Русский язык 9 класс

Синяпкина Оксана Александровна

В этом разделе представлены материалы, которые могут быть использованы в работе учителями русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

9 класс

№ Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Сумма

Макс. балл

5

10

5

3

4

6

4

10

4

7

2

6

2

10

78

Балл

Подпись проверяющего

Задание №1

  Из приведённого ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены.

     Вот мчится тройка удалая

     Вдоль по дороге столбовой,

     И колокольчик, дар Валдая,

     Гудит уныло под дугой.

           

Задание№2

Расставьте ударение в словах:

Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент.

 

Задание №3

Являются ли слова рубаха  и рубить этимологически родственными? Аргументируйте свой ответ.

 Задание№4

Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов.

Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка,  переночевать.

      

Задание№5  

Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения:

внушить, прихотливый.                                                       

             

 Задание№6

Карамзин в письме императору Александру I писал: «Стойте же на часах без усталости. Я, например, как Историограф, могу дремать, ибо и Гомер дремал; но Вы бодрствуйте за всех нас, и Вам скажет спасибо история неумытная».

Что значит выделенное слово? Аргументируйте свою точку зрения.

 Задание№7

Угадайте слово по толкованию его лексического значения:

а) стремление какой- либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь;

б) краткий перерыв между действиями спектакля;

в)изображение чего-либо в фантастическом, уродливо- комическом виде;

г) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

         

  Задание№8

. Иностранные слова прочно вошли в родной язык, но при переводе некоторых английских слов на русский язык, можно ошибиться. Прочитайте английские слова и соотнесите с верным, на Ваш взгляд, переводом. Ответы занесите в таблицу. Объясните, в чем причина ошибочного перевода.

Слово

Перевод

А.

academic

Б.

complexion

В.

intelligent

Г.

magazine

Д.

repetition

Слова для перевода:

1) умный, интеллектуальный;

2) академик; интеллигентный;

3) комплекция, телосложение;  

4) магазин;

5) цвет лица;

6) ученый;

7) повторение;

8) журнал;

9) репетиция.

 Задание№9

Определите смысловое значение данных фразеологических оборотов: а) куда кривая выведет; б) растопить лёд; в) высунув язык, г) ни богу свечка ни чёрту кочерга.

             

 Задание№10

Определите, какими частями речи являются выделенные слова:

а) Об этом событии студенты узнали после.

б) Раз мы отправились на экскурсию.

в) После урока дети отправились на прогулку.

г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.

д) Мы голосуем за.

е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.

ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо.

               

 Задание№11

Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы). Объясните.

1.Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.

2.Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.

3.Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.

4.Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

             

 Задание №12

Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобно, как пятое колесо!» Что это за буква? Какова её судьба в нашей письменности?

           

 Задание №13

В каком предложении неправильно названа грамматическая основа?

1.Всё в городе было ново и непривычно.

2.Главное сейчас - не сидеть сложа руки.

3.На минуту солнце закрыло большое облако.

4.Кто бы мог поверить в такие чудеса.

       

Задание№14.

Озаглавьте текст. Усложните предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Завершите описание деревенского утра.

Пели вторые п…тухи. С неба в пр.тихш.. озеро Кочки кап...ли тёплые звёзды. В  …соке со(н,нн)о крякали утки. В хл...вах чу…твуя пр...бл...жение утра мычали коровы. В мутном побл…дневш...м воздухе (не,ни)слышно н...сились л…туч.. мыши. Наквак…вшись (в)доволь крепким сном спали л...гушки.

                     



Предварительный просмотр:

Ключи к заданиям

           

         Ключ к №1.

Мчится, тройка, удалая, вдоль, дороге, столбовой, колокольчик, Валдая, гудит, дугой.

9-10 правильных – 5 баллов,

7-8 – 4 балла,

5-6 – 3 балла,

3-4 – 2 балл,

1-2 – 1 балл.

          Ключ к №2.

Расставьте ударение в словах: балОванный, вероисповЕдование, воспринЯть,  Иконопись, каталОг, пережитОе, придАное, свёкла, слИвовый, украИнский, ходАтайство, апострОф, опОшлить, облегчИть, намЕрение, завИдно, еретИк, пЕтелька, кУхонный, цемЕнт.

