НОУ "Поиск"

Гайнбихнер Евгений Александрович

 НОУ "Поиск" ставит своей целью  создание условий для успешного  освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности. Возглавляя данное направление, в рамках внеурочной деятельности,  продолжаю работать над темой самообразования.  НОУ создает условия для активных  форм работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Маслянская средняя общеобразовательная школа «Новоандреевская ООШ»

Положение

о научном обществе учащихся

филиала МАОУ Маслянской СОШ «Новоандреевская ООШ»

«ПОИСК»

        

2019 год

Положение о научном обществе учащихся школы

  1. Общие положения.

1.1. Научное общество учащихся (НОУ) организуется с целью развития познавательных интересов и способностей  учащихся, формирования навыков научно-исследовательской работы.

 1.2. НОУ – добровольное объединение школьников, которые стремятся совершенствовать свои знания по определенной отрасли науки, расширять свой научный кругозор под руководством учителей и других специалистов.

  1. Задачи НОУ

  1. Создание условий для реализации познавательных интересов учащихся.

2.2. Формирование  у школьников интереса к более глубокому изучению основ общественно-гуманитарных, естественных и математических наук,  научно- исследовательской работе.

2.3. Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.

2.4. Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей

2.5. Ознакомление учащихся с методами и приемами научных исследований и использование их в практической деятельности.

2.6. Развитие творческих способностей учащихся.

2.7. Формирование понимания ценности научных знаний для каждого человека и общества в целом.

2.8. Пропаганда достижений мировой и отечественной науки

2.9. Использование  информационно-коммуникативных технологий в  образовательной и исследовательской   деятельности учащихся.

  1.  Структура школьного научного общества

3.1.Руководство осуществляет руководитель НОУ (из числа педагогов) ,утвержденный приказом директора школы.

3.2.  Контроль за работой осуществляет методист школы.

3.3. Высшим органом НОУ является общее собрание, которое проводится не реже одного раза в год. Собрание проводится в начале учебного года, на нем выбирается Совет НОУ, утверждается план работы на год. Общее собрание утверждает кандидатуру соруководителя НОУ от учащихся.

НОУ включает в себя направления:

- проектная деятельность в рамках ФГОС 5-8 классы;

-внеурочная деятельность в рамках ФГОС 58 классы;

-исследовательская деятельность в рамках конкурса молодых исследователей «Шаг в будущее», 2-9 классы;

-олимпиадное движение 2-9 классы;

-интеллектуальные конкурсы.

3.4.  Заседание Совета НОУ проводится не менее одного раза в четверть. Организация работы совета ШНО и решение текущих вопросов возлагается на руководителя НОУ. Совет НОУ осуществляет общую координацию работ, обсуждает основные результаты и рекомендует материалы к школьной  конференции и к внешкольным конференциям различного уровня.

  1. Организация работы НОУ

4.1. Высшим органом НОУ является конференция всех членов общества, которая проводится 1 раз в год.

4.2. Основные направления работы НОУ:

-  определение тематики научно-исследовательской работы учащихся по их желанию;

- организация проведения отдельных исследовательских  работ под руководством преподавателей  учреждений дополнительных образований, учителей школы;

- организация школьных конкурсов, викторин, олимпиад;

- организация выступлений учащихся с результатами их работ в классах, на научно-практической конференции различного уровня;

- организация проведения  лекций по организации исследовательских и проектных работ, бесед посвященных достижениям науки и техники;

-  использования в своей работе сайта школы, для своевременной информированности  коллектива школы о мероприятиях НОУ, результатах участия школьных команд в городских, краевых, всероссийских олимпиадах, конкурсах;

        Результаты работы НОУ ежегодно подводятся на заключительной научно- практической конференции.

5. Содержание и формы работы

5.1. Организация и проведение научно-исследовательских и проектных работ учащихся.

5.2. Создание творческих групп для решения конкретных исследовательских задач.

5.3. Осуществление информационного взаимодействия через Интернет (издание информационных бюллетеней, публикация проектных и исследовательских работ учащихся, опыта управления и организации проектной и исследовательской деятельности).

5.4. Организация обучающих семинаров и консультаций для педагогических работников, родителей и учащихся  по вопросам руководства проектной и исследовательской деятельностью учащихся.

5.5. Участие в школьных, муниципальных, региональных научных конференциях, олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.

5.6 Взаимодействие с другими организациями (высшими учебными заведениями, научными обществами школ, общественными объединениями, встречи с интересными людьми, экскурсии, поездки)

6. Права и обязанности.

Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:

  • Выбирать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т.д.).
  • Консультироваться у своего научного руководителя по возникающим вопросам.
  • Иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы.
  • Получать у педагогов, компетентных в данной теме, рецензию на свою работу.
  • Выступать с окончательным вариантом научной работы на научно-практической конференции в своем учебном заведении.
  • Представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях в   районе  и области.
  • Участвовать в олимпиадном движении.

     

Ученик, участвующий в работе НОУ, обязан:

  • Регулярно посещать заседания НОУ и  активно участвовать в работе общества.
  • Периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований.
  • Обращаться в школьную библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы.
  • Участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях.
  • Соблюдать сроки выполнения научных работ.
  • Выполнять требования к оформлению научной работы.
  • Распространять полученные знания среди учащихся школы через публичные выступления и другие формы.

Учитель, участвующий в работе НОУ, имеет право:

  • Выбирать формы и методы работы с участниками (членами) НОУ.
  • Получать необходимую справочную
  • Выдвигать работы, получившие высокие оценки, своих учащихся на муниципальные и областные смотры, конкурсы, конференции.

Учитель, участвующий в работе НОУ, обязан:

  • Регулярно и активно участвовать в заседаниях НОУ.
  • Проводить заседание секции не реже 1 раза в месяц.
  • Контролировать ведение паспортов научных работ учащихся.
  • Информировать Совет НОУ о промежуточных результатах научных исследований.
  • Строго соблюдать сроки выполнения научных работ.
  • Организовывать предзащиту работ учащихся секции и допускать к участию в Конференции только работы, отвечающие «Требованиям к работе».

7. Финансирование деятельности научного общества учащихся

7.1. Финансирование организации, проведения и награждения победителей и призеров конференции, конкурсов осуществляется Управляющим советом школы.



Предварительный просмотр:

Филиал муниципального  автономного  общеобразовательного  учреждения

Маслянская  средняя  общеобразовательная школа «Новоандреевская ООШ»

                                                                                                     

Рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках ФГОС

«Поиск»

5-8 классы

 

(Модифицированная программа для учащихся  разработана на основе программы  Фахретдиновой Ф.Р., Губайдуллиной. Организация научного общества в школе. Методические рекомендации педагогам: Башкирский институт развития образования – Уфа, 2008.)

                                                                                                                                                                       

  Программа разработана:

Гайнбихнер Е.А., руководителем НОУ «Поиск»

                                                                                               

                                                                                                                                                   

                                               

2019 год

Пояснительная записка

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности. 

Научное общество учащихся (НОУ) является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.

        Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  •  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность,
  • развивать  коммуникативные навыки (партнерское общение);
  • формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
  • формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
  • формировать потребность в самопознании, саморазвитии.

