Перспектива развития
Программа по самобразованию, план самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план самообразования | 24.24 КБ |
Программа саморазвития Медведь И.С. | 46.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8
Индивидуальный образовательный
план профессионального развития
Медведь Инны Сергеевны
на 2020-2022 учебный год
Информационная справка
Занимаемая должность: | Учитель начальных классов |
Образование: | Высшее |
Дата прохождения аттестации: | С 11.01.2018 |
Квалификационная категория: | Соответствие занимаемой должности |
Дата прохождения курсов повышения квалификации: |
|
Педагогический стаж: | 22 года |
Выделение проблемы | ||
1. | Методическая тема школы: | Системно – деятельностный подход в образовательной деятельности как ресурс повышения качества образования и профессионального развития педагогов в контексте требований ФГОС. |
2. | Индивидуальная тема по самообразованию: | Формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС. |
3. | Цель: | Повышение профессиональной компетентности. |
4. | Задачи: | - формировать потребность осознать смысл жизни, выбрать свою нравственную позицию – сотворить себя; -повысить уровень исследовательской компетенции, профессиональной компетентности; - развивать публикационную активность; - повысить квалификационную категорию |
5. | Предполагаемый результат: | 1. Повышение творческой самооценки, стремление к самообразованию и самосовершенствование педагогического мастерства. Готовность воспринимать новое. 2. Создание публикаций в традиционных источниках и в интернет журналах.Создание картотеки научно-методической литературы по духовно- нравственному воспитанию. 3. Разработка авторской программы. 4. Аттестация на первую категорию. 5. Создание электронного портфолио учителя. |
КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА учителя начальных классов Медведь Инны Сергеевны на 2019 – 2022 гг. | ||||
№ | Разделы плана | Содержание деятельности | Сроки | Форма результатов |
1. | Изучение научной, методической литературы по проблемам преподавания | Изучение научной, методической литературы по теме самообразования. | В течение уч.года | Выступление на МО. |
2. | Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержание, методов, форм, средств обучения) | Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержание, методов, форм, средств обучения) | В течение уч.года | Профессиональное развитие |
3. | Участие в методическом объединении учителей | Выступление «Социоигровые технологии на уроках в начальной школе в условиях ФГОС» | Октябрь 2019 | Выступление |
4. | Участие в клубах сетевого сообщества «Школлеги» по проблемам преподавания предмета | Участие в клубах сетевого сообщества «Школлеги» по проблемам преподавания. | В течение уч.года | Участие в форумах |
5. | Повышение квалификации | Прохождение курсов повышения квалификации | ,2020 --- | Удостоверение о повышении квалификации |
6. | Взаимопосещение уроков | Взаимопосещение уроков 5А КЛАСС Кучинская О.В., матем. «Решение уравнений» | По плану МО | Анализ – отзыв Круглый стол «Приемственность между средним звеном и младшими школьниками» |
7. | Участие в мастер – классах по преподаванию предмета | Участие в мастер-классах в рамках недели «Парад планет» | Март – апрель 2020 | Мастер - класс |
8. | Участие в конкурсах профессионального мастерства | Участие в городском конкурсе «Классный руководитель 2020» |
Март 2021 |
|
9 | Участие в заочных, очных научно – практических конференциях, форумах, семинар по обмену опытом, проведению мастер - классов | Участие во 4 Международной научно – практической конференции «Методика и практика современного образования и воспитания» | Апрель,2020 | Сертификат участника и публикация в сборнике статей |
10 | Проведение, участие в онлайн – консультациях по проблемам преподавания предмета | Онлан-консультации организованы на личном сайте учителя. | При наличии актированных дней | Консультация |
11 | Представление педагогического опыта в печатных изданиях и интернет публикациях | Публикация в сборнике 3 Международной научно – практической конференции «Методика и практика современного образования и воспитания» | Октябрь 2020-2021 | публикация |
12 | Подготовка участников проектно – исследовательской деятельности | Подготовка: Вахитова Энже | 2 полугодие учебного года | Участие в городском фестивале «Грани познания», в городском конкурсе исследовательских работ «Открытие мира» |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 8»
Программа саморазвития
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ№8»
Медведь И.С.
г. Нижневартовск 2019
Тема«Формирование духовно- нравственных ценностей младших школьников на уроках литературы»
«Формирование духовно- нравственных ценностей у педагога»
Актуальность.
В концепции модернизации российского образования определяется задача повышения качества образования, более эффективного использования человеческих ресурсов. Решение данной государственной задачи невозможно без организации системы самообразовательной деятельности педагогических работников.
