2. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования

Дамба Марина Васильевна

1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого от-крытого урока от МО муниципального уровня) 2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго от-крытого урока от МО муниципального уровня) 3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего от-крытого урока от МО муниципального уровня) 4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения третьего от-крытого урока от МО муниципального уровня)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие психомоторики и сенсорных процессов (комбинированное занятие с музыкой)

Тема: формирование чувства ритма, слухового восприятия

Цель: развитие слухового восприятия

Задачи:

Образовательная: закрепление знаний обучающихся об окружающей действительности;

Развивающая: развитие слухового восприятия, внимания, развитие мыслительных функций (сравнения, анализа и синтеза);

Коррекционная: расширение объема, точности и полноты слухового восприятия и памяти;

Воспитательная: воспитание положительной мотивации к учению через состояние успешности, умения работать в коллективе.

Вид занятия: коррекционное занятие

Тип занятия: изучение новой темы

Форма проведения: интегрированная

Методы обучения: словесный метод, наглядный метод, метод игры

Межпредметные связи: ритмика, пение

Место занятия в учебном плане:

Работа ведется на основе авторской программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционны0) образовательных учреждений VIII вида, автор Л.А.Митяева, Э.Я.Удалова. - Коррекционная педагогика. Раздел Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Оборудование: ноутбук, проектор, палочки, шумовые инструменты, наушники, повязки на глаза,  целлофановый пакет, монетка, бумага, пакет с семечками, стаканы с водой.

Ход занятия

  1. Организационный момент: добрый день! Сегодня у вас занятие по психомоторике  проведем мы: Марина и Айлан. Давайте знакомиться: меня зовут Марина, а это Айлан, а ты кто? И т.д.
  2. Психологический настрой на занятие: дети покажите ваши ручки, а теперь, где ваши глаза?, где руки?, где голова, где уши? Приговариваем вместе со мной: на уроке наши глаза внимательно … (смотрят), на уроке наши руки быстро, ловко …(работают), на уроке наша голова хорошо …(думает), на уроке наши уши  внимательно …(слушают). А теперь, покажите где находится ваше сердце? Вот здесь, у меня сердце бьется ритмично (дески соп турар). Давайте послушаем, как бьется сердце (слайд 1-2)
  3. Тема: зачем нам нужен ритм, что это такое? Да, это то, как звучат некоторые предметы, явления. Давайте послушаем, и определим, что звучит: школьный звонок, часы, московские новогодние куранты, большой церковный колокол. Молодцы, мы все сразу отгадали, что это звучит – звучат звуки – Марина Васильевна
  • Определение термина «Ритм» (Айлан Алексеевна) (слайд 3): бистин чуртталгада бар-ла турар чуулдер аяннашкак дески шимчээшкинге чагырткан. Чижээ: чылдын уелери, дун биле хун, чуректин согуушкуннары. Ритм – грек дылдан очулдурурарга ден, бир аай чурумнуг дээ уткалыг, орус – даа, тыва-даа дылда ритм деп сос оскерилбес болур. Аялга болгаш хогжумде база бодунун ритими бар. Аялганын ритими – ол дээрге янзы-буру уннернин оскерлири болур, а ыры-хогжумге ритмнин херээ чул, чуу деп бодап тур силер, уруглар?  Ритмнин дузазы-биле  аялганын утказын, хевирлерин тодарадып билип алыр бис. Марш ритиминден опей ырынын  аялгазын  ангылап дыннап билиптер бис. Ам кичээнгейлиг аялгаларны дыннааш, чунун уну дур, тодарадып тывар силер – (слайды с 4 по 7)  школьный звонок, часы, новогодние куранты, церковный колокол – Айлан Алексеевна
  • Вывод: кто ответит, что нам помог узнать эти  звуки? Не зря говорят, кто слушает внимательно, тот, много знает. А тот, кто много знает, тот … (хорошо учится) - вместе
  • Задание: рассказать о себе с помощью аплодисментов (физминутка)

- пусть аплодируют наши прекрасные девочки!

- пусть аплодируют самые сильные мальчики!

- а теперь те, кто любит вкусно поесть!

- а теперь те, кто ни разу не опаздывал в школу!

- те, кто обожает лето!

- те, кто любит танцевать!

- тот, кто обожает праздники!

- кто любит шоколадки!

  • Упражнение на слух. Сейчас я буду хлопать ладошками в то один ритм, то в другой ритм. А ваша задача, повторять за мной (на синтезаторе Айлан Алексеевна) (слайд 8,9) – индивидуальная работа со слабым учеником Марина, на ноутбуке с наушниками. Караоке на флешку
  1. У кого возникали трудности в повторении за мной ритма? Тогда давайте выполним специальные упражнения для ушей? Марина Васильевна (слайды с 10 по 14)
  • Первое упражнение называется «Чебурашка». Кто знает, как выглядит Чебурашка? Чем Чебурашка отличается от других? Как вы думаете, хорошо ли слышит Чебурашка? Да, если мы хотим хорошо слушать, и слышать, давайте вместе со мной указательными пальцами и большими пальцами обеих рук захватим ушную раковину и потянули в стороны. Тянем, но не сильно.
  • «Эхо» - легко похлопать по ушам ладошками. Цель: повысить эластичность барабанной перепонки.
  • «Лягушки» - похлопать ушами, пригнув ушную раковину вперед и резко опустив при этом руки. Цель: улучшается работа спинного мозга.
  • «Уши слона» - захватить между подушечками большого и указательного пальцев кривизну ушей раковины и растирать круговыми движениями вверх-вниз. Цель: улучшает работу позвоночника.
  • «Растираем мочку уха» - подушечками большого и указательного пальцев растираем мочку уха. Цель: улучшает зрение и слух.
  • Упражнение для развития воображения и чувства ритма.
  • Сейчас мы будем исполнять песни с помощью этих палочек. Исполнение песен с использованием палочек для отбывки ритма, и для развития образного мышления (Айлан Алексеевна)
  • (слайд 15) Сейчас, мы покажем вам рисунки, а вы, прослушав музыку, будете отгадывать, какой рисунок больше подходит к этой музыке. На экране демонстрируются сразу несколько пронумерованных фотографий: девушка с длинным платьем 19 века, праздник с клоунами, мама и ребенок, отряд солдат, скачущие лошади, танцующая молодежь - вместе
  1. Игра «Молчанка». Вы сейчас прислушаетесь к звукам, доносящихся из коридора. Это может быть хлопанье дверей и др. Воспроизведи ритм этих звуков (Яковлевич)
  2. Прыжки под звуки бубна. На тихий звук – прыжки в медленном темпе; на громкий звук более быстро и интенсивно – Айлан Алексеевна
  3. Игра «Что ты слышишь?». Для того, чтобы дети отгадывали психолог шуршит бумагой, переливает воду, шуршит пакетом, шумит семечками, сминает бумагу и т.д. Эта группа звуков называется «звуки окружающей среды». Как вы думаете, какие звуки вы услышите? (звуки предметов, которые нас окружают).

