О.Э.Д.

 Капустина Татьяна Валерьевна

О.Э.Д.-  "Почему все звучит"

«Опыты и эксперименты со звуком»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_so_zvukom.docx82.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе № 21 «Ромашка»

По теме: «Звук. Свойства звука.»                                                                            

                                     

                                                                Подготовила:  Капустина Т.В.                                                                                                                                                          

                                                          Новосибирск 2025г.

ЦЕЛЬсоздать условия для развития познавательной активности и экспериментальной деятельности детей в процессе знакомства со звуком, дать понятие о распространении звука.

Задачи

Обучающие

1. Знакомить детей с понятием звук и «звуковые волны»;

2. Формировать представление детей о звуке и его свойстве – распространение (по жидкому, твердому и по газообразному веществу)  

Развивающие

  1. Развивать:

- познавательную активность детей в процессе знакомства со звуком;

           -умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;

          -первичные естественно-научные представления, наблюдательность,  любознательность, активность и мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение).

2. Способствовать развитию коммуникативных навыков, стремления к самостоятельному познанию, размышлению.

Воспитательные  

1. Воспитывать желание открывать новое, самостоятельно проводить опыт.

Методы:

• игра-экспериментирование;

• моделирование.

Оборудование:

• стол маленький, таз с водой, предметы, которые тонут;

• аудио запись звука птиц;

• таз с водой на столах, камни, стаканчики с водой, линейка;

• три мяча;

Этапы НОД

Активные формы деятельности

Действия участников НОД

1.Мотивация.

Прослушивание аудио запись звуков

В. – Дети, закройте глаза и послушайте запись. Что вы услышали? 

Д.- Чириканье птиц, шум грозы, шум машин.

В. - Ребята, вы не видите птиц за окном, а как вы догадались, что это именно они?

Д.- Мы услышали звуки, которые они издают.

В.-А что такое звук? 

Д.-(Ответы детей)

В. - Значит, даже не видя предмета, мы можем догадаться, что это он.

И в этом нам помогает звук. Сегодня мы поговорим о звуке и некоторых его свойствах.

2.Погружение в тему

Беседа о звуке

Опыт №1 «Распространение звука»

В. - Кто из вас знает, из чего состоит звук?

Д.- из объекта, который издаёт звук, из среды по которой звук распространяется.

В.-А как распространяется звук, вы знаете? (гипотезы детей)

Давайте проведём эксперимент и посмотрим.

В.- подойдите к емкости с водой, возьмите в руки предмет, лежащий на столе. По очереди бросьте предмет в воду. Наблюдайте, что будет происходить.

(Дети выполняют опыт)

В. - Что вы наблюдали на воде?

Д.- волны

В. - Верно, мы наблюдали волны. Подобно водной волне,

распространяется и звуковая волна, только она невидима и передается по воздуху.

В.- А как вы думаете, в какой среде распространяется звук? 

Д.- в твёрдой, жидкой, газообразной.

3.Совместная деятельность

Экспериментальная деятельность (использование ТРИЗ –технологии)

В. - Выясним, как передается звук по воздуху.

Воспитатель прижимает линейку к столу и дёргает за выступающий конец. Линейка звучит.

В.- Почему линейка звучит? Что происходит с линейкой?

Д.-Она дрожит, шевелится, ходит туда-сюда.

В.-А где она движется?

Д.- В воздухе.

В.- А из чего состоит воздух?

Д.- Из маленьких человечков.

В.- Значит что происходит?

Д.-Линейка толкает человечков воздуха, а они толкают друг друга и часть человечков достигает нашего уха.

В.- Какой мы можем сделать вывод? Как распространяется воздух?

Д.-С помощью человечков воздуха.

2 опыт.

В.- А как вы думаете может звук передаваться по жидкой среде?

Д.- Да, нет.

В.- а давайте проверим. Для этого мы проведём следующий эксперимент:

1. Закройте правое ухо

3. Левое ухо прислоните к емкости с водой

4. Я буду бросать в емкости камушки, а вы должны посчитать, сколько я бросила камней в каждую емкость.

Только одно условие считать будете (шепотом) про себя, чтобы не мешать товарищу. Договорились? - Выполняем.

(Дети выполняют по алгоритму. Воспитатель интересуется, сколько камушков она бросила в емкость).

В. - Как вы догадались, вы же не видели? 

Д.-Мы услышали звук

В. - Где распространяется звук?

Д. - Звуки передавались по воде.

В. - Сделаем вывод: звук может распространяться по воздуху и по воде.

В. - Теперь нам нужно выяснить в какой еще среде распространяется звук.

Проведем эксперимент , но прежде послушайте отрывок из сказки:

«Приложил Иван-Царевич ухо к земле , слышит погоня уже близко».

Почему Иван-Царевич услышал погоню, когда ухо к земле приложил, а когда скакал, не слышал?

Приложите ухо к столу, а я постучу по нему. Проверим, передастся звук по нему или нет?

Выполняют эксперимент

В.- Ребята, а как вы думаете где быстрее распространяется звук, в воздухе, в воде или в земле, твёрдом теле?

Д.- ответы детей.

4.Самостоятельная деятельность

детей

П/и «Передай мяч»

Работа на интерактивной доске

В.- давайте смоделируем эти процессы при помощи маленьких человечков.

Дети делятся на три команды жидкость, газ и твёрдое вещество.

В. - Поиграем. Одна команда - это будут маленькие человечки твердого вещества. Постройтесь в шеренгу.

А вторая команда – человечки воздуха. Как вы должны стоять?

Д. (Далеко друг от друга, как бы рассыпаны по группе).

В. - Разбегитесь по всей группе.

В.- третья на небольшом расстоянии друг от друга.

Задание. Каждая команда получает мяч, по моей команде вы передаете мяч друг другу. Последний берет в руки мяч, поднимает высоко над головой и кричит «Всё!»

- Посмотрим, кто быстрее.

В. - Почему 1 группа быстрее передала мяч? (Ответы детей)

В. - Так почему в твердой среде звук распространяется быстрее и он громче?

(Ответы детей: потому что твердой среды стоят близко друг к другу)

Побеждает команда твёрдых человечков. Дети делают вывод.

В.- Давайте мы с вами составим схему (работа на доске)

В.-Какой вывод вы можете сделать?

Д.-В твёрдой среде звук проводится быстрее, чем жидкой и газообразной.

5. Подведение

итогов

Рефлексия.

В. - О чем мы вели речь на занятии? (Ответы детей)

В. - Что вы узнали о звуке

Д.- Ответы детей.

В. - Наше занятие закончено. Всем большое спасибо.

Конспект занятия в старшей группе «Звук. Свойства звука»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ: создать условия для развития познавательной активности и экспериментальной деятельности детей в процессе знакомства со звуком, дать понятие о распространении звука.

Задачи Обучающие

Знакомить детей с понятием звук и «звуковые волны»;

Формировать представление детей о звуке и его      свойстве – распространение (по жидкому, твердому и по газообразному веществу)

Развивающие

Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со звуком; умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения; первичные естественно-научные представления, наблюдательность, любознательность, активность и мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение).

Способствовать  развитию   коммуникативных навыков, стремления к самостоятельному познанию, размышлению.

Воспитательные

Воспитывать желание открывать новое, самостоятельно проводить опыт.

Методы:

  • игра-экспериментирование;
  • моделирование.

Оборудование:

  • стол маленький, таз с водой, предметы, которые тонут;
  • аудио запись звука птиц;
  • таз с водой на столах, камни, стаканчики с водой, линейка;
  • три мяча;

Показать полностью

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

https://videouroki.net/subscriptionsPage/images/effective-icon1.png

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

https://videouroki.net/subscriptionsPage/images/effective-icon2.png

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

https://videouroki.net/subscriptionsPage/images/effective-icon3.png

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

https://videouroki.net/subscriptionsPage/images/effective-icon4.png

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

https://videouroki.net/subscriptionsPage/images/effective-icon5.png

Наладить дисциплину на своих уроках.

https://videouroki.net/subscriptionsPage/images/effective-icon6.png

Получить возможность работать творчески.

=> ПОЛУЧИТЬ СУПЕРСПОСОБНОСТИ УЧИТЕЛЯ <=

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе «Звук. Свойства звука»»

Конспект занятия в старшей группе «Звук. Свойства звука»

ЦЕЛЬсоздать условия для развития познавательной активности и экспериментальной деятельности детей в процессе знакомства со звуком, дать понятие о распространении звука.

Задачи Обучающие

Знакомить детей с понятием звук и «звуковые волны»;

Формировать представление детей о звуке и его свойстве – распространение (по жидкому, твердому и по газообразному веществу)

Развивающие

Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со звуком; умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения; первичные естественно-научные представления, наблюдательность, любознательность, активность и мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение).

Способствовать развитию коммуникативных навыков, стремления к самостоятельному познанию, размышлению.

Воспитательные

Воспитывать желание открывать новое, самостоятельно проводить опыт.

Методы:

  • игра-экспериментирование;
  • моделирование.

Оборудование:

  • стол маленький, таз с водой, предметы, которые тонут;
  • аудио запись звука птиц;
  • таз с водой на столах, камни, стаканчики с водой, линейка;
  • три мяча;

Ход ОД:

1. Мотивация.

В. – Дети, закройте глаза и послушайте запись. Что вы услышали?

Д.- Чириканье птиц, шум грозы, шум машин.

В. - Ребята, вы не видите птиц за окном, а как вы догадались, что это именно они?

Д.- Мы услышали звуки, которые они издают.

В.-А что такое звук?

Д.-(Ответы детей)

В. - Значит, даже не видя предмета, мы можем догадаться, что это он.

И в этом нам помогает звук. Сегодня мы поговорим о звуке и некоторых его Свойствах.

2. Погружение в тему. Беседа о звуке

Опыт №1. «Распространение звука»

В. - Кто из вас знает, из чего состоит звук?

Д.- из объекта, который издаёт звук, из среды по которой звук

распространяется.

В.-А как распространяется звук, вы знаете? (гипотезы детей)

Давайте проведём эксперимент и посмотрим.

В.- подойдите к емкости с водой,

возьмите в руки предмет, лежащий на столе. По очереди бросьте предмет в воду. Наблюдайте, что будет происходить.

(Дети выполняют опыт)

В. - Что вы наблюдали на воде?

Д.- волны

В. - Верно, мы наблюдали волны. Подобно водной волне,

распространяется и звуковая волна, только она невидима и передается по воздуху.

В.- А как вы думаете, в какой среде распространяется звук?

Д.- в твёрдой, жидкой, газообразной.

3. Совместная деятельность. Экспериментальна я деятельность (использование ТРИЗ – технологии).

В. - Выясним, как передается звук по воздуху.

Воспитатель прижимает линейку к столу и дёргает за выступающий конец. Линейка звучит.

В.- Почему линейка звучит? Что происходит с линейкой?

Д.-Она дрожит, шевелится, ходит туда- сюда.

В.-А где она движется?

Д.- В воздухе.

В.- А из чего состоит воздух?

Д.- Из маленьких человечков.

В.- Значит что происходит?

Д.-Линейка толкает человечков воздуха, а они толкают друг друга и часть

человечков достигает нашего уха.

В.- Какой мы можем сделать вывод? Как распространяется воздух?

Д.-С помощью человечков воздуха.

2 опыт.

В.- А как вы думаете может звук передаваться по жидкой среде?

Д.- Да, нет.

В.- а давайте проверим. Для этого мы проведём следующий эксперимент:

  1. Закройте правое ухо
  1. Левое ухо прислоните к емкости с водой
  2. Я буду бросать в емкости камушки, а вы должны посчитать, сколько я бросила камней в каждую емкость.

Только одно условие считать

будете (шепотом) про себя, чтобы не мешать товарищу. Договорились? - Выполняем.

(Дети выполняют по алгоритму. Воспитатель интересуется, сколько камушков она бросила в емкость).

В. - Как вы догадались, вы же не видели?

Д.-Мы услышали звук

В. - Где распространяется звук?

Д. - Звуки передавались по воде.

В. - Сделаем вывод: звук может

распространяться по воздуху и по воде.