   

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

 Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.     Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы  общего образования.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы.  

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

 

                                           Особенности программы.

    Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.   

     

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС  определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.

       

 Результат исследовательской и проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт:  макет, рассказ, доклад,  концерт, спектакль,  газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник,  комплексная работа и т.д.  

      Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.

        Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.

     Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

       Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

                                                         Специфика курса.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей  приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. 

 Группы умений, которые формирует курс:

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
  • социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
  • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
  • рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:

 Постановка проблемы

Проблема может идти от ребенка , а может направляться учителем, то есть учитель создает такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации проблема становится личной и уже исходит от самого ребенка.

  Тема проекта

Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом - проблема, которая определила название проекта.

Цель проекта

После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.

  Задачи проекта

Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе:

• задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию);

• задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование-эксперимент);

• задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).

При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше — с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются.

  Гипотеза

Гипотезу выдвигают исходя из цели.

План работы

Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:

• подумать самостоятельно;

• посмотреть книги;

• спросить у взрослых;

• обратиться к компьютеру;

• понаблюдать;

• проконсультироваться со специалистом;

• провести эксперимент;

• другие.

В защите мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы): при решении первой задачи дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации.

Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети рассказывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали. Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъяснением правомерности выбора материала. Если в проекте участвует несколько человек, то на этом этапе каждый выступающий обязательно должен рассказать о личном вкладе в разработку общего проекта - другими словами, кратко представить свой «подпроект».

Реализация третьей задачи - проведение презентации проекта - идет на протяжении всей защиты проекта.

Продукт проекта

Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, - все это должно найти свое отражение в продукте проекта.

Это может быть книга, в которой собрана самая важная и полезная информация по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какой-то определенной операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного мероприятия, каталог, фильм и т.д. Все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой вашего проекта.

Таким образом, продукт проекта - это материализованный итог всей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни.

 Выводы (итог) проекта

Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.

Место «Исследовательской и проектной деятельности»                                    в учебном плане

Программа «Исследовательской и проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования.   Курс входит в раздел  учебного плана «Внеурочной деятельности», общеинтеллектуальное  направление -  «Исследовательская и проектная деятельность».   В соответствии с учебным планом МАОУ Маслянская СОШ  на исследовательскую и проектную деятельность в 5-6   классах отводится 0,5 часа в неделю, 7-11 классах 1 час в неделю.

  1. Формы  организации учебного процесса

      Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность  включает проведение  наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. 

 В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

типовые занятия (объяснения и практические работы),

уроки-тренинги,

групповые исследования,

игры-исследования,

творческие проекты.

Основные методы и технологии

           Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение,  коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

          Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:

  •         уровневая дифференциация;
  •         проблемное обучение;
  •         поисковая деятельность;
  •         информационно-коммуникационные технологии;
  •         здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

        • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        

        • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        

        • с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов.        

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

Предметные результаты

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • правила классификации и сравнения,
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
  • правила сохранения информации, приемы запоминания.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
  • работать в группе;
  • работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  и  другими учебными пособиями;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

IХ.  Личностные   и   метапредметные результаты

Личностные

У школьников  будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные

Школьник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные

Школьник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

Школьник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Возможные результаты проектной деятельности учащихся:

     альбом,

газета,

журнал, книжка-раскладушка,

коллаж,

выставка

коллекция,

костюм,

макет,

модель,

плакат,

серия иллюстраций,

сказка,

справочник,

стенгазета,

сценарий праздника,

учебное пособие,

фотоальбом,

экскурсия,

презентация

Учащиеся 5-8 классов в рамках переводной аттестации обязаны защитить проект.

Интересные проекты  могут быть трансформированы в исследовательские и предоставлены для участия в форуме молодых исследователей «Шаг в будущее».

Тематическое планирование, 5 класс

17 часов

Тематика занятий

Форма

Сентябрь

1

Что такое проект? Как выбрать тему проекта?

Лекция, выступление с проектом учеников                   6 класса

2

Этапы проектной деятельности.

Презентация

Октябрь

3

Что такое проблема? Постановка вопросов для решения проблемы.

Интерактивное занятие

4

От объекта через предмет исследования к теме.

Интерактивное занятие

Ноябрь

5

Учимся выдвигать гипотезы.

Практикум, работа с иллюстративным материалом

6

Цель и задачи исследования. 

Методы исследования.

Лекция, практикум

Декабрь

7

Сбор материала для исследования. Источники информации.

Работа с источниками

8

Правила оформления проекта. Практическая значимость проекта.

Презентация, практикум

9-17

Работа над проектом в предметной области. Индивидуальные консультации

Работа над проектом

Тематическое планирование, 6 класс

17 часов

Тематика занятий

Форма

Сентябрь

1

Что такое проект? Как выбрать тему проекта?

Лекция, выступление с проектом учеников                   6 класса

2

Этапы проектной деятельности.

Презентация

Октябрь

3

Что такое проблема? Постановка вопросов для решения проблемы.

Интерактивное занятие

4

От объекта через предмет исследования к теме.

Интерактивное занятие

Ноябрь

5

Учимся выдвигать гипотезы.

Практикум, работа с иллюстративным материалом

6

Цель и задачи исследования. 

Методы исследования.

Лекция, практикум

Декабрь

7

Сбор материала для исследования. Источники информации.

Работа с источниками

8

Правила оформления проекта.

Прикладной характер проекта.

Презентация, практикум

Январь-май

9-17

Работа над проектом в предметной области. Индивидуальные консультации

Работа над проектом

Тематическое планирование, 7 класс

34 часа

Тематика занятий

Форма

1

От проекта к исследовательской работе.

Беседа, практикум

2

Этапы проектной деятельности.

Презентация

3

От объекта через предмет исследования к определению темы.

Интерактивное занятие

4

Что такое проблема и как ее сформулировать?

Беседа

5

Мы выдвигаем гипотезы.

Практикум

6

Методы в проектной и следовательской работе.

Практикум

7

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Практическое занятие

8

Структура проекта и следовательской работы. Правила оформления.

Презентация,

анализ работ

9

Что такое введение в проектной работе.

Практикум

10

Как оформить основную часть работы?

Практикум

11

Оформление выводов проектной работы.

Практикум

12

Прикладной характер проекта.

Беседа

13

Как приготовить защитное слово?

Беседа, практикум

14

Формы и способы защиты проекта.

Практикум

15

Правила оформления проектной работы

Презентация, практикум

16

Как правильно оформить презентацию?

17

Культура защиты проекта

Практикум

18-32

Работа над проектом в предметной области. Индивидуальные консультации.

Самостоятельная работа под руководством педагога-куратора проекта

33

Защита проектов.

Выступление

с проектом

34

Защита проектов.

Выступление

с проектом

Тематическое планирование, 8 класс

34 часа

Тематика занятий

Часов

Форма

1/2

От проекта к исследовательской работе.

2

Беседа, практикум

3

Этапы проектной деятельности.

1

Презентация

4/5

От объекта через предмет исследования к определению темы.

2

Интерактивное занятие

6/7

Что такое проблема и как ее сформулировать?

2

Беседа

8

Мы выдвигаем гипотезы.

1

Практикум

9

Методы в проектной и следовательской работе.

1

Практикум

10

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

1

Практическое занятие

11/12

Структура проекта                  

исследовательской работы. Правила оформления.

2

Презентация,

анализ работ

13

Что такое введение в проектной работе.

1

Практикум

14/15

Как оформить основную часть работы?

2

Практикум

16

Оформление выводов проектной работы.

1

Практикум

17

Прикладной характер проекта.

1

Беседа

18

Как приготовить защитное слово?

1

Беседа, практикум

19

Формы и способы защиты проекта.

1

Практикум

20/21

Правила оформления проектной работы

2

Презентация, практикум

22/23

Как правильно оформить презентацию?

2

24

Культура защиты проекта

1

Практикум

25/32

Работа над проектом в предметной области. Индивидуальные консультации.

Самостоятельная работа под руководством педагога-куратора проекта

33

Защита проектов.

1

Выступление

с проектом

34

Защита проектов.

1

Выступление

с проектом



Предварительный просмотр:

 

«Все, что нужно знать о витаминах».

Коваленко Станислав

Российская Федерация, д. Новоандреевка

Филиал МАОУ Маслянская СОШ «Новоандреевская ООШ»

8  класс

Научная статья

      С древнейших времен человека интересовало все, что связано с пищей и питанием. Вначале главным было добывание любой пищи, затем последовали столетия, когда люди расширяли источники пищи, развивая сельское хозяйство, а заодно и совершенствовали способы приготовления различных блюд, доводя их до подлинного искусства (вспомним французскую или китайскую кулинарию). Лишь в середине прошлого века с началом промышленной и научной революции возникла наука о питании, которую теперь называют диетология.

    Слово "витамины" знакомо любому ребёнку. Люди называют аскорбиновую кислоту ласково "аскорбинкой". Они знают, что она содержит необходимый для жизни витамин С. Проявление такой болезни, как цинга, вызванной нехваткой витаминов в организме, известны, благодаря описаниям путешественников и бывших заключённых, каждому грамотному человеку. Так что же это такое "витамины" и какова их роль в жизни человека?

Объект исследования:  витамины.

Предмет исследования:  витамины, содержащиеся в растительной пище.

Метод исследования:

 Изучение, сравнение, анализ, описание, работа с информационными источниками.

Цель:  изучить и проанализировать роль витаминов, содержащихся в растительной пище, в жизнедеятельности человека.

Задачи исследования:

дать определение и описать виды витаминов;

изучить заболевания человека, вызванные как избытком, так и недостатком витаминов;

изучить содержание витаминов в различных овощах, плодах и ягодах.

Гипотеза: знания о витаминах позволяют контролировать их в организме.

      В ходе изучения темы   использованы  источники информации:

  1. Витамины [Электронный ресурс]. – М., 2008. – Режим доступа: http://www.vitamins.tj.

  2. Всё о витаминах. Виды витаминов, продукты, в которых они содержатся. Роль

      витаминов в организме. [Электронный ресурс] – М., 2010. – Режим доступа:

       http://lentachel.ru/articles/2780.

 3. 100 витаминов [Электронный ресурс]. – М., 2009-2010. – Режим доступа:

      http://100vitaminov.ru/gipervit.php.

    Витамины (от латинского vita — жизнь) — особые органические вещества, которые, не являясь источником энергии или строительным материалом для организма, тем не менее необходимы (в незначительных, часто минимальных количествах) для его нормальной жизнедеятельности (и даже для самого существования). Витамины участвуют в обмене веществ, являются биологическими ускорителями химических реакций, протекающих в клетке, повышают устойчивость к инфекционным заболеваниям, повышают работоспособность, облегчают течение многих болезней, снижают отрицательное влияние различных профессиональных вредностей и т.п.

    Витамины применяют не только при лечении гипо- и авитаминозов, т. е. витаминной недостаточности, развившейся в результате отсутствия или недостаточного поступления в организм того или иного витамина с пищей (или в результате нарушений всасывания витаминов при заболеваниях желудочно-кишечного тракта), их широко используют также для комплексного лечения многих заболеваний, при которых требуется усиленный прием витаминов.

   Витамины обозначаются буквами латинского алфавита (витамины А, В, С, D и т. д.); кроме того, они имеют и специальные названия. Все витамины делятся на две группы: водорастворимые (витамины С, Р, группы В) и жирорастворимые (витамины А, Е, D, К).  

    Источником витаминов являются продукты питания растительного и животного происхождения, с которыми они поступают внутрь.   В настоящее время в широких масштабах освоено изготовление витаминных препаратов в виде готовых лекарственных форм. Следует считать абсолютно необоснованным бытующее у некоторых людей представление о безвредности витаминов. Избыточные их дозы (гипервитаминоз) могут оказывать вредное и даже токсичное действие на организм, и поэтому витаминные препараты следует принимать по назначению врача.  

   К важнейшим водорастворимым витаминам относятся:

  - витамин С (аскорбиновая кислота). Содержится в растительных продуктах (фрукты, ягоды, овощи). Особенно богаты витамином С сушеные плоды шиповника, черная смородина, черноплодная рябина, лимоны, красный перец, хрен, петрушка, укроп. Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекциям, активно участвует в процессах обмена веществ, белков и углеводов, стимулирует кроветворение, способствует всасыванию железа. Применяют его также при различных видах кровотечений, инфекционных заболеваниях, отравлениях и пр. Оказывая положительное действие на обмен холестерина, способствует понижению его содержания в крови и играет важную роль в профилактике атеросклероза. Содержание витамина С в овощах, фруктах заметно снижается при длительном хранении этих продуктов, длительной варке. В целях уменьшения потерь витамина С овощи следует опускать в кипящую воду, варить в закрытой эмалированной посуде, рекомендуется употреблять их вместе с отваром, содержащим значительное количество витамина При скрытых формах недостаточности витамина С, особенно весной, наблюдаются быстрая утомляемость, снижение работоспособности, мышечная слабость, снижение аппетита, пониженная сопротивляемость организма к инфекциям. Крайне плохо усваивается витамин С у курильщиков;

 - витамин Р. Основным источником витамина являются листья чайного растения, гречиха, плоды цитрусовых, шиповника, ягоды черноплодной рябины, черной смородины, капуста кочанная и цветная, салат, петрушка. Совместно с витамином С (способствует усвоению витамина С) укрепляет стенки кровеносных сосудов, предотвращая кровоточивость, уменьшает их хрупкость и проницаемость;

- группа витаминов В:

  - витамин В1 (тиамин) - содержится главным образом в мучных, мясных, молочных продуктах и некоторых овощах. Богаты витамином В1 свинина, говяжья печень, гречневая и овсяная крупа; в значительных количествах он содержится также в хлебе ржаном и пшеничном, особенно грубого помола, яичном желтке, сыре, картофеле, цветной капусте, зеленом горошке, в меньших количествах - в сметане, молоке, в некоторых ягодах, овощах, фруктах. Особенно богаты витамином В1 дрожжи. Витамин В1 участвует в обмене углеводов, а также белков, жиров. При гиповитаминозе В1 наблюдаются мышечная слабость, покалывание по ходу нервов, расстройство деятельности желудочно-кишечного тракта (запоры), нарушение сна, повышенная утомляемость, нередко головная боль, психическая подавленность;

