Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Доржиева Туяна Бубеевна

Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся .

Работу по выявлению и развитию способностей выстраиваю с помощью:

- инструментальной диагностики;

-педагогического наблюдения;

  • изучения результатов деятельности (работ учащихся);

-диагностики познавательных интересов;

  • «пробы сил» в том или ином виде деятельности;

-наблюдения за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности;

  • индивидуальных бесед с детьми и родителями;
  • анкетирования, диагностической методики для выявления способностей обучающихся, заданий творческого характера.

Для определения способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности применяю методики, созданные А.И. Савенковым:

  • «Оценка общей одаренности»;
  • «Характеристика ученика»;
  • «Карта одаренности»;
  • Анкета одаренности (предлагаю заполнить родителям);
  • Оценка одаренности самими учащимися (заполнение «Карты интересов для младших школьников»);
  • «Интеллектуальный портрет»;

-выявление творческих способностей через анализ продуктов деятельности ( рисунков, поделок, творческих работ) учащихся;

  • Диагностика способностей к обучению (тесты )
  • «Оценка уровня школьной мотивации» по методике Н.Г. Лускановой;
  • Анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года;
  • Анализ портфолио учащихся, отражающий творческие способности ребенка.

Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность; включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии, формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности (учу детей планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений, после чего учащиеся принимают участие в НПК как школьного так и муниципального уровня, подбираю дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня; разноуровневые домашние задания . Развиваю способности детей, с целью реализации в обучении и в повседневной жизни. Применяю активные формы уроков: уроки-конкурсы, уроки - викторины, урок-игра, урок-проект . Использую в своей практике такой способ развития способностей, как дифференциация по широте и глубине изучаемого материала, а также творческие задания. Всё это направлено на то, чтобы дети смогли раскрыть свой потенциал.

Одной из форм с одарёнными детьми считаю научно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся. Готовясь к участию в научно-практической конференции, школьники развивают многие метапредметные качества. Ничто так не развивает личность, как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, выступает перед аудиторией, отстаивает свою точку зрения. Проектная и исследовательская деятельность развивает ребёнка в целом.

Стараюсь создать благоприятные условия, позволяющие детям реализовывать свои интересы и потребности, проявлять гражданскую и нравственную позицию. Мои ученики всегда имеют возможность свободно воплощать свои задумки. Систематически провожу мониторинговые исследования, что способствует более дифференцированному подходу к личности ребенка. Большое внимание уделяю работе с детьми социального риска, профилактике правонарушений, оздоровлению детей. Постоянно поддерживаю связь с родителями, ищу и нахожу новые формы работы.


Результаты внеурочной деятельности обучающихся в конкурсах

Учебный год

Название конкурсных мероприятий

Уровень мероприятия

Кол-во участников

Результат (участие, наличие победителей, призёров, лауреатов )

                                                                           Очные

2014

«Юный Архимед»

Муниципальный

1

участие

2014

«Быстрый счёт»

Муниципальный

1

участие

2015

«Ученик XXI века- пробуем силы, проявляем способности»

Муниципальный

1

участие

2015

Конкурс рисунков «Зимний пейзаж»

Муниципальный

2

1 место Вороная Кира, 3 место Первалова Иринае

2015

Олимпиада по логике «Орешки для ума»

Муниципальный

1

участие

2016

Конкурс поделок «Альтернативная ёлка»

Республиканский

13

Номинация «Макси ель» Протопопов Николай

2016

Фестиваль юных знатоков фольклора «Игры Белого месяца»

Муниципальный

2

участие

2016

Конкурс творческих работ «Здравствуй, Белый месяц!»

Муниципальный

1

3 место Алагуева А

2016

Конкурс вокалистов «Лучики солнца»

Международный

4

участие

2016

Турнир по бурятской народной игре  «Шагай наадан»

Муниципальный

2

участие

2016

Олимпиада по краеведению «Знай и люби свой край!»

Муниципальный

3

участие

2016

Игровая программа «Олимпийские звёздочки 2016 »

Муниципальный

6

3 место 1б класс

2016

Конкурс «Пасха красная»

Муниципальный

3

участие

2017

Конкурс «Быстрый счёт»

Муниципальный

1

участие

2017

VI Республиканская командная олимпиада младших школьников «Байкальчонок 2017»

Республиканский

2

1 место Найденков Данила, Вороная К

2017

Олимпиада по экологии и защиты природы «Экознайка»

Республиканский

2

участие

2017

Экологический практикум «Юннат»

Республиканский

2

участие

2018

Олимпиада по русскому языку

Муниципальный

1

участие

2018

Конкурс творческих работ «Космос глазами ребёнка»

Муниципальный

2

1 место Найденков Д

2018

XIV НПК «Первые шаги»

Республиканский

1

3 место Найденков Д

2018

Очно-заочная олимпиада по агронаправлению

Всероссийский

3

1 место Найденков Д

2019

Фестиваль творческих открытий  и инициатив «Леонардо»

Всероссийский

1

1 место Найденков Д

2019

Шашечный турнир «Юный шашист»

Муниципальный

4

3 место Шестаков А

2019

 II олимпиада по логике

Международный

4

1 место  Шестаков А

2019

Конкурс по русскому языку «Грамматик -2019»

Муниципальный

1

участие

Заочные

2015

Игровой конкурс по литературе  «Пегас»

Всероссийский

4

3 место Данилов А

2015

Биолого-географическая викторина «Смешанные и широколиственные леса»

Всероссийский

2

участие

2015

Конкурс по русскому языку «Альбус»

Всероссийский

4

3  место Соловьёва А

2016

Конкурс по истории Бурятии «Гуламта»

Межрегиональный

3

2 место Найденков Д

2016

Олимпиада по предмету (окружающий мир) ФГОС тест

Всероссийский

3

1 место Балданова Д

2017

Конкурс по истории Бурятии «Гуламта»

Межрегиональный  

7

1, 2 места Лифантьева А, Балданова Дулма

2017

Математический конкурс-игра «Кенгуру»

Международный

2

3 место Шестаков А

2017

Конкурс по естествознанию «Гелиантус»

Международный

10

1-3 места Шестаков А, Бадмаев И, Усов О

2017

Игровой конкурс по естествознанию «ЧиП»

Международный

5

участие

2018

Конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке»

Международный

1

2 место Найденков Д

2018

Конкурс пор русскому языку «Русский медвежонок»

Международный

3

участие

2018

Конкурс по истории Бурятии «Гуламта»

Межрегиональный  

2

3 место Лифантьева А

2018

Конкурс по предметам «Лисёнок»

Международный

10

1-3 места Петров Т, Захарова Е., Лобанов П и др.

2019

Конкурс по математике «Кенгуру выпускникам»

Международный

4

участие

2019

«Пегас», «Астра», «Наукоград»

Международный

15

Ожидание




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СВОЯ ИГРА Интеллектуально-познавательная игра

Слайд 2

Ребусы Смекай, гадай, решай Литературные герои Анаграммы 20 40 50 30 10 50 50 50 40 30 20 10 10 40 30 20 20 30 40 10 ПЕРВЫЙ ТУР

Слайд 3

Ребусы Смекай, гадай, решай Литературные герои Анаграммы 10 10 10 10 20 20 20 20 30 30 30 30 40 40 40 40 50 50 50 50 ПЕРВЫЙ ТУР

Слайд 4

Перевёртыши Разминка с часами Знаменитости Собачья жизнь 20 40 50 30 10 50 50 50 40 30 20 10 10 40 30 20 20 30 40 10 ВТОРОЙ ТУР

Слайд 5

20 40 50 30 10 50 50 50 40 30 20 10 10 40 30 20 20 30 40 10 Перевёртыши Разминка с часами Знаменитости Собачья жизнь ВТОРОЙ ТУР

Слайд 6

20 40 30 10 10 40 30 20 20 30 40 10 Колесо истории Да - нет Птицы ФИНАЛ

Слайд 7

20 40 30 10 10 40 30 20 20 30 40 10 Колесо истории Да - нет Птицы ФИНАЛ

Слайд 8

ВСЕМ СПАСИБО! ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ !!

Слайд 9

На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?

Слайд 10

Стол стоит на расстоянии 4-х метров от шкафа. Сколько метров будет между ними, если стол и шкаф передвинуть на 2 метра вправо?

Слайд 11

Продремав полдня, кот Матроскин проснулся в 3 часа. - Шарик, я не проспал? Не пора ли нам отправляться в поле за коровой? - Ещё рано: её надо доить через 4 часа. - Бедная Бурёнка заждалась нас. Когда же мы пойдём? - Мы выйдем из дома ровно за час до вечерней дойки. - Когда Матроскин и Шарик выйдут из дома?

Слайд 12

У Серёжи в кармане 2 монеты на общую сумму 6 рублей. Одна из монет не пятирублёвая. Какие это монеты?

Слайд 13

У кошки их два, у собаки и коровы – три. А сколько их у дога?

Слайд 14

Л = Р

Слайд 19

Как звали сына царя Салтана в сказке Пушкина?

Слайд 20

Как звали мужичка, который ведром поймал говорящую рыбу?

Слайд 21

Этот сказочный герой был другом Редиски и Вишенки. Как его зовут?

Слайд 22

Сказочный мореход, сражавшийся с циклопами.

Слайд 23

Новый вид животного выведенного в книге Эдуарда Успенского?

Слайд 24

ЯМКА

Слайд 25

ШПАЛА

Слайд 26

МАРШ

Слайд 27

ТОРС

Слайд 28

АРКА

Слайд 29

Сумма двух рядом стоящих цифр на циферблате часов равна 21. Какие это цифры?

Слайд 30

Когда сутки короче – летом или зимой ?

Слайд 31

Сколько времени будет отсутствовать дома человек, вышедший из дома в полдень, а вернувшийся в полночь?

Слайд 32

Сейчас ровно 8 часов. Сколько будет времени, если поменять часовую и минутную стрелку местами?

Слайд 33

Если минутная стрелка из 12 часов переместилась на прямой угол, то сколько прошло времени?

Слайд 34

Сытый как заяц.

Слайд 35

Имей одну копейку, а не имей одного врага.

Слайд 36

Многие в лесу бойцы.

Слайд 37

Новый враг хуже одного старого.

Слайд 38

Обжорство - дядька

Слайд 39

Поэты: Чуковский…… . Барто…… .. Пушкин … ..

Слайд 40

Литературные герои: Сойер…… Крузо .. … Перестукин … .

Слайд 41

Певцы и певицы: Пугачёва …. Киркоров…… Королёва ……

Слайд 42

Писатели: Успенский…… Житков……… Носов………

Слайд 43

Новый враг хуже старого Композиторы: Бах…… Бетховен…… Кабалевский……

Слайд 44

Как называется домик собаки?

