Современные образовательные технологии
Использование новых образовательных технологий
в образовательном процессе
Образовательная технология | Обоснование выбора | Системность использования | Результат |
Здоровьесбе регающие технологии | Позволяет обеспечить обучение на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативность методов и форм обучения, оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок, создание эмоционально благоприятной атмосферы, формирование положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), культивирование у школьников знаний по вопросам здоровья. | Ежедневно на всех этапах урока (физкультминутки, тренажёры для глаз, дозированная по времени работа с электронными устройствами, разнообразие форм и методов работы, смена видов деятельности, дозировка домашнего задания, соблюдение норм СанПиН) | Способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка, повышает работоспособность на уроке |
CLIL технология | Изучение языка становится более целенаправленным, так как язык используется для решения конкретных коммуникативных задач. Кроме того, обучающиеся имеют возможность лучше узнать и понять культуру изучаемого языка, что ведет к формированию социокультурной компетенции учащихся. Обучающийся пропускает через себя достаточно большой объем языкового материала, что представляет собой полноценное погружение в естественную языковую среду. Необходимо также отметить то, что работа над различными темами позволяет выучить специфические термины, определенные языковые конструкции, что способствует пополнению словарного запаса обучающегося предметной терминологией и подготавливает его к дальнейшему изучению и применению полученных знаний и умений. | Отдельные интегрированные уроки (использование на уроках межпредметных связей) | Способствует повышению мотивации к изучению языка, побуждает мыслить нестандартно и развивать самоконтроль, сделать разнообразным сложившийся формат занятий, создает осмысленность учебного опыта. позволяют формировать и улучшать навыки говорения, аудирования, активизируют лексику, способствуют развитию личности и коммуникативных навыков. |
Интерактивные технологии (интерактивные тетради, лэпбуки) | Интерактивные элементы помогают сэкономить пространство, тем самым уместив больше информации; дети учатся организовывать и систематизировать информацию, визуализируется и становится понятнее грамматика. Кроме того, задействуется ещё и моторика, это тактильная память; дети проявляют свою индивидуальность и фантазию, вовлечены в процесс, развивают творческие способности, повышается мотивация. Интерактивные тетради стимулируют к постоянному просматриванию и повторению. | Интерактивные тетради на любом этапе урока. Лэпбуки при повторении, закреплении и обобщении темы. | Со временем, благодаря ведению интерактивных тетрадей, ребенок становится более организованным. Он учится правильно распределять свое время и применять полученные знания. У детей развивается мелкая моторика, образное мышление, воображение и т.п. Благодаря интересной манере подачи материала, и его интерактивности, дети принимают самое непосредственное участие в оформлении своих тетрадей. Развиваются творческие способности, и повышается интерес и мотивация к изучению предмета |
Технология «Обучения в сотрудничестве» | Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, и, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение. | Еженедельно, на различных этапах урока | повысилось качества знаний -развиваются творческие способности обучающихся -возросла мотивация к усвоению знаний |
Технология проектного обучения | Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Преимущества технологии - это энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, умение работать в группе, самоконтроль, закрепление знаний, дисциплинированность. Способствует активному формированию УУД. | Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: - индивидуальная работа, -работа в парах, -работа в группах, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени (недели, месяца, полугодия). Учитель выступает в роли консультанта. | учащиеся умеют выявлять проблему и находить адекватные способы её решения - планировать свою работу и выстраивать алгоритм действий - создавать творческие проекты в рамках учебных предметов - применять полученные знания в различных жизненных ситуациях - развиваются индивидуальные творческие способности учащихся -в ходе работы над групповыми проектами у учащихся эффективно формируются коммуникативная компетентность и личностные УУД |
ИК технологии. | Технология вооружает обучающихся совокупностью методов и программнотехнических средств с целью сбора, обработки, хранения и распространения информации | Компьютер присутствует на всех типах и этапах урока, с учетом санитарногигиенических норм для каждого возраста. | Результатами данной технологии являются: Повышение мотивации к предмету. Формирование знаний, умений и навыков работы с ИКТ у обучающихся (выполнены компьютерные презентации) Использование ИКТ для доступа к информации (участие в конкурсах и олимпиадах). Умение работать в системе контроля и мониторинга качества знаний |
|
|
|
|
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 791.58 КБ | |
| 16.54 КБ | |
| 1.34 МБ | |
| 29.5 КБ | |
| 1.08 МБ | |
| 22.22 КБ | |
| 19.29 КБ | |
| 14.77 КБ | |
| 140.47 КБ | |
| 52.5 КБ | |
| 354.5 КБ | |
| 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« лэпбук » означает “книга на коленях”
Новизна данной методики заключается в том, что для учеников лэпбук , это своего рода игрушка, в которой много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии. Цель использования лэпбука - получение, расширение и закрепление знаний по определенной теме в игровой форме.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС: информативен; обладает дидактическими свойствами; обеспечивает познавательную, исследовательскую, творческую и игровую активность школьников; вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части); полифункционален : способствует развитию памяти, внимания, воображения, творчества, мышления, логики.
Разновидности тематических папок в зависимости от назначения: учебные ; игровые; поздравительные, праздничные; автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)
В зависимости от формы: • стандартная книжка с двумя разворотами; • папка с 3-5 разворотами; • книжка-гармошка; • фигурная папка.
Организация материала: стандартные кармашки; обычные и фигурные конверты; кармашки-гармошки; кармашки-книжки; окошки и дверцы; вращающиеся детали; высовывающиеся детали; карточки; стрелки; пазлы ; чистые листы для заметок и т.д.
Лэпбук " I like English !" (« Я люблю английский !») 8 тем : а нглийский алфавит; с чет до 20; лексика по теме «Времена года »; «Спорт », зимние и летние виды спорта; « Дикие и домашние животные »; « Цвета »; «Овощи и фрукты» монологическое высказывание «Мое любимое время года».
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
CLIL технология на уроках английского языка
В современном обществе приоритетными становятся вопросы социализации современного человека в межнациональном и меж-
культурном пространстве, при этом владение иностранным языком
рассматривается как один из инструментов расширения профессио-
нальных знаний и возможностей. В связи с этим появляются новые
образовательные технологии обучению иностранным языкам. Од-
ной из таких технологий является предметно-языковое интегриро-
ванное обучение CLIL (Content and Language Integrated Learning).
Термин CLIL впервые был предложен в 1994 г. Дэвидом Мар-
шем и Анной Мальерс (Финляндия) как методология преподавания
неязыковых предметов на иностранном языке. Данный подход
включает в себя различные формы использования иностранного
языка как средства обучения, обеспечивает эффективную возмож-
ность ученикам применять свои новые языковые умения на практике
сейчас, а не ждать подходящего момента в будущем. Таким обра-
зом, обучение английскому языку имеет межпредметный характер и
тесно связано с другими предметами из школьной программы.