  - витамин В2 (рибофлавин). Им наиболее богаты пивные дрожжи; в значительном количестве содержится также в яйцах, молоке, сыре, мясных, рыбных продуктах, хлебе ржаном, пшеничном, гречневой крупе. Овощи, фрукты, ягоды бедны рибофлавином. Витамин В2 участвует в процессах углеводного, белкового и жирового обмена, роста тканей, в поддержании нормальной зрительной функции глаз. При В2-гипо- и авитаминозе наблюдаются слабость, головная боль, болезненность в углах рта с появлением трещин и корочек, нарушение сумеречного зрения, воспаление глаз (зуд, резь), чувство жжения языка, кожи;

   - витамин РР (никотиновая кислота). Основной источник — пивные дрожжи, мясо, пшеничные отруби, гречневая крупа, пшеничный хлеб, зеленый горошек, в меньших количествах содержится в рыбе, коровьем молоке, яйцах, ржаном хлебе, крупах, картофеле, цветной капусте и других овощах, а также во фруктах и ягодах. Витамин РР оказывает положительное влияние на выделительную функцию желудка (повышает кислотность желудочного сока) и поджелудочной железы, регулирует двигательную функцию желудка, улучшает углеводный обмен, снижает содержание холестерина в крови, расширяет коронарные сосуды сердца и сосуды конечностей.  

  - витамин В5 (пантотеновая кислота). Содержится главным образом в печени, почках, яичном желтке, молоке, пшеничных отрубях, дрожжах (вырабатывается также микробами, обитающими в толстой кишке). Витамин В5 участвует в процессах обмена веществ, стимулирует образование гормонов коры надпочечников.  

  - витамин В12. В сравнительно больших количествах содержится в печени и почках, сардинах, сельди атлантической, в малых количествах — в молоке, яичном желтке и других продуктах животного происхождения; синтезируется также микроорганизмами кишечника. Всасываясь в кишечнике, витамин В12 откладывается в печени, откуда поступает в костный мозг и участвует в процессе кроветворения. Является также фактором роста, нормализует функцию печени, положительно влияет на процессы восстановления нервных стволов, понижает содержание холестерина в крови при атеросклерозе.  

  Важнейшие жирорастворимые витамины:

   - витамин А (ретинол). Богатым источником витамина А являются сливочное масло, яичный желток, печень некоторых рыб (треска, морской окунь), говяжья печень, молоко и особенно рыбий жир.     Содержится во многих овощах и фруктах (морковь, шпинат, салат, щавель, зеленый лук, тыква, помидоры, абрикосы, апельсины, черная смородина и др.  Витамин А является одним из важнейших факторов роста, участвует в обмене белков, жиров и углеводов, обеспечивает нормальную деятельность органа зрения, повышает устойчивость организма к заболеваниям слизистых оболочек дыхательных путей и кишечника и в целом к инфекциям  

  - витамин О (антирахитический фактор). Содержится только в продуктах животного происхождения  

  - витамин Е. Содержится во многих пищевых продуктах: в растительных маслах (подсолнечное, кукурузное и др.), зеленых частях растений (салат, петрушка, зеленый лук), кукурузе, горохе, овсе, сливочном масле, яичном желтке и других продуктах литания. Витамин Е участвует в обмене углеводов, жиров и белков, оказывает положительное влияние на мышечную деятельность.

  - витамин К. Содержится главным образом в зеленых частях растений (шпинат, салат, тыква, капуста), а также в помидорах, соевом масле, свиной печени; вырабатывается частично бактериями, населяющими толстую кишку. Витамин К оказывает выраженное кровоостанавливающее действие при кровоточивости (при его недостатке наблюдается понижение способности крови к свертыванию, что вызывает кровотечения).

   Бесконтрольный прием витаминов, особенно витаминов А и О, в больших дозах и в течение длительного времени, может вызвать явления общей интоксикации,  витаминов группы В (бессонница, возбуждение, учащение сердечной деятельности, головная боль, головокружение и др.).  

Заболевания, вызванные недостатком или избытком витаминов     

      Дефицит витаминов чаще всего встречается у людей в холодное время года, когда свежие полезные продукты не всегда доступны.   Частые простудные заболевания, замедление роста костей, развитие куриной слепоты - недостаток витамина А; обострения радикулита, ревматизма, сердечно-сосудистых заболеваний, нарушение деятельности нервной системы, развитие малокровия, кожные воспаления, замедленный рост у детей, тошнота, конъюнктивит, раннее поседение, заболевания поджелудочной железы и печени - все это признаки дефицита витаминов группы B. Недостаток витамина С приводит к болезням сердца, разрушению зубов, снижению иммунитета.

   Чтобы не допустить дефицита витаминов, прежде всего, нужно позаботиться о правильном сбалансированном питании, обогащенном полезными веществами и элементами. При длительных вынужденных обедненных диетах старайтесь использовать поливитамины.   

  Сегодня все больше людей, задумываясь о правильном питании, стараются разнообразить свой рацион употреблением всевозможных витаминных комплексов. Однако последствия влияния таких добавок на организм изучено недостаточно, и переизбыток витаминов порой может  

  Так, например, передозировка витаминов группы D неблагоприятно отразится на работе нервной системы, вызовет образование камней в почках и может способствовать разрушению костной ткани.

  Если наблюдается сонливость, упадок сил, тошнота, головные боли, нарушается работа печени, ухудшается свертываемость крови, повышается давление, желтеет кожа    - все это симптомы длительной передозировки витаминов группы А.  

  Постоянная передозировка витаминов группы С (более 1г в сутки) может вызвать бессонницу, беспокойство, нарушение работы почек и поджелудочной железы.

  Если сбалансированное питание невозможно, доктор порекомендует применение витаминов, как правило, отечественного производства: такая продукция создается с учетом потребностей населения, проживающего в регионе. Эти добавки проверяются и контролируются - переизбытка витаминов будет легче избежать.  

   Чтобы избежать переизбытка витаминов, не нужно постоянно использовать добавки. Вполне достаточно употреблять их зимой и осенью: в теплое время года легче разнообразить питание

 Содержание витаминов в овощах и плодах

Рациональное питание человека невозможно без овощей и плодов. Они являются основными поставщиками жизненно необходимых витаминов, минеральных солей, органических кислот, Сахаров, клетчатки и других веществ.

Овощи подразделяются на следующие группы: капустные — капуста кочанная, цветная,

брюссельская; клубнеплоды — картофель, батат, земляной миндаль; корнеплоды — брюква, кольраби, репа, редис, редька, хрен, свёкла, морковь, петрушка, пастернак, сельдерей; плодовые и семенные — огурцы, тыквы, арбузы, дыни; бобовые — горох, фасоль, соя, земляной орех; томатные — томаты, баклажаны, стручковый перец; салатные — салат, латук, кресс-салат, салатный сельдерей; шпинатные — ревень, щавель, шпинат; пряные — укроп, эстрагон; луковичные — лук репчатый, порей, чеснок; десертные овощи — спаржа, артишок [3].  

  Особое место в питании населения   занимает картофель. В нём до 20 % углеводов (в виде крахмала), около 2 % полноценных белков, есть жиры (незначительное количество), органические кислоты и другие полезные для организма вещества и их соединения. . Он является важным источником витамина С и некоторых других витаминов (Вг, Вб, РР).  

   Необходимо знать, что при интенсивном прорастании картофеля и при хранении его на свету до позеленения содержание в нём соланина, обладающего токсическими свойствами, резко возрастает. При употреблении такого картофеля может возникнуть тошнота, рвота, дисфункция кишечника. Поэтому позеленевший картофель употреблять в пищу нельзя, а старые проросшие клубни надо тшательно чистить и удалять «глазки».

   Из картофеля можно приготовить множество различных блюд. Его жарят, варят, тушат, используют как начинку для пирогов, из него делают оладьи, пирожки и т. д.

   Важное место в питании населения республики занимает и капуста. В наиболее распространённой белокочанной капусте содержится 1,8 % белка, 5,4 % углеводов. Содержание витамина С в ней достигает 50 мг на 100 г продукта.  

   Из капусты готовят салаты, винегреты, щи, борщи (из сырой или квашеной), начинки для пирогов, её тушат как гарнир к мясному блюду.

   Широко в нашем питании используются морковь и свёкла. Их пищевая ценность несколько различна. В моркови мало белков, относительно много клетчатки, пектина и Сахаров. Морковь является одним из основных источников каротина (до 9 мг), который в организме превращается в витамин А. Он является ростовым фактором, положительно влияет на зрение, состояние кожи и слизистых оболочек. В существенных количествах есть в моркови и другие витамины (РР, Е, С, Bi, B2, Вб), а также минеральные вещества (кальций, калий, фосфор, магний, йод и железо). Калорийность 100 г моркови составляет 34 ккал.

   Её употребляют в свежем, сушёном и переработанном виде, широко применяют для приготовления первых и вторых блюд, винегретов и т. д. Полезно знать, что для лучшего усвоения каротина из моркови требуется одновременное поступление в организм жира.  

   Свёкла отличается существенным содержанием азотистых веществ, особенно белка. В ней присутствуют также витамин С (до 10 мг%), витамины группы В, относительно много калия, натрия, железа, марганца. Есть в ней углеводы, среди которых преобладают сахароза, глюкоза, фруктоза и пектин, способствующий выведению из организма различных ядовитых и токсических веществ. Калорийность  этого овоща 50 ккал/100 г.              

    Почти все овощи,  относящиеся к группе плодовых и семенных — огурцы, тыква, кабачки, арбузы, дыни — содержат значительное количество воды (до 90 % и более), различных минеральных веществ, особенно солей кальция и магния, Сахаров (преимущественно фруктозы), но совсем мало витамина С. Энергетическая

 ценность их невысокая. Например, в грунтовых огурцах 15, в арбузе 40 ккал/100 г. Эти овощи очень полезны людям с избыточным весом.  

    Укроп, эстрагон (тархун), лук, чеснок относят к пряным веществам. Лук и чеснок содержат значительное количество растительных антибиотиков — фитонцидов. Пряные и луковичные овощи имеют в своём составе некоторые витамины, в том числе витамин С (в 100 г укропа содержится его суточная норма — 100 мг, в луке — 10—35 мг, в чесноке — 10 мг). Но особенно полезны они как источники минеральных веществ, клетчатки, а также как возбуждающие аппетит.

И лук, и чеснок, и укроп (свежий, сушёный или солёный) нужно употреблять в пищу круглый год.

   Овощи широко используются в питании, особенно летом и осенью, однако в целом потребление их ещё отстаёт от рекомендуемых норм.

   Следует однако предостеречь от чрезмерного увлечения овощами (речь идёт о вегетарианстве), так как овощи бедны белками, некоторыми витаминами (В12) и другими необходимыми для организма пищевыми веществами.

    Плоды подразделяются на следующие группы: семечковые — яблоки, груши, айва, рябина, цитрусовые плоды; косточковые — абрикосы, персики, черешня, вишня, слива, кизил; ягоды — виноград, крыжовник, клюква, брусника, малина, земляника и т. д.; орехоплодные — фундук, грецкие орехи, миндаль, арахис и др.

   Яблоки среди фруктов занимают такое же место, как картофель среди овощей. В них содержится 0,4 % белка, 1,3 % клетчатки, 0,2 % жира.

   Цитрусовые плоды — апельсины, лимоны, грейпфруты, мандарины — содержат значительное количество аскорбиновой кислоты (от 40 мг % в лимонах и мандаринах до 60 мг % в апельсинах и грейпфрутах).  

   В плодах абрикоса очень много каротина и особенно солей калия (до 300 мг %); энергетическая ценность — 46 ккал/100 г.  

   Вишня содержит 10—20 мг % аскорбиновой кислоты, много легкоусвояемых Сахаров, Р-активных веществ, укрепляющих капилляры и предупреждающих гипертонию.    

   Ягоды. В летнее время в огородах, садах и лесах в изобилии появляются клубника, земляника, черника, голубика, крыжовник, малина, чёрная и красная смородина, облепиха, клюква, брусника, виноград и др. Это кладовые ценнейших питательных веществ.

    Ягоды содержат много Сахаров, представленных глюкозой, сахарозой и в наибольшей степени фруктозой, значительное количество органических (яблочная, лимонная, хинная и др.) кислот (обычно 0,8—1,2 %, а клюква, облепиха и чёрная смородина — 2—3 %), которые оказывают благоприятное влияние на обмен веществ, активизируют деятельность пищеварительного тракта.  

   В орехах в основном содержатся витамины группы В. Так, в арахисе витаминов Bi и РР — соответственно 0,82 мг% и 16 мг%, в грецких орехах В] — 0,48 мг%, В2 —0,13 мг%, РР—1,2 мг%.  

   Грибы. Из съедобных наиболее известны белые грибы, грузди, рыжики, подосиновики, подберёзовики, маслята, волнушки, шампиньоны, подгрузди, опята, моховики, лисички, сыроежки, валуи, молочаи, белянки, козляки, зеленушки, рядовки и др. Пищевая ценность грибов обусловлена содержанием в них различных органических соединений и минеральных солей. По своему химическому составу они близки к овощам и продуктам животного происхождения. Грибы, как и овощи, отличаются высоким содержанием воды (84—92%). Сухие вещества составляют в них 8—16 %. Содержание белковых веществ в грибах значительно выше, чем у многих овощей, а в сушёных белых грибах белков больше, чем в мясе [3].

   В состав белковых веществ входят почти все важнейшие аминокислоты, что обусловливает их ВЫСОКУЮ биологическую ценность.

           Витамины разносторонне и существенно влияют на всю деятельность организма. При этом дозы витаминов, необходимых человеку, ничтожно малы по сравнению с другими составными органическими частями пищи (белками, жирами, углеводами) и выражаются в миллиграммах, а некоторых витаминов в микрограммах или гаммах (1/1000 доля миллиграмма).

   Синтез некоторых витаминов осуществляется микрофлорой кишечника, однако он незначителен и не может покрыть потребности человека в них. Это подтверждается тем, что при отсутствии определенного витамина в пище у человека развивается соответствующий авитаминоз, хотя ничтожно маленькие количества его и синтезируются в кишечнике.

   В некоторых случаях витамины образуются в организме человека в процессе обмена веществ из близких по химическому составу органических веществ, называемых провитаминами. Так, каротин, содержащийся главным образом в растительных продуктах, в организме переходит в витамин А. Благодаря фотосинтезу содержащийся в коже человека эргостерин под воздействием ультрафиолетовых лучей солнца (или искусственного облучения) превращается в витамин D.

   В настоящее время представление о значении витаминов для человека изменилось. Если раньше считали, что они только предохраняют человека от тяжелых, иногда смертельных заболеваний, то теперь известно, что роль витаминов в организме человека значительно шире и существеннее.

  Как вы считаете, нужно ли принимать витамины?  Часто ли вы употребляете витамины?  Кто/что влияет на ваш выбор при покупке витаминных комплексов?

  В результате исследования мне удалось выяснить, что большая часть населения считает витамины неотъемлемой частью питания, но всё же употребляют их далеко не все. 

Поэтому в ходе этой работы, мне бы хотелось доказать, что витамины играют важную роль в нормальной жизнедеятельности организма человека и рассмотреть каждый витамин в отдельности.

          Нужно регулярно и своевременно питаться, не игнорировать школьные завтраки и обеды, заменяя его пирожками и пиццей

   Питание человека, в зависимости от возраста, умственных и физических                нагрузок, должно быть не только калорийным, но и витаминизированным

   Витамины играют важнейшую роль в поддержании иммунитета.

 Овощи и фрукты должны ежедневно присутствовать в рационе питания

как в школе, так и дома. Особенно те, которые содержат витамины А, С

    Принимать поливитаминные комплексы.



Предварительный просмотр:

«Кошки».

Михайлов Алексей

Российская Федерация, д. Новоандреевка

Филиал МАОУ Маслянская СОШ «Новоандреевская ООШ»

7  класс

Научная статья

Если вы спросите у меня, какое самое распространённое домашнее животное, я, не задумываясь, отвечу вам – кошка. Почему? Потому что кошка – животное небольшое, ест немного, ухода за собой особенного не требует, не назойлива, гуляет, как правило, сама по себе, пользу приносит: мышей и крыс ловит. А если шерсть кошки приложить к больному месту, то боль пройдёт. Ещё кошки хорошо снимают стресс.

Кошка создана, - это говорит история, - чтобы жить рядом с человеком. Сегодня неудивительно, что американские парапсихологи считают ее единственным существом, которое создано для расчищения энергетических полей человека. Это единственное существо, которое служит, чтобы расчистить эти энергетические потоки. В мире еще никто не придумал в науке такого прибора, которым обладают эти замечательные зверьки, когда они вам урчат и перебирают лапками, они вам доверяют, вас лечат и очень любят.

В своей работе я хочу рассказать о том, как кошки появились в жизни человека, и какую роль они в ней играют.  А также выяснить, как ученики нашей школы относятся к кошкам и что они рассказывают о своих домашних любимцах.

      Цель работы: исследование  значимость  кошки в жизни человека.

     Задачи:

1. Собрать информацию о кошках из различных источников         

 2. Провести опрос детей с целью определения отношений  к домашним кошкам  

 Предмет исследования: домашние кошки

 Объект исследования: отношение к кошкам    

Методы исследования: опрос, анкетирование, поиск и анализ  информации

В работе использованы следующие источники информации:

  1. А. Фогель, Х.-Э. Шнайдер — «Советы любителям кошек»: перевод с немецкого. — М.: Лесная промышленность, 1987.
  2. Мей Дж. — «Все о породах кошек». ИД Кристалл, 2005. Иллюстрированная энциклопедия кошек, М.:Олма-Пресс, 2001.

3. Мельников И. В. — «Энциклопедия кошек и их хозяев. Советы на каждый день». М.:Феникс, 2005.

4. А.П. Лесняк, П.М.Короткий, Б.А. Симонов  «Зоопарк дома», Алма-Ата: «Кайнар», 1973.- 192 С.

5. Ю.Дмитриев «Соседи по планете», М: Детская литература, 1990.- 288. 6.Энциклопедия «Жизнь животных» т. 7, под ред. В.Е.Соколова.- М: Просвещение, 1989.- 558 С.

Веб-сайты:

  1. www.svoboda.org
  2. www. magikcat.narod.ru
  3. www. cat.h11.ru
  4. www. felis.webstolica.ru
  5. www. zoolife.com.ua

       Сейчас невозможно установить, пришла ли кошка к человеку, или человек привел кошку в свой дом, но очевидно: такое событие было выгодно, прежде всего, человеку, а не кошке.

    Из исторических источников было выяснено, что происхождение кошачьих имеет многовековую историю. Около 30-35 млн. лет тому назад были известны древние хищники-кошки семейства вивиеровых. Некоторые из них послужили исходными формами современных видов диких и домашних кошачьих. Большинство специалистов сейчас придерживаются мнения, что одомашнивание  кошки произошло в долине Нила в Древнем Египте около 4000 лет до н.э. Ее предком была ливийская, или нубийская кошка, которую древние египтяне вместе с другой военной добычей привезли из древнего государства Нубия, которое в те времена находилось на территории современного Судана. Именно там была приручена дикая ливийская, она же нубийская, или степная кошка, ставшая родоначальницей всех домашних кошек на Земле. Уже тогда кошки охраняли закрома древних  египтян от мышей, чем вызывали к себе любовь и уважение. Со временем эти чувства переросли в культ кошек. Кошки стали обожествляться в массовом порядке. Богиня Баст имела кошачью голову. Тогда египтяне строили храмы покровительнице кошек, богине Баст. По праздникам туда стекались сотни тысяч людей. Там жили множество священных котов. В случае пожара в Древнем Египте, прежде всего, спасали кошек. При смерти кота, живущие с ним люди, справляли траур, брили брови. Тело кота бальзамировали и с почестями хоронили в деревянных, золотых и прочих гробах – в зависимости от достатка. В древних египетских захоронениях находят множество кошачьих мумий, а в гробницах фараонов таких мумий насчитываются тысячи.

Однако самое активное одомашнивание началось позже, и это было связано с расцветом многих цивилизаций. Именно тогда у кошек окончательно сформировались изменения в поведении.

Несмотря на многовековую историю взаимоотношений кошки с человеком, изменилась она, в отличие от других животных мало. По внешнему виду домашняя кошка удивительно похожа на своих древних предков. Можно заметить лишь некоторые изменения в строении уха, укорачивание мордочки  и изменение в окраске.

Вывод: происхождение кошачьих имеет многовековую историю.

    Из ежедневных наблюдений за кошкой можно сказать, что роль кошки в жизни человека играет очень большое значение. Она берет на себя все негативные импульсы и очищает энергетику. Когда мы гладим кошку, шерстинки благоприятно влияют на нервную систему человека. Конечно, если у вас нет аллергии. Эти животные могут играть как декоративную, так и социальную роль в нашей жизни. Для кого-то они являются помощниками, а для других - простая часть красивого интерьера.      

    Домашний питомец – это в первую очередь верный друг, который молча выслушает и никогда не предаст.

Вывод: кошка является и помощником и неким врачевателем в жизни человека.

Кошки всегда жили с людьми во всевозможных местах. Они обладают большими особенностями к выживанию и адаптации, так что жизнь в большом городе или в селе не представляет для них проблемы.

Кошки, живущие в селе, имеют свободный доступ на улицу, ведут сложную, насыщенную яркими  впечатлениями и событиями жизнь. Им  принадлежат огромные  территории, включающие в себя поля, сады и просто улицы. Кошки охотятся, изучают местность, взаимодействуют с другими кошками, ведут полноценный образ жизни свойственный кошкам, чего не скажешь о домашних кошках, которые постоянно живут в квартире.

   Городские улицы - едва ли подходящее место для жизни человека, не говоря уже о кошке. Проще говоря, все городские кошки должны быть исключительно домашними животными. Живете ли вы в маленькой квартирке или в большом роскошном особняке - на самом деле не имеет значения. Кошки приспособятся ко всему. До тех пор, пока люди не перестанут заботиться об удовлетворении их основных потребностей и предвидеть некоторые их инстинктивные желания

Так как в большинстве городских жилищ жилая площадь небольшая, но обязательно выделят для кошки личный уголок.

Вывод: Кошки живут с людьми во всевозможных местах: и в городе и в селе.

Большинство владельцев кошек не знают, что такое больная кошка. И этому можно только радоваться. Девять кошачьих жизней, конечно же, относятся к миру сказок. Однако бесспорно то, что кошка необычайно живуча и способна выйти невредимой из многих переделок. Усвойте, однако, следующий принцип: больной кошке необходим ветеринарный врач. Не пытайтесь поставить собственный дилетантский диагноз. Сделайте кошки прививки.  Постарайтесь предотвратить несчастные случаи.

Вывод: Кошки необходимо ветеринарное наблюдение.

        Вот две цифры: человек слышит звук частотой 20 тысяч герц, а кошка – 60 тысяч. Значит слух у них острее в три раза, чем у нас. А фокусирует этот звук кошка за счёт подвижности уха. Помогает в этом его форма. Человек, например, воспринимает все звуки, проникающие  в  комнату со стороны, как некий общий звук. А  кошка  может в уме  рассортировать  эти  звуки  и определить,  какой,  через  какую щелочку  проникает.

Кошки обладают направленным слухом, т. е. могут двигать ушной раковиной в сторону источника звука. При этом кошка обладает способностью пространственного слуха, может распознать силу звука, его удаление и высоту, и на основании этих данных оценивать месторасположение его источника. В случае если источник звука расположен в метре от кошки, она может обнаружить его с точностью до 7,5 см. Ушные раковины у кошки двигаются независимо друг от друга, поэтому кошка может следить одновременно за двумя источниками звука.

Вывод: слух у кошек острее в три раза, чем у человека.

                 С помощью усов кошка ориентируется в пространстве, получая информацию о преградах на своем пути по изменениям в воздушных потоках. Усы также помогают кошке рассчитать свой прыжок, например, за мышкой, чтобы этот прыжок был молниеносным и точным.

Также с помощью чувствительных волосков кошка обследует предметы. Грязь или влага на лапах воспринимаются как нежелательное раздражение, и животное немедленно их отряхивает или облизывает. В 2005 году было установлено в Книге Рекордов новое кошачье достижение – самые длинные усы у кошки породы мейн-кун. Длина усов мейн-куна Мисси из Финляндии составила 19 см. Но!  Есть породы кошек, выходящие за общее правило. У корниш-рексов и сфинксов усы короткие, искривленные или завитые, а у последних могут и вовсе отсутствовать, но это почему-то никак не сказывается на их поведении. Что это, очередная загадка сфинкса? 

        Если у кошки обрезать усы, она будет с трудом ориентироваться даже в знакомом помещении при свете. Поврежденные усы отрастают за несколько недель, а с ними к кошке возвращаются координация и чувство уверенности.

Вывод:  Кошка с помощью усов ориентируется в пространстве.

                 Глаза у кошки устроены также как и у человека, но только острота зрения у кошки в шесть раз лучше, чем у человека.

        Самое ничтожное освещение: тусклый свет дальнего фонаря или тонюсенький лунный лучик, проникающий сквозь щёлку в тёмную комнату, усиливается в кошачьем глазу в 40 – 50 раз. Это происходит за счёт сужения или расширения зрачка, благодаря которым кошка может сохранять незначительное количество света, попадающего в глаз. Кошачий глаз способен охватывать поле зрения в 270 градусов.

Но  парадокс в том, что  при хорошем освещении глаз кошки различает детали хуже, чем человек. В полной темноте  кошки ничего не различает. Некоторые люди ошибочно считают, что кошки видят в темноте.

Вывод: Зрение у кошки в шесть раз лучше, чем у человека                                                                      

        Как вы думаете, когда у кошки больше шансов не разбиться: когда она упадёт на пол со стола или выпадет из окна пятого этажа? Конечно, со стола, скажете вы и будете не правы. Известен случай, когда котёнок свалился с 32-го этажа и остался жив, получив незначительные травмы.

В чём тут дело? Специалисты предполагают, что все кошки обладают уникальным вестибулярным аппаратом. Именно он во время падения помогает кошке быстро сориентироваться, обернуться вокруг своей оси и направить все четыре лапы точно к земле. Падая же  со стола,  кошка не успевает «выйти» на лапы и поэтому, упав на спину, может сильно повредить позвоночник.

Вывод: Хвост кошки – это своеобразный воздушный руль.

       Кошки обычно мяукают для того, чтобы привлечь внимание человека (например, для того, чтобы её накормили или с ней поиграли). Также мяуканье кошки может обозначать приветствие или болезненные ощущения. Некоторые кошки очень разговорчивы, другие же редко подают голос. Кошки способны придавать своему голосу около сотни различных интонаций (собаки, к примеру, только около десяти). Некоторые из них являются очень резкими и неприятными для человеческого слуха: особенно во время боёв между котами за самку или во время спаривания. Котята при рождении издают тонкий писк, причём известно, что обычно котята зовут мать ультразвуковыми сигналами. Некоторые взрослые коты, особенно те, кто редко тренируют свой голос, могут тоже издавать писк вместо мяуканья.

Как и другие кошачьи, домашние кошки могут мурлыкать, это обычно означает, что животное чувствует себя довольно. Кошки часто мурлычут среди сородичей: например, когда кошка встречает своих котят.

    Вывод: Кошки мяукают, чтобы привлечь внимание человека

Породы кошек

Породистыми называют кошек, обладающих какими-то определёнными чертами или свойствами. Таких кошек обычно регистрируют. Как правило, у породистой кошки имеется сертификат, удостоверяющий чистоту её происхождения. Всего среди кошек менее процента является породистыми, из них только пятая часть этого процента может участвовать в выставках.

Различают длинношёрстные и короткошёрстные породы кошек.

Имеются также породы с вьющейся шерстью (девон рекс, селькирк рекс), с коротким хвостом (манкс и японский бобтэйл). Шотландская вислоухая кошка является единственной породой, у которой кончики ушей не задраны вверх. Некоторые гибридные породы (например, бенгальская кошка или хауси), являющиеся помесью домашней кошки с дикими особями, отличаются тем, что не все принадлежащие им особи могут приносить потомство.

Вывод: У породистой кошки имеется сертификат, удостоверяющий чистоту её происхождения.

  1. Бродячие кошки

Несмотря на то, что кошки легко приспосабливаются к самым разным условиям, среди нас живут и бродячие кошки, которые сталкиваются с нехваткой пищи; особую угрозу для них представляют собаки и автомобили. Во многих городах существуют большие кошачьи колонии бродячих. Существуют множество организаций и добровольцев, которые отлавливают бродячих кошек, делают им прививки и дают лекарства.

 Перед тем как вернуть животное обратно на улицу, ветеринары подрезают ему кончик уха или делают другую отметку, чтобы не ловить его вновь. Этим контролируется численность кошачьих колоний, а благодаря тому, что кошек в колонии регулярно кормят, это решает и другие проблемы, связанные с агрессивностью животных.

Вывод: Бродячие кошки сталкиваются с нехваткой пищи

  1. Кошки в современном фольклоре

В современном фольклоре кошки считаются одними из хранителей уюта. Часто при новоселье кошку первой впускают в дом. Также из-за способности кошек приземляться на лапы при падении часто говорят, что они обладают особым «шестым чувством» и что у них девять жизней. Существует суеверие о том, что чёрные кошки являются предвестниками неудачи, особенно если кому-то такая кошка перебежит дорогу.

Кошки часто становились персонажами литературных произведений, например «Кот в сапогах» Шарля Перро, «Волшебное кольцо» Андрея Платонова. В сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране Чудес» одним из персонажей является Чеширский кот.

В мультипликации кошка также часто становится главным героем, например в таких мультфильмах, как «Кот Леопольд», «Котёнок по имени Гав», «Том и Джерри» и «Кот Феликс», «Шрек», «Простоквашино».

Вывод: Кошки часто являются персонажами литературных произведений и мультипликаций.

       В данной работе мы нашли разнообразную информацию о самом распространённом домашнем животном – кошке.

Мы рассмотрели такие вопросы, как появление кошек в жизни человека; жизнь кошки в городе и в селе; болезни кошек; удивительный кошачий слух; кошкины усы; о кошачьем глазе; о хвосте кошки; почему кошки мяукают. Кроме того, провели опрос среди учащихся школы с целью выяснить отношение к кошкам. Результаты представлены в диаграммах. (Приложение 3)

На основе  проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

Кошка - самое распространённое домашнее животное.

Современная домашняя кошка произошла от ливийской дикой кошки, приручённой в Древнем Египте около 4000 лет до н. э.

Существует множество пород кошек: от длинношёрстных (персидская кошка), до короткошёрстных (сфинксы).

Также кошки отличаются хорошим зрением и слухом.

В заключение хочется вспомнить слова писателя Антуана де Сент Экзюпери, который писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Если ты завел себе маленького пушистого друга, не предавай его, когда он станет большим и не таким милым и игривым, как тебе бы того хотелось. Не выбрасывай, не предавай это существо, которое поверило тебе и привязалось к тебе.

Приложение 1

О рекордах, установленных кошками  

***4478 метров. На такую высоту над уровнем моря поднялся, шагая самостоятельно, вслед за альпинистами  4-месячный котёнок из Женевы. Произошло это в Альпах, а штурмовали  альпинисты и их пушистый четвероногий друг вершину Маттерхон.

 ***400 миллионов. Столько кошек, по данным  Парижской академии наук, живёт сейчас на нашей планете, из них  57миллионов в  США, 30-в  Индонезии, 10-в Бразилии, 6,5, миллионов - в                      Великобритании. А вот в Перу кошек совсем нет.

 ***21,3 килограмма. Столько весил  кот  по кличке Химми  из  Австралии. У него был обхват шеи 38,1 см, туловища 83,8 см. А длиной он был 96,5 см.

***36 лет. Столько прожил кот по кличке Пусс из американского города Клейхайлонда. По человеческому счёту ему было 216 лет.

***420 котят. И всем им была мамой кошка Дасти из американского штата Техас, прожившая 17 лет.

***28899 мышей. Этот рекорд в ловле мышей принадлежит кошке по кличке Таузер, «работавшей» в одной из шотландских компаний. Она прожила 24 года.

***1500 километров. Это расстояние за год преодолел кот по кличке Чапа. Потерялся он в районе города Вольска саратовской области, а вернулся в уральский посёлок Двуреченский.

Приложение 2

Несколько советов тем, кто хочет завести котёнка

**Прежде  чем взять котёнка, нужно решить, какого вы хотите: пушистого или короткошёрстного. И ещё: зачем вам кошка? Чтобы ловить мышей? Чтобы дружить с вами?

**Ещё нужно решить, кого приводить в дом: кота или кошку. Кошка будет дважды в год неистово рваться на свидание, а кот может переметить все углы в доме.

**Определите в квартире уголок, который станет местом отдыха котёнка. В этот уголок можно поставить корзину или коробку с чем-то мягким на дне.

**Нужно купить две миски: одну для корма, а другую для свежей воды. Придётся потратиться и на туалет.

**Попросите родителей купить вам какую-либо книгу, в которой рассказывается о кормлении, уходе, оказании первой медицинской помощи кошке. Такая книга вам очень пригодится.

**Накануне появления котёнка в вашем доме проведите тщательную уборку: уберите с пола все провода; на полу не должно оставаться мелких предметов, которые могли бы привлечь внимание малыша.

Приложение 3

Результаты опроса учащихся

45 ребят, что составляет в процентном отношении от количества учеников в школе - 96% ответили утвердительно на вопрос «Любишь ли ты кошек?»

На вопрос «Чем они тебе нравятся?» были даны следующие ответы: Они ласковые, милые  и пушистые, ловкие забавные и интересные существа; всем с ними весело жить; нравится, как они играют, мурлыкают; они понимают людей.

А вот ответы на вопрос «Для чего нужны кошки в жизни человека?»:

  • Игрушка для детей;
  • Ловить мышей;
  • Для радости, чтобы было не скучно;
  • Снимают напряжение;
  • Чтобы прививать детям любовь к животным;
  • Чтобы скрасить одиночество.

       38 учеников (80%) имеют дома кошек, для 25-х (53%) из них кошка – член семьи, остальные (27%) читают её игрушкой.

    5 учеников (10%) хотели бы завести дома кошку.

    Вот какие клички назвали ребята в своих анкетах: Кузя, Персик, Васька, Рыжик, Фрося, Ксюша, Мурзик, Сима, Мурка, Маркиз, Шурик, Пушок, Барсик, Муся, Тимон.

Отношение к бродячим кошкам следующее:

Хорошо – 20 человек (42%)

Плохо – 4 человека (8 %)

Кормят и помогают животным – 20 человек (42%)

В качестве помощи ребята предлагают такие меры: накормить, вылечить, приютить в подъезде, взять домой, помыть, отдать в хорошие руки, построить им жильё, отдать в приют для животных, построить клиники для лечения кошек и приюты для бездомных животных, создать организацию для защиты бродячих животных.

«Ваше отношение к кошкам»

«Есть ли у вас дома кошка?»

«Отношение к бродячим кошкам»

        


Предварительный просмотр: