Заботливым родителям

Смородина Марина Александровна

Уважаемые родители! Здесь, вы, найдете полезную информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптация детей к ДОУ20.27 КБ
Файл samostoyatelnost_rebenka.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Адаптация детей  к условиям детского сада».

Адаптация – сложный процесс приспособления  организма к новым условиям.

Ваш ребёнок поступает в детский сад и тем самым ему предстоит приспосабливаться к новым для него условиям, условиям жизнедеятельности в детском саду. Этот сложный процесс приспособления организма  происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом. Физиологический уровень адаптации: здесь  нужно привыкнуть к новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимость сидеть, слушать, выполнять просьбы), привыкнуть к новой пищи, новым помещениям, освещённости, запахам, невозможности уединения.  

Психологический уровень адаптации: здесь необходимо привыкнуть к отсутствию значимого взрослого: мамы, папы, бабушки; к большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать; к  необходимости отстаивать своё личное пространство. В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду:

  • 1 – 16 дней - легкая адаптация
  • 6 - 32 дней – адаптация средней тяжести
  • от 32 до 64 дней – тяжелая адаптация

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20—40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ БЫСТРЕЙ ПРИВЫКНУТЬ

К ДЕТСКОМУ САДУ?

 -  Во-первых, перестаньте волноваться. Всё будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребёнка, не обсуждайте при нём возможных осложнений.

- Формируйте у ребёнка положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему.

- В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.

  • Когда вы уходите - расставайтесь с ребёнком легко и быстро. Долгие прощания с обеспокоенным выражением лица у ребёнка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться. Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков.
  • Если ребёнок с трудом расстаётся с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.
  • Поиграйте с ребёнком домашними игрушками в детский сад, где какая- то из них будет самим ребёнком.

- Поощряйте интерес ребёнка к другим детям: называйте их по именам,   говорите о них как о друзьях.

  • Когда придёт время оставить ребёнка в группе на дневной сон, предупредите его заранее.
  • Дайте ребёнку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить её переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться.
  • Во время адаптационного периода  родителям следует  создать условия для спокойного отдыха ребёнка дома.

- Оставляя ребёнка в группе до вечера, помните, что в эти дни он очень устаёт, бывает перегружен впечатлениями, с пониманием отнеситесь к его капризам.

Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.



Предварительный просмотр:

Самостоятельность ребенка. Рекомендации родителям

     Вы, наверное, согласитесь со мной, уважаемые взрослые, что   требования к самостоятельности ребенка нужно выдвигать согласно его возрасту.   То есть то, что будет достижением для ребенка в 3 или 4 года, и за что мы его похвалим (например, правильно застегнутые пуговицы на кофточке), уже не будет достижением самостоятельности в 6 лет. Необходимо помнить, что самостоятельность ребенка - это не только умение что-то делать без помощи взрослого, это еще и способность находить свои новые решения поставленных задач, стремление сегодня сделать больше, научиться большему, чем вчера. И развитие этих способностей, умений,  стремлений ребенка  нужно поощрять нам, родителям, проявить инициативу. У ребенка должно быть достаточно опыта в различных видах деятельности, доступных его возрасту.  То есть прежде чем требовать его самостоятельно сделать что-либо, нужно научить этому: показать, рассказать, дать возможность поупражняться.

Принцип от простого к сложному, а так же принципы доступности и последовательности будут нам помощниками в деле воспитания самостоятельности ребенка.

• Постепенно ребенку необходимо предоставлять все больше и больше самостоятельности, как в принятии решений, так и в действиях. Что не исключает, конечно, моральной поддержки со стороны родителей, которая нужна в той или иной степени практически каждому человеку на протяжении всей его жизни.

• Не нужно решать проблемы за ребенка. Но не стоит его также оставлять без вашей поддержки, наедине с вопросами, которые его беспокоят. Можно обсудить, помочь наводящими вопросами. Например: «Как ты думаешь, если сделать так, что получиться? А что еще можно сделать?» С маленькими детьми хорошо проигрывать различные ситуации.

• Иногда можно позволить ребенку совершить свои собственные ошибки, которые научат его гораздо большему, чем многочасовые нотации со стороны взрослого. Видя результат своих действий, ребенок лучше всего усвоит связь между причиной и следствием. И каким бы ни был результат действий малыша, родитель должен сохранять доброжелательность и тактичность. Подбадривающее высказывание из уст родителя «Не расстраивайся, а делай выводы», на мой взгляд, гораздо лучше упрекающего «Мы же тебе говорили, а ты…»

Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Не перегружайте его своим контролем и опекой. Не охлаждайте инициативу ребенка. Пусть сделает, пока это для него представляет интерес (завязать шапочку, застегнуть пуговицу, отнести чашку и прочее), ведь его очень легко «отбить». А как говориться, «всему свое время». Проявленный интерес со стороны ребенка - это возможность ненавязчиво его научить чему-то полезному.

Не забывайте хвалить ваших детей   за самостоятельные решения, действия, достижения, поддерживать их в стремлении к самостоятельности, подбадривать. Выказывайте уверенность в  том, что у ребенка все получиться: «Если ты поупражняешься, то все получиться. У меня тоже когда-то это не получалось. Вспомни, вчера ты еще этого не умел, а сегодня у тебя все получилось. Ты  старался. Ты очень способный».  Не помешает, если ребенок как можно чаще будет слышать от вас: «Ты справишься, ты умеешь, ты сможешь сделать это самостоятельно, у тебя обязательно это получится».

• Искренне радуйтесь вместе с ребенком его достижениям в самостоятельности.

• Приучая ребенка к самостоятельности, старайтесь формулировать свои требования максимально конкретно и понятно для ребенка. Например, конкретное «после чаепития нужно отнести за собой чашку» будет более понятно для малыша, чем абстрактное «нужно убирать за собой».

• Требуя от ребенка выполнения тех или иных действий, не забывайте объяснять их смысл, пользу и необходимость выполнения. Объяснения типа «это твоя обязанность» или «так надо», скорее всего, не произведут на ребенка должного впечатления. Лучше, чтобы ребенок понял целесообразность  выполняемых им действий, почувствовал, что он делает что-то нужное, полезное, что, кстати, может положительно повлиять и на его самоуважение, и на чувство собственной значимости. Например, «Книжки после прочтения нужно положить на место. И в комнате будет порядок, и книги лучше сохраняться, и ты легко в любой момент найдешь нужную книжку, если она будет лежать на своем месте. Ты их сможешь потом почитать младшей сестренке. А ей будет интересно слушать и рассматривать яркие картинки в немятой книжке».

Вырастить ребенка самостоятельным — непростая задача, которая потребует от вас терпения, заботы и бесконечной любви к своему ребенку. Начните прививать независимость своему крохе с первых лет жизни и продолжайте следовать по этому пути, чтобы каждый день радоваться его новым достижениям.