Работа с родителями.

Тарасова Елена Николаевна

На этой странице можно ознакомиться с материалом, помогающим сотрудничать с родителями воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа родительского собрания с учителем-логопедом с элементами сказкотерапевтического занятия по снятию уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Цели:

1. Снятие у ребенка эмоционального дискомфорта;

2. Включение ребенка во взаимодействие с коллективом сверстников;

5. Снижение уровня тревожности;

6. Развитие эмоциональной сферы;

7. Развитие умения к преодолению трудностей.

8. Знакомство родителей с некоторыми приемами снятия тревожности.

Добрый день, уважаемые родители! Всем известно, что детей, особенно перед школой могут посещать страхи, тревога и даже агрессия. Работа учителя-логопеда не ограничивается только постановкой и автоматизацией звуков, развитием фонематического слуха, внимания и памяти. Сегодня я предлагаю вам погрузиться в мир детства, поддержать своих детей.

(Приглашаются дети).

I. Попадание в сказку. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну  Счастландию. В этой стране жители веселые и дружные. Вы готовы? Тогда возьмитесь за руки и закройте глаза.

Итак, вот летят облака. Сейчас мы на них заберемся и двинемся в путь. Вот это облачко, белое и пушистое, похожее на барашка, на нем летит…, а вот облако большое и оно, кажется, похоже на доброго кита. На нем хочет полетать…, а вот летит маленькая стрекозка, на ней полетит…и т.д. в путь! Пролетаем над волшебной страной Фей, над долиной Радости, над озером Добра. А сейчас мы, наконец, прибываем в страну Счастландию.

II . Сочинение сказки.

Вы можете открыть глаза, вас встречает местный житель дедушка Говор.

- Здравствуйте, ребята, мне нужна ваша помощь. В нашей стране жители забыли все сказки и стали грустными. Все знания вернутся, если все вместе мы сможем придумать новую сказку о добре.

( Ребята вместе сочиняют сказку, передавая друг другу волшебное перо писателя.)

 III. Рисуем сказку.

Теперь, чтоб закрепить начатое, я попрошу вас нарисовать злодея, который похитил сказку.

(Дети садятся вокруг ватмана и совместно рисуют злодея, выплескивая страх и негатив.)

-Ну, вот, спасибо, ребятки, теперь дедушка Говор очень рад, потому, что жители Счастландии вспомнили сказки и то, как можно их сочинять.

IV. Все, как один в одной лодке.

- Ну, вот, теперь мы все вместе поплывем по реке Веселья. Сядьте друг за другом, держитесь за плечи соседа и поплывем вместе!

- Раз, два, три- влево поверни- дети наклоняются влево.

- Четыре, пять, шесть, семь - правее повернемся все!

Дети повторяют движения за педагогом.

V. Возвращение из Счастландии.

А теперь я предлагаю вам закрыть глаза и вернуться в детский сад. А чтоб вы запомнили наше приключение, вот вам листы бумаги и карандаши. Вы сможете нарисовать в группе свою новую сказку.

Прыгайте на свои облака и в путь!

(Дети возвращаются из путешествия.)

-Уважаемые родители, сегодня вы посмотрели на то, как можно непринужденно общаться со своим ребенком, почувствовали себя на их месте и теперь вы готовы играть с ними вместе для устранения тревожности и страхов. Будьте всегда рядом, поддерживайте своих детей!



Предварительный просмотр:

    Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня наш разговор пойдет о будущем. Нашим детям предстоит отправиться в путешествие. Дорога не простая – наши «малыши» скоро превратятся в школьников. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

-хорошее физическое развитие ребенка;

-развитый физический слух;

-развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

-нормальное функционирование ЦНС;

-владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);

-произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

-познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

-коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислю их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный – согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

     Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

   Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, р – л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме). У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

 У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

В летний период вашей задачей должна стать максимальная психологическая подготовка детей к новой жизни. Вы можете повторить все, что мы делали с ними на логопедических занятиях. Играйте, обучайте. А лучше, играя, обучайте.

Удачи вам!



Предварительный просмотр:

                            Анкета для родителей.

1. Что беспокоит Вас в речевом развитии вашего ребёнка?

а) некрасивая речь;

б) ребёнок переживает, «комплексует»  из-за невнятной, некрасивой речи;

в) дальнейшее обучение ребёнка в школе;

г) другое_____________________________________________________

2. Как ребёнок относится к своему речевому дефекту?

а) не замечает;

б) замечает, но не реагирует;

в) очень переживает.

3. Как ребёнок относится к своим успехам в обучении?

а) не замечает их;

б) замечает, но равнодушен к ним;

в) рад  успехам, делится своей радостью.

4. Нравится ли ребёнку занимается с логопедом?

а) да;

б) нет;

в) по- разному.

5. Произошли ли изменения в речи вашего ребёнка за время посещения им

логопедических занятий?

а) да;

б) нет.

6. С удовольствием ли ваш ребёнок выполняет домашние задания логопеда?

а) да;

б) нет;                           в) когда как.

7. Какие трудности испытывает ваш ребёнок, выполняя задания логопеда дома?

а) никаких;

б) трудности при выполнении артикуляционной гимнастики;

в) трудности в правильном произношении поставленных звуков;

г) трудности в произношении слов, предложений;

д) трудности при заучивании стихов, потешек;

е) другой  вариант __________________________________________________

8. Какие трудности испытываете Вы, выполняя с ребёнком задания логопеда дома?

а) не испытываете трудностей;

б) трудности при выполнении артикуляционной гимнастики;

в) трудности в правильном произношении поставленных звуков;

г) трудности в произношении слов, предложений;

д) трудности при заучивании стихов, потешек;

е) другой вариант___________________________________________________

10. Исправляете ли Вы речевые ошибки своего ребёнка?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

11. Посещали ли вы консультации учителя- логопеда и нуждаетесь и в них?

а) да;

б) нет.

дата заполнения анкеты ______________