Духовно- нравственное развитие и воспитание

Медведь Инна Сергеевна

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» определяет духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся как задачи первостепенной важности.Методические разработки по духовно-нравственному развитию и воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование нравственных ценностей как основа духовно-нравственного развития  и воспитания младших школьников.(из опыта работы)

Истинный показатель цивилизации —

не уровень богатства и образования,

не величина городов, не обилие урожаев,

а облик человека, воспитанного страной.

Р. Эмерсон 

Свое выступление мне хотелось бы начать старой притчей американских индейцев. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Мальчик, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»… Как наше тело питается пищей, так и душа питается мыслями. Все зависит от того, какими мыслями мы будем ее кормить.

Душа человека такой же странный мир, как и мир атома, а может быть, еще более странный - во всяком случае, более зыбкий. Не "сложный" мир, с чем все согласятся, а именно странный, не такой, как все, что нас окружает, по другим законам живущий.

Ключевой задачей современной государственной политики Российского государства является развитие духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Обществу всегда необходимы высоконравственные граждане. От уровня нравственности граждан зависит благосостояние государства: политическая и экономическая стабильность, духовное единство народа. 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» определяет духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся как задачи первостепенной важности[1].

Духовно – нравственное воспитание личности гражданина России –педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно – территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

  1. Будущее страны зависит от того какое образование получат современные дети, какие моральные нормы будут вложены в них. В.В.Зеньковский подтверждает, что «Нередко уже значительно позднее, когда из семени, попавшего в это время в душу ребенка, выросли уже плоды, мы начинаем понимать, что корни той или иной черты, нашедшей свое выражение ныне, уходят именно к раннему детству…»[ [2].

Младший школьный возраст – важный период в становлении личности человека, когда закладывается база нравственных, духовных ценностей, формируется его мировоззрение. Все, что ребенок видит в этот период жизни в окружающем мире у него остается в памяти на всю жизнь. Подтверждение этим словам находим у архимандрита Георгия (Шестуна): «Именно в это время формируется ядро личности, которое разворачивается потом всю жизнь»[3].

Таким образом, в условиях духовного кризиса возрастает роль школы в воспитании личности, наделенной такими духовно-нравственными качествами как чуткость, отзывчивость, терпимость, человеческое достоинство, рассудительность, милосердие, трудолюбие. В условиях общеобразовательной школы эта цель достигается через усвоение содержания образования, опосредованное духовным миром педагога, так как образование, по словам П.Ф. Каптерева, не есть «изучение предметов, а есть развитие личности предметами; на первом плане стоит личность, субъект, его интерес, а предметы - только средства».

Духовность и нравственность во все времена были объектами внимания отечественных философов, педагогов, религиозных деятелей. Так русский философ В. С. Соловьёв призывал человечество к постоянной борьбе за духовность в человеке, за высшие идеалы личности и общества, источником которых выступает красота и культура.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом.

Духовно – нравственное воспитание личности гражданина России –(в концепции определяется так)педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно – территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Содержание внеурочной деятельности основывается на базовых национальных ценностях, приведенных в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Выделим важнейшие из этих ценностей:

Главной целью моей педагогической деятельности является формирование духовно-нравственной ценностей младшего школьника.

 Для достижения этой цели ставлю следующие задачи:

Задачи: 

1. Формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

2. Создaние благоприятных условий для самовыражения и самореализации воспитанников;

3. Содействие в приобщении семей учащихся к народным ценностям, привлечению родителей к участию в воспитательном процессе.

Новизной является использование в большом количестве информационных технологий: презентаций, мультипликационных, художественных и документальных фильмов с нравственным или духовным содержанием. А также использование декоративно-прикладного творчества как средства познания  общечеловеческих ценностей.

Так как основой для успешной учебной деятельности согласно ФГОС лежит технология системно-деятельностного подхода, то и для формирования личностных качеств учеников следует использовать эту же технологию. Ведь, говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя оторвать это понятие от воспитательного процесса.

Программа проекта реализуется  через кружок «Истоки», родительские лектории, социальные акции, внеклассные мероприятия, сотрудничество с социальными партнерами.

Содержание внеурочной деятельности «Истоки» представлено разделами: Мир, Слово, Образ, Книга. Формы работы, которые можно использовать: путешествие в прошлое, экскурсия, беседа, диалог, творческий отчет, семейные занятия, проектная деятельность, инсценирование, создание газеты, альбома.

Родительский лекторий  (формы работы на слайде)

  • Лекции
  • Дискуссии
  • Тематические беседы
  • Встречи с социальным педагогом
  • Работа с притчами

Отмечу, что совместное планирование внеклассных мероприятий и активное участие в них родителей наряду с детьми имеет большой воспитательный эффект: дети чувствуют поддержку родителей, гордятся ими; укрепляются межсемейные дружеские связи, формируется модель позитивных детско-взрослых отношений.

Внеклассные мероприятия. Одной из форм  работы является постановка сказки « Лиса-нянька» на фестивале «Югра многоликая».

  • Другая немаловажная форма- инсценировка песни к дню защитников Отечества «Маленький трубач»
  • Доброй традицией стало ежегодное проведение «Осенней ярмарки». Осенняя ярмарка прошла совместно с родителями(изготовление кондитерских изделий, разучивание песни, прибауток, закличек).
  • Также доброй традицией стала посадка деревьев яблонь на празднике «День Знаний».

Сотрудничество с музеем и библиотекой.

  • Экскурсии
  • Выставки
  • Встречи с интересными людьми

В ноябре прошел праздник «Мамочка любимая моя» совместно с работниками библиотеки. Ребята учили стихи, рисовали портреты мам. Выставка портретов мам размещалась в городской библиотеке№4. В декабре месяце провели конкурс чтецов «Рождественские посиделки». Ребят награждали сказочные лесные герои.

Социальные акции. «Помоги  птицам»- изготовление кормушек. «Сделай мир чище»- сбор макулатуры и батареек. Разработка исследовательского проекта по защите бездомных животных «Каждому животному- дом».

Участие в конкурсах.

Практические навыки проверяются через участие детей в литературных конкурсах, конкурсах декоративно- прикладного творчества   на Рождество и Пасху. В 2018-2019 учебных годах воспитанники принимали активное участие в конкурсах «В свете Рождественской звезды». Литературный конкурс 1 место Бикмухаметова Аида, 3 место Беликова София, Идрисова Шовданна. Творческий конкурс 3 место Муставой Никита.

     Основные результаты духовно-нравственного развития  и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур  Мониторинг в работе по духовно-нравственному и  воспитанию:     

  • экспертные суждения ( родителей, партнеров школы)
  • анонимные анкеты
  • различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста
  • самооценочные суждения детей

В процессе реализации педагогического проекта формируются следующие УУД учащихся младших классов:

 Продукты проекта

Продуктами проекта являются учебно-дидактические материалы, методические и технологические материалы, которые были созданы в ходе реализации проекта.

Для меня, как для учителя, эта работа дала возможность роста профессионализма, дополнительную возможность сотрудничества с коллегами, а также возможность построения новых отношений с учениками.

Участие и победа учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня, защита проектов различных направлений – важнейший итог реализации моего педагогического проекта.            

 Таким образом, данный педагогический проект  опирается на духовное и культурное начало человека, позволяющие  обеспечить условия для формирования духовно-нравственных ценностей младшего школьника.

Литература.

1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России., 3-е издание, М.: Просвещение, 2013.-23 с.

  1. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии/ Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев.- М.: Школа- Пресс, 1996.- 272 с.
  2. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Собрание сочинений в двух томах (в одной книге). – М.: Изд-во: Родное пепелище, 2005. – 358 с.



Предварительный просмотр:

Роль тьютера – наставника в преподавании Основ религиозных культур и светской этики

 В современных условиях широкомасштабного введения в общеобразовательных учреждениях инновационного учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» обозначилась необходимость разработки и апробации модели тьюторского сопровождения педагогических работников по актуальным проблемам изучения истории религий и духовно-нравственного воспитания младших школьников. Тьютор – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся и сопровождает их реализацию в системе общего и высшего профессионального образования.

 Тьютором называют педагога-наставника в английских школах, педагогических колледжах, университетах Оксфорда и Кебриджа. Тьюторы, которых выдвигают из числа опытных педагогов, ведут преподавание по своей специальности, а после занятий- воспитательную работу с 5-10 или 15 учащимися. Под руководством  тьюторов британские школьники и  студенты работают  над определенными темами, связанными с основным предметом, получают профориентационную помощь, составляют программы курса обучения и подготовки к экзаменам, еженедельно анализируют  проведенную самостоятельную работу.

В России тьюторство появилось в 1980-е гг. Главным образом оно связано с именем Т.М. Ковалевой, под руководством которой в образовательных учреждениях разных регионов страны разрабатываются модели тьюторского сопровождения как детей, так и взрослых. В настоящее время идеи тьюторства широко применяются в дистанционном образовании детей и взрослых. Тьютор в дистанционном обучении может быть очным или удаленным от обучающегося педагогом, помогающим ему выстраивать индивидуальную траекторию своего дистанционного образования. Он  организует эффективное изучение курса, проводит вебинары и консультации, проверяет и комментирует письменные задания.

Выделяют три основных модели тьюторского сопровождения: социальная, представляющая собой раскрытие образовательного потенциала социума для обучающегося; антропологическая – раскрытие внутреннего потенциала обучающегося; культурно-предметная – раскрытие образовательных возможностей конкретных дисциплин. Необходимо отметить, что в сфере дополнительного профессионально-педагогического образования тьюторство не является профессией или должностью. Тьютор – это личностная профессиональная позиция, обеспечивающая индивидуализированный характер повышения квалификации. Педагог, воспринявший идею тьюторства, должен обладать широкой эрудицией, демократическим стилем общения и его гуманистической направленностью, иметь навыки психолога, являться носителем традиций и ценностей корпоративной культуры соответствующего сообщества, уметь использовать рефлексивные техники, владеть личным опытом самообразования.

Тьюторское сопровождение в системе непрерывного профессионально- педагогического образования может быть реализовано в нескольких аспектах: 1) сопровождение индивидуальных образовательных программ слушателей, обеспечение условий выбора образовательных программ повышения квалификации, а также форм и темпа обучения; 2) индивидуальное и групповое консультирование педагогов, осуществляемое в очной, заочной или дистанционной формах, способствующее формированию и развитию личных и профессиональных компетенций; 3) наставничество при организации «особых событий», таких как научно-практическая конференция, открытое мероприятие, историческая реконструкция и т.п.

В муниципальных  системах общего образования совместная деятельность и общение тьюторов и педагогов возникают в результате инициативной деятельности территориально-предметного тьютора – руководителя профессионального объединения педагогов образовательной области. Анализ педагогической практики показал, что в общеобразовательном учреждении проходит наибольшее количество актов взаимодействия педагогических работников в процессе непосредственной деятельности по освоению и преподаванию религиозных культур и светской этики.

Педагоги нашей школы делятся своим опытом с молодыми коллегами. Открытый урок по теме «Семья- малая церковь», показал значение семьи в жизни каждого гражданина. Слово «семья» произошло не от семь «я», а от слова « семя». 

Особое внимание   уделяется организации образовательных экскурсий для педагогов и учеников. Так в мае 2018 года было организовано посещение  храма Святого Пантелеймона. Настоятель храма познакомил ребят и педагогов школы с историей строительства храма, рассказал как древние мастера писали иконы натуральными красками. Эта технология письма используется до сих пор.

Высока роль тьюторов-наставников  в составлении программ, материалов по православному краеведению. Источник освященный во имя святителя Иоанна митрополита Тобольского находится в 70 километрах от города Нижневартовска ХМАО-Югра на территории Самотлорского месторождения. По словам старожилов, известен он своими целебными свойствами был еще с начала прошлого века. В июле 1999 года, когда освящался Храм Рождества Христова, на источнике был отслужен водосвятный молебен Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием. 

Привлекаем к участию в творческих конкурсах «Весенний вернисаж», «Рождество Христово». Для детей и родителей проводятся городские мероприятия «Рождественский концерт» и «Светлая Пасха». Стало традицией в нашем городе проведение Рождественских образовательных чтений. Подготовкой молодых педагогов к участию занимаются наставники. Также принимаем участие в Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум».

По запросам педагогов образовательного учреждения проводятся индивидуальные и групповые консультации.

Опираясь на исследования А.В. Мудрик, к системе психолого- педагогических условий построения индивидуальной траектории деятельности педагога-предметника по реализации ФГОС общего образования мы относим: 1) наличие у педагога желания принять помощь в решении своих проблем, найти понимание, получить информацию, совет или даже инструктаж со стороны тьютора; 2) использование в деятельности тьютора личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов; 3) наличие у тьютора определенной психолого-педагогической подготовки, необходимых личностных свойств, профессионального умения вести индивидуальную работу с позиции эксперта, советника, опекуна.

Учитывая профессиональные запросы и потребности педагогов, тьютор-наставник  имеет большое значение в преподавании курса ОРКСЭ.

.

Литература .

1. Афанасьев, В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем / В.Г. Афанасьев // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегод. – М.: Наука, 1982. – С. 26–46.

2. Вяземский, Е.Е. Методические рекомендации по организации повышения квалификации учителей истории и обществознания / Е.Е. Вяземский, А.Н. Иоффе, И.А. Мишина и др.; науч. ред. Т.В. Болотина. – М.: АПКиППРО, 2008. – 92 с.

3. Ковалева, Т. М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс] / Т. М. Ковалева. – Режим доступа: http://www.mioo.ru 

4. Кузнецов В.М. Направления модернизации системы повышения квалификации учителей общественных и художественно-эстетических дисциплин Челябинской области / В.М. Кузнецов // Наша новая школа – путь к культуре граждан и развитию общества: науч.- попул. изд.: в 6 т. / под общ. ред. А.Ф. Аменда. – Челябинск: ЧГПУ, 2011. – Т.3: Подготовка и повышение квалификации педагогов. – С. 577–587.

5. Мудрик, А.В. Социализация человека [Текст] / А.В.Мудрик. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 304 с. 9. Положение о привлечении тьюторов для проведения модульных курсов в ГОУ ДПО ЧИППКРО: приложение к решению учебно-методической комиссии от 24.02.2011 г. № 1/3.



Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение              «Средняя школа № 8»

«Рассмотрено»                                           «Согласовано»      

на заседании МО учителей                       зам. директора по УР   начальных  классов                                     _____Л.А.Лазарева

протокол №_1                                            «30» августа  2019 г.

от   29.08. 2019г.  

Председатель МО

_____________Т.П.Гайдовская

Утверждена педагогическим

                 советом школы

            Протокол от 30.08.2019г.№1

                 Приказ директора школы

                     от 30.08.2019 . № 582

          ________О.С.Серебренникова

г.Нижневартовск

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  В настоящее время в обществе возник интерес к изучению  традиций, истории, культуры русского народа. Одной из задач стоящих перед учителями начальных классов, является задача создать у детей яркие, эмоциональные представления о нашей Родине, воспитать любовь к родному краю, чувство гордости за наш народ и нашу страну, воспитать у школьников чувство патриотизма. Ту же самую задачу перед школой поставило и государство. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6) был выработан современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,  принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. А без изучения истории своего народа, обычаев и традиций реализация этого нравственного идеала не возможна.

     Как же воспитать ребенка настоящим патриотом Родины? Задача   эта не из легких в современном мире. Достичь этого можно, лишь добившись того, чтобы учащиеся знали и уважали обычаи и традиции своего народа, его историю, культуру. Потому как чем внимательнее мы будем к национальному, тем ближе к общечеловеческому, основывающемуся на принципах оптимизма и гуманизма. Наши мудрые предки из поколения в поколение твердили, что не может быть будущего там, где предают забвению лучшие традиции народа. Без прошлого нет будущего. Именно патриотизм, в конечном итоге, становится связующей нитью поколений – отцов и детей. В настоящее время среди подрастающего поколения культивируется увлечение и подражание современным западным традициям. А это значит, что основной задачей сейчас должно стать воспитание именно национального самосознания.

      Национальная история и культура – это неисчерпаемый источник развития, ресурсная зона для каждого представителя этноса. Приобщение к культуре должно начинаться с первых дней жизни ребёнка: с маминой колыбельной, бабушкиных потешек, потом приходит черёд народных песен и сказок. Логично продолжать эту работу в младших классах школы.

В начальной школе она начинается со знакомства и изучения легенд, былин, преданий, сказаний, эпоса, сказок, песен, танцев, ритуалов, декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства. Стоит помнить, что младший школьный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Это обязывает  педагогов начальной школы, к созданию благоприятных условий в педагогическом процессе для привития детям любви к родному краю, природе, традициям и народной культуре. Несовременно? Вовсе нет, ведь корни человека лежат в той почве, которая его вскормила, а ветви своего древа мы можем устремлять в различных направлениях. Это  как нельзя лучше говорит о том, что знакомя детей с традициями, обычаями и изучая их, мы можем дать ребенку возможность развиваться в соответствии сего способностям и желаниям и в ногу со временем.

 Кроме того, народная культура является мощным средством воспитания подрастающего поколения. Она выполняет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции,  служит одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, к своим предкам, к своему народу, чувство чести, гордости, достоинства – это основа, на которой формируется тонкость чувств. А потому актуальность программы является несомненной.

Цель: Воспитание творческой личности, культурного человека, знающего и уважающего традиции своего народа. Освоение духовных, нравственных, эстетических ценностей традиционной народной культуры. Формирование интереса к изучению  народного творчества и русской истории.

Задачи:

  • формирование  понятий «история», «народ», «национальность», «Родина».
  • понятие об истории и исторических источниках.
  • знакомство с образом жизни наших предков: отношения в семье, работа, еда, одежда.
  • изучение таких литературных источников как  сказка, былина, предание, легенда, пословицы, поговорки, крылатые выражения.
  • знакомство с декоративно-прикладным искусством нашего народа.
  • проведение фольклорных праздников.

МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю. Содержание программы отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности. Тематика занятий отражает реальные интересы учащихся, содержит полезную и любопытную информацию и интересные факты.

2.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ

Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:

интегративный межпредметный характер. Образование призвано обеспечивать 
и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира   личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов. Отбор в качестве «узловых точек» содержания общего образования базовых ценностей отечественной культуры, вокруг которых концентрируется осваиваемое содержание курса, инициирует процесс духовного восхождения учащихся и предупреждает догматическое заучивание информации, не связанной с их личностной активностью.
Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации. 
        Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека. Стать субъектом культуры можно, только идентифицировав себя с ней, восприняв ее глубинные основания — истоки, и выстраивая собственное развитие как свое жизнетворчество в ее контексте.

Возникающие в процессе развития содержания образования вопросы о приоритете тех или иных национальных или общечеловеческих ценностей в принципе недопустимы, так как провоцируют их противопоставление, исходят из их несовместимости. Наиболее убедительным представляется подход, согласно которому в становлении личности россиянина любой этнической принадлежности должен возникнуть органический сплав национальных и общечеловеческих ценностей. Опасно как отождествление этих ценностей, так и их противопоставление. Развитие и саморазвитие у подрастающего поколения истинных национальных и общечеловеческих ценностей в сфере материальной и духовной культуры становится необходимым способом их ориентации в мире.


Ожидаемые результаты:

к концу курса учащиеся должны знать:

  • Культуру, историю, природу родного края,
  • представление о Родине как месте, где человек родился, природе родины; родном языке; традициях, нравах, обычаях Малой Родины;
  • Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиг души.
  • Знать понятия: Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Горы.  Дорога. Путь. Река. Море. Озеро. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Сказка. Песня. Информация. Праздник. Храм. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля, Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Терпение. Преображение. Лад. Духовное здоровье. Целеустремленность. Воля. Дисциплинированность. Активный отдых. Пассивный отдых. Саморазвитие. Путь к себе.

к концу курса учащиеся должны уметь:

  • понимать следующие базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья, раскрывать их смысл в соответствии с контекстом употребления;
  • уметь правильно использовать в своей речи;
  • использовать их  при организации самостоятельных видов деятельности.
  • раскрывать их смысл в соответствии с контекстом употребления;
  • уметь правильно использовать в своей речи;
  • использовать их  при организации самостоятельных видов деятельности.
  • исходя из контекста, употреблять и корректно использовать их в своей речи;
  • опираться на них в своей деятельности и общении.
  • истолковывать их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении, оценках;
  • опираться на них в организации и оценке своей деятельности и общения;
  • применять их в поисковой и простейших формах исследовательской работы по изучению традиций родного края.
  • владеть навыками саморефлексии и работы с литературой.

3.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности,
  • Чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
  • Осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • Формирование ценностей многонационального российского общества;
  • Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Метапредметные результаты:

  • Применять изученные способы работы с дополнительной  литературой.
  • Анализировать учебный материал. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в решении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднения в пробных учебных действий.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в литературе для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в литературе.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
  • Участвовать в учебном диалоге.
  • Оценивать процесс поиска решения задачи.

Предметные результаты:

  • Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • Формирование знаний о традициях, верованиях, укладе жизни русского народа.

.

4.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации видов деятельности

Родной очаг

ИМЯ. Как выбирается имя и что  оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ. Мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД-люди, происходящий от одного предка. Род- твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память ороде.Родовые занятия. Честь рода.

ДОМ — территория семьи, мир вещей.Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?  ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как городрассказывает о себе. Улицы. Плошали. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

Родные просторы

НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива- творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в полепроверяются сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота рекии ее берегов? Течение рекии ход времени. Вода живая, мертвая и святая.

МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море- конец света? Тайны моря. Мореучит мужеству. Поморы. Мореходы.

ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путьк спасению, путьк правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

Труд земной

СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев Народная мудрость. Умей все делать вовремя.  Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева?Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.

КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?

ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

Труд души

СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.

СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песнязадушевная.

ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздникназывают труд души? Главные праздникигода.

КНИГА. Библия — Книга книг. Книга рукописная, книгапечатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

ИКОНА — образ иного, преображенного мира. Как чтят икону?Лампада. Красный угол. Как иконапомогает в жизни и чему учит человека?

ХРАМ. Почему храмнепохож на обычное здание? Храмв жизни человекаХрамхранит труд многих людей.

  1. Тематическое планирование

1.Родной очаг -9ч

2.Родные просторы -9ч

3.Труд земной -8ч

4.Труд души -8ч

Приложение к тематическому планированию

 Календарно – тематическое планирование

2 В класс

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Факти

чески

«Родной очаг»

Имя

1

3.09

Семья

1

10.09

Семья

1

17.09

Род

1

24.09

Дом

1

1.10

Дом

1

8.10

Деревня

1

15.09

Город

1

22.10

Обобщающий урок

1

29.10

«Родные просторы»

Нива и поле

1

12.11

Нива и поле

1

19.11

Лес

1

26.11

Река

1

3.12

Река

1

10.12

Море

1

17.12

Путь-дорога

1

24.12

Путь –дорога

1

14.01

Обобщающий урок

1

21.01

«Труд земной»

Сев и жатва

1

28.01

Братья меньшие

1

4.02

Ткачихи-рукодельницы

1

11.02

Ткачихи-рукодельницы

1

18.02

Мастера-плотники

1

25.02

Кузницы-умельцы

1

3.03

Ярмарка

1

10.03

Обобщающий урок

1

17.03

« Труд души»

Слово

1

31.03

Сказка

1

7.04

Песня

1

14.04

Праздник

1

21.04

Книга

1

28.04

Икона

1

5.05

Храм

1

12.05

Обобщающий урок

1

19.05



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Истоки»

1 класс

Тема . Добро. Добрые дела.

Цели: 

1.Формирование представлений о добре, о добром деле.

2.Воспитание уважительного отношения к близким людям в семье,  к одноклассникам.

Оборудование: 8 листов бумаги+ 4 карандаша, ватман с солнышком, презентация.

Ход урока.

  1. .Орг.момент.

 Приветствие.

- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Как бы жизнь не летела, дней своих не жалей.

Делай доброе дело ради счастья людей.

Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,

Делай доброе дело - тем живём на земле!

Поздоровалось с людьми солнце на рассвете

«С добрым утром!» - говорит и большим, и детям.

Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.

Лишь хороший человек всё на свете сможет.

«Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души!

  1. Сообщение темы.

Ребус. C:\Users\User\Desktop\мастер класс\DOBRO.jpg 

– Отгадайте слово. Значит, о чем будет наш урок?

Добро. Добрые дела.

Какие цели мы можем поставить на этот урок. ( говорить о добре, Обсуждать.. Сравнивать, оценивать..)учитель пишет эти слова на доске

Учитель читает стих.

Дарите людям доброту,
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!

Пусть о награде мысли нет
         И никогда не будет,
         Ответный сердца тёплый свет
         Тебе подарят люди.

И жизнь изменится твоя,

Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту…
(Зоя Буцаева)

Понравилось стихотворение? О чем оно?  Чем заканчивается стихотворение?

Дарите людям доброту. –Пусть эти слова  станут девизом нашего занятия.

  1. Работа по теме.  

Круг. У меня частичка добра, передавайте друг другу, говоря, что вы чувствуете.  Что вы слышите. Что ощущаете.  ( тепло, ласка, радостно,

Для кого мы можем сделать добро?

Прослушаем рассказ. 

https://www.youtube.com/watch?v=ATCnw8HE0bY&list=PLv6VzWT8jd9rSbbxtTUx8bRKKNBVHAxDR&index=28&t=0s

ому понравилось произведение?

Какой добрый поступок совершили дети?(Помогли собаке со сломанной лапой вернуться домой.)

Главное правило. Дари добро другим. 

Работа с пословицами.

Работа в паре. Вспомните правила работы в паре.

«Соберите пословицу.»

На добрый привет- добрый ответ.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе слово дарит тепло.

Доброе дело два века живет.

  1. Физминутка. Песня «Что такое доброта?». Барбарики.
  2. Закрепление пройденного. Просмотр  отрывка из мультфильма  «Кто-то рядом»

–Какое доброе дело сделали герои? (усыновили ребенка).

6.Самостоятельная работа.                     C:\Users\User\Desktop\Sun_Transparent_PNG_Clip_Art_Image-685066254.png

 – Посмотрите на солнышко?(оно грустное, потеряло лучики.)

-Ребята, а какие добрые дела мы с вами можем совершить?

Я предлагаю Вам обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце нужно написать доброе дело.

(8 листов бумаги+ 4 карандаша, ватман с солнышком)

Ваши ладошки – лучики поместим к солнышку.( ответы детей- помещаю лучик)

Вывод. Солнышко засияло, засверкало , от него идет свет, тепло, добро.

6.Рефлексия.

- Какой девиз был на уроке.

- Согласны с ним?.

-А помните какие цели мы ставили на в начале занятия? Все ли цели выполнили?

Возьмите смайлики , оцените свое настроение.  (смайлики + 4 фломастера). Покажите смайлики.

7. Итог.

-Будем совершать добрые дела?

Совершая добрые дела, мы получаем взамен добро.

Возьмите закладки с девизом нашего урока.

-Делайте добро посто так!.

Мультфильм «Просто так»



Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие.

Тема. Открытка для ветерана.
Цель: способствовать формированию и развитию ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по формированию умению делать из гофрированной бумаги цветы и умению применять их в практической деятельности.

Оборудование рабочего места учителя:
образцы бумаги;
образцы изделий;
проектор с презентацией;
           Оборудование рабочего места детей:
картон белый, гофрированная бумага красного цвета, цв. бумага (зеленая, оранжевая) , черный фломастер, клей, ножницы, слова поздравлений.

Ход занятия.
1. Орг.момент

- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).


2
. Организация рабочего места.
- Проверим вашу готовность к уроку.

3. Введение в тему урока.

Звучит музыка «Этот день Победы».

-Какой праздник скоро приближается?

-Что это за праздник? (9 мая- это великий всенародный праздник, установленный в ознаменование Победы советского народа над фашисткой Германией в 1945 году. В этом году наша страна отмечает 75 лет  Победы нашего народа в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Дорогой ценой досталась нам эта победа. И очень важно, чтобы люди никогда не забывали тех, кто отдал свои жизни за Родину.

Идут годы. Увы, ветераны войны состарились, многим из них уже больше 90 лет. Живых участников войны остаётся всё меньше и меньше. Но сколько бы лет не прошло, ветераны не могу забыть всех ужасов войны. И любое воспоминание о войне причиняет им боль. 

9 мая по всей стране пройдут парады, и вы поздравьте ветеранов открыткой, которую сделаете сами.

За всё, что есть у нас сейчас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам. ( ученика читают стихи)

Победа! Славная победа!

Какое счастье было в ней!

Пусть будет ясным вечно небо,

А травы будут зеленей.

Не забыть нам этой даты,

Что покончила с войной.

Победителю- солдату-

Сотни раз поклон земной.

Как продолжение жизни солдат

Под звездами мирной державы.

Цветы на ратных могилах горят

Венками немеркнущей славы.

В. Степанов.


4. Работа по теме урока

1)Анализ образца.

-С каким материалом будем работать?(С бумагой)

- Из каких деталей  выполнена открытка?

- Какая техника?

-Сколько деталей?

- Сделаем мы с вами вот такие цветы. Заготовка имеет круглую форму.
2)Правила техники безопасности.

Дети повторяют основные правила работы с ножницами.

С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.

5. Гимнастика для глаз.

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх, на них смотри-

Головою не крути.

Руки вниз ты опусти

Глазами следом ты веди.

Посмотри перед собой.

Закрой глаза, теперь открой…

Посмотри перед собой.

6.Практическая часть.

  1. Из красной салфетки вырезать 3–4 ровных круга диаметром около 5 см. Сложите их вместе, согните несколько раз пополам, закрепите в уголке степлером.
  2. Ножницами сделать на заготовке аккуратные надрезы до скрепки. Чем их будет больше, тем более махровой получится гвоздика.

- Какие еще части имеет цветок? (чашелистик, стебель, лист).

  1.  Из зеленой цветной бумаги вырезать стебли (3 шт.) — прямые полоски шириной около 3 мм, столько же квадратиков 2×2 см, несколько листиков (по 1–2 на каждый цветок).
  2. Из квадратиков сделать чашелистики, для этого каждую заготовку сложить пополам по диагонали, верхнюю часть срезать полукругом, должно получиться что-то наподобие сердечка. Последнее сложить втрое гармошкой.
  3. Внутрь чашелистика вложить две красные заготовки, проклеить, чтобы они плотно сидели.
  4. Из оранжевой цветной бумаги вырезать полосу шириной 2–3 см, наклеить на нее тонкие черные полоски. В итоге должна получиться георгиевская ленточка. Можно просто нарисовать с помощью черного маркера линии на оранжевой заготовке.
  5. Из белого картона сделать заготовку для открытки, аккуратно сложив ее пополам. Можно оставить лист как есть, тогда цветы лучше сделать большего размера.
  6. Приклеить все детали к основе, последней должна идти георгиевская ленточка.

7. Физминутка

8.Самостоятельная работа.

9.Практическое использование работы.

 8 или 9 мая подарить открытку ветерану.

10.Итог урока.

Выставка работ. Анализ работ.

-_Достигли ли поставленных целей ?

-Из какой бумаги сделали цветы?

11.Рефлексия.

  • Красный – я научился делать цветы
  • Зелёный – нужно ещё поработать
  • Синий – очень сложно для меня

 Спасибо за урок.

Творческое задание. Используя данную технику изготовления цветов, сделай самостоятельно открытку для другого праздника.

Приложение 1.

Поздравление ветерану.
Дорогой ______________ !
В этот день, памятный и для всех Вас, и для нас, Ваших детей, внуков и правнуков, хочется выразить Вам огромную благодарность и низкий поклон за то, что Вы, не щадя своей жизни и своего здоровья, отстояли нашу Родину и не дали её на растерзание фашистам. Ваша заслуга будет в памяти всех, кто живёт на земле.
С Днем Победы, дорогие ветераны!
Пережили Вы и горе и разлуку.
Пусть войны незаживающие раны
Не узнают Ваши правнуки и внуки.

Чтобы подвиг Ваш, такой бесценный,
Никогда потомки не забыли.
Чтоб родную землю, наши семьи,
Как и Вы, достойно защитили!

Желаем Вам здоровья и покоя,
Чтобы жилось легко и хорошо,
И каждый день и час прожить с любовью,
Чтоб каждый снова молодость нашёл!
С уважением, … 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Голубь мира (оригами) Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ№8 Г.Нижневартовск Медведь Инна Сергеевна

Слайд 2

Поздоровалось с людьми солнце на рассвете «С добрым утром!» - говорит и большим, и детям. Утро добрым быть должно, и хорошим тоже. Лишь хороший человек всё на свете сможет.

Слайд 3

Эти птицы рядом с нами- Мы зовем их сизарями, И зимой в мороз и голод Не покинет город …

Слайд 15

Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

Тема: "Рисуем салют Победы"
Цели:

  • дать представление о праздничном салюте и времени его проведения;
  • развивать творческую фантазию; изобразительные навыки;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование: гуашь, палитра,  непроливайка, тряпочка, ранее подготовленный фон неба.

Оборудование для учителя: презентация, фотографии, репродукции на которых изображается салют, музыкальное сопровождение в творческой работе учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент урока

1. Приветствие:

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
Мы сегодня опять
Учиться будем рисовать.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3.Подготовка красок к работе.

II. Сообщение темы и цели урока

Вдруг из чёрной темноты
В небе выросли кусты
А на них-то голубые
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми
Разноцветными.

- Сегодня на уроке мы будем рисовать праздничный Салют Победы

Все вы ребята знаете, что приближается знаменательная дата 9 мая.

-.

III. Введение в тему урока

- Салют – приветствие кого-нибудь или отдание почестей кому-нибудь, а также стрельба, фейерверк в честь торжественного события.

- Откуда пришло к нам слово? (Слово «салют» пришло к нам из латинского языка.)

- Кто из вас, ребята, вспомнит, что оно означало? («Будьте здоровы») Молодцы!

-В честь какого праздника гремят салюты весной? (День Победы в Великой Отечественной войне)

- 9 мая 1945 года, вечером в Москве, столице нашей Родины был дан Салют Победы, самый масштабный в истории: из тысячи орудий было дано 30 залпов.

- В нашей стране салют проводится только дважды в году: 9 мая и 23 февраля. Все остальные называются фейерверки. Разница в количестве залпов и зарядов и в обеспечении орудиями шумового эффекта. В салюте должно быть не менее 30 залпов салютных установок с пушечной пальбой, а в фейерверке – всего 20 залпов.

9 мая 2020 года в 75-й раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.

- Посмотрите на изображения салюта и послушайте стихотворение, которое прочтёт ученица:

Алые букеты
В небе расцветают.
Искорками света
Лепестки сверкают.
Вспыхивают астрами
Голубыми, красными,
Синими, лиловыми –
Каждый раз всё новыми!
А потом рекою
Золотой текут.

- Какого цвета огоньки салюта?

(синие, красные,…, разноцветные)

- Где мы видим огни салюта?

IV. Педагогический рисунок

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

  1. Располагаю лист по горизонтали или вертикали. Закрашиваю синей краской.
  2. Желтым цветом рисуем дома внизу листа.
  3. Придумайте свой праздничный Салют. Нарисуем различные линии, узоры на ночном небе. Используем яркие цвета.

V. Самостоятельная работа учащихся.

Выполните самостоятельно салют. Постарайтесь передать праздничное настроение.

Творческая практическая деятельность учащихся

- Пофантазируйте и нарисуйте свой праздничный Салют Победы.

- На отдельных белых листочках, попробуйте сделать «набрызг» и крупные капли

VI. Итог урока

1. Выставка работ учащихся

- Приятно любоваться праздничными Салютами Победы?

- Какие у нас получились Салюты?

2. Обобщение

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Молодцы, ребята! Хорошо отвечали, внимательно слушали, творчески работали на уроке. Красивые, разноцветные получились у вас праздничные Салюты!

Рефлексия.

Понравилась ли вам работа на уроке. Оцените себя.

Красный – я научился рисовать салют.

Зеленый – у меня немного не получилось, мне надо потренироваться.

Синий- я ничего не понял..

VII. Задание на дом:

1. 9 мая посмотреть  салют: по телевизору в Москве, Нижневартовске.

2. Расспросить у домашних о том, видели ли они Салют Победы или Салют 9 мая?

VIII. Уборка рабочего места

Литература:

  1. Узорова О.В. Словарные слова: 1-2-й кл./ О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2008 г

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рисуем салют Победы. Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ№8 Г.Нижневартовск Медведь Инна Сергеевна

Слайд 2

В небе выросли кусты А на них-то голубые Пунцовые, золотые Распускаются цветы Небывалой красоты И все улицы под ними Тоже стали голубыми, Пунцовыми, золотыми Разноцветными.

Слайд 3

Поздоровалось с людьми солнце на рассвете «С добрым утром!» - говорит и большим, и детям. Утро добрым быть должно, и хорошим тоже. Лишь хороший человек всё на свете сможет.

Слайд 5

Тема урока. Салют Победы.

Слайд 10

«Праздничный салют» Т. Шорыгиной Алые букеты В небе расцветают. Искорками света Лепестки сверкают. Вспыхивают астрами Голубыми, красными, Синими, лиловыми – Каждый раз всё новыми! А потом рекою Золотой текут.

Слайд 15

Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

Методики для диагностики уровня духовно-нравственного развития  младших школьников

Методика «Закончи историю» И.Б. Дерманова

Цель: изучения осознания младшими школьниками нравственных норм, умения осуществлять элементарный нравственно-психологический анализ ситуации.

Стимульный материал: контрольный лист опроса.

Описание методики: Взрослый рассказывает историю, придумать окончание которой должен ребенок («Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи»).

Процедура исследования:

Исследование проводится индивидуально. Взрослый рассказывает историю, придумать окончание которой должен ребенок («Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи»).

История 1. У девочки из корзины на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал…

Что сказал мальчик? Почему? как поступил мальчик? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…

Что ответила Катя? Почему? как поступила Катя? Почему?

История 3. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…

Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? Почему? как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, желательно дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка данных

        Испытуемых квалифицируют по 4 уровням осознания нравственных норм:

Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку (4 балла).

Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку (3 балла).

Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует (2 балла).

Ребенок не может оценить поступки детей (1 балл).

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление

Определение отношения к жизненным ценностям (Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)

 Цель: изучение уровня отношения к жизненным ценностям младшими школьниками.

 Стимульный материал: контрольный лист опроса, содержащий 4 вопроса.    Описание методики: список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5.

 Процедура исследования: каждому испытуемому раздается контрольный лист опроса, на котором он должен отметить только 5 желаний.

  Инструкция: «Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5». Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация: Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10. Пять положительных ответов — высокий уровень. 4-3 — средний уровень. 2 — ниже среднего уровня. 0-1 — низкий уровень.

Методика «Сюжетные картинки»(предназначена для детей 1-2 классов) ( по Р.Р.Калининой) 

Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

Метод наблюдения

Цель наблюдения: исследование сформированности поведенческого компонента духовно-нравственного развития.

Объект наблюдения: обучающиеся 2 класса

Предмет наблюдения: соответствие поведения обучающихся нравственным нормам, требованиям школы..

Ход проведения:

Наблюдаем за поведением обучающихся во время уроков,  во время перемен, во время посещения столовой,  во время посещения театров, выставок, экскурсий, во время игр и самостоятельно заполняем протокол наблюдения за младшим школьником.(прил.4)

Ситуация «Подарки для дедушек и бабушек».

1 этап. Перед обедом директор объявляет, что в следующее воскресение весь класс пойдет в «Дом для престарелых» поздравлять бабушек и дедушек с праздником «Днем Победы». Как поздравить пожилых людей?

Учитель наблюдает за реакцией и поведением детей.

2 этап. В конце урока учитель обращает внимание на то, что День Победы великий праздник, а в доме престарелых есть пожилые одинокие люди, которых некому поздравить. Как помочь одиноким людям?

3 этап. На следующее воскресение учитель наблюдает за детьми.- помнят ли они о событии прошлого воскресения, задают ли вопросы, принесли ли подарки?

Ситуация. Решение задач

Цель: изучить отношение детей к поступкам окружающих.

Организация: учитель предлагает детям проанализировать ситуации, каждый должен дать краткий письменный ответ на вопрос задачи.

Задача 1. Жил в лесу волчонок с матерью. Ушла мать на охоту. Словил волчонка человек, положил в мешок и принес в город. Посредине комнаты мешок положил. (Е.Чарушин.). Что скажете охотнику?

Задача 2. Жил в лесу волчонок со своей матерью. Ушла мать на охоту, а волчонок заблудился. Вы увидели его, и вам показалось, что мать его оставила. Ваши действия?

Задача 3. Жил в Синем лесу Волк, который никогда не загубил ни одного домашнего животного. Но один раз и ему захотелось попробовать овечьего мяса. А как подкрасться к овцам, что паслись на поле, как схватить овцу, он совсем не знал. Да и пастуха, который был при овцах, очень боялся, так как тот имел толстую палку. Врежет этой палкой по спине - все кости переломает. Но не был бы Волк волком. Если намерится что-то своровать - сворует. (З.Беспалый.)Ваше отношение к намерению Волка?

Задача 4. На уроке математики детям дается задача: человек весной надрезал ствол березы и получил за день пять литров сока. Сколько сока он получит за десять дней? Как вы относитесь к подобным действиям людей?

Обработка данных: осуществляется качественный анализ высказываний детей. За основу берутся следующие показатели: эмоциональное переживание ребенка, его оценочные суждения о нравственных (безнравственных) поступках людей.

Таблица 1.

Результаты сформированности уровней духовно-нравственного развития у младших школьников

п\п

Обучающийся

методики

Итого/

уровень

1

2

3

4

5

1.

Анна Ш.

в

в

ср

ср

ср

ср

2.

Арина К.

ср

ср

н

н

н

н

3.

Настя М.

ср

ср

ср

ср

ср

ср

4.

Влад Д.

ср

ср

н

н

н

н

5.

Варвара К.

в

в

ср

н

н

ср

6.

Даша Я.

ср

ср

ср

ср

ср

ср

7.

Костя М.

ср

ср

ср

ср

н

ср

8.

Иван Г.

ср

ср

ср

ср

ср

ср

9.

Таня Г.

н

н

н

н

н

н

10.

Саша М.

ср

ср

в

в

в

в

11.

Александра М.

в

в

в

в

в

в

12.

Егор П.

н

н

н

н

н

н

13.

Наталья С.

ср

ср

ср

ср

ср

ср

14.

Илья Б.

н

н

н

н

н

н

15.

Григорий Ш.

н

н

н

н

н

н

16.

Яков Б.

н

н

н

н

н

н