"Учитель года 2020"

Гайнбихнер Евгений Александрович

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: « Класс птицы. Внешнее строение.  Приспособления к полету».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология: проблемного обучения

Методы: частично-поисковый, наглядный, словесный.

Формы работы: групповая

Цель: формирование  представление о внешнем строении птиц и приспособлении к полету.

Задачи:

Обучающая: изучить внешнее строение птиц и приспособления для полета.

Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать логическое мышление, речь учащегося.

Воспитывающая:  продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отрабатывать  активное умение слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, учиться  работать в группах.

Планируемы результаты урока

Предметные:

- знать внешнее строение класса птиц;

- изучить строение перьев птиц;

- уметь сопоставлять особенности строение с функциями;

Метапредметные:

- регулятивные:- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные:- обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные:- работать с учебником;

- сопоставлять рисунки;

- работать с информационными текстами;

- выделять признаки;

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Ресурсы урока:  Мультимедийный проектор, презентация, аудиозапись, учебники, раздаточный материал.

План урока

1

Орг. момент

30 сек.

2

Мотивация.                          

2 минуты.

3

Целеполагание и планирование.

3 минуты.

4

Актуализация нового материала.  

10-15  минут

5

Включение новых знаний в систему знаний.

10- 15  минут

6-7

Рефлексия.(оценка) Домашнее задание.

5 минут.

8

Заключение.  

1 минута.

                                 

1. Орг. момент

Добрый день!

Позвольте представиться. Меня зовут Евгений Александрович. И сегодня мы вместе проведем наш урок.

2. Мотивация

Чудо полета – для человека  всегда было желанным и недостижимым. А вот для кого-то – это самая характерная черта. Это о ком речь? Давайте попробуем сформулировать  тему нашего урока. (Класс Птицы)

Перед вами карта урока. Запишите в нее тему.

Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще.

3. Целеполагание и планирование

Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. А вот легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий, отрываясь от земли, способны только птицы.  Человека всегда волновал вопрос. Как вы думаете какой?

1 вариант : ОТВЕТ: Почему люди не летают? ХОРОШО. Давайте  запишем этот проблемный вопрос. А чтобы на него ответить, что нужно нам понять? ОТВЕТ: Почему птицы летают? Давайте запишем и этот вопрос  как проблемный.

2 вариант: ОТВЕТ: Почему птицы летают? Давайте запишем и этот вопрос  как проблемный.

Чтобы  решить проблему,  нужно определиться,  как мы ее будем решать. ЧТО МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ ?-ответы . А в карту запишите задачи только глаголами- (читать, обсуждать, искать,  догадываться).

4. Актуализация нового материала

Нашу работу начнем в группах. В карте урока у каждого члена группы будет свое задание. Он должны решить  поставленную перед ним задачу. Записать в карту. «Голос группы», который вы выберете, будет выполнять свою задачу, она у него прописана в карте, его карта цветная.  Работаем с учебником.  Если у вас возникнет необходимость, вы можете воспользоваться своими гаджитами. Ответы должны быть очень краткими. 1-2 предложения.

Обращаю внимание, окончание музыки – сигнал к завершению индивидуальной работы и начало работы с «голосом группы». Вам на работу 10 минут. ВКЛЮЧАЮ МУЗЫКУ.

Пора озвучить промежуточные результаты.  Слушаем «Голоса группы». Предлагаю им выйти к доске и подвести итоги работы. СПАСИБО ВСЕМ.

Физминутка.

Предлагаю немного отдохнуть --- с пользой. На обратной стороне карт урока у вас  картинки частей тела птиц. Попробуйте очень быстро собраться в группы и назвать вашу птицу. Передвижение свободное. Вам одна минута.

Показывают всем собранную картинку, встав последовательно : клюв, …..

-У вас образовалась новые группы. Вы продолжите работу в них. Занимаем места.

5. Включение новых знаний в систему  знаний.

Есть очень интересная наука – бионика.  Она  изучает  живую природу с целью использования полученных знаний в практической деятельности человека.

Чем мы сейчас  и будем сейчас заниматься.

 У вас на партах файлы  с необходимым материалом для создания вашего проекта. Тема на слайде, задания в карте урока. Желаю удачи!  Готов помогать.  У вас 10 минут.

ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП

И это лишь малая часть живой природы, которую человек призвал себе на службу. Кому интересно – дома откройте интернет и узнайте очень много интересного и неожиданного.

6. Рефлексия.(оценка). Домашнее задание.

Давайте вернемся в начало урока. Какой проблемный вопрос мы ставили? (Почему птицы летают?). Ответьте себе,  решил я эту проблему? Оцените свою работу 2-3 словами, запишите. Кто не постесняется и озвучит свою самооценку?

Обращаю внимание на слайд. Прочитайте предложения и продолжите, … Кто желает? (попрошу ….)

Это будет домашнее задания для вас и для всех кто пожелает их выполнить. Или можно выполнить задания четвертое и пятое.

8.  Заключение

Птица,  сидящая на дереве, никогда не боится, что ветка сломается, потому, что она доверяет не ветке, а своим собственным крыльям.---- Всегда верьте в себя. С уважением Евгений Александрович. Позвольте подарить вам напоминание о  нашей встрече – вот эти закладки.  УРОК ОКОНЧЕН, СПАСИБО.



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

1. Урок проведен по теме «Класс Птицы»

2. Находится в системе уроков календарно-тематического планирования под 24 номером.

3. В разделе «Тип Хородовые» № 9 и в теме – первый.

4. Тип урока: урок открытия новых знаний.

. Цель урока: формирование представления о внешнем строении птиц и  приспособлениях к полету

5. Поставлены задачи:

  Обучающая: изучить внешнее строение птиц и приспособления для полета.

   

Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников

   

Воспитывающая:  формировать навыки самостоятельной работы с учебником, отрабатывать  активное умение слушать и выступать, работать в группах.

6. Планируемые результаты урока

Предметные:

- знать внешнее строение класса птиц;

- изучить строение перьев птиц;

- уметь сопоставлять особенности строение с функциями;

Метапредметные:

- регулятивные:- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

- коммуникативные:- обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные:- работать с учебником;

- работать с информационными текстами;

- выделять признаки;

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы

7. Использовалась технология проблемного обучения.

8. В основе урока лежат активные методы обучения. ( использовалась классификация методов, предложенная Владимиром Павловичем Беспалько)

9.Ведущие методы на уроке- проблемный, частично-поисковый, метод проектов, метод коллективной  мыслительной деятельности.    

                     

10. Проблемный метод  прослеживался  на этапе мотивации - постановка проблемы: Почему птицы летают?,  формировались регулятивные универсальные учебные действия- самостоятельное определение  цели учебной деятельности.

11.  На этапе актуализации знаний ученики решали проблему   –  Что помогает птицам летать? (приспособления) и использовался частично-поисковый метод-работа с учебником, добор недостающей информации в сети Интернета. 

Формировались коммуникативные учебные действия- обсуждение в группе информации.

Познавательные  универсальные учебные действия –работа с учебником , дополнительной информацией.

