Литература 11 класс

Синяпкина Оксана Александровна

Материалы к урокам литературы в 11 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте!

Осенней ночью 1912г. на Сретенском бульваре в Москве прогуливались двое: коренастый, плотный  мужчина лет 30 и высокий, худой, неважно одетый молодой человек. Они о чём- то громко спорили. Остановились. Молодой человек, скрывая волнение и оттого не совсем уверенно  владея своим великолепным рокочущим басом, прочитал стихи. Сказал спутнику, что это стихи одного его знакомого. На ночном бульваре разыгралась бурная сцена:

        - Да это же вы сами написали!- воскликнул коренастый мужчина.- Да

            Вы же гениальный  поэт!

Утром следующего дня молодой человек- это был В. Маяковский- был публично объявлен гениальным. «Пришлось писать». И тогда появилось первое профессиональное стихотворение «Ночь», затем «Утро». Спутником Маяковского был Давид  Бурлюк, художник того времени.

Легенды о Маяковском ходят по сей день. Будто жил в России, когда грянула революция, поэт совершенно необыкновенный… Он был ростом, талантом и голосом исполин. Рассказывают, что в эпоху гражданской войны он часто выезжал на фронт и в окопах читал свои стихи. Полки, вдохновлённые его стихами, неодержимо бросались в бой. Он делал подписи к плакатам, буквами вышиной в фут ( 30 см.). Его плакаты на гражданской войне были смертельными для врага, как штыки. Громким, как аэропланный мотор, голосом, читал он по радио стихи, и советский народ жадно слушал его во всех концах земли. Бас поэта был так могуч, что, когда он, стоя на командирском мостике броненосца, декламировал свой знаменитый «Левый марш». Громкий голос его, покрывавший орудийные залпы, слышен был на всех кораблях Кронштата……… (голос маяковского) Так писал о Маяковском Лев Кассиль. Что это, действительно легенда?

Нет, говорят нам современники поэта…….

А каково ваше отношение к Маяковскому? ( В детстве мы любили, когда нам читали стихи Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Кем быть?»)

Работа по теме. Проблемный вопрос. Почему Маяковский так неодолимо вторгается в наш день, такой, казалось бы во времени от него далёкий, вторгается в нашу сегодняшнюю противоречивую жизнь.

В добрый путь! Открываем тетради, записываем дату, тему урока.

Тема Родины в творчестве В.В. Маяковского» («Вот она, Россия, моя любимая страна»)

Проблема. Предлагаю сформулировать проблемный вопрос, над которым вам будет интересно работать. (В чём секрет популярности стихов Маяковского? Современны ли стихи Маяковского?)

Гипотеза. Если стихи Маяковского вызывают у нас чувства патриотизма, гордости, любви к Родине, то они актуальны, современны.

Цель. Формирование представления об образе России в творчестве В,В,Маяковского;

Через активные формы обучения мы сегодня будем развивать с вами следующие компетенции:

  • 1. Социальные ( будем решать поставленные задачи)
  • 2. Коммуникативные ( будем развивать устную речь)
  • 3. Информационные ( будем использовать новые информационные технологии)
  • 4. Личного совершенствования и общекультурные компетенции

Вот сегодня мы с вами и попытаемся через исследование « Темы Родины в творчестве Маяковского» ответить на эти проблемные вопросы.

Урок предлагаю построить в форме проектной деятельности. Конечным результатом нашей деятельности станет мини- проект.

1.)  Прослушайте « Стихотворение о советском паспорте».– Какие чувства вызывает у Маяковского « краснокожая паспортина»? (

– Вспомните, как встретил поэт революцию? Почему? ( Встретил восторженно: теперь, казалось, открывается возможность устроить мир по законам социальной справедливости, где человек сможет обрести неведомое ему чувство собственного достоинства, демонстрируемое этой« краснокожей паспортиной»). (Стихотворение начинается с незначительного события - с описания проверки паспортов в железнодорожном вагоне в момент прибытия поезда на границу. И поэт замечает многое: и учтивость чиновника, который "не переставая кланяться", "с почтеньем" берет паспорта американца и англичанина; и его пренебрежение при виде польского паспорта.) «Краснокожая паспортина», дорогая сердцу героя, вызывает у них замешательство и бессильную ярость. Поэтому и берут они «пурпурную книжицу» с опаской: «как бомбу, как ежа, как бритву обоюдоострую, как змею двухметроворостую».  Именно таким длинным перечнем сравнительных оборотов Маяковский стремился подчеркнуть невольное, но при этом вынужденное признание врагами могучей силы страны, все-таки воплотившей в своей истории вековую надежду человечества на равенство и справедливость

– Найдите ключевые слова ( Читайте, Завидуйте. Я – гражданин Советского Союза.)

– Чем гордится лирический герой?

Вывод: Горячей любовью к своему Отечеству полны слова лирического героя. Он гордился своей принадлежностью к коллективу новых людей планеты. (записываем в тетрадь)

   2.  Предлагаю прослушать отрывок из поэмы «Хорошо».

– Каково содержание отрывка?

– Выделите ключевые моменты. ( Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет.)

– Чему радуется автор?

        Вывод: поэма «Хорошо» представляет собой гимн Отечеству. Поэт искренне радуется каждому достижению своей страны в области сельского хозяйства, промышленности, культуры, быта. Счастлив, что с народом: «Я с теми, кто вышел строить………». Преобладает высокая, эмоционально–окрашенная лексика , глаголы: хвалю. Славлю, люблю ,радуюсь.

 3. «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка».      

–    Каким чувством пронизано данное      произведение? ( Чувством   веры, надежды, уверенности  в будущем. Отражён тот охвативший миллионы людей трудовой энтузиазм.)

– Выделите ключевые слова.

     Вывод. В стихах возникает образ новой Советской  страны, охваченной творческим  созидательным трудом. Автор выразительно передаёт счастье, радость жизни, любовь советского народа к Родине. Поэт верит в новый строй .

    4. «Товарищу Нетте, пароходу и человеку». Теодор Иванович Нетте (1895 или 1896 – 5 февраля 1926)–дипломатический курьер Народного комиссариата иностранных дел СССР. Теодор Нетте геройски погиб  в Латвии (в поезде Москва–Рига), защищая дипломатическую почту от вооруженных револьверами бандитов. Его именем назван корабль Черноморского флота.

– Что хотел сказать автор стихотворением? (О патриотизме человека, преданного своему делу, долгу.)

Итак

  Работа в парах. 1 группа – найти выразительные средства,  тропы, художественные приёмы. (Метафоричность, гиперболизация, сравнения, экспрессивность цветовая лексика, эпатажность, необычные образы, блеск каламбурности, лесенка).

2 группа – составить литературный герб по теме урока.

3 группа – составить кластер.

Самостоятельная работа.

 Вернёмся к проблеме.

–Как вы думаете, все открытия, которые мы сегодня сделали, не являются ли секретом популярности, современности, актуальности темы.( Обращение к записям.)

     Итог. Маяковского можно принимать или нет, но он наша история, от которой невозможно отказаться. Всё, что мы выделили в стихотворениях поэта: чувство патриотизма, чувство единства народа, вера в будущее для нас, живущих в XXI веке  особенно важно и ценно.

    6.Рефлексия. Сочинить синквейн.

7.Самооценка–––––– оценка.

              


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок п о литературе. Подготовила: преподаватель русского языка и литературы Синяпкина О ксана Александровна ГБПОУ СО «Питерский агропромышленный лицей»

Слайд 2

« Тема Родины в творчестве В.В. Маяковского» («Вот она, Россия, моя любимая страна»)

Слайд 3

Цель урока: Формирование представления об образе России в творчестве В.В. Маяковског о Через активные формы обучения мы сегодня будем развивать с вами следующие компетенции: 1. Социальные ( будем решать поставленные задачи) 2. Коммуникативные ( будем развивать устную речь) 3. Информационные ( будем использовать новые информационные технологии) 4. Личного совершенствования и общекультурные компетенции.

Слайд 4

Стихотворение о советском паспорте Я волком бы выгрыз бюрократизм. К мандатам почтения нету . К любым чертям с матерями катись любая бумажка. Но эту... По длинному фронту купе и кают чиновник учтивый движется. Сдают паспорта, и я сдаю мою пурпурную книжицу. К одним паспортам - улыбка у рта. К другим - отношение плевое. С почтеньем берут, например, паспорта с двухспальным английским левою . Глазами доброго дядю выев, не переставая кланяться, берут, как будто берут чаевые, паспорт американца. На польский - глядят, как в афишу коза. На польский - выпяливают глаза в тугой полицейской слоновости - откуда, мол, и что это за географические новости? И не повернув головы кочан и чувств никаких не изведав, берут, не моргнув, паспорта датчан и разных прочих шведов. И вдруг, как будто ожогом, рот скривило господину. Это господин чиновник берет мою краснокожую паспортину . Берет - как бомбу, берет - как ежа, как бритву обоюдоострую, берет, как гремучую в 20 жал змею двухметроворостую . Моргнул многозначаще глаз носильщика, хоть вещи снесет задаром вам. Жандарм вопросительно смотрит на сыщика, сыщик на жандарма. С каким наслажденьем жандармской кастой я был бы исхлестан и распят за то, что в руках у меня молоткастый , серпастый советский паспорт. Я волком бы выгрыз бюрократизм. К мандатам почтения нету. К любым чертям с матерями катись любая бумажка. Но эту... Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза. Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза.

Слайд 5

«Паспорт» Горячей любовью к своему Отечеству полны слова лирического героя. Он гордился своей принадлежностью к коллективу новых людей планеты.

Слайд 6

Отрывок из поэмы «Хорошо» Хвалить не заставят ни долг, ни стих всего, что делаем мы. Я пол-отечества мог бы снести, а пол - отстроить, умыв. Я с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден. Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет. Я планов наших люблю громадьё, размаха шаги саженьи . Я радуюсь маршу, которым идём в работу и в сраженья. Я вижу - где сор сегодня гниёт, где только земля простая - на сажень вижу, из-под неё коммуны дома прорастают. И меркнет доверье к природным дарам с унылым пудом сенцА , и поворачиваются к тракторам крестьян заскорузлые сердца. И планы, что раньше на станциях лбов задерживал нищенства тормоз, сегодня встают из дня голубого, железом и камнем формясь . И я, как весну человечества, рождённую в трудах и в бою, пою моё отечество, республику мою!

Слайд 7

поэма «Хорошо» представляет собой гимн Отечеству. Поэт искренне радуется каждому достижению своей страны в области сельского хозяйства, промышленности, культуры, быта. Счастлив, что с народом: «Я с теми, кто вышел строить………». Преобладает высокая, эмоционально–окрашенная лексика , глаголы: хвалю. Славлю, люблю ,радуюсь. Отрывок из поэмы «Хорошо»

Слайд 8

Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка По небу тучи бегают, дождями сумрак сжат , под старою телегою рабочие лежат. И слышит шепот гордый вода и под и над: «Через четыре года здесь будет город-сад!» Темно свинцовоночие , и дождик толст, как жгут, сидят в грязи рабочие, сидят, лучину жгут. Сливеют губы с холода, но губы шепчут в лад: «Через четыре года здесь будет город-сад!» Свела промозглость корчею — неважный мокр уют, сидят впотьмах рабочие, подмокший хлеб жуют . Но шепот громче голода — он кроет капель спад: «Через четыре года здесь будет город-сад!» Здесь взрывы закудахтают в разгон медвежьих банд, и взроет недра шахтою стоугольный «Гигант». Здесь встанут стройки стенами . Гудками, пар, сипи. Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь. Здесь дом дадут хороший нам и ситный без пайка, аж за Байкал отброшенная попятится тайга». Рос шепоток рабочего над темью тучных стад, а дальше неразборчиво, лишь слышно — «город-сад». Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть , когда такие люди в стране в советской есть!

Слайд 9

В стихах возникает образ новой Советской страны, охваченной творческим созидательным трудом. Автор выразительно передаёт счастье, радость жизни, любовь советского народа к Родине. Поэт верит в новый строй . Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка

Слайд 10

«Товарищу Нетте, пароходу и человеку». Я недаром вздрогнул. Не загробный вздор. В порт, горящий, как расплавленное лето, разворачивался и входил товарищ "Теодор Нетте". Это — он. Я узнаю его. В блюдечках-очках спасательных кругов. — Здравствуй, Нетте! Как я рад, что ты живой дымной жизнью труб, канатов и крюков. Подойди сюда! Тебе не мелко? От Батума , чай, котлами покипел... Помнишь, Нетте, — в бытность человеком ты пивал чаи со мною в дипкупе ? Медлил ты. Захрапывали сони. Глаз кося в печати сургуча, напролёт болтал о Ромке Якобсоне и смешно потел, стихи уча. Засыпал к утру. Курок аж палец свел... Суньтеся — кому охота! Думал ли, что через год всего встречусь я с тобою — с пароходом. За кормой лунища . Ну и здорово! Залегла, просторы надвое порвав. Будто навек за собой из битвы коридоровой тянешь след героя, светел и кровав. В коммунизм из книжки верят средне. "Мало ли что можно в книжке намолоть!" А такое — оживит внезапно "бредни" и покажет коммунизма естество и плоть. Мы живём, зажатые железной клятвой. За нее — на крест, и пулею чешите: это — чтобы в мире без Россий, без Латвий жить единым человечьим общежитьем. В наших жилах — кровь, а не водица. Мы идём сквозь револьверный лай, чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, в строчки и в другие долгие дела. ________________ Мне бы жить и жить, сквозь годы и мчась. Но в конце хочу — других желаний нету — встретить я хочу мой смертный час так, как встретил смерть товарищ Нетте.

Слайд 11

«Товарищу Нетте, пароходу и человеку». Патриотизм человека, преданного своему делу, долгу .

Слайд 12

Кластер Тема Родины в творчестве В.В. Маяковского Горячей любовью к своему Отечеству полны слова лирического героя. Он гордился своей принадлежностью к коллективу новых людей планеты. Поэт искренне радуется каждому достижению своей страны в области сельского хозяйства, промышленности, культуры, быта. Счастлив, что с народом: «Я с теми, кто вышел строить………». . В стихах возникает образ новой Советской страны, охваченной творческим созидательным трудом. Автор выразительно передаёт счастье, радость жизни, любовь советского народа к Родине. Поэт верит в новый строй . Воспевает патриотизм человека, преданного своему делу, долгу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Владимир Владимирович Маяковский 1893-1930

Слайд 2

Владимир Маяковский родился в селе Багдади в Грузии (Российская империя) в семье Владимира Константи- новича Маяковского , служившего лесничим третьего разряда в Эриванской губернии. Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко , из рода кубанских казаков, родилась на Кубани. Также у него было две сестры: Людмила и Ольга и брат Константин, который умер в трёхлетнем возрасте от скарлатины. Володя Маяковский с сестрой Олей. 1896 г.

Слайд 3

Владимир Константинович Маяковский Александра Алексеевна Павленко Родители Маяковского

Слайд 4

Село Багдади – родина В. В. Маяковского

Слайд 5

Дом, где родился В. В. Маяковский

Слайд 6

В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. В июле 1906 года от заражения крови умер его отец. После похорон отца Маяковский вместе с матерью и сёстрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-ой классической гимназии (ныне московская школа № 91). В марте 1908 года был исключён из V класса за неуплату за обучение.

Слайд 7

Кутаисская гимназия

Слайд 8

В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908году вступил в РСДРП. Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне, в 1908-9 годах трижды арестовывался. В тюрьме Маяковский «скандалил», поэтому его часто переводили из части в часть: Басманная, Мещанская, Мясницкая и, наконец, Бутырская тюрьма, где он провёл 11 месяцев в одиночной камере № 103.

Слайд 9

Из тюрьмы после третьего ареста он был освобожден в январе 1910 года. Начал обучение в подготовительном классе Строгановского училища, в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина.В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества — единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадёжности. Познакомившись с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея», вошёл в поэтический круг.

Слайд 10

Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь», оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу». А в 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырёх стихотворений). Он был написан от руки, снабжён рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошёл в книгу стихов поэта «Простое как мычание» (1916).

Слайд 11

В этом же году поэт обратился к драматургии. Была написана и поставлена программная трагедия «Владимир Маяковс- кий». Сам автор выступил режиссёром и исполнителем главной роли. В феврале 1914 года Маяковский был исключен из училища за публичные выступления. В 1914—1915 годах Маяковский работал над поэмой «Облако в штанах». После начала Первой мировой войны вышло стихотворение «Война объявлена». В августе Маяковский решил записаться в добровольцы, но ему не позволили, объяснив это политической неблагонадёжностью.

Слайд 12

В 1915—1917 годах Маяковский проходил военную службу в Петрограде в автошколе. Солдатам печататься не разрешали, но его спас Осип Брик, который выкупил поэмы «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах» по 50 копеек за строку и напечатал. Также Маяковский снимался в фильмах по собственным сценариям. В августе 1917 года задумал написать «Мистерию Буфф», которая была закончена 25 октября 1918 года и поставлена к годовщине революции.

Слайд 13

17 декабря 1918 года поэт впервые прочёл со сцены Матросского театра стихи «Левый марш». В марте 1919 года он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА, оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»). В 1919 году вышло первое собрание сочинений поэта — «Всё, сочинённое Владимиром Маяковским. 1909—1919». В 1918—1919 годах выступает в газете «Искусство коммуны». В 1920 году закончил писать поэму «150 000 000», в которой отражена тема мировой революции.

Слайд 14

В 1918 году Маяковский организовал группу «Комфут» (коммунистический футуризм), в 1922 году — издательство МАФ (Московская ассоциация футуристов), в котором вышло несколько его книг. В 1923 году организовал группу ЛЕФ (Левый фронт искусств), толстый журнал «ЛЕФ» (в 1923—1925 годах вышло семь номеров). Пропагандировал Лефовские теории производственного искусства, социального заказа, литературы факта.

Слайд 16

В 1922—1924 годах Маяковский совершил несколько поездок за границу — Латвия, Франция, Германия; писал очерки и стихи о европейских впечатлениях. В 1925 году состоялось самое длительное его путешествие: поездка по Америке. Маяковский посетил Гавану, Мехико и в течение трёх месяцев выступал в различных городах США с чтением стихов и докладов. Позже были написаны стихи и очерк «Моё открытие Америки». В 1925—1928 годах он много ездил по Советскому Союзу, выступал в самых разных аудиториях. В эти годы поэт опубликовал такие произведения, как «По городам Союза» (1927); «Рассказ литейщика Ивана Козырева…» (1928) и др.

Слайд 17

В 1922—1926 годах активно сотрудничал в «Известиях», в 1926— 1929 годах — в «Комсомольской правде». Печатался в журналах: «Новый мир», «Молодая гвардия», «Огонёк», «Крокодил», «Красная нива» и др. Работал в агитке и рекламе, за что подвергался критике. В 1927 году восстановил журнал ЛЕФ под названием «Новый ЛЕФ». Всего вышло 24 номера. Летом 1928 года Маяковский разочаровался в ЛЕФе и ушёл из организации и журнала. В этом же году он начал писать свою личную биографию «Я сам». С 8 октября по 8 декабря — поездка за границу, по маршруту Берлин — Париж. В 1929 году поэт организовал группу «РЕФ», но уже в феврале 1930 года ушёл из неё, вступив в РАПП.

Слайд 18

В своих произведениях Маяковский был бескомпромис- сен, поэтому и неудобен. В произведениях, написанных им в конце 1920-х годов, стали возникать трагические мотивы. Критики называли его лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть. В 1929 году он пытался провести выставку, посвящённую 20-летию творчества, но ему всячески мешали. Личная жизнь поэта тоже обострилась.

Слайд 19

Именно эти причины могли привести к тому, что 14 апреля 1930 года в 10:15 утра Маяковский покончил с собой выстрелом в сердце из револьвера. Это произошло в Москве, в доме № 3 по Лубянскому проезду, кв. № 12. С 15 по 17 апреля через зал Клуба писателей, где был выставлен гроб с телом поэта, прошло сто пятьдесят тысяч человек. 17 апреля состоялся траурный митинг и похороны.

Слайд 20

Могила Маяковс- кого в Москве на Новоде- вичьем кладбище

Слайд 21

Памятники Маяковскому

Слайд 22

Дочь Маяковского - Патриция Томпсон

Слайд 23

Монета с изображением В.В.Маяковского

Слайд 24

Конец


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь и творчество В.В.Маяковского «Я, быть может, последний поэт…»

Слайд 2

Владимир Константинович Маяковский (1857—1906) Александра Алексеевна Павленко (1867—1954)

Слайд 3

С сестрой Маяковский-гимназист 1903

Слайд 4

Семья Маяковских, Кутаиси 1905 год

Слайд 5

Вышло ходульно и расплаксиво. Что-то вроде: В золото, в пурпур леса одевались, Солнце играло на главах церквей. Ждал я: но в месяцах дни потерялись, Сотни томительных дней. Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям — при выходе отобрали. А то б ещё напечатал! «Я сам» (1922—1928)

Слайд 6

« Отчего не в партии? Коммунисты работали на фронтах. В искусстве и просвещении пока соглашатели. Меня послали б ловить рыбу в Астрахань ».

Слайд 10

1913

Слайд 11

Лиля Брик

Слайд 13

«Я теперь свободен от любви и от плакатов» «…вот и любви пришел каюк, дорогой Владим Владимыч» Юбилейное 1924

Слайд 14

Элли Джонс с дочерью Элен Патрицией. Ницца.1928г Элли Джонс в молодости

Слайд 17

Софья Шамардина Наталья Брюхоненко

Слайд 18

Татьяна Яковлева

Слайд 19

Вероника Полонская