Литература 7 класс

Синяпкина Оксана Александровна

Материалы к урокам литературы в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_danko.docx33.6 КБ
Файл 1.pptx2.84 МБ
Microsoft Office document icon gorkij_1_yrok.doc59 КБ
Файл peresolil.docx17.12 КБ
Файл test_o_petre_i_fevronii.docx23.6 КБ
Office presentation icon angel._lermontov.ppt214 КБ
Файл chehov_otkrytyy_urok.docx93.09 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 7 классе по произведению М. Горького «Старуха Изергиль». Легенда о Данко»

Цели:

  • показать особенности раннего творчества М.Горького на примере рассказа “Старуха Изергиль”
  • проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия
  • через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Итак, урок литературы.
И вы, и я волнуемся. Послушайте, как стучат наши сердца. Давайте подарим их друг другу.

Ход урока

1. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенды.

Слово учителя.

Каким быть, как прожить жизнь? Какие поступки совершать? Что любить и что ненавидеть? Как прожить свою жизнь, дарованную нам?
(2 слайд) Прочтите, ребята, эпиграф к уроку.

Эпиграф к уроку

Жизнь — не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела,
который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно 
заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать 
грядущим поколениям. (Б. Шоу)

Какой смысл вкладывал Б.Шоу в эти слова? Как вы это понимаете? И как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Сегодня, ребята, мы поговорим о жизни, о ее цене, о предназначении человека и об уникальности человеческой жизни.

Давай попытаемся сформулировать тему урока, но для начала:

 -Какие ассоциации появляются у вас со словом ПОДВИГ?

Как он связан с нашей жизнью? 
-Какие примеры подвигов вы можете привести из художественной литературы?
-Вы так легко называете примеры. А что же такое подвиг? Дайте определение этому понятию.

Давайте посмотрим в «Толковом словаре» Ожегова.
Героический самоотверженный поступок.

Как вы понимаете слово ПОСТУПОК?
-Обратимся к словарю.

Решительное активное действие в сложных обстоятельствах. 

Сегодня мы с вами будем изучать произведение М. Горького «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль».

Вы уже прочитали легенду.
-Попробуйте определить тему произведения.

(подвига, поступка, трусости, предательства), следовательно, темой урока у нас будет тема подвиги

Урок по теме «Подвиг Данко во имя людей».

-Как вы думаете, в легенде говорится только о подвиге Данко? (Ещё и о трусости, и о предательстве)

-Итак, мы назвали с вами такие понятия, как ПОДВИГ, ТРУСОСТЬ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО. Прежде чем мы определим цель урока, хочу обратить ваше внимание ещё на одно понятие: САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ -пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.

-Соберем эти 4 слов в кластер. слайд 6

-Посмотрите на него и скажите, какие вопросы появляются у вас в связи с объединением этих слов? Что может быть написано в центре кластера?

(Как могут соотноситься подвиг, трусость и предательство?

Почему Данко помог людям?

Поступок Данко - подвиг или самопожертвование?)

-Цель нашего урока -дать ответы на эти вопросы.

Фаза реализации смысла.

-Через всю свою долгую жизнь Горький пронес веру в человека. Свои мечты и чаяния отразил в романтических произведениях 90-х годов. И сегодня будем работать над отрывком из романтического рассказа «Старуха Изергиль» - легендой о Данко. Полностью мы его будем изучать в старших классах. Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны одним типом героев - сильных, гордых и красивых.

-Что же такое РОМАНТИЗМ или романтический? Откройте учебники на стр. 297, давайте прочтем определение.

-А теперь найдём словосочетания, которые являются основными по смыслу в определении (яркие образывысокое назначение человека) слайд 7

-Как вы думаете, что можно ещё добавить к этим определениям? Вспомним легенду. Яркий образ там-.... Данко. Он действует в обычной обстановке? (необычная обстановка)

-Каков пейзаж в легенде? (страшный, необычный). Когда вы читали произведение, обратили внимание на особенность повествования, его язык ? (Яркий)

-Как по-другому мы назовём эти определения? (Признаки романтического произведения)

- Давайте выясним, что называется легендой? слайд 11 (стр. 295, чтение определения)

-Назовите слова, которые являются основными по смыслу в определении (реальное и фантастическое) слайд 8

-Чем легенда отличается от сказки?

-Какой мы можем из всего этого сделать вывод?

- Вывод: мы сегодня будем говорить о романтическом произведении, легенде, где в необычной обстановке будет действовать сильный, гордый и красивый герой.

-Итак, старуха-молдаванка по имени Изергиль рассказывает легенду о юноше Данко. В основе этой легенды - библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта. Послушайте ее и в конце урока сопоставьте с легендой о Данко, определите, что общего в произведениях и чем они отличаются.

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооружённое войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине сделалось сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Много милостей оказывал Господь евреям, но они были не признательны. За неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к земле, обещанной Богом.

Но в это время вождь их Моисей умер.

-Чтобы понять, почему Данко решился на такой поступок, надо узнать, что заставило его повести племя, т.е. мотивы поведения

-Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (2 предл)

-Где они жили сначала? (1 предл)

-Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу? (3 предл)

-Чтобы лучше понять, осознать, в какой обстановке находилось племя, обратимся к языковым особенностям текста.

-Задание: найти на стр. 84

1 группа  краски, описывающие природу леса (1 пара), 

2 группа звуки и запахи леса(2 пара),

3 группа описание племени (его характеристика) (3 пара).

  1. (В легенде о Данко мир нам показан темным страшным. В котором каждую минуту людей
    ждала опасность, но после того как пришёл Данко и провёл людей, мир становится
    более ярким и более красочным.
    В легенде мы наблюдаем как бы противоборство «маленьких голубых огоньков» с
    ночной чернотой степи. В легенде о Данко обращает на себя внимание то, что ее
    заключительные строки буквально насыщены светом. Таким образом, автор рисует
    полный сочных красок пейзаж.

    Здесь показателен сам выбор цветовой
    гаммы: солнечный, золотой, красный. Хорошо известно, что с блеском, сиянием,
    золотистым и пурпурным цветами связана святость. Особенно важен в легенде выбор
    красного цвета. Издавна противостояние красного и черного символизирует
    оппозицию жизни и смерти. Горький не случайно замечает, что «река казалась
    красной, как та кровь, что била горячей струей из… груди Данко» . Этим сравнением
    писатель как бы подчеркивает, что, благодаря подвигу Данко, люди будут жить
    полнокровной, «горячей» жизнью, как будет жить и сама земля.)
  2. Звуки и запахи леса. молча лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню, глухой шум леса; трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче; стали роптать; гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно; великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни; торжествующий шум леса; ревели (люди); лес все пел свою мрачную песню, гром гремел, лил дождь…;

    весь лес замолчал, освещенные факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота; лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих; немой (лес).
  3. Описание племени. Веселые, сильные и смелые люди», «иные племена, … сильные и злые врачи», «все-таки сильные люди», «ослабли от дум», «страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от_____», «скованные страхом», «никто уже не боялся рабской жизни», «Данко – один из тех людей», «молодой красавец», «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня»; «дружно все пошли за ним – верили в него», «все меньше было сил», «а он был бодр и ясен», «маленькие люди…утомленные, падали духом», «в злобе и гневе обрушились на Данко», «усталые и злые, стали судить Данко», «ничтожный и вредный человек для нас», «утомил и за это ты погибнешь», «как звери, как волки, на было на лицах их благородства», «он любил людей и думал, что без него они погибнут», «в очах засверкали лучи того могучего огня», «разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой», «люди же, изумленные, стояли как камни», «очарованные, бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца», «гордый смельчак Данко», «радостный взор на свободную землю», «засмеялся гордо», «люди, радостные и полные надежд, не заметили смерти его», «смелое сердце», «один осторожный человек, боясь чего – то, наступил на гордое сердце ногой…»

-Сопоставьте характеристику племени и места обитания.

(противоречат, противопоставлены)

-Что этим хочет сказать автор? (люди оказались в плену обстоятельств)

-Автор помогает нам понять истоки превращения сильных и смелых

людей в слабых и робких, создавая романтический пейзаж. Какие же выразительные средства использует автор и какова их роль?

