Литература 5 класс

Синяпкина Оксана Александровна

Материалы к урокам литературы в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snezhnaya_korolevav_test.docx17.34 КБ
Файл skazka_o_mertvoy_tsarevne_pushkin.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тест « Снежная Королева». Вариант 1

1. Какое зеркало придумал злой Тролль?

а) зеркало, в котором все выглядело вверх ногами
б) зеркало, в котором все взрослые выглядели как дети
в) зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а все дурное и безобразное так и выпирало, делалось еще хуже

2. Как звали мальчика и девочку, которые жили в соседних домах и дружили друг с другом?

а) Джон и Марта б) Кай и Герда в) Филипп и Тереза

3. Почему Кай стал злым и бессердечным?

а) он подружился с плохими мальчишками б) он заболел в) в его глаз и сердце попали осколки кривого зеркала

4. Кто похитил Кая?

а) Снежная королева б) тролль в) его не похищали

5. А что же стало с Гердой, когда она поняла, что Кай не вернется?

а) она даже обрадовалась, потому что в последнее время Кай был очень злым 
б) погоревала и забыла о нем
в) она отправилась на его поиски

6. Каким волшебством воспользовалась старушка — хозяйка вишневого сада, — чтобы Герда забыла о том, куда она идет и кого ищет?

а) прошептала колдовские слова б) расчесала ей волосы волшебным гребешком
в) дала ей выпить волшебного отвара из трав

7. Что случилось с Гердой, когда принц и принцесса отправили ее дальше на поиски Кая в золотой карете?

а) она встретила Кая в соседнем городке б) на нее напали разбойники в) она приехала к морю и села на корабль
8. Как было снято заклятье с Кая?

а) Герда нашла тайник, где хранилась смерть Снежной королевы
б) Герда надела на Кая теплые рукавицы и шубу, и он согрелся
в) Герда растопила его сердце своими горячими слезами

9. Кто рассказал Герде, что Кай у Снежной королевы?

а) Бульдоги   б) Олень   в) Лесные голуби   г) Белая курица

10. . Какое слово не мог сложить Кай из кусочков льда?

а) «Жизнь»   б) «Вечность»   в) «Спокойствие»   г) «Бесконечность»

Тест «Снежная Королева» Вариант 2

1. Что случалось с человеком, которому осколок волшебного зеркала попадал в глаза или сердце?

а) с ним ничего не случалось, а осколок зеркала вынимался, как соринка, попавшая в глаз
б) он становился веселым и смешливым как никогда раньше
в) он видел все навыворот или замечал в каждой вещи только дурное, а сердце делалось как кусок льда

2. Какие цветы Кай и Герда выращивали в деревянных ящиках в летнем саду?

а) ромашки б) розы в) лилии

3. Кто сидел в больших белых санях, к которым Кай привязал свои санки?

а) Снежная королева б) крестьянин в) знатная дама

4 Что оживило Кая?

а) Улыбка Герды   б) Жестокость Снежной королевы   в) Слезы Герды

5.  Что ответила старая финка на вопрос Оленя, как бедной маленькой Герде одолеть Снежную королеву и растопить ледяное сердце Кая?

а) что сила Герды в ее сердце и любви
б) что нужно выпить травяной настой, дающий силу двенадцати богатырей
в) что нужно найти яйцо, в котором хранится смерть Снежной королевы

6. Куда попала Герда, сев в лодку, которая понесла ее по бурной реке? а) на безлюдный пустынный берег б) в другую страну
в) к большому вишневому саду, в котором ютился домик под соломенной крышей, с красными и синими стеклами в окошках

7. Кто похитил Кая?

а) тролль б) снежная Королева в) его не похищали

8. Как Герде удалось вспомнить о том, что она ищет своего названного братца Кая?

а) ей рассказала об этом сама старушка б) ей рассказали об этом цветы в) она увидела розы на шляпе старушки

9. Кто привел Герду во дворец к молодому принцу?

а) Ворон и придворная Ворона б) Сова в) Сокол

10. Кого маленькая разбойница попросила отвезти Герду в Лапландию?

а) Белого медведя б) Северного оленя в) Вороного коня



Предварительный просмотр:

урок 18 А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»

Цели: познакомить с текстом литературной сказки; развивать навыки выразительного чтения поэтического текста; отметить художественные особенности произведения.

Ход урока

АНАЛИЗ ТЕКСТА СКАЗКИ. ПРОЛОГ

Чтение первых 12 строк пролога.

Вопросы:

1. С каким настроением осталась у окна царица? (Тоска, уныние.)

2. Что хочет подчеркнуть Пушкин, когда употребляет глаголы: ждет – пождет;  (очи)разболелись,  глядючи;  не видать (друга);  вьется (вьюга); (снег) валится; (девять месяцев)проходят; (глаз) не сводит?

Печаль внезапно сменяется радостью: рождается дочь, возвращается царь-отец. И опять строки наполняются грустью: умирает царица.

3. Зачем автору нужен такой резкий поворот сюжета? (Пушкину нужно событие, с помощью которого можно продолжить развитие действия.)

4. Расскажите, какими вам представляются царь и царица?

5. Почему звучат такие эпитеты, как «желанный», «жданный»?

6. Какую интонацию нужно задать при чтении?

7. Какой ритм чтения будет уместным?