Какие предметы будут звучать? (дверь, монета, машина и т.д.)

Слушайте внимательно, называть звук можно будет только после того, как он прозвучит.

Звуки:

- падает монетка;

- сминают бумагу;

- ручка падает на пол;

- льется вода;

- хлопки ладоней;

- звуки мяча об пол.

  1. Игра «Передай импульс». Сейчас мы все встанем, возьмемся за руки, и будем передавать друг другу импульс, легким сжиманием рук.
  2. Рефлексия. Что мы сегодня на уроке делали? Чем занимались? Что нового вы узнали? Мы сегодня все внимательно слушали, наши глаза хорошо смотрели, голова хорошо работала, руки и ноги делали задания ловко и быстро.  Возьмитесь за руки. Улыбнитесь друг другу доброй улыбкой. Скажем друг другу «До свидания».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Ритм - это то, как звучат некоторые предметы, явления. Ритм – бир аай чурумнуг , янзы -буру уннеринин оскерлири . Ритм дузазы биле аялганын хевирлерин тодарадыр

Слайд 4

- - слабый / - сильный

Слайд 5

-/-/-/-/- --/--/-- /-/-/-/- //-//-//- -//-//-// --//--// ---/---//---///

Слайд 6

Н



Предварительный просмотр:

Учебный предмет «Коррекционное занятие»

Тема: Конструирование из геометрических фигур по заданным моделям

Цель: Формировать навык  пространственного анализа и синтеза (2-4 детали)

Задачи:

 1. Образовательные: формировать умение создавать формы в соответствии  с  образцом, самостоятельно определять, форму, цвет, величину, количество необходимых деталей.

2. Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие на материале занятия; корригировать и развивать мыслительную деятельность учащихся через выполнение операций анализа и синтеза на основе конструирования по образцу и по модели;

3. Воспитательные: воспитание интереса к конструктивной деятельности, стремления получить эмоциональное удовлетворение от правильно выполненного задания.

Формируемые БУДы:

  1. Личностные учебные действия:
  • осознание себя как ученика
  •  уважение к другому в процессе обучения
  •  положительное отношение к окружающей действительности
  •  проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий
  1. Коммуникативные учебные действия:  
  • вступать в контакт и работать в паре «учитель-ученик»
  •  использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассником и учителем
  •  слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
  •  доброжелательно относиться к окружающим
  1. Регулятивные учебные действия:
  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
  • активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной)
  1. Познавательные учебные действия:
  • делать анализ, синтез, сравнивать на стимульном материале
  •  целенаправленная деятельность, при которой соотношение образца и положения отдельных элементов, составляющих модель, происходит на основании практического примеривания отдельных деталей конструкции;

Оборудование: моноблок, программа с диском «Студии «ВиЭль»», стимульные материалы программы развития и коррекции конструктивной деятельности под редакцией Вялых Ольги Анатольевны (кандидат психологических наук, доцент кафедры основ коррекционной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, основное направление научных исследований дифференциальная диагностика нарушений развития у детей), индивидуальные наборы геометрических фигур (блоки Дьенеша)

Тип урока: комбинированный

Применяемые методы: словесные (объяснение, рассказ, беседа), наглядно-иллюстративные (демонстрация, работа со стимульными материалами), практическая работа, применение ИКТ.

Ход занятия

  1. Организационный момент: психологический настрой  учащихся на работу, организация внимания:
  • На уроке наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).
  • Уши внимательно слушают и все ... (слышат).
  • Голова хорошо ... (думает).
  • На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы?

Тогда мы начинаем:

  • Сообщение темы занятия - демонстрируется набор конструктора.  Ребята, вы знаете, как называется эта игра? Играя в эту игру, дети занимаются конструированием, т.е. из  деталей собирают фигуры разных предметов. Сегодня на уроке мы будем конструировать предметы, но не из деталей конструктора, а из геометрических фигур. Для этого мы будем использовать этот компьютер, и эти раздаточные материалы.
  • Проверка готовности к занятию - вы любите играть в разные игры, если «да», то  давайте вспомним, что нельзя делать во время игры: не ссориться, не отбирать предметы у других, не советовать и не критиковать друзей, не мешать товарищам играть.
  • Разминка:
  • общая моторика -  Упражнения с массажным мячом (делать круговые движения, сидя на мяче, зажав двумя ногами мяч, попрыгать);
  • Мелкая моторика - Упражнения на развитие статической координации движений («Замок», соединить пальцы обеих рук в замок: от груди вперед, вверх, в сторону влево, в сторону вправо; Круговые движения кистей рук. Растирание рук).
  • Итог: Для чего выполняем разминку?
  1. Основная часть:
  • Подготовка учащихся к усвоению новых знаний: работа со цвето-звуковой  панелью: а) сейчас я включу панель, и мы вместе будем называть те цвета, которые зажигаются; б) а теперь будем по очереди называть эти цвета, кто начнет? А второй не будет мешать другу, не подсказывать и не делать замечаний;
  • Итог: что мы делали? Какие цвета называли?
  • Активизация  знаний: работа с геометрическими фигурами. У детей индивидуальные наборы геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), двойной листок тетради, темные повязки на глаза
  • Возьмите круг. Почему вы думаете, что это круг? Положите его перед собой.
  • Возьмите треугольник. Почему это треугольник? Положите его слева от круга.
  • Возьмите квадрат. Почему вы думаете, что это квадрат? Положите его справа от круга.
  • Возьмите прямоугольник. Почему вы думаете, что это прямоугольник? Положите его после  квадрата.
  • А теперь закройте фигуры полоской бумаги и назовите их в том порядке, в каком выкладывали на парте. Проверка.
  • Что помог нам вспомнить порядок фигур? (глаза, то есть наши глаза запомнили)
  • Валера рассказывает, как расположить фигуры, проверяет остальных.
  • Внимательно послушайте, в каком порядке я буду называть фигуры, запомните и выложите у себя на парте. (Прямоугольник, круг, квадрат, треугольник.) Проверка.
  • На этот раз, что нам помог? (уши, то есть наши уши запомнили порядок)
  • Из фигур, которые лежат перед вами, выберите лишнюю фигуру.
  • Почему выбрали круг? (у круга нет углов, а у остальных фигур есть)
  • А теперь наденьте повязки на глаза, никто не подглядывает? Возьмите квадрат, треугольник, круг. Откройте глаза, при помощи чего вы нашли эти фигуры? (при помощи рук, осязание)
  1. Конструирование при помощи геометрических фигур:
  1. Составьте домик из фигур, которые лежат у вас на парте – для Эчис и Дианы.  Валера работает на моноблоке (самостоятельно), остальные со стимульными материалами.
  • Сколько фигур использовали?
  •  Какие фигуры использовали?
  • Какая фигура находится сверху, снизу?
  • Итог:  можно сказать, что мы конструировали домик из геометрических фигур? (да, мы составили домик из квадрата и треугольника)
  • Валера рассказывает, как он составил модель.
  • Эчис работает на моноблоке, а Валера со стимульными материалами.
  • Анализ образца у Эчис
  • Рассмотри картинку
  • Что изображено на картинке? (фонарик, елочка, конфета, домик)
  • Какие геометрические фигуры использованы? (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник)
  • Какого цвета фигуры? (красный треугольник, синий прямоугольник, желтый квадрат, зеленый круг)
  • Диана собирает предметы блоками Дьенеша, затем рисует по трафарету геометрические формы, собирает пазл на ту же тему.
  • Вывод: составление плана. Расскажите, в каком порядке будем конструировать изображение  на образце? (сначала выбрать на стимульном материале цвета, разложить их как на образце, проверить, затем собрать их на моноблоке)

в) самостоятельное конструирование (все ученики сначала выполняют задание на стимульном материале, затем на компьютере)

г) проверка работ

Итог: 

  • Какую работу сейчас выполняли? (конструировали предметы из геометрических фигур)
  • В каком порядке выполняли работу? (внимательно смотрели, думали, как выложить из  фигур домик, фонарь…, составляли домик, фонарь …)

IV Итог урока:

  • Чему учились на занятии? (Учились конструировать, составлять  предметы из геометрических фигур)
  •  Что нужно сделать, чтобы работа получилась такая же, как на образце?
  • внимательно посмотреть;
  • думать, из каких цветов составлено изображение, выбрать из стимульного материала;
  • выполнить задание и сравнить с образцом;
  • Молодцы, сегодня мы хорошо поиграли, повторили фигуры и основные цвета.



Предварительный просмотр:

Самоанализ проведенного коррекционного занятия по предмету

 «Коррекционное занятие»

Занятие проведено 19 марта 2019 года третьим уроком в классе ТМНР (тяжелые множественные нарушения в развитии), классный коллектив состоит из учащихся с инвалидностью и умственной отсталостью с умеренной степенью. В классном коллективе 5 детей, две девочки и трое мальчиков.  В особом внимании нуждаются Кудер Настык-Доржу и Монгуш Дамырак, это 1 подгруппа. Для этих детей занятия проводятся с учетом специальных образовательных условий, структурированного обучения, учет индивидуальных целей обучения по СИПР. Ко второй подгруппе относятся: Барковский Валера – инвалид детства, диагноз F 71, наличие СДВГ, грубые нарушения в мелкой моторике; Байыр Эчис - инвалид детства, диагноз F 71, психопатия, СНР; Сарыглар Диана - инвалид детства, диагноз F 71, косоглазие, нарушения в общей и мелкой моторике, не различает цветовые гаммы, СНР. Для второй подгруппы предусмотрены более сложные задания, которые стимулируют развитие академических навыков, коммуникативных и речевых способностей.

Рабочая программа для данного класса составлена на основе учебного курса «Коррекционное занятие» имеет 2 варианта обучения. В учебном плане коррекционный курс «Сенсорное развитие» включен в программу внеурочной деятельности. Занятия проходят во второй половине дня после основных уроков. Форма проведения занятий индивидуальная и групповая. Количество часов в неделю – 3, продолжительность занятия составляет 20-35 минут, в зависимости от настроения и работоспособности детей. По СИПРу по данной теме это третий урок, тип урока – урок закрепления знаний. Были использованы словесные методы (беседа), наглядно-иллюстративные методы (работа со цвето-звуковой панелью, стимульными материалами), ИКТ-метод, метод стимулирования – одобрение словом.

 Цель: Продолжать формирование  навыка  пространственного анализа и синтеза (2-4 детали).

 Задачи:

 1. Образовательные: формировать умение создавать формы в соответствии  с  образцом, самостоятельно определять, форму, цвет, величину, количество необходимых деталей.

2. Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие на материале занятия; корригировать и развивать мыслительную деятельность учащихся через выполнение операций анализа и синтеза на основе конструирования по образцу и по модели;

3. Воспитательные: воспитание интереса к конструктивной деятельности, стремления получить эмоциональное удовлетворение от правильно выполненного задания.

  1. Помимо основных целей и задач, в процессе занятия формируются следующие БУДы: Личностные учебные действия:
  • осознание себя как ученика
  •  уважение к другому в процессе обучения
  •  положительное отношение к окружающей действительности
  •  проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий
  1. Коммуникативные учебные действия:  
  • вступать в контакт и работать в паре «учитель-ученик»
  •  использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассником и учителем
  •  слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
  •  доброжелательно относиться к окружающим
  1. Регулятивные учебные действия:
  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
  • активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной)
  1. Познавательные учебные действия:
  • делать анализ, синтез, сравнивать на стимульном материале
  •  целенаправленная деятельность, при которой соотношение образца и положения отдельных элементов, составляющих модель, происходит на основании практического примеривания отдельных деталей конструкции;

На занятии использовалось следующее оборудование: моноблок, программа с диском «Студии «ВиЭль»», стимульные материалы программы развития и коррекции конструктивной деятельности под редакцией Вялых Ольги Анатольевны (кандидат психологических наук, доцент кафедры основ коррекционной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, основное направление научных исследований дифференциальная диагностика нарушений развития у детей), индивидуальные наборы геометрических фигур (блоки Дьенеша)

Структура занятия традиционная, состоит из организационного момента, который состоит из психологического настроя на урок, знакомства, организации внимания, основной части, итоговой части. Занятие построено так, что параллельно работают два педагога. Поскольку по требованиям программы СКУ по РТ условия обучения – с русским языком обучения, то с детьми общаются и работают сначала на русском языке, затем на родном, тувинском языке.

В основной части проводятся активизация знаний по анализаторам человека, далее идет работа по термину: зачем нам нужен ритм, что это такое?  Это то, как звучат движения некоторых предметов, явлений, элементов. Давайте послушаем, и определим, что звучит: школьный звонок, часы, московские новогодние куранты, большой церковный колокол. Молодцы, мы все сразу отгадали, что это звучит – звучат звуки. Далее идут специальные игровые упражнения для формирования чувства ритма, слухового восприятия: «Молчанка», «Что слышишь?», «Передай электрический ток». Поскольку на занятиях в начальных классов по требованиям нужно использовать не менее 2-х физминуток. Первая физминутка проводится в форме самомассажа, вторая- для коррекции и развития пальчиков, третья – для общей моторики.

В итоговой части проводится опрос, рефлексия. То есть анализ структуры, и организации урока  показывает, что занятие имеет чёткую структуру с взаимосвязанными этапами. Каждый этап представляет законченный смысловой блок, при этом не нарушает логическую последовательность в материале, выбранных методов и приёмах обучения. При этом  каждый этап занятия словесно не подытоживается специально, поскольку по плану один этап плавно переходит на другой. Если заметили, то в некоторых моментах итог проводится мною, но не специально. Например, после индивидуального повторения цветовой гаммы, я с учащимся вместе перечисляем все цвета.  Время каждого этапа я распределила, на мой взгляд, рационально следующим образом.

Организационный момент – 1-2 мин.

Повторение – 10 мин.

Постановка цели  - 1 мин.

Закрепление ранее полученных знаний и навыков – 10 мин.

Практическая работа. - 10 мин.

Итоги – 1-2 мин

Анализ работы учащихся: среди недостатков развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья основным является низкая познавательная активность. Поэтому в уроке я использовала методы и приёмы для её активизации. Это создание ситуации занимательности, ситуаций успеха. Как следствие воспитанники проявляли активность, заинтересованность. Ученики с недостатками развития плохо владеют научной организацией труда на уроке. Поэтому на уроке учащимися отрабатываются навыки самостоятельной работы со стимульными материалами. Воспитанники работали сначала самостоятельно, затем демонстрировали всем одноклассникам выполнением задания на компьютере. Слабым местом в усвоении материала на уроке является поверхностное восприятие материала, неспособность учащихся с ограниченными возможностями здоровья глубоко и осознанно понимать, и применять полученные знания. Важнейшим условием хорошего урока для меня является психологический комфорт. В конце урока учащиеся показали своё настроение, отношение к уроку, из фрагмента видеоурока не видно, как учащиеся не хотели уходить из кабинета, после завершения занятия еще в течение 15-20 минут работали без активного вмешательства психолога. При этом они работали весьма организованно, без дополнительной помощь психолога. Ученики были настроены позитивно, удовлетворены результатами урока. Дети ушли с занятия только с появлением воспитателя, который работал в соответствии с  требованием режима дня школьника, чтобы перейти на следующее по плану мероприятие.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что по показателям степени обученности (по В.П. Симонову) Барковский Валера может воспроизвести учебный материал на репродуктивном уровне, то есть он может перенести полученные знания на практике, в новой стандартной ситуации, Байыр Эчис – может воспроизвести на уровне понимания – учащийся не только воспроизводит формулировку, но и может объяснить, привести пример. Суть темы им понята, а не просто формально закреплена в  сознании. Сарыглар Диана -  на уровне запоминания, может пересказать без глубокого осознания. Может ответить на вопросы правильно, если они были заданы  при определенной последовательности.

Вывод: занятие достиг поставленных целей и задач.

Анализ составила педагог-психолог Дамба МВ



Предварительный просмотр:

Учебный предмет «Коррекционное занятие»

Тема: Конструирование из геометрических фигур по заданным моделям

Цель: Формировать навык  пространственного анализа и синтеза (2-4 детали)

Задачи:

 1. Образовательные: формировать умение создавать формы в соответствии  с  образцом, самостоятельно определять, форму, цвет, величину, количество необходимых деталей.

2. Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие на материале занятия; корригировать и развивать мыслительную деятельность учащихся через выполнение операций анализа и синтеза на основе конструирования по образцу и по модели;

3. Воспитательные: воспитание интереса к конструктивной деятельности, стремления получить эмоциональное удовлетворение от правильно выполненного задания.

Формируемые БУДы:

  1. Личностные учебные действия:
  • осознание себя как ученика
  •  уважение к другому в процессе обучения
  •  положительное отношение к окружающей действительности
  •  проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий
  1. Коммуникативные учебные действия:  
  • вступать в контакт и работать в паре «учитель-ученик»
  •  использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассником и учителем
  •  слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
  •  доброжелательно относиться к окружающим
  1. Регулятивные учебные действия:
  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
  • активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной)
  1. Познавательные учебные действия:
  • делать анализ, синтез, сравнивать на стимульном материале
  •  целенаправленная деятельность, при которой соотношение образца и положения отдельных элементов, составляющих модель, происходит на основании практического примеривания отдельных деталей конструкции;

Оборудование: моноблок, программа с диском «Студии «ВиЭль»», стимульные материалы программы развития и коррекции конструктивной деятельности под редакцией Вялых Ольги Анатольевны (кандидат психологических наук, доцент кафедры основ коррекционной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, основное направление научных исследований дифференциальная диагностика нарушений развития у детей), индивидуальные наборы геометрических фигур (блоки Дьенеша)

Тип урока: комбинированный

Применяемые методы: словесные (объяснение, рассказ, беседа), наглядно-иллюстративные (демонстрация, работа со стимульными материалами), практическая работа, применение ИКТ.

Ход занятия

  1. Организационный момент: психологический настрой  учащихся на работу, организация внимания:
  • На уроке наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).
  • Уши внимательно слушают и все ... (слышат).
  • Голова хорошо ... (думает).
  • На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы?

Тогда мы начинаем:

  • Сообщение темы занятия - демонстрируется набор конструктора.  Ребята, вы знаете, как называется эта игра? Играя в эту игру, дети занимаются конструированием, т.е. из  деталей собирают фигуры разных предметов. Сегодня на уроке мы будем конструировать предметы, но не из деталей конструктора, а из геометрических фигур. Для этого мы будем использовать этот компьютер, и эти раздаточные материалы.
  • Проверка готовности к занятию - вы любите играть в разные игры, если «да», то  давайте вспомним, что нельзя делать во время игры: не ссориться, не отбирать предметы у других, не советовать и не критиковать друзей, не мешать товарищам играть.
  • Разминка:
  • общая моторика -  Упражнения с массажным мячом (делать круговые движения, сидя на мяче, зажав двумя ногами мяч, попрыгать);
  • Мелкая моторика - Упражнения на развитие статической координации движений («Замок», соединить пальцы обеих рук в замок: от груди вперед, вверх, в сторону влево, в сторону вправо; Круговые движения кистей рук. Растирание рук).
  • Итог: Для чего выполняем разминку?
  1. Основная часть:
  • Подготовка учащихся к усвоению новых знаний: работа со цвето-звуковой  панелью: а) сейчас я включу панель, и мы вместе будем называть те цвета, которые зажигаются; б) а теперь будем по очереди называть эти цвета, кто начнет? А второй не будет мешать другу, не подсказывать и не делать замечаний;
  • Итог: что мы делали? Какие цвета называли?
  • Активизация  знаний: работа с геометрическими фигурами. У детей индивидуальные наборы геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), двойной листок тетради, темные повязки на глаза
  • Возьмите круг. Почему вы думаете, что это круг? Положите его перед собой.
  • Возьмите треугольник. Почему это треугольник? Положите его слева от круга.
  • Возьмите квадрат. Почему вы думаете, что это квадрат? Положите его справа от круга.
  • Возьмите прямоугольник. Почему вы думаете, что это прямоугольник? Положите его после  квадрата.
  • А теперь закройте фигуры полоской бумаги и назовите их в том порядке, в каком выкладывали на парте. Проверка.
  • Что помог нам вспомнить порядок фигур? (глаза, то есть наши глаза запомнили)
  • Валера рассказывает, как расположить фигуры, проверяет остальных.
  • Внимательно послушайте, в каком порядке я буду называть фигуры, запомните и выложите у себя на парте. (Прямоугольник, круг, квадрат, треугольник.) Проверка.
  • На этот раз, что нам помог? (уши, то есть наши уши запомнили порядок)
  • Из фигур, которые лежат перед вами, выберите лишнюю фигуру.
  • Почему выбрали круг? (у круга нет углов, а у остальных фигур есть)
  • А теперь наденьте повязки на глаза, никто не подглядывает? Возьмите квадрат, треугольник, круг. Откройте глаза, при помощи чего вы нашли эти фигуры? (при помощи рук, осязание)
  1. Конструирование при помощи геометрических фигур:
  1. Составьте домик из фигур, которые лежат у вас на парте – для Эчис и Дианы.  Валера работает на моноблоке (самостоятельно), остальные со стимульными материалами.
  • Сколько фигур использовали?
  •  Какие фигуры использовали?
  • Какая фигура находится сверху, снизу?
  • Итог:  можно сказать, что мы конструировали домик из геометрических фигур? (да, мы составили домик из квадрата и треугольника)
  • Валера рассказывает, как он составил модель.
  • Эчис работает на моноблоке, а Валера со стимульными материалами.
  • Анализ образца у Эчис
  • Рассмотри картинку
  • Что изображено на картинке? (фонарик, елочка, конфета, домик)
  • Какие геометрические фигуры использованы? (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник)
  • Какого цвета фигуры? (красный треугольник, синий прямоугольник, желтый квадрат, зеленый круг)
  • Диана собирает предметы блоками Дьенеша, затем рисует по трафарету геометрические формы, собирает пазл на ту же тему.
  • Вывод: составление плана. Расскажите, в каком порядке будем конструировать изображение  на образце? (сначала выбрать на стимульном материале цвета, разложить их как на образце, проверить, затем собрать их на моноблоке)

