3. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта. 3.1 Выступления, открытые занятия на семинарах, конференциях

Тарасова Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

Публичное выступление

 « Читающий ребенок: как вернуть интерес к чтению?»

Наша страна в 70-80 годах была самой читающей в мире.

Практически в каждой семье были домашние библиотеки. В настоящее время ситуация изменилась не в лучшую сторону. Чтение для детей стало похоже на повинность, на возможность заработать разрешение поиграть в компьютерные игры.  

Почему дети не хотят читать? Почему нет желания слушать чтение взрослого? Нет, не у всех, конечно, но статистика не радует.

   Ребенок самостоятельно не пристрастится к книге. Приобщить его к этому огромному богатству должны мы, взрослые. Основной задачей  является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, заразить маленького слушателя эмоциональным отношением к прочитанному.

   Так, народный фольклор вызывает интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим.

     В сказках, стихах, рассказах И. Бунина, С. Есенина, М. Пришвина, В. Бианки и других поэтов и писателей раскрывается красота родной природы, выражается лирическое чувство. Воспитать настоящего патриота, человека, без любви к родине, природе просто невозможно.

  Стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне – являются одной из важной составляющей патриотического воспитания. Это стихи А. Твардовского, С. Михалкова, рассказы А. Гайдара, А. Митяева о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками.

      Постепенно у детей  формируется художественный вкус.

    Воспитанники учатся понимать литературные произведения и посредством этого формируются как личность.

       Это должны осознавать, в первую очередь, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и прививают ему любовь к художественной литературе, учат ребенка любить сам процесс чтения.

 Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

    Чтение художественной литературы в дошкольном учреждении продолжает первичное домашнее, семейное чтение. Семейное чтение - это лучший вид коллективного общения. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного.

        Но, к сожалению, традиции семейного чтения практически  утрачены, я считаю, что мы, педагоги, должны проводить работу по возрождению семейного чтения, чтению в удовольствие, а не звучащему как наказание. Замечательная семейная традиция «чтений перед сном», « семейного часа чтения»  постепенно перерастает в желание ребенка постигать красоту мира с помощью книги.

  Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Следовательно, на сегодняшний день возрождение традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.

    Что же еще мы, педагоги можем и делаем для того, чтоб развить у детей любовь к слушанию, а, впоследствии, и чтению самостоятельно.

  У нас родилась идея - проект совместно с родителями создать  мини-библиотеку в нашем учреждении. Для чего это нужно? Для того, чтоб разнообразить выбор воспитанников в литературе. Помимо программного материала дети  смогут самостоятельно предложить воспитателю ту книгу, какую им захочется услышать. Так же они смогут взять книгу на дом. Это удобно, так как не все родители готовы посещать с детьми детскую библиотеку.

Первым этапом проекта стала акция среди педагогов детского сада « Подари детям книгу». Это не обязательно новые книги. Это книги, которые непременно принесут детям радостные минуты общения с любимыми героями.

Вторым этапом проекта стало продолжение акции « Подари детям книгу» среди родителей. Акция продолжается.  

 Чтоб чтение не осталось просто чтением, а материал запомнился и закрепился, дети научились сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивали  связную речь, нравственные качества, педагоги используют дидактические игры. 

Например, « Путешествие по сказкам» -это простые загадки, для разгадки которых нужно знать тексты сказок.

« Он разбойник, он злодей, свистом он пугал людей» Соловей- разбойник.

« Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?»

 « Сказочные клубочки» -  « Сколько сказок свернулось в клубок?»

« Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка яичко. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может».

- Угадай сказку по трем словам:

« Коза, козлятки, волк»-   ( « Волк и семеро козлят»)

« Алёнушка, козленок, колодец» - « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Для пересказа  используются мнемотаблицы и пиктограммы.

Особенно нравится детям инсценировка сказок, выступления с чтением стихов наизусть.

         В заключении хочу отметить, что мне бы хотелось сказать –  

Любите книги, читайте книги, пусть забытая фраза , фраза моего детства «Книга-лучший подарок» снова обретет смысл , передавайте эту традицию из поколения в поколение. Чтобы ваши внуки читали с гордостью строки из стихотворения Давида Кугультинова


В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке словно дом…
Обложку-дверь откроешь второпях – 
И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…

       Давид Кугультинов.

Выход детей. Звучат стихи о любви к чтению и о Родине.

Песня «Солнечный круг».



Предварительный просмотр:

Мастер- класс.

Использование песенного материала на логопедических занятиях.

Целью и необходимостью к использованию данного материала послужило:

 - Автоматизация звуков посредством использования логопедических сказок и песенного материала.

- Формирование интереса к занятиям.

- Развивать творчество детей на логопедических занятиях.

- Побуждать детей к драматизации на занятиях.

- Подключать родителей к коррекционному процессу.

Задачи:

 - Показать детям разновидности приемов автоматизации звуков и применение их в детской жизни;

 - Сплотить детский коллектив общим делом;

 - Привлечение родителей к коррекционному процессу.

На логопедических занятиях часто используется различный речевой материал для автоматизации поставленных звуков. Иногда случается так, что процесс автоматизации затягивается, а речевой материал становится детям не интересен. Тогда на помощь приходят разные приемы: сказки, «сочинялки» на определенный звук, ну и, конечно, песенки. В основном, все дети любят петь. Иногда они стесняются вначале, но, так как коллектив уже устоявшийся, дети начинают проявлять себя творчески. Занятия проходят на подъеме, дети ждут того момента, когда нужно будет петь. Раньше мы пели только по окончанию коррекционного процесса, но я решила ускорить встречу детей с песней и продумать такой вариант, при котором мы будем заниматься этим чаще.

Родилась идея – петь песни на каждый автоматизируемый звук, выделяя именно его. Да, вначале это кажется нелепым и смешным, но, немного привыкнув, ребята с огромным удовольствием работают на занятиях с применением песенного материала.

Параллельно первой теме, считаю актуальной  и вторую. Дети- это просто дети. Они очень любят сказки и стишки. Выполнять просто одни и те же упражнения на занятиях становится утомительно и неинтересно. А упражнения, которые делают разные герои сказок - жучки, бабочки, кузнечики,- уже интересны и веселы. Ребята с огромным удовольствием любят сами сочинять истории и сказки . Детская фантазия дает возможность преображать  любой вид деятельности.

E:\шипелка\картинки на шш.jpg

Я предлагаю вам на примере всем знакомой песнки  В. Сердючки

« Пирожок» представить фрагмент автоматизации звука [Ш].

Итак, все помнят мотив незамысловатой песенки? Тогда начинаем.

Текст будет простой. Каждая фраза будет начинаться так: « Маша шла, шла, шла…( затем называется предмет, нарисованный на картинке), в мешок положила и дальше пошла. Не забываем выделять звук [Ш].

Готовы? Приступим.

Маша шла, шла, шла, шишку нашла, в мешок положила и дальше пошла.

Маша шла,шла,шла, мишку нашла, в мешок положила и дальше пошла.

Маша шла, шла, шла,кувшин нашла, в мешок положила и дальше пошла…

И так до конца песенки.