Поработаем в парах: 1 пара выписывает эпитеты, 2- олицетворения, метафоры, 3 - гипербола, сравнение.

Эпитеты (тяжёлая пора, каменные деревья, крепкая тьма, ядовитый смрад,

торжествующий шум леса, живой огонь.)

Олицетворения

Метафоры (ветер бил, тени прыгали, ветер пел похоронную песню, торжествуют злые духи; болото разевало пасть, зашептали деревья, деревья простирали корявые длинные руки.

...................................

лучи падали

ужас родили женщины

лучи солнца не могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву;

Кольцо крепкой тьмы пыталось раздавить,

люди гибли один за другим.

Гипербола

Сравнения

деревья заступали дорогу могучей стеной;

ветки переплелись, как змеи;

стало так темно, точно собрались все ночи;

шли, как стадо овец.

-Вывод. Они придают повествованию особую музыкальность, завораживающую певучесть, ритмичность.

-Почему у таких сильных людей родился страх? (от безысходности и смерти близких)

-Что-нибудь предприняло племя, чтобы изменить свою жизнь?

-Подберите синоним к слову НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ. (равнодушие, бездействие)

-К чему привело бездействие? Что породило? (трусость)

-К чему они были готовы?(готовы к рабству и зависимости)

-Т.е. лучше рабство от врагов, чем рабство от бессилия и страха.

-Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, равнодушно, готового к рабству, назвать честной и свободной?

Л.Н. Толстой говорил: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».

-А какая пословица существует в русском фольклоре?

(под лежачий камень вода не течет)

-Т.е. человек пока бездействует, ничего не добьется, не будет даже нравственно развиваться.

-Почему люди, посмотрев на Данко, увидели, что «он лучший из них»? Зачитайте цитату.

(«В очах его светилось много силы и живого огня»)

-Почему доверили именно ему вывести племя?

(Это желание снять с себя ответственность, переложить её на чужие плечи. Это слепая вера в то, что Д. один справится с возможными трудностями)

-Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него? («стыдно было сознаться в своём бессилии»с. 86)

-За что же он должен был погибнуть? (за то, что им в дороге было нелегко)

-Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей?

(сначала испытывает негодование, но «от жалости

к людям оно погасло»,с. 86 «вспыхнул огнем желания спасти их»)

-Т.е. что в нём победило(Чувство любви к людям в нем победило. текст... он любил ...с 86)

-Какой эпизод легенды является кульминационным?

Чтение учителем текста

- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

-Для чего Д. вырвал из груди сердце? (чтобы доказать любовь и верность людям)

- А каких литературных героев вы могли бы сравнить с Данко?

(Подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание).

- Нашелся осторожный человек. с. 87.И, "боясь чего-то", наступил на гордое сердце ногой. Чего же боится этот "осторожный человек"? (Пожалуй, боится всего, боится жизни, боится, как бы чего не вышло).

-А каков смысл образа «осторожного человека»? (Не каждый человек способен на подвиг. Есть такие, кто живёт для себя).

-С кем из литературных героев вы можете поставить его рядом?

(Он, по-моему, похож на Премудрого пескаря из сказки Салтыкова-Щедрина, который "жил-дрожал и умирал-дрожал". Уже после его жизни точно не останется ни одной, даже маленькой, искорки).

Мы с вами договаривались, что в конце урока сравним библейскую легенду и легенду о Данко. В чем сходство библейской истории и легенды о Данко(1)Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. 2)Путь оказывается трудным,

3) отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (1(Моисей опирается на помощь Бога, и Бог спасает людей.

2)А Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает, он спас всех один).

Фаза рефлексии

 теперь попробуем представить, что было бы, если… Предлагаю создать «Дерево предсказаний».

Представьте, что Данко не отличается от остальных в племени. Напишите предположение, каково было бы будущее племени и Данко? (Создайте БАНК ИДЕЙ и выберите из них самые интересные и запишите на синих листочках. А затем подойдите к доске и закрепите на левой стороне ДЕРЕВА.)

* Теперь представьте, что «один человек» не наступил ногой на сердце Д., а вложил в грудь героя, и тот ожил. Что было бы в будущем с племенем и Данко? (Создайте БАНК ИДЕЙ и выберите из них самые интересные и запишите на красных листах. Прикрепите ответы к правой стороне ДЕРЕВА.)

-Какие листья оказались оптимистичными?

(Потому что там вера в жизнь, в будущее, а эта вера движет человеком)

- Напрасна ли смерть Данко(спас целое племя; его не забудут, когда осознают сделанное им).

Почему Данко помог людям?) (Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других).

-Поступок Данко - подвиг или самопожертвование? (Поступок Данко - это подвиг человека, жертвующего собой ради спасения людей. Герой погибает, но искры его горящего сердца освещают путь к правде и добру)

- Искры, оставшиеся от сердца Данко, зажгли другие сердца.

-Есть примеры в нашей жизни? Ведь Горький говорил «В жизни всегда есть место подвигу»

События настоящего времени: "Невский экспресс", пожар в пермском клубе "Хромая лошадь", теракты в Волгограде, падение метеорита в прошлом году.

-Значит, герои живут среди нас. Скажите, пожалуйста, искры сердца Данко живы или мы уже забыли о них?

И вот в завершении урока давайте подумаем,

-С вами приятно и интересно было работать. Все работали хорошо и отлично.

Примеры синквейнов

Данко.

Смелый, красивый.

Жалел, спасал, погиб.

Красивые - всегда смелы.

Подвиг.

* * *

Данко.

Бесстрашный, мужественный.

Жалеет, любит, жертвует.

Может победить смерть.

Герой.

* * *

Данко.

Бескорыстный, благородный.

Любит, ведет за собой, погибает.

Во имя других готов пожертвовать собой.

Человек-легенда.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок по литературе «Легенда о Данко» 7 класс Подготовила: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Питерка» Синяпкина О.А .

Слайд 2

Жизнь — не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям. (Б. Шоу) Эпиграф

Слайд 3

Героический самоотверженный поступок Подвиг

Слайд 4

Решительное активное действие в сложных обстоятельствах. Поступок

Слайд 5

«Подвиг Данко во имя людей» Тема урока:

Слайд 6

Какие вопросы появляются у вас в связи с объединением этих слов? Что может быть написано в центре кластера?

Слайд 7

Цель нашей работы на урока – выяснить и дать ответы на эти вопросы Как подвиг сопоставляется с трусостью? Почему подвиг и трусость стоят рядом? Что можно назвать подвигом? Подвиг и самопожертвование – одно и то же? Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?

Слайд 8

Романтизм

Слайд 11

Краски Звуки и запахи Племя Групповая работа

Слайд 13

Какой эпизод легенды является кульминационным? Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

Слайд 14

Средства художественной выразительности -Какими средствами художественной выразительности изображается сердце героя? Повторы - намеренное повторение одного и того же слова Градация -расположение слов по нарастанию или убыванию Перифраза - замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков

Слайд 15

Прометей. А каких литературных героев вы могли бы сравнить с Данко ?

Слайд 16

Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы? Как подвиг сопоставляется с трусостью? Почему подвиг и трусость стоят рядом? Что можно назвать подвигом? Подвиг и самопожертвование – одно и то же? Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?

Слайд 17

Какие вопросы появляются у вас в связи с объединением этих слов? Что может быть написано в центре кластера?

Слайд 18

Что же должно быть написано в центре? Что нужно проявлять к любому человеку? Герой

Слайд 19

Дерево предсказаний

Слайд 20

Объясните фразу Горького «Подвиг – это высшая степень свободы от любви к себе» Максим Горький

Слайд 21

5.Подведение итогов Подвиг – героический самоотверженный поступок.

Слайд 22

Домашнее задание: Н апишите сочинения-миниатюры, выбрав одну из тем: “Можно ли назвать Данко героем?”, “Какого человека можно назвать красивым ?”, “Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?”

Слайд 23

Список использованных источников Литература Арутюнян А. С. «Теоретические основы методики преподавания «Основ православной культуры» в общеобразовательных школах. (Урок 7. Моисей.) Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.:ВАКО, 2008. Автор: Золотарева.И.В ., Н.В.Егорова Интернет –ресурсы 1. / ru.wikipedia.org / wiki / Максим_Горький (Материал из Википедии — свободной энциклопедии) 2. Prezentacija_k_uroku_literatury_v_7_klasse 3. http://www.litra.ru/composition/download/coid/ В презентации использованы изображения: 1.Максим Горький. nabat.org.ua 2.Горький. libex.ru 3.М.Горький "Горящее сердце Данко " ( илл.Б.Дехтерева )shaltay0boltay.livejournal.com 4.Данко герой.obzorfoto.ru 5.Максим Горький "Горящее сердце Данко ", иллюстрации Б. Дехтерева.kidpix.livejournal.com 6.Related images to moses and the red sea. starspulsa.com 7. Egypt Moses.cagivisti.de



Предварительный просмотр:

Класс: 7 «В»

                       Автобиографическая повесть М. Горького «Детство»

                                     (1 урок)

Цели урока:

 познакомить с детством М. Горького; с исторической эпохой написания повести; отработка термина “автобиографическая повесть”; работа с текстом и словом писателя; анализ ключевых сцен, эпизодов; учить сравнивать героев, обеспечить умение анализировать поступки героев.

Ход урока:

-Мы начинаем с вами изучать творчество одного из крупнейших писателей XX века – М. Горького.

1УС: Слово учителя. Заочная экскурсия в Нижний Новгород.

  - В течение школьной жизни мы не раз будем обращаться к творчеству Горького, будем подробно узнавать его биографию, знакомиться с особенностями творческого пути, с извивами и противоречиями его судьбы.

А сейчас давайте с вами проведем небольшое заочное путешествие в Нижний Новгород, в единственный музей детства Максим Горькова – дом деда Каширина. (В тетрадь ученики записывают тему урока и дату жизни писателя –слайд 1).

-(слайд 2)Дом, в котором сейчас располагается музей, принадлежал деду писателя по линии матери - нижегородскому ремесленнику-красильщику Василию Васильевичу Каширину. Сюда 3-х летний Алеша Пешков с матерью Варварой Васильевной приехал в конце августа 1871 года из Астрахани, где умер от холеры его отец.

(слайд 3)Двор небольшой, окружен высоким досчатым забром с гвоздями поверху "против воров". К забору приставлен огромный дубовый крест. Он напоминает о печальных событиях в семье Кашириных. Таким крестом был задавлен насмерть приемный сын Кашириных работящий, добрый, веселый Ваня-Цыгонок.

Двор у Кашириных был типично промысловым. Весь завешан мокрыми крашеными тряпками, заставлен чанами с разноцветной водой. Здесь круглый год кипела работа под руководством старого мастера Григория. Красильня (слайд 4) обеспечивала безбедное существование многочисленной семье Кашириных. Крестьяне приносили в окраску домотканные холсты, пряжу. Нередко Василий Васильевич Каширин находил и крупные заказы - подживлял купцам выгоревшие на солнце товары.

В красильне работали сами Каширины, мастер Григорий, Цыганок и работники, нанимаемые на время больших заказов. Алеша любил приходить в красильню, чтобы поговорить с Григорием

Рядом с красильней - амбар и каретник.(слайд 5) В амбаре хранилась хозяйственная утварь: сундуки, дорожные корзины, бутыли с краской, конская упряжь, а в каретнике у яслей с сеном стоял Шарап - единственная лошадь Кашириных, любимец бабушки. Большое хозяйство и красильня требовали много воды: воду возили на лошади в бочке из ближайшего оврага с Гремячего ключа.

В нижней части дома, в так называемой "подклети" (слайд 6) или "черной" рабочей избе, по возвращении с сыном из Астрахани поселилась Варвара Васильевна Каширина-Пешкова вдали от постоянных ссор и косых взглядов братьев.

Подклеть обставлена как жилое помещение, достаточно просторное, с русской печью, нарами вместо кровати, широкими лавками вдоль стен, с глиняной да медной утварью в стряпном углу.

Кухня(слайд 7) - самое большое помещение в доме. Именно здесь собиралась вся семья за трапезной и в часы досуга, ссорились дядья Алеши Яков и Михаил из-за наследства, играли дети, устраивались редкие праздники, здесь умирал Ванюша-Цыганок, загубленный злобой сыновей Каширина.
По устройству кухня напоминает старинную русскую избу. Каждый угол на кухне имеет свое назначение и название: рядом с печью - бабий кут или стряпной угол, где хозяйничали женщины. В красном по обычаю - старинный киот с иконами. Рядом большой обеденный стол, за которым и ели, и работали вечером при свете сальных свечей. Справа у стены - низкая широкая лавка. На такой лавке дед сек розгами провинившихся за неделю внуков. Розги - ивовые прутья - мокли в лохани у печки.

Каширины обедали по-старинному. За стол садились по старшинству: сначала дед, потом сыновья, работники. Женщины и дети столовались отдельно. Домостроевская зависимость всех от главы семьи соблюдалась и в еде. Каждое очередное блюдо начинал дед, а хлебать щи с мясом не разрешалось, пока он не постучит своей ложкой по краю чаши или скажет: "Тащи со всем!".

Небольшую комнату по праву старшентства занимал и Михаил с семьей. (слайд 8)Обстановка этой комнаты передает колорит быта типичного для мещан второй половины XIX века: в соответствии с городской модой стены оклеены обоями, дощатый пол покрашен, побелен потолок. На столе у окна - самовар с чайной посудой, штоф, рюмки (как знак того, что бутылка не сходила со стола ремесленника Михаила Каширина). В этой комнате, как и на кухне, приходилось Алеше Пешкову наблюдать жизнь "неумного племени", когда все обиды и недовольства вымещались на самых слабых и беззащитных, таких как кроткая тетка Наталья, первая жена Михаила, забитая им до смерти.

Светлая, "парадная" комната деда (слайд 9) обставлена в соответствии со вкусами хозяина, человека тщеславного, мелочно кичившимся своим добром, нажитым ценой тяжелого труда. В его комнате собраны самые лучшие вещи: "дрогая" в горке, ковровая скатерть на овальном столе, иконы в богатых окладах, диван из карельской березы, в углу под иконами - шкатулка-укладка, в которой дед Каширин хранил деньги и ценные бумаги. На столе - книга "Христианский памятник", изданный в 1841 году, свод ежедневных правил мещанской жизни. Бывший бурлак Василий Васильвеич Каширин был грамотным, он и Алешу учил читать по псалтыри и часослову.

Бабушкина спальня. (слайд 10) Эта маленькая и уютная комната почти вся занята вещами. Большую часть занимает широкая кровать с пуховой периной, с тяжелым одеялом и горой подушек. В правом углу около небольшого оконца - киот с каширинскими иконами, где день и ночь горит неугасимая лампада. В бабушкиной комнате, наполненной особой атмосферой сердечной теплоты и ласки, маленький Алеша слушал чудесные песни и сказки Акулины Ивановны, постигал народную мудрость и поэтическую красоту русского слова.

-Ну вот мы и совершили небольшое путешествие в дом-музей деда Каширина.

- Что вы можете сказать, в какой семье воспитывался Алеша? Что его окружало в доме деда? Что он видел? (Он видел жестокость и вражду между  людьми. Отец его умер, когда ему было 3 года, дубовым крестом был задавлен Ваня-Цыганок, семья Кашириных была многочисленная, здесь всегда были ссоры, дед розгами сек внуков, Алеша называл свою семью – «неумное племя», первая жена дядьи Михаила, была забита до смерти, самим Михаилом, НО одна Акулина Ивановна в этой семье была «светлым» человеком для Алеши).

- Давайте с вами  откроем стр. 39 учебника и прочитаем  воспоминания самого М. Горького «О том, как я учился писать». Что говорит сам Горький о своем детстве? (чтение одним учеником воспоминания)

 + Чтение воспоминания М. Горького «В людях»

    Как вы понимаете его высказывание:«Книги...показывали мне иную жизнь...» (Книги уводили в совершенно иной мир, где он не видел всего того, что творилось с ним наяву. Ему нравился «тот» мир, он чувствовал себя здесь совершенно по-другому. Он видел другую жизнь, и эта жизнь ему больше нравилась.)