12. -Метод проектов и метод коллективной  мыслительной деятельности       реализовывался   на этапе включения новых знаний в систему знаний. (Ребята готовили групповой проект ««Приспособления  птиц  на службе человека».  Формировались коммуникативные учебные действия- обсуждение в группе .

13. Форма работы: групповая. Она прослеживалась  на основных этапах. Причем группы были сменные.

Прием, используемый на физминутке,  позволил сформировать новые группы и способствовал  отработке навыков коммуникации.

13.Этап рефлЕксии направлен на выяснение и осознание полноты сформированности знаний и необходимости их пополнения (формирование личностных универсальных действий) и коммуникации. Он плавно переходит в домашнее задание.

Продолжи предложение   ….(где необходимо предложить ответить на вопрос  однокласснику или  пригласить  выполнить в паре).   И выбрать другие задания для выполнения дома.  

14. В завершении урока предложены слова для размышления.  

15. Цель урока достигнута, задачи решены. Есть

над , чем работать.  Готов  услышать рекомендации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Класс: «Птицы»

Слайд 3

Работа в группах . Проработать тему. Найти приспособления для полета . 1 группа: внешнее строение птиц. 2 группа: голова птиц. 3 группа: оперение у птиц. 4 группа: опорно-двигательная система птиц. § 43-44, интернет

Слайд 4

Бионика – наука, изучающая живую природу с целью использования полученных знаний в практической деятельности человека. Проект: «Приспособления птиц на службе человека». 1 группа: когти; 2 группа: крылья; 3 группа: клювы; 4 группа: тело, скелет, перья.

Слайд 5

…………………………? ДА НЕТ 1. У меня остался вопрос ………… и я на него попрошу найти ответ моего(ю) одноклассника ( цу ) ……. . 2. Мне хотелось еще узнать о ………… (имя), давай приготовим ответ вместе? Я хочу сам(а) найти ответ на вопрос……. Составить кроссворд: «Птицы Сладковского района» Прочитать § 43-44, ответь на вопросы.



Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС https://storge.pic2.me/upload/532/5ab7cdf11a62f.jpg

Слайд 1  (ПТИЦА В ПОЛЕТЕ)

Наверно многие из нас задавали себе вопрос:

                         «ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ЛЕТАЮТ?

Да потому, что они не птицы.  

Мы очень часто наблюдает за птицами. Кто-то просто любуется, а кто-то подмечал. И подумал - вот бы…..

Я в зал отдал набор букв.  Прошу вас выйти.  

Давайте назовем птиц на эти буквы. Зал помогает.

Б- беркут, И – иволга,  О- орел, Н- ниясыть,   И-индюк      , К-клест, А-аист

Хорошо.

 А теперь попробуйте составить слово. (подсказываю –это наука)

Так появилась в жизни человека наука(показываю на человека  и он называет ее вслух) –БИОНИКА.    

Предлагаю вам продолжить наши исследования в данной области и приглашаю в исследовательскую лабораторию. Вы молодые ученые, дерзайте.  Ждем ваших открытий.

                                               Слайд 2 

«Бионические прообразы птиц».

Работа с залом:  мой совсем небольшой педагогический опыт говорит о том, что нужно много трудиться.   Сегодня современному обществу требуются специалисты высокого уровня, креативные, умеющие нестандартно мыслить,  активные, практико-ориентированные.  И на школьном этапе это наша с вами задача, дать им этот толчок.   Активные методы обучения  как раз и поспособствуют этому.  Сегодня мы с коллегами пробуем это продемонстрировать.  

Знания они не получили в готовом виде, добывают сами.  В этом нам помогут частично поисковый метод,  исследовательский, метод  проблемного вопроса?  Сейчас они ищут ответ на НЕ поставленный вопрос.  

Какие универсальные действия мы отрабатываем при этом кроме предметных? (вопрос к залу)

Метапредметные:

- познавательные – в данном случае умение выделять признаки

- коммуникативные(умение общаться в группе, обсуждать, слушать, выбирать «голос группы»),  

-регулятивные- умение вычленять  проблему и  искать путь ее решения .

-личностные- осознание  неполноты своих  знаний   и желание их получить

Обращаюсь к педагогам на сцене: Уважаемые ученые, мы ждем ваших открытий.

Что вы для себя и нас открыли нового?

(выступают, рассказывают, соотносят картинки предметов и птиц, выводы)

Колпица-  щипцы для сахара

Китоглав- секатор

Зимородок- скоростной поезд

Дятел- отбойный молоток

Пингвин- вездеход

Колибри –трубочка для коктейля

Пеликан- ковш

Клест- медицинские инструменты

Веретенник – пинцет

Орел –автопогрузчик

КАРТИНКА ГОЛУБЯ ОСТАЛАСЬ ЛИШНЯЯ БЕЗ ПАРЫ).

К ЗАЛУ: Есть у вас предположения?

БЕРЕТ картинку голубя. Голубь несправедливо забытая птица.  Они  великолепно могут ориентироваться в пространстве, где-то даже намного лучше других птиц.

И эти способности тоже человек  принес себе на службу. В годы Великой Отечественной войны именно навигационные способности голубя использовались для передачи голубеграмм.  Было послано белее 30 тысяч писем и донесений.  И возможно такие способности птиц навели на мысль человека создать, как выдумаете ЧТО?( к залу?)   НАВИГАТОР.  (подаю картинку у кого голубь).

Каковы же ваши выводы, уважаемые ученые?

(Благодаря птицам люди создали огромное количество  предметов, приборов, инструментов, которые облегчают жизнь и служат нам.)

Спасибо вам большое за столь важное и нужное открытие. (садятся)

Заключение

Почему люди не летают как птицы?  А кто вам это сказал? C:\Users\111\Downloads\i.jpg

СЛАЙД 3 ВКЛЮЧИТЬ

Летают---благодаря птицам!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Гайнбихнер Евгений Александрович , учитель биологии и химии филиала МАОУ Маслянская СОШ «Новоандреевская ООШ ». Бионические прообразы птиц.



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Еще раз добрый день уважаемое жюри и гости!

На сегодня наша сфера образования считается одной из самых консервативных сфер общества, и, тем не менее,  мы   пытаемся искать   наиболее эффективные формы и методы обучения. Хотя, понимаем, что в погоне за всем новым следует помнить, что  метод – это не самоцель, а всего лишь средство к лучшему достижению наиболее разумному  и  эффективному  пути.  А наша цель - организовать урок  так, чтобы  у ребенка возникали  желание и потребность  добывать знания. 

Поэтому  считаю, что активные методы обучения  смогут стать средством формирования познавательной активности школьников.

Слайд 2

На первоначальном этапе я выделил две проблемы. Сейчас понимаю, что  одна из них легко решается.  Я говорю о  новых образовательных стандартах  и классических подходах .  А кто нам мешал использовать раньше активные методы? Да никто , их всегда педагоги использовали.  Может не в той степени, как требуется  сейчас.  Поэтому это нам все знакомо.  

А вот вторая проблема меня волнует больше – требования к преподаванию биологии, да и всех предметов,  увеличиваются , а количество учебных часов уменьшается. Как в этих условиях реализовать не только учебный план, а еще формировать личность, востребованную  современным обществом?  Вот здесь  и есть необходимость призвать все возможные методы. И они должны быть очень активными. Что делали за 68 часов , нужно сделать за 34.

Актуально? Да.

Слайд 3

Кроме образовательной составляющей мы должны еще в условиях новых Федеральных Государственных Стандартов  в завершении получить всесторонне развитую, творческую  личность, физически и психически здорового человека.   И вот считаю, что наша задача за период обучения не столько обеспечить знаниями нашего ученика, а сформировать  у него потенциал  самосовершенствования, самообразования в будущем.  И вот если мы это увидим, то это будет лучший наш образовательный результат.  

Слайд 4

Значит нужно искать какой -то путь.

Во время уроков пытаюсь повышать не только активность детей, но и самостоятельность. Стараясь подыскивать такие приемы, которые  помогут   применять  знания на практике, что дает необходимый развивающий эффект.

Слайд 5

На протяжении 3-х лет я нарабатываю для себя как теоретические знания, так  практический опыт.  В чем он заключается? В первую очередь в изучении материала по проблеме, посещение уроков коллег, общение с наставником и педагогическим сообществом.  

Слайд 6

Блуждая по сети Интернет понимаешь, что очень сложно все привести в систему и, тем не менее, отталкиваешься в первую очередь от понятия активных методов обучения.  Многие дидакты дают определение этому понятию. И когда сравниваешь, то понимаешь, что все сводится к тому, что именно этого требует современное образование: активная мыслительная деятельность, свобода выбора действий  и индивидуальный результат.  

Слайд 7

Таким образом,  активные методы обучения помогают  нам  сработать на конечный результат -  «портрет современного выпускника».

Слайд 8

Какие же это методы? Их классификация не появилась вчера.  Ее предлагали еще раньше. Я на слайд вынес имена очень известных дидактов, которые занимались данной проблемой.  

Слайд 9

На этом слайде можно увидеть , что  предложенные классификации в основе все представлены активными методами обучения.  Для меня, как начинающего педагога большое поле изучения.  Для своего урока я взял методы продуктивного обучения, предложенные Владимиром Павловичем Беспалько. При анализе урока они были названы и продемонстрированы на уроке( методы проблемного обучения, частично-поисковый, метод проектов)

Слайд 10

Насколько они эффективно сработали,  мы с вами это обсудили после урока.  Конечно,  это  достаточно трудоемкая задача, готовиться к каждому року  в рамках данных методов.  Да и, наверно,  не всегда нужно. Я уже говорил, что это не должно быть самоцелью.  Методы должны служить средством для достижения цели.  

Слайд 11

Хочется верить, что и качественная успеваемость это в том числе результат работы в данном направлении.

Слайд 12

Свои уроки стараюсь разнообразить , давать детям  возможность пропустить через себя получаемый опыт, повернуть знания в практическую, деятельностную плоскость.  Учу их и учусь сам.

Слайд 13

На сегодня передо мной стоит, достаточна непростая   задача – вырабатывать всевозможные подходы для развития  как своих собственных профессиональных возможностей, так и становления личности моих учеников.

Слайд 14

     А для этого нужно не только учить других, а еще и учиться самому.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Филиал МАОУ Маслянская СОШ «Новоандреевская ООШ» Применение активных методов обучения на уроках биологии и химии как средство формирования познавательной активности учащихся. Гайнбихнер Евгений Александрович, учитель биологии и химии.

Слайд 2

Проблема: классические подходы к обучению не позволяют в полной мере раскрыть потребности, возможности и склонности учащихся, а, соответственно, сформировать универсальные учебные действия, которые определены ФГОС. Повышение требований к преподаванию биологии и уменьшение количества учебного времени.

Слайд 3

Актуальность: с тремление к новым знаниям. (самообразование и саморазвитие) Умение исследовать окружающий мир. Лучший результат образования.

Слайд 4

Пути решения: активность ; самостоятельность ; применение знаний на практике; необходимый развивающий эффект.

Слайд 5

Цель: введение в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения, обеспечивающих полноценное образование, учитывающих способности, интересы учеников; обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителя. рассмотреть возможности применения в процессе обучения биологии и химии активных методов обучения. развивать познавательную активность учащихся в процессе обучения через активные методы обучения. Задачи:

Слайд 6

Активные методы обучения - способ активизации учебно-познавательной деятельности, который побуждает их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. Абрек Маркович Смолкин Активные методы обучения – это методы, предполагающие свободу выбора действий и получения индивидуального результата. Андрей Викторович Хуторской

Слайд 7

Активные методы обучения(АМО) позволяют: Активно включать каждого ученика в процесс усвоения нового материала. Повышать познавательную мотивацию . Обучать навыкам успешного общения . Развивать навыки самостоятельной учебной деятельности, определять ведущие и промежуточные задачи, уметь предусматривать последствия своего выбора. Воспитывать лидерские качества . Учат работать с командой и в команде. Принимать за себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

Слайд 8

Владимир Павлович Беспалько Андрей Викторович Хуторской Виталий Александрович Сластёнин Абрек Маркович Смолкин Михаил Николаевич Скаткин Исаак Яковлевич Лернер Алексей Николаевич Леонтьев Авторы классификаций активных методов обучения:

Слайд 9

Активные методы обучения Сластенин В.А. Смолкин А.М. Леонтьев А. Н. Методы проблемного обучения: Лернер И.Я. Скаткин М.Н. Методы продуктивного обучения: Беспалько В.П. Хуторской А.В. Имитационные и неимитационные :

Слайд 10

Эффекты активных методов обучения: когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. (результаты исследований ученых) Биология Химия

Слайд 11

Применение активных методов обучения в практической деятельности Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи». Иоганн Генрих Песталоцци.

Слайд 12

Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования . Николай Александрович Рубакин



Предварительный просмотр:

Форма № 3

Информационная карта участника областного конкурса
            «Педагог года Тюменской области»
C:\Users\111\Desktop\SAM_0881.JPG

                     

                                     

«Учитель года Тюменской области»

(номинация)

Гайнбихнер

(фамилия)

Евгений Александрович

(имя, отчество)

13 марта 2020 года

(дата заполнения анкеты)

1. Общие сведения

Муниципальное образование (город, район)

Сладковский район

Населенный пункт

д. Новоандреевка

Дата рождения (день, месяц, год)

 17 мая 1991 года

Место рождения

Абатский район, п. Майский

Адрес личного сайта, блога и т.д., где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами

https://nsportal.ru/gaynbihner-evgeniy-aleksandrovich

Адрес образовательной организации в сети Интернет

edusladkovo.rf                                                    МАОУ Маслянская СОШ, Новоандреевская ООШ

2. Работа

Место работы (наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом)

Филиал МАОУ Маслянская СОШ                           « Новоандреевская ООШ»

Год начала работы в данном образовательном учреждении

2016 год

Занимаемая должность

Учитель

Преподаваемые предметы, параллели классов (группы)

Биология 5-9 классы, химия 8-9 классы.

Классное руководство в настоящее время, в каком классе (номинация «Учитель года»)

8 класс

Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты)

3 года, 7 месяцев

Квалификационная категория

1 категория

Преподавательская деятельность по совместительству (место работы и занимаемая должность)

-

Послужной список (предыдущие места работы и годы  поступления  на них)

-

3. Участие в  конкурсах,  награды

Место  в  муниципальном  конкурсе  (конкурсе образовательного учреждения)  

В конкурсе образовательного учреждения «Ступени мастерства», победитель

Победа   в   конкурсе  лучших учителей, если «да», указать год (номинация «Учитель года»)

-

Достижения в других конкурсах регионального и российского уровня

Всероссийский очный конкурс, проводимый  ТГУ, «Современный учитель дисциплин естественно-научного цикла», конкурс педагогического мастерства в номинации «Лоцман педагогического мастерства (биология) в рамках всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), диплом победителя.

Почетные звания  (наименования и даты получения)

-

Правительственные  и отраслевые  награды (наименования и даты получения)

-

4. Образование

Название и год окончания учреждения профессионального образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет», 06 июня 2016 года.

Специальность, квалификация по диплому

Бакалавр педагогического образования

Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования образовательных программ, модулей, стажировок и т. п., места и сроки их получения)

Обучение в магистратуре.

Курсы повышения квалификации:

- Тюмень, «Современные требования к среднему (полному)общему образованию в условиях ФГОС. Интеграция предметов естественно-математического цикла», 72 часа, ТОГИРРО, 2017 год;

- Тюмень, «Проектирование содержания образования по биологии в системе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», 36 часов, ТОГИРРО, 2017 год;

- Тюмень, «Проверка знаний требований охраны труда по программе обучения руководителей и специалистов по охране труда», 40 часов, АНО ДПО «ТМЦОТ», 2017 год;

- Тюмень, «Проверка знаний пожарно-технического минимума, согласно должностным обязанностям», АНО ДПО «ТМЦОТ», 2017 год;

- Тюмень, «Автоматизированная информационная система «Электронная школа», 6 часов,  РИО-Центр, 2017 год.

Знание иностранных языков (укажите уровень владения)

Немецкий язык со словарем

Ученая степень

-

Название диссертационной работы

-

Основные публикации в периодических изданиях, брошюры, книги, методические пособия (год издания)

Всероссийское педагогическое общество «Доверие» https//vpo-doverie/ru/result «Использование современных образовательных технологий в дополнительном образовании»                     (обобщение педагогического опыта)

5. Общественная деятельность

Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления)

Член профсоюза работников образования, 2016 год

Участие в деятельности Управляющего   совета,  других органах

-

Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия)

-

6. Профессиональные  и личные интересы и ценности

Ваше педагогическое кредо    

«Каждый человек делает себя сам».

Качества, которые  Вы хотели бы воспитать  у  своих  учеников (воспитанников)

Потребность в знаниях, порядочность

Профессиональные и личностные ценности

Наращивание знаний, порядочность

Ваши кумиры в профессии

Мои педагоги, мама

Ваше любимое литературное произведение педагогического содержания

Валентин Распутин «Уроки французского»

Ваши любимые песенные произведения педагогического содержания  

-

Ваш любимый писатель, поэт, композитор,  артист

Джон Рональд Руэл Толкин

 Хобби, таланты, спортивные увлечения

Чтение

Ваш любимый афоризм или девиз

Кто владеет информацией, тот управляет миром»

Смешной случай из вашей педагогической практики (краткое описание)

Урок биологии. Ставлю на стол макет «Строение яйца» и говорю: «Это не глаз». Забегает опоздавший ученик и удивленно вскрикивает: «О, а это что за глаз».

7.  Семья

Семейное положение (фамилия, имя, отчество и профессия супруга)

холост

Дети (имена и возраст)

-

8. Контакты

Рабочий адрес с индексом

627630

Тюменская область, Сладковский район, д. Новоандреевка, ул. Школьная, д.5

Домашний адрес с индексом

627553

Тюменская область,

Абатский район,

п. Майский,

ул. Строителей, д.6, кв.16

Домашний телефон с междугородним кодом

8-345-55-32-1-67

Мобильный телефон с междугородним кодом

89829868210

Рабочий  телефон /факс с междугородним кодом

(834555)47-3-04

Рабочая электронная почта

nvandreevka@mail.ru

Личная электронная почта

hentai-neko@mail.ru

Адрес личного  или школьного сайта в Интернете

https://nsportal.ru/gaynbihner-evgeniy-aleksandrovich

9. Документы

Паспорт (серия, номер, кем и когда выдан)

Серия 7110  номер 826176,

выдан Территориальным пунктом №4 МО УФМС России по Тюменской области в городе Ишиме, 06.07. 2011 года.

ИНН

720801921598

Свидетельство пенсионного государственного страхования

140-971-386 64

3агрнпаспот

-

10. Дополнительные сведения, факты, достойные упоминания

 

Правильность сведений, представленных в анкете, подтверждаю

(_____________________________)               ____ _________________________________

                     (подпись)                                               (фамилия, имя, отчество участника)

«____» __________ 20____ г.                                                               



Предварительный просмотр:

Филиал муниципального автономного  общеобразовательного учреждение

Маслянская средняя общеобразовательная школа

«Новоандреевская основная школа»

Гайнбихнер Евгений Александрович,

учитель биологии и химии

«…Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он удобнее для учеников.»

                                                       Л.Н. Толстой

Применение активных методов обучения на уроках биологии и химии как средство формирования познавательной активности учащихся

       Главными характеристиками выпускника любой образовательной  школы являются его  компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого ученика. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Проблема. Классические подходы к обучению не позволяют в полной мере раскрыть потребности, возможности и склонности учащихся, а соответственно, сформировать  универсальные учебные действия, которые определены ФГОС.

Повышение требований к преподаванию биологии и уменьшение количества учебного времени.

Пути решения. Необходимо повышать не только активность детей, но и самостоятельность, способствовать тому, чтобы они могли применять свои знания на практике, что даст необходимый развивающий эффект.

Цель. Введение в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения, обеспечивающих полноценное образование, учитывающих способности, интересы учеников; обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителя.

Задачи. 

-Использовать на уроках новые технологии и средства;

-Развивать познавательную активность учащихся в процессе обучения через активные методы обучения;

-Повышать свой методического уровня.

Этапы работы над проблемой.

1 этап – изучение теоретических основ проблемы (первый год работы

2 этап – накопление методического материала и частичная апробация на уроках по теме (второй, третий год)

3 этап – использование на уроках активных методов обучения

      Под активными методами обучения  понимаются методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым "традиционным подходам", где ученик играет гораздо более пассивную роль.

Активные методы обучения позволяют.

-Активно  включать каждого ученика в процесс усвоения нового материала.

-Повышать познавательную мотивацию.

-Обучать навыкам успешного общения.

-Развивать навыки самостоятельной учебной деятельности, определять ведущие и промежуточные задачи, уметь предусматривать последствия своего выбора.

-Воспитывать лидерские качества.

-Учат работать с командой и в команде.

-Принимать за себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

Авторы классификаций  активных методов обучения:

Владимир Павлович Беспалько

Андрей  Викторович Хуторской

Виталий  Александрович Сластёнин

Абрек Маркович Смолкин

Михаил  Николаевич Скаткин

Исаак  Яковлевич  Лернер

 Алексей  Николаевич Леонтьев

 Имитационные и неимитационные: Сластенин В.А., Смолкин А.М., Леонтьев А. Н. 

Методы проблемного обучения: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. 

Методы продуктивного обучения: Беспалько  В.П., Хуторской А.В.

Классификация методов активного обучения

Как известно, в дидактике существуют разные подходы к классификации методов обучения. В качестве отличительного признака используется степень активизации слушателей или характер учебно-познавательной деятельности. Различают классификации, в основу которых положены следующие признаки:

- источники познания (вербальные, наглядные, практические методы обучения);

- методы логики (аналитако-синтетические, индуктивные, дидуктивные методы обучения);

- тип обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающие методы обучения);

- уровень познавательной самостоятельности учащихся (репродуктивные, продуктивные, эвристические методы обучения);

- уровень проблемности (показательный, монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы обучения);

- дидактические цели и функции (методы стимулирования, организации и контроля);

- вид деятельности учителя (методы изложения и методы организации самостоятельной учебной деятельности) и пр.

Изучив теоретические основы вопроса, в практику работы постепенно  ввожу активные методы обучения.

Активные методы обучения

Неимитационные: 

  • Проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция,  эвристическая беседа, поисковая лабораторная лента, учебная дискуссия, самостоятельная работа с литературой, семинары, дискуссии.

Метод «клиники», «процедура «обсуждение вполголоса», метод «лабиринта», метод «эстафеты», «мозговой штурм», «перекрестная дискуссия», «жужжащие группы», метод «проектов».

Проблемная лекция – на этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания учащихся  в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Лекция с заранее запланированными ошибками (лекция-провокация)

- рассчитана на стимулирование учеников  к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). После объявления темы лекции преподаватель сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа: содержательные, методические, поведенческие и т. д. В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

Тематическая дискуссия. Использование дискуссионных методов обучения обязательно должно сопровождаться представлением слайдов, раздаточных материалов, подборкой актуальных статей, акцентирующих внимание обучаемых на различных точках зрения по исследуемой проблематике. Тематическая дискуссия – это способ обсуждения какого-

либо спорного вопроса, проблемы в учебной группе. Чаще всего используются такие дискуссионные методы, как групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуации морального выбора и др.

Метод «вопрос – ответ». Данный метод является разновидностью простого собеседования, отличие состоит в том, что применяется определенная форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога. Стратегия ведения диалога заключается в переходе от желания собеседника говорить с нами к пониманию его интересов, состояний, отношений; от понимания собеседника к принятию, а в случае

необходимости к его убеждению.

Процедура «обсуждение в полголоса». Данный метод предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы докладывает ее лидер, и это мнение обсуждается всеми участниками.

Метод «клиники». При использовании «метода клиники» каждый из участников разрабатывает свой вариант решения, предварительно дав открытое обсуждение свой «диагноз» представленной проблемной ситуации, затем решение оценивается руководителем, так и специально выделенной для этой цели группой экспертов по балльной шкале, либо по заранее принятой системе «принято-непринято».

Метод эстафеты. Каждый заканчивающий выступление участник может передавать слово тому, кому считает нужным.

Мозговой штурм проводится в два этапа. На первом этапе группа, разбившись на микрогруппы, выдвигает идеи для решения поставленной проблемы. Этап продолжается от 15 минут до 1 часа. Действует строгое правило: «Идеи высказываются, фиксируются, но не обсуждаются». На втором этапе происходит обсуждение выдвинутых идей. При этом группа, высказывавшая идеи, сама их не обсуждает. Для этого либо каждая группа

посылает представителя со списком идей в соседнюю группу, либо заранее формируется группа экспертов, которая не работает на первом этапе.

«Жужжащие группы» - метод обучения, направленный на развитие коммуникативных способностей в малых группах. Этот метод заключается в разделении большой группы на несколько малых для работы над определенной проблемой или вопросом. Обсуждения в этих малых группах создают в аудитории звук, напоминающий жужжание роя пчел, отсюда и название этой техники

Имитационные:

  • Игровые: деловая игра, педагогические ситуации, педагогические задачи, ситуация  инсценирование различной деятельности, игровое проектирование,
  • Неигровые: коллективная мыслительная деятельность, ТРИЗ работа, групповой тренинг, анализ конкретной ситуации,

Кейс-технология – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Данная технология способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения,

аргументировано высказать свою. С помощью этого метода обучающиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

      Наиболее «совершенным» видом человеческой деятельности, воплощающей в себе все указанные выше принципы активизации учебно-познавательной деятельности, является игра. Это обстоятельство объясняет, что часто все активные методы обучения называют «игровыми». Игра выступает уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта как практического(по овладению средствами решения задач), так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в

различных ситуациях. Появление игрового метода обучения связано с требованиями повышения эффективности обучения за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения(добывания), но и непосредственного(«здесь-и-теперь») использования знаний.

Игры являются удобной основой для построения имитационной деятельности по разрешению  различных профессиональных проблем. В ходе игры происходит ускоренное освоение предметной деятельности за счет передачи слушателям активной позиции – от роли игрока до соавтора игры.

      Все игры можно разделить на три основные категории:

 – организационно-деятельностные,

-деловые

-ролевые

Деловая игра, в основе которой лежит имитационная модель социально-экономического объекта или какого-либо вида профессиональной деятельности, может быть признана одним из самых результативных, но и самых сложных в разработке и применении методом обучения.

Применение деловых игр рекомендуется в целях:

развития навыков анализа и критического мышления;

развития навыков профессиональных коммуникаций;

развития чувства ответственности за последствия принимаемых

решений;

отработки типовых схем выработки управленческих решений в

проблемных ситуациях;

развития творческого мышления;

развития навыков работы в команде.

При применении деловых игр следует учитывать организационно- временные ограничения и условия, в которых протекает учебный процесс. Так, в зависимости от сложности моделируемого объекта или имитируемой деятельности, а также масштаба рассматриваемых проблем, требований к оформлению и представлению результатов проведение деловой

игры может потребовать от 4–6 часов до нескольких дней.

Деловая игра может быть сконструирована как в целях формирования, так и в целях оценки компетенций, требуемых в конкретной профессиональной деятельности, т. е. может выступать и методом обучения, и оценочным средством.

Данный метод характеризуется высокой степенью активности и интерактивности в учебной группе и поэтому требует особых подходов к организации групповой работы.

По целевому назначению деловые игры могут быть учебными, проектировочными, исследовательскими. Учебные деловые игры могут быть аттестационными, блиц- и мини-играми, где важным фактором для преподавателя является длительность игрового времени. Помимо разновидностей в зависимости от фактора времени учебные игры можно

рассматривать в зависимости от степени охвата и сложности решаемых задач

и выделить итоговые и контурные деловые игры.

 «Контурной» деловой игрой будем называть такую игру, которая может применяться с учетом специфики различных сфер профессиональной деятельности на разных уровнях обучения, при наполнении «контура» (игровой модели) тем объемом и степенью сложности проблем, который

доступен уровню подготовленности обучаемых. Поэтому перспективы игр такого типа в учебном процессе любого уровня очень широки.

Игровое проектирование (конструирование, разработка методик)

характеризуется следующими признаками:

наличие исследовательской, инженерной или методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;

разделение участников на небольшие соревнующиеся группы

(группу может представлять один студент или слушатель) и

разработка последних вариантов решения поставленной проблемы

(задачи);

проведение заключительного заседания научно-технического совета (или другого сходного с ним органа), на котором с применением

метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензированием).

Проблемно-ориентированные игры нацелены, прежде всего, на постановку и поиск решения проблем. Найденное решение проверяется в деятельности игроков здесь же на игре. Иногда игра может быть использована в качестве практического руководства для решения сложных,

комплексных проблем с объединением усилий специалистов различных направлений.

Ролевые игры. Одно из важных отличий этих игр от рассмотренных выше состоит в том, что сферой моделирования ролевых игр являются не только социально-экономические, но и культурные и социально- психологические системы. Часто в ролевых играх присутствует совокупность моделей различных сфер человеческой жизни, что приближает ее к

повседневной реальности.

В ролевых играх в отличие от деловых отсутствует система оценивания. Действия игроков стимулируются здесь самим игровым комплексом, в который включаются элементы внешней среды. Игроки самостоятельно анализируют сложившуюся ситуацию по ходу игры, им в

этом никто не помогает. Тем самым достигается высокий уровень самоорганизации участников. Игроки, получая игровую реакцию других участников, сами делают выводы относительно собственного продвижения к игровой цели.

Руководитель ролевой игры, как правило, не является непосредственным участником игровой ситуации. Его место «за кадром», его задача состоит в создании и поддержании условий, репрезентирующих объективную реальность. Ролевые игры непрерывны, т.е. игра не прерывается на обсуждение самой игры. Средства контроля за игровой ситуацией участникам известны заранее и представлены в виде игровых элементов среды. Все это обеспечивает определенную естественность и большую погруженность участников в игровой процесс.

Игра особенно эффективна в тех случаях, когда, во-первых, участники последствии будут иметь дело с процессами, которые необходимо заранее «проиграть», во-вторых, у участников имеются необходимые знания для индивидуального решения проблем, в-третьих, необходимо соединить индивидуальные (фрагментарные) решения задач в комплексное и совместное решение проблемы.

Каждый из перечисленных видов активных методов обучения отличается определенными признаками, имеет свое назначение  рациональную область применения. Многие виды активных методов обучения в современных условиях успешно применяются на основе информационно-коммуникационных технологий. Наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору различных методов обучения в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой преподаватель.

         Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование определенных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

       Данная классификация предлагает рассматривать активные методы обучения по их назначению в учебном процессе.

Большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например, разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время урока); совершенствование уже полученных   умений; активизация обмена знаниями и опыта.

       Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение учащимися тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.

Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоение учащимися знаний и формирование профессиональных умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме.

           Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение учителем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение учениками знаний в процессе активной познавательной деятельности.

       По моему  мнению, учебный процесс должен быть увлекательным и результативным, т. е. направленным на максимальное достижение поставленных целей. Как показывает практика, применение активных методов обучения позволяет сделать учебный  процесс более интересным и продуктивным.

      Использование активных форм в процессе обучения способствует постоянному совершенствованию методики обучения, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей, как у педагога, так и у обучающихся.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Земноводные»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология: проблемного обучения

Методы: проблемный, частично-поисковый,  метод проектов, наглядный, словесный.

Формы работы: групповая, фронтальная 

Основные понятия: герпетология, батрахология, земноводные или амфибии.

Проблемный вопрос: Какие проблемы должны были решить земноводные при выходе из воды на сушу?

Средства обучения к уроку: мультимедийный проектор, презентация,  технологические карты, раздаточный материал.

Цель: раскрытие особенностей внешнего строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и в воде; расширение представления о многообразии амфибий, их происхождении.

Задачи:

Образовательная: формировать познавательную самостоятельность обучающихся путем создания проблемой ситуации и оказания необходимой помощи по добыванию знаний в вопросе о размножении и развитии земноводных, их многообразии и роли в природе.

Развивающая: развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы, умение высказывать собственное мнение и его обосновывать; вырабатывать навыки самостоятельной работы с источниками информации;

Воспитательная: способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитывать коммуникативные качества, умение работать в группах, развивать чувство прекрасного.

Планируемые образовательные результаты:

 предметные –  формировать умение объяснять, как строение земноводных связано с их средой обитания;

 формировать умение понимать смысл биологических терминов: герпетология, батрахология, земноводные(амфибии), безногие, хвостатые, головастик, метаморфоз,

метапредметные

Познавательные УУД

1.Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

2.Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

3.Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой( текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД

1.Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

1.Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса занятия), выдвигать версии.

2.Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3.Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4.Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные результаты:

1.Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

План урока

1

Орг. момент

30 сек.

2

Мотивация.                          

2 минуты.

3

Целеполагание и планирование.

3 минуты.

4

Актуализация ключевых знаний.  

12 минут

5

Включение новых знаний в систему знаний.

12 минут

6

Рефлексия.(оценка)

5 минут.

7

Домашнее задание.

8

Заключение.  

1 минута.

                   

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

30 секунд

Добрый день!

Позвольте представиться. Меня зовут Евгений Александрович. Я из Сладковского района, это на границе с Казахстаном. Это моя школа. В ней учится 64 ученика. А это мой  класс,   и они меня ждут. А сегодня у меня есть возможность пообщаться с вами.

Слушают.

Слайд 1

Приложение 1

Мотивация

30 секунд

Выставляю «черный ящик». Перед вами черный ящик, назовем его так.  Через 2 минуты нам нужно назвать, что или кто в этом ящике. Начнем?

Слушают.

Ящик в нем лягушка.(муляж)

Целеполагание и планирование

5 минут

Перед вами таблица. С характеристиками водной и наземно-воздушной сред. Проанализируйте и запишите в свою карту вывод. Задание № 1

Анализируют, записывают вывод.

Слайд 2

 Приложение 1

Вывод: эти две среды обитания являются противоположными.

Так кто же стал первопроходцами, которым подвластны обе среды обитания?

Кто, выйдя первыми на сушу, остался в воде?  Есть у вас предположения?

Наводящий вопрос:

Вспомним какие среды характеризовали? Наземно-воздушная –земля, Водная –вода ЗЕМЛЯ-ВОДА

Записываем нашу тему в карту.

А кто знает как их еще называют?

Дают ответы.

Земноводные.

Записывают тему урока.

Отвечают. АМФИБИИ.

Приложение 1

Слайд 3

ЕСЛИ нет ответа, то наводящий

вопрос.

Слайд 4

Слайд 4 (по щелчку).

Если не называют включить слайд.

Наука, которая изучает земноводных называется БАТРАХОЛОГИЯ. Запишите.

Записывают.

Слайд 5

Вернемся к «черному ящику». Есть предположения?

Высказывают предположения.

Если нет нужного ответа, то подсказка.

Подсказка: 

1. это  яркий представитель этого класса, широко распространы в нашей местности. Я сельский житель, поэтому встречаюсь с ними достаточно часто.

2. батрахология в переводе с греческого «batrahos» - лягушка.

Итак, кто?

Сегодня лягушка будет представлять земноводных на нашем уроке.

Лягушка.

Актуализация ключевых знаний

15 минут.

Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: Какие проблемы должны были решить земноводные при выходе на сушу, оставаясь при этом в воде?

Слушают.

Слайд 6

Приложение 1

Работать будем в группах. Вам нужно выбрать «голос группы», он будет координировать вашу работу.  Перед вами карты урока. Для «голоса группы» карта цветная.

Обращаю  внимание на слайд. Каждая группа решает свою проблему.  В конце работы каждая группа представить свой вариант решения проблемы. Форму представления выбираете группой. Работать будете по алгоритму.  У вас 15 минут. Приступаем.

Выбирают.

Слушают инструкцию.

Работают.

Слайд 7

Приложение 1

Приложение 2(тексты)

Приложение 3(алгоритмы)

Для каждого члена группы приготовлены задания.

Приложение 2

Для «голоса группы» свой алгоритм.

Приложение 3

Координирую действия обучающихся, оказываю помощь.

Включение новых знаний в систему знаний

10 минут

При освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение организма, характерное для более ранних позвоночных. И если бы животным выдавались патенты, то земноводные получили бы их за такие достижения.

 Слово 1 группе.

Выступают. Представляют свой вариант решения проблемы.

Проект можно разместить на доске.

Однако, сумев освоить сушу, земноводные все же не порвали до конца связь с водой. Какие признаки в строении лягушки свидетельствуют об этом?

Выступают. Представляют свой вариант решения проблемы.

Проект можно разместить на доске.

Это поистине удивительные создания. Если вы еще не убедились в этом, то, может быть, следующая информация снимет последние сомнения.

Слово 3 группе.

Выступают. Представляют свой вариант решения проблемы.

Проект можно разместить на доске.

Всем спасибо! Итак, возвращаемся к поставленным сегодня проблемам. Решили мы их?

Кто же стал первопроходцами, которым подвластны обе среды обитания?

Кто, выйдя первыми на сушу, остался в воде?

 Какие проблемы должны были решить земноводные при выходе на сушу, оставаясь при этом в воде?

Отвечают.

Слайд 8

Приложение 1

Рефлексия

3 минуты

Наверняка у вас остались вопросы.  Да и невозможно вместить в рамки 35 минут все, что хотелось бы узнать.

Обращаю внимание на слайд.  Кто желает продолжить предложение.

Слушают.

Продолжают предложения.

1. У меня появился  вопрос ………… и я на него попрошу

         найти ответ моего(ю) одноклассницу (ка) ……. .

2. Хотел бы еще узнать о ……    

        ……(имя) …….давай приготовим ответ вместе?

      3. Я хочу сам(а) найти ответ на вопрос…………………

Слайд 9

Приложение 1

Отлично!

Позвольте мне сегодня нашу работу оценить как продуктивную и  интересную. Отметки вы получите на следующем уроке.

Домашнее задание

1 минута

Домашнее задание обязательное под цифрой 5. Кроссворд по желанию . Запишите.

Записывают.

Слайд 9

Приложение 1

Заключение

30 секунд

Я хочу поблагодарить вас за возможность общения с вами, для меня это неоценимый опыт. Спасибо вашим педагогам. На память о нашей встрече для вас закладки в учебник биологии.                  Слайд 10

               

Приложение 2

Группа № 1

Текст 1

Органы дыхания.

Земноводные  первыми из позвоночных научились дышать с помощью легких и вдохнули полной грудью живительный воздух нашей планеты (правда, в процессе дыхания у амфибий участвует и кожа). Органами дыхания у взрослых земноводных  представляют собой тонкостенные полые мешки, оплетённые густой сетью кровеносных сосудов.

Текст 2

Кровеносная система.

Для более эффективного использования нового органа дыхания земноводные обзавелись вторым кругом кровообращения, а в сердце появилась дополнительная перегородка – оно стало трехкамерным. Четырехкамерное сердце амфибиям и не нужно – ведь кровь, поступающая в сердце из подкожных сосудов, также богата кислородом. Но при этом система кровообращения у лягушек устроена так, что самый важный орган тела – головной мозг – снабжается почти артериальной кровью.

Текст 3

Строение тела. Пищеварение.

Амфибии первыми встали на ноги. До этого на Земле ни у кого из позвоночных просто не было ног. Ноги земноводных имеют суставы и закреплены в теле с помощью поясов конечностей.

Земноводные научились поворачивать голову – у них есть шейный отдел позвоночника, правда, состоящий из одного позвонка.

Они первыми начали мигать – чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания у них появились подвижные веки.

Лягушки – первые «слюнтяи» планеты. Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу, потребовалась слюна. Однако она не содержит пищеварительных ферментов.

Текст 4

Слух.

Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появился новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой мембраной – барабанной перепонкой – и снабженное специальными косточками для усиления и передачи возникающих колебаний. Научившись прилично слышать, амфибии первыми из наземных позвоночных приобрели голосовой аппарат.

Группа № 2

Текст 1

Кожа.

Кожа земноводных позволяет им дышать в воде, защищаться от микроорганизмов и хищников. ... Как и у других животных, кожа у земноводных является наружным покровом, который предохраняет ткани тела от вредного влияния внешней среды.  Тонкая нежная кожа земноводных нуждается в постоянном увлажнении, поэтому амфибии живут в сырых местах и часто навещают водоемы. У многих лягушек пальцы на задних лапах соединены плавательной перепонкой. Кожа земноводных богата железами, выделяющими слизь, которая предотвращает развитие бактерий, а иногда бывает ядовитой и защищает лягушек от более крупных врагов.

Текст 2

Размножение.

Яичники и семенники земноводных и рыб сходны. Наружное оплодотворение происходит в воде. Половые железы парные.  Икра лягушек и их личинки не могут противостоять высыханию, и размножение большей части амфибий возможно только в воде.

Икринки не защищены скорлупой или кожей, поэтому размножаются земноводные обычно в воде. Из икринок амфибий выходит личинка, которая внешне очень похожа на рыбу

Текст 3

Газообмен.

Через влажную тонкую кожу легко осуществляется газообмен. Многие земноводные поглощают больше кислорода через кожу, чем через легкие, и могут долгое время оставаться под водой, не всплывая за новой порцией воздуха. У Земноводных есть внутренние ноздри (хоаны), которые проводят воздух в лёгкие. Горло лягушки несколько раз в секунду оттягивается вниз, благодаря чему в ротовой полости создаётся разреженное пространство. Тогда лягушка совершает глотательное движение, и воздух проникает через ноздри в ротовую полость, а оттуда в лёгкие. У жаб площадь газообмена легких значительно больше, чем у лягушек. 

Текст 4

Большинство земноводных проводит жизнь во влажных местах, чередуя пребывание на суше и в воде, однако есть некоторые чисто водные виды, а также виды, проводящие жизнь исключительно на деревьях. Недостаточная приспособленность земноводных к обитанию в наземной среде обусловливает резкие изменения их образа жизни в связи с сезонными изменениями условий существования.  Общей особенностью размножения почти всех земноводных является их привязанность в этот период к воде, где они откладывают яйца и где происходит развитие личинок. Размножаются земноводные в мелких, хорошо прогреваемых участках водоёмов. 

Группа № 3

Текст 1 

Человек постоянно наблюдал за животными. И многое, что взял себе на вооружение и в результате появились приспособления, которые служат человеку, благодаря, в том числе земноводным.  Перепонки, это как ласты, которые используют люди чтобы быстрее плавать, значит лягушке они нужны чтобы быстро уплыть от хищника.

Покровительственная окраска земноводных могла послужить появлению камуфляжной одежды.

Текст 2

Человек постоянно наблюдал за животными. И многое, что взял себе на вооружение и в результате появились приспособления, которые

служат человеку, благодаря, в том числе земноводным. Глаза лягушек различают только движущиеся предметы, а неподвижные детали окружающего фона они начинают видеть только тогда, когда движутся сами. Человек сконструировал несколько электронных моделей лягушачьего глаза. Так появился прибор РЕТИНАТРОН. Он применяется при слежении за самолетами и вместе с аэродромными локаторам делают полеты более безопасными.  Кроме этого он используется в фотоловушках, благодаря которым мы можем наблюдать как себя ведут животные в природе.

Текст 3

Кожа лягушек и жаб выделяет вещества, содержащие огромное число различных соединений. Некоторые из них уже давно используются людьми. Это яды. В Китае издавна известно о лечебных свойствах жабьего яда. Европейским врачам жабий яд заменял обезболивающее средство. Он сохраняет свои свойства необычайно долго. Японцы готовят из лягушек препараты для лечения опухолей. Они необходимы для защиты от хищников, а также различных микроорганизмов. В дозированном виде яды, как известно, могут быть и целительными. В старинных восточных рецептах упоминаются яды, собираемые с кожи некоторых жаб. Лягушки служат науке. Огромное количество опытов проводилось на лягушках.

Лягушкам установлено много памятников. В Бостоне, Париже, Тооккио, Сорбоне, Казани, Томске, Москве в Домодедово.  

Текст 4

Человек постоянно наблюдал за животными. И многое, что взял себе на вооружение и в результате появились приспособления, которые

служат человеку, благодаря, в том числе земноводным. У всех квакш есть фирменные присоски на пальцах — отличительная особенность лягушек-древолазов. Кстати, если вы выгуливаете своих питомцев и берете их в руки, то квакши и хозяйский палец обнимут своими нежными лапками с мягкими присосками — настоящее трогательное объятие. ... Квакши сидят на руках, обхватив палец лапками с присосками, или на плече, с удовольствием могут забраться в волосы и выглядывать с высоты, обозревая окрестность. Благодаря этим свойствам появились приспособления для промышленного альпинизма, специальные присоски, которые позволяют держаться на отвесной стене.  А специфические способности кожи саламандры отталкивать воду, помогли человеку придумать водоотталкивающие куртки.

Технологическая карта

(«голос группы»)

Задание № 1

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________

Тема: ________________________________________________________________________

Наука: _____________________________________________________________________

Задание 2

Какие проблемы должны были решить земноводные при выходе из воды на сушу?

1 группа:

Приспособления земноводных, позволяющие им существовать в наземно-воздушной среде.

Алгоритм действий:

1. «Голос группы» координирует действия, контролирует время, решает проблемные вопросы.  

2.  Обсуждает с членами группы форму представления проекта.

3. Пока члены группы работают с текстом, оформляет  проект.

3.  Принимает решение как будет проходить защита. (желательно все вместе).

Заметки:  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Технологическая карта

Задание № 1

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________

Тема: ________________________________________________________________________

Наука: _____________________________________________________________________

Задание 2

Какие проблемы должны были решить земноводные при выходе из воды на сушу?

1 группа:

Приспособления земноводных, позволяющие им существовать в наземно-воздушной среде.

Алгоритм действий:

1. Обсуждают  с членами группы форму представления проекта.

 2.  Читают текст. Находят ответы и озвучивают их «голосу группы». Если он занят с другими, помечают в заметки.

3.  Организуют выступление в течении 1- 2  минут.

Заметки:  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Технологическая карта

(«голос группы»)

Задание № 1

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________

Тема: ________________________________________________________________________

Наука: _____________________________________________________________________

Задание 2

Какие проблемы должны были решить земноводные при выходе из воды на сушу?

2 группа:

Признаки, благодаря которым земноводные не потеряли  свою связь с водой.

Алгоритм действий:

1. «Голос группы» координирует действия, контролирует время, решает проблемные вопросы.  

2.  Обсуждает с членами группы форму представления проекта.

3. Пока члены группы работают с текстом, оформляет  проект.

3.  Принимает решение как будет проходить защита. (желательно все вместе).

Заметки:  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Технологическая карта

Задание № 1

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________

Тема: ________________________________________________________________________

Наука: _____________________________________________________________________

Задание 2

Какие проблемы должны были решить земноводные при выходе из воды на сушу?

2 группа:

Признаки, благодаря которым земноводные не потеряли  свою связь с водой.

Алгоритм действий:

1. Обсуждают  с членами группы форму представления проекта.

 2.  Читают текст. Находят ответы и озвучивают их «голосу группы». Если он занят с другими, помечают в заметки.

3.  Организуют выступление в течении 1- 2  минут.

Заметки:  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Технологическая карта

(«голос группы»)

Задание № 1

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________

Тема: ________________________________________________________________________

Наука: _____________________________________________________________________

Задание 2

Какие проблемы должны были решить земноводные при выходе из воды на сушу?

3 группа:

Земноводные на службе человека.

Алгоритм действий:

1. «Голос группы» координирует действия, контролирует время, решает проблемные вопросы.  

2.  Обсуждает с членами группы форму представления проекта.

3. Пока члены группы работают с текстом, оформляет  проект.

3.  Принимает решение как будет проходить защита. (желательно все вместе).

Заметки:  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Технологическая карта

Задание № 1

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________

Тема: ________________________________________________________________________

Наука: _____________________________________________________________________

Задание 2

Какие проблемы должны были решить земноводные при выходе из воды на сушу?

3 группа:

Земноводные на службе человека.

Алгоритм действий:

1. Обсуждают  с членами группы форму представления проекта.

 2.  Читают текст. Находят ответы и озвучивают их «голосу группы». Если он занят с другими, помечают в заметки.

3.  Организуют выступление в течении 1- 2  минут.

Заметки:  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________