Слайд 45

Как звали собаку дяди Фёдора?

Слайд 46

Как звали собаку Мальвины?

Слайд 47

Как звали собаку, которая сопровождала Элли в изумрудный город?

Слайд 48

Назовите три «профессии» собак?

Слайд 49

Мясо овцы называется овчина.

Слайд 50

На зебрах водятся полосатые блохи .

Слайд 51

Крабы поднимаются на поверхность воды на дельфинах .

Слайд 52

Маленькие крокодильчики могут взбираться на деревья.

Слайд 53

Эта птица никогда не строит для себя гнезда, соседкам яйца оставляет и о птенцах своих не вспоминает.

Слайд 54

Он в своей лесной палате носит пёстренький халатик, он деревья лечит, постучит и легче.

Слайд 55

И петь не поёт, и летать не летает. За что же тогда его птицей считают?

Слайд 56

Эта птица встречается на току. Она издаёт различные пощёлкивания.

Слайд 57

Назовите имя московского князя, который носил на поясе кожаный мешочек с деньгами.

Слайд 58

Назовите имя самого необычного царя, который знал 15 ремесленных специальностей ( столяр, плотник и др.)

Слайд 59

Назовите имя французского императора, напавшего на Россию в 1812 году.

Слайд 60

Назовите первого русского царя. В народной памяти он останется жестоким, кровожадным, безжалостным. За свои дела он получил соответствующее прозвище.



Предварительный просмотр:

Путешествие в страну Читалию

Цель: формировать и развивать интерес к чтению книг;

          развивать умение находить правильные ответы;

          учить работать в коллективе, сообща принимать решения, проявлять личную                

          инициативу, высказывать свое мнение  аргументированно.

Ход игры:

           Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в стране Читалии. Сегодня мы проводим литературный ринг. Прежде чем начать состязание, команды должны придумать название и девиз. Теперь выберите капитана. Прошу капитанов подойти ко мне. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи, надеюсь во время игры  команды узнают много нового и никто не останется в проигрыше. Оценивать будет жюри. Итак, в добрый путь!

Первый раунд «Разминка»

Вам будут даны вопросы, ваша задача дать как можно больше ответов правильных. Если не знаете ответа, говорите «дальше»

1 команда

1.Где спрятался седьмой козленок?

2.Какого цвета волосы у Мальвины?

3. Название города, где жил Незнайка?

4. Кто написал сказку «Колобок»?

5. Герой сказки, который жил на крыше?

6.Кличка пуделя в сказке «Приключения Буратино»?

7.Подарок пятачка ослику Иа?

8. Из чего фея сделала карету для Золушки?

9. Сестрица Иванушки?

10.Что в сказках всегда наказывается ?

11 В какой сказке девочка идет зимой в лес за цветами?

12.Что купила Муха-Цокотуха?

13.Профессия старика, который поймал золотую рыбку?

14. Где нашел хвостик Иа?

15.Какое лекарство любил Карлсон?

16. Как звали отца Буратино?

2 команда

1. Кто тянул репку перед Жучкой?

2.Кого поймал Емеля?

3.Птица, которая спасла Дюймовочку?

4.Кем в итоге оказался гадкий утенок?

5.Чем угощала лиса журавля?

6.Кто съел Красную Шапочку?

7.Любимый инструмент Незнайки?

8.Кто помог Золушке выбирать чечевицу?

9. Какая птица доставила Айболита в Африку?

10. Кто одолел Тараканище?

11. Грызун, похожий на зайца,приятель Винни-Пуха?

12. Какого роста был Конек-Горбунок?

13. Кто жил в лампе Алладина?

14. Кто говорил:  «Не садись на пенек»

15.Как звали черепаху в сказке «Приключения Буратино»

16. Где прятал ключ синьор Помидор?

Второй раунд «Поэзия»

Мы посвятим страничку такой области в стране Читалии, с которой человек знакомится с малых лет. Это поэзия. Еще маленькими мы слышим стихи. Став старше, сами учим стихи наизусть. Цель поэзии- дарить людям приобщение к искусству. Спасибо поэзии, что она не дает уснуть всему хорошему, что есть в человеке.

 Каждая команда продолжит стихотворение, первую строку которого я прочитаю (выразительное чтение)

1. Наша Таня громко плачет….

2.Идет бычок качается…

3. Зайку бросила  хозяйка…

4. Уронили мишку на пол…

Внимание! Приготовьте ручки. Сейчас мы проведем игру «Буду поэтом». Вам нужно придумать четверостишие на заданные рифмы…

не обижаю,

приглашаю,

играю,

угощаю.

Третий раунд «Детектив».

Он посвящен области Читалии под названием «Детектив». Детективы любят все. Все восхищались храбростью Коломбо, догадливостью Эркюля Пуаро, проницательностью Шерлока Холмс. Сейчас вам на время придется стать сыщиками, как Холмс, и расшифровать полученное письмо.

Нам стало известно,

что праздник у вас

И нам интересно

приехать сейчас,

Увидеть ребят этих,

умных и милых,

Их знания проверить,

Проверить их силы.

Вы знаете, что у каждого уважающего себя сыщика есть специальная картотека, куда он заносит сведения об интересующих его людях. Есть такая картотека и у меня. В этом конверте хранятся словесные портреты персонажей знакомых вам книг. Вы должны узнать литературного героя.

Физминутка

А сейчас начинаем четвертый раунд «Разгадай-ка».

Вам нужно вспомнить, в каких произведениях упоминаются следующие предметы:

 

1 команда

 Кувшин («Лиса и журавль»)

Горошина («Принцеса на горошине»)

цветок («Аленький цветочек»)

мочалка («Мойдодыр»)

2 команда

Сапоги(« Кот в сапогах»)

Яйцо («Курочка Ряба»)

Азбука («Золотой ключик»)

Самовар («Муха –Цокотуха»)

Конкурс капитанов 

«Нарисовать с закрытыми глазами сказочного персонажа; расказать наизусть любое стихотворение»

В комнату находок поступило много разных вещей. Великие сыщики! Надо разыскать их владельцев, сообщить их имена и адреса. Адрес – это название книги, героем которой является владелец данной вещи.

«Маленькая хрустальная туфелька; орешек, который любит грызть один пушистый зверек, умеющий петь; ключ из золота, открывающий дверь; волшебная обувь, помогающая передвигатся так быстро, как захочешь».

             Ребята, вы прекрасно знаете литературные произведения, а также их героев, которые попадают в невероятные истории. Некоторых представят наши ребята. А команда-соперник угадает, из какого произведения этот отрывок.

Пятый раунд «Ты мне, я тебе».

        Для подведения итогов нашей встречи слово предоставляется жюри. Итоги подведены. А теперь мы с вами подумаем, что же нам дала эта встреча. Мы проверили себя на смекалку и сообразительность, побывали в разных областях литературы. И не важно, кто сегодня победил, вспомним благородный девиз греческих олимпиад: «Главное не победить, а участвовать». А теперь я благодарю всех вас за участие и хочу закончить словами:

Книжек в мире много разных,

Интересных и смешных,

Приглашаем вас ,ребята,

Прочитать побольше их.

Надеюсь, что после нашей игры вы будете читать еще больше различных книг. Удачи вам!

Шадрина Оксана Александровна,

Учитель начальных классов,

Карасуская ОШ,

Жаркаинский район,

Акмолинская область.

       



Предварительный просмотр:

Интеллектуальная  игра

«Умники и умницы»

для 3 класса

Разработала Доржиева Т.Б.

учитель начальных классов

“Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства”

Станислав Теофилович Шацкий, советский педагог

Интеллектуальная  игра «Умники и умницы»

Цели и задачи

Привлечь к активному участию обучающихся 3 классов; способствовать развитию у обучающихся умения строить логические умозаключения, искать закономерности, анализировать условия заданий;

создать условия для развития навыков работы в команде.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование.
  2. Мультимедийная презентация.
  3. Карточки.
  4. Цветные карандаши, ручки.
  5. Секундомер.
  6. Грамоты и призы

Условия и содержание игры

“Умники и умницы” - интеллектуальная игра для учащихся 3 классов, проводимая в творческой игровой форме (конкурс).

Вниманию обучающихся будут предложены 2 типа вопросов: общие (категория вопросов на проверку общих знаний), творческие (вопросы, отвечая на которые участники должны проявить свои творческие способности и таланты).

Участники

В игре могут принимать участие обучающиеся 3 классов по 6 человек в команде.

Порядок проведения

Игра проходит в один тур,  прохождение станций. Перед началом проводится представление участников в творческой форме, которые готовятся заранее. Представление включает в себя название и визитную карточку команды.

Порядок оценки результатов

За правильные ответы на каждой станции команды получат баллы - по 1 баллу за правильный ответ. По итогам всего мероприятия определяются победители, набравшие наибольшее количество баллов.

На станциях представлены задания разного уровня сложности, для решения которых участникам необходимо будет проявить догадку и сообразительность.

Объём заданий на каждой станции примерно одинаков и подобран таким образом, чтобы участники могли справиться с работой за отведённое время.

Время работы на станции – 5 минут. На последней станции – 10 минут. Организация игры

Организаторы игры- учителя начальных классов. Для решения вопросов на время проведения игры формируется оргкомитет из числа учителей начальных классов.

На каждой станции находится руководитель.

Задачи руководителя:

- следить за ходом игры;
- распределять участников по заданиям;
- отслеживать и сообщать результаты команд;
- после окончания работы команды подготовить задания для следующей команды.

Каждый участник игры получает сертификат о прохождении интеллектуальных испытаний.

Правила интеллектуальной игры “Умники и умницы ”

1.Игра проводится в один тур.

2.На  стенде представлены название, фото-визитка команд-участниц. У каждого члена команды – эмблема.

3. Форма игры, интеллектуальное шоу.

4.Командам предлагается путешествие с остановками на 6 станциях ( пребывание на четырёх станциях длится по 5 минут, на последней – 10 минут).

5.Маршрут следования по 6 станциям.

Ход игры

Сегодня мы проводим интеллектуально познавательную игру.

ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО В ИГРЕ : 
Побеждает тот, кто много знает. Не завидуй удачам соперника, играй честно. Проиграл - не унывай, а побольше узнавай. 

В игре примут участие 5 команд, состоящие из 6 человек. Но и болельщики смогут помочь своим командам, если будут внимательно следить за ходом игры. Во время поиска ответа на вопросы ведущего болельщики должны вести себя тихо –  тишина помогает сосредоточиться.

Начинаем игру.

  1. Представление участников в творческой форме, которые готовятся заранее. Представление включает в себя название и визитную карточку команды.
  2. Станция “Разминка Что это или кто это?»

Каждой команде задаётся  по одному вопросу, если команда не отвечает, ответ может дать любая другая команда.

- Рыбок дома держат в нём, что это за водоём. (аквариум)

- Как зовём мы человека, что зимой полезет в реку («морж»)

- Ствол деревьев покрывает и надёжно защищает (кора)

- Если зрение пропало, время их носить настало (очки)

- Он в телевизоре сидит и чётко, ясно говорит, все новости он вам расскажет (диктор)

3.  Станция “Тренируем внимание”

Каждой команде на экране предоставляется изображение.

Задание: За 10 секунд запомни изображения и нарисуй как можно точнее

I I команда

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=491779744-66-72&n=21

I команда

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=151078094-44-72&n=21

V команда

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=546136057-48-72&n=21

I I I  команда

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=163038706-15-72&n=21

 I V команда

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=376201705-24-72&n=21 http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=92861579-56-72&n=21

4.Станция “Логика”

Каждой команде  даны листочки с заданиями

От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей.

I команда

УМНЫЙ –

ХИТРЫЙ –

БОГАТЫЙ –

ДОБРЫЙ

I I команда

ХРАБРЫЙ –

ЧИСТЫЙ –

БЕДНЫЙ –

ГРЯЗНЫЙ –

I I I  команда

СЛАБЫЙ –

СИЛЬНЫЙ –

ГОРДЫЙ –

ВЕСЁЛЫЙ –

I V команда

КРЕПКИЙ –

ГЛУПЫЙ –

ЗЛОЙ –

СМЕЛЫЙ -

V команда

УМЕЛЫЙ –

ТРУСЛИВЫЙ –

СЧАСТЛИВЫЙ-

ГОРДЫЙ -

  1. Станция “Решай и рассуждай”

 Капитан каждой команды с помощью жеребёвки выбирает задачу

I команда

Старшему брату 11 лет, а младшему 7. Через сколько лет им вместе будет 26 лет?

I I команда

Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше Медведя. Волк позже Зайца. Медведь раньше Зайца. Сорока позже Волка. Напиши, кто пришёл раньше всех? Кто был последним?

I I I  команда

Кузнецу принесли 5 обрывов цепи, по три звена в каждом, и попросили соединить в одну цепь. Кузнец выполнил заказ, раскрыв только 3 звена. Как это он сделал?

I V команда

Владик был в деревне с 15 июля по 7 августа включительно. Сколько дней был Владик в деревне?

V команда

 Вася записал 99 чисел: 1, 2, 3, …, 98, 99. Сколько раз ему в записи встретилась цифра 5?

  1. Станция “Мой город”

Задание:

 В течение одной минуты записать как можно больше названий улиц  микрорайона « Солнечный» города  Саратова.

  1. Станция “Раз-словечко, два - словечко”

Задание: Составить как можно больше слов из слова “гастроном”.

Работа жюри

В момент работы жюри учащиеся исполняют песни предлагаемые ведущим (например из любимых мультфильмов: «Улыбка», «Песня Кота Леопольда» и т.д.)

Подведение итогов игры. Награждение команд



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по  курсу внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика»

3 класс

Составила Доржиева Т.Б

. учитель начальных классов

                                                                

                                                                                               

 

2017-2018

 Пояснительная записка

            Рабочая программа по  курсу внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана с целью - обеспечения достижения обучающимися планируемых личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы общего образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 64», создания условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по курсу внеурочной деятельности.

            Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемые последовательности изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся курса внеурочной деятельности.

            Рабочая программа составлена на основе:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения начального общего образования приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373  «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009г. № 315785);

- Образовательной программы ООО МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 64»

Программа рассчитана на1 год,  34 час.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у обучающихся знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития обучающихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие разносторонних интересов, культуры мышления.
  • развитие  смекалки и сообразительности;
  • приобщение обучающихся к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Занимательной грамматики» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению обучающимися прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для обучающихся прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами курса внеурочной деятельности заключается в желании обучающихся узнать нечто новое о русском языке.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результаты

Формируемые  умения

Личностные

     

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • - широкая мотивационная основа деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;
  • -  познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • - способность к самооценке на основе критерия успешности внеурочной деятельности;

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

     

Метапредметные

регулятивные

   Обучающийся научится:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- различать способ и результат действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

- определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- работать по предложенному учителем плану

познавательные

    Обучающийся научится:

- осуществлять поиск информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно – следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

- пользоваться словарями, справочниками;

- пересказывать небольшие тексты.

коммуникативные

  Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

-контролировать действия партнеров;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 Содержание курса внеурочной деятельности

Тема 1. Как обходились без письма? (1 ч.)

Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)

Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы -  «священные знаки.

Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)

Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.  Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.(2 ч.)

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?(3 ч.)

Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.  

Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)

«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тема 11. Тайны фонемы.(1 ч.)

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)

Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

Тема 14. На сцене гласные.(1 ч.)

Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!

Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)

Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)

Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)

Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Тема 21. Память и грамотность.(1ч.)

Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Тема 22. Строительная работа морфем.(1ч.)

«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

Тема 23. Где же хранятся слова?(1ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Тема 24 – 26. Поговорим обо  всех приставках сразу.(3ч.)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

Тема 27. Слова – «родственники».(1ч.)

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Тема 28 – 30. Кто командует корнями?(3ч.)

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Тема 33. «Пересаженные» корни.(1ч.)

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.

Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

Тема занятия

Коли-чество часов

В том числе:

Основные виды внеурочной деятельности обучающихся

Теория

Практика

1

Как обходились без письма?

1

1

0

-преобразовывать 

информацию из одной формы в другую;

- строить рассуждения;

- слушать и понимать речь других;

- осознавать роль языка и речи в жизни людей.

2

Древние письмена.

1

1

0

- составлять высказывания с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, воспринимать речь партнера;

- осознавать роль языка и речи в жизни людей.

3

Как возникла наша письменность?

1

1

0

- составлять высказывания с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, воспринимать речь партнера;

- осознавать роль языка и речи в жизни людей.

- знать историю возникновения письменности.

- знать элементарные сведения из истории родного языка,

- знать элементарные представления о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений;

4

Меня зовут Фонема.

1

1

0

- вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение; строить речевые высказывания;

- понимать определение «фонема».

- отличать гласные и согласные фонемы.

5

Меня зовут Фонема. Завершение работы.

1

0

1

6

Для всех ли фонем есть буквы?

1

1

0

- определять расхождение в количестве звуков и букв в слове;

- определять расхождение в написании и произношении звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные по звонкости-глухости согласные в конце слова;

- определять «ошибкоопасные» места в слове, проверять слова, используя правила проверки этих орфограмм;

- различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные на основе их произношения.

7

Глухие и звонкие согласные звуки.

1

0

1

8

Мягкие и твердые согласные буквы.

1

0

1

9

«Ошибкоопасные» места.

1

1

0

- определять «ошибкоопасные» места в слове, проверять слова, используя правила проверки этих орфограмм;

- различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные на основе их произношения.

10

«Ошибкоопасные» места. Завершение работы.

1

1

0

11

Тайны фонемы.

1

1

0

- знать чередование фонем;

- различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные на основе их произношения;

- определять расхождение в количестве звуков и букв в слове.

12

Опасные согласные.

1

1

0

- отличать сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции;

- различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные на основе их произношения;

- определять расхождение в количестве звуков и букв в слове.

13

Опасные согласные. Способы проверки.

1

1

0

14

На сцене гласные.

1

0

1

- вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение; строить речевые высказывания;

- отличать гласные и согласные фонемы.

15

«Фонемы повелевают буквами».

1

1

0

- правильно произносить слова с верным ударением как признак грамотной культурной речи ;

-преобразовывать 

информацию из одной формы в другую;

16

Ваши старые знакомые. Практическое занятие.

1

0

1

- писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн;

- объяснять, почему эти написания являются традиционными;

- образовывать слова и формы слов сданными буквосочетаниями.

-различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки.

-находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

17

Правила о непроизносимых согласных.

1

1

0

-определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки

-использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с непроизносимыми согласными на основе алгоритма проверки написания.

18

Правила о непроизносимых согласных. Завершение работы.

1

1

0

19

Волшебное средство – «самоинструкция».

1

1

0

- знать термин «самоинструкция». Правила составления самоинструкции.

- составлять самоинструкции.

-работать по самоинструкции.

20

Волшебное средство – «самоинструкция». Обобщение.

1

0

1

21

Память и грамотность.

1

1

0

-тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти.

- составлять план пересказа, пересказывать тексты.

22

Строительная работа морфем.

1

1

0

- составлять наглядно-образные модели состава слова;

- называть части слова;

- находить корень слова, приставку, суффикс, окончание;

- подбирать однокоренные слова;

23

Где же хранятся слова?

1

1

0

- работать со словарями, находить значение слова по словарю.

24

Поговорим обо  всех приставках сразу.

1

1

0

-формулировать определения приставки;

-объяснять значение приставок в слове.

-выделять в словах приставки.

-образовывать слова с помощью приставки.

25

Поговорим обо  всех приставках сразу.

1

1

0

26

Поговорим обо  всех приставках сразу. Обобщение.

1

1

0

27

Слова – «родственники».

1

0

1

-различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

-работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

28

Кто командует корнями?

1

1

0

- правильно произносить слова с верным ударением как признак грамотной культурной речи ;

- отличать алгоритм объяснения написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением и непроверяемых ударением;

-различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

-работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

29

Кто командует корнями?

1

1

0

30

Кто командует корнями? Обобщение

1

1

0

31

«Не лезьте за словом в карман!»

1

1

0

-изменять форму слова;

- подбирать проверочные слова к изученным орфограммам;

-различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

32

«Не лезьте за словом в карман!» Завершение работы.

1

1

0

33

«Пересаженные» корни.

1

1

0

- работать со словообразовательным словарем;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- осуществлять анализ и синтез.

34

Итоговое занятие. Олимпиада.

1

0

1

- разгадывать ребусы, задки, шарады;

- слушать мнения в группе, приходить к общему выводу, решению.

Общее кол-во часов: 34


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Работу по выявлению способных детей начинаю с самого первого класса. Намечаю основные этапы работы: 1. информационно – диагностический; 2.организационно – деятельностный; 3.контрольно – диагностический; 4.заключительный. Цель информационно – диагностического этапа: формировать пакет диагностических методик для выявления одарённости. На данном этапе для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации, использую различные методы: наблюдение, анкетирование (самого ученика, родителей), собеседование. Применяю различные методики: 1.Скрининговая диагностика автор Семаго.

2.Анкета для родителей (Рычкова В.В. «Одарённость: диагностика и развитие».

3. «Методика  диагностики одарённости для родителей и педагогов» (А.И.Савенков.

4. Определение интенсивности познавательных потребностей у ребёнка  (для учителей и родителей.)

5.Диагностика «Методика оценки общей одарённости» (А.И.Савенков.

      По итогам диагностики выявляю, какая сфера преобладает у учащихся. (гуманитарная сфера, художественная деятельность, физкультура и спорт, коммуникативные интересы). Цель второго этапа: составление и реализация индивидуального плана развития способных и одарённых учащихся. Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план , в котором предполагается: выявление проблем, выявление имеющихся ресурсов, планирование деятельности по достижению цели. Намечаются формы работы с одарёнными детьми .В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся на уроках использую творческие задания, задания повышенной трудности, ведущие за пределы школьной программы: занимательные опыты, творческие и разноуровневые задания, тесты и тренажеры, нестандартные и логические  задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования,«блиц-турниры».

Цель контрольно - диагностического этапа: углублённое психолого - педагогическое изучение ребёнка. Применяю методику «Индивидуальный портрет»:

Познавательная сфера

Оригинальность мышления

Гибкость мышления

Продуктивность или гибкость мышления

Способность к анализу и синтезу

Классификация и категоризация

Высокая концентрация внимания

Память

Сфера личностного развития

Увлечённость содержанием задач

Перфекционизм

Социальная автономность

Лидерство

Соревновательность

Широта интересов

Юмор

Цель заключительного этапа: реализация программы работы с учащимися. ( участие в олимпиадах, творческих конкурсах разного уровня. Ожидаемые результаты моей педагогической системы: повышение мотивации школьников к учению и уровня обученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик; обладание творческим воображением, умение изображать и создавать образы выражая своё отношение к ним; участие  в различных  конкурсах,  (всероссийских, международных, краевых и районных, )  способствующее позиционированию ОУ. Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Благодаря системной работе одаренные дети становятся успешными.

      Одной из форм, способствующей повышению интереса к знаниям, развития индивидуальных способностей детей, является кружок. Мною разработана программа по организации внеурочной деятельности учащихся кружок «Эрудит». Предлагаемый кружок общеинтеллектуального направления, способствует реализации системно - деятельностного подхода, лежащего в основе Стандарта. Цель кружка: создание условий для развития творческих способностей учащихся во внеурочное время в процессе проведения коллективной познавательной деятельности. Формы проведения работы кружка самые разнообразные: математические игры, викторины, экскурсии, выпуск стенных газет, олимпиады, исторические странички, проектная и исследовательская деятельность. Считаю, что сумела заинтересовать учеников содержанием кружка. Они с удовольствием и регулярно посещают  его. В нём занимаются дети разного уровня развития: способные учащиеся, среднего уровня развития и низкого. Им интересно  узнавать сведения о великих математиках, старинных единицах измерения, русских мерах, обозначении чисел в древней Руси, заниматься проектной и исследовательской деятельностью. Для учащихся были интересны проекты: Историческая страничка. Великие математики», «Меры длины», «Откуда пришла наука - математика». Эта деятельность стимулировала интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний.

  Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Реализуя данную программу, считаю, что изучение курса будет способствовать повышению интереса к предмету математики у учащихся, развитию творческих способностей, научит работать с дополнительной литературой, выполнять задания повышенной трудности; решать нестандартные логические  задачи.

 Результативность и качество обучения отслеживаются на занятиях кружка, уроках математики, школьных олимпиадах, международной игре «Кенгуру».

   Способные ученики активно участвуют  в олимпиадах, конкурсах разного уровня, готовят проектные и исследовательские работы. Они активные участники предметных декад, которые ежегодно проводятся в нашей школе, охотно занимаются в математическом кружке «Эрудит», с большим желанием посещают дополнительные занятия, на которых готовимся к олимпиадам, анализируем выполненные олимпиады и выполняем работу над ошибками. Принимают активное участие в праздниках, в мероприятиях разного уровня: класса,  школы, города. Учащиеся посещают внешкольные учреждения. Очень хорошо продолжают учиться в среднем звене, продолжая участвовать во всех конкурсах и олимпиадах, занимают призовые места.

Анкета для родителей по выявлению стимулирующих факторов, определяющих развитие специальных способностей

С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведем перечень характеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет».

1.Чем интересуется ваш ребенок?

2.В каком возрасте он научился писать, считать, читать?

3.Какие и как часто задает вам ребенок вопросы?

4.Считаете ли вы, что у вашего ребенка есть способности?

5.В каком возрасте вы обнаружили эти способности и что предприняли?

6.Как решает ребенок игровые или бытовые проблемы? Приведите примеры.

7.Чем любит заниматься ребенок в свободное время: мастерить, читать, лепить, рисовать, играть, шить или что - то другое?

8.Что делает ребенок по дому?

9.Что вы предпринимаете для стимуляции развития способностей ребенка

10.Какие трудности возникают у вас с ребенком?

11.Какие формы, по-вашему, целесообразнее использовать при работе с  одаренными детьми?

12.Обращались ли вы за помощью и к кому?

13.Какую литературу вы читаете по проблеме "Одаренные дети".

 «Методика  диагностики одарённости для родителей и педагогов»

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам…»

  1. решать логические задачи и задачи на сообразительность;
  2. читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
  3. петь, музицировать;
  4. заниматься физкультурой;
  5. играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
  6. читать(слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
  7. делать что-нибудь на кухне(мыть посуду, помогать готовить пищу);
  8. играть техническим конструктором;
  9. изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
  10. самостоятельно рисовать;
  11. играть в спортивные, подвижные игры;
  12. руководить играми детей;
  13. ходить в лес, в поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
  14. ходить в магазин за продуктами;
  15. читать(когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях;
  16. играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
  17. самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
  18. соблюдать режим дня; делать зарядку по утрам;
  19. разговаривать с новыми. Незнакомыми людьми;
  20. содержать домашний аквариум, птиц, животных ( кошек, собак…);
  21. убирать за собой игрушки, книги, тетради;
  22. конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей;
  23. знакомиться с историей ( посещение исторические музеи);
  24. самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
  25. читать(слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
  26. объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать своё мнение);
  27. ухаживать за домашними растениями;
  28. помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать…);
  29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
  30. знакомиться с общественными явлениями и международными сюбытиями;
  31. участвовать в постановке спектаклей;
  32. заниматься в секциях и кружках;
  33. помогать другим людям;
  34. работать в саду, на огороде, выращивать растения;
  35. помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

31

33

34

35

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребёнка на семь сфер:

  1. математика и техника;
  2. гуманитарная сфера;
  3. художественная деятельность;
  4. физкультура и спорт;
  5. коммутативные интересы;
  6. природа и естествознания;
  7. домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Обработка результатов

  Сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс или минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов.

Определение интенсивности     познавательных потребностей у ребенка

(для учителей и родителей)

1.Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (час-полтора - для младшего школьника; несколько часов подряд, не отрываясь?)

А) Часто.

Б) Иногда

В) Очень редко

2.Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос "на сообразительность

А) "Помучиться", но самому найти ответ;

Б) Когда как;

В) Получить готовый ответ от других.

3.Много ли читает дополнительной литературы?

А) Постоянно, много;

Б) Неровно. Иногда много, иногда ничего не читает;

В) Мало или совсем ничего не читает.

4.Насколько эмоционально относится к интересному для него
связанному с умственной работой?

А) Очень эмоционально;

Б) Когда как;

В) Эмоции ярко выражены (здесь надо учитывать общую  эмоцинальность  ребенка).

5.Часто ли задает вопросы?

А) Часто;

Б) Иногда;

В) Очень редко.

Примечание: Ответы "А" свидетельствуют о сильно выраженной познавательной потребности, "Б" - об умеренной; "В" - о слабо выраженной

Диагностика «Методика оценки общей одарённости» (А.И.Савенков.)

Общая характеристика. Методика разработана автором и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача — оценка общей одаренности ребенка его родителями.

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов). Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;

4свойство заметно, но проявляется непостоянно, при этом и противоположно ему    проявляется очень редко;

3 —- оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельно и уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

О — сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

Проявляется в поиске новой информации, новых знаний,, в стремлении задать  много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать -.строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, — важная характеристика творчески мыслящего человека.

Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы

Способность к прогнозированию — способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена предсказать во ложные последствия действия до его осуществления

Выявляется  только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас — результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции., в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке прежде всего результат критического мышления. Предполагает       возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Проявляется в способностях объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность — способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.

Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически — способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.

Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремлённость) — способность и стремление упорно двигаться к намеченной! юли, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.

Проявляется в поведении и   во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) — стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу  до высокого уровня.

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если это отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые? хорошо знающие ребенка.

Качество

Отметка

1

л юбознател ьность

5

2.

Сверхчувствительносгь     проблемам

5

3

Способность-к прогнозированию

4

4

Словарный запас

5

5,

6

Способность к оценке

4

Изобретательность

5

7

Способность  рассуждать ,  мыслить логически

5

8

Настойчивость

5

9

Перфекционизм

-

        

Методика «Интеллектуальный портрет»

Познавательная сфера

1.   Оригинальность мышлении - Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Проявляется   в   мышлении   и   поведении   ребенка,   в   общении   со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности.

2.   Гибкость мышления - Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.    

3.   Продуктивность, или беглость мышления - способность к генерированию большого числа идей

4.   Способность к анализу и синтезу. Анализ - линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез синхронизация, объединение в единую структуру. Эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.

5.   Классификация и категоризация - психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории.

6.  Высокая концентрация внимания выражается обычно в 2 основных особенностях психики; высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» па восприятие информации, относящейся к выбранной цели

7.     Память - способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки. Следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.

 Сфера личностного развития

1.     Увлеченность содержанием задачи. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, а в первую очередь - интересом к содержанию.

2.   Перфекционизм - стремление доводить продукты своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

3.   Социальная автономность - способность и стремление противостоять мнению большинства. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.

4.   Лидерство - доминирование в межличностных отношениях, в детских играх и совместных делах.

5.    Соревновательность - склонность к конкурентным формам взаимодействия. Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.

6.   Широта интересов. Основой этого качества являются большие возможности и универсализм. Широта интересов - основа многообразного опыта

7.  Юмор. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно 

Оценивание.

Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале:

5- оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4- свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3- оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2- более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1- четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, онофиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

О- сведений для оценки данного качества нет

        Список использованной литературы

  1. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М.,2000.
  3. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. Спб., 1995.
  4. Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
  5. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых. Спб., 2004.
  6. Мирошниченко Т. А. «Организация деятельности классного руководителя в образовательном учреждении». Волг., 2008.  
  7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.
  8. Рычкова В.В. «Одарённость: диагностика и развитие». метод. пособие в 2-х частях. Ч.2. – Чита: ЧИПКРО, 2005
  9.  СавенковА.И. «Методика  диагностики одарённости для родителей и педагогов.