наши достижения с детьми в учебном процессе

Проклова Ирина Юрьевна

Существует только два типа учителей: те, кто учит слишком многому, и те, кто не учит вообще.(С. Батлер)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogi_godov_diktantov_2.docx39.47 КБ
Файл teh_chten.docx34.35 КБ
Файл sovershenstvovanie_tehniki_chteniya.docx49.97 КБ
Файл dinamika_razvitiya.docx37.36 КБ

Предварительный просмотр:

Итоги годового диктанта по письму

2015-2016 учебный год

класс

Кол-во чел.

«5/5»

«4/5»

«4/4»

Контрольное списывание

«4»                 «3»

5

3

1

-

-

1

1

6

3

1

1

-

-

1

7

10

5

2

2

1

-

8

4

-

2

1

-

1

9

5

2

2

-

-

1

2016-2017 учебный год

класс

Кол-во чел.

«5/5»

«4/5»

«4/4»

Контрольное списывание

«4»                 «3»

5

5

2

1

-

1

1

6

3

1

-

-

-

2

7

3

1

-

1

-

1

8

9

5

2

1

-

1

9

4

1

1

1

1

-

2017-2018 учебный год

класс

Кол-во чел.

«5/5»

«4/5»

«4/4»

Контрольное списывание

«4»               «3»          «5»

5

3

2

-

1

-

-

-

6

4

1

1

-

2

-

-

7

4

2

-

-

-

2

-

8

3

2

1

1

-

1

-

9

8

1

1

4

-

1

1

2018-2019 учебный год

класс

Кол-во чел.

«5/5»

«4/5»

«4/4»

Контрольное списывание

«4»                 «3»

5

8

1

3

1

1

2

6

3

2

1

-

-

-

7

4

-

2

-

2

-

8

4

2

-

-

-

2

9

3

1

1

-

-

1

Диаграмма показывает результаты диктантов определенного класса.

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс



Предварительный просмотр:

Проверка техники чтения в коррекционной школе VIII вида.

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема ( на конец года):  V – 45-60 слов; VI – 70 – 80 слов; VIII – IX – 90 – 100 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

( напечатано с «Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей» - М., «Просвещение»1990 – с.60)

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

(напечатано с «Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей» - М., «Просвещение»1990 – с.60)

Чтение включает в себя четыре основных качества:

  • Беглость
  • Правильность
  • Выразительность
  • Осознанность

Беглое чтение – это такой темп, который характерен для разговорной речи, и при котором понимание читаемого материала опережает его произношение. Для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении.

Правильность чтения у умственно отсталых школьников отрабатывается с определенными трудностями. Такие дети допускают большое количество ошибок, искажающих звуковой состав слова. Примерно 80 % учащихся первого года обучения допускают различные нарушения правильности чтения. К сожалению, нарушения правильности чтения сохраняются и в старших классах.

Типичные ошибки и их причины:

  • замены звуков (из-за недостатков произношения, нарушения фонетико-фонематического слуха, плохой зрительной дифференцировки, инертности процессов возбуждения и торможения, непонимания слов);
  • пропуски букв (из-за нарушения внимания, инертности процессов переключения с одного звука на другой и упрощения слов);
  • добавление лишних звуков (из-за нарушения внимания, нарушения процессов возбуждения и торможения - застревание, склонности к упрощению).

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические ударения.

Осознанность чтения - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения.

Техника чтения

(2018 -2019 уч. Год)

Класс

Фамилия, имя

Кол-во слов

уровень

5

Анхимков  Леша

11

низкий

Анхимков  Миша

4

низкий

Загребина Геля

41

средний

Митюшин  Саша

81

высокий

Овсянникова Оля

26

низкий

Олюшкина Ульяна

91

высокий

Старицын Витя

26

низкий

Чайка Наташа

39

средний

6

Артемьев Миша

79

высокий

Исаева Настя

101

высокий

Чекрышева Диана

100

высокий

7

Белый Денис

113

высокий

Олюшкин  Илья

79

средний

Сулейкин Леонид

66

средний

Лучинина Виола

13

низкий

8

Анхимков Валера

-

низкий

Дегтярева Регина

115

высокий

Софронова Вера

186

высокий

Стасевич Женя

14

низкий

9

Долгих Леша

58

средний

Лобанов Саша

105

высокий

Маташов Леша

Техника чтения

(2019 -2020 уч. Год)

Класс

Фамилия, имя

Кол-во слов

уровень

5

Дурко Максим

16

низкий

Куракин Ваня

10

низкий

Сокович Саша

7

низкий

6

Анхимков  Леша

16

низкий

Анхимков  Миша

5

низкий

Загребина Геля

46

средний

Митюшин  Саша

90

высокий

Овсянникова Оля

30

низкий

Олюшкина Ульяна

100

высокий

Старицын Витя

35

низкий

Чайка Наташа

42

средний

7

Артемьев Миша

80

высокий

Исаева Настя

120

высокий

Чекрышева Диана

120

высокий

8

Белый Денис

130

высокий

Олюшкин  Илья

85

средний

Сулейкин Леонид

70

средний

Лучинина Виола

14

низкий

9

Дегтярева Регина

125

высокий

Софронова Вера

190

высокий

Стасевич Женя

17

низкий

Техника чтения

(2020 -2021 уч. Год)

Класс

Фамилия, имя

Кол-во слов

уровень

6

Дурко Максим

25

низкий

Куракин Ваня

20

низкий

Сокович Саша

11

низкий

7

Анхимков  Леша

18

низкий

Анхимков  Миша

7

низкий

Загребина Геля

55

средний

Митюшин  Саша

95

высокий

Овсянникова Оля

35

низкий

Олюшкина Ульяна

120

высокий

Старицын Витя

45

средний

Чайка Наташа

50

средний

8

Артемьев Миша

85

высокий

Исаева Настя

125

высокий

Чекрышева Диана

130

высокий

9

Белый Денис

140

высокий

Олюшкин  Илья

90

высокий

Сулейкин Леонид

89

высокий

Лучинина Виола

15

низкий


Диаграмма



Предварительный просмотр:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

Как научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Этот вопрос волнует многих учителей. Процесс совершенствования техники чтения чрезвычайно трудный.

Мы предлагаем в процессе навыка чтения вводить специальные тренировочные упражнения, условно разделенные на три группы:

  1. Психологические упражнения.
  2. Упражнения на развитие зоркости.
  3. Артикуляционная гимнастика.
  4. Метод динамического чтения.
  5. Упражнения на развитие антиципации.
  6. Упражнения на развитие речи без повторов.
  7. Упражнения на развитие осознанности чтения.

Дадим краткую характеристику указанным выше группам упражнения.

I. Психологические упражнения.

Начало работе с книгой кладут упражнения «Поза», «Расслабиться». Упражнением «Поза» прививается умение правильно сидеть во время чтения, держать книгу, при усталости подпирать голову одной рукой (при чтении левой страницы - правой рукой и наоборот). Фаза расслабления обеспечивает максимальный отдых путем снятия напряжения всей мускулатуры. По команде «Расслабиться!» глаза читающих отрываются от текста и закрываются, руки с разжатыми пальцами опускаются на колени, корпус откидывается назад, голова опускается, устанавливается полная тишина, расслабление длится 20-30 с. На протяжении фазы расслабления нужно несколько раз тихо повторить: «Вы чувствуете себя хорошо, все тело расслабилось, вы отдыхаете...». Затем фаза расслабления прерывается командой «Поза!», после чего ученики принимают правильную позицию и вновь приступают к чтению.

II. Упражнения на развитие зоркости.

Для воспитания у учащихся зоркости к буквенной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения начиная с букварного периода. Материалом для этих упражнений служат изучаемые буквы, слоги, слова, подбираемые из текста букваря, например:

1.        Какая буква, слог, слово лишние?

  1. а, у, р, о, ы:
  2. ма, ра, ла, ны, са;
  3. река, речка, ручей, ручка, ручеек.
  1. Что общего в словах и чем они различаются? мел — мель,
    мал -мял, мыл -мил.
  2. Работа с предложением.

После приобретения учащимися навыка быстрого «схватывания» одного-двух слов можно перейти к такого рода прочтению трех и более сложных слов. Подобные упражнения нужно проводить с предложениями, записывая их сначала так:

Пара

сама

мыла

раму.

Потом записывать таким образом: Пара сама мыла раму. В послебукварный период предложение можно разделить на синтагмы и записать стихотворным набором:

Дал агроном черенки

И научил,

Как их в землю вкопать,

Как поливать,

Как с крапивой бороться.

Данная группа упражнений, связанная со зрительным восприятием, направлена на выработку правильности чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения.

III. Артикуляционная гимнастика.

(Упражнения на правильное произношение звуков, отработку дикции.)

С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания. Дикция - основа четкости, понятийности речи. Артикуляционная гимнастика проводится в начале урока в течение 2-3 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. Вот некоторые упражнения.

1. Чтение шепотом и медленно:

Ра-ра-ра - начинается игра.

Ры-ры-ры - у нас в руках шары.

 Ру-ру-ру - бью рукою по шару.

Да-да-да - из трубы бежит вода.

До-до-до - на дереве гнездо.

Ды-ды-ды - мы пошли по ягоды.

Ду-ду-ду - с мамой я домой иду.

Та-та-та - в нашем классе чистота.

Ту-ту-ту - наводим сами красоту.

Ты-ты-ты - нами политы цветы.

Ят-ят-ят - парты ровненько стоят.

Ют-ют-ют - очень любим мы уют.

Потом записывать таким образом: Пара сама мыла раму. В послебукварный период предложение можно разделить на синтагмы и записать стихотворным набором:

Дал агроном черенки

И научил,

Как их в землю вкопать,

Как поливать,

Как с крапивой бороться.

Данная группа упражнений, связанная со зрительным восприятием, направлена на выработку правильности чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения.

2. Упражнения с фиксацией зрения на средней линии (ряде чисел).

Слоги расположены пирамидой, в основании которой расстояние между буквами 45 мм. Затем, когда учащиеся уже свободно фиксируют слог, расстояние увеличивается: 50 мм, 55 мм и т. д. Систематическая работа с такими таблицами дает возможность развивать у детей боковое зрение, которое необходимо для развития

«поля зрения».

Задание: сосредоточьте свой взгляд на средней линии (ряде чисел) и, постоянно держа в поле зрения среднюю линию, прочитайте слоги. Назовите цифру, которая соответствует слогу ма, ме (порядок цифр в средней линии меняется на каждом уроке).

V. Упражнения на развитие антиципации (смысловой догадки).

При чтении текста, поймав боковым зрением контуры следующего слова, на основании смысла прочитанного, ученик может догадаться, какое слово будет следующим. Это предвидение следующего слова (слога, буквы) называется антиципацией. Развитию антиципации способствуют некоторые упражнения.

1.        Закончи пословицы.

На доске записаны 2-3 пословицы, необходимо их закончить.

Дома стены        .

Век живи,        .

Готовь сани летом,        .

2.        Восстанови слово.

На доске написаны слова с пропущенными буквами и слогами:

(Машина, малина, Марина)

(Рыболов)

3. Чтение предложений текста с пропущенными словами.

Собака грызет        и.

Завтра у нас будут        .

Папа забивает

VI. Упражнения на развитие чтения без повторов.

При чтении глаза движутся не только слева направо, но и наоборот. Это, хотя и оказывает некоторое положительное влияние (исправляется ошибка), в то же время снижает темп чтения.

1. Чтение с закладкой.

Закладка движется не под строкой, а по строке, закрывая уже прочитанный слог слева от ученика.

На закладке нарисована стрелка, указывающая вправо —>. Закладка закрывает прочитанный слог, который также закрывается передвижением закладки левой рукой вправо. Это исключает повторы уже прочитанного слога и ускоряет чтение.

2.        Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.

ПЫлеСОС        Снегири

Воробьи        ТЕтерЕВочЕК

3.        Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.

СНЕ |ГО|ПА|ДЫ          СНЕ - ГО - ПА - ДЫ

4.        Постоянное наращивание слова:

ЛЕС

ЛЕСОК

ПЕРЕЛЕСОК

VII. Упражнения для развития темпа (скорости) чтения

Указанные ниже упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идет обычная работа над выразительностью, пересказом и т. д.

Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5-7 минут. Ценность этих упражнений в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом дети читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией.

1.        Чтение «эхо» (на первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово. Цель: сильный чувствует себя ответственным, а слабый более уверен в себе, ведь он уже услышал слово, ему легче его узнать.

На более позднем этапе обучения чтению сильный и слабый меняются ролями. Цель: сильный ученик отдает все силы выразительному чтению, а у слабого остается время на прочтение следующего слова. Он опять более уверен в себе.

2.        Чтение «канон»: один ученик начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывая от него на 3-4 слова (как при пении канона). Цель, держать определенный темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок. Все дети следят за чтением обоих учеников и оценивают их работу.

3.        Чтение  «спринт»:  небольшие отрывки текста несколько учащихся начинают читать одновременно - на скорость. Кроме быстроты чтения, им надо еще следить за выразительностью, безошибочностью. Еще чтение «спринт» можно проводить и так: учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения поторапливать детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей», добавляя при этом: «Читать нужно все».

Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста. Также предварительно готовить класс психологически, давая команды: «Приготовиться! Внимание! Начали!» При обучении чтению «спринт» можно воспользоваться следующей памяткой:

ПАМЯТКА

  1. Плотно сожми губы и зубы.
  2. Читай только глазами.
  3. Читай как можно быстрей.
  4. Ответь на вопросы к тексту.

4. Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета

числа слов назвать это число и ответить на вопросы, поставленные к тексту перед чтением.

Цель: загрузить уши учащихся посторонней работой - счетом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить текст про себя. Они приучаются читать только глазами. Предлагается следующая памятка.

ПАМЯТКА

  1. Плотно сожми губы и зубы.
  2. Читай только глазами.
  3. Читай как можно быстрей, считая про себя слова текста.
  4. Ответь на вопросы к тексту.

Первый вопрос к учащимся — о количестве слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным числом и действительным не превышает 2 процентов, хорошим -удовлетворительным - 5-10 процентов при условии, что дети ответили на вопросы к тексту.

  1. Упражнение «Чтение-разводка» используется с целью обучения детей вертикальному чтению. Учащиеся максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, учащиеся учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное. Это упражнение можно часто использовать на уроках русского языка: например, «разведчики» находят в тексте словарные слова или слова на какое-либо правило.
  2. «Жужжащее чтение». Ученик читает про себя, одновременно жужжит, как пчела (квакает, как лягушка, чирикает, как воробей и др.)
  3. Чтение с простукиванием ритма. Простукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученики должны читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.
  4. Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).

VIII. Упражнения на развитие осознанности чтения.

С этой целью можно использовать логические упражнения, время для прочтения слов в которых максимально сокращено. За короткое время ребенок должен не только успеть прочитать слова,но и произвести определенную умственную работу: сопоставить, обобщить, сгруппировать и т. д.

1.        Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж: - ... Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли -... Шкаф, варежки, фуфайка, пальто-...

2.        Раздели слова на группы.

а) заяц        б) корова        в) апельсин

горох        шкаф        автобус

ежик        стул        абрикос

медведь        коза        яблоки

капуста        диван        автомобиль

волк        овца        трамвай

огурец        стол

3.        К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница.
Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

ВИДЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ НА УРОКЕ ЧТЕНИЯ

  1. Чтение всего текста (по заданию учителя).
  2. Чтение, деление на части. Составление плана.
  3. Чтение по готовому плану.
  4. Чтение, после чтения пересказывание.
  5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
  6. Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или
    слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.
  1. Чтение цепочкой по предложению.
  2. Чтение цепочкой по абзацу.
  3. Чтение вполголоса.
  1. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
  2. Чтение, ответы на вопросы.
  3. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить
    на вопрос.
  4. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
  1. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)
  2. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов, например: норма чтения  незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний
    текст ребенок должен прочитать с нормой 50-55 слов в минуту).
  3. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  4. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
  5. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
  6. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
  7. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
  8. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
  9. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
  10. Беседа с сопровождением выборочного текста.
  11. Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.
  12. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
  13. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
  14. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
  1. Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?)
  2. Чтение по ролям.
  3. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  4. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
  5. «Живая картинка» (один ученик читает, другой – мимикой лица реагирует на услышанное).
  6. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2018/11/10/tehnika_chtenie.doc_image3.jpg

34.        Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.

35.        Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.

36.        Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).

  1. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  2. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  1. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
  2. Чтение стихотворения, расстановка пауз.
  3. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
  4. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
  5. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.

44.        Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме
        
чн        ,        жи        и т. д.

  1. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
  1. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
  2. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
  3. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное + прилагательное; б) существительное + глагол; в) местоимение + глагол (можно наоборот).
  1. Чтение, пометка непонятных слов.
  2. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).
  3. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
  4. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (они записаны на доске).
  5. Чтение слов, к которым даны сноски.
  6. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
  7. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т. д.
  8. Комбинированное чтение (учитель - учащиеся хором).

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

По форме организации проверки техники чтения выделяют индивидуальную или фронтальную проверку.

Индивидуальная проверка распространяется на каждого отдельно взятого ученика.

Фронтальная проверка охватывает сразу всех учащихся данного класса.

Наиболее полные и достоверные данные о навыках чтения каждого ученика можно получить при индивидуальной проверке.

По виду чтения выделяют проверку техники чтения вслух и про себя. Проверка чтения вслух дает возможность определить уровень развития всех компонентов навыка чтения.

Процедура проверки навыка чтения такова:

  1. Выбирается текст, соответствующий по объему и сложности  данному классу.
  2. Разметка текста (учитель нумерует слова: над словами ставит цифры через каждое пятое слово, чтобы было меньше пометок).

За) Ученику предлагается начать читать текст про себя (чтобы вчитаться и снять возможное напряжение), а с какого-то предложения, абзаца перейти на чтение вслух.

36) Ученику предлагается сразу чтение вслух. При этом измерение темпа (скорости) чтения целесообразно проводить в течение двух минут: первая минута - это этап «вхождения» в процесс чтения, вторая - это контрольное время.

  1. После окончания чтения задаются вопросы по содержанию прочитанного с целью проверки осознанности чтения.
  2. Во время чтения учитель отмечает в таблице способ чтения, правильность, выразительность, темп.
  3. Отрицательные оценки по чтению не надо выражать в виде такого же рода отметок: «плохо», «1», «2» и т. д. В данных случаях необходимо дать советы по устранению недостатков в чтении ученика.

КОМПОНЕНТЫ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

Навык чтения - это комплекс умений и навыков. Это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения.

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2018/11/10/tehnika_chtenie.doc_image4.jpg

Осознанность Понимание

Навык чтения может быть представлен в общем виде такой схемой:

Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически.https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2018/11/10/tehnika_chtenie.doc_image2.jpg

В целом навык чтения складывается из двух сторон - смысловой, которая обеспечивается процессом понимания читаемого, и технической, подчиненной первой и обслуживающей ее.

Навык чтения

Смысловая сторона

Техническая сторона

Ведущее место в этом комплексе занимает смысловая сторона, то есть осознанность, понимание читаемого текста. Смысловая сторона чтения - это совокупное понимание читающим:

1) значений слов, употребленных в прямом и переносном смысле;

  1. содержания каждого предложения;
  2. содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, глав);
  3. основного смысла всего содержания текста.

При оценке глубины и уровня осознанности прочитанного текста учитель проверяет понимание содержания текста (обстановка, действующие лица, диалог, значения слов и т. д.) и идейного смысла произведения (что хотел сказать автор).

Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя все другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения. Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности. Рассмотрим данные компоненты навыка чтения.

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, наоборот, допускает: а) замены; б)пропуски;

в)        перестановки;

г)        добавления;

д)        искажения;

е)        повтор букв (звуков), слогов, слов;

ж)        правильно или ошибочно делает ударение в словах;

з)        ошибки в окончании.

Выразительность чтения включает в себя умения правильно использовать паузы, делать логическое ударение, находить нужную интонацию, читать громко и внятно.

При оценке работы по формированию полноценного навыка чтения у учащихся начальной школы желательно проверить этот навык в целом и в каждой из составляющих его сторон. Судить о навыке чтения только по одной какой-либо его стороне (чаще всего в этой роли выступают замеры по скорости чтения) неправильно и неполно.

Окончательное суждение об уровне навыка чтения можно выносить только на основе совокупных данных по каждому из компонентов. Для проверки техники чтения и фиксации данных по каждому из компонентов мы предлагаем ( см У СЕБЯ ТАБЛИЦУ)

Примечание. При проверке навыка чтения выявляются:

1.        Понимание слов:

  • ключевых;
  • употребленных в переносном смысле.

2.        Понимание содержания отдельных предложений:

  • самостоятельно;
  • при затруднении по вопросам учителя.

3.        Понимание, осознание основной мысли произведения.



Предварительный просмотр:

Динамика развития обучающихся с умственной отсталостью

за 2017-2018 уч. год (%).

Незначительная динамика в развитии учащихся (или ее отсутствие) обусловлена сложной структурой и стойким характером нарушений. Хотя умственно отсталые дети способны к развитию, темп их поступательного движения носит замедленный и качественно измененный характер. Они с большим трудом овладевают тем, что нормальный ребенок усваивает самостоятельно, естественным путем. Быстро забывают, казалось бы, хорошо усвоенное, в связи с чем требуется многократное возвращение к пройденному. Объем получаемых ими знаний не велик. Подбираю задания, подготавливающие к восприятию новых и трудных тем или, наоборот, закрепляющие полученные знания. Материал преподношу небольшими дозами, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр. Для  развития познавательного  интереса большую роль  играет внеурочная  деятельность по  предмету, которая, умело сочетаясь с учебной  работой, ведёт к общей цели. Предлагаю детям нарисовать рисунки к изученным произведения, так у нас прошли выставки работ : ««Золотая осень»,  М.Ю.Лермонтов «Бородино».,  Л.Н.Толстой «Кавказский пленник», В.Г.Короленко «Дети подземелья». В конце учебного года мы с детьми  устраиваем  выставку-отчет о проделанной работе. В рамках данных мероприятий  организуются игры, викторины, конкурсы рисунков.  

Результаты освоения  обучающимися государственных

образовательных стандартов.

Чтение и развитие речи

Учебный год

1 четв.

класс

Кол-во обуча-ющ.

«5»

«4»

«3»

«2»

Успева-емость

%

2017-2018

5

3

1

0

2

0

100

6

3

2

0

1

0

100

7

10

6

4

0

0

100

8

4

0

2

2

0

100

9

5

0

2

3

0

100

Учебный год

2 четв.

класс

Кол-во обучаю-щихся

«5»

«4»

«3»

«2»

Успеваемость

%

2017-2018

5

3

1

0

2

0

100

6

3

2

0

1

0

100

7

10

8

2

0

0

100

8

4

0

2

2

0

100

9

5

0

2

3

0

100

Учебный год

3 четв.

класс

Кол-во обучаю-щихся

«5»

«4»

«3»

«2»

Успева-емость

%

2017-2018

5

3

2

1

0

0

100

6

3

2

1

0

0

100

7

10

5

4

1

0

100

8

4

3

1

0

0

100

9

5

2

1

3

0

100

Учебный год

4 четв.

класс

Кол-во обучаю-щихся

«5»

«4»

«3»

«2»

Успева-емость

%

2017-2018

5

3

2

1

0

0

100

6

3

2

1

0

0

100

7

10

9

1

0

0

100

8

4

3

1

0

0

100

9

5

2

2

1

0

100

Диаграмма успеваемости

Письмо и развитие речи

Учебный год

1 четв.

класс

Кол-во обучаю-щихся

«5»

«4»

«3»

«2»

Успева-емость

%

2017-2018

5

3

1

0

2

0

100

6

3

0

2

1

0

100

7

10

2

7

1

0

100

8

4

0

2

2

0

100

9

5

0

2

3

0

100

Учебный год

2 четв.

класс

Кол-во обучаю-щихся

«5»

«4»

«3»

«2»

Успева-емость

%

2017-2018

5

3

0

1

2

0

100

6

3

0

2

1

0

100

7

10

4

5

1

0

100

8

4

0

2

2

0

100

9

5

1

0

4

0

100

Учебный год

3 четв.

класс

Кол-во обучаю-щихся

«5»

«4»

«3»

«2»

Успева-емость

%

2017-2018

5

3

2

1

0

0

100

6

3

1

1

1

0

100

7

10

3

6

1

0

100

8

4

1

2

1

0

100

9

5

1

3

1

0

100

Учебный год

4 четв.

класс

Кол-во обучаю-щихся

«5»

«4»

«3»

«2»

Успева-емость

%

2017-2018

5

3

1

1

1

0

100

6

3

2

1

0

0

100

7

10

6

3

1

0

100

8

4

1

2

1

0

100

9

5

2

2

1

0

100

Диаграмма успеваемости