При проектировании курса обучения на основе данной методики
необходимо учитывать 4 «С» методики CLIL:
• Content. Процесс овладения знаниями, навыками и умениями в
рамках преподаваемого предмета. Метод CLIL позволяет развивать
межпредметные связи. Например, ученики могут изучать историю,
географию, искусство в рамках одной темы.
• Communication. Обучение использованию средств иностранно-
го языка для получения знаний по предмету. Язык выступает ин-
струментом общения, а не самоцелью. Основная цель CLIL –
сокращение времени речи учителя и увеличение времени речи
учащихся, с тем чтобы с помощью учителя и при участии одноклассников дать им возможность активно практиковаться на уроке в использовании иностранного языка как средства коммуникации. Для
этого можно в начале или конце темы проводить «мозговой штурм».
В связи с заданным понятием учащиеся высказывают идеи, мнения,
затрагивают различные аспекты темы. Таким образом стимулируется речемыслительная деятельность учащихся, актуализируется их
речевой опыт. Участие в дискуссиях, диспутах, форумах способ-
ствует повышению мотивации, требует умственного напряжения и
стимулирует речевую активность обучаемых в ходе обдумывания и
обсуждения проблем.
• Cognition. Развитие мышления является неотъемлемой со-
ставляющей процесса овладения языком. Учащихся следует вовле-
кать в активный процесс познания сути изучаемых явлений, когда
создаются условия для реализации личностных ориентиров. Дости-
жению этой цели помогут задания для аналитического или критиче-
ского чтения и письма, задания по вычленению главного,
сопоставлению, догадке, нахождению связей и т. д.
• Culture. Культурологические знания, которые направлены на
понимание собственной и иноязычной культуры, определение свое-
го места и роли в них, формирование позитивного отношения к дру-
гим культурам, является важной составляющей CLIL.
Специфика CLIL-методики заключается в том, что знание языка
становится инструментом изучения содержания предмета. При этом
внимание акцентируется как на содержании текстов, так и на необ-
ходимой предметной терминологии. При этом язык интегрирован в
программу обучения, а необходимость погружения в языковую сре-
ду для возможности обсуждения тематического материала значи-
тельно повышает мотивацию использования языка в контексте
изучаемой темы.
Этому способствуют тщательно подобранные учебные матери-
алы не только для изучения конкретного предмета, но и для обуче-
ния языку: лексических и грамматических единиц и структур, всех
видов речевой деятельности (чтению, говорению, письму и аудиро-
ванию).
Типы заданий должны быть разработаны по уровню сложности,
построены с акцентом на предметное содержание, его понимание,
проверку и последующее обсуждение.
На различных этапах работы с текстом внимание фокусируется
на лексике, на содержании текста, а затем на конкретном грамматическом материале.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
There are a lot of places, Different and fine. But the best of regions Is no doubt mine
The territory near the village of Yarikto has attracted attention recently. Here people saw Divine Yanzhima who appeared in the form of the petroglyph. The image a dancing woman of yellow color on the big boulder covered with grey moss is a face of the patroness of dances, arts, fertility.
Appearance of the Goddess Yanzhima In 2005 Pandido Hambo Lama Damba Ayusheev found the sacred place, there was a small pyramid of thousand Buddas in the cleft between two rocks which meant a special meaning of the place. According to the legend people meet in these rocks named “ Uulzakhaa ” with the world of gods.
A lot of people come to our Yanzhima to see, pray and bow as a goddess of giving protection and maternity. Everyone who comes here considers to be Yanzhima as a special attention , charm of the Buryat motherland and sign of blessing from the heavens.
The Goddess Yanzhima has got a miraculous ability to give a great gift as maternity. People who desperate (give up) to have children after praying to Her nearly all of them get children. As a wish to express their gratitude they bring babies’ toys and many other beautiful things.
Предварительный просмотр:
A saint place– The Goddess Yanzhima
Properties of the place | Observe, Deduce and Infer |
Physical features What is she like? | |
What culture can she belong to? | |
What does she symbolize? | |
When and where did she appear? | |
Function and purpose
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
I think … I believe… To my mind… I’m not sure but … In my opinion … I should say that … As far as I concerned… I can’t say for sure but I think… I’m afraid I’m wrong but I believe … I feel that … I’m sure that… I’ m quite sure that … Use these expressions:
Physical Features What is it like? -It’s like a wind musical instrument made of wood. -It’s like a double reed flute made of a special type of fruit tree.
What culture can it belong to? -It was used by the peoples of Mongolia,Buryatia . -
How old can it be? It’s one of the oldest instrument in the world . Its origin can be traced back to before the time Buddism Birth.
Why has it got this color? -Because it’s made of a special type of wood and may be covered with brown paint.
Почему у предмета такой цвет? - Лимбэ изготавливается из древесины твердых пород (бука) и по форме представляет собой полую трубку, закрытую с одного конца и снабженную рядом отверстий иногда мастера используют специальное покрытие, чтобы сделать цвет более насыщенным.
Why is this shape used? - To play a lovely piece of music. - To create very unique music sounds.
Что придаёт инструменту особое звучание? - Диаметр от 19 до 22 мм. (в зависимости от строя инструмента) длина примерно 600мм.. Отверстие для вдувание воздуха (дульце) расположено примерно в 200мм. от закрытого конца, затем расположено специальное отверстие, заклеиваемое тонкой бумагой или высушенной растительной пленкой (кожицей бамбука), что придают инструменту его индивидуальный тембр, который можно определить как "серебристый«.
What can the sounds of this object symbolize ? - They reflect the soul of this nation. - The feelings as if you’re a part of the universe - They convey all sorrows and joy of Urartu people. - They symbolize the link with God
Что может символизировать данный предмет? Мелодии лимбэ чисты и естественны, в них сокрыта сущность мироздания. Зачастую , при прослушивании мелодий лимбэ , возникает ощущение единения с Божественным началом, отречения от всего земного.
Who can use it? - Only some gifted musicians can use it to play at concerts . - Some film producers use this musical instrument in their famous blockbusters . - Some amateur ( любитель) musicians can use it
Three more important but difficult questions Value - Does the object have monetary (), spiritual, aesthetic (), sentimental () or practical value? Does the object mean different things to different people? - How does the object reflect the person, community, or culture that used or made it?
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
Слайд 4 – «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Ж.-Ж. Руссо
Слайд 5 Актуальность темы: Здоровье человека всегда было главной темой во все времена, а сегодня она актуальна как никогда, так как здоровье учащихся вызывает большую тревогу (по данным исследований психологов) более 60 % учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению показателей психического и физического здоровья учащихся; снижается успеваемость, усиливается состояние тревожности. Состояние здоровья наших детей - это показатель состояния нашего общества в целом, поэтому эта проблема остро стоит как перед родителями, так и перед учителями. Как сделать урок интересным, насыщенным и в то же время неутомительным, вот об этом я хочу поговорить.
Слайд 6:
- Динамические паузы (физкультминутки, зарядки-релаксации, подвижные игры, пальчиковые игры и т.п.) - Игровые технологии;
- Пение
- Смена видов деятельности и видов преподавания
- Новизна и нетрадиционность учебного материала, юмор на уроке
- Методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, т.е. активные - методы (ученики в роли учителя, обучение действием, ролевая игра, создание ситуаций успеха)
- Содержание учебного материала, использование метода проектов
- Стимулирование внешней и внутренней мотивации
- Применение ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами)
Слайд 7 Одним из любимых видов релаксации на уроке являются I. Динамические паузы. Грамотно подобранные динамические паузы, смысловое содержание которых соответствует теме урока, способствуют повышению эффективности усвоения учебного материала, повышению интереса к предмету, сохранению и укреплению их физического и психического здоровья. Норма: дважды за занятие, через 15–20 мин. урока по 1 мин.
Виды ДП: 1) Физкультминутки
2) Зарядки-релаксации
3) Подвижные игры
4) Пальчиковые игры
5) Нестандартные методы активизации деятельности учащихся
6) Танцы
Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.
Слайд 8 1) Основные виды физкультминуток:
1) упражнения для снятия общего или локального утомления;
2) упражнения для кистей рук;
3) гимнастика для глаз;
4) гимнастика для слуха;
5) упражнения, корректирующие осанку;
6) дыхательная гимнастика;
7) артикуляционно-мимическая гимнастика.
При выполнении упражнений можно практиковать счёт, пословицы и поговорки, скороговорки и т.п. согласно изучаемой теме
Слайд 9, 10 2) При релаксации мышечное движение служит активизации умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание ребят. (“Hippo”)
Слайд 11 3) Подвижные игры («Выучи пословицу» (для детей-кинестетиков, игры-эстафеты «Эстафета «В деревне», «Путешествие по станциям» What are you doing?
«Переполох на ферме», «Hot Potato (Hot Dog)» – грамм. Конструктор
Слайд 12 4) Пальчиковые игры На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему (В. А. Сухомлинский «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»). Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Остроумно весёлое, удачно подобранное маленькое стихотворение, прочитанное и динамически обыгранное хором, способствует снижению нервно-психического напряжения на уроке, повышению эмоционально-положительного фона учебной деятельности и совершенствованию коммуникативных навыков. Вот несколько примеров пальчиковых игр.
Слайд 13. 5) Нестандартные методы активизации деятельности учащихся «Sprinkler» («Sprinkle, sprinkle to my face – I will wake up and won’t be lazy!»)
Слайд 14. II. Песня на уроке - хороший вид релаксации, предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, веселые, шуточные. (“What does the fox say?)Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.
Слайд 15. III. Смена видов деятельности Во избежание усталости учащихся, смена видов работ может быть следующая: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, "мозговой штурм”, рисование. Это способствует развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).
Применять не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный), групповую, парную, индивидуальную работу
Слайд 16. IV. Новизна и нетрадиционность учебного материала(грамм. конструктор, грамм. стакан)
Слайд 17 Юмор на уроке. Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию напряжения, является смех. Для этого я рассказываю что-нибудь забавное, часто используя смешные истории, презентации.
Слайд 18, 19. V. Методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, т.е. активные – методы
(ученики в роли учителя, обучение действием, ролевая игра, создание ситуаций успеха)
Слайд 20, 21 VI Стимулирование внешней и внутренней мотивации
Внешняя ((оценка, поддержка, соревновательный момент, похвала). Справедливо оценивать ответы. Оценка должна помогать, а не отбивать охоту учиться. Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является похвала ученика. Она может быть вербальной : «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т.д.Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д. Урок должен быть зоной психологического комфорта. Здесь вспоминается высказывание Константина Дмитриевича Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов». Комбинированные (жест-слово): «Good, good, very, very good!”
Стимулировать внутреннюю мотивацию – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к материалу, удовольствие от полученных знаний. Создавать ситуацию успеха (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей ребят). Анкета в начале года – рисовать, петь, играть на муз. Инструментах
Cлайд 22. VII Содержание учебного материала (включение в урок вопросов и тем, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, использование метода проектов)
Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе, подходит метод проектов. Метод проектов поддерживает мотивацию к учению – проект отражает интерес учащихся, их собственный мир.
Предварительный просмотр:
Опыт работы "Технология обучение в сотрудничестве"
Тема опыта: «Формирование коммуникативной компетенции через использование технологии «обучение в сотрудничестве»» (групповые формы работы).
Автор опыта: Агаркова Валентина Викторовна, учитель английского языка МБОУ Ясиновской СОШ, Куйбышевского района, Ростовской области
Информация об опыте.
Условия возникновения и становления педагогического опыта
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей отечественного образования, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Актуальность
Изучение иностранного языка вне языковой среды не дает достаточно высокого уровня владения языком, присущего коренному жителю страны. А так как в условиях нашего села учащиеся получают возможность пользоваться иностранным языком в его коммуникативной функции только лишь на уроке, поэтому для решения возникшего противоречия между высокими требованиями стандартов, желаниями родителей и недостаточно благоприятными реальными условиями для овладения иностранным языком, внимание было направлено на поиск резервов для совершенствования урока английского языка, на повышение его эффективности и действенности.
Технология сотрудничества призвана заменить традиционную парадигму образования: учитель – учебник – ученик на новую: ученик – учебник – учитель.
Ведущая педагогическая идея
Идея педагогического опыта – это идея совместной деятельности учителя и ученика на творческой основе и межличностном общении, а также идея сотрудничества учителя и ученика на основе духовного контакта. Все это создает условия для осознанного подхода к изучению предмета, к осмыслению учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного материала, взаимного уважения и доверия.
Идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по своей сути и, следовательно – педагогична. Я считаю, что личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса. Поэтому идея гуманизации и демократизации педагогических отношений отвечает моим представлениям об учебном процессе. Стиль поведения учителя: не запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
На уроках использую приемы и методы групповой работы (интерактивные методы), создания ситуаций выбора и успеха, индивидуальной и коллективной рефлексии процесса и результатов деятельности.
Диапазон опыта.
Диапазон опыта охватывает единую систему «урок – внеклассная работа», т.е. весь учебно-воспитательный процесс по предмету.
Теоретическая база опыта.
В своей работе я опираюсь на различные идеи современных инновационных образовательных технологий:
Наиболее всего моим идеям созвучны идеи Е.С.Полат. Обучая с использованием разработанной Е.С.Полат технологии, развиваю способности школьников участвовать в совместной деятельности, основанной на принципах сотрудничества.
Цели и задачи
В рамках многогранной деятельности по развитию учащихся на уроках английского языка целью педагогической деятельности является создание условий для формирования коммуникативной компетенции школьников через технологию «Обучение в сотрудничестве».
Задачи:
• Стимулировать речемыслительную деятельность учащихся для повышения развивающей эффективности обучения.
• Вовлечь школьников в командную деятельность для накопления опыта, осознание и принятие ценностей, а также для становления и совершенствования навыков коммуникации и сотрудничества.
• Разнообразить формы деятельности обучающих в рамках предмета «Английский язык», способствовать развитию интереса к предмету.
• Повысить результативность учебного процесса по предмету «Английский язык» посредством использования командной работы (интерактивного обучения), которое повышает мотивацию детей к обучению, обеспечивает прирост из знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации.
• Содействовать проявлению самостоятельности и сотрудничества обучающихся, посредством не только учебной, но и внеурочной деятельности.
• Предоставить обучающимся больше возможностей для осуществлении рефлексии и обратной связи.
Описание
Технология «Обучение в сотрудничестве» основана на использовании метода групповой работы.
Эта технология подразумевает различные формы и виды дифференциации обучения: опора на коммуникативно-когнитивный подход в обучении иностранным языкам младших школьников способствует становлению их личности, выявляет и развивает их способности, формирует умения и желание учиться; на старшей ступени обучения в школе данная технология определяется выделением разноуровневых целей обучения, деятельностным характером содержания обучения, выделением, наряду с общедидактическими принципами таких принципов, как принцип продуктивности обучения, принцип автономии школьников, когда учащиеся выступают в качестве активных субъектов учебной деятельности, увеличивается удельный вес их самостоятельности
С первых же минут учащиеся активно вовлекаются в процесс. При помощи алгоритма специальных структур, они двигаются, думают, обсуждают. У каждой есть возможность поделиться своим мнением, в команде все равны, все чувствуют себя уверенно и не боятся делать ошибки.
Работа в сотрудничестве подразумевает деление детей на команды и рассадку их по 4 человека. Чтобы команда состоялась, нужно тщательно это спланировать. Нам понадобится список класса с оценками за контрольную работу (это может быть диагностический тест) и индивидуальные карточки учеников, которые они не должны видеть. Например, если в классе 17 учеников, получается 4 команды и один ученик. Команда будет состоять из одного сильного, одного слабого и двух средних учеников.
Преимущества использования данной технологии:
1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.
3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных заданиях.
4. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
5. Ребята учатся общаться между собой, с учителем, овладевают коммуникативными умениями.
6. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Новизна
Рассматривая технологию «Обучение в сотрудничестве» как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся, изучая, систематически творчески перерабатывая, приспосабливаю ее для условий, в которых использую. Базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, одновременно ориентируюсь и на ситуацию, с которой приходится сталкиваться в работе, а также на особенности собственной личности и личностей своих учеников. Поэтому опыт своей работы определяю как репродуктивно-рационализаторский, поскольку, во-первых, обучение в сотрудничестве используется уже давно (20-е годы XX столетия) и, во-вторых, данная технология продолжает изучаться и разрабатываться отечественными и зарубежными педагогами.
Так как не существует двух одинаковых личностей, двух мнений, одинаковых школ и даже классов, то и результаты, которые ты получишь, апробируя наработки других специалистов, естественно, будут отличными от уже существующих
Применения опыта
Опыт по формированию и развитию коммуникативных навыков учащихся может быть использован как учителем со стажем, так и молодыми специалистами. Применять на уроках, во внеурочной работе, на кружковых и факультативных занятиях.
Результаты
Отмечаются стабильные результаты в освоении программы по иностранному языку. Повышение мотивации к изучению языка. Участие в различных мероприятиях, победы в конкурсах и олимпиадах.
Приемы, методы и обучающие структуры технологии в сотрудничестве, помогут в реализации требований ФГОС, например:
в создании условий для формирования у обучаемых:
- - умения видеть и понимать ценность образования, быть заинтересованным и мотивированным к его продолжению;
- - умения и способностей организовывать и планировать свою деятельность, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
- - умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности;
- - способностей выполнять определенные социальные роли;
- - ключевые навыки, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности
- –навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества;
в использовании деятельностного подхода в обучении через:
- - формирование универсальных учебных действий (УУД) учащихся;
- - осуществление внутрипредметной и межпредметной интеграции;
- - выстраивание учебного сотрудничества в учебном процессе;
- - формировании у обучаемых действия самоконтроля и самооценки;
в формировании
- - доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение человека;
- - равные возможности получения общего образования.
Предварительный просмотр:
Интерактивные тетради
В современном мире постоянно что-то меняется, развивается, улучшается. В условиях реализации нового ФГОС учитель ищет новые, прогрессивные средства обучения, которые должны соответствовать новым требованиям и целям обучения. У учеников пропадает интерес к обучению на скучных, монотонных уроках, поэтому перед учителем стоит задача не только сделать урок разнообразным и занимательным, но и создать и покрепить мотивацию к обучению, привить интерес к ИЯ, научить школьника ставить перед собой цели, задачи и находить способы их решения.
Что может привлечь учеников и окунуть их в мир английского языка? По-новому взглянуть на скучные уроки помогут интерактивные тетради!
Что такое интерактивные тетради?
Интерактивные тетради представляют собой собрание учебного материала, представленногов разных формах. С ее помощью каждый школьник сможет отработать навыки, а создавать ее - это настоящее удовольствие –все элементы открываются, движутся, складываются, тем самым учащимся предоставляется возможность «проиграть» ситуации много раз, доработать, повторить, систематизировать.
Преимущества интерактивных тетрадей:
- 1. Такие тетради получаются очень интересными, красивыми и индивидуальными, так как дети могут выразить себя таким образом.
- 2. Интерактивные элементы в тетрадях помогают сэкономить пространство в обычных тетрадях, тем самым уместив больше информации.
- 3. Дети учатся организовывать и систематизировать информацию, этому надо тоже учить, чтобы им проще было потом и в жизни.
- 4. Грамматическая теория визуализируется и это облегчает понимание материала. Кроме того, задействована ещё и моторика (элементы постоянно трогаются, двигаются, вытаскиваются).
- 5. Дети проявляют свою индивидуальность и фантазию. Они вовлечены в процесс, развиваются их творческие способности.
- 6. Поддерживается постоянный интерес к тетрадям, повышается мотивация к изучению английского языка.
- 7. Интерактивные тетради стимулируют к постоянному просматриванию и повторению.
Источник по материалам курса повышения квалификации Анастасии Рыковой “In-Through-Out”, из личного опыта работы
Интерактивная тетрадь– это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Six ways of Thinking
Key components Analysis: an ability to find connections between statements, questions and arguments; ability to interpret data. Evaluation: an ability to appraise evidence and evaluate the reliability of arguments. Opinion: an ability to formulate the hypothesis, identify lack of information, draw conclusions. Explanation of one’s thoughts, ideas and methods. Self-regulation: an ability to reflect upon one’s values, attitudes, beliefs and actions, recognize problems, check it on the basis of wider experience. (according to Delphy Report)
Focuses on facts and data Looks for alternatives, new solutions, and creative ideas Judges and sees the flaws in things
•/ Step 1 If you have 12 students, divide the class into groups of 6 . Ask each group to find a problem they want to solve or a project they want to start ( keep the context as relevant to the students as possible, i.e. a project in their school, a problem in their neighborhood or their company). Step 2 Display or hand out the slide with the different thinking hats, and give the students a couple of minutes to look at the information. Then ask each group to look at the 6 different ways of thinking and to associate three adjectives with each one (e.g.: black: pessimistic, negative, demoralizing; blue: practical, organized, realistic; yellow: optimistic, energetic, excited). Then listen to the adjectives that the students have found, and elicit the function of each thinking hat. Step 3 Display the slide, where the functions of the different thinking hats are explained. Then in each group, students are assigned a hat color at random. Then the students start discussing the project or problem that they are trying to solve, each students acting according to their thinking hat. Step 4 Wait for 5 minutes, then tell the students to pause and switch to a different thinking hat conversation , students continue discussing their subject with their new thinking hats. Change the hat color of the students every 5 minutes. Supervise and make sure each student is speaking equally. Ideally, each student will have experienced every type of thinking hat. This part of the lesson should last 25-30 minutes. Step 5 The students of each group explain to the class what they were discussing and what conclusion they reached and why they made that decision. Step 6 The students write individually a short paragraph about which thinking hat they preferred to use and why. Check the text for mistakes and correct.
THE FUNCTIONS OF THE DIFFERENT HATS Yellow = I tend to be optimistic, seeing the good side of everything. White = I tend to be very rational and objective; 1 feel most comfortable looking at the facts. Red = I tend to be emotional, and to think about how things make me and other people feel. Black = It is easy for me to see the flaws in things and to know when an idea is wrong. I tend to be very logical. Green = I tend to think about how things could be improved or changed. I like to invent and create things. Blue = I tend to think about how a situation needs to be managed or handled -1 like to be in charge.
How can we help people who are addicted to video games ? How can we improve the transport system in this country? How can we convince people to eat more healthily? How can we stop religious conflicts around the word ? What is the age to start dating ? How to teach grandma to use a smartphone ? How to manage your time wisely ?
Thank you for attention!
Предварительный просмотр:
Сычева А.Б.
Реализация технологии проектного обучения на уроках английского языка.
Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, инновационных технологий обучения.
Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранного языка и как он может быть использован с учетом специфики предмета?
Прежде всего, учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому можно говорить о коммуникативной компетенции как одной из основных целях обучения иностранному языку, отдавая отчет в том, коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня. Однако целью обучения во всех типах школ является не система языка, иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.
Вот почему мы обратились к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.
В чем суть проектного обучения?
Проектный метод появился в 1919 году в Америке. В основе этого метода лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и других американских ученых.
Главная идея состоит в следующем:
1. С большим увлечением выполняется ребенком та деятельность, которая выбрана им самим свободно;
2. Деятельность строиться иногда не в русле учебного предмета.
3. Лозунг этой деятельности: " Все из жизни, все для жизни".
Метод проектов, как педагогическая технология включает в себя целевую направленность, научные идеи, на которые опирается система действий учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.
По количеству участников проектов выделяются личностные, парные и групповые. Групповые наиболее часто используются в нашей практике.
В этом случае необходимо правильно с методической точки зрения организовать деятельность участников проекта в группе учеников, и роль педагога–координатора в этом случае особенно важна.
Групповой метод проектов имеет следующие правила и принципы:
1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2. Команды не соревнуются.
3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, потому что они вместе выполняют задание.
4. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
5. Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте.
В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в “добывание” знаний. Работая над проектом, школьники учатся работать в “команде”, ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.
Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.
При использовании метода проектов меняется и роль учителя. Она различна на различных этапах проектирования. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.
Главная задача учителя заключается не в передаче конкретных знаний, а в обучении способам работы для получения знаний.
Для передачи способов работы разрабатываются алгоритмы для решения таких типичных задач, как выделение проблемы, поиск подхода к решению поставленных задач, работа с источниками информации, критический анализ текста, описание результатов деятельности.
Алгоритм работы над проектом
Стадия работы над проектом | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. Подготовка | а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения. б) Подбор рабочей группы | Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников |
2. Планирование | а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности | Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой учащихся |
3. Исследование | а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т. п.). б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. в) Выбор оптимального варианта хода проекта. г) Поэтапное выполнение исследовательских задач | Поэтапно выполняют задачи проекта | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
4. Выводы | а) Анализ информации. б) Формулирование | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект | Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) |
5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов | а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого | Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество использования источников, потенциал продолжения проекта |
Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого–то раздела, вопроса программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать.
Если предполагается, что учащиеся по предложенной им ситуации должны сформулировать проблему, учитель сам должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Учащиеся могут назвать некоторые из них, к другим учитель подводит ребят наводящими вопросами, ситуациями.
Я считаю, что структура УМК О.М. Гроза Английский язык «Нового тысячелетия» в полном объеме помогает решить эту дидактическую задачу. Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-либо проблема. В каждом разделе своего учебника О.М. Гроза ставит проблемы, актуальные для нашего времени, предполагая нестандартный подход для их решения.
Почти каждый урок у нас проходят дискуссии, где учащиеся высказывают свои точки зрения на ту или иную проблему. И как заключительный этап работы – защита проекта. В работе над проектной деятельностью мы используем различные типы проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные.
Так в работе над темой «Самоопределение», где ведущей подтемой была «Молодежные группировки», вопрос был поставлен «Хотел бы ты принадлежать к какой-либо группировке и почему?». При работе над темой «Материалистичен ли ты?» была выдвинута проблема «Причины материального неблагополучия в России и способы борьбы с ним». Нужно было видеть, как серьезно дети подошли к решению этой проблемы, какие глобальные предложения они выдвигали, которые с успехом могли быть применены на государственном уровне.
Очень интересной оказалась работа над темой «Семейные ценности». Здесь было объединено несколько типов проектов. Учащиеся разделились на группы, и каждая группа создавала свой молодежный журнал. У каждого ученика была своя роль: главный редактор, заместитель, корреспондент, оформитель и т.д., то есть каждый отвечал за свой раздел. Такому полету фантазии и вдохновения могут позавидовать настоящие издания периодики!
Были опубликованы рассуждения о «пропасти» между поколениями, письма детей и родителей, советы от журналистов и т.д. Очень интересно прошла презентация журналов, где каждый представлял свою рубрику.
Метод проектов – личностно-ориентированное обучение, направленное на развитие учащегося. В сотрудничестве с учителем и другими учениками улучшается мотивация обучения, снимается напряжение, увеличивается вера в свой успех, таким образом, результаты, которые могут быть получены после применения этой технологии следующие:
– прочное и глубокое усвоение знаний;
– высокий уровень самостоятельной работы учащихся;
– высокий уровень научности в знаниях у учащихся;
– умение работать в группе, вести групповое обсуждение;
– сплочение детского коллектива;
– мотивация коллективных достижений.
Проблемы, которые можно решить, используя метод проектов:
– низкий уровень активной, самостоятельной работы учащихся;
– перегрузка учителей и учащихся.
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1. В центре учебного процесса находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность.
2. Роль учителя в таком учебном процессе чрезвычайно ответственна, но она иная, чем при традиционном обучении.
З. Ответственность за успех учебной деятельности школьники в большой степени берут на себя.
4. Главная цель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.
Предварительный просмотр:
Муниципальное Образовательное учреждение гимназия № 24
Г.Люберцы
«Использование
технологии проблемного обучения
на уроках английского языка»
учителя английского языка
Шайкиной Г.А.
2013г
За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромной спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения.
Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста,
Значительное изменение социального заказа привело к кардинальной перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку, что подтолкнуло меня к использованию современных педагогических технологий.
.
Главная цель моей педагогической деятельности:
формировать у школьников умение гибко ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях;
самостоятельно приобретать недостающие знания для самореализации.
Исходя из целеполагания, я обозначила для себя следующие задачи:
Обучающие:
сформировать у школьников учебные навыки работы и коммуникативные умения, необходимые для общения в учебно-трудовой, социально-бытовой и социокультурных сферах,
познакомить учащихся с достижениями национальных и общечеловеческих ценностей.
Развивающие – развить у школьников:
способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию,
навыки взаимоконтроля и самоконтроля,
этикетные нормы (речевой такт и поведение)
Воспитательные:
совершенствовать нравственные качества личности учащихся (гуманность, патриотизм, взаимопомощь толерантность, сотрудничество),
выработать языковую, этническую и расовую терпимость и уважение к другим культурам,
знакомить учащихся с культурой стран изучаемого языка, их связями с мировой культурой.
В центре моей педагогической деятельности находится ребенок, которого я считаю не объектом, а субъектом обучения и воспитания. Поэтому мною в основном используются активные методы обучения с применением инновационных педагогических и информационных технологий, а на уроках создается атмосфера доброжелательности и успеха.
На разных этапах урока использую методы проблемного обучения. Проблемное обучение – это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала.
Наглядные методы проблемно-поискового типа
Проблемный метод обучения основывается на теоретических положениях американского философа, педагога и психолога Джона Дьюи, который писал: «Предложите детям не выучить что-нибудь, а сделать, причём эта деятельность должна быть такого рода, чтобы она заставляла думать и естественным образом запоминать полученные результаты». Таким образом, он утверждал, что ребёнок гораздо легче и прочнее усваивает не те знания, которые предложены ему в готовом виде, а те, которые он получил сам в ходе практической деятельности под руководством учителя.
В нашей стране пик интереса к проблемному обучению приходится на
70-е – начало 80-х годов прошлого века. Именно в это время появились и основные теоретические работы общего характера, в которых разработаны психолого-педагогические аспекты такого обучения.
Проблемно-поисковые методы обучения обычно рассматривают, противопоставляя их репродуктивным методам. Их выделяют, прежде всего, на основе оценки степени творческой активности школьников в познании новых понятий, явлений и законов.
Использование репродуктивных методов предполагает активное восприятие и запоминание учащимися сообщаемой учителем или другим источником учебной информации. Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным или принципиально новым для того, чтобы ученики могли осуществить самостоятельный поиск знаний.
В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышление школьников, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у учеников навыки поисковой деятельности. При чрезмерном применении эти методы способствуют формализации процесса усвоения знаний, а порой и просто зубрежке. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать и такие качества личности, как творческий подход к делу, самостоятельность. Все это требует применять наряду с ними еще и методы обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность школьников.
Проблемно-поисковые методы применяются в ходе проблемного обучения. В чём же сущность проблемного обучения? В самом общем виде она состоит в том, что учащимся предлагается задача проблемного характера, и они должны найти способ решения данной задачи, опираясь на те знания и умения, которыми они овладели ранее. Поставленная перед учеником задача должна содержать противоречие, разрешение которого даёт ему новое знание. Преодоление трудностей в ходе решения проблемной задачи требует мобилизации познавательной активности и психических процессов, включения элементов творческой мыслительно-речевой деятельности. Решение проблемных задач обеспечивает не только овладение новыми знаниями, но и психическое развитие обучаемых, в особенности их творческих способностей. Таким образом, «клеточкой», основной единицей проблемного обучения является проблемная задача. При использовании проблемно-поисковых методов обучения учитель создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Ученики, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.
Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Проблемные ситуации могут быть объективными (ситуация задается учителем) и субъективными (психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы).
Можно также выделить четыре взаимосвязанные функции проблемной ситуации: а) стимулирующая; б) обучающая; в) организующая; г) контролирующая. Опыт моей работы свидетельствует о том, что проблемная ситуация стимулирует речевую деятельность, увеличивает ее объем и разнообразие форм высказывания, а также способствует прочности формируемых речевых навыков и умений.
Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу.
Проблемная задача – это учебная проблема с заданными условиями и, в силу этого получившееся ограниченное поле поиска, доступное для решения учащимся. Совокупность таких целенаправленно сконструированных задач и призвана обеспечить основные функции проблемного обучения: творческое овладение учебным материалом и усвоение опыта творческой деятельности.
Так как проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых, с этой целью мною предусматриваются различные уровни сложности:
1-й уровень. Я сама анализирую проблемную ситуацию, выявляю проблему, формулирую задачу и направляю обучаемых на самостоятельный поиск путей решения;
2-й уровень. Отличие состоит в том, что я вместе с учениками анализирую ситуацию и подвожу их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают ее;
3-й уровень (самый высокий). Я довожу до учащихся содержание проблемной ситуации, ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи и выбор оптимального решения обучаемые осуществляют самостоятельно.
Для успешного решения обучающих, развивающих воспитательных задач проблемного обучения школьников на занятиях мною предусматриваются следующие условия:
создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям учащихся;
обеспечение школьников совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации;
соответствие индивидуальным особенностям, т.е. соблюдение принципа доступной трудности (сильным учащимся давать задания повышенной трудности, например роль ведущего);
соответствие возрастным интересам учащихся;
формирование у школьников операционных умений решения проблемных задач.
Считаю, что последнее условие особенно важно, и одним из путей его реализации является мое личное решение одной из проблемных задач в присутствии учащихся:
анализ ситуации,
выявление проблемы,
формулировка проблемы и
осуществление поиска ее оптимального решения.
Таким образом, учащиеся имеют возможность наглядно проследить все этапы интеллектуальной деятельности по решению задачи, мыслительные операции и способы мышления.
Как показывает практика, эффективен и такой прием, как совместное решение задачи учителем и учащимися. Его целесообразно использовать для уяснения логики, последовательности и этапов решения проблемных задач. Эти приемы являются и своеобразными ступеньками, которые должны пройти ученики, прежде чем они научатся самостоятельно решать проблемные задачи.
Применяя активные формы обучения на занятиях для развития способности самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, я сталкиваюсь с психологическими проблемами, которые стараюсь успешно решать, а именно:
1) умение сформулировать проблему;
2) умение определить необходимое количество проблем для обсуждения на занятия;
3) умение выйти из ситуации, когда на проблемный вопрос не хватает информации не только у школьников, но и у меня.
Я стараюсь формулировать вопросы таким образом, чтобы они действительно были проблемными и требовали самостоятельного мышления, творческой мобилизации всех ранее полученных ими знаний, пригодных для правильного ответа на данный вопрос-проблему.
При составлении проблем-вопросов я руководствуюсь правилом: все вопросы должны требовать или объяснения тех или иных явлений с точки зрения («почему?», «чем объясняется?», «в чем причина?» и т.п.), или доказательства, теоретического обоснования истинности известных (изучаемых в данной теме) положений.
Для реализации основной цели концепции и вытекающих из нее задач мною используются нетрадиционные методы обучения, а именно активные методы обучения (АМО), которые направлены преимущественно на развитие самостоятельного творческого мышления. Кроме того, АМО присущи: активность познавательной деятельности учащихся, тесная связь теории с практикой, атмосфера сотрудничества и взаимопомощи.
Опыт работы показывает, что на традиционных уроках учащиеся редко вовлекаются в подлинно творческую работу, не тренируют способность самостоятельно решать сложные задач, чаще всего они получают знания в готовом виде, запоминают их и воспроизводят. Отклики школьников подтверждают вышеизложенную мысль, что их больше привлекают активные формы и методы, которые заставляют мыслить, искать ответы, лично разбираться в фактах, событиях, явлениях действительности.
Для применения АМО мною выбираются две формы работы с учащимися, а именно: индивидуальная и групповая, так как считаю, что для этого есть объективные причины психологического плана. Есть ученики, которые любят работать в одиночку независимо от уровня их подготовки, но есть и такие, которые хотят, чтобы ими руководили или постоянно помогали. Одни любят и могут думать, другие не могут или не хотят, но готовы делать все, что им скажут. Объединение учащихся в группы по разноуровневым способностям способствует в процессе общей работы самообучению каждого, развитию чувства взаимопомощи и ответственности за общий результат, его качество.
Моя роль превратилась в роль наставника, советника, который разделяет общую ответственность за результат, и я выступаю как равноправный участник дискуссии, игры, конференции и т.д.
Для решения воспитательных, обучающих и развивающих задач проблемного обучения метод анализа конкретных ситуаций является наиболее эффективным приемом на всех этапах обучения, начиная с начальной школы. Преимущество этого метода заключается в том, что на занятиях я имею уникальную возможность создать конкретные проблемные ситуации, взятые из школьной, бытовой или семейной практики. Учащиеся с особым энтузиазмом участвуют в анализе ситуации и принимают оптимальные решения, так как темы очень близки и понятны, а следовательно интересны и актуальны.
В зависимости от темы урока и особенностей содержания материала на занятиях я применяю различные виды ситуаций.
Иллюстрации. Я привожу пример из школьной практики или личного опыта. Например, показываю работы других школьников, которые добились значительных успехов в учебе. Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяются уже не в целях активизации запоминания, а для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на уроках. Речь в первую очередь идёт о сериях рисунков и схем, на которых изображаются определенные учебные ситуации, требующие самостоятельных размышлений учеников, для высказывания каких-то обобщений, выявления доминирующих причин и пр. Например, учащимся предлагаются две картинки, которые нужно сравнить, определить, что в них общего и чем они отличаются, а затем высказать своё мнение по действительно актуальной и интересной проблеме.
Which of the two ways of getting money would you prefer?
*******
Which job deserves the highest status/highest pay?
*******
What do you prefer: to go in for sports or to watch sport events on TV or at the stadium?
*******
What’s happening in each photograph? Would you like to be involved?
Which of the activities would you rather do? Why?
*******
Make guesses about the people in these photographs.
What kind of people are they?
What were they doing before the photographs were taken?
What are they doing now?
What are they going to do? Why?
*******
Note down who you would give your awards to for as many as you can of
the categories below.
Best Film
Best Actor, Actress
Best Supporting Actor, Actress
Best Director
Best Original Screenplay (script)
Best Cinematic Photography
Best Special Effects
Best Original Score (music)
Best Costumes
*******
Предметом обсуждения на уроке может стать проблема проведения свободного времени.
Может ли разговор по телефону заменить общение с близкими и друзьями?
Вам нравится отдыхать в одиночестве или в компании друзей?
Вы предпочитаете активный отдых?
*******
Очень интересен приём использования двух картинок для определения различий между ними. На первый взгляд, две картинки почти идентичны, однако между ними существует 4-5 и более различий, которые необходимо понять в процессе беседы, а затем рассказать о них. Например, двое учащихся получают по одной картинке с изображением комнаты, каждый видит только свою. Им предлагается назвать как можно больше различий между картинками, используя обороты There is… ./ There are… . Остальные ребята внимательно слушают товарищей, а потом воспроизводят все различия.
Оценка. Учащимся предлагается описание конкретного поступка. Например, конфликтная ситуация между одноклассниками в столовой и соответствующие меры со стороны дежурного по столовой. Задача учеников: оценить значение ситуации и правильность действий школьников. Дети анализируют ситуацию, дают оценку правильности действий и предлагают свой вариант.
Упражнение. Учащиеся проводят на занятии небольшое исследование. Например, каждый ученик получает задание – провести исследование в группе (сколько времени проводят у телевизора, какие любимые программы и т.д.), опросить других учеников, заполнить таблицу, проанализировать результаты, сделать вывод и дать совет или поделиться своим опытом.
Проблемное обучение на уроках английского языка приводит к хорошим результатам, оно «учит учиться». Я вполне согласна с метафорой Томаса Хаксли, знаменитого натуралиста 19 столетия, ибо по его определению «образование – это изучение правил игры под названием «жизнь». Его высказывание применимо к современным требованиям к образованию. Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношения между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания английского языка.
Проблемное обучение на уроках английского языка создает атмосферу непринужденного общения, где меняется моя роль как учителя. Оно исключает бездумное заучивание и пересказ «книжных» знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира.
В конечном итоге проблемное обучение стимулирует личностную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно, положительный результат в обучении и воспитании.
Особенно ярко это можно наблюдать в работе над проектом, используя активные формы обучения. Взаимоотношения между мной и учащимися, основанные на сотрудничестве, взаимопомощи, учат жить в социуме. Я принимаю активное участие в проектной деятельности, как помощник, советник, источник информации, разделяя общую ответственность за результат.
Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Интегрированные уроки способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.
Использование информационных технологий на уроках аналитического чтения свидетельствует о тесной взаимосвязи литературы, истории, информатики, где английский язык является основным, потому что используется как средство обучения. Интернет создает уникальную возможность создания естественной языковой среды. Я использую информационные ресурсы сети Интернет, интегрируя их в учебный процесс, при работе над проектом для самостоятельного поиска информации, для обогащения словарного запаса, проверки грамматики. Учащиеся получают домашнее задание найти дополнительную информацию о биографии и творческой деятельности авторов изучаемых произведений в библиотеке или в сети Интернет. Аутентичные материалы, найденные учащимися, становятся основой проблемных обсуждений для развития навыков аудирования, монологической и диалогической речи.
Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Мы живем в информационном обществе и главный капитал – умение добывать информацию, которая является самым ценным и важным продуктом будущей рыночной экономики. Иными словами проблемное обучение ярко отображает изменение сути образования «От образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь».
Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как плод его собственного труда.
Таким образом, проблемное обучение на уроках английского языка дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение школьников. Вместе с тем оно способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляют учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные жизненные вопросы.
Библиография:
Народное образование, № 1330, 2003стр.100 Статья Ю.Борисова, И. Гребенев
Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика.
Проблемные задания на уроках английского языка, Еврошкола, 2001, В.В. Сафонова
Контрольные задания по английскому языку , 8,9,11 классы, М., Просвещение, 2002, В.В. Сафонова, Е.Н. Гром, Л.Г. Кузьмина
Предварительный просмотр:
Интерактивные технологии обучения на уроках английского языка
В настоящее время стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе принципиально нового качества обученности.
На данном этапе главная цель обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции т.е. в способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение в реальной языковой среде.
Принято считать, что общение в процессе обучения иностранному языку может быть «односторонним» и «многосторонним». В первом случае имеется в виду организация учебного процесса с преобладанием фронтальных форм работы, когда учитель спрашивает / побуждает ученика к речевой деятельности – ученик отвечает.
Что касается «многостороннего» общения, для него типичными формами работы являются групповые и коллективные, в которых каждый ученик имеет возможность проявить себя как самостоятельный и полноправный участник определенной деятельности.
Именно при организации «многостороннего» общения на уроке иностранного языка происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса, создаются возможности для раскрытия личностного потенциала каждого ученика. Взаимные экспресс-опросы и интервью в учебной группе, обмен информацией, поиск своей пары, принятие групповых решений, координация совместных действий, дискуссия «по правилам» и другие задания позволяют научить школьников практически пользоваться иностранным языком.
Как показывает собственный опыт преподавания иностранного языка и опыт многочисленных учителей практиков, организовать речевое взаимодействие на уроке не всегда удается, используя традиционные методы и формы работы. Основные методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов и приемов обучения иностранному языку.
Интерактивные технологии – технологии, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Однако в последнем случае меняется характер взаимодействия: активность педагога уступает место активности обучаемых.
Целью применения интерактивных методов и приемов в обучении иностранным языкам является социальное взаимодействие учащихся, межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.
Интерактивные педагогические технологии помогают разнообразить учебную деятельность, а также способствуют повышению мотивации к обучению.
В рамках новой образовательной парадигмы мотивация к обучению занимает важное место. Цель мотивации - формирование у детей устойчивого интереса к предмету, развитие коммуникативных и творческих способностей.
Основная задача педагога заключается в выборе приемов и методов стимулирования активной познавательной деятельности учеников, реализации творческого потенциала каждого участника образовательного процесса.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Интерактивные технологии предполагают:
- Диалоговое общение
- Приобретение самостоятельно добытого пережитого знания и умения
- Развитие критического мышления
- Развитие умения решать проблемы
- Комплексное взаимодействие ЗУН на уровне мышления, воспроизведения, восприятия
- Формирование личностных качеств учащихся
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками процесса обучения, решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; развивает общие учебные умения и навыки обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде.
Итак, позвольте предложить вашему вниманию технологии интерактивного обучения, применяемые мною на уроках.
Технология «Карусель».
Как и многие интерактивные технологии, карусель позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы, обычно, очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, тема знакомство, национальности, разговор в общественном месте и т.д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.
Технология «Театр» чем-то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
Технология «Социологический опрос» предполагает движение учеников по всему классу или работа в группах с целью сбора информации по предложенной теме. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий. Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.
Технология «Незаконченное предложение». Детям предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью.
Технология «Верите ли вы, что…» данный вид языковой практики можно использовать на любую тему. Причем учащимся сначала предлагается «поверить» учителю, а затем придумать свои высказывания в рамках заданной темы.
Технология «Брейн-ринг» очень хорошо подходит для уроков- обобщения изученного материала. Содержательное наполнение раундов может быть абсолютно разнообразным, и охватывать такие разделы как лексику, грамматику, чтение, аудирования и письмо. Данная технология требует серьезной подготовительной работы.
Технология «Обучающая игра»
- Ролевая игра («В магазине», «Знакомство», «В кафе», «Репортаж», «Интервью», «Ориентация в городе» и т. д.)
Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. Для учителя же цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся.
- Имитация («Телефон»)
- Образовательная игра («Бинго», «Угадай животное», «Найди слово», «Перейди на другой берег» и др.)
- Деловая игра
Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи).
Технология «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Технология составления «ментальной карты» (интеллектуальной карты, карты знаний, “Mind Map”, «карта ума», «интеллект карта», «идейная сетка», «карта памяти», «ментальная карта». Такие карты представляют собой диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то общей проблемой.
Технология Jigsaw («ажурная пила»). Учащиеся объединяются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на логические и смысловые блоки. Вся команда может работать над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп, а затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. Отчитывается по всей теме каждый ученик в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе можно предложить учащимся выполнить тест. Результаты суммируются и выставляется оценка всей группе, либо называется лучшая группа. Использование данного приема возможно при работе с лексикой, грамматикой или с учебным текстом.
Технология “Языковой Портфель” способствует демонстрации учащимися своих достижений (например, “Моя копилка”, участие в выставках). Это раздел, с которым дети работают постоянно. “Копилка” – это специальная папка, в которую дети складывают продукты своего труда – результаты деятельности по овладению английским языком: сочинения, творческие и проектные работы, рисунки с подписями на английском языке, грамматические таблицы, схемы, аппликации, поделки.
Перечень используемых технологий можно продолжать до бесконечности, все зависит от творчества и умения педагога.
В заключение необходимо отметить, что все интерактивные методы и приемы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, устанавливают более тесный контакт между учащимися и учителем. Практика показывает, что использование интерактивных методов и приемов на уроке иностранного языка снимает нервное напряжение у школьников, даёт возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия.
В конечном итоге, значительно повышается качество подачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация к изучению иностранного языка со стороны школьников




















