Работа по выявлению и развитию способностей учащихся


Предварительный просмотр:

  «Рассмотрено»

на заседании ШПК

____________________

Протокол №________

от «___»______2019  г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»

________/___________________/

«___» ___________2019 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

 «НижнесаянтуйскаяСОШ»

__________/Л.П. Парыгина/

Приказ №____от «___»_______2019  г.

Рабочая   программа с одарёнными детьми

4а класс

2019 – 2020  учебный год

Всего часов на учебный год: 9 часов

Количество часов в месяц: 1 час

Составитель:

Михайлова М В., учитель  начальных классов

первая квалификационная категория

с. Нижний Саянтуй

2019

     Актуальность программы по работе с одарёнными детьми.

      В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

 Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.)

Из материалов ФГОС

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?

- Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

- В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

- В школе должны быть свои традиции.

- Школа должна давать современное образование.

- В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

     Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Главные принципы реализации программы.

- Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

- Гуманизм в межличностных отношениях.

- Научность и интегративность.

- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

- Применение принципов развивающего обучения.

- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Основные направления и содержание деятельности.

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным  вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревнования, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.

Формы работы с одаренными учащимися:

- объединения дополнительного образования;

- групповые занятия с сильными учащимися класса;

- факультативы;

- кружки по интересам;

- конкурсы и конференции;

-интеллектуальный марафон;

- участие в олимпиадах; 

- работа по индивидуальным планам;

- научно-исследовательские конференции.

Методическая работа педагога:

- заниматься самообразованием;

- повышать профессиональное мастерство;

- посещать занятия других педагогов;

- участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;

- проводить открытые занятия;

- подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;

- проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями.

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.

- Лекция “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.

- Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

- Интеллектуальный марафон.

- Лекция “Развитие личности ребенка”.

Отличительные особенности одаренных детей

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

3.Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в оп­ределенной области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.

5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивиду­альной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Цели и задачи работы с одаренными детьми.

1. Выявление одарённых детей.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

- знакомство учителя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;

- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.

Стратегия работы с одаренными детьми

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др. Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах. Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.

Учитель должен быть:

- увлечен своим делом;

- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- профессионально грамотным;

- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

- проводником передовых педагогических технологий;

- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

- знатоком во всех областях человеческой жизни.

Портрет выпускника школы.

- Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.

- Умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.

- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культур каждого народа.

- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение.

- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Технологическая карта педагогической программы

работы с одаренными детьми

Виды работ

Работа на уроке

Внеурочная деятельность

Работа с родителями

Когда?

При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики.

На индивидуальных и групповых занятиях.

Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские собрания.

Зачем?

Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению.

Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей.

Для создания единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей.

Проведение микроисследований по теме.

Что?

Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.

Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности.

Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.

Как?

Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения.

Творческая мастерская, олимпиады, викторины, интеллектуальные марафоны, конкурсы.

Совместное выполнение творческих заданий, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций родительских собраниях.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел программы

Количество часов

1

Русский язык

5

2

Математика

4

Тематическое планирование

занятий с одарёнными учащимися

в 4  классе

на 2019-2020 учебный год

9 часов (1час в месяц)

Учебный предмет

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

 Математика

Решение логических задач

1

2

Математика

Решение математических выражений повышенной трудности

1

 3

Математика

Задания для подготовки к предметной олимпиаде по математике.Числовые ребусы.

       1

   

4

Математика

 Геометрические задачи. Задачи на вычисление площади и периметра.

1

5

Русский язык

 Трудные случаи русского языка, олимпиадные задания

1

6

 Русский язык

Задания для предметной олимпиады по разделу «Орфография»

1

7

Русский язык

Задания для предметной олимпиады по разделу «Синтаксис. Пунктуация»

8

Русский язык

Задания для предметной олимпиады по разделу «Морфология»

1

9

Русский язык

Задания для предметной олимпиады по разделу «Состав слова. Словообразование»

1

 

 

 

 

 

           

 



Предварительный просмотр:

Исследовательская работа.

 

Секция:  соотечественники

Тема:"Мастера-умельцы села Нижний Саянтуй."

Автор: Михалёва Полина

ученица4а класса

МБОУ "Нижнесаянтуйская СОШ"

Оглавление.

Введение................................................................................................3-4

Основная часть

1. История происхождения села.......................................................5

2. Мастера умельцы

2.1Какие мастера умельцы были на Руси............................................5

2.2. Умельцы села Нижний Саянтуй...................................................6

Бушуев Н .В..........................................................................................6-7

 Южаков А .В.....................................................................................7

 Загузин В. В........................................................................................7-8

3.Мои исследования

3.1Виды рукоделия............................................................................8

3.2Мастера-умельцы...........................................................................9

Вывод

Литература

Введение.

У каждого человека есть любимый уголок, место, где он родился и живёт. Это его малая родина. Моя малая родина-село Нижний Саянтуй. Здесь живёт очень много трудолюбивых и творческих людей. Одним из них является мой дедушка Бушуев Николай Васильевич. Он мастер изделий из дерева,  снега. Бывая у него дома я каждый раз восхищаюсь его мастерством и предметами, которые он делает своими руками. Человек издавна  стремился украсить свое жилище и самого себя. И каждый  старался сделать своё изделие не только красивым, но и неповторимым. Мне захотелось узнать, а есть ли  в нашем селе ещё такие люди как мой дедушка и поближе с ними познакомиться .Это и стало темой моей работы"Мастера умельцы моего села".

Проблема: выяснить есть ли мастера умельцы по дереву в селе?

Актуальность выбранной темы познакомившись с народными мастерами, я узнаю больше о своей малой родине, о секретах мастерства людей и тем самым продолжу   нить настоящего и будущего.Увлечённые люди смогут почерпнуть для себя что- то полезное, интересное.

Поэтому цель моей работы – это отыскать мастеров умельцев села Н-Саянтуй.

Задачи исследования:

-узнать какими видами народного искусства владеют мастера;

- собрать материал о народных умельцах  села работы с деревом ;

- систематизировать и обобщить материал о мастерах;

-стремиться к сохранению культурного наследия моей малой родины.

Новизна: Я решила изучать тему на примере моего села и в этом заключается новизна моего исследования.

Гипотеза – если мы будем изучать историю своей малой родины, её культуру, традиции и жителей, то мы сделаем шаг к тому, что будущее поколение села Нижний Саянтуй будет хранить и помнить прошлое своей малой родины, будет гордиться и своим селом, и его жителями, и тем, что они здесь родились и живут.

Объект  исследования- мастера умельцы по дереву

Предмет исследования – живут ли в нашем селе мастера, увлечённые  своим делом .

Методы:

  • поисковая деятельность;
  • работа в интернете;
  • интервьюрование
  • социологический

Основная часть

1. История происхождения  села.

Первый вопрос, который появился у  меня - почему у села 2 названия? Прочитав электронную летопись села в библиотеке я получила ответ на вопрос.

Село  Нижний Саянтуй появился более 350 лет назад. Первоначальное название-Саянтуй, связано  протеканием речки Саянтуйки через территорию села. Существует ещё одно название села – Вахмистрово. Из рассказов сторожил, мимо села проезжал вахмистр по фамилии Краснояров сопровождал декабристов. Ему это место очень понравилось. Он вернулся  и попросил разрешения на постройку , получил разрешение  и на берегу реки Селенга было построено 6 дворов .Дом его не сохранился. Сейчас эта улица носит название 60 лет БУРАССР. Первые жители-казаки. Так было положено начало села. Советская власть отрицала всё, что связано с чином казачьего войска, поэтому официальное название села-Нижний Сантуй. А жители по-прежнему в просторечии называют Вахмистрово. Вот так до сих пор у некоторых людей 2 названия вызывают путаницу.Сейчас в селе проживает около 18 тысяч человек.

2. Мастера-умельцы.

2.1 Какие мастера умельцы были на Руси

С помощью словаря я узнала, кого называют мастерами-умельцами. Мастер -человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать.Умелец-человек, занятый ручным трудом. Ещё Древняя Русь славилась своими мастерами умельцами в различных областях: кузнецы, ювелиры, гончары, сапожники, портные, камнерезы, ткачи. Руками этих умельцев создавалось экономическое богатство государства. Самые древние это кузнецы и гончары..В 9-12 веке профессионалами были кузнецы. Железо получали путём выплавки из болотной руды. Добывали в межсезонье, сушили, доставляли в мастерские, где с помощью специальных печей плавили. Делали оружие, защитное одеяние, орудия труда и даже украшения.В11 веке появились мастера гончарного дела-женщины умельцы, которые делали посуду из глины. Затем появились мастера, которые умели делать чеканку, резьба по кости и другие. Сегодня в 21 веке можно встретить не только забытые ремёсла, но и появилось много новых.

2.2 Умельцы в моём селе.

Задавшись целью отыскать в нашей местности мастеров-умельцев, я расспросила своих родителей, дедушку и бабушку, одноклассников, соседей и узнала о некоторых умельцах, жителях нашего села.

Я узнала , что в селе много вязальщиц, вяжут тапочки, коврики, платки, шали-это Красноярова Светлана Павловна, Примоченко Нина Петровна, Михалёва Лидия Викторовна,Федосеева Любовь Александровна,Шильникова Анастасия увлечена работой с бисером.Болсунов Николай-мастер чеканки. Княжева Надежда Григорьвна вышивает крестиком, бисером. Комогорцев Евгений Владимирович молодой  мастер по кладке печей, каминов.  Есть и такие, которые как мой дедушка работают с деревом-Загузин Вячеслав Викторович, Южаков Андрей Валерьевич, Пелихов Игорь Иванович. Я взяла интервью у мастеров по дереву. Первый рассказ о моём дедушке.

2.2 Бушуев Николай Васильевич 1958 года рождения. (Приложение1) Родился и живёт в селе Нижний Саянтуй. Резьбой по дереву занимался с детства. Ему нравилось строгать пистолеты, пулемёты, корабли. В возрасте 30 лет резьбой по дереву стал заниматься серьёзно.  Строил дома, бани и украшал их резьбой по дереву. Стали поступать заказы . Сначала делал вырезные наличники, полисадники (Приложение2) Учился всему сам. Познакомился с человеком, который серьёзно увлекался резьбой , учился многому у него ,а также  по книгам вырезал трафареты. Со временем научился делать скульптуры из дерева. (Приложение3).В настоящее время делает красивые резные будки для собак, беседки, полисадники, туалеты, колодцы, деревянных медведей(Приложение4). Заказов много. Чаще всего заказывают наличники для окон, узоры для отделки домов, бань. Все работы выполняет на открытом воздухе под навесом. К сожалению, своё мастерство не передал никому из членов семьи, но сын и зять иногда помогают при выполнении заказов. В 2018 году участвовал со своими работами в районной выставке народных умельцев , посвященной 85летию со дня основания Тарбагатайского района и был награждён грамотой. (Приложение5) и ценным призом. На празднике присутствовали иностранцы,  которых заинтересовали мои работы и они  просились фотографироваться с деревянным медведем и колодцем. Так же со своими работами снимался в передаче"Во саду ли, в огороде" и была показана про Николая Васильевича передача по телевизору 2015 г.В зимнее время любит мастерить скульптуры из снега.(Приложение6)

2.4 Южаков Андрей Валерьевич родился в Перми. В возрасте 4 лет семья по работе отца  переехала в Нижний Саянтуй и по сегодняшний день проживает здесь. После окончания школы работал разнорабочим. Работая в "Палистре", где изготавливал лестницы в квартиры, увлёкся столярными работами, в возрасте 32 лет. Учился всему сам, выписывал книги, смотрел у товарища по работе. Сначала делал рамы для окон. Сейчас изготавливает точённые табуретки , столы, кровати, двери, детские стульчики. (Приложение8) Открывал  ИП по столярному делу, но работа большого дохода не приносит и сейчас она является его хобби. В доме имеется мастерская. (Приложение7) Чаще всего заказывают двери. Своё мастерство передал старшему сыну Илье, который научился  делать  точённые табуретки.

2.5 Загузин Вячеслав Викторович 1975  года    рождения, (Приложение9) коренной житель села Н-Саянтуй. В возрасте 30 лет решил заняться резьбой по дереву для украшения своего собственного дома. Купил оборудование и решил попробовать. Учился всему сам, искал в интернете .Сделал резные обналичники для дома и резьбу для полисадника. (Приложение10  ) Получилось красиво. Работа увлекла .Но резьба по дереву  очень трудоёмкая работа, занимает много времени, пиломатериал дорогой и само изделие стоит недёшево, поэтому их не всегда легко продать. Заказы только летом. Доход небольшой, поэтому сейчас это просто любимое занятие. Занимается резьбой уже 13 лет. Все работы выполняет на открытом воздухе. Работы Вячеслава Викторовича выставлены на сайтах в интернете. Его приглашали на разные выставки, но он участия не принимал. Мастерство пока никому не передал.

Вывод:   все мастера получили первые навыки сами и сами их развивали, всех умельцев объединяет увлечение, желание научиться самому и радовать окружающих своими творениями. Изделия для мастеров не средство дохода, а любимое дело. К сожалению, не все передают свои умения другим.

3.Мои исследования.

Мною было опрошено 24 человека разного возраста .  Были заданы вопросы:1Какими  видами рукоделия распространены  в  селе, кого из   мастеров-умельцев села знаете? Результаты опроса.

№П/П

Вид рукоделия

Количество ответов

1

вязание

16

2

вышивка

6

3

Резьба по дереву

20

4

чеканка

1

5

Кладка кирпича

7

Среди мастеров, увлекающихся данными  видами творчества по итогам  опроса являются:

№П/П

Ф И О

Количество ответов

1

Княжева Н Г

20

2

Шильникова А

5

3

Болсунов Н В

1

4

Красноярова С П

16

5

Примоченко Н П

9

6

Федосеева Л А

7

7

Михалёва Л А

7

8

Бушуев Н В

21

9

Загузин В В

16

10

Пелихов И И

15

11

Южаков А В

18

12

Комогорцев Е В

7

Вывод:  я узнала, что   в селе есть умельцы  резьбы  по дереву, вязальщицы, вышивальщицы, чеканщик, печник. Мастерство наших умельцев нужное и полезное дело не только для себя, но и для окружающих.

Заключение.

Сегодня село Нижний Саянтуй – это современное процветающее село, устремлённое в будущее.

В результате проведенной работы я  пришла к выводу, что в нашем селе много талантливых и творческих людей, занимающихся традиционными ремеслами.

Узнала историю становления  мастеров – умельцев.

Выяснила, что мастера, получили первые  навыки сами и сами их  развивали  .

Односельчане уважительно относятся к мастеру - умельцу, обращаются к ним за помощью .А они   радует глаз и душу человека своими изделиями.

Литература

Словарь Ожигова

Клиентов А.Е. "Народные промыслы", Издательство Белый город, 2008 г, 48с

Интернет ресурсы.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Тарбагатайский район

МБОУ Нижнесаянтуйская СОШ

 Республиканская научно-практическая

 конференция учащихся 3-6 классов

«Первые шаги»

Номинация: биология- растительный мир

Тема: «Шоколад-вред или польза?»

                                             Автор: Михалёва Полина  ученица 4а класса

                                             Нижнесаянтуйской СОШ  Тарбагатайского района

                                                         

        Руководитель: Михайлова Марина Викторовна

г Улан-Удэ

2019 г

Оглавление.

Введение

Основная часть

1.1. Виды шоколада.......................................................................................................3

1.2. О пользе и вреде шоколада................................................................................4-5

1.3. Как правильно хранить шоколад.........................................................................5

Мои исследования

2.1. Исследование шоколада.......................................................................................5

2.2. Анкетирование учащихся....................................................................................6

2.3. Эксперимент 1. Получение домашнего шоколада.............................................6

2.4. Эксперимент2........................................................................................................7

2.5.Опыт........................................................................................................................7

Вывод

Литература


Введение.

Я очень люблю шоколад. И когда нам  предложили исследовательскую работу, то я решила взять тему о шоколаде и  выяснить  полезен или вреден шоколад. Сколько его можно съесть, чтобы не навредить здоровью. А ещё мне хотелось узнать, что  портятся  ли от него зубы и можно ли  его есть много.

Актуальность темы: шоколад очень  популярный продукт питания, его часто  используют  для приготовления кондитерских изделий ,десертов. Значимость    исследования велика, т.к человек должен употреблять качественные продукты, и это залог его здоровья.

Цель исследования: выяснить, полезен ли шоколад для нашего организма и какое влияние оказывает употребление шоколада на наше здоровье.

Задачи исследования:

  • Изучить состав и виды шоколада
  • Изучить влияние шоколада на организм человека.
  • Провести анкетирование учащихся.
  • Попробовать изготовить шоколад в домашних условиях.

Объект исследования: шоколад.

Предмет исследования: сведения о шоколаде.

Методы исследования:

  • Теоретический;
  • Социологический опрос;
  • Наблюдение;
  • Метод беседы.

Гипотеза: предполагаю, что если шоколад употреблять в умеренном количестве, то он положительно воздействует на организм.

Основная часть

1.1. Виды шоколада.

Научились шоколад  делать менее 200 лет назад. Но изначально, шоколад употреблялся в виде напитка и был доступен не всем. Индейские племена из Америки, употребляли шоколад в виде жидкого десерта, который  изготавливали из порошка какао-бобов, красного перца чили и воды.

Сейчас шоколад очень популярный вид лакомства. Его любят как дети, так и взрослые. Сегодня самая большая плитка шоколада в мире выпущена британцами, её вес 6 тонн. А  самым лучшим шоколадом в мире считается французский шоколад .

Существует множество разновидностей шоколада по содержанию какао-бобов и методу приготовления. Шоколад бывает: экстра чёрный, горький, молочный, пористый, диабетический  с добавками, порошковый  .Его различают по количеству какао-бобов в шоколаде. Наибольшее количество какао-бобов в экстра чёрном шоколаде-более70%.

Горький-  в составе какао 55%.

Молочный- в состав добавляют молоко, сливки.

Белый- без какао. Считается менее полезным.

Чем больше в шоколаде какао-бобов, тем он полезнее.

1.2. О пользе и вреде шоколада.

Шоколад хороший подарок детям, но многие считают, что он  вреден для зубов и способствует заболеванию кариесом. Я стала изучать литературу о пользе и вреде шоколада. Вот , что я узнала о пользе шоколада: на самом деле, именно шоколад, менее опасен, в отличие от других сладких лакомств, т.к какао препятствует разрушению зубной эмали. Содержащиеся в шоколаде масло какао обволакивает зубы защитной плёнкой и предохраняет их от разрушения. Кроме того шоколад:

  • активизирует работу мозга,
  • улучшает работоспособность и настроение;
  • вызывает прилив сил;
  • заряжает бодростью;
  • стимулирует память;
  • полезен для сердца;
  • шоколад – питательный продукт, быстро утоляет голод, источник энергии для организма;
  • замедляет процесс старения, улучшает зрение.

Любители шоколада живут дольше(Если каждый день есть шоколад, то это добавит 1 год жизни).

С помощью горячего шоколада можно даже успокоить больное горло и небольшой кашель.

Поэтому детям  шоколад полезен, а также тем, кто занимается спортом.

Но в тоже время, этот продукт, может быть и вредным:

если поедать его в больших количествах (т.к высококалорийный продукт и является источником лишнего веса).

В день нужно съедать не более 40 гр.

Больше всего шоколада съедают в Британии. В год каждый из них съедает около 8 кг этого лакомства.

Если употреблять ненастоящий шоколад, а его подделки, то это тоже вредит здоровью.

Изучая  информацию о шоколаде, я составила свою памятку, по которой можно отличить настоящий ли шоколад.

1. На упаковке должен стоять ГОСТ.

2. Он должен моментально таять во рту

3. На упаковке нужно искать три компонента: какао масло, какао тёртое, какао порошок,  если есть другие, шоколад ненастоящий.

4. Он должен ломаться с характерным треском.

5. А также он должен иметь гладкую блестящую поверхность  и быть однороден по цвету .

1.3. Как правильно  хранить шоколад.

Качество шоколада гарантировано при правильном хранении.

Чтобы шоколад долго хранился в домашних условиях, нужно его держать в тёмном, сухом  месте. При температуре15-20 градусов. Плитку лучше завернуть в фольгу, чтобы не проникали посторонние запахи.

Но самым вкусным является свежий шоколад.

2. Мои исследования.

2.1. Исследование шоколада.

Я решила исследовать любимый  мною шоколад"Алёнка"молочный, сделанный в России и Ritter sport, шоколад из Германии и узнать какой из них  полезнее.

1."Алёнка"молочный(Приложение1  )

Состав :сухое цельное молоко-12%,порошка какао-25%, очень много добавок, на пачке нет ГОСТ, цвет однородный, моментально растаял во рту, какао бобы отсутствуют

2.Ritter sport молочный  шоколад из Германии.(Приложение2  )

Состав: сухое цельное молоко-18%,порошка какао-30%,  добавок  мало, на пачке нет ГОСТ, цвет однородный, моментально растаял во рту, какао бобы отсутствуют, много натуральных ингредиентов.

Мои исследования показали, что более полезным является Ritter sport шоколад из Германии.

2.2. Анкетирование учащихся.

Изучив информационные источники о шоколаде, я провела анкетирование среди одноклассников, чтобы узнать их отношение к этой сладости.

В исследовании было опрошено 23 человека.

вопрос

да

нет

1 Любите ли вы шоколад?

22

1

2.Полезен ли шоколад?

6

17

3.Изучаете ли вы состав шоколада при его покупке?

5

18

Можно сделать вывод, что шоколад любят все дети, но о его вреде и пользе дети знают мало и при покупке, практически никто не изучает его состав.

2.3. Эксперимент1 . Получение домашнего шоколада.(Приложение3)

Работая над этой темой, я решила провести эксперимент: можно ли получить шоколад в домашних условиях. Нашла в интернете рецепты. Их оказалось много, но я выбрала один.

5ст. ложек молока, 50 гр. сливочного масла, 6-8 ст. ложек сахара, 5 ст. ложек какао, 1ч. ложка муки. Формочки можно использовать силиконовые или форму для льда. В кастрюлю налила молоко, какао, сахар, тщательно перемешала и поставила на огонь. Довела до кипения и добавила 50 г масла и медленно помешивала. Затем  добавила муку и довела до кипения. Как только мука полностью и равномерно размешалась, сняла с огня кастрюлю. В качестве начинки я положила изюм. Затем смесь вылила в формочки и поставила в холодильник на 3-4 часа. Шоколад получился твёрдым и очень вкусным.

2.4. Эксперимент2

Еще я попробовала поднять настроение шоколадом. Когда   мне было грустно, я съела шоколадку, через несколько минут почувствовала, что настроение у меня поднялось.

Шоколад улучшает настроение.

(Приложение4)

2.5. Опыт

А опыт я провела на своей бабушке.( Приложение5)

Взяла плитку шоколада, разогрела в микроволновой печи 2мин, добавила молоко и нанесла бабушке  маску на лицо, где у неё много морщинок, оставила  на 15 минут. В результате кожа лица стала гладкой и шелковистой. Бабушка была довольна результатом.

Она стала часто пользоваться этой маской и предлагать её своим подругам.

Вывод: шоколад является хорошим косметическим средством.

Заключение.

При выполнении работы я изучила состав и виды шоколада, влияние шоколада на организм человека, провела  анкетирование учащихся, попробовала изготовить шоколад в домашних условиях.

Проведя исследование, я пришла к выводу, что серьёзных причин отказывать себе в употреблении настоящего шоколада, просто нет.

При покупке шоколада нужно  смотреть на его состав, чем больше какао-бобов, тем он полезнее. Лучше использовать в пищу высококачественные сорта горького шоколада.

Употреблять шоколад в умеренном количестве.

Моя гипотеза подтвердилась, что шоколад не только вкусен, но и  приносит пользу , если его употреблять правильно. Кушайте шоколад сами, угощайте друзей.

Литература:

  1. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья. – М.: Знание, 1987.
  2. Детская энциклопедия. Познавательный журнал для мальчиков и девочек. – М., ЗАО «Аргументы и факты», 2002. - №5.
  3. Минифай Б.У. Шоколад, конфеты, карамель и другие кондитерские изделия. - М: Профессия, 2005.
  4. Интернет – ресурсы

Приложения

Шоколад "Алёнка"Приложение1

Шоколад Ritter sport .Приложение2

Я готовлю шоколад.Приложение3.

Шоколад поднял настроение.Приложение 4.

Опыт на бабушке.Приложение 5.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Тарбагатайский район

МБОУ" Нижнесаянтуйская СОШ"

 Республиканская научно-практическая

 конференция учащихся 3-6 классов

«Первые шаги»

Номинация: Окружающий мир

Тема: «Моё село»

                                             Автор: Клочков Илья,  ученик 4а класса

                                             Нижнесаянтуйской СОШ , Тарбагатайского района

                                                         

        Руководитель: Михайлова Марина Викторовна

                                                         

г.Улан-Удэ

 2019 г.

Оглавление.

Введение

Основная часть

     1.История происхождения села........................................................................3

     2Достопримечательности села.......................................................................4-5

     3. Моё село сегодня........................................................................................5-6

      4.Долгожители села...........................................................................................6

2.Мои исследования................................................................................................7

Социологический опрос.

Заключение.

Литература.


Введение

      У каждого из нас есть родина- место, где ты родился, живёшь. Моя малая родина- с Нижний Саянтуй. Очень красивое и любимое мною место.  Когда на уроке окружающего мира мы говорили о нашем селе, то выяснилось, что мало кто из ребят что  о нём знает. Меня эта тема заинтересовала и я решил написать исследовательскую работу по теме "Моё село".Не зная истории , нельзя построить будущее.В  этом актуальность моей работы.

Новизна: Я решил изучать тему на примере моего села и в этом заключается новизна моего исследования.

 Объект исследования: объекты села Нижний Саянтуй.

 цель: узнать, изменилось ли со временем наше село.

задачи:

-Узнать, почему наше село имеет 2 названия  Нижний Саянтуй, Вахмистрово;

-Изучить фотоматериалы прошлых лет и сравнить с настоящими.

Методы исследования:

-беседа

-наблюдения

-опрос

-поиск  и изучение старых фотографий, архивных источников

-интервьюрование

Основная часть

1. История происхождения названия села.

     Первый вопрос, который появился у  меня - почему у села 2 названия?

Чтобы ответить на вопрос я встретился с работником администрации Эрдыниевой Соелмой Владимировной.(Приложение1).  Она рассказала о названии села и дала мне материал.

     Село  Нижний Саянтуй появился более 350 лет назад. Первоначальное название-Саянтуй, связано  протеканием речки Саянтуйки через территорию села. Существует ещё одно название села – Вахмистрово. Из рассказов сторожил, мимо села проезжал вахмистр по фамилии Краснояров сопровождал декабристов. Ему это место очень понравилось. Он вернулся  и попросил разрешения на постройку , получил разрешение  и на берегу реки Селенга было построено 6 дворов .Дом его не сохранился. Сейчас эта улица носит название 60 лет БУРАССР. Первые жители-казаки. Так было положено начало села. Советская власть отрицала всё, что связано с чином казачьего войска, поэтому официальное название села-Нижний Сантуй. А жители по-прежнему в просторечии называют Вахмистрово. Вот так до сих пор у некоторых людей 2 названия вызывают путаницу.

1.Достопримечательности села.

В 1860 году была построена церковь Саянтуйская Богородская Казанская.

В 1899 г была построена  церковно-приходская школа. Заведущая Сатинская. В 2019  году школе-120 лет.

         Меня заинтересовала табличка на здание на территории школы. Прочитав её я узнал, что там  в 1918-1920 г находился штаб партизанского отряда братьев Лощенковых. Из  села в отряд входило 48 жителей. Некоторое время в этом здании  находилась школа.(Приложение2),  

В начале 30-х годов был построен сельский совет (Приложение3),  медпункт, клуб , который перестроили из Казанской церкви.

В 40х годах появились первый детский сад ясли и почта.(Приложение4)

В 1967 году по просьбе тружеников села, в центре у здания сельской администрации был возведен памятник Воину Победителю (Приложение5),   в знак благодарности погибшим и воевавшим в тяжелые годы войны. Памятник вылит из алюминия на Московском заводе. Высота памятника 2,2 м, он взят под охрану памятников истории и архитектуры Тарбагатайского  района.

В 1968 году было построено новое здание почтового отделения (в котором находится по настоящее время)

В 1973 году  в селе построено новое кирпичное здание Дома культуры. (действует сегодня). Заведует Зарубина Галина Петровна. В этом же здании на втором этаже была открыта и сельская библиотека. Библиотека состоит из 2 комнат: в первой размещался книжный фонд, а во второй находится читальный зал. Там же располагается музей. Заведует библиотекой Оксана Владимировна Богданова. Так же в этом здании располагается сельская администрация. Глава поселения-Шабаршова Светлана Юрьевна.

В 1977 году было построено новое здание детского сада. Заведует Лоскутникова Наталья Сергеевна

2. Моё село сегодня.

Конечно, прошло много лет и наше село очень изменилось. И вот мы пошли с фотоаппаратом по нашему селу, чтобы запечатлеть самые известные и красивые места нашей малой родины.

Территория и численность  села увеличилась, за счет миграции городского населения в сельскую местность  и привела  к усиленному жилищному строительству. Вокруг села уже возведены около 60 ДНТ.

    В настоящее время в селе  30 улиц (Приложение6) . Жителей проживающих около 10 тысяч. Это русские. буряты, татары, украинцы, белорусы, молдаване, узбеки, азербайджанцы.

Центральные улицы села Н-Саянтуй заасфальтированы. У многих в домах водоснабжение, печки заменили кочегарки.     Стали строиться многоэтажные дома. Раньше в селе были избы, простые и не очень красивые. А сейчас наше село украшают красивые дома ,(Приложение7 )   ухоженные цветники, чистые улицы и дворы.

Я побывал в доме у Бушуева Николая Васильевича и вот  что я там увидел. (Приложение8). Весь дом сделан из дерева. Ему вручена грамота за 1 место по резьбе по дереву и постройкам из камня.

    Очень украшает наше село поликлиника, которую отремонтировали совсем недавно. Там просторные, чистые, светлые кабинеты, доброжелательный медперсонал, которые помогает односельчанам быть здоровыми.

     Имеется школа, в которой обучается более 776 детей. Директор школы: Парыгина Людмила Петровна. Детский сад на 160 чел, сельская библиотека, Дом культуры, отделение связи, полиции, 10 магазинов, в том числе супермаркеты , где все продукты можно выбирать самому. Самый большой-"Николаевский"(Приложение9).  , 3 парикмахерских, 3 кафе, автозаправочная станция, аптека.  

В  бывшем здании администрации села церковь Св. Ксении Петербуржской, открытая  в 2008 году(Приложение10). В храме проводят церковные службы, обряд крещение.

2.Долгожители моего села.

       Самым пожилым людям, с кем можно было сейчас побеседовать и спросить за 90лет.  Самыми пожилыми села считаются: Загузина Анастасия Ивановна 06.07.1918г(100лет). Макрова Елена Андреевна (92 год)Встретился с одним из них -Денисов Нил Николаевич(1927 года р)(Приложение11) Родился в с Подлопатки , 30 лет жил в Ташкенте, 23 года живёт в с Н-Саянтуй. Работал радистом, слесарем. Стаж работы 53 года. Имеет много наград за добросовестный труд. До сих пор любит мастерить своими руками из  дерева, резины, пластика. На мой вопрос -"В чём секрет долголетия?"-он ответил: никогда не курил, не увлекается спиртными  напитками, ведёт здоровый образ жизни. Ест много овощей, которые выращивает сам, в своём огороде. Увлекается садоводством, прививает разные сорта кустарников.

 Вывод:  среди старожилов многие неместные, а приезжие из других мест. Они здесь обжились,  создали семьи и нисколько не жалеют, что остались в селе. Они всю жизнь проработали на земле и достигли определенных успехов.

Мои исследования.

Социологический опрос.

Вопросе участвовало 25 человек. Результаты.

вопросы

да

нет

Знаете ли почему у села 2 названия?

5

20

Знаете ли достопримечательности села?

6

19

Вывод: мало , кто из ребят знает происхождение названий села и достопримечательности.

Заключение.

Выполняя работу я узнал, почему у села 2 названия, сравнил фотоматериалы прошлых лет и сравнил  с настоящими.

         В результате проведенной работы я  узнал, что моё родное село живет и процветает  и с каждым годом становится краше.

Литература

1.Материалы школьного краеведческого музея. Летопись электронная села.

2.Архивные документы сельской администрации. Похозяйственные домовые книги.

Приложения.

 

 



Предварительный просмотр:

  «Рассмотрено»

на заседании ШПК

____________________

Протокол №________

от «___»______2019  г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»

________/___________________/

«___» ___________2019   г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

 «НижнесаянтуйскаяСОШ»

__________/Л.П. Парыгина/

Приказ №____от «___»_______2019  г.

Рабочая   программа со  слабыми детьми

4 класс

2019 – 2020  учебный год

Всего часов на учебный год: 9 часов

Количество часов в месяц: 1 час

Составитель:

Михайлова МВ., учитель  начальных классов

первая квалификационная категория

с. Нижний Саянтуй

2019

Пояснительная записка  

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

  Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

    Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

Цель и задачи программы :

- ликвидация пробелов у обучающихся в обучении по русскому языку и математике; - создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

Краткая характеристика слабоуспевающих детей : .......................– низкая техника чтения, письма , отсутствие навыков самостоятельности в работе,не всегда достаточная домашняя подготовка, маленький словарный запас......Ф И.............. плохо знают таблицы сложения, умножения, не развито логическое мышление.

Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития  нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут  перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.

Принципы построения : Приоритет индивидуальности.

Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

Таблица 1 - Список слабоуспевающих обучающихся в 2019-2020 учебном году

№ п/п

ФИ ученика

Примечание (пед.запущенноть, болезнь и пр.

  Результат на конец четверти (трудности, не успевают по каким предметам)

Итог учебного года

1 чт

2 чт

3 чт

4 чт

1

Ф И

Отсутствие навыков самостоятельности в работе, недостаточная работа на уроке, низкая техника письма, слабые вычислительные навыки, слабое знание разговорной русской речи

2

Ф И

Отсутствие навыков самостоятельности в работе, недостаточная работа на уроке, низкая техника письма, слабые вычислительные навыки, слабое знание разговорной русской речи

3

Ф И

Отсутствие навыков самостоятельности в работе, недостаточная работа на уроке, низкая техника письма, слабые вычислительные навыки, низкая техника чтения, слабое знание разговорной русской речи

4

Ф И

Отсутствие навыков самостоятельности в работе, недостаточная работа на уроке, низкая техника письма, слабые вычислительные навыки, низкая техника чтения, слабое знание разговорной русской речи

Тематическое планирование.

Кол-во часов

тема

Дата

примечание

1

1

Русский язык

Словарные слова.

2

1

Предложение. Текст.

3

1

Части речи.

4

1

Морфологический разбор прилагательного, существительного, глагола

5

1

Математика

Таблицы сложения и умножения

6

1

Письменное сложение, вычитание, умножение, деление.

7

1

Решение уравнений

8

1

Решение задач

9

1

Работа с величинами

Прогнозируемый результат

Обучающиеся к концу 4 класса должны:

Уметь:

- применять правила правописания на изученные орфограммы; выполнять морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола.

-различать изученные части речи;

- воспроизводить наизусть результаты табличного сложения и умножения ;

- воспроизводить наизусть результаты табличного умножения любых однозначных чисел;

- решать задачи в одно, два действия;

- выполнять письменное сложение и вычитание в пределах 1000.

Используемая литература

1. Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок. 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений,– М.: 2009 -49 с.

2. В. Ю. Романова, Л.В. Петленко. Русский язык в начальной школе: индивидуальные задания. 2008

3. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. «Математика в начальной школе»: Проверочные и контрольные работы. – М.: 2006. -304 с.

4.Тренажёры по математике (таблицы сложения, умножения)



Предварительный просмотр:

 Методика 
«карта одаренности»

Общая характеристика

Эта методика создана автором на основе методики Хаана и Каффа Есть «лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:

• Первая и основная функция - диагностическая.

С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.

• Вторая функция - развивающая.

Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры-драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

• интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

• творческая (2-й столбец листа ответов);

• академическая (3-й столбец листа ответов);

• художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);

• музыкальная (5-й столбец листа ответов);

• литературная (6-й столбец листа ответов);

• артистическая (7-й столбец листа ответов);

• техническая (8-й столбец листа ответов);

• лидерская (9-й столбец листа ответов);

• спортивная (10-й столбец листа ответов).



Предварительный просмотр:

 Методика «интеллектуальный портрет»

Общая характеристика

Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

Познавательная сфера

1. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).

2. Гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.

Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

3. Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.

Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

4. Способность к анализу и синтезу. Анализ - линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, - ее синхронизация, объединение в единую структуру.

Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.

5. Классификация и категоризация - психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории.

Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.

6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.

Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).

7. Память - способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки - важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.

Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.

Сфера личностного развития

1. Увлеченность содержанием задачи. Многие исследователи считают это качество ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь - интересом к содержанию.

Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация может выявляться путем наблюдений и бесед.

2. Перфекционизм характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы.

Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

3. Социальная автономность - способность и стремление противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрастам подражательность, это качество также присутствует и характеризует степень детской самостоятельности и независимости - качеств, необходимых и юному, и взрослому творцу.

Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.

4. Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях, в детских играх и совместных делах, что дает ребенку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности.

Не всегда, но часто является результатом интеллектуального превосходства. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.

5. Соревновательность - склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений - важный фактор развития личности, закалки характера.

Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.

6. Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребенка не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы. Основой этого качества у высокоодаренных являются большие возможности и универсализм. Широта интересов - основа многообразного опыта.

Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.

7. Юмор. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.

Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.

Как оценивать

Для оценки воспользуемся методом полярных баллов. Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей.

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. Идеальный результат - два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации.

График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу .



Предварительный просмотр:

Диагностика на выявление интересов младших школьников.

Инструкция для детей

В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак "-"; если нравится "+", если очень нравится, ставьте "++".

Инструкция для родителей

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-"; если нравится -"+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."

  1. решать логические задачи и задачи на сообразительность;
  2. читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
  3. петь, музицировать;
  4. заниматься физкультурой;
  5. играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
  6. читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
  7. делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
  8. играть с техническим конструктором;
  9. изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
  10. самостоятельно рисовать;
  11. играть в спортивные, подвижные игры;
  12. руководить играми детей;
  13. ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
  14. ходить в магазин за продуктами;
  15. читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
  16. играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
  17. самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
  18. соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
  19. разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
  20. содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.);
  21. убиратьза собой книги, тетради, игрушки и др.;
  22. конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
  23. знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
  24. самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
  25. читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
  26. объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
  27. ухаживать за домашними растениями;
  28. помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
  29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
  30. знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
  31. участвовать в постановке спектаклей;
  32. заниматься спортом в секциях и кружках;
  33. помогать другим людям;
  34. работать в саду, на огороде, выращивать растения;
  35. помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы.

Дата__________ Фамилия, имя_______________

1

2

3


Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

  • математика и техника;
  • гуманитарная сфера;
  • художественная деятельность;
  • физкультура и спорт;
  • коммуникативные интересы;
  • природа и естествознание;
  • домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Обработка результатов Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей.