Материалы МО

Тищенко Марина Витальевна

Обучение выразительному чтению лирических стихотворений в начальной школе.

      Среди произведений всех литературных жанров по чтению, особое место занимают лирические стихотворения.

Стихотворная речь – это сложная система, языковое целое, устойчивый комплекс, характеризующийся особым содержанием и формой. 

При работе с лирическим произведением в начальной школе учащиеся знакомятся со следующими представлениями и понятиями: стихотворная речь, рифма, стихотворная строка, строфа, герой стихотворения.

Строки у стихотворения короткие, они рифмуются. Наличие рифмы - характерная особенность стихотворной речи, отличающей ее от других эпических форм. Строфы имеют разные структуры: они состоят их двух, трех, четырех и более строк. Соответственно они называются двустишиями, трехстишиями и т.д.

. При первичном восприятии читать лирическое произведение должен сам учитель.

Важно:

понять содержание (ответить на вопрос: о чем это произведение?) - увидеть внешнюю сторону образа;

вникнуть в смысл (ответить на вопрос: какую важную мысль высказал в тексте автор?) - понять внутреннюю (глубинную) сторону образа;

найти языковые средства, приемы, способы создания образа (ответить на вопрос: как «сделан» образ?). Необходимо обращать внимание на значение отдельных слов (не оставлять не понятым ни одного слова в тексте, иначе не будет осмыслен весь текст целиком); на соединение слов между собой; на порядок слов; на знаки препинания. При анализе лирических произведений используют такие приемы, как рисование словесных картин, работа над отдельными тропами, а также над выразительным чтением произведения.

Слово «лирика» образовано от древнегреческого названия музыкального предмета лиры, под аккомпонимет которой исполнялись (пелись) словесные произведения. Лирика – (от греч. lyricos – поющий под звуки лиры) – один из трех видов художественной литературы наряду с эпосом и драмой. В  лирике отражается внутренний мир человека.

 

 

Лирика чаще всего проявляется в стихотворной форме – стихотворении.

Стихотворение - это небольшое литературное произведение, написанное стихами.

Следует выделить и такую особенность стиха, как его повышенную эмоциональность, которая имеет выражение в эмоционально окрашенной интонационной системе. Особую роль в строении стиха играет его размер, выбранный автором для написания. В начальной школе оно не даётся или же просто изучается как ознакомление.

1. Хорей- это стопа с первым ударным слогом. Стопа- деление на 2- 3 слога.

По дороге зимней скучной

Тройка борзая бежит

Стихи, написанные хореем, окрашены в очень оживлённый весёлый тон, но к бодрому тону может примешиваться и грустный оттенок.

2. Ямб - двусложная с ударением на два слога.

3. Трёхсложная стопа. 3-хсложная стопа с ударением на первом слоге - это дактиль.

Стихотворение, построенное дактилем, течёт плавно, медленно, с некоторой величественностью.

4. Трёхсложная стопа с ударением на втором слоге это- амфибрахий.

5. Ударение на 3 слоге- анапест.

Его характер порывен, стремителен.

Рифмы бывают трёх видов.

Мужская рифма - это последний слог ударный.

Женская рифма - это последний слог неударный.

Дактилический - два последних слога неударные.

Строфа - это стихотворные строки, объединённые общей системой рифмовки.

 

Выбор языковых средств строения стиха позволяет глубже передать чувства и эмоции, напоминающие душу автора. А использование языковых изобразительных средств, делает их более яркими, глубокими, красивыми. К языковым изобразительным средствам языка, которые изучаются в начальных классах, относятся: эпитеты, сравнения, метафора, олицетворение.

Сравнения - обороты речи соединённые союзами как, словнобудто:

… « Носит одуванчик, жёлтый сарафанчик…

… « Передо мною белый гриб, стоял как вежливый ребёнок…»

Метафора - перенесение с одного предмета на другой.

Пример: солнышко улыбнулось, в листьях вялых и сонных загорелый подсолнух.

Эпитет - слова, определяющие характерные признаки предметов.

« Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду…»

« Милая, добрая, старая, нежная с думами грустными…»

Олицетворение - неживые предметы выступают как живые

…Месяц, всадник унылый уронил повода…

… Проплясал, проплакал дождь весенний..

 

Знание языковых средств построения стихов, и изобразительных средств, ещё не говорит о том, что ребёнок может читать выразительно.

Выразительное чтение- это совокупность правильного употребления техники чтения.

Дыхание - является основой, базой речеобразования. Различают дыхание обычное - вдох, выдох, остановка; фонационное ( звукообразовательное) - вдох, остановка, выдох.

 

Чтобы научиться распределять дыхание, надо научиться выполнять следующие требования:

- вдыхать глубоко носом и ртом

- вдыхать бесшумно незаметно

- не перебирать дыхание при вдохе

- не задерживать дыхание в паузах

Правильное фонационное дыхание состоит в умении незаметно пополнять и экономно расходовать запас воздуха.

 

Голос.  различают голоса сильные и слабые, высокие - низкие, чистые - нечистые, звонкие - глухие, визжащие - ворчащие и т. д.

Развитию голоса способствуют речевые гимнастики.

Пример:

1.Призноси слоги пра, пры, при, кру, кре, - а) в средней тональности, б) очень тихо, в) очень громко, г) как медвежонок, д.) как зайчик пищит.

2.Бросаем /З./ так чтобы он летел далеко, а левой рукой ловим / с /.

З С С З

А О О А

Различные виды речевых и дыхательных гимнастик и упражнений

 

Дикция. Произношение чистое, чёткое, разборчивое, со строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения - это всё и включает в себя понятие дикции.

Для формирования такого произношения хорошо использовать чистоговорки.

 

Логические паузы. Различают паузы логические, психологические, физиологические, ритмические… Паузы делают речь естественной, чёткой, выразительной.

Ритмические ставятся в конце каждой стихотворной строки.

 

Психологические паузы ставятся: 1) перед словами, передающими напряжение, необычное состояние, неожиданное действие «… вот - вот сейчас, сверкнув, раскину крылья/ и улечу/. / А.А. Фет « Бабочка» 3кл./

 

 

 

Логические ударения.

Логическим ударением обычно выделяются следующие категории слов и словосочетаний: 1) новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится впервые: « О Киев - град, где с верою/ святою,… ( И. И. Козлов).

2) слова, содержащие противопоставления: « Только с бурей поборолась

Глядь! Опять в лучах горит».

В. Г. Бенедиктов.

 

Темп. Важным средством логической выразительности является скорость речи - темп. Он замедляется, либо ускоряется за счёт растяжения или уплотнения времени, необходимого для произношения слов и осуществления пауз

Логическая мелодия. Повышениями и понижениями голоса, увеличением и уменьшением его громкости и силы, ускорением и замедлением темпа создается логическая мелодия фразы или её части, звена, перепада. С логической мелодией связаны паузы, расчленяющие текст на части. Логическая мелодия в большей степени определяется знаками препинания.

Партитурные знаки, которыми должен владеть учащийся начальных классов:

1. _________ логическое ударение

2. / пауза короткая

// пауза длинная

3 . повышение, понижение голоса

4 . монотон

5 . при ударном слове

 

Как строится процесс работы над лирическим стихотворением

Работа начинается с подготовки учащихся к восприятию лирического стихотворения. На этом этапе решаются конкретные задачи: настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании и воображении образы и картины.

Этапы работы над лирическим стихотворением

I этап

Первое чтение лирического стихотворения.

Учебная задача этого этапа: донести до детей содержание этого стихотворения, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное. Наиболее целесообразный методический прием – выразительное чтение стихотворения учителем.

II этап

Следующий этап работы с текстом – проверка впечатлений, возникших у учащихся в результате знакомства с текстом.

Учебная задача: выявить, какие чувства испытали дети, слушая текст этого стихотворения. Для решения этой задачи используется беседа, основанная на впечатлениях учеников.

III этап

Повторное чтение стихотворения.

Учебная задача: дать детям возможность самостоятельно поработать с текстом стихотворения, не спеша прочитать про себя и отметить карандашом слова и выражения, значение которых им непонятно.

IV этап

Анализ лирического стихотворения.

Учебная задача: способствовать пониманию учащимися текста, углубить образные представления, возникшие в воображении учеников при знакомстве с текстом. Для этого используется выборочное чтение отдельного абзаца, строчек. Необходимо обратить внимание на образные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.).

Требуется специальная работа над основными компонентами интонации.

При работе над темпом речи расставляются паузы, логические ударения. При расстановке логических ударений в тексте стихотворений, необходимо поставить перед детьми задачу: найти в каждой строке слова или сочетания слов, которые будем выделять голосом при чтении.

V этап

  • Своеобразный итог, завершение всей работы, конкурс на лучшее исполнение.
  • Учебная задача: увидеть результаты работы.

Работа над лирическим стихотворением, построенная таким образом, поможет решить следующие задачи:

  • Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонации чтения текста.
  • Развитие творческого воображения детей.
  • Создание такой атмосферы в классе, когда все включены в дискуссию.
  • Появление у детей желания прочитать лучше, выразительнее, чем в прошлый раз.
  • Преодоление пассивности детей.

Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение выразительному чтению29.98 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

 «Обучение выразительному чтению лирических стихотворений в начальной школе»

Обучение выразительному чтению лирических стихотворений в начальной школе.

      Среди произведений всех литературных жанров по чтению, особое место занимают лирические стихотворения.

Стихотворная речь – это сложная система, языковое целое, устойчивый комплекс, характеризующийся особым содержанием и формой. 

При работе с лирическим произведением в начальной школе учащиеся знакомятся со следующими представлениями и понятиями: стихотворная речь, рифма, стихотворная строка, строфа, герой стихотворения.

Строки у стихотворения короткие, они рифмуются. Наличие рифмы - характерная особенность стихотворной речи, отличающей ее от других эпических форм. Строфы имеют разные структуры: они состоят их двух, трех, четырех и более строк. Соответственно они называются двустишиями, трехстишиями и т.д.

. При первичном восприятии читать лирическое произведение должен сам учитель.

Важно:

понять содержание (ответить на вопрос: о чем это произведение?) - увидеть внешнюю сторону образа;

вникнуть в смысл (ответить на вопрос: какую важную мысль высказал в тексте автор?) - понять внутреннюю (глубинную) сторону образа;

найти языковые средства, приемы, способы создания образа (ответить на вопрос: как «сделан» образ?). Необходимо обращать внимание на значение отдельных слов (не оставлять не понятым ни одного слова в тексте, иначе не будет осмыслен весь текст целиком); на соединение слов между собой; на порядок слов; на знаки препинания. При анализе лирических произведений используют такие приемы, как рисование словесных картин, работа над отдельными тропами, а также над выразительным чтением произведения.

Слово «лирика» образовано от древнегреческого названия музыкального предмета лиры, под аккомпонимет которой исполнялись (пелись) словесные произведения. Лирика – (от греч. lyricos – поющий под звуки лиры) – один из трех видов художественной литературы наряду с эпосом и драмой. В  лирике отражается внутренний мир человека.

Лирика чаще всего проявляется в стихотворной форме – стихотворении.

Стихотворение - это небольшое литературное произведение, написанное стихами.

Следует выделить и такую особенность стиха, как его повышенную эмоциональность, которая имеет выражение в эмоционально окрашенной интонационной системе. Особую роль в строении стиха играет его размер, выбранный автором для написания. В начальной школе оно не даётся или же просто изучается как ознакомление.

1. Хорей- это стопа с первым ударным слогом. Стопа- деление на 2- 3 слога.

По дороге зимней скучной

Тройка борзая бежит

Стихи, написанные хореем, окрашены в очень оживлённый весёлый тон, но к бодрому тону может примешиваться и грустный оттенок.

2. Ямб - двусложная с ударением на два слога.

3. Трёхсложная стопа. 3-хсложная стопа с ударением на первом слоге - это дактиль.

Стихотворение, построенное дактилем, течёт плавно, медленно, с некоторой величественностью.

4. Трёхсложная стопа с ударением на втором слоге это- амфибрахий.

5. Ударение на 3 слоге- анапест.

Его характер порывен, стремителен.

Рифмы бывают трёх видов.

Мужская рифма - это последний слог ударный.

Женская рифма - это последний слог неударный.

Дактилический - два последних слога неударные.

Строфа - это стихотворные строки, объединённые общей системой рифмовки.

Выбор языковых средств строения стиха позволяет глубже передать чувства и эмоции, напоминающие душу автора. А использование языковых изобразительных средств, делает их более яркими, глубокими, красивыми. К языковым изобразительным средствам языка, которые изучаются в начальных классах, относятся: эпитеты, сравнения, метафора, олицетворение.

Сравнения - обороты речи соединённые союзами как, словнобудто:

… « Носит одуванчик, жёлтый сарафанчик…

… « Передо мною белый гриб, стоял как вежливый ребёнок…»

Метафора - перенесение с одного предмета на другой.

Пример: солнышко улыбнулось, в листьях вялых и сонных загорелый подсолнух.

Эпитет - слова, определяющие характерные признаки предметов.

« Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду…»

« Милая, добрая, старая, нежная с думами грустными…»

Олицетворение - неживые предметы выступают как живые

…Месяц, всадник унылый уронил повода…

… Проплясал, проплакал дождь весенний..

Знание языковых средств построения стихов, и изобразительных средств, ещё не говорит о том, что ребёнок может читать выразительно.

Выразительное чтение- это совокупность правильного употребления техники чтения.

Дыхание - является основой, базой речеобразования. Различают дыхание обычное - вдох, выдох, остановка; фонационное ( звукообразовательное) - вдох, остановка, выдох.

Чтобы научиться распределять дыхание, надо научиться выполнять следующие требования:

- вдыхать глубоко носом и ртом

- вдыхать бесшумно незаметно

- не перебирать дыхание при вдохе

- не задерживать дыхание в паузах

Правильное фонационное дыхание состоит в умении незаметно пополнять и экономно расходовать запас воздуха.

Голос.  различают голоса сильные и слабые, высокие - низкие, чистые - нечистые, звонкие - глухие, визжащие - ворчащие и т. д.

Развитию голоса способствуют речевые гимнастики.

Пример:

1.Призноси слоги пра, пры, при, кру, кре, - а) в средней тональности, б) очень тихо, в) очень громко, г) как медвежонок, д.) как зайчик пищит.

2.Бросаем /З./ так чтобы он летел далеко, а левой рукой ловим / с /.

З С С З

А О О А

Различные виды речевых и дыхательных гимнастик и упражнений

Дикция. Произношение чистое, чёткое, разборчивое, со строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения - это всё и включает в себя понятие дикции.

Для формирования такого произношения хорошо использовать чистоговорки.

Логические паузы. Различают паузы логические, психологические, физиологические, ритмические… Паузы делают речь естественной, чёткой, выразительной.

Ритмические ставятся в конце каждой стихотворной строки.

Психологические паузы ставятся: 1) перед словами, передающими напряжение, необычное состояние, неожиданное действие «… вот - вот сейчас, сверкнув, раскину крылья/ и улечу/. / А.А. Фет « Бабочка» 3кл./

Логические ударения.

Логическим ударением обычно выделяются следующие категории слов и словосочетаний: 1) новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится впервые: « О Киев - град, где с верою/ святою,… ( И. И. Козлов).

2) слова, содержащие противопоставления: « Только с бурей поборолась

Глядь! Опять в лучах горит».

В. Г. Бенедиктов.

Темп. Важным средством логической выразительности является скорость речи - темп. Он замедляется, либо ускоряется за счёт растяжения или уплотнения времени, необходимого для произношения слов и осуществления пауз

Логическая мелодия. Повышениями и понижениями голоса, увеличением и уменьшением его громкости и силы, ускорением и замедлением темпа создается логическая мелодия фразы или её части, звена, перепада. С логической мелодией связаны паузы, расчленяющие текст на части. Логическая мелодия в большей степени определяется знаками препинания.

Партитурные знаки, которыми должен владеть учащийся начальных классов:

1. _________ логическое ударение

2. / пауза короткая

// пауза длинная

3. повышение, понижение голосаРабота над лирическими стихотворениями в начальной школе

4. монотонРабота над лирическими стихотворениями в начальной школе

5. при ударном словеРабота над лирическими стихотворениями в начальной школеРабота над лирическими стихотворениями в начальной школеРабота над лирическими стихотворениями в начальной школеРабота над лирическими стихотворениями в начальной школе

Как строится процесс работы над лирическим стихотворением

Работа начинается с подготовки учащихся к восприятию лирического стихотворения. На этом этапе решаются конкретные задачи: настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании и воображении образы и картины.

Этапы работы над лирическим стихотворением

I этап

Первое чтение лирического стихотворения.

Учебная задача этого этапа: донести до детей содержание этого стихотворения, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное. Наиболее целесообразный методический прием – выразительное чтение стихотворения учителем.

II этап

Следующий этап работы с текстом – проверка впечатлений, возникших у учащихся в результате знакомства с текстом.

Учебная задача: выявить, какие чувства испытали дети, слушая текст этого стихотворения. Для решения этой задачи используется беседа, основанная на впечатлениях учеников.

III этап

Повторное чтение стихотворения.

Учебная задача: дать детям возможность самостоятельно поработать с текстом стихотворения, не спеша прочитать про себя и отметить карандашом слова и выражения, значение которых им непонятно.

IV этап

Анализ лирического стихотворения.

Учебная задача: способствовать пониманию учащимися текста, углубить образные представления, возникшие в воображении учеников при знакомстве с текстом. Для этого используется выборочное чтение отдельного абзаца, строчек. Необходимо обратить внимание на образные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.).

Требуется специальная работа над основными компонентами интонации.

При работе над темпом речи расставляются паузы, логические ударения. При расстановке логических ударений в тексте стихотворений, необходимо поставить перед детьми задачу: найти в каждой строке слова или сочетания слов, которые будем выделять голосом при чтении.

V этап

  • Своеобразный итог, завершение всей работы, конкурс на лучшее исполнение.
  • Учебная задача: увидеть результаты работы.

Работа над лирическим стихотворением, построенная таким образом, поможет решить следующие задачи:

  • Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонации чтения текста.
  • Развитие творческого воображения детей.
  • Создание такой атмосферы в классе, когда все включены в дискуссию.
  • Появление у детей желания прочитать лучше, выразительнее, чем в прошлый раз.
  • Преодоление пассивности детей.

Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс.