Материалы МО

Тищенко Марина Витальевна

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

       Коммуникативная компетенция – это знания, умения и связанные с ним многократные составляющие, содержание которых реализуется в жизни через виды речевой деятельности в четырёх её формах: слушании, говорении, чтении и письме. Главной составляющей коммуникативной компетенции являются умения, в частности коммуникативные умения.

Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения.

Формирование коммуникативной личности предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы языка и ее функционировании, формирование на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этического использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.

На данный момент школьное образование не ограничивается набором знаний, умений и навыков которыми должен обладать ученик. На современном этапе обществу необходимы «...современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы стран, за его социально-экономическое процветание». А это во многом определяется от получения некоторого набора дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «коммуникация».

Понятие «коммуникативная компетенция» по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявить индивидуальный подход к собеседнику и т.д.

Под коммуникативными способностями младших школьников как средства их социальной адаптации выделяют:

  • комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (контактность, эмпатия, доброжелательность);
  • уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими,
  • навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.);
  • желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность;
  • умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.

С поступлением в школу ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.

Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития. Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.

В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми.

Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом. У детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств.

Дети в этом возрасте не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру они используют как полигон для отработки учебных умений. Следовательно, игру можно с успехом использовать для отработки коммуникативных умений и социального поведения.

Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов.

Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника является одной из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. Коммуникативный подход предполагает создание такого пространства взаимодействия субъектов деятельности, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свои мысли, уважительно отстаивает свои позиции в диалоге, формирует взаимоприемлемую точку зрения. Коммуникативные технологии предполагают такую организацию учебно-воспитательного процесса, когда за счёт активного включения обучающихся, в процессе поиска истины повышаются интенсивность и эффективность учебного процесса. Развитие коммуникативных способностей максимально реализуется через технологию сотрудничества. Становление коммуникативной компетентности младших школьников – один из ключевых моментов развития личности.

Работая в условиях введения ФГОС, я активно используется на уроках метод обучения в сотрудничестве, когда дети привыкают работать в группах, выполняя одно задание на всех. Ученики понимают, что успех или неудача общего дела зависит и от того, насколько сплочённо и дружно работает их команда, в какой мере они придут к взаимопониманию и согласию. При работе над развитием и формированием умения общаться и работать в группе, опираюсь на следующие принципы:

1) разнородность группы по успеваемости, полу;

2) одно задание на группу;

3) необходимость участия каждого члена группы в его выполнении;

4) обозначение ролей учителем, распределение ролей учениками;

5) один комплект материалов (текст, задача и т. д.)

Одна оценка за проделанную работу на группу. Совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе приносит положительные результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Во время общения между собой и с учителем на уроке развивается и формируется коммуникативная компетентность.

Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке использую: игровые приёмы, задания, направленные на развитие коммуникативных способностей и творческого воображения:

 

 

1 «Рассказ от первого лица»

-рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля

-повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки»

2. «Комплимент»

-сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)

3. «Сказка в заданном ключе»

-введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку

4. «Изменение сказочной развязки»

-придумать другое окончание сказки, рассказа

Предлагаю некоторые задания работы над развитием коммуникативных навыков.

1. Составление текстов с включением оценочных высказываний.
Какая красота!
Как он красив!
Какое счастье!
Какая радость!
2. Продолжите ряд:
Вода (в реке): чистая, прозрачная, мутная, …, …;
шумит, бурлит, плещется, …, ….
Дождь: сильный, проливной, крупный, …., …;
Небо: синее, голубое, прозрачное, хмурое, …, …;
розовеет, хмурится, покрыто облаками, …, ….

3. Языковые игры. «Кто больше?»
Играющие делятся на две команды. Ведущий предлагает слово. Например, мягкий. Участники игры должны составить устно как можно больше предложений, высказываний с этим словом.
Как вариант этой игры является составление предложений на определенную тему, например, «Лето».
В ходе работы с детьми использую и коррекционные речевые упражнения.
Упражнение. «Ролевое общение».
Участники разбиваются на две группы, первая группа – журналисты, которые берут интервью, во второй группе каждый выбирает, кто он будет (спортсмен, бизнесмен, президент и т.п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В заключении обсуждают: Легко ли было общаться исходя из определенной роли? Какие переживания, мысли возникали во время выполнения упражнения? Что помогало оно понять?
Ролевая игра «Трудное решение».
Детям предлагается для обсуждения та или иная ситуация. Например: «У тебя есть очень близкий друг. Ты познакомился еще с одним мальчиком (девочкой), который не понравился твоему другу, но очень понравился тебе. Что же делать в такой ситуации. Как объяснить своему другу, что твой новый товарищ совсем не плохой человек?»
Ролевая игра «Карусель».
Назначение:
- формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;
- развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В игре осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и меняются парами.
Примеры ситуаций:
- Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
- Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
- Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
- После длительной разлуки вы встречаете друга (подругу), вы очень рады встрече...
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.


Применяя данные упражнения, можно развивать и формировать коммуникативные умения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

 «Развитие коммуникативной компетенции младших школьников в рамках реализации ФГОС»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

       Коммуникативная компетенция – это знания, умения и связанные с ним многократные составляющие, содержание которых реализуется в жизни через виды речевой деятельности в четырёх её формах: слушании, говорении, чтении и письме. Главной составляющей коммуникативной компетенции являются умения, в частности коммуникативные умения.

Формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения.

Формирование коммуникативной личности предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы языка и ее функционировании, формирование на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этического использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.

На данный момент школьное образование не ограничивается набором знаний, умений и навыков которыми должен обладать ученик. На современном этапе обществу необходимы «...современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы стран, за его социально-экономическое процветание». А это во многом определяется от получения некоторого набора дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «коммуникация».

Понятие «коммуникативная компетенция» по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявить индивидуальный подход к собеседнику и т.д.

Под коммуникативными способностями младших школьников как средства их социальной адаптации выделяют:

  • комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (контактность, эмпатия, доброжелательность);
  • уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими,
  • навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.);
  • желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность;
  • умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.

С поступлением в школу ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.

Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития. Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.

В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми.

Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом. У детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств.

Дети в этом возрасте не утратили интереса к игре и, что самое важное, игру они используют как полигон для отработки учебных умений. Следовательно, игру можно с успехом использовать для отработки коммуникативных умений и социального поведения.

Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов.

Развитие коммуникативной компетентности младшего школьника является одной из ключевых составляющих, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. Коммуникативный подход предполагает создание такого пространства взаимодействия субъектов деятельности, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свои мысли, уважительно отстаивает свои позиции в диалоге, формирует взаимоприемлемую точку зрения. Коммуникативные технологии предполагают такую организацию учебно-воспитательного процесса, когда за счёт активного включения обучающихся, в процессе поиска истины повышаются интенсивность и эффективность учебного процесса. Развитие коммуникативных способностей максимально реализуется через технологию сотрудничества. Становление коммуникативной компетентности младших школьников – один из ключевых моментов развития личности.

Работая в условиях введения ФГОС, я активно используется на уроках метод обучения в сотрудничестве, когда дети привыкают работать в группах, выполняя одно задание на всех. Ученики понимают, что успех или неудача общего дела зависит и от того, насколько сплочённо и дружно работает их команда, в какой мере они придут к взаимопониманию и согласию. При работе над развитием и формированием умения общаться и работать в группе, опираюсь на следующие принципы:

1) разнородность группы по успеваемости, полу;

2) одно задание на группу;

3) необходимость участия каждого члена группы в его выполнении;

4) обозначение ролей учителем, распределение ролей учениками;

5) один комплект материалов (текст, задача и т. д.)

Одна оценка за проделанную работу на группу. Совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе приносит положительные результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Во время общения между собой и с учителем на уроке развивается и формируется коммуникативная компетентность.

Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке использую: игровые приёмы, задания, направленные на развитие коммуникативных способностей и творческого воображения:

1 «Рассказ от первого лица»

-рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля

-повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки»

2. «Комплимент»

-сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)

3. «Сказка в заданном ключе»

-введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку

4. «Изменение сказочной развязки»

-придумать другое окончание сказки, рассказа

Предлагаю некоторые задания работы над развитием коммуникативных навыков.

1. Составление текстов с включением оценочных высказываний.
Какая красота!
Как он красив!
Какое счастье!
Какая радость!
2. Продолжите ряд:
Вода (в реке): чистая, прозрачная, мутная, …, …;
шумит, бурлит, плещется, …, ….
Дождь: сильный, проливной, крупный, …., …;
Небо: синее, голубое, прозрачное, хмурое, …, …;
розовеет, хмурится, покрыто облаками, …, ….

3. Языковые игры. «Кто больше?»
Играющие делятся на две команды. Ведущий предлагает слово. Например, 
мягкий. Участники игры должны составить устно как можно больше предложений, высказываний с этим словом.
Как вариант этой игры является составление предложений на определенную тему, например, «Лето».
В ходе работы с детьми использую и коррекционные речевые упражнения.
Упражнение. «Ролевое общение».
Участники разбиваются на две группы, первая группа – журналисты, которые берут интервью, во второй группе каждый выбирает, кто он будет (спортсмен, бизнесмен, президент и т.п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В заключении обсуждают: Легко ли было общаться исходя из определенной роли? Какие переживания, мысли возникали во время выполнения упражнения? Что помогало оно понять?
Ролевая игра «Трудное решение».
Детям предлагается для обсуждения та или иная ситуация. Например: «У тебя есть очень близкий друг. Ты познакомился еще с одним мальчиком (девочкой), который не понравился твоему другу, но очень понравился тебе. Что же делать в такой ситуации. Как объяснить своему другу, что твой новый товарищ совсем не плохой человек?»
Ролевая игра «Карусель».
Назначение:
- формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;
- развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В игре осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и меняются парами.
Примеры ситуаций:
- Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
- Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
- Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
- После длительной разлуки вы встречаете друга (подругу), вы очень рады встрече...
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.


Применяя данные упражнения, можно развивать и формировать коммуникативные умения.

Литература:

  1. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. («Управление современной школой. Завуч», №1, 2008г.
  2. Мурзина Н.П. От «новых стандартов» к инновационной деятельности педагогов школы. («Начальная школа плюс до и после», №4, 2009г.)
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения). Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
  4. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
  5. Осмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
  6. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
  7. Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения. [Электронный ресурс] // URL: http://sosh6-bal.narod.ru/metod/pestova.doc.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов через развитие культуры речи детей на уроках русского языка и литературного чтения. [Электронный ресурс] // Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"». URL: http://festival.1september.ru/articles/565631/

4