в) самостоятельное конструирование (все ученики сначала выполняют задание на стимульном материале, затем на компьютере)

г) проверка работ

Итог: 

  • Какую работу сейчас выполняли? (конструировали предметы из геометрических фигур)
  • В каком порядке выполняли работу? (внимательно смотрели, думали, как выложить из  фигур домик, фонарь…, составляли домик, фонарь …)

IV Итог урока:

  • Чему учились на занятии? (Учились конструировать, составлять  предметы из геометрических фигур)
  •  Что нужно сделать, чтобы работа получилась такая же, как на образце?
  • внимательно посмотреть;
  • думать, из каких цветов составлено изображение, выбрать из стимульного материала;
  • выполнить задание и сравнить с образцом;
  • Молодцы, сегодня мы хорошо поиграли, повторили фигуры и основные цвета.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по «Этики и психологии семейной жизни»

Тема: Предупреждение конфликтов в семье

Ключевые идеи занятия:

Каждый народ, независимо от места проживания и количества,  имеет представление традиционного образа  семьи. У тувинцев мужчине определена роль добытчика и хозяина, а женщине – матери семейства, опоры мужа. Наши предки учили своих детей простым истинам: мужчине быть недовольным тем, что имеет, а женщине, наоборот, быть довольной тем, что имеет. Говоря простым языком, мужчина должен все время быть активным, чтобы обеспечивать свою семью, а женщине нужно уметь довольствоваться тем, что муж приносит в семью. Так, если мужчина притащил домой «мясо мамонта», то женщина приготовит еду из этого мяса, и если мужчина притащил «мясо мыши», то жена без упреков и обиды приготовит еду из этого мяса. То есть, для профилактики конфликтов изначально в семье предопределена и четко разделена сфера деятельности обоих супругов.

Дела мужа (делегей херээ) – за пределами территории семьи, дела жены (кодан иштинде) – в месте, где находится аал (юрта). То есть мужчина – хозяин дома (ог ээзи), а женщина – хозяйка внутри дома (оонун ишти).  

Соблюдение территории (невмешательство в дела «мужа» или «жены») является самым эффективным способом профилактики возникновения конфликтных ситуаций в семье

Цели: формирование умения избегать конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть в семье, и в случае возникновения, конструктивно разрешать их, с помощью соблюдения традиционного речевого этикета тувинцев и специальных психологических приемов.

Образовательные задачи:

  1. Учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать возникновение конфликтных ситуаций;
  2. Формирование  идентичности  в соответствии своим полом, национальностью и примерять на себя примерный модель поведения в будущей семье, объединяя социокультурное наследие с личным опытом.

Развивающие задачи:

  1. Формирование положительного образа «Я», принятия самого себя таким, какой есть;
  2. Развивать ценностное осмысление самого себя, как представителя нации;

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание чувства самоуважения, собственного достоинства;
  2. Воспитывать эстетическое отношение к этностереотипам  мужественности и женственности;

Здоровьесберегающие задачи:

  1. Содействовать в будущем сохранению психического и социального здоровья учащихся

Материалы и оборудование:

  1. Запись песни «Чаннава» (содержание: мужчина просит женщину не показывать свой характер по малейшим поводам, и сравнивают друг друга молнией и громом).
  2. Презентация на тему «Конфликты в семье и пути их решения»
  3. Чистые листы бумаги, цветные карандаши для рисования

Ход занятия:

  1. Организационный момент: здравствуйте, ребята. Покажите мне, пожалуйста, мимикой на своем лице настроение вашего соседа (далее беседа, почему ученик или ученица так думает. Подтверждение соседа, угадал ли он (а) настроение).
  2. Акцентирование на теме урока. Итак, начинаем. Прежде чем начать сегодняшнее занятие, попрошу вас послушать песню и угадать тему урока (прослушивание песни – 4, 27 мин.). Задание: о чем будем говорить, какова тема занятия. По содержанию песни, давайте определим проблемы этих молодых людей: несдержанность, обидчивость, неумение открыто говорить о проблемах.
  3. Вступительное слово учителя: основы традиционной этики познавались новыми поколениями через поведение людей не только при проведении обрядов и праздников, а ежедневно. Так, в традиционной тувинской семье роль отца заключалась в сохранении стабильности благосостояния семьи, то есть он как бы являлся гарантом прочности ее уверенности в будущем. Символом этого является ежедневно повторяемое действие, которое на глазах у детей совершали родители: когда в юрту входил отце, супруга принимала его шапку и бережно клала ее высоко, на аптара (сундук, который стоит в центре юрты), поскольку  шапка отца была символом главы семейства. По рассказам пожилых тувинцев, шапку нельзя было опускать ниже колена взрослого человека. Отец был признанным главой семейства, жена всячески подчеркивала социальную роль мужчины. Ему первому подавали еду и питье, ему принадлежало главное место в доме, его слово всегда было последний, а его решения не подлежали оспариванию. Жена и дети всегда к нему обращались уважительно на «Вы». В то же время роль женщины – хранительницы очага – была не менее велика, ведь на ней лежала основанная нагрузки по воспитанию подрастающего поколения. Дети настолько любили и уважали мать, что, будучи уже взрослыми, беспрекословно  выполняли все ее малейшие просьбы.

Муж не вмешивался в дела жены, он ел и пил, что ему приготовила жена, носил ту одежду, которую сшила жена, а жена в дела мужа тоже не вмешивалась, она его решения не оспаривала,  не осуждала и не критиковала. В любом случае она верная помощница мужа, поддержка и опора. Его решения она принимала беспрекословно.

Дети же рано начинали помогать родителям по хозяйству, быстро включались в производственный процесс, легко осваивали народные знания и правила поведения. Дети для тувинцев никогда не были лишними и не нужными. Были случаи, когда тувинцы находили с брошенного монгольского ребенка, и воспитывали как своего родного. В таких случаях говорили «сурал оол суму баштаар» (безродный ребенок будет правителем)

Известно, что человек, с раннего детства воспитанный в соответствии с нормами, правилами, закрепленными  в традиционном этикете, знающий свою культуру, язык, историю, значительно лучше адаптируется в социокультурном пространстве. Он воспринимает себя в позитивно целостно, уверен в том, что поступает правильно, не испытывая психологический дискомфорт. Ведь он идет уже проторенными дорогами, которых прошли не одно поколение его предков.  

  1. Тема занятия: но конфликты и ссоры случаются в любой семейной паре. Иногда вспыхивают бытовые ссоры и недопонимания, в которую втягиваются все члены семьи. Как вели себя в традиционной тувинской семье  мужчина и женщина в конфликтных ситуациях? Тактика разрешения семейного конфликта предполагает:
  • когда мужчина предъявлял претензии (обиды, замечания) жене, он никогда прямо в глаза  не смотрел. Прямой взгляд (глаза в глаза) являлся символом вызова, агрессии;
  • мужчина не применял силу по отношению к слабым и малым;
  • постоянная демонстрация взаимного уважения и признательности. Женщина мужу всегда обращалась уважительно на «Вы», даже в крайнем раздражении она не может сказать «Ты»;
  • женщина никогда не применяла в речи ругательные слова, не унижала чести и достоинства мужа, не повышала голос и т.д.;
  • муж и жена никогда не ссорились на глазах у детей, при посторонних. Это считалось неприличным;
  • и муж, и жена очень любили своих детей, и никогда их не наказывали. Даже если дети совершили очень серьезный проступок, родители старались, в первую очередь, помочь, а потом осуждать;
  • уверенный в себе мужчина-тувинец никогда не будет самоутверждаться за счет жены, детей;
  • правильно воспитанная жена-тувинка (хорошая жена) никогда не будет претендовать на главенствующую роль в семье, не осуждала мужа в присутствии детей. Девочкам с раннего детства воспитывали к терпению, снисходительности, доброжелательности, быть внимательным к окружающим;
  • в самых сложных конфликтных ситуациях и мужчина, и женщина вели себя сдержанно. Оголять свои эмоции считалось неприличным. Гасить в себе отрицательные эмоции с отвлечением, переключением внимания на другие менее конфликтные проблемы. Сдержанность – один из основных положительных качеств правильно воспитанного человека;

Вывод: и мужчина, и женщина, и дети никогда не нарушали границы деятельности друг друга. То есть мужчина не вмешивался в «кухонные» дела жены, жена не претендовала на решение «глобальных» проблем мужа, на главенство в семье, а дети выполняли то, что им поручено, уважали, чтили своих родителей, и никогда  даже не пробовали осудить тот или иной поступок родителей. Так, не было противоборства (конфронтации)  поскольку поле деятельности каждого члена семьи свое. Высокий уровень сотрудничества, мужчина – добытчик притаскивал еду, жена готовила еду, дети таскали воду, мыли посуду.

  1. Задание для Даниила: нарисуй  юрту. Постарайся  нарисовать красиво, украсить юрту.  Делим на две части, справа собираем дела, проблемы мужа, слева – жены. Дела: приготовить еду (слева), натопить печку (справа), купить еду (справа), постирать одежду (слева), убираться в доме (слева), воспитывать детей (и там, и там), учить детей выполнять хозяйственные поручения (слева, если домашние дела, и справа, если это приготовить дрова, принести воду и т.д.),  и т.д.
  2. Причины конфликтов в семье (смотрим слайды):

Причина 1. Из-за быта. Это одна из незначительных причин, не стоящих того, чтобы закатывать скандал, но именно она приводит к непримиримым семейным конфликтам. Решение: супруги должны разделить между собой обязанности по дому (выносит мусор муж, пылесосит жена и т.д.).

Причина 2. Из-за денег. Ссоры на почве денег возникают как в семьях с небольшим достатком, так и в состоятельных семьях. Причина – перераспределение доходов и расходов внутри семьи. Решение: брачный контракт и добрачное соглашение о том, кто как будет работать, кто, сколько зарабатывает, и кто сколько тратит.

Причина 3. Из-за характера. У каждого человека свой характер, обусловленный наследственностью, темпераментом, воспитанием и социальным положением. Решение: использование различных психологических методик, традиционных народных советов во время конфликта, придерживаться правил.

Причина 4. Из-за родителей. Конфликты между тещами, зятьями, свекровями и невестками разрушили немало браков. Решение: при возникновении ссор единственный способ спасти – дистанцироваться.

Причина 5. Из-за работы. Отсутствие работы или слишком занятый работой член семьи является причиной ссор. Решение: договариваться с будущим мужем или женой, и если вам не нравится, присматривайтесь к человеку, прежде чем создать семью.

Причина 6. Из-за детей. Дети скрепляют брак, но чаще являются причиной ссор и конфликтов. Решение: в воспитании и обучении ребенка с самого рождения участвуют оба родителя. А по мере взросления нужно давать ему право делать выбор, ошибаться и исправляться.

Причина 7. Из-за убеждений и взглядов. Каждый человек имеет право иметь свои убеждения и веру. Решение: уважать оппонента в ссоре, в конфликтных ситуациях не переходить на личности.

Причина 8. Из-за образа жизни. Один член семьи активный, а второй - пассивный. Решение: найти компромисс. Взаимная уступка.

Множество других причин: интимная дисгармония супругов, измены, ревность, борьба за лидерство, тирания, пагубные привычки одного из членов семьи, скука и однообразие, разное социальное положение, болезни и т.д.

  1. Что делать? Есть универсальные советы психологов:
  • Как только возникает проблема, решать сразу, не откладывать на следующий день. Не копить обиды.
  • Выяснять отношения только с тем, кто является причиной конфликта. Не привлекайте посторонних (родителей, сестер, братьев и т.д.).
  • Во время выяснения отношений сройте конструктивный диалог, не оскорбляйте, не давайте гневу захлестнуть вас. Четко и кратко изложите претензии, аргументируйте. Избегать обобщенных, бессмысленных фраз, не переходить на крики и рукоприкладства.
  • Дождитесь ответа, выслушайте до конца.
  • Категорически запрещается: оскорбления в сторону детей, родителей, упоминать на физические недостатки человека.

8. Как помириться после конфликта?

  • Выждать время, пока все стороны конфликта успокоятся.
  • Не поднимать тему ссоры, наоборот отвлекать другими разговорами.
  • Шутить по- доброму.
  • Сходить куда-нибудь вместе.
  • Попросить совета, покажите, что мнением человека дорожите.
  • Сделать подарок, от которого человек не сможет отказаться.
  • Самое главное, исправляйтесь сами, а не перевоспитывайте другого человека. Ведь, вы полюбили именно такого человека, с его недостатками и достоинствами.

9. Давайте, поиграем в сюжетно-ролевую игру:

Ситуация 1. Жена обиделась, что муж ее не взял с собой на спортивный матч (хуреш). Жена по всем правилам предъявляет претензии мужу.

Ситуация 2. Мужу не нравится, как готовит жена. Муж по всем правилам предъявляет претензии жене.

Ситуация 3. Жена все время работает, в доме не прибрано, дети не ухожены. Претензии мужа.

Ситуация 4. Муж зарабатывает мало, не прилагает усилий для благосостояния семьи. Претензии жены.

Ситуация 6. Муж пришел пьяный. Претензии жены.

Ситуация 7. Жена слишком много тратит на себя денег. Средств на существование не хватает. Претензии мужа.

10. Выводы и итоги занятия. Рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конфликты в семье и пути их решения Разработала Дамба Марина Васильевна

Слайд 2

Причина 1. Из-за быта. Это одна из незначительных причин, не стоящих того, чтобы закатывать скандал, но именно она приводит к непримиримым семейным конфликтам. Решение: супруги должны разделить между собой обязанности по дому (выносит мусор муж, пылесосит жена и т.д.).

Слайд 3

Причина 2. Из-за денег. Ссоры на почве денег возникают как в семьях с небольшим достатком, так и в состоятельных семьях. Причина – перераспределение доходов и расходов внутри семьи. Решение: брачный контракт и добрачное соглашение о том, кто как будет работать, кто, сколько зарабатывает, и кто сколько тратит.

Слайд 4

Причина 3. Из-за характера. У каждого человека свой характер, обусловленный наследственностью, темпераментом, воспитанием и социальным положением. Решение : использование различных психологических методик, традиционных народных советов во время конфликта, придерживаться правил.

Слайд 5

Причина 4. Из-за родителей. Конфликты между тещами, зятьями, свекровями и невестками разрушили немало браков. Решение: при возникновении ссор единственный способ спасти – дистанцироваться.

Слайд 6

Причина 5. Из-за работы. Отсутствие работы или слишком занятый работой член семьи является причиной ссор. Решение: договариваться с будущим мужем или женой, и если вам не нравится, присматривайтесь к человеку, прежде чем создать семью.

Слайд 7

Причина 6. Из-за детей. Дети скрепляют брак, но чаще являются причиной ссор и конфликтов. Решение: в воспитании и обучении ребенка с самого рождения участвуют оба родителя. А по мере взросления нужно давать ему право делать выбор, ошибаться и исправляться.

Слайд 8

Причина 7. Из-за убеждений и взглядов. Каждый человек имеет право иметь свои убеждения и веру. Решение: уважать оппонента в ссоре, в конфликтных ситуациях не переходить на личности.

Слайд 9

Причина 8. Из-за образа жизни. Один член семьи активный, а второй - пассивный. Решение: найти компромисс. Взаимная уступка.

Слайд 10

Множество других причин: интимная дисгармония супругов, измены, ревность, борьба за лидерство, тирания, пагубные привычки одного из членов семьи, скука и однообразие, разное социальное положение, болезни и т.д. Что делать ? Есть универсальные советы психологов:

Слайд 11

• Как только возникает проблема, решать сразу, не откладывать на следующий день. Не копить обиды. • Выяснять отношения только с тем, кто является причиной конфликта. Не привлекайте посторонних (родителей, сестер, братьев и т.д.). • Во время выяснения отношений сройте конструктивный диалог, не оскорбляйте, не давайте гневу захлестнуть вас. Четко и кратко изложите претензии, аргументируйте. Избегать обобщенных, бессмысленных фраз, не переходить на крики и рукоприкладства. • Дождитесь ответа, выслушайте до конца. • Категорически запрещается: оскорбления в сторону детей, родителей, упоминать на физические недостатки человека.

Слайд 12

Как помириться после конфликта? • Выждать время, пока все стороны конфликта успокоятся. • Не поднимать тему ссоры, наоборот отвлекать другими разговорами. • Шутить по- доброму. • Сходить куда-нибудь вместе. • Попросить совета, покажите, что мнением человека дорожите. • Сделать подарок, от которого человек не сможет отказаться. • Самое главное, исправляйтесь сами, а не перевоспитывайте другого человека. Ведь, вы полюбили именно такого человека, с его недостатками и достоинствами.