Окружающий мир

Мозебах Наталья Валерьевна

Предварительный просмотр:

МБОУ Новоселовская СОШ №5

ПРОЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Учитель: Мозебах Наталья Валерьевна, учитель начальных классов

Программа: развивающего обучения Л. В. Занкова

Класс: 2

Авторы программы окружающего мира: Н. Я. Дмитреева

Учебник «Окружающий мир» в двух частях авторов: Н. Я. Дмитреева, А. Н. Казаков

ТЕМА: Вода и её свойства

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся со свойствами воды.

Тип урока: изучение нового материала

Вид: учебно-теоретическое исследование

Задачи направлены на достижение следующих планируемых результатов:

Предметных:

обобщить знания учащихся о воде как универсальном веществе на Земле и дополнить их новыми сведениями через постановку опытов и наблюдений.

Познавательных УУД:

  • формулировать проблему;
  • учить осуществлять поиск нужной информации из различных источников;
  • развивать умение анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков

Регулятивных УУД:  

  • осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
  • контролировать свои действия и действия напарника по процессу.

Коммуникативных УУД:

  • учить работать в паре, в группе;
  • владеть диалогическими формами речи;
  • слушать и слышать другого;

Методы и приемы: исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, диалогический, алгоритмический, репродуктивный. Использование информационно коммуникативных технологий.

Формы работы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.

Ход урока:

Этап урока, орг. форма

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

1

1.Самоопределение к деятельности

И

-Что необычного вы сегодня видите на своих столах?

-Как вы думаете, зачем всё это здесь?

-Да, ребята, мы сегодня на уроке будем проводить исследование.

-В классе на столах стаканы, тарелки, губки, сахар и т. д.

-Опыты проводить, рассматривать что-то…

2

2.Актуализация знаний

Ф + П

-К нам на исследование поступило несколько сосудов с жидкостями. Что вы можете о них сказать?

-Нам необходимо при помощи органов чувств определить, какие жидкости находятся в колбах.
- Какие органы чувств вы знаете?

-А как вы думаете, какие органы чувств мы будем использовать при нашем исследовании?

- А как вы думаете, можно ли пробовать на вкус, определять по запаху неизвестную жидкость, трогать её руками?

-Но сегодня мы будем проводить опыты с соблюдением правил по технике безопасности, на вкус пробовать жидкости мы, конечно, не будем. Запомните, никогда без взрослых не проводите эксперименты с неизвестными веществами.

-Что вы можете сказать, глядя на колбы, о жидкостях в них?

- Какие органы чувств вы задействовали?

-Предлагаю включить в процесс исследования орган обоняния. Что это за орган?

- Что определяют с помощью этого органа?

(Учитель с помощью пипетки капает на ватный тампон немного жидкости из каждого сосуда и предлагает детям определить по запаху, какая это жидкость)

№1 – нашатырный спирт (концентрированный раствор);
№2 – уксусная кислота (слабый раствор);
№3 – туалетная вода;

№4 -  вода.

-В какой колбе жидкость не имеет запаха? Что это за жидкость?

Они одинаковые.

- Органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса (собираем ромашку на доске)

-Зрение, вкус, запах, осязание.

-Нельзя, жидкость может быть опасна.

- Они одинаковые, прозрачные, одинаковый объем.

- Органы зрения.

- Нос.

- Запах

Определяют запах в группах, передают по кругу

№4 - вода

3

3.Постановка учебной задачи

Ф + Г

Сформулируйте тему урока.

Учитель снимает с сосудов номерки и демонстрирует этикетки с названиями жидкостей, доводит до сведения учащихся правила их хранения.

-Какие знания помогли нам определить, что жидкость под №4 – вода?

-Какова же основная тема нашего сегодняшнего исследования? Так что мы будем исследовать?

-А как вы думаете, зачем нам это нужно?

Вода

-Не имеет запаха.

- Вода и её свойства.

-Воду

Вода нужна всему живому. Необходимо знать какими свойствами обладает вода, как эти свойства можно использовать в жизни

4

4.»Открытие нового знания»

К

-А какие еще свойства воды вам знакомы? Стр. 4 учебника – проводим опыты

-Вы познакомились со свойствами жидкой воды. В каких еще состояниях бывает вода?

Предлагает учащимся в технологической карте отметить изученные свойства воды. Самопроверка.

- Смотрят ролик из электронного учебника о состояниях воды.

5

5.Первичное закрепление

П + Г

-Взгляните на глобус. Что вы можете сказать?

-Правильнее было бы назвать ее Вода, потому что вода занимает ¾ поверхности Земли и образует водную оболочку нашей планеты - гидросферу. Что такое гидросфера?

-Предлагаю вспомнить, что входит в гидросферу.

-Сразу бросается в глаза, что большая площадь окрашена в синий цвет, а синим цветом обозначается вода.

- Водная оболочка Земли.

- Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере.

7

6.Групповая работа с обсуждением результатов

Каждая группа получает пакет с карточками.

Распределяют их на три группы приклеивая каждую на свой лист: Индийский океан
Тихий океан
Атлантический океан
Северный Ледовитый океан Реки, Озера, Болота
Подземные воды
Ледники
Искусственные водоёмы, Снег Дождь, Град, Туман

Составили панно «Гидросфера»

8

7.Включение нового знания в систему знаний.

Ф + П

9

8.Рефлексия деятельности (итог урока)

«СОСУД ЗНАНИЙ» нарисован на доске.

На спинках стульчиков у каждого ученика прикреплены карточки с «капельками» разного цвета- «справился с заданием» - синяя, «возникли некоторые затруднения» -голубая, не справились с заданием - белая

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности

-Что необычного вы сегодня видите на своих столах?

-Как вы думаете, зачем всё это здесь?

-Желаю вам удачи в работе и вы пожелайте друг другу - хлопками.

2. Актуализация знаний

-К нам на исследование поступило несколько сосудов с жидкостями. Что вы можете о них сказать?

-Нам необходимо при помощи органов чувств определить, какие жидкости находятся в колбах.
- Какие органы чувств вы знаете?

-А как вы думаете, какие органы чувств мы будем использовать при нашем исследовании?

- А как вы думаете, можно ли пробовать на вкус, определять по запаху неизвестную жидкость, трогать её руками?

-Но сегодня мы будем проводить опыты с соблюдением правил по технике безопасности, на вкус пробовать жидкости мы, конечно, не будем. Запомните, никогда без взрослых не проводите эксперименты с неизвестными веществами.

-Что вы можете сказать, глядя на колбы, о жидкостях в них?

- Какие органы чувств вы задействовали?

-Предлагаю включить в процесс исследования орган обоняния. Что это за орган?

- Что определяют с помощью этого органа?

(Учитель с помощью пипетки капает на ватный тампон немного жидкости из каждого сосуда и предлагает детям определить по запаху, какая это жидкость)

№1 – нашатырный спирт (концентрированный раствор);
№2 – уксусная кислота (слабый раствор);
№3 – туалетная вода;

№4 -  вода.

-В какой колбе жидкость не имеет запаха? Что это за жидкость?

3. Постановка учебной задачи.

-Почему нам трудно было определить, где какая жидкость?

-Что мы еще не знаем о воде? Что хотим узнать?

Стратегия «Учебный журнал» (Работа в группах)

Знал

Хочу узнать

Узнал

1.

2.

3.

4.

Для чего нужна вода?

Откуда вода берётся?

4. «Открытие нового знания»

-Сейчас с помощью загадок мы узнаем, в каком состоянии бывает вода в природе.

-Отгадайте загадки (дети загадывают загадки друг другу):

1.Говорю я брату:

-Ох, с неба сыплется горох!

-Вот чудак,- смеётся брат,

Твой горох ведь это… (град)- в твёрдом состоянии

2.Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (лёд)- в твёрдом состоянии

3.На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Белые, пушистые,

Только не душистые. (снег)- в твёрдом состоянии

4.Не колючий, светло-синий

По кустам развешен ... (иней)- в газообразном состоянии

5.Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (туман)- в газообразном состоянии

6.Пушистая вата, плывёт куда- то

Чем вата ниже, тем дождик ближе (облака)-в газообразном состоянии

7.Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле (дождь)- в жидком состоянии

8.Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали

А пошли искать их днём

Ищем, ищем не найдём (роса)- в жидком состоянии

За верно отгаданную загадку получают капельку воды.

Смотрят ролик из электронного учебника о состояниях воды

ВЫВОД: вода в природе бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном.

СВОЙСТВА ВОДЫ

- Хотите еще узнать?

- А что именно вы хотите узнать?

- Сегодня на уроке мы узнаем о свойствах воды

Практическая работа по группам с заполнение таблицы.

Цель работы:_________________

Свойства воды

Состояние воды

жидкое

газообразное

твёрдое (лёд)

Запах

Опыт1. На столе стоят стакан, чашка, блюдце. Налей воду в посуду.

-Какую форму принимает вода в стакане, чашке, блюдце?

-Соедини стрелочкой правильный ответ.

ВОДА                               имеет свою форму

                                                  не имеет свою форму

Вывод: в стакане вода имеет форму стакана, в чашке- форму чашки, в блюдце- форму блюдца. Она принимает форму той посуды, в которую налита. Вода не имеет своей формы.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Опыт 2.На столе лежит цветная бумага. Сравни цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду красной, зелёной, жёлтой, белой?

-Соедини стрелочкой правильный ответ.

ВОДА                            не имеет цвета

                                       имеет свой цвет

Вывод: Вода не имеет цвета.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Опыт 3.На столе стоит стакан с водой. Опусти в стакан с водой ложку.

-Хорошо ли он виден в воде?

- Соедини стрелочками:

ВОДА                           прозрачна

                                      не прозрачна

Вывод: Вода прозрачна.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Опыт 4.У вас на столе стоят стаканы с водой. Попробуй на вкус воду.

Какой на вкус сахар, соль, лимон, лук, вода?

Соедини стрелочками:

Сахар                         солёный

Соль                          сладкий

Лимон                       горький

Лук                            не имеет вкуса

Вода                          кислый

Вывод: Вода не имеет вкуса.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Опыт 5.На столе два стакана: один с водой, а другой пустой. Перелей воду из одного стакана в другой.

Соедини стрелочками:

ВОДА                                        текуча

                                                   не текуча

Вывод: Вода текуча.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Опыт 6.

Насыпь в один стакан с водой соли или сахара, а в другой - столько же глины или измельченного мела. Помешай воду.

Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела и глины осела на дно).

- Соедини стрелочками:

ВОДА               растворитель, но не все вещества в ней растворяются

                          не растворитель

ВЫВОД: растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Сейчас мы немного отдохнём

-Я буду называть воду в трёх её состояниях: если это жидкое состояние, то мы поплаваем, газообразное, то мы полетаем, твёрдое, присядем и превратимся в лёд

Лёд,  роса, снег, дождь, иней, туман, град, облака, снежинка

5. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в таблицу.

Выступление от каждой группы

-О каких свойствах воды вы узнали?

ВЫВОД: вода не имеет формы, прозрачна, текуча, без запаха, безвкусна, не имеет цвета

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя делает вывод, что он уже узнал.

Таблица на слайде для проверки по образцу.

РТ №59, стр. 23 – самостоятельное заполнение таблицы.

7. Включение новых знаний в систему знаний

-Посмотрите на глобус, если его крутить, то земной шар кажется синего цвета.  

-Почему? (3/4- вода)

-Так же как и наша модель, Земной шар на 3 части состоит из воды, 1 суша.

-А сейчас опробуем ответить на вопрос: Откуда взялась вода и для чего она нужна?

Учебник стр. 4 (1 абзац)

-Как вы понимаете выражение? Вода - это жизнь!

Вода - одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Берегите воду!

От загрязнения воды страдает всё живое. Если она грязная, то она вредна для жизни человека. Поэтому воду - наше главное богатство, надо беречь!

8. Рефлексия.

СИНКВЕЙН вода 

Составьте синквейн

  • Первая строка – существительное, тема синквейна.
  • Вторая строка – два прилагательных, описывающих тему.
  • Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное.
  • Четвертая строка – фраза из 3-4-х слов, передающая ваше отношение к существительному.
  • Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Пятистишие ВОДА

2116fc30f675c054a22179cb7085

   

   ВОДА

   ______________________________________________

   ______________________________________________

   ______________________________________________

   ______________________________________________

2. Обсуждение в группах. Выбор спикера.

3. Авторский стул – презентация работ.

9. Оценка деятельности выставление оценок.

«СОСУД ЗНАНИЙ» нарисован на доске. У каждого ученика карточки с «капельками» разного цвета- «справился с заданием» - синяя, «возникли некоторые затруднения» -голубая, не справились с заданием – белая.

10. Домашнее задание

-Посчитай, сколько раз в день ты пользуешься водой? Подумай, всегда ли ты бережно относишься к воде и не используешь её попусту?




Предварительный просмотр:

Опыт1. На столе стоят стакан, чашка, блюдце, бутылка с водой. Налей воду в посуду.

-Какую форму принимает вода в стакане, чашке, блюдце?

-Соедини стрелочкой правильный ответ.

ВОДА                               имеет свою форму

                                      не имеет свою форму

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Опыт 2.На столе лежит цветная бумага. Сравни цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду красной, зелёной, жёлтой, белой?

-Соедини стрелочкой правильный ответ.

ВОДА                            не имеет цвета

                                       имеет свой цвет

Вывод:______________________________________________

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Цель работы:_________________

Свойства воды

Состояние воды

жидкое

газообразное

твёрдое (лёд)

Запах


Опыт 3.На столе стоит стакан с водой. Опусти в стакан с водой ложку.

-Хорошо ли он виден в воде?

- Соедини стрелочками:

ВОДА                           прозрачна

                                      не прозрачна

Вывод:_____________________________________________          

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Опыт 4. На столе два стакана: один с водой, а другой пустой. Перелей воду из одного стакана в другой.

Соедини стрелочками:

ВОДА                                        текуча

                                                   не текуча

Вывод: ____________________________________________

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Цель работы:_________________

Свойства воды

Состояние воды

жидкое

газообразное

твёрдое (лёд)

Запах


Опыт 5.У вас на столе стоят стаканы с водой. Попробуй на вкус воду.

Какой на вкус сахар, соль, лимон, лук, вода?

Соедини стрелочками:

Сахар                         солёный

Соль                          сладкий

Лимон                       горький

Лук                            не имеет вкуса

Вода                          кислый

Вывод: _____________________________________________

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Цель работы:_________________

Свойства воды

Состояние воды

жидкое

газообразное

твёрдое (лёд)

Запах


Опыт 6.

Насыпь в один стакан с водой соли или сахара, а в другой - столько же глины или измельченного мела. Помешай воду.

Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела и глины осела на дно).

- Соедини стрелочками:

ВОДА           растворитель, но не все вещества в ней растворяются

                        не растворитель

ВЫВОД:________________________________________________________________________________________________

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ

Цель работы:_________________

Свойства воды

Состояние воды

жидкое

газообразное

твёрдое (лёд)

Запах


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА Новоселово, 2015

Слайд 2

Свойства воды Без запаха

Слайд 3

Свойства воды Не имеет формы Бесцветная

Слайд 5

Свойства воды Прозрачная

Слайд 6

Свойства воды Вода течёт. (свойство - текучесть )

Слайд 7

Свойства воды На имеет вкуса

Слайд 8

Свойства воды Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

Слайд 9

Карта исследований. Что такое вода? Вода – вещество. Свойства воды: Опыт 1. Воды принимает форму сосуда. Опыт 2. Вода течё т. Опыт 3. Не имеет запаха . Опыт 4. Не имеет вкуса. Опыт 5. Вода бесцветна. Опыт 6. Вода прозрачна. Опыт 7. Вода – растворитель. Опыт 8. При нагревании расширяется. Опыт 9. При охлаждении сжимается.

Слайд 11

Кому нужна вода ?

Слайд 12

Вывод: вода – это жизнь! Без неё не проживёшь! Не умыться , не напиться без воды. Листику не распуститься без воды. Без воды прожить не могут Птица , зверь и человек! И поэтому всегда Всем везде нужна вода!

Слайд 13

Выскажи своё мнение по поводу увиденного. Почему погибли эти животные?

Слайд 14

Валим отходы и мусор мы в реки, Дескать вода унесет, Но у воды есть пределы терпенья , Смотрите же, люди, вперед! Пусть на Земле не умирают реки , Пусть стороной обходит их беда. И будет оставаться в них навеки Чистая и вкусная вода!

Слайд 15

Синквейн ВОДА