Само время предъявляет к педагогам такие требования как профессионализм, мобильность, способность к творческому использованию все возрастающего потока информации на практике. От уровня профессионально-педагогической культуры педагога, его способности к постоянному личностному и профессиональному росту зависит и качество образования молодого поколения, его подготовленность к жизни. Выполнение сложных функций образования в современных условиях, связанных с повышением качества образования и стимулированием личностного развития учащихся требует постоянного самообразования учителя.
Деятельность учителя в условиях изменяющейся среды становится все более инновационной по своей сути, что позволяет ему иметь личностный вектор профессионального развития, как признака определенного уровня его педагогической культуры.
Опираясь на вышеизложенное, проявляя потребность в личностном росте, профессионально-творческой, исследовательской деятельности, владея содержанием личностного саморазвития, используя комплекс методов для анализа и критического осмысления опыта своей работы; проявляя активность и самостоятельность в решении педагогических задач, в деятельности по саморазвитию, в способности реализовать свой творческий потенциал; я решила разработать программу своего индивидуально-личностного и профессионального роста по теме:
Цель:
Повышение профессиональной компетентности.
Задачи программы:
- формировать потребность осознать смысл жизни, выбрать свою нравственную позицию – сотворить себя;
-повысить уровень исследовательской компетенции, профессиональной компетентности;
- развивать публикационную активность;
- повысить квалификационную категорию
Ожидаемые результаты.
- Повышение творческой самооценки, стремление к самообразованию и самосовершенствование педагогического мастерства. Готовность воспринимать новое.
- Создание публикаций в традиционных источниках и в интернет журналах.Создание картотеки научно-методической литературы по духовно- нравственному воспитанию.
- Разработка авторской программы.
- Аттестация на высшую категорию.
- Создание электронного портфолио учителя.
Барьеры профессионального саморазвития
1.Ограничен доступ к первоисточникам.
2.Курсы повышения квалификации.
3.Карьерный рост.
Этапы профессионального саморазвития.
- Диагностический – анализ затруднений учителей, выявление противоречий, нуждающихся в скорейшей ликвидации;
- Подготовительный – постановка цели, установка сроков, прогнозирование результатов;
- Практический – реализация индивидуального маршрута через разнообразные формы саморазвития;
- Аналитический – анализ достигнутых изменений в профессиональных знаниях, умениях и личностно-значимых качествах.
Условия профессионального саморазвития.
- Быть хозяином своей судьбы.
- Достигнуть успеха в том, что люблю.
- Внести конструктивный вклад в общее дело.
- Строить свои отношения на доверии.
- Развивать творческие способности.
- Культивировать смелость.
- Заботиться о здоровье.
- Не терять веру в себя.
- Мыслить позитивно.
- Сочетать материальное благополучие с духовным удовлетворением.
или
- Школьная методическая работа.
- Обучение на курсах.
- Пример и влияние коллег.
- Пример и влияние руководителей.
- Организация труда в школе.
- .Внимание к этой проблеме руководителей.
- Доверие.
- Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
- Занятия самообразованием.
- Интерес к работе.
- Возрастающая ответственность.
- Возможность получения признания в коллективе.
План мероприятий по реализации программы:
Направления профессионально-личностного саморазвития | Основные мероприятия | Методы и приемы | Срок исполнения |
Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков) | Поиск методик самоанализа ) Выступления на конференциях Посещение музеев, выставок, театров, клубов с целью саморазвития и расширения кругозора, роста педагогической. | Самоанализ(Приложение №1 методики для определения уровня самооценки, экспертной оценки; --анализ продуктов учебной и самообразовательной деятельности учителей; -моделирование; -социологическое исследование; -тесты-опросники субъективного контроля. | Сентябрь- октябрь 2019 Май 2020 |
Повышение педагогической и психологической компетентности. | Курсы повышения квалификации учителей. Работа с вычислительной и оргтехникой в режиме самостоятельного поиска по банкам педагогической информации, в системе Интернет; Повышение уровня своей информационно- коммуникативной компетентности: | Изучение психолого – педагогической литературы; наблюдение, беседы (интервью), анкетирование; Индивидуальные консультации с психологом.
| Ноябрь 2019 Еженедельно Апрель2020 Май 2020 Еженедельно 1 раз в месяц Март2021 постоянно |
Расширение образованности | Лекции ученых, научные семинары. Дистанционные курсы. Изучение нормативно-правовой базы. Посещение библиотек и чтение научно-педагогической литературы; Изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по педагогической проблематике; | - теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, -анализ учебных программ; | Постоянно 1 раз в год 2019-2021 |
Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности | Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. Оформление публикаций Аттестация на высшую квалификационную категорию Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий Составление и реализация авторских программ: | -организация опытно-экспериментальной работы; Выступление на семинаре учителей Участие в олимпиадах, конкурсах. обобщение эффективного педагогического опыта; | Январь2020 Январь2021 Апрель2021 еженедельно Сентябрь2020 |
Литература.
- Коверин Ю.А. Технология организации процесса творческого саморазвития учителя. (сайт kaverin_yu_a._36_4) 2010
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Мск. Психол.-соц. Ин-т. Флинта, 1998. 201с
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М.: Просвещение, 1982.
- Чинкина Н.Ш. Творческое саморазвитие учителя: стимулы и барьеры // Директор школы. Экспресс-опыт. – 2000. - № 8. – С. 7 – 10.
Приложение №1
Анкета 1
«Оценка реализации потребностей педагога в развитии и саморазвитии»
Инструкция. Ответьте на следующие вопросы, оценив их в баллах: 5 – если данное утверждение полностью соответствует действительности; 4 – скорее соответствует, чем нет; 3 – и да, и нет; 2 – скорее не соответствует; 1 – не соответствует.
№ п/п | Вопросы | Баллы |
1 | Я стремлюсь изучить себя |
|
2 | Я оставляю время для развития, как бы не был занят работой и домашними делами |
|
3 | Возникающие препятствия стимулируют мою активность |
|
4 | Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя |
|
5 | Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время |
|
6 | Я анализирую свои чувства и опыт |
|
7 | Я много читаю |
|
8 | Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам |
|
9 | Я верю в свои возможности |
|
10 | Я стремлюсь быть более открытым |
|
11 | Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди |
|
12 | Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты |
|
13 | Я получаю удовольствие от освоения нового |
|
14 | Возрастающая ответственность не пугает меня |
|
15 | Я положительно бы отнесся к моему продвижению по службе |
|
Итого по всем параметрам |
|
- Активное развитие –критерии – 75-55 баллов
- Отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий –критерии – 54-36 баллов
- Остановившееся развитие - критерии – 35-15 баллов
ФИО учителя________________________ Анкета 2
Цель: выявить способности учителя к саморазвитию. Ответьте на вопросы, поставив следующие баллы:
- 5 - если данное утверждение полностью соответствует действительности;
- 4 - скорее соответствует, чем нет;
- 3 - и да, и нет;
- 2 - скорее нет;
- 1 - не соответствует.
1. Я стремлюсь изучить себя.
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.
6. Я анализирую свои чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стремлюсь быть более открытым.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я положительно отнесся бы к моему продвижению по службе.
Подсчитайте общую сумму баллов:
75-55 - активное развитие;
54-36 - отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий; 35—15 - остановившееся развитие.
Анкета 3
Цель: выявить факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию, саморазвитию учителей в школе.
Оцените по пятибалльной системе факторы, стимулирующие и препятствующие Вашему обучению и развитию:
- 5, да (препятствуют или стимулируют);
- 4, скорее да, чем нет;
- 3, и да, и нет;
- 2, скорее нет;
- 1, нет.
Препятствующие факторы:
1. Собственная инерция.
2. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.
3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.
4. Враждебность окружающих (зависть, ревность), плохо воспринимающих в Вас перемены и стремление к новому.
5. Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, т.е. отсутствие объективной информации о себе.
6. Состояние здоровья.
7. Недостаток времени.
8. Ограниченные ресурсы, смененные жизненные обстоятельства.
Стимулирующие факторы:
- Школьная методическая работа.
- Обучение на курсах.
- Пример и влияние коллег.
- Пример и влияние руководителей.
- Организация труда в школе.
6.Внимание к этой проблеме руководителей.
- Доверие.
- Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
- Занятия самообразованием.
- Интерес к работе.
- Возрастающая ответственность.
- Возможность получения признания в коллективе.
- Обработка данных микроисследования.
Способность учителя к саморазвитию | Ф.И.О. учителей | Стимулирующие факторы | Препятствующие факторы | Система мер |
1. Активное саморазвитие | ||||
2. Не сложившееся саморазвитие, зависящие от условий | ||||
3. Остановившееся саморазвитие |
- Анкета 4
- ДЛЯ УЧИТЕЛЯ «ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»
№ | Содержание опроса | самооценка | ||
да | не сов-сем | нет | ||
1 | Удовлетворены ли Вы своей профессиональной подготовкой? | |||
2 | По каким направлениям профессиональной подготовки Вы хотели бы усовершенствовать свои знания (укажите номер): 1. Научно-теоретическая подготовка. 2. Методическая подготовка. 3. Психолого-педагогическая подготовка | |||
3 | Считаете ли Вы целесообразным углубить свои профессиональные знания по вопросам: 1. Совершенствование тематического планирования с учетом развития ОУУН учащихся. 2. Планирование и проведение уроков разных типов. 3. Внедрение современных педагогических технологий. 4. Методы и приемы развивающего обучения. 5. Разноуровневая дифференциация в обучении. 6. Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся. 7. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. 8. Контроль и коррекция знаний, умений и навыков учащихся. 9. Организация личного труда учителя. 10. Другое (допишите) | |||
4 | Представляет ли для Вас трудность: 1. Формулировать цели урока на разных уровнях. 2. Организовать действия учащихся по принятию целей деятельности. 3. Выбрать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока. 4. Мотивировать деятельность учащихся. 5. Формулировать вопросы проблемного характера. 6. Создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении. 7. Организовать на уроке исследовательскую работу учащихся. 8. Подготовить для учащихся задания различной степени трудности. 9. Активизировать учащихся в обучении. 10. Организовать сотрудничество между учащимися. 11. Организовать само- и взаимоконтроль учащихся. 12. Организовать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся. 13. Развивать творческие способности учащихся. 14. Использовать различные формы поощрения школьников. 15. Другое (допишите) | |||
5 | Каким формам повышения квалификации своих профессиональных знаний и умений отдали бы Вы предпочтение в первую, вторую и т.д. очередь (укажите номер): 1. Самообразованию. 2. Теоретическому семинару. 3. Семинару-практикуму. 4. Индивидуальной помощи со стороны методической службы школы. 5. Творческим группам учителей по психолого-педагогическим проблемам. 6. Методическим объединениям | |||
6 | Если бы Вам предоставили возможность выбора семинаров для совершенствования своих профессиональных знаний, то в каком из них Вы приняли бы участие? Какие из них Вы считаете необходимыми в первую, вторую и т.д. очередь (укажите номера): 1. Психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов. 2. Формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися. 3. Типы уроков. Методика их подготовки и проведения. 4. Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеклассной работе. 5. Методы обучения и их эффективное использование в современных условиях. 6. Дифференциация в обучении. 7. Индивидуализация в обучении. 8. Приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. 9. Учет и оценка знаний учащихся. 10. Педагогическая этика учителя. 11. Диагностика учебно-воспитательного процесса. 12. Другие (укажите свои пожелания) |
- Диагностика профессиональных затруднений педагогов в организации элективных курсов
- (проводится в виде анкетирования или собеседования)
Испытываете ли вы затруднения | Да, нет, иногда |
при подборе или составлении программ элективных курсов | |
при подборе материалов к занятиям | |
при подборе активных форм работы: исследовательских, творческих заданий и т.п. | |
в повышении учебной мотивации учащихся | |
в чем-то другом (напишите) | |
- Диагностика профессиональных затруднений педагогов в освоении проектной методики
- (проводится в виде анкетирования или собеседования)
Испытываете ли вы затруднения | Да, нет, иногда |
при выборе тем для проектов | |
в объяснении учащимся целей проекта, в мотивации детей | |
в планировании работы над проектом | |
в организации самостоятельной работы учащихся и осуществлении руководства ею | |
в оценке выполненной работы | |
в чем-то другом (напишите) |
- Мотивы трудового поведения
- Инструкция. Вам предстоит из одиннадцати предложенных мотивов выбрать шесть ведущих, значимых как лично для вас, так и для коллектива. И дать оценку следующим образом: 5 – полностью удовлетворен; 4 –в целом удовлетворен; 3 – в среднем удовлетворен; 2 – пожалуй, не удовлетворен; 1 – совсем не удовлетворен.
№ п/п | Мотивы трудового поведения | Значимые для меня самого(%) | Ведущие в нашем коллективе (%) |
1 | Стремление к получению большего материального вознаграждения | ||
2 | Стремление к профессиональному росту | ||
3 | Удовлетворение от хорошо проделанной работы | ||
4 | Уважение со стороны руководителей | ||
5 | Хорошее отношение со стороны коллег | ||
6 | Стремление проявить себя | ||
7 | Осознание общественной значимости своего труда | ||
8 | Желание спокойно работать без неприятностей и «нервотрепки» | ||
9 | Стремление избежать ответственности, самостоятельного принятия решений | ||
10 | Стремление добиться максимальной самостоятельности в работе | ||
11 | Желание проявить творчество, осуществить поиск, исследование |