8. Культурные практики

     

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki.docx15.74 КБ
Microsoft Office document icon izba_perspektiva.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательные экскурсии «Музей Нижегородского быта» для детей 5-6 лет

Задачи образовательной деятельности

 

Тематика экскурсий /Методическое обеспечение

Стр. 25-27

Князева О.Л.,  Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа». Учебно-методическое пособие. ФГОС. СПБ. Детство-Пресс, 2019

Из расчета 2 занятия в месяц, всего 18 экскурсий в год

№1 Беседа о лете «Что летом родится, зимой пригодится» стр.66-67

№2 Беседа «Откуда хлеб пришел» стр.68-69

№3 Практическая деятельность и использованием старинных орудий труда «Октябрь пахнет капустой» стр.69-70

№4 Беседа о взаимовыручке и поддержке «Друг за дружку держаться – ничего не бояться» стр.70-71

№5 Практическая деятельность и использованием изделий мастеров гончарного дела «Гончарные мастеровые» стр.70

№6 Беседа об осени «Что нам осень принесла» стр.73

№7 Загадывание загадок о зиме «Проказы старухи-зимы» стр.74

№8 Викторина по сказкам с использованием предметных экспонатов «Лиса-обманщица» стр.74-75

№9 Беседа о характерных особенностях января «Гуляй, да присматривайся» стр.115

№10 Знакомство с изделиями мастеров народного промысла города Городца «Хороший город Городец» стр.76-77

№11 Самостоятельное рассказывание детьми сказок «Сказка для Кузи» стр.78

№12 Развлечение «Ой, ты, Масленица» стр.79

№13 Беседа о маме «Нет милее дружка, чем родимая матушка» стр.77-78

№14 Загадывание загадок, знакомство со сказкой «Семилетка» «Мудреному и счастье к лицу» стр.80

№15 Знакомство с потешным фольклором «Шутку шутить – людей насмешить» стр.82-83

№16 Знакомство с орудиями труда весенне-полевых работ «Апрель ленивого не любит, проворного голубит» стр.84-85

№17 Рассказ о воинах-защитниках Отечества, знакомство со сказкой «Каша из топора» «Победа в воздухе не вьется, а руками достаётся» стр.85-86

№18 Практическая деятельность со предметами   глажения белья «А за ним такая гладь, ни морщинки не видать» стр.86-87



Предварительный просмотр:

Месяц

Тема

Цель

Содержание

Интеграция образовательных областей

Сентябрь

«Что летом родится, зимой пригодится».

1. Закрепить знания детей о летних явлениях природы  и погоды, используя приметы, пословицы, песенки - заклички.

2. Вызвать интерес  к пению народных песен.

3. Учить детей отгадывать загадки, развивая образное мышление.

Беседа о лете.

Повторение пословиц, поговорок, песен.

Загадывание загадок о лете.

«Познание» (повторение народных примет, пословиц, поговорок, песенок о лете)

Сентябрь

«Гуляй да присматривайся».

1. Расширять  и углублять представление детей о характерных явлениях природы первой половины осени.

2. Дать понятие о взаимосвязи состояния погоды с деятельностью людей на примерах народных пословиц.

3. Закреплять умение  различать деревья по листьям и плодам.

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах.

Д/и  «С  какого  дерева детки?»

Разучивание песенки - попевки.

Д.и «Эхо».

«Познание» (д/и: «С какого дерева детки?»)

 

Сентябрь

«Вершки да корешки».

1. Развивать интерес к русским народным   сказкам, учить внимательно   слушать,  понимать смысл и находить главную мысль сказки.

2. Закреплять умение классифицировать  (овощи, фрукты, ягоды).

3. Учить  загадывать загадки, придумывать их,  логически передавая  характерные черты и качества предмета.

Знакомство со сказкой «Вершки да корешки».

Д/и «Вершки, корешки».

Загадывание детьми загадок.

«Познание»

(д/и: «Что где растет?»)

Сентябрь

«Хлеб – всему голова».

1. Вызвать интерес  к труду хлебороба.

2. Обогатить представление детей о том, как выращивали хлеб в старину.

3. Познакомить  со старинными орудиями труда крестьян: серп, цеп – и их использованием.

4. Воспитывать бережное отношение к хлебу и   уважение к труду хлебороба.

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?».

Знакомство  со  старинными орудиями труда (серп, цеп).

Пословицы и поговорки о хлебе.

«Познание» (повторение пословиц и поговорок о хлебе)

Октябрь

«Октябрь  пахнет капустой».

1. Расширять представление детей об осенних явлениях природы.

2. Вызвать интерес к праздникам и обычаям русского народа.

3. Познакомить с новыми предметами обихода крестьянской избы (тяпка, деревянное корытце) и их применением в быту.

Беседа о характерных для октября явлениях   природы,   обычаях   и народных   праздниках   (Покров, Сергиев день).

Знакомство с предметами обихода (деревянное корытце, тяпка).

 Повторение попевки «Осень».

«Познание» (повторение народных примет октября)

Октябрь

«Зайчишка - трусишка».

1. Расширять представление детей о диких животных, образе их жизни через фольклорный материал.

2. Учить внимательно слушать сказки и находить основную мысль - чему учит сказка.

3. Вызвать желание запомнить народную        потешку, учить исполнять  ее  в  народном  стиле нараспев.

Знакомство со сказкой «Заяц -хваста».

 Разучивание потешки «Зайчишка - трусишка».

Коллективный пересказ сказки «Заяц-хваста».

«Художественное творчество» (сюжетное рисование по сказке «Заяц-хваста»)  

Октябрь

«Страх силу отнимает».

1. Закреплять умение детей внимательно слушать  сказку, понимать ее содержание.

2. Учить извлекать для себя урок из рассказанного и услышанного.

3. Активизировать детей к участию в беседе по  содержанию сказки, передавать в  логической последовательности случай из собственной жизни.

Знакомство со сказкой «У страха глаза велики».

 Беседа о страхе.

Коллективный пересказ сказки «У страха глаза велики» с использованием кругов-заместителей.

«Социализация» (драматизация сказки «У страха глаза велики»)

Октябрь

«Что нам осень принесла?».

1. Закреплять знания  детей об осенних  явлениях  природы  и погоды, основываясь на русском народном фольклорном материале.

2. Вызвать желание сделать красочную аппликацию из осенних листьев в подарок Кузе.

Беседа об осени с использованием народных примет, песенок, загадок, пословиц.

Изготовление    коллективной аппликации.

«Познание» (разучивание загадок об осенних явлениях природы)

Ноябрь

«Гончарные мастеровые».

1. Познакомить детей со старинными предметами посуды из глины.

2. Научить различать предметы по их характерным признакам  и использовании их в быту (миска, кринка, кувшин).

3. Учить  понимать содержание сказки, делать самостоятельные выводы.

Д/и: «Что как называется?».

Рассказ о гончарном промысле.

Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин».

«Художественное творчество» (знакомство с глиной и ее свойствами, лепка из глины)

Ноябрь

«Каша - мать наша»

1. Познакомить с русскими народными пословицами и поговорками о каше.

2. Упражнять в различении круп.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Воспитывать любовь к фольклору, к русской народной кухне.

Сортировка крупы.

Беседа о способах приготовления каши.

Угощение кашей.

«Познание» (д/и «Узнай крупу по описанию»)

Ноябрь

«Дикие животные».

1. Расширять представление детей о диких животных, их образе жизни, повадках.

2. Учить подмечать характерные повадки диких зверей в сказках о животных.

3. Упражнять в запоминании шутливых песенок.

4. Упражнять в отгадывании загадок.

Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки - потешки о лисе.

 Рассказ-беседа с использованием загадок о диких животных.

«Познание» (д/и: «Дикие и домашние животные»)

Ноябрь

«Друг за друга держаться - ничего не бояться».

1. Закреплять умение детей внимательно слушать     сказку, понимать ее содержание.

2. Понимать смысл народных пословиц  и поговорок,  находить применение их  в  бытовых жизненных ситуациях.

3. Учить передавать  характер сказочных героев    в игре-драматизации.

Знакомство  со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный».

 Беседа о  взаимовыручке и поддержке.

«Социализация» (беседа о дружбе)

«Художественное творчество» (рисование на тему «Мой любимый друг (подруга)»)

Ноябрь

«Знаешь ли ты сказки?».

1. Учить детей узнавать знакомые сказки по    эпизоду, песенке, предмету.

2. Воспитывать любовь к различным жанрам народного фольклора.

3. Поощрять желание участвовать в частичной   драматизации   сказок, передавая  характер  действующих лиц интонацией, движением.