19-20 правильных – 10 баллов,

17-18 – 9 баллов,

15-16 – 8 баллов,

13-14 – 7 баллов,

11-12 – 6 баллов,

9-10 – 5 баллов,

7-8 – 4 балла,

5-6 – 3 балла,

3-4 – 2 балла,

2-1 – 1 балл.

          Ключ к №3.

В стародавние времена шили рубаху из куска полотна, имеющего неровные края. Естественно, и сама рубаха имела неровные края подола и рукавов. Этот недостаток устраняли так: ложили рубаху на плаху, ровность края намечали ровной доской и, затем, рубилом излишки материала отрубали. Потому- то такая рубаха и называлась «рубищем» или «рубахой» . Еще в позапрошлом веке бедняки ходили в рубахах с бахромой на краях подола и рукавов – в рубище. Позже научились бороться с этим недостатком: подворачивали края подола и рукавов и их подшивали. И этот процесс и сегодня носит название – подрубить края. Так что слова « рубить» и «рубаха» - родные братья.

       Ключ к №4.

Ночь- ночка

           -ночник

           -ночной

          -ночевать- ночёвка

                            -заночевать

                            -переночевать

     Ключ к №5.

Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения:

Современный разбор------------Историческое членение

Внуш-и-ть                                  вн-уш-и-ть(этимологическое значение

                                                       «вложить в ухо»)

Прихот-лив-ый                          при-хот-лив-ый (корень тот же, что и в словах

                                                     при-хот-ь, хот-е-ть, похоть)        

       Ключ к №6.

Даль: НЕУМЫТНЫЙ — нелицеприимный, неподкупный, беспристрастный, честный и правдивый. В данном контексте значение ‘объективный, беспристрастный’. Родственные слова: мыто — плата, вознаграждение (мзда); во времена феодальной раздробленности — плата за проезд и провоз товаров, собиравшаяся в определенных пунктах назначенными для этого лицами (мытниками) и поступавшая в княжескую казну), мытарь, мытник — сборщик римских податей и пошлин (евангельское), мытарство — страдание, мучение (как физическое, так и нравственное), испытание, притеснение, Мытищи — (исторически) место сбора мыта.

Оценка: 1. За определение значения слова — 3 балла.

2. За аргументацию через родственные слова — 3 балла.

Итого: 6 баллов.

     

  Ключ к №7.

А) авантюризм, б)антракт, в) гротеск, г) эпитет.

За каждое правильное толкование выставляется 1 балл.       

 

Ключ к №8.

Причиной ошибок являются «ложные друзья переводчика», то есть пара слов в двух языках, похожих по написанию и/или произношению, часто с общим происхождением, но отличающихся в значении. Academic – похоже на русское название ученого звания –  академик. Complexion – похоже на русское слово комплекция, телосложение. Intelligent – похоже на русское словоинтеллигент. Magazine – похоже на русское слово магазин. Repetition - похоже на русское слово репетиция.

Оценка: За каждый правильный ответ – 1 балл, за объяснение причины – по 1 баллу за каждое правильно объясненное слово. Максимальное количество баллов – 10 баллов.

Ключ к №9.

А)так, как получится, случится;

б) устранить отчуждённость, отдалённость, недоверие между кем-либо;

в) очень быстро, стремительно или упорно делать что-либо;

г) ничем не выделяющийся, посредственный человек.

За каждый правильный ответ по 1 баллу.

        

Ключ к №10.

а)наречие;  б)наречие;   в)предлог;   г)союз;  д)наречие; е)предлоги; ж)наречие.  

За каждый правильный ответ по 1 баллу.

         

Ключ к №11.

 4.Название книги является несогласованным приложением, при употреблении слова книга название не склоняется.

 Предложение определено верно – 1 балл, дано объяснение – 1 балл.        

Ключ к №12.

Разделительный твёрдый знак.

         

Ключ к №13.

Предложение 3 – облако закрыло.

         

Ключ к №14.

Пели вторые петухи. С неба в притихшее озеро Кочки капали тёплые звёзды. В осоке сонно крякали утки. В хлевах, чувствуя приближение утра, мычали коровы. В мутном, побледневшем воздухе неслышно носились летучие мыши. Наквакавшись вдоволь, крепким сном спали лягушки.

                       



Предварительный просмотр:

Вариант 1

Расставьте знаки препинания, определите вид СПП, подчеркните главные члены предложения, составьте схемы.

  1. Когда дождик прошёл мы по  тропе, пробитой ногами прохожих, вышли из  леса. 
  2. Лев рявкнул так громко что все вздрогнули.
  3. Настоящей помощи от него не ждали поскольку он был слаб здоровьем.
  4. Снег под лучами солнца блестит как будто всё поле усеяно бриллиантовыми звёздочками.
  5. Он засмеялся и пошёл туда куда хотелось ему.

Вариант 2

Расставьте знаки препинания, определите вид СПП, подчеркните главные члены предложения, составьте схемы.

  1. Нынче когда я открыл окно моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в палисаднике.
  2. Лампа заслонена бумажным щитом чтобы свет не разбудил Серёжу.
  3. Они проснулись тогда когда в избе стало совсем светло.
  4. Няня ушла в беседку чтобы солнце не мешало ей вязать чулок.
  5. Он  весело рассмеялся  словно Джим сказал самую остроумную шутку.

Вариант 3

Расставьте знаки препинания, определите вид СПП, подчеркните главные члены предложения, составьте схемы.

  1. Руки его дрожали до такой степени  что он был не в состоянии расстегнуть пальто.
  2. Там где прибой швырял свои белые фонтаны поднялся орёл.
  3. Когда отряд растянулся по  кукурузным полям и лугам над колоннами зазвучали песни.
  4. Стало тихо перед грозой в лесу будто всё умерло или съёжилось от страха.
  5. Воздух прозрачен  до такой степени что виден клюв у галки...

Вариант 4

Расставьте знаки препинания, определите вид СПП, подчеркните главные члены предложения, составьте схемы.

  1. Минуты две было тихо  точно обоз уснул.
  2. Косцы не удивились когда увидели Ивана Васильевича.
  3. И через силу скачет конь туда где светится огонь.
  4. Вся комната вдруг потемнела точно в ней задёрнулись занавески.
  5. Учись так чтобы тебя не ругали за отметки.

Вариант 5

Расставьте знаки препинания, определите вид СПП, подчеркните главные члены предложения, составьте схемы.

  1. Князь Василий говорил всегда лениво как актёр говорит роль старой пьесы. 
  2. Чтобы хорошо говорить надо хорошо знать свой язык.
  3. Звёзды дрожали в темно-синей глубине неба как дрожат капли росы утром на траве.
  4. Мы работали настолько хорошо и прилежно что мастер лишь покрякивал от удовольствия.
  5. Умная девушка должна быть одета так чтобы сразу выделяться из окружающей обстановки.

Вариант 6

Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, определите вид СПП, подчеркните главные члены предложения, составьте схемы.

  1. Ребята поб..жали туда откуда был слыш..н шум.
  2. Везде где (не)было м..стовой заз..ленела тр..ва.
  3. Он говорил ч..тко как бу..то хотел дон..сти каждое слово.
  4. Я думал что это тень от обл..ка и выск..зал Дерсу свое прдпол..жение.
  5. Много лет он мечтал о такой роли какую с..грал с..годня.

Вариант 7

Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, определите вид СПП, подчеркните главные члены предложения, составьте схемы.

  1. Где живет и летает беркут стадо овец будет в безопасности.
  2. Пока не наступит день мы решили остаться в селе.
  3. И грянул птичий хор точно он поджидал только нас.
  4. Как только пройдут дожди мы отправимся в поход.
  5. Было пасмурно когда мы возвращались домой.

Вариант 8

Расставьте знаки препинания, определите вид СПП, подчеркните главные члены предложения, составьте схемы.

  1. Поэт всегда хочет, чтобы его стихи стали песней.
  2. Нет такой лошади, чтобы не спотыкалась.
  3. Для того чтобы попасть к перелеску, надо перейти небольшое поле.
  4. Когда шумит жестокая война, на нежность повышается цена.
  5. Шумит вдали пшеница, там, где были ковыли.

 Упражнение 1.

Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

Шагнуть влев..., справ... обгоняет грузовик, уйти засветл..., задолг... до приказа, добраться затемн..., вытереть досух..., изредк... интересоваться, начать занов..., засидеться допоздн..., вылизать дочист..., наскор... перекусить, надолг... запомнить.

 

Упражнение 2.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов -о, -а в наречиях.