-Давайте прочитаем воспоминание А. Калюжного и ответим на вопрос: «Почему же он выбрал себе такой псевдоним – Максим Горький»?

 (Писатель имел в виду и собственную горькую судьбу саму склонность страдать за всех угнетенных и несчастных.)

-Давайте теперь сделаем вывод: Как вы думаете, какие впечатления у М. Горького о своем детстве?

Вывод по 1УС: Детство Алеши было очень тяжелым, его отец рано умер и им приходится уезжать в Нижний Новгород. Здесь он видит бессмысленную жестокость и вражду людей. Между членами семьи тяжелые отношения, постоянные ссоры. Маленький Алеша видел все мрачные и трагические стороны своей жизни, но все же в его детстве есть и светлые и радостные моменты, которые непосредственно связаны с бабушкой и чтение книг, которые помогали ему переносить все невзгоды.

2УС: Историческая справка. Теория литературы.

- Как вы понимаете слово “детство”?

 

-Повесть «Детство» - автобиографическое произведение. А что значит автобиографическая повесть? (Это произведение, в основу которого положены достоверные события и факты. В этом произведении Горький основное внимание уделял изображению внутреннего мира ребенка.)

-Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период его жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху.

- Так вот, повесть «Детство» была написана в 1913 году, в период нового подъема революционного движения в России. Показывая в повести недавнее прошлое, мещан-ремесленников 70-80 годов 19 века, писатель стремился рассказать о жизни, где действовал волчий закон борьбы за существование, Горький показывал типичные черты того времени. М. Горькому важно было выразить свою ненависть к миру собственности, показать, как жажда наживы разлагает человека, не только внешне, но и внутренне. Герой и автор всматривается в эту жизнь, в окружающих ему людей, пытается понять истоки зла и враждебности, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы.

- А кто-нибудь писал еще автобиографическую повесть?(Л.Толстой)

 - Давайте прочитаем воспоминание Л. Н. Толстого о своем детстве.(На слайде 11: Л.Толстой: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений»)

- Давайте сравним детство Толстого и Горького. Опираясь на высказывание Толстого, скажите, каким было детство у Толстого?

 Как вы думаете, в чем отличие автобиографической повести Л. Толстого от повести М.Горького?

(В автобиографической повести Л.Толстого изображается  внутренний, интимный мир ребенка, а в повести «Детство» Горького мы видим, общность судьбы Алеши с народом, здесь показан не только внутренний мир ребенка, но вся русская жизнь в определенную эпоху).

- Итак, давайте подведем небольшой итог.  Вывод по 2 УС: Мы рассмотрели с вами детство М. Горького, выяснили, что повесть «Детство»- это автобиографическое произведение. И теперь перед нами стоит задача непосредственно начать знакомство с этой повестью

3 УС: Анализ текста .Комментированное чтение первой главы.

- Ребята, вы уже должны были прочитать повесть «Детство». Скажите, какие факты жизни героя вошли в повесть «Детство»? (вся повесть основана на реальных событиях).

- В чем смысл заглавия? Почему повествование ведется от первого лица, а не от третьего? (Изображенная  в автобиографической повести жизнь характеризуется через восприятие мальчика, НО в то же время это и взгляд взрослого человека, для которого детство- уже прошлое. А изложение событий от первого лица более эмоциональнее).

- А теперь давайте перейдем к работе с текстом, к 1-ой главе. Назовите героев повести, с которыми мы знакомимся в 1-ой главе. (Бабушка, мама, дед, дядья Яков и Михаил).

- С кем автор знакомит нас в первую очередь? (С бабушкой)

 4УС: Анализ образа бабушки

- Какой здесь видит Алеша бабушку? Найдите это описание в тексте.

- Какие художественные средства использует автор для описания бабушки? (В этом описании Горький пользуется  много сравнений – « слова, похожие на цветы», « темные, как вишни, зрачки», «точно большая кошка» и т. д.

 В портрете бабушки много эпитетов, рисующих как ее внешность, так и характер,- «ласковые, яркие, сочные» слова, « белые крепкие зубы», «ЛИЦО КАЗАЛОСЬ МОЛОДЫМ И СВЕТЛЫМ», «ОНА СВЕТИЛАСЬ  «неугасимым, веселым и теплым светом» и т.д.)

(Чтение описание бабушки «Говорила она...<...>... она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь»). (Обращение внимания учеников на то, как насыщен портрет эмоциональными элементами : глаза у нее вспыхивают «невыразимо приятным светом», что «вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза- неугасимым, веселым и теплым светом», что слова ее напоминают ласковые цветы, а походка – движения ласкового зверя.)

- М. Горький нам показывает не только внешность бабушки, но и ее характер, который и передается через насыщенный эмоциональный портрет.

-Какое впечатление у вас сложилось от знакомства с бабушкой?

Вывод: Какую роль сыграла эта героиня в судьбе Алеши? Как сам Алеша отзывается о бабушке? (она «сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни»). Бабушка для Алеши излучает свет, тепло и радость. Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищается ею до слез, ее рассказы, которые как бы вливали в сердце мальчика силу, приподнимали его.

5 УС: Анализ образа деда

- Акулина Ивановна удивляет и восхищает внука. А дед? Есть ли развёрнутый портрет деда в тексте? Найдите описание деда. ( Развёрнутого портрета нет, мы находим отдельные детали: “сухонький старичок” с птичьим носом и зелёными глазками, потому что автор скажет: “ Я сразу почувствовал в нём врага”)- Чтение вслух учениками

- Алеша еще ничего не знает о своем деде. Но какое первое впечатление складывается у Алеши о деде? (Он вглядывается в деда, но в нем нет ни одной черточки, которая затронула бы чувствительную душу ребенка, расположила его к себе).

-Алеша чувствует властность, энергию деда. Рыжая борода, птичий нос, зеленые глазки настораживают Алешу. Как дед ведет себя при первом знакомстве с Алешей? Найдите в тексте этот эпизод ( «Дед выдернул...<...>...Скулы-то отцовы...Слезайте в лодку!»)-Чтение вслух учениками

-Почему же Алеша «сразу почувствовал в нем врага»? (Его обижает, что дед выдернул его из тесной кучи людей; задав вопрос, не дождался ответа; отодвинув мальчика в сторону, как вещь).

-Понравились ли Алеши остальные члены семьи, с которыми он познакомился на палубе? Почему? (нет, они все были молчаливые, неприветливые, равнодушные).

- Найдите описание дядьев Алеши («За ними молча...<...> все тихие»)

-А какое впечатление складывается у мальчика о доме, в котором он теперь будет жить? Найдите в тексте «портрет» дома («На самом верху...<...>...всюду стоял едкий незнакомый запах».Знакомство со своей семьей не приводит в восторг маленького Алешу, поэтому впечатления о доме, в котором он теперь будет жить еще хуже угнетают главного героя).

-Давайте же теперь подведем итог.  Какие же первые впечатления сложились у Алеши от знакомства с семьей Кашириных? (...)

Вывод по 5УС: Дед полная противоположность бабушки. Алеша вглядывается в него, ноне находит ничего для себя близкого: добра, ласки, понимания. Не понравились ему и все остальные члены этой семьи. Нарастающее чувство одиночества и отчужденности накладывает даже на впечатление от дома, которое не может быть приятным, поскольку живут в нем эти суровые люди.

Вывод по уроку:  Мы с вами приступили к изучению повести М. Горького «Детство». Мы с вами увидели «бесконечно трудный и мучительный путь», который суждено было пройти М. Горькому, прежде чем он станет писателем с мировым именем.  Эта повесть – рассказ о подвиге, которым являлась вся его жизнь, его книга, повествующая о жестоких судьбах русского народа в прошлом, о замечательных людях из народа. И с некоторыми из них мы познакомились на сегодняшнем уроке.

Домашнее задание: Чтение глав 2-4. Письменно в тетради: выделить из этих глав, основные сцены-фрагменты, которые будут характеризовать основных героев повести.



Предварительный просмотр:

1 вариант

1. В какое время года разворачивается действие рассказа?

2. Какова была фамилия генерала, в имение которого ехал герой рассказа?

3. С какой целью землемер Смирнов ехал в имение?

4. Какая профессия была у главного героя рассказа?

5. Какой фразеологизм употребил автор при упоминании «замерзшей равнины»?

2 вариант

  1. Как звали возницу, который взялся доставить Глеба в имение?
  2. Как называлась станция, на которую прибыл землемер Смирнов?
  3. Во что был одет землемер Глеб Смирнов?
  4. Как поступил возница, напуганный словами Глеба?
  5. В рассказе употребляется слово «реприманд». Что оно означает?

3 вариант

  1. Каким образом землемер припугивал возницу?
  2. Кто по профессии Глеб Гаврилович Смирнов?
  3. Как зовут мужика, который согласился доставить землемера до усадьбы?
  4. В чем землемер начинает подозревать Клима?
  5. Что делает Смирнов после того, как Клим, наконец, возвращается?

4 вариант

  1. Чем землемер начинает пугать Клима, заподозрив его в том, что он разбойник?
  2. Кто, по словам Глеба, догонял их повозку, когда они заехали в лес?
  3. Что делает Клим после того, как Глеб Гаврилович будто бы достает револьверы?
  4. Сколько часов подряд Смирнов звал испуганного мужика?
  5. Что делает Смирнов после того, как Клим, наконец, возвращается?

5 вариант

  1. Как звали здорового, угрюмого, рябого мужика, управлявшего возницей?
  2. После какого удара Лошаденка молодая тронулась с места?
  3. С каким зверем сравнивает себя землемер?
  4. Куда убегает возница после испуга?
  5. Как проходит остаток поездки?

1 вариант

1. В какое время года разворачивается действие рассказа?

2. Какова была фамилия генерала, в имение которого ехал герой рассказа?

3. С какой целью землемер Смирнов ехал в имение?

4. Какая профессия была у главного героя рассказа?

5. Какой фразеологизм употребил автор при упоминании «замерзшей равнины»?



Предварительный просмотр:

Тест по литературе для 7 класса по произведению «Повесть о Петре и Февронии Муромских» 1 вариант

Часть А

Выберете 1 вариант из предложенных и обведите в круг.

  1. В каком городе происходит действие?

А) Муром

Б) Киев

В) Новгород

Г) во всех перечисленных

2. Как звали князя, в обличии которого перед гражданами представал злой змии?

А) Олег

Б) Владимир

В) Павел

Г) Петр

3. Что искал князь Петр в алтарной стене между керамидами?

А) Пучок льна

Б) станок

В) Сорочку, порты и полотенце

Г) Агриков меч

4. От чего тело Петра покрылось струпьями?

А) от вражьей крови

Б) от деяний жены своей

В) от неправильного лечения

Г) от высокомерия своего

5. Кем работали брат и отец Февронии?

А) Лесорубами

Б) древолазами

В) плотниками

Г) столярами

6. Что попросила Февронья у бояр?

А) Богатства

Б) часть государства

В) Агриков меч

Г) супруга Петра

Часть В

Впишите недостающее слово, которого требует контекст.

В1 «…тело Петра покрылось струпьями и открылись ______ , и напала на него тяжкая болезнь».

В2 «Плохо дому без ушей, а горнице без __________».

В3 «… он через ноги на ___________ глядит».

В4 «Если будет добросердечен и не _______________, то будет здоров».

В5 «Если мудра, то пусть, пока я моюсь в бане, сделает из этого пучка ___________ мне сорочку, порты и полотенце».

Часть С

Дайте развернутый ответ на вопросы.

С1 Почему Петр решает покинуть Муром?

С2 Что повелели сделать супруги Муромские, когда подошел конец их жизни?

С3 Какое чудо совершалось неоднократно после смерти Петра и Февронии?


Ключи к заданиям частей А,В,С:

А1- а

А2- в

А3- г

А4- а

А5-б

А6- г

В1 язвы

В2 очей

В3 смерть

В4 высокомерен

В5 льна

С1Не мог оставить жену свою ради княжения.

С2 Велели вытесать из одного большого камня единый гроб с преградой посередине, и завещали положить тела их в том гробу.

С3 Люди обретали супругов Муромских в едином гробе, не смотря на то, что хоронили в разных местах.

Оценка работ:

За часть А – 1*6= 6 баллов

За часть В – 2*5= 10 баллов

За часть С – 3*3=9 баллов

25-23балла – «5»

22-18 баллов – «4»

17-13 баллов – «3»

12-0 баллов – «2»

Тест по литературе для 7 класса по произведению «Повесть о Петре и Февронии Муромских» 2 вариант

Задание 1

Укажите, где правда, а где ложь.

__ главный герой "Повести о Петре и Февронии" князь Павел

__ змей должен был погибнуть от руки Февронии

__ Феврония была родом из Рязани

__ Феврония лечила князя специальными мазями

Задание 2

Какой ручной зверь жил у Февронии, героини "Повести о Петре и Февронии Муромских"?

1) белка   2) заяц   3) лиса   4) ёж

Задание 3

Во что превратились крошки хлеба в руке княгини Февронии, героини "Повести о Петре и Февронии".

1) в жемчуг     2) в золотые монеты   3) в ладан и фимиам   4) в самоцветы

Задание 4

Какие из приведённых личных имен употребляются в "Повести о Петре и Февронии Муромских"?

1) Симеон    2) Павел    3) Агрик    4) Владимир

Задание 5

В какой день умерли святые блаженные Пётр и Феврония?

1) 25 мая     2) 25 июня      3) 25 июля         4) 25 августа

Задание 6

Что должна была сделать из пучка льна Феврония,

1) сорочку    2) одежду      3) платок      4) плащ

Задание 7

Какими именами нареклись в монашестве святые Пётр и Феврония?

1) Павел     2) Давид      3) Елена    4) Ефросинья

Часть В

Впишите недостающее слово, которого требует контекст.

В1 «…тело Петра покрылось струпьями и открылись ______ , и напала на него тяжкая болезнь».

В2 «Плохо дому без ушей, а горнице без __________».

В3 «… он через ноги на ___________ глядит».

В4 «Если будет добросердечен и не _______________, то будет здоров».

В5 «Если мудра, то пусть, пока я моюсь в бане, сделает из этого пучка ___________ мне сорочку, порты и полотенце».

Часть С

Дайте развернутый ответ на вопросы.

С1 Почему Петр решает покинуть Муром?

С2 Что повелели сделать супруги Муромские, когда подошел конец их жизни?

С3 Какое чудо совершалось неоднократно после смерти Петра и Февронии?

Тест по литературе для 7 класса по произведению «Повесть о Петре и Февронии Муромских» 3 вариант

1.  В каком городе княжили Пётр и Феврония? 

а) Мурманск;

б) Муром;

в) Муромцево.

2. Почему Пётр оказался поражён недугом после победного поединка со змеем? 

а) попала зараженная кровь

б) сомневался в правильности выбора

в) был проклят змеем

 3. Что попросила Феврония взамен излечения Петра от болезни? 

а) много денег;

б) дворянский титул;

в) стать женой Петра.

4. По какой реке плыли князь Пётр и княгиня Феврония, герои "Повести о Петре и Февронии Муромских"?

1) Кама      2) Вазуза   3) Волга    4) Ока

5. Чем занималась Феврония, когда к ней пришёл гонец князя Петра?

1) пряла

2) ткала

3) вышивала

4) вязала

6. Какие имена после принятия монашества получили Пётр и Феврония? 

а) Димитрий — Екатерина;

б) Давид — Ефросинья;

в) Денис — Евдокия.

Часть В

Впишите недостающее слово, которого требует контекст.

В1 «…тело Петра покрылось струпьями и открылись ______ , и напала на него тяжкая болезнь».

В2 «Плохо дому без ушей, а горнице без __________».

В3 «… он через ноги на ___________ глядит».

В4 «Если будет добросердечен и не _______________, то будет здоров».

В5 «Если мудра, то пусть, пока я моюсь в бане, сделает из этого пучка ___________ мне сорочку, порты и полотенце».

Часть С

Дайте развернутый ответ на вопросы.

С1 Почему Петр решает покинуть Муром?

С2 Что повелели сделать супруги Муромские, когда подошел конец их жизни?

С3 Какое чудо совершалось неоднократно после смерти Петра и Февронии?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Ангел». Лирическая история души. Моя душа, я помню, с детских лет Чудесного искала…

Слайд 2

Стихотворение «Ангел» - лирический шедевр М.Ю. Лермонтова. Поэт создал его, когда ему было всего 17 лет.

Слайд 3

Ангел По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О боге великом он пел, и хвала Его непритворна была. Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез. И звук его песни в душе молодой Остался — без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна, И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли. 1831

Слайд 4

Л.О. Пастернак. Иллюстрация к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Ангел»

Слайд 5

Ангел – от глагола aggell ō (греч.) – «сообщаю, объявляю». Ангел буквально «вестник, посол».

Слайд 6

2 части Небо блаженство песня ангела (тихая, святая, непритворная) звуки небес Земля мир печали и слез песни земли (скучные) Антитеза

Слайд 7

По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел _ _ _ _ ˘ ˘ ˘ ˘ ˘ ˘ ˘ _ _ _ ˘ ˘ ˘ ˘ ˘ чередование четырехстопного и трехстопного амфибрахия ощущение взмаха крыльев мужская рифма ощущение необратимости полета

Слайд 8

Небо блаженство песня ангела (тихая, святая, непритворная) милосердие Земля мир печали и слез песни земли (скучные) неизбежность

Слайд 9

По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О боге великом он пел, и хвала Его непритворна была. Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез. И звук его песни в душе молодой Остался — без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна, И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли .

Слайд 10

По небу… нисхождение восхождение … земли.

Слайд 11

Задача лирики М.Ю. Лермонтова – вспомнить слова песни ангела. Возможно, это и задача нашей жизни?



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Питерка Питерского района Саратовской области»

Разработка открытого урока по литературе на тему

«А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон». Смысл названия и художественные особенности рассказа».

    Автор:  

Синяпкина Оксана Александровна, учитель русского языка и литературы

Питерка, 2019

Тема урока: А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон». Смысл названия и художественные особенности рассказа.

Цель урока: раскрыть смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» и определить его художественные особенности.

Задачи урока:

Образовательная: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение; создать условий для речевого общения учащихся на уроке,

Развивающая:  - познакомить учащихся с художественными особенностями рассказа «Хамелеон»;  расширить и углубить понятия: стиль писателя, композиция художественного произведения, художественная деталь, название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика; формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей;

Воспитательная: воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к  литературе через работу с текстом;  воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, тест.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Приветствие:

Мне приятна новая встреча с вами. Мне приятно видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное, потому что на уроке литературы мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат слова: (слайд №1)

      «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

?? Кто этот писатель?  (Антон Павлович Чехов)

      Эти слова стали смыслом его жизни и творчества.

П. Вступительное слово. Сегодня нам выпало огромное счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа.

Почему я говорю вновь? (уч-ся отвечают, что уже знают некоторые рассказы Чехова, знакомились с его биографией).

?? Какие рассказы Чехова вы читали?

Учитель:  Л.Н. Толстой писал о Чехове: «…Благодаря своей искренности Чехов создал новые, по-моему, для всего мира, формы писания, подобные которым я не встречал нигде. Язык его удивителен. Я помню, когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным, но как только я вчитался, так этот язык захватил меня…»

   

Сегодня на уроке мы и постараемся, ребята, понять, чем же так захватил Толстого язык рассказов Чехова. А для этого проанализируем прочитанный вами дома рассказ «Хамелеон». Вначале проверим, насколько внимательно вы читали рассказ.

Блиц-опрос по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» (слайд №2)

1. Что нес городовой в решете?

2. Какова фамилия полицейского надзирателя?

3. Какова фамилия городового?

4. Какого цвета пятно было на спине у собаки?

5. За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина?

6. Какие в основном собаки были у генерала?

7. Кто такой Прохор?

8. Как звали брата генерала?

9. Какая верхняя одежда была у полицейского надзирателя?

10. Зачем приехал брат генерала?

Взаимопроверка  (слайд №3)

Критерии оценки   (слайд №4)

Ш. Объявление темы урока. Целеполагание.

Учитель: Итак, тема нашего урока «А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон» Смысл названия и художественные особенности рассказа». (слайд №5) А для этого проведем не обычный урок, а урок-исследование.

  ?? как вы думаете: исходя из темы, какие  перед нами будут стоять цели?

(выявить особенности рассказа, смысл названия).

1V. Работа по теме.

   1.Учитель: А работу мы начнем с определения лексического значения слова «болезнь». Какие у вас ассоциации с этим словом? (уч-ся отвечают)

Болезнь – это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма. (слайд №6)

?? А к кому мы обращаемся за помощью? (к врачу).

?? А Чехов мог лечить болезни? (да) Почему? (потому что был по профессии  врачом)

?? Но Чехов мог лечить не только болезни тела, но и души. Как? (Своими рассказами)

 И сегодня я вас приглашаю посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажей его рассказа «Хамелеон». Если мы будем смотреть «глазами врача», то, возможно, увидим, какая в их поведении скрывается болезнь. Сегодня вы все – главные ассистенты-помощники у великого врачевателя человеческой души – А.П. Чехова.

 2.  Перед вами лежит  «Амбулаторная карточка». И мы должны ее заполнить.

 А как лечить болезнь? Давайте составим алгоритм:     (слайд №7)

  1. Определить симптомы.
  2. Поставить диагноз.
  3. Выписать рецепт.

 А для начала определим наших «пациентов» Я предлагаю отгадать кроссворд:

                                              1. Полицейский надзиратель (Очумелов);

2. Городовой (Елдырин);

3. Золотых дел мастер (Хрюкин)

4. Фамилия генерала ( Жигалов)

 

?? -Где происходит действие?         (слайды №10-11)

           - кто идет по площади?  

          - как ведут себя блюстители порядка? Есть деталь, которая об этом очень хорошо говорит. (Узелок в руке полицейского надзирателя и решето конфискованного крыжовника у городового говорят о том, что блюстители порядка сами же этот порядок и нарушают).

           - что нарушает тишину?

*** (прослушивается отрывок со слов: «Так ты кусаться, окаянная…» до слов «…собирается толпа»)

 

 Учитель: А теперь кратко опишите возникшую ситуацию. (краткий пересказ учащегося: собака укусила за палец Хрюкина. Он кричит. Собирается толпа. И все решают, как поступить с собакой. Мнение постоянно меняется в зависимости о того, чья это собака)

 Учитель:  Нам понятно, что создалась волнительная обстановка на площади. Она отражается на состоянии каждого героя.  

   Посмотрите на график.  Что это у нас  как у врачей? ( Кардиограмма). (слайд №12) (Вот здесь отражается состояние героев). Что может означать такая кардиограмма?

    (перепады в настроении, состоянии).

Учитель:     А у кого такие перепады? (У надзирателя Очумелова)

   

***Посмотрим мультфильм.

Учитель:  ?? Итак, что же происходит с нашим «больным» Очумеловым: Какие еще симптомы проявляются?

   ***Он не раз меняет свою точку зрения, видно, что в нем постоянно происходит внутренняя борьба. Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге, что проявляется в его словах: «Сними ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…», а затем: «Надень ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что то ветром на меня подуло… Знобит…»    Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой.

   ?? Как меняется его взгляд на справедливость?

   ** взгляд на справедливость меняв зависимости от того, чей «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»! Если это просто собака, то правильным Очумелов считает истребить ее: «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я покажу ему кузькину мать!» Но если это генеральская собака, то правильнее будет поступить по другому: «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь…» 

  ??? Как меняется лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? Почему?

   ***При известии о том, что к генералу приехал погостить братец, все лицо Очумелова «заливается улыбкой умиления». А все лишь потому, что для него не важна истина, важнее преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера. 

 

    (Бросает то в жар, то в холод.; Смена интонаций голоса (от повелительного до трусливого). Правда и справедливость не имеют никакого значения. Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав.  Двуличие. Оба лица лживы)      (слайд №13)

Учитель:  ?? В "Амбулаторной карте” вы заполнили графы: фамилия, профессия, симптомы болезни. Нам предстоит установить диагноз больного Очумелова. Каков он?

- По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Автор дает подсказку. (слайд №14)

- Почему такое странное название – "Хамелеон”? Кто такой хамелеон? (слайд №15)

Запишем диагноз – хамелеонство.   (слайд №16)

- Дайте характеристику болезни – хамелеонство. (Хамелеоном можно назвать человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств, менять свои взгляды на прямо противоположное)

- Давайте определим причину заболевания? Почему так странно ведет себя Очумелов? (Меняет свое отношение к собаке в зависимости от того, кому она принадлежит)

А сколько раз меняет он свое мнение?  (Проблемный вопрос!!!) (шесть)

С чем это связано? Ответы на эти вопросы мы найдём с вами в ходе нашего мини -  исследования по тексту  (чтение фрагмента подготовленными учениками) 

(Приём «Фишбоун»)   Изображаем «рыбий скелет» :  в голове помещаем проблемный  вопрос «Чья собака?».

 На верхних «косточках» скелета запишем, используя цветные ручки,  мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних – решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.

    

Учитель:  Итак, мы заполнили с вами карточку больного. Давайте посмотрим еще раз.

- кто болен?  - какие симптомы?  - Каков диагноз?

 ?? А только ли у нас один «больной». Кто еще болен этой болезнью??  (слайд №17)

(Хрюкин, толпа, которые постоянно меняют свои мнения. Эта болезнь «заразная» Недаром фамилия главного «больного» Очумелов. Чума – очень опасное заболевание, которое уносило тысячи жизней)

 

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: А даёт ли Чехов рецепт  прямо?

(нет) Попробуем это сделать  сами. (Мы же с вами сегодня врачи!)

- Мы начинали наш разговор с того, что такое болезнь?

- Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства?

(Человек теряет свое лицо, теряет свое человеческое "я”, он подстраивается под обстоятельства)

- Хамелеонство - душевная или физическая болезнь? (Болезнь нравственная)

- Назовите, какие еще болезни души вы знаете?

- Как можно вылечиться? Избавиться от нравственных болезней? (самовоспитанием, осуждением пороков)

- Вот вы сами прописали лечение и себе и героям Чехова. 

    Доктор Чехов советует всем нам: «выдавливать из себя по капле раба… и, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в твоих жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая…»  (слайды №18-19)

Учитель: 3. Попробуем разобраться в стилевых особенностях рассказа. (Будем делать краткие записи в тетрадях).

Вспомним, что же такое стиль писателя.

Стиль писателя - особая манера письма, единство творческих особенностей, присущих данному писателю.     (слайд № 20)

Проверим д/з, выполненное мини - группами *** У каждой группы будет карточка-помощник, которой можно воспользоваться для выявления своей особенности. (слайд №21)

1 ГРУППА (средний уровень):  выявить особенности заглавия  и фамилий героев??

Карточка-помощник: 1)Что вы можете сказать об особенности названия?     (Кратко и точно)

    Итак, первая особенность рассказов Чехова: короткое, простое заглавие.

Карточка-помощник: 2) Попробуем объяснить значение фамилии полицейского надзирателя. Обычно, говорящая фамилия вызывает комический эффект и представляет собой сжатую характеристику персонажа – его сущность.

Очумелов? - Фамилия образована от глагола "очуметь” - потерять соображение.- Корень слова "чума” – острая эпидемическая болезнь (как чумы бояться = очень)

Хрюкин – свинья, хрюкать.

Запись в тетради:

1. Короткое, простое заглавие.            (слайд №22)

2. «Говорящие фамилии».

2 ГРУППА (нормальный уровень): выявить  особенности композиции и построения рассказа.

Карточка-помощник: 1) Вспомним основные элементы композиции. ( экспозиция, завязка, кульминация, развязка). Именно такая традиционная композиция характерна для большинства рассказов Чехова. Докажем это на примере рассказа « Хамелеон».

( Учащиеся находят в рассказе элементы композиции.

Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдырин.

Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой.

Кульминация: - Это, кажись, генерала Жигалова!- говорит кто-то из толпы.

Развязка: Толпа смеётся над Хрюкиным.)

Очень краткая завязка: Место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдырин; время действия: полдень)

Карточка-помощник: 2)   Чего больше в рассказах Чехова: повествования, описания, диалога?

- Откуда мы узнаём о горе, постигшем Хрюкина?

( Из диалога)

Карточка-помощник: 3)  Задержимся на авторском повествовании: в чём своеобразие чеховской фразы?

- Какие предложения использует автор: простые или сложные? Приведите примеры.

- Много ли эпитетов, сравнений? ( Почти нет)

- Любимая часть речи? (Глагол)

- Слова вычурные, непонятные? ( Простые и точные)

Запись в тетради:

      3. Традиционная композиция: завязка-кульминация-развязка    (слайд №22)

      4. Предельно краткая завязка: место, время, действующие лица.

      5. Диалоговое построение рассказов.

      6. Простота фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол-любимая часть речи.

3  ГРУППА (повышенный уровень) : выявить особенности изображения героев, их речи

Карточка-помощник 1):  В чём особенность речи героев Чехова? Какая лексика слышится в рассказе? Проследите за тем,  как говорит Очумелов? Как вы охарактеризуете его речь? (неоконченность синтаксических конструкций: «По какому это случаю тут?.. Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?», использование автором разностильной лексики: «Пора обратить внимание на Подобных господ, не желающих подчиняться Постановлениям! Как оштрафую его, Мерзавца…» С одной стороны, мы слышим в его речи слова официально-делового стиля, с другой – резкую грубую брань: «Я ему покажу кузькину мать!» Грубое хамство, вседозволенность по отношению к нижестоящим показывает нам, что власть нужна ему только для того, чтобы наводить на жителей страх. При этом он остается подобострастным, заискивающим перед вышестоящими чинами)

- Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь?

(Мошенник Хрюкин сначала пытается добиться своего грубой лестью («Их благородие умный господин…»), а затем демонстрирует скрытую угрозу ( «У меня у самого брат в жандармах…»). Его речь тоже нелогична, примитивна, убога. Короткие незавершенные фразы подчеркивают глупость, ограниченность персонажа).

        7. Индивидуальная неповторимость речи героев как основа их характеристики. (слайд №22)

Карточка-помощник: 2) Как ещё Чехов знакомит читателя со своими героями? Обратимся к рассказу. Рисует ли писатель портреты героев? Прочтите, какими мы видим Очумелова, Елдырина, Хрюкина? Не кажутся ли странными вам эти портреты? Что от них осталось? (конфискованный крыжовник в руках Елдырина и шинель с узелком в руках Очумелова).

- Какую роль играют эти детали? Найдите их.  О чём они говорят?

- Очень часто Чехов заменяет подробное описание « художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова?

(Шинель, палец, конфискованный крыжовник: 1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником. Узелок и конфискованный крыжовник означают  вседозволенность.  Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)

(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)

Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

Учитель. Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

2) Следующая деталь?  Шинель. Означает символ власти.

В тексте  несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".

Учитель. Определите лексическое значение этих слов.

Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина.      Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

3) Следующая деталь?  Палец.

Окровавленный палец Хрюкина - это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина.

Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.

Запись в тетрадях:

        8. «Художественная деталь», заменяющая подробное описание. (слайд №22)

Определение «художественная деталь».  (слайд №23-24)

- Какие человеческие качества высмеивает А.П.Чехов?  (слайд №25)

4. Учитель: Итак, мы с вами выяснили особенности рассказа Чехова «Хамелеон», в котором он   высмеивает глупых, беспринципных людей, меняющих свою позицию, свое мнение, как хамелеон шкурку, в зависимости от обстоятельства. Хамелеонство, глупость, чинопочитание – это не безобидные недостатки, а человеческие пороки. Причем, все жители города хамелеонствуют.

    ?? Как вы думаете рассказ «Хамелеон» юмористический или сатирический?

    Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что такое юмор, а что такое сатира. Обратимся к словарям.

Юмор – изображение героев в комическом, смешном виде. Юмор смех веселый и доброжелательный.

Сатира – буквально всякая всячина, смешение. Смех беспощадный, критика действительности, явлений.   (слайд №26)

     

Хамелеонство – понятие нарицательное. Персонажи комичны своей изменчивостью. Чехов заставляет нас не только смеяться, но и негодовать. И в этом проявляется одна из главных особенностей его ранних рассказов – их  сатирическая направленность.

- М.Горький так писал о манере письма Чехова: « Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям - просторно». Так ли это? Действительно ли в коротких рассказах Чехова сказано очень многое?

  V. Тест

Самопроверка.  (слайд №28)

 VI.  Заключение.

 Учитель:  Однажды спросили птицу: «Почему ты поёшь такие короткие песни? Или у тебя не хватает дыхания?»

  - «Нет, дыхание есть, просто у меня много песен и я хочу спеть их все!»

   Рассказы Чехова, словно песни птицы, были короткими. Но исключительно ёмкими и содержательными. Они учили главному – быть настоящим человеком!

Я желаю вам, ребята, учиться у Чехова. Читать и перечитывать рассказы этого писателя и каждый раз открывать в них что-то новое и полезное!

VII. Рефлексия                  (слайд №29)

 - Продолжите предложения:

  • сегодня на уроке я узнал, что…
  • мы сегодня говорили о…
  • сегодняшний разговор пробудил во мне такие чувства…
  • я понял, что …

-- Сейчас я попрошу вас дать личностную оценку деятельности на уроке. Какое впечатление произвел на вас  сегодняшний урок, выберите смайлик в зависимости от своего настроения

VIII. Домашнее задание:              (слайд №30)

  1. Прочитать рассказ Чехова «Злоумышленник».
  2. Письменно (на выбор)

на «3»: какого человека называют «хамелеоном».

На «4»: Случаи «хамелеонства» в нашей жизни.

На «5»: Какая нравственная болезнь пугает меня больше всего и почему?

                            ТЕСТ по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»

1. Художественный приём, к которому прибегает Чехов при создании рассказа:

А) «говорящие фамилии»  Б) разговор «глухих»  В) художественное преувеличение

  1. Для полицейского надзирателя Очумелова важнее всего:

А) справедливость   Б) закон и порядок   В) угодить генералу

  1. Характерная черта художественного языка Чехова – это яркая деталь, объясняющая поведение персонажей и особенности их мироощущения. В рассказе «Хамелеон» такой деталью является:

А) новая шинель Очумелова, Б) детали поведения толпы, осмеивающей Очумелова     В) палец Хрюкина

  1. Чехов говорит о людях, подобных Очумелову:

            А) осуждающе, гневно, Б) насмешливо, с сарказмом, В) с грустью и пониманием

  1. Смысл названия рассказа «Хамелеон» заключён:

А) во внешнем сходстве Очумелова с хамелеоном   Б) в том, как раскрывается поведение Очумелова В) в выборе Чеховым яркого, привлекающего внимание читателей заглавия

  1. Окончательное решение Очумелова, разбирающего историю с Хрюкиным, зависит от того:

А) кому принадлежит собака, укусившая Хрюкина    Б) какое настроение будет у полицейского надзирателя   В) что говорит об этом закон

  1.  «Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям!»- объявляет Очумелов собравшемуся на площади народу. В своей речи он употребляет:

А) канцеляризмы    Б) фразеологизмы   В) просторечные слова

ЗАДАНИЯ:

1 ГРУППА (средний уровень):  выявить особенности заглавия  и фамилий героев??

Карточка-помощник: 1)Что вы можете сказать об особенности названия?   (длинное с описанием или короткое)  

.

Карточка-помощник: 2)- Попробуйте объяснить значение фамилии полицейского надзирателя и других героев.

Очумелов? - Фамилия образована от глагола "очуметь” - потерять соображение.- Корень слова "чума” – острая эпидемическая болезнь (как чумы бояться = очень)

Хрюкин – свинья, хрюкать.

ЗАДАНИЯ:

2 ГРУППА (нормальный уровень) : выявить  особенности композиции и построения рассказа.

Карточка-помощник: 1) Вспомним основные элементы композиции. ( экспозиция, завязка, кульминация, развязка)  А как построен рассказ «Хамелеон»?

Карточка-помощник: 2) Чего больше в рассказах Чехова: повествования, описания, диалога?

- Откуда мы узнаём о горе, постигшем Хрюкина?

Карточка-помощник 3): Задержимся на авторском повествовании: в чём своеобразие чеховской фразы?

- Какие предложения использует автор: простые или сложные? Приведите примеры.

- Много ли эпитетов, сравнений?

- Любимая часть речи?

- Слова вычурные, непонятные?

ЗАДАНИЯ:

3  ГРУППА (повышенный уровень) : выявить особенности изображения героев, их речи

Карточка-помощник 1): - В чём особенность речи героев Чехова? Какая лексика слышится в рассказе? Проследите за тем,  как говорит Очумелов? Как вы охарактеризуете его речь?

Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь?

Карточка-помощник: 2) Как ещё Чехов знакомит читателя со своими героями? Обратимся к рассказу. Рисует ли писатель портреты героев? Прочтите, какими мы видим Очумелова, Елдырина, Хрюкина? -Не кажутся ли странными вам эти портреты? Что от них осталось? (конфискованный крыжовник в руках Елдырина и шинель с узелком в руках Очумелова)

- Какую роль играют эти детали? Найдите их.  О чём они говорят?

Подсказка 1 группе

Говорящая фамилия вызывает комический эффект и представляет собой сжатую характеристику персонажа – его сущность. Очумелов? - Фамилия образована от глагола "очуметь” - потерять соображение.- Корень слова "чума” – острая эпидемическая болезнь (как чумы бояться = очень)

Хрюкин – свинья, хрюкать.

ВЫВОД: простое название и «говорящие фамилии»

Подсказка 2 группе

Композиция – это построение рассказа. Её элементы: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. В этом рассказе:

Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдырин.

Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой.

Кульминация: -Это, кажись, генерала Жигалова!- говорит кто-то из толпы.

Развязка: Толпа смеётся над Хрюкиным.)

ВЫВОД:   композиция традиционная.

Экспозиция. Здесь нет предварительных подробных описаний обстановки, экскурсов в прошлое героев и прочих подступов к действию — оно начинается сразу. Отсутствуют развернутые авторские рассуждения. Описание базара, на котором происходит действие рассказа, кратко и выразительно. Завязка рассказа представлена в звуковом виде – криком Хрюкина.

Очень краткая завязка; место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдырин; время действия: полдень)

Автор использует  простые  предложения (примеры…)

- Много ли эпитетов, сравнений? ( Почти нет)

- Любимая часть речи? ( Глагол)

- Слова вычурные, непонятные? ( Простые и точные)

   ВЫВОД:  предложения простые, используются глаголы. Почти всё построено на диалоге.

Подсказка 3 группе

РЕЧЬ: В рассказе наблюдается неоконченность синтаксических конструкций: «По какому это случаю тут?.. Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?»;  использование автором разностильной лексики: «Пора обратить внимание на Подобных господ, не желающих подчиняться Постановлениям! Как оштрафую его, Мерзавца…» С одной стороны, мы слышим в его речи слова официально-делового стиля, с другой – резкую грубую брань: «Я ему покажу кузькину мать!»

Мошенник Хрюкин сначала пытается добиться своего грубой лестью(«Их благородие умный господин…»), а затем демонстрирует скрытую угрозу( «У меня у самого брат в жандармах…»). Его речь тоже нелогична, примитивна, убога..

ВЫВОД: речь каждого героя характеризует его как личность, по характеру.

ОПИСАНИЕ ГЕРОЕВ - Очень часто Чехов заменяет подробное описание « художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова?

(Шинель, палец, конфискованный крыжовник: 1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником. Узелок и конфискованный крыжовник означают  вседозволенность.  Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)

(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)

Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

2) Следующая деталь  Шинель. Означает символ власти.

В тексте  несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".

Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина.      Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

3) Следующая деталь.   Палец.

Окровавленный палец Хрюкина - это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина.

Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.

     ВЫВОД:  используется  «художественная деталь», заменяющая подробное описание.

   

Ответы к тесту:

  1. А)
  2. В)
  3. А)
  4. Б)
  5. Б)
  6. А)
  7. А)