Работа по экологии.
Акции.Экологические марафоны. Выставки. Беседы. Игры. Дипломы об участии педагога , детей .
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 522.3 КБ | |
| 70.92 КБ | |
| 2.68 МБ | |
| 667.5 КБ | |
| 68.5 КБ | |
| 59.78 КБ | |
| 131.64 КБ | |
| 828.65 КБ | |
| 2.98 МБ | |
| 2.15 МБ | |
| 37.49 КБ | |
| 232.69 КБ | |
| 455.44 КБ | |
| 1018.1 КБ | |
| 818.42 КБ | |
| 474.79 КБ | |
| 32.47 КБ | |
| 454.14 КБ | |
| 148.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Лес – национальное богатство России. Площадь лесов на нашей планете давно и неуклонно сокращается.
Ежегодно в марте проводятся всероссийские акции «Береги, лес!», приуроченному празднику 21 марта День лесов. Целью акции является привлечения особого внимания у воспитанников к проблемам сохранения, восстановления российских лесов. Сегодня лесу нужна помощь каждого из нас. И мы в силах сделать совсем, казалось бы, малое — посадить несколько деревьев, содержать в порядке двор, улицу, где живем, не засорять окружающую природу. Это будет огромным шагом на пути к здоровой экологии. В рамках данной акции в старшей группе был организован ряд мероприятий, направленных на привлечение внимания воспитанников к проблемам сохранения, восстановления российских лесов, формирование экологически правильного отношения к природе, побуждение желания охранять её от разрушений, при необходимости восстанавливать.
- Беседа с дошкольниками «Наш лес», «Маленькие помощники леса», «В лесу пожар».
- Просмотр мультфильмов, видеофильмов на тему «Берегите лес»
- Отгадывание загадок «Дикие животные», «Узнай дерево»
- Дидактические игры: «Третий лишний», «Деревья», «С какого дерева листок».
- П/ и: «Кто быстрее найдет дерево», «Собери шишки», «Ветерок и листья», «Беги к дереву, которое назову».
- Чтение сказок, стихотворений, рассказов о лесе, заучивание пословиц, стихотворений, поговорок.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: Формировать представления у старших дошкольников о разнообразии растительного мира края, его пользе для здоровья в совместной деятельности с взрослыми.
Задачи проекта Образовательные: 1. Формировать представления детей о разнообразии растительного мира родного края, с его значимостью для сохранения собственного здоровья. 2. Познакомить детей с полезными свойствами ягод. 3. Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений. 4. Научить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств. 5. Формировать навыки исследовательской деятельности. Развивающие: 1. Развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения, исследования природных объектов. 2. Актуализировать имеющиеся у ребенка знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе, 3. Развивать умение и навыки использования даров природы для сохранения собственного здоровья. 4. Обогащать словарный запас детей и их знания о ягодах. 5. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. 6. Развивать умение моделировать, фантазировать при создании костюма ягоды. Воспитательные: 1. Воспитывать экологическую культуру детей. 2. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность любознательность всему живому, 3. Воспитывать ребенка как субъекта детской деятельности.
Продукт проектной деятельности: Альбом о ягодах родного края. Воспитанники группы, узнав, какими полезными свойствами обладают ягоды края, будут употреблять их в пищу и бережнее к ним относиться.
Тип проекта: коллективный, познавательно-творческий. Срок реализации проекта: 4 месяца (февраль-апрель). Целевая аудитория: педагоги, воспитанники ДОУ и их родители.
Организация проекта: Подбор литературы, энциклопедий, фото, тематических картин. Материально-техническое оснащение: компьютер, фотоаппарат, стенд, канцелярские принадлежности, медиатека; баночки для варенья, ложечки. Атрибуты к играм: пластмассовые баночки с эмблемами ягод для сюжетно-ролевых игр, муляжи ягод; баночки для посадки лука; табличка посаженного растения; блендер, ситечко, воронка для приготовления морса. Модели Календарь наблюдений за ростом и развитием растений», «Модель растения», «Составь рассказ или загадку».
Формы реализации проекта: Беседы (природный и социальный мир, здоровьесбережение). Художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка). Творческая деятельность – создание альбома. Исследовательская деятельность экскурсия в городской музей «Эхо Югры». Целевые прогулки в природу. Постановка проблемных ситуаций и решение ситуационных задач. Экологическая викторина, развлечение, игровая деятельность.
Методы проекта: Исследовательские: проблемные вопросы, вкусовая дегустация, выращивание растений в разных условиях. Наглядные: тактильно-мышечная наглядность; использование ТСО; мультимедийные презентации; энциклопедии; наборы открыток; фотографии; тематические картинки; дидактические игры, рисунки детей, модели. Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции. Технология моделирования. Практико-ориентированные: ситуационные задачи, создание альбома о ягодах и плаката в защиту растений.
Идея проекта: Воспитанники группы, узнав, как могут ягоды, произрастающие на территории края помочь в оздоровлении организма, проявили к ним интерес. Мы предположили, что расширив знания детей о растениях родного края, мы будем способствовать их практическому применению в оздоровлении организма и бережному отношению к природе. Творческие задания проекта будут стимулировать потребность детей в самореализации, самовыражении, творческой деятельности, сблизят их с родителями и сверстниками. Дети примут активное участие в создании альбома «Ягоды нашего края».
Предполагаемые образовательные результаты проекта: В результате реализации данного проекта мы предполагаем, что дети узнают названия ягод, их полезные свойства, научатся различать их по внешнему виду, В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, творческих способностей, словаря детей (охват интеграция образовательных областей «Здоровье», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание»). Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом. Любая детская инициатива будет поддерживаться и развиваться. Содружество и сотворчество детей создадут благодатную почву для формирования экологической культуры и личностного общения, развитие положительных эмоций, интереса к миру растений. Мини-музей природы детского сада пополнится альбомом Ягоды нашего края», фотографиями и книгами.
Погружение в проблему (формулировка проблемной ситуации): Дети получили письмо от Лесовичка, в котором он спрашивал, хорошо ли они знают, что такое дары природы, просил отгадать загадки и узнать по фото ягоды нашего края. Многие дети затруднялись ответить, какие ягоды растут в нашем краю и пришли к выводу, что необходимо узнать об этом. Обсудили план действий: 1. Как узнать, какие ягоды растут в нашем краю? (Ответы детей: надо спросить у воспитателей, эколога, родителей, бабушек и дедушек, почитать энциклопедию, посмотреть передачи о природе. Сходить в музей природы нашего детского сада или городской музей «Эхо Югры» ). 2. Что еще вы хотите узнать? ( Ответы детей: попробовать на вкус, с помощью мам устроить дегустацию ягод, варенья или морсов из них. Узнать: полезны ли ягоды для здоровья). Пришли к выводу: надо сделать альбом о ягодах нашего края, чтобы показать детям других групп и родителям.
Планирование работы с детьми старшей группы в рамках познавательно-творческой проектной деятельности «Ягоды нашего края» Организационный этап проекта (Январь февраль) Мероприятия 1. Подбор методической и художественной литературы. 2. Информация для родителей «Участвуем в проекте «Ягоды нашего края»». 3. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. 4. Приобретение необходимого оборудования. 5. Изготовление пособий, карточек, моделей 6. Определение тематики бесед. 7. Тематическое планирование. 8. Сбор информации. 9. Выбор объектов для экскурсии. 10. Подбор музыкального репертуара. 11. Разработка сценариев экологических викторин, развлечений. Воспитатель группы, воспитатель эколог, родители. Родительский комитет группы. Воспитатели группы, воспитатель эколог. Воспитатели группы, воспитатель эколог. Воспитатели группы, воспитатель эколог. Воспитатель группы, воспитатель эколог, родители. Музыкальный руководитель, воспитатель-эколог.
(Продолжение таблицы)
(Продолжение таблицы)
(Продолжение таблицы)
(Продолжение таблицы)
(Продолжение таблицы)
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ЯГОДЫ НАШЕГО КРАЯ»
Воспитатель Иванова О.В
МАДОУ – «Березка»
города Когалыма ХМАО-Югра
Цель проекта: Формировать представления у старших дошкольников о разнообразии растительного мира края, его пользе для здоровья в совместной деятельности с взрослыми.
Задачи проекта.
Образовательные:
1. Формировать представления детей о разнообразии растительного мира родного края, с его значимостью для сохранения собственного здоровья.
2. Познакомить детей с полезными свойствами ягод.
3. Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
4. Научить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
5. Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
1. Развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
2. Актуализировать имеющиеся у ребенка знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе,
3. Развивать умение и навыки использования даров природы для сохранения собственного здоровья.
4. Обогащать словарный запас детей и их знания о ягодах.
5. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
6. Развивать умение моделировать, фантазировать при создании костюма ягоды.
Воспитательные:
1. Воспитывать экологическую культуру детей.
2. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность любознательность всему живому,
3. Воспитывать ребенка как субъекта детской деятельности.
Продукт проектной деятельности: Альбом о ягодах родного края. Воспитанники группы, узнав, какими полезными свойствами обладают ягоды края, будут употреблять их в пищу и бережнее к ним относиться.
Тип проекта: коллективный, познавательно-творческий. Срок реализации проекта: 4 месяца (февраль-апрель).
Целевая аудитория: педагоги, воспитанники ДОУ и их родители.
Организация проекта: Подбор литературы, энциклопедий, фото, тематических картин. Материально-техническое оснащение: компьютер, фотоаппарат, стенд, канцелярские принадлежности, медиатека; баночки для варенья, ложечки. Атрибуты к играм: пластмассовые баночки с эмблемами ягод для сюжетно-ролевых игр, муляжи ягод; баночки для посадки лука; табличка посаженного растения; блендер, ситечко, воронка для приготовления морса. Модели Календарь наблюдений за ростом и развитием растений», «Модель растения», «Составь рассказ или загадку».
Формы реализации проекта: Беседы (природный и социальный мир, здоровьесбережение). Художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка). Творческая деятельность – создание альбома. Исследовательская деятельность экскурсия в городской музей «Эхо Югры». Целевые прогулки в природу. Постановка проблемных ситуаций и решение ситуационных задач. Экологическая викторина, развлечение, игровая деятельность.
Методы проекта:
Исследовательские: проблемные вопросы, вкусовая дегустация, выращивание растений в разных условиях.
Наглядные: тактильно-мышечная наглядность; использование ТСО; мультимедийные презентации; энциклопедии; наборы открыток; фотографии; тематические картинки; дидактические игры, рисунки детей, модели.
Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции.
Технология моделирования.
Практико-ориентированные: ситуационные задачи, создание альбома о ягодах и плаката в защиту растений.
Идея проекта: Воспитанники группы, узнав, как могут ягоды, произрастающие на территории края помочь в оздоровлении организма, проявили к ним интерес. Мы предположили, что расширив знания детей о растениях родного края, мы будем способствовать их практическому применению в оздоровлении организма и бережному отношению к природе. Творческие задания проекта будут стимулировать потребность детей в самореализации, самовыражении, творческой деятельности, сблизят их с родителями и сверстниками. Дети примут активное участие в создании альбома «Ягоды нашего края».
Предполагаемые образовательные результаты проекта: В результате реализации данного проекта мы предполагаем, что дети узнают названия ягод, их полезные свойства, научатся различать их по внешнему виду, В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, творческих способностей, словаря детей (охват интеграция образовательных областей «Здоровье», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание»).
Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом. Любая детская инициатива будет поддерживаться и развиваться. Содружество и сотворчество детей создадут благодатную почву для формирования экологической культуры и личностного общения, развитие положительных эмоций, интереса к миру растений. Мини-музей природы детского сада пополнится альбомом Ягоды нашего края», фотографиями и книгами.
Погружение в проблему (формулировка проблемной ситуации): Дети получили письмо от Лесовичка, в котором он спрашивал, хорошо ли они знают, что такое дары природы, просил отгадать загадки и узнать по фото ягоды нашего края. Многие дети затруднялись ответить, какие ягоды растут в нашем краю и пришли к выводу, что необходимо узнать об этом. Обсудили план действий:
1. Как узнать, какие ягоды растут в нашем краю? (Ответы детей: надо спросить у воспитателей, эколога, родителей, бабушек и дедушек, почитать энциклопедию, посмотреть передачи о природе. Сходить в музей природы нашего детского сада или городской музей «Эхо Югры»).
2. Что еще вы хотите узнать? (Ответы детей: попробовать на вкус, с помощью мам устроить дегустацию ягод, варенья или морсов из них. Узнать: полезны ли ягоды для здоровья).
Пришли к выводу: надо сделать альбом о ягодах нашего края, чтобы показать детям других групп и родителям.
Планирование работы с детьми старшей группы в рамках познавательно-творческой проектной деятельности «Ягоды нашего края»
| |||||
Мероприятия | |||||
1. Подбор методической и художественной литературы. 2. Информация для родителей «Участвуем в проекте «Ягоды нашего края»». 3. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. 4. Приобретение необходимого оборудования. 5. Изготовление пособий, карточек, моделей 6. Определение тематики бесед. 7. Тематическое планирование. 8. Сбор информации. 9. Выбор объектов для экскурсии. 10. Подбор музыкального репертуара. 11. Разработка сценариев экологических викторин, развлечений. | Воспитатель группы, воспитатель эколог, родители. Родительский комитет группы. Воспитатели группы, воспитатель эколог. Воспитатели группы, воспитатель эколог. Воспитатели группы, воспитатель эколог. Воспитатель группы, воспитатель эколог, родители. Музыкальный руководитель, воспитатель-эколог. | ||||
| |||||
Месяц | Организованное обучение | Взаимодействие с родителями | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная детская деятельность | |
Февраль Ме | Беседа «Ягоды нашего края. Какие они? Беседа «Почему ягоды называют природными витаминами» | Просматривают с детьми книги, ищут необходимую информацию. Беседуют с детьми о ягодах, рассматривают картинки. Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о ягодах. Исследовательно-поисковая деятельность, «Какая на вкус ягода?», пробуют ягоды, варенье, обсуждают вкусовые качества, рассказывают о полезных свойствах. Фотографируют детей, подбирают фото о лесных прогулках. | Принятие решения о создании альбома о ягодах нашего края, обсуждение как сделать альбом красочным и интересным. Настольные игры: домино «Ягоды», «Ягодные пазлы», «Четвертый лишний». Просмотр презентаций «Ягоды». Обсуждение с детьми, какая ягода самая полезная. Вспоминают, какие растения обладают полезными витаминами. Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о ягодах. | Придумывание названия альбома. Пришли к решению: называться он будет «Ягоды нашего края», а чтобы было интересно его смотреть, решили добавить в него стихи, загадки и многое другое (составили список). Рассматривание картинок, фото. Раскрашивание картинок, фото. Раскрашивание картинок из серии «Лесные ягоды». Подвижная игра «У медведя во бору». Рисуют на тему «Растения-витамины». Распределяют между собой кто, какую страницу альбома будет оформлять. | |
Февраль | Исследовательно- деятельность. поисковая «Условия, необходимые для жизни растений. Почему завял цветок?» | Обсуждение с детьми, правильно ли дома расположены цветы, благоприятны для ли условия жизни растений. Познакомить с названиями цветов. | Проблемная ситуация и поиск пути ее разрешения. Рассматривание строения растения. Выполнение задания «Составь модель цветка», «ЧТО нужно растению для жизни», «Что, где растёт?» (моделирование) | Выясняют причины, размышляют, выполняют практические действия по уходу за цветком (прощупывают землю, поливают, осматривают на наличие вредителей, измеряют температуру воздуха в помещении, наблюдают в течение недели за состоянием цветка). Рисуют рисунки на тему: «Что нужно цветку для жизни» | |
Март | Исследовательно- поисковая деятельность «Исследуем строение растений». Беседа «Осторожно, ядовитые ягоды!» Познавательное занятие «Зелёный наряд Земли» | Организуют дома посадку лука. Наблюдают за его ростом: как растет лук, его строение, условия необходимые для роста лука (зарисовать в дневниках) Консультация для родителей «Прогулки с родителями в лес» Экскурсия в городской музей под открытым небом «Эхо Югры» | Организуют в группе посадку лука в землю, в воду, без воды; с освещением и без него. Наблюдают за его ростом: как растет лук, где лучше растёт, его строение, условия, необходимые для роста лука Зарисовать в календаре наблюдения. Моделирование «Рост, развитие растений, размножение». Изготовление эмблем с изображением ягод для оформления атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Сочинение рекламы для различного варенья из ягод. Проблемные ситуации: «Путешествие на луг», «Что будет если, если…», «Почему так случилось?», «Что ты будешь делать в этом случае» | Составление рассказов из личного опыта. «Как я выращивал лук» с опорой на дневник. Составление рассказов из личного опыта «Что мы видели в музее». Сюжетно-ролевая игры: «Магазин», «Семья», «Чаепитие с вареньем» Составление рассказов из личного опыта. «Как я выращивал лук» с опорой на дневник Составление рассказов из личного опыта «Что мы видели в музее». Сюжетно-ролевая игры: «Магазин», «Чаепитие с вареньем» Рассматривание книг о природе. Рисование на тему: «Зеленый наряд Земли». Создание коллективного панно в форе круга | |
Март | Беседа «Как правильно собирать ягоды» | Рассуждение с детьми на тему: «Человек – гость или хозяин лесу?» Подбор музыкальных произведений их домашней фонотеки о ягодах, лесе. | Обсуждение с детьми правил поведения в лесу, сбора ягод. Слушание музыкальных произведений «Калинка-малинка». Разучивание песни «По малину в сад пойдем» Решение в ситуационных задач: «Составь правила сбора ягод»; «Найди ошибку»; «Сгруппируй по…» | Лепка барельефа «Ягодка любимая». «Узнай по описанию», «Я знаю пять ягод», «Что можно приготовить из ягод» (речевые игры). Составление рассказов и сказок о ягодах для альбома. | |
Апрель | Беседа «Кто питается ягодами в дикой природе?» Викторина «Знатоки природы» | Моделирование «Угощу я ягодкой…» Рассматривание хохломской посуды. Разгадывание кроссвордов о растениях. Составление кроссворда «Лукошко с загадками» | Рисование: роспись посуды ягодным узором. Составление рассказов по сюжетным картинам «В лесу», «Встреча в лесу» Аппликация. Создание панно для дизайна группы «Дары леса» Сочинение рекламы на тему «В ягодах – здоровье» | ||
Апрель | Познавательное занятие «Мой край родной» | Консультация для родителей «Походы с родителями за ягодами и грибами». Изготовление плаката о бережном отношении к растениям. Изготовление костюмов к презентации Заучивание стихотворений, ролей к празднику День Земли. Помощь в оформлении фоторепортажа по проекту | Экскурсия в краеведческий мини-музей ДОУ. Создание альбома «Ягоды нашего края» Обсуждение с детьми, как организовать презентацию. Распределение обязанностей | Лепка. Коллективная работа «Лукошко с ягодами». Составление рассказов «Что я видел в музее». Расммативание альбома «Ягоды нашего края», обсуждение, все ли получилось, что еще можно добавить, исправить | |
| |||||
Апрель | Подведение итогов. Оформление выставки рисунков, поделок. Создание фоторепортажа по проекту. Презентация альбома «Ягоды нашего края» | ||||
Предварительный просмотр:
Проект: «Зимующие птицы»
Цель: формирование первичных представлений об окружающем мире.
Знакомство детей с тем, как живут птиц зимой, вызвать к ним добрые чувства.
Задачи:
Формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах.
Способствовать формированию навыков разумного поведения.
Учить узнавать птиц, называть их части тела.
Воспитывать любовь к птицам, желание помочь детям зимой.
Расширять словарный запас на тему птицы.
Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существование в нём добра, о том, как ввести себя.
Развивать желания разговаривать о прочитанном.
Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в зимних условиях.
Актуальность проекта:
В современных условиях проблема экологическое воспитание дошкольников приобретает особый остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности формирование начала экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить этих интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Вид проекта: познавательный, творческий
Срок проекта: Февраль
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы родители.
Этапы реализации проекта:
Первый подготовительный. Обсуждение цели задачи с детьми и родителями. Создание обходимых условий в реализации проекта. Разработка накопление методических материалов по проблеме.
Второй этап основной практический. Внедрение воспитательно-образовательного процесса эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников и зимующих птиц.
Третий заключительный оформление результатов проекта виде презентации. Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц»
Ожидаемый результат:
1. У детей будут сформированы представления о птицах как о живых существах, которые имеют ряд общих внешних признаков (крылья, перья, клюв, две ноги)
2. Дети познакомятся с интересными фактами из жизни зимующих птиц нашего края.
3. У детей будут формироваться познавательные способности в процессе совместной деятельности.
4. Дети будут бережно и заботливо относиться к птицам.
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Познавательные беседы:
Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой».
Беседа: «Зачем нужно подкармливать птиц зимой?»
Беседа «Зимующие птицы»
Конспект НОД по рисованию «Зимующие птицы»
Лепка: «Птички прилетели на кормушку сели».
Рассматривание:
иллюстраций с изображением зимующих птиц; фотографий.
Слушание и заучивание:
(Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, загадывание загадок о зимующих птицах; творческое рассказывание: «Как я спас птичку».
1.Стихотворения: А. Барто «Снегирь», «Покормите птиц зимой», «Синица», Н. Рубцов «Воробей», « Ворона»
2. Загадки о птицах.
3. Пословицы о птицах.
4. Поговорки о птицах.
5. Приметы о птицах.
Чтение художественной литературы по теме проекта:
М. Горький «Воробьишко»
М.С. Пляцковский «Отчего галка черная»
Ирис Ревю «Возвращение на родину»
Использование игр:
Дидактические игры:
«В зимней столовой»
Игровое упражнение «Какая это птица»
Игровое упражнение «Птички»
«Кто зимовал, кто прилетит?»
Словесная игра: «Прилетели птицы»
«На птичьем дворе»
«Кто как выглядит»
«Чем питаются птицы»
«Чей голос?»
«Летает, не летает»
Подвижные игры,
Театрализованные игры:
Третий лишний»
«Что за птица?»
«Птички и кошка»
«Совушка»
«Воробушки и автомобиль»
«Воробушки и кот»
«Кот и воробьишки»
«Птички в гнездышках»
«Столовая для птичек»
Работа с родителями
Консультации:
«Зимующие птицы»
«Кормушки для птиц своими руками»
Акции: «Птичья столовая»
Мастер-класс по изготовлению эко-кормушек.
Раскраска-онлайн: «Снегирь», «Синица»
Приложение
Беседа с детьми "Как живут наши пернатые друзья зимой?".
Цель: Воспитание любви к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: зима
Воспитатель: Какие изменения произошли в природе?
Дети: день стал коротким, холодно на улице, идет снег, люди ходят в теплых вещах, птицы улетели, остались только зимующие птицы.
Воспитатель: Вы любите загадки?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте отгадаем их.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (Снегири)
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня (Синичка).
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит (Воробей).
Воспитатель: О ком были загадки?
Дети: О птицах
Воспитатель: А где мы можем увидеть этих птиц?
Дети: Эти птицы прилетают к нам на участок.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем они туда прилетают?
Дети: Они прилетают, что бы поесть.
Воспитатель: Что самое страшное для птицы?
Дети: Голод.
Воспитатель: Правильно, а почему?
Дети: Потому что если птичка не найдет корма она ослабнет и замерзнет.
Воспитатель: Какие лакомства мы можем предложить нашим пернатым друзьям, когда идем гулять?
Дети: Снегири и свиристели любят ягоды, синички мясо и сало, воробьи крошки белого хлеба.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы. (Берут) А я читаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку». (Садят птицу на кормушку)
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Тема: «Покормите птиц зимой»
Цель: Формирование у детей обобщенного представления о зимующих птицах. вызвать желание помогать им в трудных зимних условиях.
Задачи: Формировать знания детей о птицах, как о живых существах, дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди. Закрепить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших» вызывать стремление беречь птиц, помогать им.
Содержание:
Воспитатель беседует о том, что зима давно уже вступила в свои права: дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода.
- А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода).
В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.
- Жалко? (Очень жалко)
- Послушаете стихотворение Н. Грибачева.
Ну, морозы, ну, морозы,
Нос наружу – ой – ой – ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
Даже белки - непоседки
В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки,
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, не зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю,
Не дожить мне до весны! »
- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!
- Послушайте продолжение стихотворения.
И сказал Сережка: «Ладно!
Потерпи не долгий срок… »
И достал он из чулана
Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке,
Где петлял следами лис,
Закрепил у старой елки
На пеньке фанерный лист.
А на лист – зерна,
А на лист – пшена,
Конопли две горсти –
Собирайтесь, гости!
- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?
- Правильно, можно сделать и повесить кормушки.
Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьего кафе». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.
- Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.
- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;
• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
• корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.
- Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?
- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.
- Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетаться, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми…
- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.
- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, и т. д.)
- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …
По небу весело скользят,
Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!»
Конспект НОД в средней группе по теме: «Птички прилетели на кормушку сели».
Цель: Закрепление знаний детей о жизни птиц в зимнее время.
Программное содержание:
Образовательная:
- Закрепить знания детей о зимующих птицах, познакомить с приемами лепки прищипывание, вытягивание.
- Учить детей передавать в лепке простую позу : наклон головы и тела вниз.
- Закреплять технические приемы лепки
- Соблюдать расположение и соотношение частей тела, соединять части прижимая их друг к другу.
Развивающая:
- Развивать мелкую моторику, внимание, связную речь, творчество в работе.
- Развивать эстетическое восприятие.
Воспитательная:
- Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность
- Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности.
Материал: картина «Зимой в парке», картинки зимующих птиц, пластилин, стеки, дощечки для лепки, салфетки, кормушки для птиц.
Предварительная работа:
Беседа о зимующих птицах (синица, снегирь, воробей).
Рассматривание иллюстраций; рисование птиц.
Загадывание загадок.
Наблюдение за птицами на прогулке (фиксировать внимание детей на детали, характерные для каждого вида птиц, ворона, воробей, голубь).
Ход НОД
Воспитатель: Послушайте загадки и отгадайте, о какой птичке идёт речь.
1. Птички на деревья сели,
Посчитай-ка: раз, два, три.
На зимовку прилетели
С красной грудкой.
(Снегири.)
2. Любит семечки и сало,
Во дворе с утра летала
Эта маленькая птичка.
Отгадайте, кто?.
(Синичка.)
3. Серый маленький комочек:
Чик-чирик - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей!
Кто тепла ждет?
(Воробей.)
Воспитатель: Молодцы, все отгадали загадки.
Дети садятся за столы.
Проблемный вопрос. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, птичкам перезимовать зиму легко или трудно?
Дети: Трудно.
Воспитатель: Почему?
Дети: Трудно добывать корм.
Воспитатель: А как мы им можем помочь?
Дети: Развесить кормушки, в которые насыпать корм.
Воспитатель. У нас в группе кормушка, в которую мы поместим друзей нашей гостьи и насыпем зёрнышек, которые птички будут клевать.
Воспитатель: На что похоже тело птички?
Дети: Оно похоже на яйцо, один конец, где хвостик уже другого).
Воспитатель: На что похожа голова птички?
Дети: На шар.
Воспитатель: Она меньше чем туловище?
Дети: Да
Воспитатель: Какой клювик у птички?
Дети: Остренький
Воспитатель: Какой хвостик?
Дети: Вытянутый и слегка приплюснутый.
Воспитатель: Кусок пластилина делим на 3 части: пополам и одну половинку еще пополам.
Из самого большого мы будем лепить туловище, оно похоже на яйцо. (Осуществляем показ)
У птички есть хвостик, оттягиваем из узкой части хвост и приплющиваем его руками.
А головка у меня уже готова. Как мы ее будем лепить? (Катаем шарик и потом не забываем о клювике его надо прищипнуть.)
Моя птичка клюет зернышки, поэтому голова у неё опущена вниз. Я её помещаю на кормушку. Посмотрите, какая замечательная птичка у меня получилась.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас тоже немного побыть птичками.
Физкультминутка «Птички».
Птички прыгают, летают, (машут руками и подпрыгивают)
Птички крошки собирают. («клюют» пальчиками на ладошке)
Перышки почистили, (погладить руки)
Клювики почистили. (погладить носики)
Птички летают, поют, (машут руками)
Зернышки клюют. («клюют» пальчиками на ладошке)
Дети лепят птиц.
Воспитатель: Ну-ка, покажите все отличный результат своей работы.
Работа детей. Воспитатель с кусочком своего пластилина ходит и на его примере помогает затрудняющимся детям.
Своих птичек дети помещают на кормушку.
Воспитатель: Ребятки, какие вы все молодцы, каких красивых птичек слепили. Ой, посмотрите, а птичка наша как рада!
Птичка : (радостно) Спасибо, ребятки! Сколько у меня теперь друзей, какие они все красивые. Как я рада, ребятки! Спасибо!
Воспитатель: Эту кормушку мы на прогулке повесим на дерево.
Рефлексия: Чья птичка понравилась больше остальных? Почему?
Что для вас было трудным?
Что было легко?
Вам понравилось помогать птичке?
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились. Я вас всех хвалю.
Воспитатель: Ребятки, какие вы все молодцы, каких красивых птичек слепили. Ой, посмотрите, а птичка наша как рада!
Птичка: (радостно) Спасибо, ребятки! Сколько у меня теперь друзей, какие они все красивые. Как я рада, ребятки! Спасибо!
Воспитатель: Эту кормушку мы на прогулке повесим на дерево.
Рефлексия: Чья птичка понравилась больше остальных? Почему?
Что для вас было трудным? Что было легко?
Вам понравилось помогать птичке?
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились. Я вас всех хвалю.
Конспект занятия в средней группе «Зимующие птицы»
Задачи:
обучающие:
дать знания детям о зимующих птицах, учить их различать, группировать, описывать внешний облик птиц, их особенности, поведение;
продолжать учить составлять краткую описательную характеристику о птицах;
формировать желание отвечать на вопросы воспитателя;
развивать логическое мышление, отвечая на вопрос «потому что»;
активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.
развивающие:
развивать наблюдательность, зрительное восприятие, с помощью взрослого делать выводы.
воспитательные:
воспитывать у детей бережное отношение к птицам.
Материал:
иллюстрации с изображением птиц, перья птиц, веер.
Предварительная работа:
беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Ход НОД
Упражнение «Сова»
Воспитатель:
Положите левую руку на правое плечо и сожмите плечо левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Опустите подбородок на грудь и глубоко вздохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое движение, положив правую руку на левое плечо.
Воспитатель:
Ребята, почтальон принес нам письмо, а в нем загадка: «Они летать умеют, их пух и перья греют». Кто это? (птицы).
Как называются птицы, которые остаются зимовать?
Поговорим мы сегодня о зимующих птицах.
2. Основная часть:
- Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей, дятел).
- А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).
- Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.
- У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.
- Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).
- Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.
- Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).
- Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.
Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?
- Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.
- Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?
(Голубь большой, сизый, воркующий.)
- Какие это птицы?
- Почему их так называют?
- Дидактическая игра «Не сорока, не ворона и не чайка».
Воспитатель говорит:
- «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица – угадай-ка». Показывает каждому ребенку картинку с изображением птицы: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.
- Игра «Какой птички не стало?»
На доске — четыре — пять картинок с изображением зимующих птиц. Незаметно для детей убирать одну картинку и спросить:
- Какой птички не стало?
- Упражнение «Птицы, которых я видел».
Воспитатель:
- Выберите иллюстрации, на которых изображены птицы нашего края.
Дети выбирают картинки, на которых изображены птицы, обитающие в данной местности.
4. Пальчиковое упражнение «Дятел»
- Пришло время поиграть с пальчиками.
Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.
5.Упражнение «Загадка»
- Выберите картинку с изображением птицы, а я загадаю о ней загадку.
Дети по очереди выходят к столу, где лежат картинки с птицами, выбирают одну и показывают детям, а воспитатель загадывает об этой птице загадку.
Символ мира – это он,
И отличный почтальон.
А ещё и в дождь и в холод
Путь домой отыщет (голубь).
Чернокрылый,
Красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь).
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня (Синичка).
Все деревья с интересом
Изучает доктор леса.
Если дерево ест жук,
Доктор сразу: ТУК ТУК ТУК! (Дятел).
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки. (Воробей)
Эта птица всем знакома -
Важно ходит возле дома
Кар-Кар-Кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её (Ворона).
6. Рассказ воспитателя «Как летают птицы»
- Я приготовила для вас перышки птиц. Посмотрите, одинаковые они или разные? Чем отличаются друг от друга? (Одни - мягкие, маленькие; другие жесткие, длинные)
-Подумайте, какие из них согревают птицу? (Мягкие, пуховые)
- А какие помогают летать? (Длинные, маховые)
На примере веера воспитатель показывает, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают.
7. Упражнение «Назови ласково» (с мячом)
- Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».
Снегирь, синица, голубь, воробей.
8. Составление предложений по картине
- Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.
- Как называется домик с кормом для птиц?
- Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?
- Какие птицы прилетели к кормушке?
- Сколько птиц прилетело?
- Что едят синички?
- Какие птицы остаются зимовать и прилетают на зимовку?
- Почему нужно помогать птицам зимой?
9. Изобразительная деятельность
Раскрашивают картинку «Снегирь на ветке».
10. Итог занятия
- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
- Что мы делали на занятии?
- Что понравилось?
Оценка детей.
3.Заключительная часть:
- А сейчас я предлагаю превратиться в птиц и поиграть в игру «Воробьи и вороны».
- Какие крылышки у воробья? Как он летает?
- Какие крылья у вороны? Как она летает?
Дети играют в игру «Воробьи и вороны».
- Раз, два, три - обернись, обратно в детей превратись. Превращаемся обратно в детей, возвращаемся в группу и оказываемся в детском саду.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
План мероприятий МАДОУ «Березка»
в рамках муниципального этапа экологического марафона
«Моя Югра-моя планета!»
с 06 - 10 марта 2023г.
№ п/п | Мероприятия |
| |
1. | Оформление фото стенда группы: «Человек природе друг – пусть узнают все вокруг!» |
2. | Консультация для родителей: «Учите чувствовать природу», «Маршруты выходного дня» |
3. | Изготовление буклетов об экологической безопасности: «Правила поведения в лесу», «Мусор земле не к лицу», «Чтобы не было опасно искупнуться!» |
4. | Фотоконкурс семейных фотографий: «Природа и мы» |
2. Художественно-эстетическое направление | |
1. | Творческая работа с использованием оригами «Укрась дерево перелётными птицами» |
2. | Музыкально-поэтический вечер «Люблю природу русскую» |
4. | Выставка работ (рисование) «Природа вокруг нас» |
| |
1. | Проект «Огород на окне», «Лекарственные растения нашего края» |
2. | Беседы: «Богатство Земли Югорской» (в реках и озерах ловят рыбу. Леса дают нам древесину, ягоды, грибы. В недрах земли добывают нефть и газ), «Человек – часть природы», использованием презентации «Защитим природу от экологической опасности», «Почему исчезают животные?», |
3. | Рассуждение «Что было бы, если из леса исчезли…»,«Муравьи-санитары леса», «Если ты сорвёшь цветок…» |
4. | Презентация «Красная книга Югры» |
Предварительный просмотр:
Форма отчета
о проведении экологического марафона «Моя Югра – моя планета!»
с 14 по 18 марта 2022г.
№ | Проведённые мероприятия (форма, тема) | Количество участников |
Информационно-просветительская деятельность | ||
Всероссийская научно-практическая конференция, вебинары и т.п. | ||
Просмотр непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) «Северный олень» | 2 | |
Художественно-эстетическая деятельность | ||
Выставка детского творчества «Мы в ответе за тех, кого приручили»…… | 1 | |
Книжная выставка «Экологический календарь»…… | 5человек | |
Рисование на тему «Запрещающие знаки» | 12 | |
Эколого-практическая деятельность | ||
Беседы: «Береги свой край!», «Чистая среда», «Любимый Ханты-Мансийск!», «Мой – дом, наведу порядок в нем!», «Заповедные уголки Югры»….. | 13 | |
Мероприятия, посвященные защите природы: «День заповедников и национальных парков», «День водно-болотных угодий»…. | ||
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!
Книжная выставка «Экологический календарь». Рисование «Мой питомец».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Датой празднования Дня Земли принято считать 22 апреля. Именно в этот день почти полвека назад этот праздник отмечался впервые. Сейчас мы все находимся на самоизоляции, не посещаем детский сад, но регулярно проводим разные конкурсы рисунков, а так же преддверии этого праздника, мы предложили детям и родителям нарисовать рисунки дома,посвященные Дню Земли. Этот год стал особенный для нашей Земли. Родители группы вместе с детьми приняли активное участие в конкурсе.
Предварительный просмотр:
«Дидактические игры по ознакомлению детей с природой с детьми дошкольного возраста»
1. «Что где зреет? »
Цель: учить детей использовать знания о растениях, сравнивать плоды (цветы) с листьями. Воспитывать взаимопомощь, доброжелательность.
2. «Как сделали томатный сок?»
Цель: Познакомить с трудом овощеводов. Проследить этапы роста растений. Развивать внимание, логическое мышление.
3. «Вырастим яблоки»
Цель: учить правильно использовать знания о способах и
последовательности работ в саду.
4. «Времена года».
Цель: учить видеть признаки сезонных изменениях в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей.
5. «Что в корзину мы берем?»
Цель: закрепить знания детей о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания.
6. «Букет».
Цель: углублять навыки подбора и сочетания цветов., закреплять названия цветов, умение составлять красивые букеты. 7. «Мои друзья» Цель: закрепить знания детей о домашних животных.
8. «Что где растет» (с мячом) «Угадай, где я была.»
Цель: закрепление знаний о растениях луга, поля, сада,
леса.
9. «Кто где живет?»
Цель: закрепить знания детей о диких и домашних животных. Учить называть их жилища (логово, берлога, нора, гнездо и т. д.)
10. «С какого дерева листок?»
Цель: учить угадывать деревья по внешнему виду, закреплять названия деревьев, особенности коры, листьев плодов.
11. «Напоминающие знаки»
Цель: изучить с детьми нормы и правила поведения в природе. Побуждать детей к фантазии и творчеству. Вызвать у них желание вносить посильный вклад в охрану природы.
12. «Кто где живет?»
Цель: дать детям представление, что у разных животных разные домики, закрепить их названия. Активизировать и обогащать речь детей. Цель: познакомить детей с жизнью и характерными особенностями диких животных, их повадками. Узнавать животное по их следам, развивать наблюдательность, внимание.
13.«В саду или в огороде?»
Цель: закреплять знания детей об овощах и фруктах,
учить классифицировать их и распределять на деревья или грядку.
14.«Узнай по описанию».
Цель: учить описывать дерево и угадывать его по характерным признакам, закреплять названия деревьев по особенностям коры, листьев, плодов.
15.«Узнай на вкус».
Цель: воспитание сенсорных способностей; закрепление знаний об овощах, фруктах; активизация словаря.
16.«Такой листок - лети ко мне!»
Цель: закрепление знаний о растениях; воспитание умения сравнивать предметы, быстро реагировать на словесный сигнал.
17.«Чьи детки?»
Цель: закрепление знаний о домашних животных и их
детенышах; воспитание умения соотносить картинки по содержанию; развитие произвольного внимания, речи.
18.«Когда это бывает?»
Цель: закрепление знаний о временах года. Развитие связной речи, внимания,
выдержки.
19.«На птичьем дворе».
Цель: закрепление знаний о домашних птицах, воспитание правильного
звукопроизношения, речевой активности.
20.«Кто скорее соберет?» Цель: воспитание быстроты реакции на слово дисциплинированности, выдержки; закрепление знаний об овощах и фруктах.
21. «К дереву - беги»
Цель: воспитание умения быстро ориентироваться в пространстве; закрепление знаний о деревьях.
22.«Охотник и пастух»
Цель: закрепление знаний о диких и домашних животных; воспитание произвольного внимания, сообразительности, гибкости мышления.
23.«Что сажают в огороде?»
Цель: классификация растений по месту их произрастания; воспитание внимания, сообразительности, речи.
24.«Что за птица?»
Цель: закрепление знаний о птицах; воспитание двигательной, умственной и речевой активности, согласованности действий, находчивости.
25 «Птицы (звери, рыбы)»
Цель: упражнение в группировке животных, птиц и рыб; закрепление знаний о них; воспитание быстроты реакции на словесный сигнал.
26.«Вершки - корешки»
Цель: развитие сообразительности; закрепление знаний об овощах; воспитание произвольного внимания, памяти.
27.«Природа и человек»
Цель: систематизация знаний о том, что дает человеку природа и что он делает сам; воспитание бережного отношения к природе и окружающим предметам.
28.«От зернышка до булочки»
Цель: систематизация, закрепление знаний о хлеборобах, сельскохозяйственных машинах, об этапах в производстве хлеба; воспитание уважения к хлеборобам и бережного отношения к хлебу.
29.«Охотник»
Цель: упражнение в классификации животных, рыб.
Картотека Экологических игр
Карточка №1.
«ФОТОГРАФ»
Цель: обеспечить ребёнку возможность получения опыта прямого общения с природой.
Первый вариант: «Хорошо ли я фотографирую».
Дети разбиваются парами. Один ребёнок – «фотограф», другой –«фотоаппарат». «Фотограф» наводит «камеру» на какой-либо объект природы, «фотографирует» (слегка дергает за уши, предварительно задумав, что он хочет «сфотографировать». Воспитатель задаёт детям вопросы:
Что «сфотографировала» «камера»?
Что хотел «сфотографировать» «фотограф»?
Природный это объект или нет?
Почему именно это хотел «сфотографировать» «фотограф»7
Чем этот природный объект ему понравился?
Почему «камера» «сфотографировала» этот же объект природы?
Когда дети научаться замечать что-то особенное, неповторимое, очень красивое в природе, тогда «камера» и «фотограф» будут «фотографировать» одно о то же.
Второй вариант: «Мгновенная фотография».
Принцип игры тот же, но «фотограф» наводит «камеру», у которой закрыты глаза, потом «фотографирует» (ребёнок – «камера» мгновенно открывает и закрывает глаза) Этот мгновенный снимок надолго остаётся в памяти ребёнка. Лучше фотографировать что-то особенное в природе: яркую букашку или необычный цветок (много снимков в один день делать не стоит) .
Карточка №2.
«МИКРОПОКАЗ»
Цель: учить детей «видеть» природу (замечать её мельчайшие детали и чувствовать её). Игра проводится в природе.
Воспитатель выкладывает на земле «тропу» (используется обычная верёвка). Дети отправляются в поход по этой тропе (ползут рядом с верёвкой, повторяя её изгибы) и одновременно выполняют задания типа:
Посчитай, сколько жёлтых травинок ты встретил на своём пути.
Найди и убери (если попадутся тебе по дороге) не природные объекты и т. д.
Целесообразно, если дети представили себя каким-либо маленьким животным и не поднимали голову высоко от земли (травы). Если по пути встретится какое-либо настоящее маленькое насекомое, то воспитатель даёт задания типа:
Представь себя на месте этого насекомого, как ты думаешь, что оно сейчас сказало, о чём бы оно подумало?
Куда оно сейчас ползёт?
Эта игра хороший случай использовать такие приёмы триза, как эмпатия и фантазирование.
Карточка №3.
«ЗВУКИ»
Цель: учить детей «слышать» природу, (проводится в природе) .
Воспитатель даёт задание:
«Когда слышите какой-либо звук – загните палец и т. д. Когда все пять пальцев будут загнуты – откройте глаза и помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки».
Воспитатель задаёт детям вопросы типа:
Какой звук больше всего понравился?
Какой звук издала природа, а какой –человек, какой звук был самый громкий (тихий?
Издавал ли ветер какой-либо звук?
В дальнейшем можно «слушать» природу двумя руками (использовать 10 пальцев) .
Карточка №4.
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЛОДЫ»
Цель: показать детям разнообразность и разноцветность всего живого.
Воспитатель выкладывает на фланелеграфе изображение разнообразных плодов и задаёт детям вопросы типа:
Какой плод лучше (хуже) и почему, какой тоньше (толще?
Какой самый красивый (некрасивый, какой самый тёмный (светлый?
Почему этот плод полезен (вреден?
Что случилось бы, если бы все плоды исчезли?
В конце беседы воспитатель делает вывод, что плоды у растений разнообразные и разноцветные и все они, даже самые невзрачные на вид, очень нужны человеку.
Карточка .№5.
«ОВОЩИ – «ХУДЫШКИ» И ОВОЩИ – «ТОЛСТЯЧКИ»
Цель: развивать творческие способности детей и умение объяснять и отстоять свою точку зрения.
Воспитатель дает детям задание вспомнить, какие овощи они знают, и разделиться по желанию на овощи – «худышки» и овощи – «толстячки». Затем изобразить эти овощи так, чтобы всем стало понятно, что этот плод тоненький, а тот – толстенький (можно втянуть или надуть щёки, прижать руки к туловищу или округлить их). Ребенок должен сам выбрать способ изображения. Воспитатель задает детям вопросы типа:
Какой овощ ты изображаешь?
Почему ты выбрал именно этот овощ?
Почему ты считаешь этот овощ «худышкой» («толстячком»?
Карточка №6
«ПЕРЕМЕШАЙ И СООТНЕСИ»
Цель: учить детей замечать мельчайшие детали природных объектов, развивать наблюдательность.
Воспитатель раздает всем детям одноименные природные объекты (например, листья клёна). Дети должны хорошо рассмотреть их, а затем сложить в одно место, например, на стол. Воспитатель мешает листья, раскладывает по одному на столе и дает задание: найдите каждый свой листок.
Если с первого раза дети не смогут выполнить задание, начнут путаться, то необходимо раздать им листья еще раз, повторить задание. Когда дети выполнят задание, воспитатель задает вопросы детям типа:
Почему ты считаешь, что это твой лист?
Чем твой лист отличается от листа твоего товарища?
В этой игре можно использовать природный материал (сухие веточки, косточки плодов и т. д.)
Карточка №7.
«СОВЫ И ВОРОНЫ»
Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.
Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра. Воспитатель дает задание:
«Совы» любят правду, «Вороны» - ложь, поэтому, если я говорю правду, «Совы» должны ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома и наоборот.
Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:
медведи любят есть тигров
у березы весной бывают сережки
слоны не умеют плавать
дельфин – это животное, а не рыба
дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.
Карточка № 8.
«КАКИЕ ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ»
Цель: показать многообразие природного мира, его неповторимость, выделить хорошие качества любого природного объекта.
Воспитатель дает задание:
Встаньте налево те, кто больше любит море, направо – те, кто больше любит речку, а посередине пусть останутся те, кому нравится и то, и другое.
Затем детям дают вопросы:
Почему тебе нравится море?
Почему ты любишь речку?
Почему ты остался посредине?
Варианты заданий: зима – лето,
ромашка – колокольчик, дождь – снег.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо, надо лишь замечать это хорошее в природе. в результате проведения таких игр детям становится трудно выбирать то, что лучше и они остаются посередине. Однако, это не является целью игры.
Карточка №9.
«ПОВТОРИ»
Цель: развивать наблюдательность и творческие способности детей.
Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное, показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два ребёнка, называет своё животное и делает свой жест и т. д.
Основное правило: нельзя повторяться в названиях животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно, это даже сближает детей и делает игру интересней.
В игре участвуют 5-8 детей, затем можно увеличить количество игроков
Карточка №10.
«РАМОЧКА»
Цель: расширить опыт прямого общения с природой, учить замечать мельчайшие детали природных объектов и отмечать их неповторимость.
Воспитателю необходимо приготовить рамочки для всех детей (альбомный лист сложить пополам с одной стороны вырезать окошко). В эту рамочку дети могут помещать самые красивые места из природного материала (лист дерева, травинку, кору, только не надо срывать. Воспитатель даёт задание:
Составь портрет осени и назови его.
Сделай картину сегодняшнего дня.
Карточка №11.
«СЛЕПАЯ КУРИЦА»
Цель: обеспечить получение опыта прямого общения с природой (проводится в природе) .
Дети должны встать «гуськом», держась за пояс впереди стоящего. Воспитатель завязывает им глаза и ведёт по определенному маршруту, преодолевая «полосу препятствий» (перешагивая через камни, обходит деревья, проходя низко под опущенной веткой и т. д.) . Маршрут намечается воспитателем заранее и лучше, если он будет проходить по кругу. Дойдя до начала, воспитатель развязывает глаза детям и предлагает пройти этот же маршрут с открытыми глазами, не держась за пояс, чтобы иметь возможность посмотреть и потрогать то, что им говорил воспитатель во время прохождения полосы препятствий, но чего они сами не видели. Пусть дети сами попробуют отгадать, где они нагибались, где обходили камень.
Карточка №12.
«НАЙДИ СВОЁ ДЕРЕВО»
Цель: обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт прямого общения с ней (проводится в природе) .
Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы:
Оно гладкое или нет?
Есть ли на нём листья?
Высоко ли от земли начинаются ветки?
Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева.
В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно.
Карточка №13.
«ОКНА ЗЕМЛИ»
Цель: развивать воображение, фантазию и умение представить себя на месте другого (проводится в природе) .
Дети должны лечь на землю и не шевелиться. Воспитатель слегка забрасывает их листвой и даёт задание: представьте, что вы кусочки земли, ваши глаза это «окна земли». Вопросы для размышления:
Что видно земле через окна?
Что сейчас чувствует земля?
Сколько разных травинок растет рядом?
Чего бы земля испугалась в данный момент?
Как бы она смогла защитить себя?
Карточка №14.
«НЕ ПРИРОДНАЯ ТРОПА»
Цель: развивать наблюдательность и умение замечать мельчайшие подробности в природе (проводится в природе) .
Воспитатель намечает «тропу» в природе и на ней развешивает и разбрасывает различные предметы непригодного характера. Дети по этому заданию воспитателя должны пройти по «тропе», посчитать, сколько предметов не природного характера они заметили и сказать эту цифру на ухо воспитателю. В конце игры выбирается самый наблюдательный.
Карточка №15.
«УГАДАЙ, КТО Я».
Цель: развивать творческие, подражательные способности у детей
Воспитатель выбирает одного ребёнка, говорит ему на ухо название какого-либо животного и предлагает изобразить его так, чтобы другие дети догадались, кто это, но при этом водящий не должен издавать ни звука.
Можно использовать другой вариант, когда группа детей изображает представителя животного мира, а ребёнок- водящий должен отгадать – кого.
Карточка №16.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК».
Цель: развивать тактильные ощущения, воображения и фантазии у детей.
Для этой игры необходим мешок с двумя отверстиями по бокам, в которые дети могут просунуть руки. В этот мешок кладутся разнообразные природные материалы в зависимости от темы занятий.
Первый вариант: «Опиши и угадай».
Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и угадать, что в мешке, предварительно описав природный предмет.
Второй вариант: «Спроси и угадай».
Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и ощупать природный предмет. Дети должны угадать, что находится в мешке, задавая ребёнку, который щупает, вопросы:
Это гладкое или нет?
Какой оно формы?
Сколько у этого предмета углов?
Третий вариант: «Угадаем вместе».
В игре участвуют два ребёнка: один просовывает руку с одной стороны, другой – с другой. Дети должны вместе ощупать природный материал и сообща решить, что это такое.
Карточка №17.
«НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ»
Цель: развивать творческое воображение и фантазию у детей
Для игры необходим разнообразный природный материал, который раздается детям (лучше использовать кору дерева) .
«На что это похоже? » дети должны предложить варианты, эатем наиболее интересные из них зарисовать.
Карточка №18.
«ПОЛЬЗА – ВРЕД»
Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных ни вредных, одни только необходимые.
1 этап
Первый вариант: «Польза –вред».
(тема: живая природа) .
Дети должны встать в круг. Воспитатель задает вопрос: «Какая польза от пчелы? », дети должны по очереди ответить на вопрос, не повторяя ответы товарищей. Затем задание меняется: «Какой вред от пчелы? »
Второй вариант: «Нравится – не нравится».
(тема: не живая природа) .
Принцип организации см. вариант 1.
Третий вариант: «Хорошо – плохо».
(тема: времена года и 4 стихии: вода, воздух, земля и огонь). Принцип тот же.
2 этап
Воспитатель задает вопрос: «Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим? » (волк стал хорошим - перестал есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше и многим птицам негде было бы жить) .
Выясняется, что если от всего будет только польза и никакого вреда, то жизнь на планете резко изменится и даже может погибнуть.
В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что нет вредных существ, нет полезных, в природе нет ничего лишнего, всё необходимое.
Карточка №19.
«НАОБОРОТ»
Цель: показать детям наличие противоречий в природе и отметить, что всё в природе неповторимое.
Организация игры может быть разная:
1. Используется приём «по кругу»
2. Дети делятся на две команды, которые после 2-3 заданий необходимо менять составом.
Воспитатель дает детям задание выбрать в природе что-то:
красивые – некрасивые
холодное – горячее
гладкое – шероховатое
Необходимо, чтобы дети называли только природные объекты и не путали их с предметами, созданными руками человека, т. е. акцент делается на умение детей отличать природное от не природного. В случае командной организации детей в игре побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.
Карточка №20.
«ЦЕПОЧКА»
Цель: развивать логическое мышление детей и умение ориентироваться в словесном материале природоведческого содержания, расширить кругозор детей о взаимосвязях и причинно-следственных отношений в природе, развивать умение критически оценивать окружающую действительность.
Воспитатель выбирает тему цепочки, например: «СНЕГОПАД» и ведет с детьми беседу по этой теме типа:
-хорошо, что много снега, но плохо, что трудно бегать, если дорожки не расчищены;
-хорошо, что дорожки не расчищены, т. к. на них можно увидеть следы птиц, но плохо, потому что тогда не подойти к птицам близко, т. к. по снегу трудно пробираться;
-хорошо, что к птицам близко не подойти, т. к. можно их испугать, но плохо, что птицы пугливы;
-хорошо, что птицы пугливы, иначе некоторые шаловливые ребятишки могут их обидеть, но плохо то, что есть такие ребятишки;
делается вывод, что не надо никого обижать, надо быть добрым хозяином природы. Воспитателю нужно направлять мысль ребенка по нужному пути и использовать для создания цепочки содержание природоведческого характера
Карточка №21.
«4 ВРЕМЕНИ ГОДА»
Цель: развивать логическое мышление и обогащать кругозор детей понятием о сезонных изменениях в природе.
Воспитатель называет какой-либо предмет живого мира (живого или растительного) и предлагает детям представить и рассказать, где и в каком виде этот предмет можно увидеть летом, зимой, осенью, весной.
Например: ГРИБЫ.
Летом – свежие в лесу, по краям дороги, на лугу, а также консервированные в банках, сушеные, если остались с прошлого года или приготовленные уже в этом году.
Осенью – то же самое.
Зимой – только консервированные или сушеные, но могут быть и свежие, только если их выращивают в специально отведенном месте.
Весной - см. зиму, но добавлять грибы, которые растут весной (сморчки) .
Карточка №22.
«МАЛЬЧИК НАОБОРОТ»
Цель: воспитывать правильное отношение к природе, расширять понятие детей о правилах поведения в природе.
Суть игры заключается в том, что есть такой мальчик на свете, который всё делает наоборот, если слышит плохие советы.
Воспитатель даёт детям отрицательные и положительные правила поведения в природе, а дети должны сказать, как бы поступил этот мальчик в том или ином случае, и объяснить, почему
Карточка №23.
«ТЕНЬ»
Цель: расширить понятие детей о правилах поведения в природе, о полезной деятельности людей в природе, развивать подражательные способности детей (проводится в природе) .
Суть игры заключается в том, что у каждого человека есть тень, но наша тень особенная, она точно повторяет движения человека лишь в том случае, если он делает что-то хорошее. В противном же случае она говорит: «Не буду, не буду повторять» и даже объясняет почему.
Воспитатель делит детей на пары, в которых первый ребенок – ребенок, а второй – его тень: «Ребенок может делать в природе всё, что считает нужным, т. е. гулять, нюхать цветы, собирать сухие веточки и т. д. , а «тень» оценивает его поступки. В конце игры выбирается ребёнок, у которого самая послушная тень
Карточка №24.
«ЧТО ВОЗЬМЁМ С СОБОЙ»
Цель: расширить понятия детей о различных средах обитания.
Педагог предлагает детям отправиться в путешествие (на луг, в лес, на озеро). Дети должны выбрать из предложенных карточек с изображением предметов, необходимых человеку для данного путешествия, объяснив свой выбор или дать ответ словесно.
Карточка №25.
«НАЙДИ НУЖНОЕ СЛОВО»
Цель: развивать фантазию, воображение, лексический, словарный запас детей.
1 вариант: «Подбери определение к природному объекту».
Дети должны подобрать слова на задание воспитателя:
-Какие могут быть листья?
-Какой может быть снег?
2 вариант: «Подбери природный объект под определение».
Воспитатель даёт задание:
-Что может быть горячим на берегу реки (в лесу, на море?
-Что может быть тёмным в городе (в парке, на поляне?
Педагог должен следить, чтобы дети использовали для подбора только объект природы.
Карточка №26.
«ПРИРОДА – НЕ ПРИРОДА»
Цель: выделить различия в природных и не природных объектах, а так же их связь и взаимодействие, показать детям роль человека в приображении природы.
Используется набор карточек или открыток с изображением природных объектов, созданных руками человека. Дети должны выбрать изображения природных объектов из общего числа карточек, после чего воспитатель проводит беседу:
-Чем отличаются объекты природы от всего, что нас окружает?
-Что использует человек для создания не природных объектов?
-Как вы считаете, можно ли предметы, созданные руками человека, назвать природными?
По этому же принципу можно сыграть в «живое – неживое», используя набор карточек с изображением живых и неживых объектов природы и вопросы беседы.
Карточка №27.
«НАСОСЫ»
Цель: развивать у детей восприятие запахов.
Для игры необходимо иметь 3 непрозрачных пакета, в каждом из которых находится по одному, пропитанного запахом, разных духов.
Суть игры в том, что дети – это «зайцы», на них охотится лиса, у которой свой определённый запах (детям дают понюхать 1 пакет – это запах лисы). Зайцы резвятся на поляне, но их нос должен всё чувствовать и вовремя определить «запах лисы», чтобы успеть убежать (детям по очереди дают понюхать все три запаха и они должны выбрать запах лисы). Если ребёнок правильно определил запах, который предлагался ему ранее, то «заяц» остаётся цел, т. к. смог вовремя почувствовать приближение опасности и наоборот. В конце игры выбираются «зайцы» - долгожители.
Карточка №28.
«РЕПОРТАЖ»
Цель: развивать мнение детей, выражая свои противоречия от общения с природой в словесной форме (проводится после экскурсии) .
Педагог применяет прием «по кругу» для составления репортажей на различные темы (самый красивый цветок, увиденный на экскурсии). Ребёнок должен придумать название своему репортажу и коротко рассказать о цветке. Например: как он называется, какой он, почему понравился и т. д.
Можно использовать тему: «репортаж лесной газеты», когда дети составляют репортажи на любые темы. Используется также задание на дом:
-составить репортаж о комнатных растениях, которые есть дома;
-составить репортаж о любимом животном;
составить репортаж о живых обитателях твоей квартиры.
Предварительный просмотр:
Цель выставки: Создание условий для развития творческого потенциала педагогов, детей и их родителей в рамках культурно- образовательного пространства ДОУ.
Задачи выставки:
привлечь родителей к активному участию в воспитательно- образовательном процессе.
привлечь внимание родителей к вопросам художественно-эстетического развития детей.
повысить авторитет родителей в глазах ребенка.
создавать условия для развития творческой активности детей и родителей, воспитателей детского сада.
К участию принимались любые интересные и оригинальные работы из природного материала, приветствовались поделки соответствующие названию выставки «Осенний листопад»»
Предварительный просмотр:
Акция проводится в целях пропаганды природоохранной деятельности и привлечения внимание людей к проблемам загрязнения окружающей среды и замусоривания планеты.
Наш детский сад принимает активное участие в экологической акции «Сдай батарейку - Спаси ежика».
Подсчитано, что одна батарейка, попавшая в почву, загрязняет 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей.
Мы, педагоги МАДОУ «Березка» подготовили и провели ряд мероприятий, приуроченных к этой акции. Цель акции была проста: собрать как можно больше различных батареек для последующей их утилизации. Так же данное мероприятие носило просветительский характер. В группах были проведены тематические беседы, в процессе которых детям было разъяснено о том, что происходит если батарейки попадают в почву. Родители и дети активно принимали участие в данной акции.
Наша группа решила действовать дальше и принять участие в городской эко акции «Батарейка сдавайся». Родители вместе с детьми посетили МБУ Молодёжный комплексный центр Феникс и сдали использованные батарейки! Дети получили не только положительные эмоции от этой акции, но и знания о вреде загрязнения батарейками!













