Ученик 5

Рассеянное внимание, слабый уровень знаний за 3 класс,

нерегулярное выполнение домашних заданий,

Контроль за выполнением домашних заданий,

индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями.

Расписание индивидуальных занятий

со слабоуспевающими учащимися 4 класса «Б»

в 2018-2019 учебном году

  №

Предмет

День недели

Время проведения

   1.

Математика

Четверг

 13.15 – 14.00

   2.

Русский язык

Понедельник

 13.15 – 14.00

План работы со слабоуспевающими учащимися 4 класса «Б»

на 2018-2019 учебный год

 №

                                         Мероприятия

    Сроки реализации

  1.

Контрольный срез знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала за предыдущий учебный год для определения фактического уровня знаний детей, выявления пробелов в знаниях учащихся.

Сентябрь

  2.

Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях, выявленных в ходе контрольных работ.

В течение учебного года

  3.

Беседы со школьными специалистами, родителями и самими учащимися для установления причин отставания слабоуспевающих учащихся.

В течение учебного года

  4.

Дифференцированный подход при организации сам. работы на уроке с фиксированием в плане урока.

В течение учебного года

  5.

Различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный) для объективности результата.

В течение учебного года

  6.

Систематическое определение уровня знаний по каждой теме (опрашивать регулярно) со своевременным выставлением оценок, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученикв  течение года же не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года

  7.

Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года

  8.

Обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса (по возможности вести тематический учет знаний по предмету обучающихся всего класса).

В течение учебного года

  9.

Дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих учащихся с обучением навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года

План работы со слабоуспевающими учащимися3 класса «Д»

на 1 четверть 2018-2019 учебного года

Классный руководитель: Капустина Л.С.

Ф.И.

учащихся

   Предмет

               Планируемые

               Мероприятия

Сроки

исполнения

Ученики

Математика

Русский язык

Выявление причин неуспеваемости. Анкетирование родителей, учащихся.

Индивидуальные беседы.

  Сентябрь

Контрольный срез знаний за предыдущий год.

Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях.

  Сентябрь

Беседы со школьными специалистами для установления причин отставания

Сентябрь

Беседы с родителями и слабо-

успевающими учащимися.

Консультации

Сентябрь - октябрь

Дифференцированные задания

при организации сам. работы.

Сентябрь - октябрь

Различные виды опроса на уроках. (Устный, письменный, индивидуальный).

Сентябрь - октябрь

Систематическое определение

уровня знаний по каждой теме.

Сентябрь - октябрь

Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости.

Сентябрь - октябрь

Тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся

Сентябрь - октябрь

Дополнительные (индиви-дуальные) занятия со слабоуспевающими учащимися.

Сентябрь - октябрь

План работы со слабоуспевающими учащимися 3 класса «Д»

на 2 четверть 2018-2019 учебного года

Классный руководитель: Капустина Л.С.

Ф.И.

учащихся

   Предмет

               Планируемые

               Мероприятия

Сроки

исполнения

Ученики

Математика

Русский язык

Контрольные срезы по темам.

Ноябрь – декабрь

Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях.

Ноябрь - декабрь

Беседы со школьными специалистами для установления причин отставания

Ноябрь

Беседы с родителями и слабо-

успевающими учащимися.

Декабрь

Дифференцированные задания

при организации сам. работы.

Ноябрь - декабрь

Различные виды опроса на уроках (устный, письменный, индивидуальный).

Ноябрь - декабрь

Систематическое определение

уровня знаний по каждой теме.

Ноябрь - декабрь

Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости.

Ноябрь - декабрь

Тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся.

Ноябрь - декабрь

Дополнительные (индиви-дуальные) занятия со слабоуспевающими учащимися.

Ноябрь - декабрь

План работы со слабоуспевающими учащимися3 класса «Д»

на 3 четверть 2018-2019 учебного года

Классный руководитель: Капустина Л.С.

Ф.И. учащихся

   Предмет

               Планируемые

               Мероприятия

Сроки

исполнения

Ученики

Математика

Русский язык

Выявление причин неуспеваемости. Индивидуальные беседы.

Анкетирование родителей, учащихся.

Январь - март

 Контрольные срезы по темам. Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях.

Январь

Беседы со школьными специалистами для оказания помощи слабоуспевающим учащимся и их родителям.

Январь - март

Собеседование с родителями и слабоуспевающими учащимися.

Консультации

Январь - март

Дифференцированные задания

при организации сам. работы.

Дифференцированные домашние задания.

Январь - март

Различные виды опроса на уроках (устный, письменный, индивидуальный).

Январь - март

Систематическое определение

уровня знаний по каждой теме.

Определение динамики уровня знаний.

Январь - март

Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости.

Январь - март

Тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся.

Январь - март

Дополнительные (индивидуальные) занятия со слабоуспевающими учащимися.

Январь - март

План работы со слабоуспевающими учащимися3 класса «Д»

на 4 четверть 2018-2019 учебного года

Классный руководитель: Капустина Л.С.

Ф.И. учащихся

   Предмет

  (учитель)

Планируемые

Мероприятия

Сроки

исполнения

Ученики

Математика

Русский язык

Выявление причин неуспеваемости. Индивидуальные беседы.

Апрель - май

 Контрольные срезы по темам. Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях.

Апрель - май

Беседы со школьными специалистами для оказания помощи слабоуспевающим учащимся и их родителям.

Апрель - май

Собеседование с родителями и слабоуспевающими учащимися.

Консультации

Апрель - май

Дифференцированные задания

при организации сам. работы.

Дифференцированные домашние задания.

Апрель - май

Различные виды опроса на уроках.(устный, письменный, индивидуальный).

Апрель - май

Систематическое определение

уровня знаний по каждой теме.

Определение динамики уровня знаний.

Апрель - май

Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости.

Апрель - май

Тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся.

Апрель - май

Дополнительные (индиви-дуальные) занятия со слабоуспевающими учащимися.

Апрель - май

План проведения индивидуальных занятий

со слабоуспевающими учащимися 3 класса «Д»

на 2018-2019 учебный год

Предмет:  Математика.

Учитель: Капустина Л.С

Учащиеся: Ученики

Тематика занятий

Сроки     реализации

1 четверть

1.Нумерация чисел в пределах 1000.

Сентябрь

2.Арифметические действия. Сложение и вычитание.

Сентябрь

3.Арифметические действия. Умножение и деление.

Сентябрь

4.Умножение и деление. Порядок выполнения действий.

Сентябрь

5.Многозначные числа. Запись и сравнение чисел.

Октябрь

6.Умножение и деление на 10, 100. 1000.

Октябрь

7.Единицы длины, площади.

Октябрь

8.Многозначные числа. Повторение.

Октябрь

2 четверть

9.Многозначные числа. Единицы массы, времени.

Ноябрь

10.Многозначные числа. Устные и письменные приемы вычислений.

Ноябрь

11.Решение задач.

Ноябрь

12.Решение задач.

Ноябрь

13.Сложение и вычитание многозначных чисел.

Декабрь

14.Письменные приемы умножения.

Декабрь

15.Письменные приемы деления.

Декабрь

16.Умножение и деление. Повторение.

Декабрь

3 четверть

17.Умножение и деление на однозначное число.

Январь

18.Решение задач на движение.

Январь

19.Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

Январь

20.Перестановка множителей.

Февраль

21. Деление с остатком.

Февраль

22.Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Февраль

23.Умножение и деление. Повторение.

Февраль

24.Письменное умножение на двузначное число.

Март

25. Письменное умножение на трехзначное число.

Март

26.Письменные случаи деления.

Март

4 четверть

27.Письменное деление на двузначное число.

Апрель

28.Закрепление изученного. Решение задач.

Апрель

29.Письменное деление на трехзначное число.

Апрель

30.Деление с остатком.

Апрель

31.Умножение и деление. Повторение.

Май

32.Сложение и вычитание. Повторение.

Май

33.Геометрические фигуры. Величины. Повторение.

Май

План проведения индивидуальных занятий

со слабоуспевающими учащимися 3 класса «Д»

на 2018-2019 учебный год

Предмет: Русский язык

Учитель: Капустина Л.С.

Учащиеся:Ученики

Тематика занятий

Сроки     реализации

1 четверть

1.Текст. Типы текстов.

Сентябрь

2.Предложение. Виды предложений. Основа предложения.

Сентябрь

3.Однородные члены предложения.

Сентябрь

4.Сложное предложение.

Сентябрь

5.Слово.Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

Октябрь

6.Состав слова.

Октябрь

7.Части речи.

Октябрь

2 четверть

8.Имя существительное.

Ноябрь

9.Три склонения имен существительных.

Ноябрь

10. Три склонения имен существительных.

Ноябрь

11.Определение склонения имен существительных.

Ноябрь

12.Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных.

Ноябрь

13. Упражнения в правописании безударных окончаний имен существительных.

Декабрь

14.Склонение имен существительных во множественном числе.

Декабрь

15. Имя прилагательное. Род и число имен прилагательных.

Декабрь

3 четверть

16.Правописание окончаний имен прилагательных.

Январь

17. Правописание окончаний имен прилагательных.

Январь

18.Склонение имен прилагательных женского рода.

Февраль

19.Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Февраль

20.Имя прилагательное. Повторение.

Февраль

21.Местоимение. Личные местоимения.

Февраль

22.Местоимение. Повторение.

Февраль

23.Глагол.Изменение глаголов по временам.

Март

24.Спряжение глаголов.

Март

4 четверть

25.Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Апрель

26.Правописание глаголов в прошедшем времени.

Апрель

27.Глагол. Повторение.

Апрель

28.Части речи. Повторение.

Май

29.Распознавание орфограмм в словах различных частей речи.

Повторение и обобщение материала.

Май

Индивидуальная карта обучающегося

_____________________________________________________

Класс  3 «Д»

Предмет___________________________________________

Ф.И.О. учителя Капустина Л.С.

п/п

Дата

Тема

Форма проведения

Виды заданий

Результат



Предварительный просмотр:

            Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками - это составляющая методической культуры учителя. Внедрение новых технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога. Ранее ее центром являлся преподаватель,а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся  выстраиваю на основе двух параметров:

1 – выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;

2- проведение  курсов внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки», «Секреты русской орфографии», проектных дней. Участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях. Работа с одаренными и отстающими детьми.

Методы выявления у обучающихся способностей к разным видам деятельности

Учебный

год

Виды деятельности

Интеллектуальная

Творческая

Спортивная

2014-2015

1) Тест школьной зрелости К. Йерасека

2) Анкета школьной мотивации (Лусканова Н.Г.)

3) Методика «Беседа о школе» Нежнова Т.А.

Тест «Закончи рисунок» Торренса П.

Беседа о пользе ЗОЖ

2015-2016

1)Методика Замбицявичене Э.Ф.

2)Методика Андрианова В.Л.

1)Методика Алексеевой М.Ю.

2) Методика Вартега «Круги»

Диагностика отношения к своему здоровью.(из диагностики «Уровень воспитанности»)

2016-2017

1)Тест из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3классе» Ясюковой Л.А.

2)Методика Алексеевой М.Ю.

3)Методика «Читательский профиль»

1)Методика Алексеевой М.Ю.

1)Тестирование для определения двигательных способностей учащихся.

2)Сдача норм ГТО

2017-2018

Методика «Шкала прогрессивных матриц» Равена Д.

Диагностика творческого мышления(блоки1-3) Старцева А.Г.

Диагностический тест «Способности школьника»

Пример оценки сформированности интеллектуальных и творческих умений на основе методики Алексеевой М.Ю.

Контролируемая группа умений

2016-2017учебный год

(2 класс)

2017-2018 учебный год

(3 класс)

Высокий

     %

Средний

     %

Низкий

     %

Высокий

      %

Средний

      %

Низкий

     %

Умения работы с информацией (А1)

15

44

     14

22

48

30

Поисково-исследовательские умения (А2)

11

37

     25

33

56

11

Творческие умения (А3)

15

29

     65

30

44

26

Методы выявления у обучающихся способностей к разным видам деятельности(мониторинг на родительском собрании)

Родители

Учитель

Методика «Карта одарённости» на основе методики Хаана и Каффа. (3 класс)

Методика «Интеллектуальный портрет»

 Методика оценки общей одарённости.

(2 класс)

 Анкета «Диагностика интересов». (1 класс)

Способы развития у обучающихся способностей к разным видам деятельности

Учебный

год

Виды деятельности

Интеллектуальная

Творческая

Спортивная

2015-2016

Беседы, занятия в кружках внеурочной деятельности:

- Знай-ка

- Умникам и умницам

- Интеллектуальные   витаминки

- Эрудит

- Чтение с увлечением

- Мои первые шаги к успеху

- Орешки для ума

- Шахматы

(развитие, общение, самооценка, творчество)

- Участие в очных и заочных предметных олимпиадах

- Проведение предметных

недель

(развитие, общение, самооценка, творчество)

Беседы, игры, КТД, занятия в кружках внеурочной деятельности:

- Мир оригами

-Хореография

(развитие, общение, самооценка, творчество),

- Участие в творческих конкурсах, развитие творческих способностей на уроках математики, русского языка, литературного чтения, технологии, ИЗО, окружающего мира.

Беседы о пользе ЗОЖ

- спортивные праздники

- проведение досуга со спортивными состязаниями

- классные часы на спортивную тему

2016-2017

Беседы, занятия в кружках внеурочной деятельности:

- Знай-ка

- Умникам и умницам

- Интеллектуальные   витаминки

- Эрудит

- Чтение с увлечением

- Мои первые шаги к успеху

- Орешки для ума

- Шахматы

- Участие в очных и заочных предметных олимпиадах

- Проведение предметных

  недель

- Участие в НПК

(развитие, общение, самооценка, творчество)

Беседы, игры, КТД, занятия в кружках внеурочной деятельности:

- Мир оригами

-Хореография

(развитие, общение, самооценка, творчество),

- Участие в творческих конкурсах, развитие творческих способностей на уроках математики, русского языка, литературного чтения, технологии, ИЗО, окружающего мира

- Выезды в учреж-дения культуры на экскурсии,спектакли.

Беседы о пользе ЗОЖ

- спортивные праздники

- проведение досуга со спортивными состязаниями

- классные часы на спортивную тему.

2017-2018

Беседы, занятия в кружках внеурочной деятельности:

- Знай-ка

- Умникам и умницам

- Интеллектуальные   витаминки

- Эрудит

- Чтение с увлечением

- Мои первые шаги к успеху

- Орешки для ума

- Шахматы

- Проведение предметных

  недель

- Участие в очных и заочных предметных олимпиадах

- Участие в НПК

(развитие, общение, самооценка, творчество)

Беседы, игры, КТД, занятия в кружках внеурочной деятельности:

- Мир оригами

-Хореография

(развитие, общение, самооценка, творчество),

- Участие в творческих конкурсах, развитие творческих способностей на уроках математики, русского языка, литературного чтения, технологии, ИЗО, окружающего мира

- Выезды в учреж-дения культуры на экскурсии,спектакли

Беседы о пользе ЗОЖ, спортивные праздники, занятия в кружках внеурочной деятельности:

- волейбол

- футбол

- проведение досуга со спортивными состязаниями

- классные часы на спортивную тему

- рассказ о достижениях одноклассников в различных видах спорта

2018-2019

Беседы, занятия в кружках внеурочной деятельности:

- Знай-ка

- Умникам и умницам

- Интеллектуальные   витаминки

- Эрудит

- Чтение с увлечением

- Мои первые шаги к успеху

- Орешки для ума

- Шахматы

- Проведение предметных

  недель

- Участие в очных и заочных предметных олимпиадах

- Участие в НПК

(развитие, общение, самооценка, творчество)

Беседы, игры, КТД, занятия в кружках внеурочной деятельности:

- Мир оригами

-Хореография

(развитие, общение, самооценка, творчество),

- Участие в творческих конкурсах, развитие творческих способностей на уроках математики, русского языка, литературного чтения, технологии, ИЗО, окружающего мира

- Выезды в учреж-дения культуры на экскурсии,спектакли

Беседы о пользе ЗОЖ, спортивные праздники, проведение досуга со спортивными состязаниями, классные часы на спортивную тему, рассказ о достижениях одноклассников в различных видах спорта

Для того, чтобы учащиеся видели свой рост, а родители ощутили продвижение в обучении и развитии ребенка, мы ведем «Базу данных индивидуальных достижений учащихся», которая  представлена в виде таблиц, где по каждому ученику заносятся данные в соответствии с участием в мероприятиях.

Например таблица «Участие учащихся 4 «В » класса «МАОУ Гимназия № 33» в конкурсах, олимпиадах различного уровня 2017 -2018  уч.год»

Участие учащихся 4 «В» класса

 МАОУ «Гимназия № 33»

 в конкурсах, олимпиадах различного уровня

2017 -2018  уч.год

Ш

Ш

Ш

Ш

РБ

РБ

Ш

Ш

Проект

«День грамот

ности»

сент

Викторина

по

ПДД

        

сент

Конкурс

рисунков

«Мы против

терроризма

сент

Фотоконкурс

«Краски осени в моей

жизни»

окт

ЭкоЗнайка

окт

Олимпиада

по ПДД

окт

Выставка

ярмарка

«Город

мастеров»

окт

Викторина

«В мире

профессий»

нояб

1

Амагаев Егор

+

+

+

2

Апханов Даниил

+

+

3

Баенгуев Матвей

+

1 место

4

Бартанова Анна

+

+

12 из 16

5

Богданова Маргарита

-

+

+

6

Борголов Сергей

+

+

+

10 из 16

7

Будаева Алина

-

+

8

Векшина Эва

+

+

9

Гомбоев Бато

+

+

+

+

10

Дашиева Дарья

+

+

11

Лампилов Андрей

мат-ка 3 м

+

уч

+

1 место

12

Матуев Наян

+

уч

+

13

Морозов Никита

+

+

14

Мункуев Булат

+

+

15

Пластинина Ольга

мат-ка 1 м

+

+

16

Раднаева Туя

+

+

12 из 16

17

Родионов Илья

-

+

18

Рулис Анастасия

_

уч

+

1 место

19

Рыкова Елизавета

рус.яз 1 м

+

+

20

Савельев Григорий

ОКМ 2 м

+

12 м

+

21

Саитова Перизат

+

+

22

Санданов Мэргэн  

+

+

+

+

23

Симонова Мария

+

номинация

16 м

+

24

Сучков Марк

+

+

+

25

Тварковский Илья

чтение

+

2 место

13 м

+

26

Упханов Галсан

+

+

27

Усачева Александра

чтение 2 м

+

+

28

Фаразутдинова Дарина

+

+

29

Федорова Диана

+

+

30

Хаптинов Сергей

+

+

+

31

Цыденжапов Кирилл

рус.яз 1 м

+

9 м

1 место

32

Цыденова Аяна

ОКМ 2 м

+

+

33

Ширеторова Арина

+

+

Команда

1 м

Команда 3м

        

Участие учащихся 4 «В» класса МАОУ «Гимназия № 33»

  в конкурсах, олимпиадах различного уровня

2017 -2018  уч. год

Ш

Ш

Ш

Городской

РФ

Ш

РФ

РФ

РФ

РБ

Конкурс

чтецов

ноябрь

Звезды школы

ноябрь

Марафон

«Любимые книги»

По стр. А. Линдгрен

ноябрь

Подарок

маме

ноябрь

Олимпиада «Умный мамонтенок»

ноябрь

По страницам книг А.Лингренд

декабрь

«Муравей»

ОБЖ

декабрь

«Умный мамонтенок»

декабрь

«Слон»

декабрь

Олимпиада по ОКМ

декабрь

1

Амагаев Егор

русс

+

2

Апханов Даниил

+

3

Баенгуев Матвей

+

4

Бартанова Анна

русс – 8 из 15б

русс

5

Богданова Маргарита

6

Борголов Сергей

+

7

Будаева Алина

2 место

2 место

+

8

Векшина Эва

9

Гомбоев Бато

участ

участник

7 м в школе

3 м в школе

+

10

Дашиева Дарья

участник

чт

11

Лампилов Андрей

3 м в школе

+

12

Матуев Наян

чт – 8 м в шк

чт

13

Морозов Никита

Номинация

1 место

1 место

+

14

Мункуев Булат

участник

20 м в шк

15

Пластинина Ольга

1 место

4 м  в школе

16

Раднаева Туя

14 м в шк

5 м в школе

17

Родионов Илья

3 место

3 место

18

Рулис Анастасия

17 м в шк

+

19

Рыкова Елизавета

+

20

Савельев Григорий

+

21

Саитова Перизат

22

Санданов Мэргэн  

23

Симонова Мария

17 м в шк

+

24

Сучков Марк

25

Тварковский Илья

+

26

Упханов Галсан

2 место

27

Усачева Александра

участник

чт – 4б из 15

чт

28

Фаразутдинова Дарина

3 место

4 место

4 место

+

29

Федорова Диана

1 место

2 м в школе

30

Хаптинов Сергей

31

Цыденжапов Кирилл

7 место

3 место

7 место

русс

+

32

Цыденова Аяна

русс – 10 из 15б

+

+

33

Ширеторова Арина

+

        

Участие учащихся 4 «В» класса МАОУ «Гимназия № 33»

  в конкурсах, олимпиадах различного уровня

2017 -2018  уч.год

РФ

Ш

РБ

Г

Ш

Ш

РБ

«Еж»

февраль

Олимпиада

по анг. языку

март

Интернет-викторина

«Юный тимирязевец»

март

Конкурс по англ.языку

«Город героев»

март

Фотоакция

«Покормите птиц»

апрель

Викторина

«В мире животных»

апрель

Олимпиада

по логике

апрель

1

Амагаев Егор

3 место

участник

2

Апханов Даниил

3

Баенгуев Матвей

участник

участник

4

Бартанова Анна

участник

участник

5

Богданова Маргарита

участник

5 место

6

Борголов Сергей

7

Будаева Алина

8

Векшина Эва

9

Гомбоев Бато

участник

6 место

участник

участ

10

Дашиева Дарья

11

Лампилов Андрей

участник

12

Матуев Наян

8 место

13

Морозов Никита

14

Мункуев Булат

участник

2 место

15

Пластинина Ольга

участник

21 б

16

Раднаева Туя

участник

участник

1 место

19 б

17

Родионов Илья

участник

участник

18

Рулис Анастасия

участник

9 место

участник

19

Рыкова Елизавета

5 место

+

20

Савельев Григорий

участник

1 место

21

Саитова Перизат

22

Санданов Мэргэн  

номинация

7 место

23

Симонова Мария

участник

11 место

участ

6 место

24

Сучков Марк

1 место

25

Тварковский Илья

участник

12 место

26

Упханов Галсан

27

Усачева Александра

28

Фаразутдинова Дарина

3 место

29

Федорова Диана

30

Хаптинов Сергей

участник

31

Цыденжапов Кирилл

участник

4 место

32

Цыденова Аяна

12 б

33

Ширеторова Арина

участник

        

Мониторинг качества обучения помогает отслеживать все продвижения и достижения учащихся, видеть их слабые и сильные стороны, анализировать и оценить результативность обучения, оценить эффективность учебного процесса. Также непрерывное отслеживание качества обученности отдельных учащихся и класса в целом по всем разделам учебных программ позволяет учителю осуществлять самоконтроль за своей деятельностью.



Предварительный просмотр:

Тетрадь для дополнительных занятий по русскому языку

Ф.И.О_______________________________________________________

Тема: "Алфавит"

Дата: _______________________

1. Подумай, какие буквы алфавита пропущены. Напиши все буквы по порядку.

А, б, в, ., д, е, ., ж, з, и, ., к, ., м, ., о, п, р, ., т, ., ., х, ц, ч, ш, ., ъ, ы, ь, э, ., я.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

2. Запиши  слова в алфавитном порядке. 

Вагон, автобус, заяц, горох, класс, девочка, берёза, огурец, народ, молоко,  лопата, помидор, урожай,  сапоги, работа, тетрадь, четверг, яблоко.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Тема: "Согласные звуки и буквы"

Дата: _________________________

1. Спиши, подчеркни согласные буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Лёва, Нюра, ключи, тетрадь, ребята, вещи, утята, льдина, горький, пальто.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Спиши, подчеркни одинаковые согласные буквы в словах.

Гора-горе, нос-нёс, лук-люк, глажу-гляжу, рад-ряд, сом-Сёма, ток-кот.

_________________________________________________________________

Тема: "Звонкие и глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова"

Дата: _________________________

1. Запиши слова, подчеркни одной чертой звонкие согласные, двумя чертами - глухие согласные.

Сказка, сладкий, указка, травка, пирожки, шапочка.

___________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

2. Подбери и запиши к данным словам проверочные слова.

Арбу. - _______________, гвоз.. -________________, верблю.-_____________,

Каранда. -______________, моро. -______________, холо.-_______________,

Сугроб.- _____________,

Тема: "Звонкие и глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова"

Дата: _________________________

1. Измени и запиши слова так, чтобы они обозначали один предмет.

Круги, этажи, ландыши, отряды, обеды,  лебеди, голуби,  глаза, стрижи, шалаши.

 __________________________________________________________________

 __________________________________________________________________

2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Ветви берё., школьный са., букет ро., яблочный пиро., липовый мё., волчий сле., новый го..

________________________________________________________________________________

Тема: "Правописание и, а, у после шипящих"

Дата: _________________________

1. Запиши слова в три столбика(жи-ши, ча-ща, чу-щу).

Душ. стый, рыж. к, хиж. на, ч.жой, дощ. тый, печ. тать, печ. льный, ч.гунный, прощ. льный, кувш. нка, внуч. та, щ. ка.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Спиши, вставляя пропущенные  буквы.

