Материалы МО

Тищенко Марина Витальевна

Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие школьника

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание школьников первостепенной задачей современной образовательной системы.

Задачи духовно-нравственного воспитания: 

— формирование основ гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа; 

— воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

 — воспитание нравственных качеств личности;

 — освоение учащимися основных социальных ролей, моральных и этических норм;

— приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.

Основные направления духовно-нравственного воспитания:

  • нравственное;
  •  патриотическое;
  • экологическое;
  • трудовое;
  •  эстетическое;
  • здоровьесберегающее. 

 

Одним из основных направлений в духовно-нравственном развитии детей является экологическое воспитание.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ —  это система мер, направленная на формирование у них отзывчивого и бережного отношения к живой природе, навыков, умений и способностей оказывать ей практическую помощь, принимать во внимание возможные негативные последствия своего взаимодействия с живыми объектами.

Слайд  2

Экологическое воспитание и  нравственное воспитание – два неразрывно связанных,  взаимодополняющих педагогических процесса.

 Цель экологического воспитания:

формирование у детей бережного  отношения к окружающей среде, которое строится на основе экологического сознания.

(Слайд 3)

Задачи экологического воспитания:

  • Расширение и систематизация  экологических представлений школьников.
  • Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
  • Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь.
  • Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.
  • Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.

Цель экологического воспитания школьников реализуется на основе принципов: (Слайд 6)

1.Гуманизации - развитие у детей оправданных нравственно - экологических норм поведения, воспитания доброты, сочувствия, справедливости, отзывчивости, сострадания, гражданской ответственности через активные природоохранные действия, самостоятельную исследовательскую работу;

2. заинтересованности детей - предполагает разработку содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса, стимулирующего возникновение мотивации к познанию и самооценке в процессе деятельности;

3. комплексности - предполагает использование всего арсенала педагогических методов и приемов, позволяющих полностью раскрыть содержание предмета;

4. непрерывности и преемственности исходят из необходимости постепенного наращивания экологических знаний и передачи информации от старших к младшим;

5. наглядности - наиболее ярко реализуется на экологической тропе, так как природные объекты и комплексы дают возможность познакомить детей с важнейшими природными  процессами, экологическими связями, взаимодействием человека и природы.

6. региональности - исходит из целесообразности экологического воспитания и образования на примере места проживания учащихся.

 

Процесс нравственного и духовного воспитания – важная задача педагогики в современном мире, где первое место занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, об отношении людей не только друг к другу, но и к природе, животным и целому миру.

Экологическое воспитание является главным направлением в работе нашей школы, конечной целью является формирование нравственно-экологической культуры – видеть красоту животных и растений, создавать благоприятные условия для их жизни, сохранить и приумножить природные объекты, проявлять правильное отношение к окружающей природе.

У полюбившего природу ребенка не возникнет желание бездумно рвать цветы, обижать животных, разрушать гнезда птиц.

Именно природа способствует формированию не только нравственности, но и духовности ребенка, способного к сопереживанию и пониманию добра и зла. Чтобы научить ребенка видеть красоту природы, педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, таким образом, дети будут брать с него пример.

Доходчиво и ненавязчиво сформировать у ребенка экологическое сознание, ценность природы, окружающей среды, родной земли – вот что является  задачей школы.

Для достижения этих задач используются различные методы и формы:

– экологические занятия;

– экологические экскурсии;

– экологические конкурсы;

– обсуждение и проигрывание ситуаций;

– трудовой десант;

– экологические праздники;

- экологические игры (дидактические, сюжетно-ролевые, игры – путешествия,   квест-игры);

 – экологические сказки;

 – инсценировки;

-  экологические акции.

Занятия:

  • «Природа и ее загадки»
  • «Ребятам о зверятах»
  • «Интересное путешествие капельки».
  • «Строительство экологического города»
  • «Как рождается река?»
  • «Экскурсия в парк, к водоему»
  • «Мой город»

Развлечения:

  • «Мы друзья природы»
  • «Земля – наш общий дом»
  • «Птицы и животные – наши друзья»
  • «Мы знаем и любим природу» .

Экологические игры:

  • «Природа и я»
  • «Кто где живет»
  • «Когда это бывает»
  • «Узнай на вкус» (запах)

Экологические акции:

  • «Берегите природу»
  • «Экологические знаки»
  • «Покормите птиц зимой»
  • «Бумажный бум»
  • «Скворечники для птиц»
  • «Посади дерево»

Конкурсы рисунков, плакатов, поделок на экологическую тематику.

Все эти мероприятия проводятся в нашей школе.

Дети принимают участие в творческих конкурсах: школьных, городских, республиканских на темы: экология, энергосбережение, экоелка, этноелка и другие.

(Слайды 9,10)

- Показ твор. работ детей по экологии

-  Теневого театра с бурятской сказкой «Как собака искала хозяина - друга».

При подготовке к выступлению проведена большая предварительная работа: изготовление атрибутов, экрана. Атрибуты для спектакля готовили с детьми, также привлекали родителей, логопеда для заучивания текста, учили детей управлять фигурами.

В сказке использован региональный компонент, экологическое и нравственное воспитание.

Такая совместная деятельность сплачивает детский коллектив, развивает такие качества как: доброта, дружелюбие, взаимопонимание, взаимопомощь, ответственность за общее дело, дети получили положительные эмоции.

Основой экологического воспитания как одного из направлений духовно-нравственного  воспитания должно стать, прежде всего, познание родного края. Оно,  то жизненное пространство, которое формирует самосознание личности. Мой дом, моя улица, мой район, моя малая Родина, моя Россия - вот этапы взросления творческой личности.

Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Правильно используя различные методы воспитания педагоги смогут сформировать экологически грамотную и духовно - воспитанную личность.  Нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологическое воспитание21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

 «Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развития школьников»

Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие школьника

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание школьников первостепенной задачей современной образовательной системы.

Задачи духовно-нравственного воспитания: 

— формирование основ гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа; 

— воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

 — воспитание нравственных качеств личности;

 — освоение учащимися основных социальных ролей, моральных и этических норм;

— приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.

Основные направления духовно-нравственного воспитания:

  • нравственное;
  •  патриотическое;
  • экологическое;
  • трудовое;
  •  эстетическое;
  • здоровьесберегающее. 

Одним из основных направлений в духовно-нравственном развитии детей является экологическое воспитание.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ —  это система мер, направленная на формирование у них отзывчивого и бережного отношения к живой природе, навыков, умений и способностей оказывать ей практическую помощь, принимать во внимание возможные негативные последствия своего взаимодействия с живыми объектами.

Слайд  2

Экологическое воспитание и  нравственное воспитание – два неразрывно связанных,  взаимодополняющих педагогических процесса.

 Цель экологического воспитания:

формирование у детей бережного  отношения к окружающей среде, которое строится на основе экологического сознания.

(Слайд 3)

Задачи экологического воспитания:

  • Расширение и систематизация  экологических представлений школьников.
  • Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
  • Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь.
  • Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.
  • Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.

Цель экологического воспитания школьников реализуется на основе принципов: (Слайд 6)

1.Гуманизации - развитие у детей оправданных нравственно - экологических норм поведения, воспитания доброты, сочувствия, справедливости, отзывчивости, сострадания, гражданской ответственности через активные природоохранные действия, самостоятельную исследовательскую работу;

2. заинтересованности детей - предполагает разработку содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса, стимулирующего возникновение мотивации к познанию и самооценке в процессе деятельности;

3. комплексности - предполагает использование всего арсенала педагогических методов и приемов, позволяющих полностью раскрыть содержание предмета;

4. непрерывности и преемственности исходят из необходимости постепенного наращивания экологических знаний и передачи информации от старших к младшим;

5. наглядности - наиболее ярко реализуется на экологической тропе, так как природные объекты и комплексы дают возможность познакомить детей с важнейшими природными  процессами, экологическими связями, взаимодействием человека и природы.

6. региональности - исходит из целесообразности экологического воспитания и образования на примере места проживания учащихся.

Процесс нравственного и духовного воспитания – важная задача педагогики в современном мире, где первое место занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, об отношении людей не только друг к другу, но и к природе, животным и целому миру.

Экологическое воспитание является главным направлением в работе нашей школы, конечной целью является формирование нравственно-экологической культуры – видеть красоту животных и растений, создавать благоприятные условия для их жизни, сохранить и приумножить природные объекты, проявлять правильное отношение к окружающей природе.

У полюбившего природу ребенка не возникнет желание бездумно рвать цветы, обижать животных, разрушать гнезда птиц.

Именно природа способствует формированию не только нравственности, но и духовности ребенка, способного к сопереживанию и пониманию добра и зла. Чтобы научить ребенка видеть красоту природы, педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, таким образом, дети будут брать с него пример.

Доходчиво и ненавязчиво сформировать у ребенка экологическое сознание, ценность природы, окружающей среды, родной земли – вот что является  задачей школы.

Для достижения этих задач используются различные методы и формы:

– экологические занятия;

– экологические экскурсии;

– экологические конкурсы;

– обсуждение и проигрывание ситуаций;

– трудовой десант;

– экологические праздники;

- экологические игры (дидактические, сюжетно-ролевые, игры – путешествия,   квест-игры);

 – экологические сказки;

 – инсценировки;

-  экологические акции.

Занятия:

  • «Природа и ее загадки»
  • «Ребятам о зверятах»
  • «Интересное путешествие капельки».
  • «Строительство экологического города»
  • «Как рождается река?»
  • «Экскурсия в парк, к водоему»
  • «Мой город»

Развлечения:

  • «Мы друзья природы»
  • «Земля – наш общий дом»
  • «Птицы и животные – наши друзья»
  • «Мы знаем и любим природу» .

Экологические игры:

  • «Природа и я»
  • «Кто где живет»
  • «Когда это бывает»
  • «Узнай на вкус» (запах)

Экологические акции:

  • «Берегите природу»
  • «Экологические знаки»
  • «Покормите птиц зимой»
  • «Бумажный бум»
  • «Скворечники для птиц»
  • «Посади дерево»

Конкурсы рисунков, плакатов, поделок на экологическую тематику.

Все эти мероприятия проводятся в нашей школе.

Дети принимают участие в творческих конкурсах: школьных, городских, республиканских на темы: экология, энергосбережение, экоелка, этноелка и другие.

(Слайды 9,10)

- Показ твор. работ детей по экологии

-  Теневого театра с бурятской сказкой «Как собака искала хозяина - друга».

При подготовке к выступлению проведена большая предварительная работа: изготовление атрибутов, экрана. Атрибуты для спектакля готовили с детьми, также привлекали родителей, логопеда для заучивания текста, учили детей управлять фигурами.

В сказке использован региональный компонент, экологическое и нравственное воспитание.

Такая совместная деятельность сплачивает детский коллектив, развивает такие качества как: доброта, дружелюбие, взаимопонимание, взаимопомощь, ответственность за общее дело, дети получили положительные эмоции.

Основой экологического воспитания как одного из направлений духовно-нравственного  воспитания должно стать, прежде всего, познание родного края. Оно,  то жизненное пространство, которое формирует самосознание личности. Мой дом, моя улица, мой район, моя малая Родина, моя Россия - вот этапы взросления творческой личности.

Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Правильно используя различные методы воспитания педагоги смогут сформировать экологически грамотную и духовно - воспитанную личность.  Нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе.