Разработки уроков

Калашникова Людмила Александровна

Разработки открытых уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26»

Урок – диалог по пьесе «Вишневый сад». Новаторство драматургии А.П.Чехова

Разработала:

Калашникова Л.А,

Учитель русского языка и литературы

г.Улан-Удэ

Цели урока:

Образовательные: организовать деятельность учащихся по восприятию текста, содействовать осмыслению учащимися идеи, сюжета произведения; способствовать пониманию учащимися аспектов мировоззрения писателя.

Развивающие: способствовать развитию исследовательских и творческих способностей учащихся, установить новаторский характер драматургии А.П.Чехова.

Воспитательные: приобщать учащихся к нравственным ценностям: человек должен стремиться заботиться о благе своей Родины, знать в чем смысл жизни человека, уметь поддерживать чувство человеческого достоинства.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад», тексты, презентация.

Ход урока.

Слово учителя:

«Вишневый сад» -последнее произведение А.П.Чехова. А.П.Чехов писал , превозмогая болезнь, стараясь не замечать изнуряющего кашля, несмотря на предчувствие конца, писатель создал произведение, проникнутое глубоким оптимизмом, верой в то, что человечество идет к высшей правде. В прекрасных словах «Вся Россия – наш сад - выражена мысль близкая к идее рассказа «Крыжовник». Не о вишневом саде, не о собственном поместье нужно мечтать человеку, он должен думать о благе родины и стремиться сделать ее прекрасной.

Чехов начал драматургическую деятельность в пору упадка русского театра. Равнодушие к общественным идеалам, охватившее в связи с политический реакцией 80-х и 90-х годов 19 века значительную часть русского общества, отразилось на репертуаре театра. Зритель зачастую искал в театральных спектаклях лишь острых положений, внешних эффектов, занимательности. Чехов не мог потакать ему.

Ни острого сюжета, ни сложной, запутанной интриги, ни необычных ситуаций –ничего этого в пьесах Чехова нет. В них изображается не какие – нибудь исключительные события, а обычное, повседневное состояние человека.

- Давайте попробуем установить, в чем новаторский характер драматургии Чехова?

Учитель – По ходу работы составляйте план изложения материала.

- Итак, вспомним сюжет пьесы. Перед нами бедная событиями будничная жизнь. Раневская возвращается в своем имении. Встреча с низкими людьми, грустные и взволнованные разговоры за чашкой кофе, воспоминания о прошлом, планы на будущее, житейские заботы.

А в это время, помимо воли героев, решается их судьба, судьба вишневого сада, разоряется подовое гнездо. Все буднично, привычно.

Учитель: - Можно ли было создать эффектные, впечатляющие сцены?

Ученик: - За жизнь в Париже, встрече с бабушкой (аукцион)

Учитель: - Чехов стремиться к обыденности, все происходит за сценой, но жить в сознании читателей, зрителей.

- Посмотрим, какой характер драматического конфликта у Чехова?

- Охарактеризуйте взаимоотношения:

- Лопахин и Трофимов, Раневской и Лопахиным, т.е. людей, в отношении которых можно было бы ожидать непримиримости, резких столкновений.

Ученик: (Лопахин благоговеет перед Раневской и т.д. Раневская расположена к Лопахину, не прочь выдать за него Варю и т.д. Трофимов уважает Лопахина « У тебя тонкие…», Лопахин предлагает Трофимову помощь и т.д.)

Учитель:

А тем временем неумолимо приближается развязка – продажа имения, вишневого сада – это лейтмотив пьесы.

Ученик:

I д – Вишневый сад продается за долги;

II д – 22 августа будет продаваться вишневый сад.

III д – Вишневый сад продан. «Приходите смотреть , как Ермолай Лопахин «хватит топором по деревьям»

IV д- вдали слышен стук топора.

Учитель: - Мы видим в пьесе конфликт не между действующими лицами, а между желаниями героев и реальностью.

Учитель:

- А какое место в пьесе занимает любовная интрига?

Ученик: небольшое, но она движет сюжет. Главное, конфликт человека с жизнью. И это чувствуют даже тем, кто живет обеспеченно, целеустремленно и т.д.

Учитель:

- Раскрывая идейное содержание пьесы Чехова, заставляет всматриваться в характеры, поведение людей, вслушиваться в их речи, понимать героев.

Ученик:

- Учащиеся приводят примеры, подчеркивающие паразитизм, бездумность, легкомыслие, беспомощность (Гаев, Ранева и т.д.)

Учитель:

 Нельзя по –настоящему чувствовать «Грозу», «Бесприданницу», если останешься безразличен к волжским пейзажам.

Учитель:

- Какую роль играет пейзаж в чеховской драме?

Ученик: Лирическое отношение к родине, природе, пользе разрушения ее красоты составляет подводное течение пьесы. Варя: «Уже взошло солнце, не холодно. Какие чудесные деревья». Боже мой, воздух! Скворцы поют»,  «о, сад мой! Весь , весь белый! После темной, ненастной осени и холодной зимы и т.д.)

Учитель: - Какую роль выполняют ремарки, паузы?

Ученик: Они передают переживание героев, движения их чувств. Придают значимость сказанному, обостряя восприятие, заставляя переоценить смысл сказанного, помогают понять недосказанное.

Приведите примеры.

Учитель:

-Все вместе взятое: подтекст, обилие ремарк, пауз, характер пейзажа – составляет психологизм комедии. Приведите примеры, которые подтвердили бы вывод, что дл пьесы характерен лиризм

(ученики зачитывают цитаты)

Учитель:

 - Для раскрытия идейного содержания произведения важные слуховые эффекты , придающие символический смысл отдельным деталям и картинам.

- Найдите их в тексте.

Ученик: тихая музыка, стук топора и т.д.

Учитель: В пьесу Чехов внес конкретное и обобщенное идейное содержание.

Ученик: Например, вишневый сад: и это принадлежность дворянской усадьбы, и олицетворение родины , и символ будущего.

Учитель: - Найдите те места, где вишневому саду писатель придает разное значение?

Учитель:

Итог урока.

В чем же новаторство Чехова драматурга?

Ученики зачитывают записанное в течение урока, выводы в форме плана , обсуждаем и записываем.

Ученик:

  1. Писатель изображает обыденность жизни;
  2. Испытывает психологический подтекст как средство выявления внутренней жизни персонажа.
  3. Роль пауз, авторских ремарк, пейзаж в раскрытии идеи пьесы
  4. Лиризм
  5. Символический смысл отдельных картин и деталей

Учитель:

- В чем сила произведений Чехова?

Ученик:

  1. Обличение мещанства, пошлости жизни
  2. Вера в светлое будущее родины , в возможность измерения жизни, изображения новых людей – строгих и честных
  3. Гражданский долг – силами искусства показать людям смысл жизни, поддерживать чувство человеческого достоинства
  4. Точность, выразительность, лаконизм речи.

Учитель:

Зачитайте мне высказывания об А.П.Чехове, характеризующие его как писателя и человека. (задание дается заранее).

Закрепление. Работа с отрывком из фильма «Драматургия Чехова»



Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26»

УРОК –КОНЦЕРТ

«Песенное есенинское слово...»

(Презентация новой пластинки на стихи С.Есенина)

Разработала:

Калашникова Л.А,

Учитель русского языка и литературы

г.Улан-Удэ

Цели урока:

Обучающая: осмысление особенностей творчества поэта С.Есенина, основных направлений его лирики, ключевых мотивов и образов поэтического наследия; развитие умения анализа стихотворных произведений;

Развивающая: создание условия самостоятельной творческой деятельности обучающихся, закрепление навыка самостоятельной работы по группам, умения подбирать и отбирать необходимый материал по теме, работать над элементами проектной технологии; активизация познавательной деятельности учащихся, их творческих способностей, направленных на раскрытие темы урока;

Воспитательная:

- формирование нравственных ценностей, духовное развитие обучающихся через обращение к поэтическому наследию С.А.Есенина, воспитание бережного отношения к его поэзии.

-расширить и углубить знания о лирике С.Есенина, поэта обладавшего необычайным чувством ритма, песенности, напевности стихотворения; воспитание эрудиции и вдумчивости, приобщение через музыку к прекрасному, а через него к открытию духовного мира поэта;

 -воспитание человечности, нравственности на произведениях С.Есенина, который утверждал «…… что миру нужно песенное слово»;

Осуществить презентацию пластинки на стихи С.Есенина, попытаться разбудить желание осуществить словесное рисование образов, возникающих при прослушивании песенной лирики С.Есенина, по возможности – музыкальное рисование.

Оборудование урока:

 Русские березы, диск пластинки, планшет, посвященный С.Есенину; грамзапись «Я сердцем никогда не лгу»; фрагменты из диафильма «С.Есенин « «На Родине Есенина» (набор), фотовыставка «С.Есенин», «А.Новиков «Концерт на стихи Есенина».

Задачи урока:

Воспитывать читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного;

Метапредметные:

- формировать умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

 - способствовать овладению обучающихся основам самооценки;

- формировать умение строить логическое рассуждение, делать выводы;

 - формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.

Личностные:

-     способствовать формированию нравственных чувств;

 - формировать готовность к саморазвитию, уважительное отношение к другому человеку.

Ход урока:

Народный поэт С.Есенин, который и «на этой земле угрюмой счастлив тем, что здесь дышал и жил».

«Десятилетие, в которое уложился его творческий путь (1915 -1925), было эпохой великих бедствий, но это было его время, время самобытного одаренного певца.

Учитель:

Каждый словесник испытывает большие трудности, когда обращается к вопросу о взаимосвязи литературы и музыки.

Важная особенность художественной литературы – возможность превращать в словесные образы содержащие , смысл, картины разных видов искусства. Родственна литературе и музыка. Ранее они представляли единое целое. Взаимосвязь литературы и музыки мы наблюдаем во многих литературных произведениях, в основе которых лежит музыкальная тематика: «Квартет» И.С.Крылова, «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина, «Слепой музыкант» В.Короленко и т.д.

Художественное слово становится музыкальным в лирическом произведении, передающем движение чувств.

Речь идет о музыке, которую мы ощущаем внутренним слухом. Поэт при помощи «речевой инструменторовки» настраивает читателя на музыкальный лад, заставляет нас услышать музыку через слово. По словам Стендаля «Музыка – единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко.».

Учитель словесник должен участвовать в воспитании музыкального человека. «Восприятие музыки неразрывно связано с нравственным обликом человека».

Воспитать «музыкального человека» означает развить в нем черты нравственной четкости. В поэзии Есенина наиболее ярко очерчены звуковые образы, доступные учащимся.

В истории русской и мировой литературы С.Есенин вошел как поэт –лирик, чьи стихи с исключительной искренностью и глубиной выразили проникновенную любовь к родному краю, России. Поэзия этого русского художника связана с народным творчеством, с традициями национальной культуры.

«Есенин воспел Русь так, как никто до него, со всей несказанной поэтичностью ее природы и жизни...Он был великим патриотом и звонкозвучным певцом народа», по словам С.Т. Коненкова. «Какой чистый и какой русский поэт»,-сказал о нем М.Горький.

У каждого из нас в жизни бывают минуты, когда хочется отойти от текущих проблем и погрузиться в волнующий мир-мир поэзии.

И, открыв томик стихов любимо поэта, мы начинаем чувствовать и мыслить по-иному. Мы становимся соучастником какой-то неведомой тайны, и все глубже и глубже твоя душа проникает в стихотворения и вступает в диалог с душой поэта, которая живет в стихах. Через эти песенно-поэтические образы хочется приблизиться к самому поэту. Поэт становится нашим духовным наставником, мысли и советы которого нам дороги. Для меня таковым является Сергей Есенин.(звучит художественное чтение стихотворения «Я смотрю на портрет» Артем Бурлов; стихотворение собственного сочинения Батуриной Т.В.)

...Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясенный, нашел столько для красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?...Эти замечательные слова сказал о С.Есенине Лауреат Нобелевской премии Солженицын.

«Сергей Есенин» (чтение стихотворения Петра Орешина).

Есенин любил эту землю, свою Родину и не желал другой «...более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла».

Людям этой земли он дарил самоцветы своей души. Он любил так, как мог любить только поэт,- нежно, страстно и больно.

Вашему вниманию предлагается  песня «Молитва матери», музыка Савельева Владимира, ученика 11 класса.

1 группа

Отец Есенина сам слагал стихи. Мать была замечательной песенницей.

Строки о матери у поэта складываются в светлую сердечную песню: «милая, добрая, старая, нежная...».

Каждое слово наделено зарядом огромной эмоциональной силы. Интонация ниспадающая, голос все тише, а песнь любви к матери все громче, все выше, все ощутимее и пронзительнее!

Светлая, широкая мелодия,        и, как осенние листья,        падают есенинские строки.

Листья падают, листья падают

Стонет ветер,

Протяжен и глух,

Кто же сердце мое порадует?

Кто его успокоит, мой друг?

Сердцем ощущаем это Есенин. Перед ними открываются высоты поэзии, неспокойный, мечущийся есенинский дух!

Я ли вам не свойский,

Я ли вам не близкий...»

Читая его стихи мы видим ....Есенина. Будто рядом с ним идем по утренней траве и гордимся своим родным краем, слышим всю гамму душевных красок, где есть и радость, и легкая стыдливость, и любовь, и азарт, и восторг, и юмор.

(звучит стихотворение «Отговорила роща золотая».)

Стихи Есенина неразрывно, кровно связаны с поэтическим и музыкальным народным творчеством.

Поэзия Есенина, как и русская песня, является неиссякаемым источником, к которому постоянно обращаются наши композиторы.

Опера Холминова «Анна Снегина», телевизионная постановка «Анны Снегиной» композитора В.Агафонникова, произведения Г.Свиридова, песни Тихона Хренникова, Григория Пономаренко, Геннадия Подольского, Николая Кутузова и Василия Липатова.

Песенное слово Есенина во многих его произведениях и названиях: «Родился с песнями в травном одеяле», «Заиграй, сыграй тальяночка», «Подражание песни», «Поет зима аукает», «Песни, песни, о чем вы кричите..», «Песнь о собаке», «Песнь о хлебе», «плачет метель, как цыганская скрипка», «Засосал меня песенный плен». Зиновий Бухаров называл Есенина «Рязанским Лелем»: «Он поет свои песни легко, просто, как поет жаворонок2.

Критика сразу отметила музыкальность и красочность стихов Есенина.

Профессор университета Шанявского, где учился Есенин, Сакулин особо выделил стихотворение «выткался на озере алый свет зари».

2 группа:

Теплом и светом согреты и есенинские картины природы. Он мастер пейзажной лирики.

Нам бесконечно дороги и близки и «зеленокосая» есенинская березка – самый любимый образ поэта, и его старый кле «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь», и цветы, низко склонившиеся в весенний вечер к поэту свои головки.

Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливается всеми цветами радуги.

Природа щедро одарила своего сына. «Всему начало здесь, в краю моем родном».

В первых его стихах – отголоски самых популярных фольклорных жанров – песен, частушек, широко бытовавших в рязанской деревне. Стихи начал писать, подражая частушкам, любил их, сочинял их сам.

Я сидела на песке

У моста высокого

Нету лучшего их стихов

Александра Блокова

Пляшет Брюсов по Тверской

Не мышом, а крысиной

Дядя, дядя, я большой

Сроко стану с лысиной

В нашей церкви зазвонили,

Повезли дружка к венцу

Дай, подружка, сонных капель

Я с досадушки умру.

Я с высокого комоду

Уронила кольцо в воду.

Мне такого не купить

С кем гуляла не забыть.

Из частушечных стилизаций , наиболее интересна

Заиграй, сыграй, тальяночка

Малиновые меха

Выходи встречать к околице,

Красотка, жениха.

Васильками сердце светится,

Горит в нем бирюза.

Я играю на тальяночке

Про синие глаза.

Заиграй, сыграй, тальяночка,

Малиновые меха

Пусть послушает красавица

Прибаски жениха.

(звучит песня «Под окошечком месяц». Композитор Евгений Попов, исполнитель Тульский народный хор).

Интерес у Есенина к частушке большой. В московской газете «голос трудового крестьянства» (1918) поэт опубликовал 107 частушек:

Ах, яблочко,

Цвета милого!

Бьют Деникина,

Бьют Корнилова

Цветочек мой,

Цветочек маковый,

Ты скорее адмирал,

Отколчакивай.

(«Поэмы о великом походе Емельяна Пугачева»).

Большинство его стихотворений удивительно песенные и напевные. Они словно вышли из песни- настолько глубоко впитал в себя музыкальную стихию своего народа.

Новую песню на стихи С.Есенина «Гаснут красные крылья заката..» представляет Вячеслв Кузьмин, учащийся 11 класса.

3 группа.

В стихах Есенина нас покоряет в «песенный плен» удивительная гармония чувств и слова, мысли, образы.

Лирический чествованием проникнуто все творчество поэта: его раздумья о судьбах родины, стихи о любимой... (свое музыкальное оформление стихотворения «Пускай ты выпита другим..» предъявляют учащиеся 11 класса).

Песенность – эмоциональная основа стиха С.Есенина. Образный строй настолько близок песенным истокам, что отдельные произведения наполняют народные мелодии. Например, «Хороша была Танюша, краше не было в селе», а стихотворение «Вечер черные брови насупил» напоминают мелодию  «Тройки» («Что так жадно глядишь на дорогу».)

Судьба Есенина – это судьба Россия. «Россия кричала в нем, кричала им и через него, по словам Е.Винокурова.

Вашему вниманию новая песня... «В этом мире я только прохожий...» (исполняют учащиеся 11 класса).

Поэзия Есенина завораживает своей мелодичностью. Есенин добывается музыкальности стиха различными средствами.

В стихотворение «Ночь»:

Тихо дремлет река,

Темный бор не шумит,

Соловей не поет,

И Дергач не кричит

Плавно текущий ритм, нежная мелодия наполняет серенаду.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

Серебрится река,

Серебрится ручей,

Серебрится трава

Орошенных степей.

Неоднократное употребление глагола «Серебрится» создает впечатление «лунной музыки»:

Ночь. Вокруг тишина

В природе все спит

Свои блеском луна

Все вокруг серебрит.

Для презентации нашей пластинки предлагаю прослушать песню «Ночь», музыка преподавателя литературы (звучит песня).

- Слышали ли вы эту мелодию?

 - Какое впечатление оставляют стихотворение, положенные на музыку?

 - Передает ли музыка то, что хотел сказать поэт словом?

 - Ваше мнение о новой песне? Песнях?

 - Удачно ли проведена презентация?

Отзыв учащихся

Федосова И.

Есенин добрый спутник моей жизни. Я люблю его, его песенные стихи, люблю за то, что в его поэзии, прекрасной и многоликой, как  сама жизнь, я обрела для себя очень важное и сокровенное – умение любить и уважать свою Родину.

Очень тронута тем, что мои одноклассники и Людмила Александровна дали нам возможность услышать новую запись на пластинку новых песен в их музыкальном сопровождении, а мы, присутствовавшие здесь, были ее участниками, как бы соавторами. Презентация пластинки состоялась, нам понравилось.

Алексеева Ю.

Мелодия к стихотворению мне понравилась, музыка подчеркивает «песенность» есенинского слова, она мелодична, проникает в сердце. Я бы приобрела эту, именно эту пластинку.

Базарова Дарима

Песня «Ночь» проникнута тонким лиризмом, задушевностью, теплотой, мне тоже хочется петь. Музыка помогает глубже понять то, что хотел сказать автор в своем стихотворении, то есть нарисовать в своем воображении лунную ночь., почувствовать ее своим сердцем и душой. Песня всем понравилась. Спасибо.

Отзывы учащихся о презентации.

Я считаю, что всем понравились новые песни, которые нам предъявили наши учащиеся и Людмила Александровна. Особо хочу выделить «Ночь», «В этом мире я только прохожий», частушки поэта в исполнении группы наших девочек.

Белоусов Д.

Понравилось оформление урока, интересное, разнообразное. Любимые есенинские березы в кабинет №7 дополняют эту картину. Считаю, что презентация новой пластинки состоялась.

Доржиев Агван.

Урок интересный, музыкальный, и все творчество Есенина пронизано лиризмом, песенностью. При этом отдельные стихотворения воплощены в музыке несколькими композиторами: «Береза» - семнадцатью, «Не жалею, не зову, не плачу» и «С добрым утром» - десятью.

27 произведений написал Георгий Свиридов. Ему принадлежат вокально –симфоническая поэма «Памяти С.Есенина», написанная на стихи «Край ты мой заброшенный», «Поет зима аукает», «В том краю», «молотьба», «Небо – колокол», «Крестьянские ребята».

Народный поэт Есенин – наш живой современник. Стихи Есенина кровно близки к нам, нашему времени. Они затрагивают самые насущные , самые коренные, истинно глобальные проблемы нашего века.

Только человек, душа которого светла и чиста, как родник, а сердце полно неисчерпаемой любви и милосердия по всему живому в мире мог так выразить свое чувство Родины в русском Слове. Человек будущего так же будет читать и петь Есенина, как его читают и поют люди сегодня……

…….в них молодая кровь живой поэзии.

……………Я счастлив

В сонме бурь

Неповторимые я вынес впечатленья.

И вихорь нарядил мою судьбу

В золототканое цветенье.

Благодарные потомки помнят и чтут имя Великого поэта России.

Молодая поэтесса Батурина написала замечательные строки о нем, но посвящает их Вам, Вашей юности…

Я хочу быть такой, как Есенин!

Так хочу, как Есенин любить.

Быть хочу, как Есенин весенний

Жизнь свою, как Есенин, прожить.

Заканчивая эту приятную встречу, я предлагаю спеть всем вместе песню «Клен ты, мой опавший», а учителя помочь нам.


Предварительный просмотр: