Статьи

Иванова Оксана Владимировна

Предварительный просмотр:

Преемственность между детским садом и школой. Формы связи дошкольного и начального школьного образования

На современном этапе преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается как одно из условий непрерывного просвещения ребенка. Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет само ценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка – основу успешного школьного обучения. С другой - школа преемник подхватывает достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Так как преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса. Педагогический процесс – целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя, учителя, психолога и родителей.

Обмен опытом

Одним из направлений взаимосвязи двух образовательных ступеней является обеспечение качественного психолого-педагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть трудности возникающие в процессе обучения, но и предотвратить их. Эти важнейшие задачи могут успешно решаться в условиях разностороннего взаимодействия детского сада и школы, если ДОУ выступает в качестве открытой готовой к диалогу со школой и общественностью воспитательно-образовательной системой. В практике многих дошкольных учреждений и школ сложились продуктивные формы сотрудничества реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематичному обучению в школе. Существует такая практика и в нашем ДОУ. Эффективная форма взаимодействия посещения открытых занятий и уроков, ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка. В конце каждого учебного года воспитатели подготовительных и старших групп дают мастер-класс для учителей начальных классов школы.

Посещение воспитателями уроков в школе, а учителем занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и формы работы. Так на основе анализа открытых уроков воспитатели могут предложить способы применения игровых методов, наглядных пособий, способствуя более тесной учебно-методической преемственности между детским садом и школой. Педагоги могут обмениваться педагогическими новинками в периодической печати.

Организация естественного перехода

НОД (непосредственно образовательная деятельность) затрагивает все виды образовательных областей. Математика, познание, познавательно-исследовательская деятельность. Немаловажно показать, насколько дети умеют свободно общаться со взрослыми, так и со своими сверстниками. Правильно формулировать как диалогическую, так монологическую речь. Находить решения, из каких либо ситуаций. Развивать мышление и логику именно в дошкольном возрасте.

Важную роль в осуществлении преемственности играют связи с другими учреждениями – сотрудничество с родительским комитетом, с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками, посещение школы детьми подготовительной группы. Указанные виды работ ориентированы на обеспечение естественного перехода дошкольника из детского сада в школу, педагогической поддержки новой социальной ситуации. Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного года. Родительские собрания о подготовке ребенка в школу, о развитии познавательных и творческих способностей.

В процессе анализа полученных результатов совместной деятельности достигаются взаимные соглашения о наиболее плодотворных формах сотрудничества, которые позволяют педагогам информировать друг друга об успеваемости детей, трудностях в их воспитании и обучении.

Не менее полезными являются формы коллективного обмена опытом, в частности совместные педагогические советы, методические объединения, тематические семинары, которые организует школа. Очень важны формы обмена опытом старших дошкольников и учащихся первых классов. Детский сад совместно со школой организует различные мероприятия, на которых встречаются воспитанники детского сада и школы. Такие встречи актуализируют их любознательность, усиливают интерес к школе. Будущие первоклассники учатся у школьников способам поведения, манерам разговора, свободному общению, а школьники проявляют заботу о младших.

Ступени образования

Таким образом, рассматривая разнообразные формы связи дошкольного и начального школьного образования как заинтересованных ступеней в современной подготовке к школе, мы приближаемся к решению проблемы преемственности детского сада и школы. Необходимость преемственности усиливается еще в большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране.

Наиболее действенными формами работы по преемственности, исходя из нашего опыта, являются:

1. Посещение учителями начальной школы занятий в детском саду и воспитателями уроков в школе.

2. Проведение совместных круглых столов, семинаров, совещаний учителей начальных классов и воспитателей детского сада.

3. Проведение различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей.

Дошкольное воспитание – первая ступень единой системы народного образования. Н. К. Крупская подчеркивала: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень…».



Предварительный просмотр:

Когалымские дошколята исполнили военные песни

В рамках мероприятий, посвященных 78-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне, во втором корпусе МАДОУ «Березка» прошел музыкальный смотр военно-патриотической песни «К подвигу героев песней прикоснись!».

12 мая в уютном зале собрались группы детей старшего дошкольного возраста, чтобы продемонстрировать результаты длительной и усердной подготовки к вокально-патриотическому конкурсу.

Организаторами и инициаторами мероприятия выступили педагоги детского сада «Березка» и сотрудники городской детской библиотеки. Слаженной работе во время подготовки смотра способствовало многолетнее успешное взаимодействие дошкольного образовательного заведения с библиотекой.

Чеканя шаг, ровным строем вышли дошколята 22 группы и исполнили всеми любимую песню «Катюша», затем выступили ребята 23 группы с песней «Синий платочек». Продолжили смотр вокалисты 24 группы с произведением «О той весне». В финале конкурса прозвучала задорная песня «Три танкиста» в исполнении детей 25 группы.

Ведущие смотра военно-патриотической песни Лидия Мельник и Екатерина Шимко отметили, что конкурс проводится с целью пропаганды патриотического воспитания среди детей и выявления одарённых вокалистов.

Выступление ребят оценивало компетентное жюри: заведующий МАДОУ «Березка» Ирина Шамсутдинова, заместитель заведующего Наталья Эмир- Суинова, старший воспитатель Светлана Рынкова. По итогам конкурса жюри определило победителей в трех номинациях: золотые, серебряные и хрустальные голоса России. Все участники смотра получили дипломы и сладкие призы. Как отметили эксперты, группы отлично справились с поставленной задачей и достойно выступили. Также жюри порадовали качественная организация и проведение конкурса, серьезность и высокий уровень ответственности дошколят.

В финале конкурса организаторы объявили, что этот смотр станет доброй традицией и послужит фундаментом для патриотического воспитания подрастающего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, уважающего культурное, историческое прошлое и настоящее России. Это еще один повод склонить голову перед всеми нашими героями, сказать спасибо ветеранам и продолжателям их ратных подвигов.

Много прекрасных песен прозвучало о Великой Отечественной войне, о Родине, которые помогали нашим солдатам преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимали боевой дух воинов и вдохновляли на подвиги героев. А также песни, написанные уже в мирное время. Ребята исполняли произведения с чувством истинного патриотизма и гордости за свою страну.

Завершилось мероприятие минутой молчания в память о воинах, павших в сражениях за Родину!