Оч. ровательные еж.втиш. не  ч. щи ш. пят на ш. шки. Мыш. реш. ли сш. ть ч. лму для ч. йки.

______________________________________________________________________________

Тема: "Правописание –чк, - чн."

Дата: _________________________

1. Спиши.

Птич. ник, отлич. ник, барабан.щик, бетон. щик, плыли в солнеч. ный день на реч. ном пароходе. У доч. ки была привыч. ка терять руч. ку, колеч. ко, греч.ку, свеч. ку, овеч. ку и Жуч. ку.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Измени слова так, чтобы в них появились сочетания ЧК-ЧН. Запиши.

Молоко, носки, лисица, цветы, удача, ночь.

___________________________________________________________________

Тема: "Состав слова. Однокоренные слова"

Дата: _________________________

1.  Спиши.  Выдели корень в словах.

Берёза, водяной, подарок, грибочек, лошадка, заехал.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Спиши.  Разбери по составу слова.

Книга, столик, зайчонок, пришёл, побежали, строитель.

__________________________________________________________________

Тема: "Состав слова. Однокоренные слова"

Дата: _________________________

1. Спиши.  Подбери три однокоренных слова. Выдели корень.

Работа - …, …, …

Вечер -…,…,….

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Спиши. Выдели в словах приставку.

Поехали, забежать, перечитать, окрестность, подарок.

___________________________________________________________

3. Спиши.  Разбери по составу слова.

Конёк, точный, высота, берега, пробежка.

____________________________________________________________________

Тема: "Имя существительное как часть речи"

Дата: _________________________

1. Выпиши слова, которые обозначают предметы.

Дружба, дружный, дружить, большой, завод, журчать, ошибка, чаща, осенний, счастье, решить, полянка, солнечный, солнце, воробей, холодный, холод.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Подбери к каждому прилагательному  подходящее по смыслу имя существительное. Определи род имён существительных.

Ловкая…., мягкая…., тёплое…., крепкая…., лёгкий…., широкое…..

___________________________________________________________________

Тема: "Имя существительное как часть речи"

Дата: _________________________

1. Дополни предложения подходящими  по смыслу словами. Найди имена существительные определи число.

Летом ….жили в палатках. Девочки собирали в лесу сладкую…..Мальчики….рыбу.

 __________________________________________________________________

 __________________________________________________________________

2. Определи род имён существительных.

Огонь, трактор, улица, платье, метель, место, трамвай, озеро, библиотека,

Огурец, ракета, свеча, болото, крыло.

Тема: "Имя прилагательное как часть речи"

Дата: _________________________

1. Образуй от имён существительных имена прилагательные.

Город - городской парк, море-……причал, берёза-……роща, ель-….шишка,

Сосна-……лес.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Спиши, найди в тексте слова, которые обозначают признаки предметов.

На зелёных широких лугах, возле светлой реки от зари до зари работают в сенокос люди. Густыми  рядами ложится высокая пахучая трава.

_______________________________________________________________________________

Тема: "Имя прилагательное как часть речи"

Дата: _________________________

1. Подбери по смыслу слова, обозначающие признаки предметов.  Запиши.

День (какой?)____________________, песня (какая?)________________,

Река (какая?)_____________________,  ветер (какой?)__________________,

Хлеб (какой?)_____________________, заяц (какой?)___________________.

2. Спиши загадку, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни имена прилагательные. 

По лу. ку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные б. тинки,

Дарит мя.кие п. ринки.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Тема: "Глагол как часть речи"

Дата: _________________________

1. Спиши слова, вставь пропущенные буквы, подчеркни слова, которые отвечают на вопрос что делать?

Спортивный, уч. ник,  г. ворить, т. традь, п. нал, пуш. стый,  встреч. ть, хорош. й, угощ. ть, м. л.ко, сторож. ть, свеж. й.

 __________________________________________________________________

 __________________________________________________________________

2. Подбери слова-действия. Запиши.

Коровы _____, сороки _____, мыши _____, волки_____,

Дятлы_____.

___________________________________________________________________________________

Тема: "Правописание  предлогов и приставок"

Дата: _________________________

1. Запиши слова в два столбика.

(За)горой, (за)бежать, (с)вернула, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (на)листе,(на)чертили.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Выпиши слова с приставками.

(При)летели к нам метели,

(За)лепили снегом щели,

(На)окне старик Мороз

Льдинкой росписи (на)нёс.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Тема: "Чему я научился за год. Тестовые задания"

Дата: _________________________

1. В каких словах ударение падает на второй слог?

А) ландыш  б) лютик  в) лилия  г) подснежник

2. В каких словах буквы е, ё,ю, я обозначают два звука?

А) пекарь  б) язык  в) лью  г) линия

3. Исправь ошибки:

А) жыраф  б) перчятки  в) щючка

Г) задачька  д) завот  е) висна

4. Какие слова перенесли неправильно?

А) су-ббота  б) ко-йка  в) мал-ьчик

Г) юр-та  д) кап-ля

5. Выполни разбор слова по составу.

  заезд  безволосый  подснежник

6. Определи род имён существительных.

А) рожь__  б) плащ ___  в) луч ___  г) дочь___  д) озеро___

7. В данных словах вставь ъ и ь знаки.

А) с. ехал  б) сем.я  в) обез. яна  г) под. езд

8. Подчеркни имя существительное.

А) больной  б) боль  в) болеть

9. Подчеркни имя прилагательное.

А) звонить  б) звонкий  в) звон

10. Подчеркни глагол.

А) полёт  б) перелётный  в) летать

11. В каких случаях надо писать раздельно?

А) (на)голове  б) (под)бежать  в) (под)землю  г) (под)земный 

12. Поставь знаки препинания в конце предложения.

А) Почему скворец поёт  б) Ребята, берегите природу  в) Дятел долбит сухое дерево



Предварительный просмотр:

Сводная таблица посещения курсов внеурочной деятельности

на 2015-2016 уч.год в МАОУ Гимназия №33 г.Улан-Удэ 2 класс «В» 

п/п

Фамилия, имя

Курсы внеурочной деятельности

Перволого

Интеллектуальные витаминки

Юным умникам

Орешки для ума

Волшебный сундучок

Волшебный завиток

РОСТ

Оригами

Бурятский  язык

Школа здорового питания

Учусь создавать проекты

Вокал

Анг.язык

Танцевальный клуб   Мечта

Шахматы

Я учусь учиться

1

Астраханцев Арсений

2

Афанасьева Лина

3

Аюрова Юлия

4

Базаров Максар

5

Базарова Кира

6

Бальжинимаев Тамир

7

Баторова Александра

8

Богданова Алина

9

Брудняк Ксения

10

Бурдушкеев Вадим

11

Вознесенская Валерия

12

Грибанова Полина

13

Дармаева Айлана

14

Денисов Герман

15

Ертанова Алтана

16

Здобнова Элеонора

17

Иванов Роман

18

Лобова Наталия

19

Лубсанов Артур

20

Мотошкина Дари

21

Намсараев  Даниил

22

Олейник Александра

23

 Попова Яна

24

 Токарев Данила

25

 Халбаев Данил

26

Цыренов Игорь

27

Цыренова Арьяна

28

Чебунина Любовь

29

Шарашенидзе Александр

30

Швецова Кристина

Итого

_________________________________________
Сводная таблица посещения курсов внеурочной деятельности

на 2017-2018 уч.год в учреждениях доп. образования г. Улан-Удэ 4 класс «В»

п/п

Фамилия, имя

Кружки, секции, студии

Хореография

Спортивные

Муз. школа

Англ. язык

Худ.школа

Робототехника

Экологический центр

Театр

1

Астраханцев Арсений

+

+

+

2

Афанасьева Лина

+

+

3

Аюрова Юлия

+

+

4

Базаров Максар

+

+

5

Базарова Кира

+

6

Бальжинимаев Тамир

+

+

7

Баторова Александра

+

8

Богданова Алина

+

9

Брудняк Ксения

+

10

Бурдушкеев Вадим

+

11

Вознесенская Валерия

+

+

12

Грибанова Полина

+

13

Дармаева Айлана

+

+

14

Денисов Герман

+

+

15

Ертанова Алтана

+

16

Здобнова Элеонора

+

+

17

Иванов Роман

+

+

18

Лобова Наталия

+

+

19

Лубсанов Артур

+

20

Мотошкина Дари

+

21

Намсараев  Даниил

+

+

22

Олейник Александра

+

23

 Попова Яна

+

24

 Токарев Данила

+

+

25

 Халбаев Данил

+

+

26

Цыренов Игорь

27

Цыренова Арьяна

+

28

Чебунина Любовь

+

+

29

Шарашенидзе Алек

+

+

30

Швецова Кристина

+

+

Итого