Литературная викторина по трем сказкам («Заяц - хваста», «Бабушка,   внучка  да курочка», «Крылатый,  мохнатый  да масляный»).

«Художественное творчество» (рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»)

Декабрь

«Здравствуй,

Зимушка зима!»

1. Закреплять знания детей о зимних явлениях природы и погоды, основываясь на фольклорном материале.

2. Вызвать желание запомнить народную закличку.

3. Учить исполнять ее в народном стиле.

Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок..

Рассказывание сказки «Почему зайцы зимой белую шубку носят».

Разучивание заклички «Ты, Мороз».

«Познание» (проведение наблюдений за сезонными изменениями в природе)

Декабрь

«Проказы старухи зимы».

1. Упражнять в отгадывании загадок, выделяя характерные особенности явлений зимы.

2. Учить понимать  содержание сказки, делать   самостоятельные выводы.

Загадывание загадок о зиме, снеге, морозе и др.

Повторение заклички  «Ты, Мороз».

Рассказывание сказки «Проказы старухи зимы».

«Познание» (придумывание детьми загадок о зимних явлениях природы)

Декабрь

«Хороший  город Городец».

1. Познакомить детей с городецкой росписью,    учить выделять ее отличительные черты.

2. Познакомить с фольклорным жанром - частушкой.

Рассказ о городе Городце, городецкой росписи.

Пение частушек.

Угощение городецкими пряниками.

«Художественное творчество» (рисование элементов городецкой росписи)

Декабрь

«С Новым годом, со всем родом!»

Обогащать знания детей о праздновании Нового года на Руси.

Рассказ о традициях празднования Нового года.

Разучивание и пение колядок.

Январь

«Коляда, отворяй ворота».

1. Вызвать интерес к праздникам и обычаям русского народа.

 2. Расширять знания детей о праздновании Рождества.

 3. Закреплять умение петь колядки нараспев, характерно для русского народа.

Рассказ о Рождественских праздниках и колядовании.

Пение колядок.

«Социализация» (пение колядок для детей других дошкольных групп)

Январь

«Гуляй да присматривайся».

1. Расширять и углублять представления  детей    явлениях природы в середине зимы.

2. Закреплять умение внимательно слушать сказку, понимать ее содержание.

Беседа о характерных особенностях января.

Слушание сказки «Морозко».

Рассматривание иллюстраций к сказке «Морозко».

Январь

«Городецкая роспись».

1. Продолжить  знакомить  детей  с городецкой росписью.

2. Закреплять знания элементов городецкой       росписи через составление узоров.

Продолжение рассказа  о городецкой росписи.

Составление узоров из готовых форм.

Повторение пословиц и поговорок о мастерстве.

«Познание» (д/и: «Назови элемент росписи»)

Январь

«Сказка для Кузи».

1. Способствовать  развитию воображения у детей, следить за грамматически  правильным построением предложений.

2. Закреплять знания о назначении и применении предметов с помощью д/и.

Самостоятельное придумывание детьми сказок.

Словесная игра «Аюшки».

«Познание» (д/и: «Придумай сказку»)

Февраль

«Мудреному и счастье к лицу».

1. Учить внимательно слушать сказку,  понимать смысл, сопереживать героям.

2. Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки окружающих предметов и явлений.

Знакомство со сказкой «Семилетка».

Загадывание загадок.

«Познание» (конкурс загадок в группе в свободное время)

Февраль

«Гуляй да присматривайся».

1. Расширять и углублять представления детей    о явлениях природы в конце зимы.

 2. Закреплять умение внимательно слушать    сказку, понимать ее содержание.

Беседа о характерных особенностях февраля.

 Слушание сказки «Мороз, солнце и месяц».

Рассматривание иллюстраций к сказке «Мороз, солнце и месяц».

Февраль

«Письмо Нафане».

Вызвать интерес к праздникам и обычаям русского народа.

Составление детьми письма другу Домовенка Кузи.

 Знакомство с обрядовыми песнями,              посвященными Масленице.

«Художественное творчество» (рисование на тему «Зимние забавы»)

Февраль

«Ой ты, Масленица!»

1. Расширить знания детей  о праздновании русского народного праздника «Масленицы».

2. Вызвать желание  запомнить народную песенку, учить исполнять ее нараспев,  характерно фольклорному пению.

Рассказ о русском народном празднике «Масленице».

Пение обрядовых песен.

«Физическая культура» (разучивание хороводных масленичных игр)

Март

«Нет лучше дружка, чем родимая матушка».

1. Воспитывать у детей доброе, чуткое отношение к маме.

2. Обогащать словарный запас детей прилагательными.

3. Учить внимательно слушать сказку, понимать смысл, сопереживать героям.

Беседа о маме.

Д/и   «Скажи   о   маме   ласковое слово».

Рассказывание  ненецкой  сказки «Кукушечка».

«Социализация» (д/и «Скажи о маме ласковое слово»)

Март

«Гуляй да присматривайся».

1. Расширять и углублять представления детей о явлениях природы начала весны.

2. Вызвать желание  запомнить закличку, учить  исполнять ее  в фольклорном стиле нараспев.

Беседа о характерных признаках начала весны.

Разучивание заклички о весне: «Жаворонки, прилетите!»

«Познание» (повторение заклички «Жаворонки, прилетите!»)

Март

«Весна, весна, поди сюда!»

1. Вызвать  интерес к  обычаям русского народа - встрече весны.

2. Закреплять знания  детей о весенних явлениях   природы   и погоды.

Пение закличек о весне.

Словесное упражнение  «Какие краски и для чего нужны весне?».

«Познание» (словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне?»)

Март

«Шутку шутить - людей насмешить».

1. Познакомить детей с потешными фольклорным  жанром (дразнилки,  скороговорки, докучные  сказки), его особенностями.

2. Создать хорошее настроение, вызвать положительный эмоциональный настрой.

3. Упражнять в отгадывании загадок, выделять   характерные   признаки сезонных изменений в природе.

Знакомство  с  потешным фольклором.

Составление  детьми   потешного рассказа.

Отгадывание загадок о весне.

«Социализация» (придумывание рассказов из личного опыта «Смешная история»)

Апрель

«Небылица в лицах, небывальщина».

1. Вызвать интерес к фольклорному жанру - небылице.

2. Развивать творческое воображение у детей  при придумывании небылиц.

Знакомство детей с русскими народными небылицами.

Самостоятельное    придумывание небылиц.

«Познание» (д/и «Придумай небылицу»)

Апрель

«Красная горка».

1. Расширять и углублять знания детей о     встрече русского христианского праздника «Пасха».

2. Вызвать интерес к  обычаям и традициям празднования «Пасхи».

Знакомство  с  традициями народных гуляний на пасхальной неделе.

Словесные игры.

Пение частушек.

«Художественное творчество» (расписывание пасхальных яиц)

Апрель

«Апрель ленивого не любит, а проворного голубит».

1. Вызвать интерес к труду земледельцев.

2. Обогатить представление о том, как проходят весенние посевные работы.

3. Учить детей сеять семена и ухаживать    за    их дальнейшим произрастанием.

Рассказ   о   весенних   посевных работах.

Самостоятельный посев семян.

«Труд» (ухаживание за прорастающими семенами)

Апрель

«Весна красна цветами».

1. Расширять и углублять представления детей    о явлениях весны.

2. Вызвать желание повторить знакомые заклички, песенки, пословицы о весне.

Повторение знакомых закличек, песенок, пословиц о  весне, загадывание загадок.

Слушание сказки «О старом кусте».

 «Познание» (проведение наблюдений за сезонными изменениями в природе)

Май

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается».

1. Воспитывать уважение, национальную гордость  к защитникам нашей Родины.

 2. Учить внимательно  слушать сказку, делая    самостоятельные выводы об услышанном.

Рассказ о воинах - защитниках Отечества.

Слушание сказки «Щи из топора».

«Музыка» (разучивание военных песен)

Май

«А за ним такая гладь -ни морщинки не видать».

1. Закреплять названия старинных предметов      обихода  и  их применение.

2. Учить проводить взаимосвязь старинных предметов  обихода  с их современным видом.

3. Познакомить детей с различными способами глажения белья.

Знакомство детей с различными способами глажения белья.

Загадывание загадок о различных предметах обихода.

«Познание» (д/и: «Что как называется?»)

Май

«Прощание с избой».

1. Вызвать у детей радостное настроение, создать положительный эмоциональный  настрой  при совместном чаепитии.

2. Поощрять  желание  исполнить различные фольклорные   жанры: частушки, потешки, игры, заклички и т.д.

Словесные народные игры.

Рассказывание докучных сказок.

Пение частушек.