В. - Теперь нам нужно выяснить в какой еще среде распространяется звук.

Проведем эксперимент, но прежде послушайте отрывок из сказки:

«Приложил Иван-Царевич ухо к земле, слышит погоня уже близко».

Почему Иван-Царевич услышал погоню, когда ухо к земле приложил, а когда скакал, не слышал?

Приложите ухо к столу, а я постучу по нему. Проверим, передастся звук по нему или нет?

Выполняют эксперимент

В.- Ребята, а как вы думаете где быстрее распространяется звук, в воздухе, в воде или в земле, твёрдом теле.

4. Самостоятельная деятельность детей. П/и «Передай мяч».

В.- давайте смоделируем эти процессы при помощи маленьких человечков.

Дети делятся на три команды жидкость, газ и твёрдое вещество.

В. - Поиграем. Одна команда - это будут маленькие человечки твердого вещества. Постройтесь в шеренгу.

А вторая команда – человечки воздуха. Как вы должны стоять?

Д. (Далеко друг от друга, как бы рассыпаны по группе).

В. - Разбегитесь по всей группе.

В.- третья на небольшом расстоянии друг от друга.

Задание. Каждая команда получает мяч, по моей команде вы передаете мяч друг другу. Последний берет в руки мяч, поднимает высоко над головой и кричит «Всё!»

- Посмотрим, кто быстрее.

В. - Почему 1 группа быстрее передала мяч? (Ответы детей)

В. - Так почему в твердой

среде звук распространяется быстрее, и он громче?

(Ответы детей: потому что твердой среды стоят близко друг к другу)

Побеждает команда твёрдых

человечков. Дети делают вывод.

В.- Давайте мы с вами составим схему (работа на доске)

В.-Какой вывод вы можете сделать?

Д.-В твёрдой среде звук проводится быстрее, чем жидкой и газообразной

5. Подведение итогов. Рефлексия.

В. - О чем мы вели речь на занятии? (Ответы детей)

В. - Что вы узнали о звуке?

Д.- Ответы детей.

В. - Наше занятие закончено. Всем большое спасибо.

Картотека

«Опыты и эксперименты со звуком»

Что звучит?

Цель:

Научить определять по издаваемому звуку предмет.

Материалы и оборудование:

Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.

Ход:

За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки ( шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т.д.)

Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев 9 пошуршать бумагой). Аналогично действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки ( шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т.д.)

Музыка или шум?

Цель:

Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Материалы и оборудование:

Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» ( наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.).

Ход:

Дети рассматривают предметы ( музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.

                 

 

Почему все звучит?

Цель:

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Материалы и оборудование:

Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф ( гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.

Ход:

Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают из серии опытов:

-рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее «голос» ( если линейку не трогать, она не издает звук). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают- возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой ( она дрожит, колеблется). Останавливают дрожание и уточняют, есть ли звук ( он прекращается);

-рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать ( подергать, сделать так, чтобы струна дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом);

-лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Выясняют, что почувствовали звук заставил дрожать бумаг, пальцы почувствовали дрожание). Делают вывод о том, что звучит только то, что дрожит ( колеблется). Дети разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй- проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясняет, как сделать, чтобы звук смолк, (прижать предмет, взять его в руки- прекратить колебание предмета).

Откуда берется голос?

Цель:

Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Материалы и оборудование:

Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.

 Ход:  Взрослый предлагает детям «пошептаться»- сказать друг другу «по секрету» разные слова шепотом. Повторить эти слова так, чтобы их услышали все. Выяснить, что для этого сделали (сказали громким голосом); откуда выходили громкие звуки ( из горлышка). Подносят руку к горлышку, произносят разные слова то шепотом, то очень громко, то тише и выясняют что почувствовали рукой, когда громко говорили ( в горлышке что-то дрожит); когда говорили шепотом (дрожания нет).Взрослый рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи (голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали). Далее проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая нить. Выясняют, что надо сделать, чтобы звук был громче (дернуть посильнее- звук усилится). Взрослый объясняет также, что при  громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (если дернуть сильно за нить, она порвется). Дети уточняют, что разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки.         

 

Как распространяется звук?

Цель:

Понять, как распространяются звуковые волны.

Материалы и оборудование:

Емкость с водой, камешки; шашки (или монеты), стол с ровной поверхностью; глубокая емкость с водой или бассейн; тонкостенный гладкий бокал с водой (до 200 мл) на ножке.

Ход:

Взрослый предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга (звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в емкость с водой. Определяют, что увидели (по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху).

Дети выполняют опыт по алгоритму: ребенок прикладывает ухо к емкости ) или краю бассейна). Другое ухо закрывает тампоном; второй ребенок бросает камешки. Первого ребенка спрашивают, сколько камешков брошено и как он догадался (услышал 3 удара, их звуки передались воде).

Наполняют водой тонкостенный гладкий бокал на ножке, водят пальцем по краю бокала, извлекая тонкий звук. Выясняют, что происходит с водой) по воде пошли волны- передается звук).

Ставят один конец расчески на стул, Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче ( в случае затруднения предлагают одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время –легонько пальцами коснуться стула), что чувствуют пальцы. Делают вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук получается громче. Взрослый предлагает проверить этот вывод прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т.д. (звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет).

Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту, выясняют, что ощущают руки (колебания), стал ли звук громче (звук усилился), какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды (рупор). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через рупор. Делают вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор и звук получается более сильным.

Где живет эхо?

Цель:

Подвести к пониманию возникновения эха.

Материалы и оборудование:

Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

Ход:

Дети определяют, что такое эхо ( явление, когда сказанное слово, песенка слышится еще раз, как будто кто-то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо ( в лесу, в арке, дома, в пустой комнате). Проверяют серией опытов, где оно бывает, а где его быть не может. Каждый ребенок выбирает емкость и материал для ее заполнения. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум или большую стеклянную банку, ведро. Выясняют, есть ли в нем эхо (да, звуки повторяются. Затем заполняют емкости тканью, веточками, сухими листочками и т.п.; произносят звуки. Выясняют, повторяются ли они в этом случае ( нет, эхо исчезло).

Играют с мячом: отбивают от пола, от стены, от кресла, от ковра. Замечают, как скачет мячик ( хорошо отскакивает, возвращается в руки, если ударяется о твердые предметы, и не возвращается, если ударяется о мягкие предметы). Так же происходит со звуками: они ударяются о твердые предметы и возвращаются к нам в виде эха. Выясняют, почему в пустой комнате эхо живет, а в заполненной мягкой мебелью- нет ( звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к нам).

               

Почему Мишутка пищал?

Цель: Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера

Материалы и оборудование:

Струны разной толщины, натянутые на деревянную планку; нити разной толщины, закрепленные одним концом на деревянной подставке ( или привязанные к любому тяжелому предмету).

Ход:

Вспоминают сказку «Три медведя», Изображают, как говорил Михайло Иванович, как говорила Настасья Петровна, как говорил Мишутка, какими были их голоска (у Михаила Ивановича- грубый, громкий, у Настасьи Петровны- не очень грубый, у Мишутки- тоненький голосок, не говорил, а пищал). Выясняют. Почему у медведей такие разные голоса, проводя серию опытов.

Вспоминают, в результате чего появляются звуки речи ( дрожание голосовых связок). Выбирают струны, звуки которых напоминают голос Михайло Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки. Объясняют свой выбор ( толстая струна звучит похоже на голос Михайло Ивановича, самая тоненькая – на голос Мишутки, средняя- на голос Настасьи Петровны).

Привязывают нить любой толщины на подставке. Зажав нить между большим и указательным пальцами, проводят ими по всей длине нити. Раздается звук, так как нить дрожит. Взрослый предлагает выполнить следующее задание: из набора нитей ( заметно отличающихся по своей толщине) выбрать ту, которая будет звучать похпже на голос Михайло ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки. Выполняют задание подгруппами.

Как появляется песенка?

Цель:

Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера

Материалы и оборудование:

Ксилофон, металлофон, деревянная линейка.

Ход:

Взрослый предлагает детям сыграть на инструменте простую мелодию ( «чижик-пыжик»), затем повторить мелодию в другом регистре. Выясняют, одинаково ли звучали песенки ( первый раз- нежнее, второй раз -грубее). Обращают внимание на размер трубочек инструмента, повторяют эту же мелодию на высоких нотах, делают вывод: у трубочек большого размера звук грубее ( ниже), у маленьких- тоньше- выше). В песенках встречаются высокие и низкие звуки.                              

Как сделать звук громче?

Цель:

Выяснить причины усиления звука.

Материалы и оборудование:

Пластмассовая расческа, рупор из картона.

Ход:

Взрослый предлагает детям выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети проводят пальцем по концам зубьев, получают звук. Объясняют, почему возникает звук от прикосновения к зубьям расчески ( зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха и слышится звук). Звук очень тихий и слабый.

Ставят один конец расчески на стул, Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче ( в случае затруднения предлагают одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время –легонько пальцами коснуться стула), что чувствуют пальцы. Делают вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук получается громче. Взрослый предлагает проверить этот вывод прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т.д. (звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет). Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту, выясняют, что ощущают руки (колебания), стал ли звук громче (звук усилился), какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды (рупор). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через рупор. Делают вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор и звук получается более сильным.

Коробочка с секретом

Цель: Выявить причины ослабления звука

Материалы и оборудование:

Коробочки с мелкими предметами из разных  материалов или крупами; одна коробочка с «секретом»:внутри полностью обложена поролоном

 Ход:

Взрослый предлагает детям отгадать  по звуку, что находится в коробочках. Дети трясут коробочку, извлекая звук, сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал (звук резкий, громкий- металл; звук шуршащий- крупа).

   Взрослый, не показывая внутренней части коробочки, помещает в нее мелкие металлические предметы, закрывает крышку, ставит коробочку в один ряд с остальными, меняет их местами. Дети пробуют отыскать коробочку по звуку (звук глухой, не характерный для металла). По пометке на донышке находят коробочку с «секретом», рассматривают ее устройство, выясняют почему звук исчез (он как бы «застрял» в поролоне). Дети изготавливают коробочки с «секретом», обертывая их сверху поролоном.. Проверяют, как звучат они и сохранила ли коробочка свой «секрет» (звук стал глуше, тише, неопределеннее).. Взрослый предлагает детям подумать и ответить: если будильник звонит очень громко, что нужно сделать чтобы не разбудить остальных ( накрыть будильник чем-нибудь мягким- подушкой, одеялом и т.п.).

Звуки в воде

Цель:

Выявить особенности передачи звука на расстоянии (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

Материалы и оборудование:

Большая емкость с водой, камешки.

Ход:

Взрослый предлагает детям ответить, передаются ли звуки по воде, Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камешек и слушать звук его удара о дно емкости. Затем приложить ухо к емкости и бросить камень; если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты. Делают вывод: во втором варианте звук был громче; значит через воду звук проходит лучше, чем через воздух.

Почему не слышно?

Цель:

Выявить причины ослабления звука

Материалы и оборудование:

Большая емкость с водой, маленькие бумажные или пробковые кораблики.

 Ход:

Взрослый предлагает выяснить, почему не слышно того, что происходит, например в другой группе, в другом городе, на другом конце большой полянки, дети проводят следующие опыты.

В большой емкости у одного края помещают легкие кораблики из бумаги или пробки. У противоположного края бросают камешки. Выясняют, что происходит с водой, корабликами (по воде пошли волны, кораблики у противоположного края неподвижны). Распределяют кораблики по всей поверхности емкости. Бросая камешки, обращают внимание на силу волны, заставляющей кораблики двигаться.

Чем ближе кораблик, тем сильнее он качается; то же происходит с невидимыми звуковыми волнами: чем источник звука дальше, тем звук тише).

Дети закрепляют в емкости преграды- «волнорезы», расположив их в любом направлении. С одной стороны емкости имитируют рукой «волны», наблюдают за их распространением. Выясняют, есть ли волны за преградой ( нет, дойдя до преграды, волны «гаснут», «утихают». То же самое происходит со звуками в городе, помещении.

Ход:

На прогулке взрослый предлагает детям встать у разных концов трубы так, чтобы они не видели друг друга. Один ребенок несильно стучит по трубе, второй – у противоположного конца считает удары ( он сначала стоит у трубы, затем приставляет к ней ухо.

  «Связной» выясняет, все ли передаваемые звуки услышал второй ребенок и когда они были громче ( когда звук передавался не по воздуху, а сразу в ухо.). Вторая пара игроков передает звуковой сигнал сначала по воздуху (удары металлических обрезков трубы друг о друга), затем по трубе. «Связной выясняет, услышал ли второй игрок все передаваемые удары (звук по трубе- через твердый предмет был громче, чем передаваемый по воздуху). Взрослый просит детей объяснить, почему дома нельзя стучать по отопительным батареям ( батареи установлены во всех квартирах дома и соединены между собой; если ударить по одной батарее, то звук передастся по другим батареям, это будет мешать соседям).

Спичечный телефон

Цель:

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии.

Материалы и оборудование:

Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички.

Ход:

Дети выполняют действия по алгоритму: через центры двух пустых спичечных коробкой протягивают нить, закрепив ее с обеих сторон с помощью спичек. Натягивают нить, пробуют передать друг другу «секрет». Для этого одни ребенок, прижав коробок к губам, говорит; другой, приложив ухо ко второму коробку, слушает. Дети выясняют, что звук могут услышать только двое, непосредственно участвующие в опыте. Звук заставляет  дрожать коробок, «бежит» по нитке ко второму коробку. По воздуху звук передаетс хуже, поэтому «секрет» не слышен другим. Взрослый спрашивает, что может почувствовать третий ребенок, если во время разговора двоих ( по коробкам) приложит палец к нит ке, к коробку ( палец, прикасаясь к нити, к коробку, ощущает колебания).

Дети узнают, что спичечный «телефон» работает по принципу настоящего телефона: там звук бежит по проводам. Дети зажимают нить посередине рукой- «телефон» не работает (звук передается при дрожании нитки; если нитка не дрожит, звук не передается).

 

Почему комар пищит, а шмель жужжит

Цель:

Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

Материалы и оборудование:

Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев.

Ход:

Взрослый предлагает детям провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями- звук тонкий, высокий.

Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, высокий, он звучит, как «з-з-з»; у шмеля- низкий, грубый, звучит, как «ж-ж-ж» Дети рассказывают, что комар маленький, крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий; шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.

                 

Поющая струна

Цель:

Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

Материалы и оборудование:

Проволока без покрытия, деревянная рамка.

Ход:

Дети с помощью взрослого закрепляют проволоку на деревянной рамке, слегка натянув ее. Дергая проволоку, слышат звук, наблюдают за частотой колебаний. Выясняют, что звук слышится низкий, грубый. Проволока дрожит медленно, колебания хорошо различимы. Натягивают проволоку сильнее, повторяют опыт. Выясняют, каким получился звук (стал тоньше, проволока часто дрожит). Меняя натяжение проволоки, еще несколько раз проверяют зависимость звучания от частоты колебаний. Дети делают вывод: чем сильнее натянута проволока, тем выше звук.

Почему мышонок не услышал щуку?

Цель:

Выявить причины разного восприятия звуков человеком и животными.

Материалы и оборудование:

Бумага очень тонкая и плотная, иллюстрация к «Сказке о глупом мышонке», схема строения органов слуха.

    Ход:
Дети вспоминают «Сказку о глупом мышонке», один из отрывков «Стала петь мышонку щука, но не слышал он ни звука. Разевает щука рот, а не слышно, что поет»».
Выясняют, почему мышонок не услышал щуку, вспоминают, какая часть уха помогает услышать звук (мембрана- барабанная перепонка, которая находится внутри уха). Дети рассказывают, что у разных живых организмов барабанная перепонка устроена неодинаково. Взрослый предлагает детям представить, что она может быть разной по толщине (как бумага). Дети с помощью специальных действий выясняют., какую по толщине мембрану легче заставить колебаться: подносят разные по толщине листочки бумаги ко рту, «гудят», определяют, что тонкая бумага дрожит сильнее. Значит тонкая мембрана быстрее улавливает звуковые колебания. Взрослый рассказывает об очень низких и очень высоких звуках, которые ухо человека слышать может, а разные виды животных их не слышат ( например, кошка слышит мышь, узнает шаги хозяина; перед землетрясением животные чувствуют колебания земли раньше человека и т.п.

Как видят летучие мыши?

Цель:

Выявить возможности измерения расстояния с помощью звука.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации летучих мышей, подводной лодки, корабля, мяч, емкость с водой.

Ход:

Дети рассматривают иллюстрации летучих мышей, рассказывают, что летучие мыши плохо видят, ведут ночной образ жизни. С помощью опыта выясняют, что помогает летучим мышам не наталкиваться на предметы и друг на друга: берут емкость с водой, у одного края емкости изображают волны; наблюдают, как воны доходят до противоположного края и  идут в обратном направлении ( «как звуки»). Затем берут мячи, отбивают  с большого расстояния и с близкого. Взрослый обращает внимание, что похожее явление  происходит и со звуками: долетая до твердых предметов, они возвращаются обратно, как бы отталкиваясь от них. Дети узнают, что летучие мыши издают особые звуки, которые помогают им измерять расстояния. Взрослый предлагает  угадать: если звук возвращается быстро, значит… (предмет близко); если звук возвращается нескоро, значит… ( предмет далеко). Взрослый обращает внимание детей на то, что используя свойство звука передаваться на большие расстояния, человек изобрел особый прибор-эхолот. Прибор необходим морякам. С его помощью можно измерять глубину моря, посылая звук и принимая его обратно.            

        

                                         

                    Картотека опытов со звуком  

Что такое звук, можно ли его увидеть и как услышать предметы? Как распространяется звук и что за шум в ракушке мы слышим? Что быстрее: скорость света или скорость звука? Ответьте на эти и другие вопросы с помощью простых опытов в домашних условиях. Вам потребуются только подручные материалы, которые легко найти дома или в ближайшем магазине.

Аудио-версия статьи "ОПЫТЫ СО ЗВУКОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ"

Содержание

Что такое звук, как его увидеть и почувствовать

Как распространяется звук

Звуки в воде

Как услышать звук предмета

Поющая струна

Как звучат ложка и вилка

Что быстрее: скорость света или звука

Слушаем шум моря в ракушке

Делаем свистульку из трубочки для коктейля

Жужжащий шарик

Ксилофон из бутылок

Поющий бокал

Самодельный телефон

Почему мышонок не услышал щуку?

Как летучие мыши видят в темноте?

Почему мы не слышим звуки, которые далеко?

Где живёт эхо?

Академия любознательности подготовила для вас 17 занимательных опытов со звуком, которые помогут объяснить детям сложные вещи простым языком. Занятия удивят и приоткроют ребёнку занавесу тайны физических явлений, не выходя из дома. Дайте маленьким почемучкам ответить на вопросы самостоятельно. Пусть они делают собственные выводы, а затем читайте им научное объяснение процесса. Обязательно комментируйте свои действия, ставьте гипотезы и делайте заключения.

Опыт №: Что такое звук, как его увидеть и почувствовать

Звук – это вибрация. Чтобы это выяснить, проведём простой опыт.

Материалы:

Чашка.

Пищевая плёнка.

Соль/сахар/кондитерские шарики.

1. На чашку натяните пищевую плёнку.

2. Сверху высыпьте кондитерские шарики, либо крупинки соли или сахара.

3. Наклонитесь к чашке и протяжно произнесите звук «Р», а потом «М». Что произойдёт? Шарики начнут кататься и прыгать по поверхности. Всё дело в том, что когда звук доходит до плёнки, она начинает вибрировать.

Мы смогли увидеть звук. А теперь попробуем его почувствовать. Приложите руку к горлу и произнесите звук «З» или «Р». Чувствуете вибрацию? Когда звук проходит через голосовые связки, они начинают вибрировать. Затем он распространяется по воздуху и доходит до барабанных перепонок. Те тоже начинают вибрировать, поэтому мы и слышим звук.

Подробнее о том, как увидеть и почувствовать звук, смотрите на видео от Нескучной лаборатории:

Как распространяется звук

В предыдущем опыте мы учились видеть и чувствовать звук. Сейчас узнаем, как он распространяется.

Для эксперимента пригодится:

Бумажный стаканчик.

Лента.

Скрепка.

1. Проденьте ленту через середину дна стаканчика. Закрепите конец с помощью скрепки.

2. Немного намочите ленту, а затем зажмите её пальцами и тяните короткими рывками вниз. Вы услышите забавный звук, напоминающий кудахтанье курицы.

Этот опыт наглядно показывает, что звук распространяется не только по воздуху, но и по предметам. Так, волны поднялись по ленте, а затем распространились на бумажный стаканчик, который и усилил звук.

Посмотрите проведение опыта и послушайте, как будет звучать лента, если её закрепить на стаканчике:

Звуки в воде

Мы выяснили, что звук распространятся как по воздуху, так и по твёрдым предметам. А как он ведёт себя в воде? Давайте выясним.

Опыт для детей Звуки в воде

Приготовьте большой контейнер, воду и монетки, либо камешки.

1. Бросьте монетки на дно пустого контейнера. Послушайте звук удара.

2. Влейте в контейнер воду и проделайте опыт сначала. Услышали, как монетка ударилась о дно? Да, звук был громче, чем в первом опыте. Это говорит о том, что звук распространяется ещё и по воде, причём с большей скоростью, чем по воздуху.

Как услышать звук предмета

В этом эксперименте мы выясним, как можно услышать звучание предметов.

Понадобится:

Деревянная шпажка.

Резинка.

Картонный стаканчик.

1. Возьмите деревянную шпажку. Один конец положите на стол и прижмите, по второму слегка постучите. Обратите внимание, чем длиннее шпажка, тем реже она вибрирует и тем ниже звук. И наоборот – чем короче конец, тем чаще он вибрирует, а звук выше. Так мы услышали, как звучит деревянная шпажка.

Сделаем вывод: звуковые волны от предметов расходятся сразу во всех направлениях, будто круги на воде, образующиеся от капли.

2. На этот раз попробуем не только услышать звук предмета, но и усилить его. Натяните резинку на пальцы и постучите по ней. Звук будет тихим. А теперь приготовьте картонный стаканчик и натяните резинку на него, постучите. Звук станет громче. Почему так произошло? Когда мы стучим по резинке, вибрации начинают исходить не только от неё, но и от стен стаканчика. Таким же образом можно усилить и звук телефона.

Смотрите проведение опыта на видео от Нескучной лаборатории:

Поющая струна

Почему появляются высокие и низкие звуки? Выясним это, проведя простой опыт.

Приготовьте:

Деревянную рамку.

Проволоку.

1. Закрепите проволоку на раме. Затяните её, но не сильно. Подёргайте проволоку. Как часто она колеблется? Что вы при этом слышите? Колебания довольно редкие, а звук низкий и грубый.

Опыт со звуком Поющая струна

2. Туго натяните проволоку и повторите эксперимент. Колебания стали частыми, а звук высоким.

Делаем вывод: высота звука зависит от силы натяжения проволоки. Чем слабее она натянута, тем ниже звук и наоборот.

Как звучат ложка и вилка

Похожи ли звуки ложки и вилки на настоящий колокол? Это мы и проверим в новом опыте.

Понадобится:

2 бумажных стаканчика.

2 скрепки.

Верёвка.

Ложка, вилка.

1. Проденьте концы верёвки через дно стаканчиков. Закрепите их скрепкой.

2. Зафиксируйте ложку, вилку или другой металлический предмет на верёвочке.

3. Приложите стаканчики к ушам.

4. Постучите по ложке. Вы услышите необычный звук, напоминающий биение колокола.

Как это происходит, смотрите на видео:

Что быстрее: скорость света или звука

Когда начинается гроза, что до нас долетает быстрее: звук грома или вспышка молнии? Давайте проверим на опыте.

Возьмите:

Воздушный шарик.

Иголку.

Камеру с функцией замедленной съёмки.

1. Выйдите на открытое пространство.

2. Надуйте воздушный шар и отойдите от камеры на расстояние примерно 50-70 метров.

3. Включите запись видео в замедленном режиме.

4. Дайте ребёнку сигнал, чтобы он лопнул шарик.

5. Просмотрите видео и убедитесь, что быстрее – звук или свет.

Наши партнёры Нескучная лаборатория провели опыт и вот, что у них получилось:

Сначала мы увидели, как лопнул шарик, и только потом услышали звук. Делаем вывод: скорость света выше скорости звука. Если посмотреть цифры, то мы узнаем, что луч распространяется со скоростью около 300 000 километров в секунду, а звук со скоростью 330 метров в секунду, то есть в миллион раз медленнее.

Слушаем шум моря в ракушке

Слышали такое утверждение, что если приложить ракушку к уху, то можно услышать шум моря? В этом опыте мы выясним, какие именно звуки издаёт ракушка и что они значат.

Приготовьте:

Стакан.

Ракушку.

1. Возьмите ракушку – чем крупнее, тем более ясно будет слышен шум. Приложите её к уху. Что слышно? Действительно, как будто шумит море.

Опыт со звуком слушаем шум моря в ракушке

2. Теперь возьмите обыкновенный стакан, приложите его к уху и послушайте. Вновь те же звуки. Неужели и стакан издаёт шум моря? Или море тут вовсе не при чём?

На самом деле, что в ракушке, что в стакане мы слышим звуки окружающей среды, а предметы их всего лишь отражают. Звук попадает внутрь, отталкивается от стенок и резонирует. Получается, что мельчайшие звуки усиливаются, и получается эхо.

Чем в более шумном пространстве мы находимся, тем громче будет шум в ракушке или стакане. Если же мы окажемся в тихом помещении, то звуки будут минимальными. Крупные предметы усиливают звук, поэтому если вы возьмёте большую ракушку, то шум «моря» будет сильнее.

Делаем свистульку из трубочки для коктейля

Приготовьте:

Соломинки для напитков.

Ножницы.

1. Возьмите соломинку для напитков, отрежьте часть, которая сгибается.

2. Другой конец прижмите и обрежьте под углом с двух сторон, чтобы получился плоский острый наконечник.

3. Зажмите наконечник губами и подуйте. Наша самодельная свистулька заработает!

После этого можно поэкспериментировать с длиной свистульки. Подув в короткую и длинную трубочки, вы заметите, что чем длиннее свистулька, тем ниже звук и наоборот. Всё дело в частоте колебаний. Когда мы дуем, соломинка вибрирует. Если она длинная, то вибрация редкая, и поэтому звук получается низкий. Когда трубочка короткая, вибрация при дуновении учащается, и звук становится выше.

Посмотрите видео и убедитесь в этом сами:

Жужжащий шарик

Может ли обыкновенный воздушный шар жужжать как пчела? Проверим!

Возьмём:

Воздушный шарик.

Гайку.

Фломастер.

1. Вложите гайку в воздушный шарик и надуйте его.

2. Фломастером нарисуйте пчелу.

3. Потрясите шариком. Получится звук, напоминающий жужжание.

Как так получилось? Надутый воздушный шар начинает функционировать как большой резонатор. Когда гайка стукается о стенки шарика, получается звук, который усиливается и напоминает жужжание.

Ксилофон из бутылок

Этот опыт провели в одной из серий мультфильма «Фиксики». Попробуем повторить его.

Что нужно:

7 стеклянных бутылок.

Вода.

Ложка.

1. Возьмите пустые стеклянные бутылки и выстройте их в линию.

2. Заполните бутылки водой таким образом, чтобы в каждой следующей жидкости было чуть больше чем в предыдущей. Последнюю бутылку заполните почти до конца.

3. Возьмите ложку и аккуратно постучите по бутылкам. Вы услышите, что звуки имеют разную высоту. Чем меньше воздуха в бутылке, тем ниже звук.

Опыт со звуком Ксилофон из бутылок

По такому же принципу работают духовые инструменты. Когда музыкант нажимает на клавиши, он переключает клапаны, которые открывают и закрывают воздушные каналы, соответствующие конкретной ноте.

Корректируя уровень воды в бутылках, вы можете настраивать свой музыкальный инструмент. А после даже сыграть несложную мелодию по нотам. Хотите усложнить инструмент? Добавьте бутылки и влейте в них нужное количество воды. Таким же образом помимо стандартных нот вы можете настроить диезы и бемоли, которые на полтона повышают или понижают звуки. А для лучшей звонкости бутылочки можно подвесить на верёвке. Также чистый и мелодичный звук даёт хрусталь. Но будьте аккуратны, он хрупкий.

Поющий бокал

Возьмите стеклянный бокал. Слегка намочите палец и проведите им по краю. Сначала звук будет не очень приятным. Но после того как вы хорошо оботрёте бокал, мелодия станет нежнее. От толщины стенок и размера бокала также будет зависеть высота звука. Чтобы сделать несколько нот, можно подобрать разную посуду, либо подлить воды – чем больше, тем ниже получится звук.

Опыт со звуком поющий бокал

Обратите внимание, как дрожит вода, когда вы проводите пальцем по бокалу. Звук бежит по его стенкам и идёт дальше в виде ряби.

Любопытно! Однажды учёный Бенджамин Франклин создал что-то похожее на гармонику из бокалов. У него было 16 стаканов, которые он тщательно отшлифовал, проделал в середине отверстия и подвесил на деревянную палку. Под этим устройством учёный установил педаль – подобная используется на швейных машинках. Педаль заставляла крутиться специальное колесо с ремнём, и ось с чашками начинала вращаться. Когда к устройству прикасались мокрыми пальцами, получалась красивая мелодия. Те, кто слышал эту музыку, называли её невероятно приятной. Впоследствии инструмент пропал.

Самодельный телефон

В предыдущем опыте мы с вами делали своими руками из подручных материалов музыкальный инструмент, а сейчас попробуем создать телефон. Для эксперимента понадобится:

2 бумажных стаканчика.

Верёвка.

Скрепка или палочка.

1. Приготовьте два бумажных стаканчика и верёвку – чем длиннее, тем лучше.

Самодельный телефон. Шаг 1

2. Сделайте отверстия в донышках посередине и проденьте в них верёвку.

Самодельный телефон. Шаг 3

3. Концы закрепите скрепкой или небольшой палочкой.

Самодельный телефон. Шаг 5

4. Возьмите стаканчики и отойдите с собеседником на расстояние. Важно, чтобы верёвка между вами натянулась и не касалась посторонних предметов, по ней и будет проходить звук.

5. Один человек говорит в стакан, а другой слушает. Удивительно, но даже негромкие слова будут слышны. Но при этом до окружающих звуки не доносятся, так как по воздуху они передаются хуже, чем через предметы.

Телефон можно упростить, использовав вместо стаканов спичечные коробки, а вместо верёвки ниточку. Посылайте друг другу секретные сообщения, общайтесь. А теперь попробуйте зажать ниточку пальцами, разговор сразу прекратится, так как колебаний не станет, ведь выше мы с вами выяснили, что звук – это вибрация.

Почему мышонок не услышал щуку?

Вспомните «Сказку о глупом мышонке». В произведении есть такие строки: «Стала петь мышонку щука, но не слышал он ни звука. Разевает щука рот, а не слышно, что поет». Почему же так случилось?

Опыты со звуком Почему мышонок не услышал щуку

Наше ухо – сложный инструмент. В нём имеется барабанная перепонка. Это очень тонкая кожа, которая сильно натянута. Она начинает колебаться даже при малейших вибрациях воздуха, из-за чего мы и слышим звуки. Но барабанная перепонка у разных животных отличается, она может быть разной по толщине.

Сравним листы бумаги. Поднесите ко рту тонкий, средний и толстый листки. Погудите, как паровоз. Какая бумага дрожит сильнее? Тонкая. Делаем вывод, что чем тоньше мембрана, тем лучше и быстрее она улавливает звуки. Поэтому есть диапазон звуков, которые одни слышат, а другие нет. С этим и связано то, что перед землетрясением часть животных улавливают земные колебания гораздо раньше. Именно поэтому мышонок из сказки и не услышал щуку, так как его ухо просто не может воспринимать звуки такой частоты.

Как летучие мыши видят в темноте?

Для опыта возьмите:

Мяч.

Тарелку или таз с водой.

Известно, что летучие мыши – ночные охотники. При этом видят они плохо. Но что же тогда позволяет им ориентироваться в темноте? Проведём опыт.

1. Поставьте перед собой таз с водой. У одного края сделайте волны и понаблюдайте. Волна дойдёт до другого края, оттолкнётся и вернётся к вам.

2. Возьмите мяч, отойдите на большое расстояние от стены и отбейте его. Затем то же проделайте с короткого расстояния. Мяч, оттолкнётся от пола, ударится об стену и отскочит назад. Чем больше расстояние, тем дольше мяч будет возвращаться.

По такому же принципу действуют звуковые волны. Долетая до твёрдых тел, они отталкиваются и устремляются назад. Именно особые звуки, которые издают летучие мыши, помогают им определять расстояния до предметов. Если звук возвращается быстро, значит предмет близко и наоборот.

Опыты со звуком. Как летучие мыши видят в темноте

Вспомните прибор эхолот. Он нужен для измерения глубины. И работает он как раз с помощью звуковых сигналов. Отправляя и принимая их обратно, он высчитывает расстояние до дна.

Опыты со звуком. Как работает эхолот

Почему мы не слышим звуки, которые далеко?

Проведём эксперимент и выясним, почему мы не слышим звуки с противоположного края большого поля, из соседнего дома или даже другого города?

Возьмите:

Большой таз с водой.

Кораблики из бумаги.

Кораблики из пробки.

Камешки.

1. В таз с водой у одной стенки поместите бумажные и пробковые кораблики. Отойдите на противоположную сторону и бросьте несколько камешков. Понаблюдайте. По воде пойдут волны, но кораблики останутся на месте.

2. Расставьте кораблики по всей поверхности воды и повторите опыт. Чем ближе находится предмет, тем сильнее он качается на волнах. Кораблики, стоящие вдалеке практически неподвижны.

Опыт со звуком. Почему мы не слышим звуки, которые далеко

Звуковые волны распространяются также. Чем ближе источник звука, тем он сильнее.

3. Сделаем волнорезы и снова сымитируем волны. Как они будут распространяться на этот раз? Понаблюдаем и выясним, что преграда гасит волну. Она становится тише. Тоже происходит и со звуковой волной. Опытным путём мы выяснили, почему звук ослабевает и прекращается вовсе.

Где живёт эхо?

Что такое эхо, как и где оно возникает, а где его быть не может? Эхо – это повторяющиеся сами собой звуки. С этим явлением мы встречаемся, когда говорим, проходя под аркой, гуляя в лесу или находясь в пустой комнате.

Опыт со звуком. Где живёт эхо

Для опыта пригодится:

Пустой аквариум.

Стеклянная банка.

Металлические и пластмассовые ведёрки.

Ткань.

Палочки, ветки.

Мяч.

1. Расставьте перед собой пустые ёмкости. Наклонитесь и скажите в них что-нибудь. Будет ли эхо? Да, ваши слова повторятся. После чего заполните ёмкости кусочками ткани, веточками и другими предметами. Услышите ли вы эхо на этот раз? Нет.

Опыты с эхом для детей

2. Проведём другой опыт. Возьмите мяч и отбейте его от пола, дивана, ковра, стены. Обратите внимание, от каких предметов мяч отскакивает хорошо, а от каких плохо. Об твёрдые поверхности он ударяется заметно лучше, чем об мягкие.

Звуковые волны ведут себя так же. Долетая до твёрдых предметов, они отталкиваются от них и возвращаются эхом.

Опыт Как появляется эхо

С мягкими поверхностями такого не происходит. Именно поэтому в пустой ёмкости или комнате мы слышим эхо. А в заполненном мягкой мебелью, тканью и прочими вещами пространстве эхо исчезает.

Объясняйте детям сложные вещи с помощью простых опытов. Тем самым вы подогреете научный интерес юных исследователей и познакомите их с физическими явлениями.