ЦАРИЦА-МАЧЕХА

Появляется новый персонаж. Найдите в тексте слова, характеризующие вторую царицу.

…Молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Охарактеризуйте интонацию, какие нотки утрачены? Исчезла теплота, душевность, свойственные первой царице. Вторая царица красива, но в обращении холодна, бездушна.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно,

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

Это необыкновенный предмет, к нему одному царица благосклонна, ласкова. Почему?

Зеркальце сообщает царице о ее красоте, именно это радует ее сверх меры. Кроме пригожести, ее ничто не интересует. Главное то, что она в этом единственная, первая. Как реагирует царица на похвалы зеркальца?

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

ПЕРВЫЙ ЗАМЫСЕЛ ЦАРИЦЫ

При чтении этой строфы чувствуется, как изменяется интонация. Здесь читатель внезапно начинает наблюдать своеобразную конфронтацию между царицей-мачехой и царевной.

Кажется, все вопросы решены: у царевны есть жених – царевич Елисей, она ничем не мешает мачехе.

Почему же зеркальце разбито?

Оно вдруг сказало правду! Царевна «…всех милее, всех румяней и белее». «Тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась и расцвела. Белолица, черноброва, нраву кроткого такого…» Единственное, что беспокоит мачеху,– красота падчерицы. По красоте царице не было равных, и вдруг в один момент все изменилось – она вторая.

Что же замышляет царица?

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей…

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

В ЛЕСУ

Вот царевна и Чернавка в лесу. Царевна в недоумении:

Жизнь моя!

В чем, скажи, виновна я?

Чернавка оказалась доброй девушкой, она отпустила царевну. Мачеха успокоилась, считая молодую соперницу мертвой.

Во дворце – переполох, все царство взволновалось:

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

На поиски юной царевны отправляется королевич Елисей.

У БОГАТЫРЕЙ

Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем все шла да шла

И на терем набрела…

Царевна решилась войти и оказалась в светлой горнице. Единственный, кто встретил ее у ворот, – пес Соколко. Пес рад ее появлению, он перестал лаять, приласкался, понимая, что это добрая гостья.

Пушкин далее показывает, как старательна героиня:

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

Все работы, которые выполнила царевна в тереме, всегда выполняли простые русские крестьянские девушки. Это народный мотив. Именно своим умением хозяйничать удивила царевна семерых богатырей.

На основании чего братья догадались, что перед ними царевна, а не крестьянка? (Речь, умение себя держать.)

В следующей сцене героиня удивлена и испугана просьбой семерых братьев.  Она  понимает,  что  огорчит  их  отказом,  но  иначе  поступить не может:

Ой вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные, –

Коли лгу, пусть Бог велит

Не сойти живой мне с места,

Как мне быть? Ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно…

Но другому я навечно отдана.

Мне всех милей

Королевич Елисей.

Богатыри не обиделись на отказ царевны.

Попробуем составить характеристики героинь:

Царица-мать

Царевна-падчерица

Царица-мачеха

Любящая

Нежная

Добрая

Сердечная

Умная

Скромная

Нежная

Добрая

Сердечная

Умная

Гневная

Злобливая

Эгоистичная

Черствая душой

Хитрая

    Попробуйте обобщить. Какие мысли у вас возникли?

РАЗГОВОР С ЧЕРНАВКОЙ

Далее действие сказки переносит нас во Дворец, где злая царица уже знает, что красавица-соперница жива. И вновь царица принимает страшное решение:

…Иль не жить,

Иль царевну погубить.

Что же на этот раз придумала коварная красавица?

ПЕРЕДАЧА ЯБЛОЧКА

Самая трагичная сцена сказки – это получение яблока царевной и ее смертельный сон. Чернавка, переодетая старухой-богомолкой, на этот раз не может помочь юной деве, так как ее жизнь тоже висит на волоске. Она передает отравленное яблоко царевне. Большое беспокойство проявляет Соколко, в этот момент он является защитником девушки:

Пес залаял…

Ходит по двору, клюкой

Отгоняя пса.

Ох, ты, дитятко девица!

Пес проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел.

Посмотри, как он хлопочет!

Пес предчувствует беду. Он бросается под ноги царевне, лает, не пускает. Но царевна, добрая душа, не догадывается по беспокойному поведению собаки о недобрых намерениях черницы.

Следует обратить внимание на следующие моменты: поэт называет Чернавку старушонкой, царевна – бабушкой. С какой целью это сделано? Понаблюдайте, как часто повторяется звук «о», это ассонанс. Для чего Пушкин использует ассонанс?

Отгоняя пса: «Постой,

Бабушка, постой немножко», –

Ей кричит она в окошко.

(Чтобы  создать  завывающие,  тревожные  звуки,  этим  поэт  настораживает читателя; хочется подсказать царевне о надвигающемся несчастии.)

ЯБЛОЧКО

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь…

Как не съесть такого чудесного яблочка! Зло свершилось и восторжествовало. Царевна мертва.

Вопросы:

1. В какой момент мачеха решается избавиться от царевны?

2. Когда это происходит второй раз?

3. Расскажите, какими вы увидели героев сказки?

4. С  какими  героями  вам  приятно  общаться,  с  какими  неприятно? Почему?

Домашнее задание: работать по вопросам в учебнике.