1. Результаты, достигнутые обучающимися (воспитанниками) в процессе развития. 1.1.Наличие стабильных положительных результатов коррекции развития, адаптации воспитанников. Положительная динамика в коррекции развития воспитанников

Тарасова Елена Николаевна

На этой странице можно ознакомиться с результатами внутреннего мониторинга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитический отчет учителя-логопеда  МКДОУ детский сад « Сказка»

Тарасовой Е.Н. за 2015-2016 учебный год.

 Цель работы:

Создание условий, способствующих воспитанию, развитию детей, коррекции и компенсации их дефекта.

    Задачи:

  1. Выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи;
  2. определить уровень и характер нарушений;
  3. разработать направление и содержание помощи каждому ребенку;
  4. формировать правильное произношение, обогащать и развивать словарь, грамматический строй и связную речь;
  5. развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия;
  6. овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
  7. развитие умения и навыка дифференцировать звуки.

   На основании логопедического обследования детей, проведенного с 1 по 15 сентября, было выявлено 12 воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи.

   На 16 сентября на логопедический пункт зачислено 12 детей.

Из них  5 детей с ФФНР.

7 детей с ФНР.

На 16 сентября 2016 года наполняемость детей на логопункте составила 12 человек.

группа

Фонетический дефект

Фонетико-фонематический

дефект

Всего

средняя

7

6

12

По результатам логопедического обследования были сформированы группы в соответствии с выявленными нарушениями речи и с учетом психолого- педагогических особенностей детей.

Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2015-2016 учебный год.

В сентябре было составлено и утверждено расписание логопедических занятий, составлены и оформлены документы:

  • План работы на учебный год;
  • «Журнал учета посещаемости логопедических занятий»;
  • Календарно-тематические планы логопедических занятий.
  • Речевые карты на каждого ребенка, занимающегося на логопункте;
  • Расписание логопедических занятий;
  • Списки детей, занимающихся на логопункте;
  • Состояние звукопроизношения детей - логопатов.

               Консультативное направление работы.

В соответствии с годовым планом работы с педагогами детского сада были составлены консультативные разборы детей со сложной патологией речи, консультации по текущим вопросам.

Для родителей в течение года проводились индивидуальные консультации по вопросам диагностического и коррекционного характера, а также тренинги

« Массаж рук с помощью нетрадиционных способов и природных материалов», « Как выполнить артикуляционную гимнастику дома»,

«О чем разговаривать с ребенком».

Оформлен информационный стенд « Логопед».

Принимала участие в родительских собраниях.    В течение года были составлены и розданы родителям буклеты консультативного характера.

Воспитателям средней группы были розданы рекомендации с игровыми приемами для работы над развитием речи.

     

 Мероприятия по оснащению кабинета методическими пособиями.

  • Приобретена методическая литература по работе над звуками,
  • Оформление наглядных пособий по разным лексическим темам.
  • Запись диска по самообразованию.

Итоговая диагностика в конце учебного года (май) для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей.

       Результаты коррекционной работы

В течение учебного года наполняемость детей  на логопункте составила 12  человек. Из них выпущены с хорошей речью 10 детей, со значительными улучшениями речи 1 ребенка.

Поступило всего:

12

Диагнозы при поступлении

ФФНР

5

ФНР

 7

ОНР 2 уровня

2

Заикание

-

Стертая форма дизартрии
(всего из выше перечисленных)

-

С какой речью выпущены дети

Выпущено всего

11

С хорошей речью

10

Со значительными улучшениями

1

Без улучшений

-

Оставлены для продолжения обучения

Оставлено всего

1

Выбыло

-

В течение 2015-2016 учебного года учитель-логопед работала на 0,33 ставки. Так как детский сад состоял из двух возрастных групп. 

 Консультативное направление.

В течение всего учебного года проводились индивидуальные консультации для родителей детей, имеющих речевую патологию. Были даны рекомендации по коррекции речевых дефектов и продемонстрированы формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей. Также, были проведены занятия с показом логопедического массажа, с целью обучения родителей приемам данного вида воздействия, после чего многие родители стали выполнять его в домашних условиях, что значительно ускорило процесс устранения речевой патологии.

Задачи на 2016- 2017 учебный год:

  1. Обследование речи дошкольников;
  2. Совместная деятельность с воспитателями групп ;
  3. Пропаганда логопедических знаний среди коллектива и родителей;
  4. Пополнение кабинета логопедическими пособиями;
  5. Оформление логопедических уголков по группам.
  6. Самообразование.



Предварительный просмотр:


Аналитический отчет учителя- логопеда МКДОУ детский сад «Сказка» Тарасовой Е.Н. за 2016-2017 учебный год.

В2016 – 2017 учебном году коррекционно- воспитательная работа строилась на основе

  • Программы дошкольных образовательных учреждений  для детей с нарушениями речи, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.А.Миронова,
  • с учётом программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

С учётом дидактических принципов:

  • от простого к сложному,
  • систематичности,
  • доступности
  • повторяемостью материала.

Цель

Преодоление и предупреждение нарушений устной речи у воспитанников ДОО.

В соответствии с поставленной целью поставила перед собой следующие задачи:

  • диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, грамматического строя речи, связной речи;
  • проанализировать устную речь и некоторые неречевые процессы воспитанников и определить причины затруднений в овладении устной речи;
  • разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной речи у воспитанников.
  • оценить эффективность логопедической работы воспитанников зачисленных в логопедическю группу.
  • Разъяснять специальные знания по логопедии среди педагогов и родителей ДОО.

При реализации поставленных задач, учитываю структуру дефекта, психофизические возможности, сензитивные периоды развития и индивидуальные особенности обучающегося.

Для решения поставленных задач применяла следующие формы и методы:

  • Индивидуальное обследование (речевые карты)
  • Консультирование воспитанников, воспитателей и родителей, запись велась в Журнале для консультаций 
  • Коррекционно – развивающие занятия: индивидуальные (2-3раза в неделю), подгрупповые (2-3 раза в неделю),
  • Работа проводилась по следующим направлениям:
  1. Диагностическое направление.

Цель: выявление воспитанников с нарушениями устной речи.

Задачи:

  1. Выявить воспитанников с нарушениями звукопроизношения, фонематического слуха, грамматического строя речи, связной речи, обусловленным первичным речевым нарушением.
  2. Определить пути коррекции по предупреждению и преодолению нарушуний устной речи.
  3. Определить способы получения информации о состоянии устной речи воспитанников:
  • Логопедическое обследование
  • Анализ медико-педагогической документации (просмотр записей в карте развития ребёнка)
  • Экспертные опросы воспитателей, психолога (в рамках данного направления проводилось исследование уровня усвоения общеобразовательной программы ДОО)

I.2. Логопедическая диагностика проведена по следующим направлениям:

  • Обследование звукопроизношения
  • Обследование состояния общей моторики
  • Исследование произвольной моторики пальцев рук
  • Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата
  • Фонетико-фонематических представлений
  • Навыки звукового анализа и синтеза
  • Грамматический строй речи
  • Общих представлений о предметах, времени
  • Сформированность умений работать по словесной инструкции
  • Диагностика сформированности речевой деятельности: владение техникой речи, состояния словарного запаса и представлений об окружающем (пересказ, составление рассказов по картине, серии картин…)

 Диагностический инструментарий:

  1. «Альбом для логопеда, логопедические тесты». О.Б. Иншакова
  2. «Альбом индивидуального обследования дошкольника» . Т.А.Ткаченко
  3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций.
  4. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Н.В. Микляева
  5. Методы обследования речи детей. Г.В. Чиркина
  6. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.Т.А. Фотекова

I.3. Результаты обследования

В соответствии с речевыми нарушениями дети-логопаты были укомплектованы в подгруппы , разработан перспективный план работы, по итогам диагностики проведены консультации для воспитателей и родителей.

Контроль посещения занятий осуществляли учитель-логопед, воспитатели .

  1. Организационная работа

1. В начале учебного года составлен календарный план, график и циклограмма рабочего времени, оформлена другая необходимая документация.

В текущем 2016-2017 учебном году для пополнения образовательной среды  мною были приобретены учебно-игровые комплекты из серии «Самые нужные игры» для логопеда:

  • Слова - синонимы
  • «многозначность слов»
  • Записаны песенки- рычалки.

Так как работа на фронтальных занятиях очень часто строится  на использовании красочного наглядного материала, я пополнила копилку наглядных пособий: «Путешествие в страну алфавита».

Обучающая игра «Буквы наши друзья», Логопедические сказки с картинками.


                                 
III Коррекционная работа.

Цель работы -

Воспитание у детей-логопатов правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов.

Подгруппы комплектовались на основании проведённой диагностики с учётом однородности структуры речевого дефекта.

  По результатам мониторинга речевого развития воспитанников подготовительной и старшей групп комбинированной направленности за 2016-2017 учебный год были выявлены следующие показатели

Результативность освоения коррекционной программы составила:


Коррекционное воздействие осуществлялось на основе четко спланированной работы учителя-логопеда.

Процесс обучения строила от простого к сложному, от известного к неизвестному, выделяя, два последовательных этапа:

подготовительный этап - направлен на формирование общефункциональных механизмов речевой и других видов деятельности (слуховое, зрительное восприятие, внимание…

основной этап - направлен на формирование механизмов речевой деятельности в соответствии с образовательными задачами по другим направлениям коррекционно – развивающего процесса (произношение, лексика, грамматический строй речи, обучение грамоте..)

Индивидуальные занятия носили опережающий характер, так как основная их цель была - подготовить воспитанников к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях.

  • На индивидуальных занятиях проводилась работа по активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
  • подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;
  • постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов, предложений.

  • Объединение и обучение воспитанников в подгруппах проводила используя принцип дифференциации т.е. обучение детей – логопатов в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности.
  • Фронтальные и подгрупповые занятия строила на основе принципа коммуникативности:

- использование на занятиях ситуаций реального общения,

- организация активной творческой деятельности,

- применение коллективных форм работы

- внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий, предусматривающим вовлечение воспитанников в общую деятельность, результатом которой является коммуникация.

Состояние звукопроизношения за 2016-2017 учебный год.


группа

Фонетический дефект

Фонетико-фонематический

дефект

Общее недоразвитие речи и ТНР

Всего

старшая

6

7

2

15

                        Результаты коррекционной работы.

Поступило всего:

15

Диагнозы при поступлении

ФФН

7

ФНР

 6

ОНР 2 уровня

2

Заикание

-

Стертая форма дизартрии
(всего из выше перечисленных)

-

С какой речью выпущены дети

Выпущено всего

11

С хорошей речью

10

Со значительными улучшениями

1

Без улучшений

-

Оставлены для продолжения обучения

Оставлено всего

3

Выбыло

1

 

Научно-методическая работа


Свою методическую работу я провожу на основании годового плана и вопросов,  возникающих в ходе работы с детьми, воспитателями и специалистами. Взаимодействие специалистов и воспитателей в дошкольном учреждении считаю необходимым условием для полноценной и  эффективной  работы, направленной на достижение положительных результатов. Более тесное взаимодействие у меня, как у логопеда происходит с воспитателями логопедической группы и педагогом – психологом. Все запланированные консультации и практикумы были особенно востребованы у воспитателей, они с большим интересом и ответственностью подходили ко всем практическим вопросам. Были проведены следующие консультации для воспитателей и педагога-психолога:

« Что нужно знать педагогу-психологу о ребёнке с нарушениями речи»

«Использование артикуляционных упражнений на занятиях»

«Развитие фонематического анализа и синтеза и дошкольников с ТНР.»

В мае месяце  даны рекомендации каждому родителю по закреплению полученных навыков и умений на летний период.

В течение года родителям предлагались памятки («закрепление результатов логопедической работы», требования к речи взрослого), рекомендации.

Открытые мероприятия, показывают результативность работы логопеда. Родителям очень нравится видеть своих детей в работе, логопеду приятно показать результаты своего труда.

На протяжении всего учебного года я регулярно давала индивидуальные задания для каждого ребенка в тетрадях, для привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у детей; закреплению  полученных знаний, речевых умений и навыков. Хочется отметить, что родители ответственно относились к данной работе,  и как следствие это отражалось на времени и качестве достигнутых результатов в коррекционном процессе.

«Логопедическая игротека».

Данный вид взаимодействия заключается в знакомстве родителей детей-логопатов с логопедическими играми и через «включённое» наблюдение помогает увидеть им процесс речевого развития собственного ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить затруднения. С играми родители могли познакомиться через информацию в «Уголке логопеда»

  В течение года мною были предложены следующие консультации: «Как выполнять домашние занятия », «О необходимости общения с ребенком», « Развитие тонкой моторики» с использованием видеотеки

С целью взаимосвязи с другими специалистами ДОО осуществлялись следующие мероприятия:

1. Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций — в сроки обследования.

2. Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития — по результатам мониторинга.

3. Проводилось индивидуальное консультирование родителей и специалистов ДОО (по графику работы логопеда).

4. Организовывалось присутствие родителей во время обследования; сообщение родителям результатов обследования.

2.Выступления на родительских собраниях:

  В работе с родителями использую различные способы и методы воздействия: уголок учителя-логопеда является одним из способов подачи информации, тетради для индивидуальных заданий, анкетирование родителей, родительские собрания, открытые мероприятия.

  • Результаты диагностики речевого развития воспитанников старшей группы (октябрь).
  • В родительском уголке вывешивался «Экран звукопроизношения», «Контроль родителей за звукопроизношением детей»;
  • Индивидуальные консультации для родителей по их запросам.
  • В январе провела родительское собрание с показом логопедического занятия , в конце учебного года проведено итоговое занятие- концерт.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу специалиста за прошедший учебный год, результаты диагностики воспитанников, можно сделать вывод, что задачи, поставленные специалистом в начале учебного года, решены, намеченные цели достигнуты.

Учитель-логопед: Тарасова Е.Н.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Сказка»

Аналитический отчет учителя-логопеда Тарасовой Е.Н.

за 2017-2018 учебный год

В течение года логопедическая работа велась по следующим направлениям:

  •  диагностическая работа;
  •  коррекционно-развивающие занятия;
  •  консультативная деятельность;
  •  организационно-методическая деятельность;
  •  работа по самообразованию.
  1. Диагностическая работа проводилась в начале учебного года с целью комплектования логопедической группы для коррекционной работы, а также обследование, на основании которого осуществлялось предварительное зачисление в логопедическую группу. В начале учебного года было обследовано 27 детей, из них на логопедический пункт зачислено 17 воспитанников.

В процессе обследования речи детей были выявлены следующие речевые нарушения:  ОНР II ур.-1, ОНР III ур. - 3, ФФН - 4 и ФНР – 7,ФД- 2

У всех детей нарушено звукопроизношение, у большинства - недостаточно сформированы фонематические процессы, навыки словообразования, имеются аграмматизмы. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок и пересказе у детей возникли трудности в лексико-грамматическом оформлении текста. Таким образом, на основе данных логопедического обследования сделан вывод, что детям необходима комплексная помощь всех специалистов и родителей.

На каждого ребенка заведена речевая карта с перспективным планом работы.

В конце учебного года проводилась итоговая диагностика с целью мониторинга эффективности логопедической работы. Результаты диагностики показывают, что у всех детей наблюдается положительная динамика речевого развития.

Выпущено 14 воспитанников, 3 оставлены в логопедической группе для продолжения коррекционной работы в следующем учебном году.

  1. Коррекционно-развивающие занятия проводились в рамках программы «Логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей 5-7 лет в условиях логопункта».

В течение года проводились подгрупповые занятия по развитию фонематических процессов, лексико-грамматических категорий, связной речи и индивидуальные занятия по коррекции дефектов звукопроизношения, развитию речевого дыхания, мелкой моторики и высших психических функций.

В ходе проведенной коррекционно-развивающей работы, многие дети овладели правильным звукопроизношением и словообразованием, умением четко высказывать свои мысли, более полно пересказывать предложенные тексты, улучшилось понимание логико-грамматических конструкций.

Результативность коррекционно-развивающих занятий можно проследить в следующей таблице:

Группа

Из низ зачислено в логопедический пункт

Количество детей, выбывших из логопункта

ОНР

ФФН

ФД и

ФНР

Заика

ние

С

хорошей

речью

Со значит.

Улучше

ниями.

 

Оставлены      для продолжения

старшая

4

4

9

-

12

1

3- (ОНР)

В течение года принимала участие в семинарах и родительских собраниях, проводила консультативную работу с родителями и воспитателями. Была в составе творческой группы участника « Педагог года 2018».  Участница заняла 1 место в районном конкурсе и 5 место в Республиканском конкурсе.

  1. Консультативная деятельность включала в себя работу с родителями и педагогами.

Победа над речевыми дефектами возможна только усилием всех участников процесса коррекционного обучения и значимую роль в этом процессе играют родители, поэтому ведутся индивидуальные логопедические тетради на каждого ребенка, в которых записываются упражнения, рекомендуемые логопедом для выполнения дома.

Совместная работа с педагогами осуществляется на всех этапах работы с ребенком, начиная с первичного обследования, о результатах которого педагоги ставятся в известность. Систематически информируются педагоги о специфике и

содержании коррекционно-развивающей работы с детьми, и одновременно получаю информацию об успехах и неудачах детей. Организационно-методическая деятельность включала в себя следующее:

  •  оформление логопедического уголка в группе;
  •  изготовление методических пособий и дидактических игр для работы с детьми;
  •  оформление документации учителя-логопеда (речевые карты на каждого ребенка-логопата, журнал учета посещаемости логопедических занятий, журнал движения детей на логопункте, календарно-тематическое планирование подгрупповых занятий по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков у детей 5-7 лет с ФФН и ОНР; список детей с речевыми нарушениями по ДОУ, список детей по подгруппам на каждый период, перспективный план работы на каждого ребенка индивидуально, индивидуальные тетради на каждого ребенка для выполнения домашних заданий, бланк индивидуальной работы по звукопроизношению на каждого ребенка, годовой отчет работы).
  •  планирование и разработка индивидуальных логопедических программ;
  •  участие в педсоветах;
  •  составление статистического отчета.