1. Окна вагона часто были наглух... залеплены снегом (Гайд.). 2. На выходе из села открылись направ... и налев... чудесные виды (Сол.). 3. Мать тотчас же отняла у них Гека, потому что испугалась, как бы сгоряч... его не стукнули о деревянный потолок (Гайд.). 4. И справ..., и слев... низина клубилась туманом (Наг.). 5. Такой привилегией он пользовался издавн..., вероятно, как больничный старожил (Ч.). 6. У Кати для раздумья времени было досыт... (А. Т.). 7. Медведь взревел и замертв... упал (Крыл.). 8. Я занов... переписал рассказ (Пауст.). 9. Изредк... с пустынной станции доносились гудки единственного маневрового паровоза (Пауст.). 10. Шацкий сначал... дичился меня, потом привык и начал разговаривать (Пауст.). 11. Я с жаром предавался охоте и почти всегда возвращался рано или по крайней мере засветл... (П.). 12. Он мычал и бил всех наотмашь направ... и налев... (Пауст.). 13. Лошадь все воротила вправ..., и потому Василий Андреевич все время сворачивал ее влев... (Л. Т.). 14. Я спокойно шел, спуская Жульку бегать перед собой справ... налев... и обратн..., слев... направ... (Пришв.). 15. Через два часа наступление возобновилось сызнов... (Ш.). 16. Обыкновенно свой маршрут я никогда не затягивал до сумерек и останавливался на бивак так, чтобы засветл... можно было поставить палатки и заготовить дрова на ночь (Арс.). 17. Я еду и от нечего делать читаю вывески справ... налев... (Ч.).

 

Упражнение 3.

Допишите наречия.

Запрост..., досыт..., начист..., набел..., затемн..., насух..., искос..., надолг..., дотемн..., намертв..., изредк..., воедин..., сызнов..., добел..., докрасн..., сдур..., сгоряч..., направ..., слев... Степь выжидающ... молчала. В палисаднике стало свеж... и пахуч.... Горяч... билось сердце. Докладчик говорил слишком общ.... Угрожающ... надвигалась огромная лохматая туча. Ослепляющ... сияло солнце. Учиться блестящ.... Войскам становится невмоч.... Двери открыты настеж.... Он ушел проч.... Уснули далеко за полноч....

 

Упражнение 4.

В соответствии с правилом написания наречий, оканчивающихся на шипяшую, запишите следующие словосочетания.

Удалиться проч..., ударить наотмаш..., выйти замуж..., отворить окно настеж..., пуститься вскач..., ждать невтерпеж..., сплош... зарасти сорняками, упасть навзнич...

 

Упражнение 5.

Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Настеж... ворота тяжелые (Бл.). 2. Уж... сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок (Крыл.). 3. Ты напроч... уходишь, чужая (Нар.). 4. Под гору вскач..., а как на гору - хоть плачь (Посл.). 5. Офицер ударил Остапа наотмаш... хлыстом поперек лица (Пауст.). 6. До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош... ходит, крутыми валами играя, июньская рожь (В. Бок.). 7. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич... на песок (Л.). 8. Мы шли дорогой, сплош... покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр.). 9. Как ни часто приходилось молодице невтерпеж..., под косой трава валилась, под серпом горела рожь (Н.).

 

Упражнение 6.

Выберите правильный вариант написания наречия.

1)                 Все равно (не-ни)куда спешить. 2) Он (не-ни)сколько не был похож на мать. 3) (Не-ни)откуда было ждать помощи. 4) Вам (не-ни)зачем рисковать. 5) В молодости ему было все (не-ни)почем. 6) Друзья (не-ни)мало не сомневались в успехе.

 

Упражнение 7.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. Братья (н...)сколько не сомневались, что отец не будет шутить и сдержит свое слово (М.-С.). 2. Думать было (н...)когда, уходить (н...)куда (Б. П.). 3. Он (н...)где не мог найти работы (Пауст.). 4. До этого случая Шамет слышал много солдатского вранья, но сам (н...)когда не врал (Пауст.). 5. Только казакам (н...)(от)куда взяться (Сер.). 6. (Н.-.)сколько раз я замечал сверху, из сада, Анфису на берегу Быстрой Сосны (Пауст.). 7. Местность кругом была ровная, прятаться было (н...)где (Б. П.). 8. В Головлеве он (н...)(от)куда не встречал не только прямого отпора, но и даже малейшего косвенного ограничения (С.-Щ.). 9. Честно говоря, детские и юношеские годы (н...)когда не обходятся без экзотики (Пауст.). 10. Где (н...)когда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась (Н.).

 

Упражнение 8.

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

Им всегда (н...)когда, (н...)куда пойти, (н...)зачем беспокоиться, (н...)куда не выходить, (н...)где остановиться, (н...)где не задерживаться, (н...)как не мог прийти, (н...)сколько не обидеться, (н...)о чем не спорить, (н...)чуть не огорчиться, (н...) (от)куда ждать помощи, (н...)(от)куда не ждать вестей, (н...)чему не радоваться.

 

Упражнение 9.

 Раскройте скобки, используя одну из частиц.

1. По окончании школы сын объявил родителям, что (ни, не)куда из деревни не уедет и уезжать ему (ни, не)куда и (не, ни)зачем.2. (Ни, не)откуда не доносилось ни звука. 3. Здесь (ни, не)когда жил старый граф. 4. Путникам (ни, не) где было переночевать. 5. Он (ни, не) откуда не мог получить помощи. 6. Мальчик с полдороги вернулся домой, хотя ему (ни, не)зачем было возвращаться. 7. Волк, евши, (ни, не)когда костей не разбирает. 8. Вот этого я (ни, не)как не понимаю. 9. Отступать (ни, не)куда. 10. Там (ни, не)когда гулял и я (П.). 11. Все было тихо, огней (ни, не)где не было видно.

 

Упражнение 10.

Спишите предложения, раскрыв скобки.

1. Недоразумения часто бывают (от)того, что люди не понимают друг друга. 2. Он умеет находить смешные стороны в людях и любит (по)этому поводу острить. 3. Местоимения с предлогами и местоименные наречия созвучны по произношению, (по)этому очень важно их различать. 4. Туристы решили остановиться на ночлег (за)тем лесом. 5. (От)того леса до ближайшей деревни километров двадцать. 6. Сначала мы разобьем палатки, приготовим дрова, а(за)тем на костре будем готовить ужин. 7. (По)чему ты готовишься к экзамену: по учебнику или по конспекту? 8. (От)чего ты мало читаешь? 9. (От)чего бы ты скорее отказался: от туристического похода или от отдыха на берегу моря? 10. (По)чему ты так решил? 11. И (за)чем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? (Л.). 12. Скажика мне, красавица, (от)чего я видел тебя сегодня на кровле? (Л.). 13. Вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю (от)чего, она произвела на меня самое неприятное впечатление (Л.).

 

Упражнение 11.

Перепишите и раскройте скобки.

(В)дали виден лес — (в)дали голубой скрылся пароход; (в)высь поднимается дым — (в)высь небесную взлетел голубь; (в)век не забыть мне друга — (в)век электроники; (в)накидку носит пальто — (в)накидку из парчи одета; (во)время прийти — (во)время летнего отпуска; (к)верху поднять голову — (к)верху палатки прикрепить флажок; (на)лицо были ошибки — (на)лицо упала прядь волос; (на)завтра будет веселье — (на)завтра перенести совещание; (на)верх подняться — (на)верх горы взобраться.

 

Упражнение 12.

Перепишите, раскрывая скобки.

В тайге темнеет быстро. И несмотря на то, что мы это знали, все-таки темнота застала нас (в)расплох. Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы (мало)помалу продвигались (в)перед. Было совершенно темно, но, как ни странно, от прожорливых комаров и мошек спасения не было так же, как и днем.

Целый день мы шли (в)низ по течению реки, но река исчезла в темноте, где(то) (с)лева, и нам приходилось идти (на)угад. К счастью, до ближайшей охотничьей избушки оставалось, (по)видимому, недалеко. И действительно, когда мы (по)одиночке перешли по узкой жердочке, брошенной через топкий лесной ручей, и поднялись в гору, мы оказались перед избушкой. Не теряя ни минуты и в душе радуясь, что расчет наш оправдался и мы (в)пору добрались до места, мы без устали рубили хвою, пилили ножовкой небольшие ветки и клали их (крест)накрест. Товарищ мой уже не смотрит (ис)подлобья и даже начинает читать стихи, которые учил когда(то) (на)память.

С тихим шорохом ветер раскачивает вершины старых кедров, как будто предвещая (на)завтра дождь и где(то) (в)дали кричит какая (то) ночная птица.

 

Упражнение 13.

 Выделенные слова и словосочетания замените наречиями с приставкой по-. Составьте с некоторыми из них предложения.

Образец: жить как прежде - жить по-прежнему.

Сделать иначе; разделить на всех одинаково; поступить со знанием дела; простить как друга; светить как летом; вести хозяйство как крестьянин; дружить искренне; говорить на немецком языке; занятие, видимо, не состоится; поступить как товарищ; одеваться на французский манер.

 

Упражнение 14.

Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

1. Зной был нестерпим (по) прежнему (Т.). 2. Все замерли в ожидании, что (вот) вот выскочит заяц (Пришв.). 3. [Плыла] очень пестро (по) египетски раскрашенная нильская барка (Леск.). 4. Однако ж мы как (то) понимали друг друга (Ланч.). 5. Зеленоватая волна скользила мимо, (чуть) чуть вспухая и урча (Т.). 6. У Якова других родных не было, мать его (данным) давно умерла (Т.). 7. Он обладал чудовищной силой, с ножом ходил на медведя (один) (на) один (Гил.). 8. В лесу этом всякого зверя (видимо) (не) видимо (Пришв.). 9. Завязав лапти (крест) (на) крест, он поднес сургуч к огню (Фед.). 10. Эти слова я (перво) (на) перво разучу (Ш.). 11. Там, говорят, (тьма) тьмущая людей и машин (Закр.). 12. (Только) только я взялся за ручку двери, раздался выстрел (Пришв.). 13. По ясному небу (едва) едва неслись высокие и редкие облака (Т.). 14. Бабы взялись за оглобли, мужики принажали сзади, и так (мало) (по) малу поставили воз на дорогу (Пришв.). 15. В это время в лесу (только) только начинается красивая борьба за свет (Пришв.). 16. Когда в комнате (мало) мальски согрелось, я записал свои наблюдения зимы (Пришв.). 17. Вот и певчий дрозд - поет как хорошо, но поет (один) одинешенек (Пришв).

 

Упражнение 15.

Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

1. Я требовал, (во) первых, комнату, где бы мог раздеться, (во) вторых, стакан вина, (в) третьих, обоза для моего провожатого (П.). 2. Мы все учились (по) немногу чему-нибудь и как-нибудь (П.). 3. Ты (по) пусту повредил бы ей и себе (Гонч.). 4. Откинув циновку, гляжу я вперед - (по) прежнему вьюга крутится (П.). 5. Сначала он ехал какой-то неизвестной дорогой, а потом покатил (по) прежнему пути. 6. Дуняша слушала, приоткрыв (по) детски рот (М.Г). 1. В городе было не (по) праздничному тихо (М. Г.). 8. Дома в Москве уже все было (по) зимнему; топили печи... (Ч.). 9. (По) видимому, своим словам пастух придавал немало значения (Ч.). 10. «Старички» ходили (по) двое и (по)трое в зале, заломив истрепанные кепи на затылок (Купр.). 11. Все дела совершались (по) домашнему, (по)соседски... (Купр.). 12. Дни еще только (по) весеннему ласковы... (Купр.). 13. На такой плешине, (по)моему, и должен был находиться бекас (Пришв.). 14. Долго (по) пустому ходили охотники и расстреляли весь свой задор (Пришв.). 15. Сначала все было (по) прежнему тихо (Кор.). 16. Одет он был (по) дачному: без воротничка, полотняные туфли (Эр.).

 

Упражнение 16.

Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

(Чуть)чуть, (как)никак, (худо)бедно, крест (на)крест, точь (в)точь, бок (о)бок, (в)третьих, (по)дружески, (по)нашему, (по)латыни, (взад)вперед, (крепко)накрепко, (мало)помалу, жить (по)новому, идти (по)тихоньку, упасть навзнич..., ударить наотмаш..., дожидаться было невтерпеж..., подойти (с)лев..., посмотреть (на)прав..., известен (из)давн..., пропасть (без)вести, решить (в)тайне, купить (в)рассрочку, разделить (на)двое, выпрыгнуть (на)ходу, решиться (на)днях, закрыть (с)наружи, писать (до)востребования, жить (за)границей, выстрелить (в)упор, расстались (по)приятельски.